Курсовая: Податная реформа Петра Великого

прини­мать отходников с семьями, и при предъявлении писем на семью надлежало

немедленно ее высылать на прежнее место жительства (ч. II, п. 14). Включая

это положение в Плакат, законодатели стремились предотвратить бегство

крестьян под видом выхода на заработки. Теми же сооб­ражениями было

продиктовано запрещение жениться кре­стьянам-отходникам в период работы на

заводах (ч. II, п. 15). Эту же цель преследовало положение об ограни­чении

времени отхода тремя годами (ч. II, п. 16). Власти понимали, что отзыв

квалифицированного работника, ка­ким мог стать за это время отходник,

приводил порой к ущербу производства и нарушению «государственного интереса».

Поэтому Плакат предусматривал выплату ком­пенсации за такого работного его

владельцу в размере 50 руб. После этого крестьянин-отходник становился

собственностью хозяина мануфактуры (ч. II, п. 15).

Предписание Плаката о паспортах имело огромное значение для народного хозяйства.

С помощью паспорт­ной системы правительство могло контролировать продви­жение

населения, ограничивать его во временных и про­странственных рамках, оказывать

влияние на особенности формирования рабочей силы на предприятиях.

[14]

Введение паспортов в 1724—1725 гг. привело в от­дельных случаях к перебоям в

снабжении строек рабочей силой.

Жесткий порядок, введенный Плакатом, разумеется, не устраивал многих как из

числа отходников, так и из числа работодателей. Одним из способов обойти

закон было предъявление фальшивых паспортов. К 1726 г. обнаружилось такое

количество подделок, что правитель­ство решило перейти на паспорта,

изготовленные типо­графским способом. Однако вскоре дело застопорилось. После

вывода полков из уездов и передачи сбора налогов губернаторам и воеводам в их

же руки была передана и выдача паспортов. Это в свою очередь привело к новым

трудностям. Как писали авторы доношения в Сенат, «ежели обширной уезд,

например Московской, Новгород­ской и Нижегородской и иные многие тому

подобный, ис такова уезду несвободны в другой уезд в наймах ехать или для

работы итти, покамест не получат от воеводы пашпорта, а к воеводе в город

итти верст по сту и по двести, то он прежде, нежели работою своею на оплату

податей что достанет, последнее свое дорогою исхарчит». Кроме того, придя в

город «просители в городах за паш-портами волочатся». Правительство признало

доводы авторов до ношения вескими, и в 1728 г. было принято, решение

ограничиться «письменными» паспортами, заве­ренными приказчиком или

помещиком.

Лишь в 1731 г., когда армия возвратилась в уезды, была введена вновь система

«печатных» паспортов. Тех, кто появлялся с «письменными», было приказано, «не

пропуская, ловить и отсылать на прежние жилища».

Наконец, возвращаясь к Плакату как документу, регу­лирующему полицейские функции

армии, нужно затро­нуть вопрос о переводе крестьян. Система прикрепления

крестьян в местах приписки в оклад подати оказывалась в некотором противоречии

с, практикой, когда помещики свободно распоряжались своими крестьянами, могли

про­дать крепостного без земли в другой уезд перевести в свое поместье,

расположенное в другом районе. Разрабатывая Плакат и другие документы,

правительство стремилось учесть и это обстоятельство. 31 августа 1723 г. Сенат

приговорил, «чтоб душ по расположению полков из полку в полк бес челобитья и

указу не пере­водить»[15] В Плакате эта

идея была развита. Он уста­навливает порядок, при котором помещик мог перевести

крестьянина, лишь подав об этом челобитную и предста­вив обязательство о

платеже за него денег по-прежнему в местах «положения» в оклад на полк (ч. I,

п. 17).

Подводя итоги, мы можем констатировать, что реали­зация петровских планов

привела к созданию новой си­стемы содержания и размещения армии. Эта система

имела три особенности. Во-первых, она была рассчитана на мирный период и

предусматривала содержание армии (при сохранении ее боеспособности)

длительное время. Во-вторых, новая система содержания армии составляла единое

целое с податной налоговой системой. Деньги, взимаемые с плательщиков при

участии армии, посту­пали непосредственно на нужды полков, что позволяло в

известной степени избежать издержек, связанных с пе­редачей их в центральную

кассу и перераспределением вновь на полки. В-третьих, размещение полков среди

на­селения, с которого взимались деньги на их содержание, позволяло военным

контролировать положение на местах, эффективнее взыскивать недоимки, бороться

с бегством, подавлять проявления классовой борьбы. Создание пас­портной

системы, ставшее возможным благодаря введе­нию подушной переписи, позволяло

следить за переме­щением населения и регулировать его в соответствии с

интересами феодалов и абсолютистского государства.

Произведена была перепись податного населения, вычислен расход по

содержанию армии, и разложен по душам. Переписи подлежали крестьяне всех

категорий (помещичьи, вотчинные, черносошные на государственных землях,

дворцовые, монастырские), холопы и так называемые «гулящие» люди, до

сих пор не платившие никаких податей и повинностей, жившие за чужим

«хребтом» («захребетники», «подсуседники») или просто бродившие с места на

место. Под страхом наказания (ссылка на галеры) «гулящие» обязаны были

записаться в ревизские сказки и превратиться в солдат и в крепостных

[16].

Ответственность за исправный взнос податей возложен был на помещика:

правительство требовало денег с него, а не с крестьян. Эта мера оказала

громадное влияние на дальнейшую судьбу крестьянства: она поставила

плательщика в полную зависимость от помещика и привела к тому, что

помещик сделался бесконтрольным хозяином и

настоящим владыкой над своими крестьянами.

Прикрепление крестьян при Петре, как сурово оно не проводилось в жизнь,

каким тяжёлым гнётом не легло на население, не имело ничего общего с

тем положением, какое сложилось для них со второй половины ХVШв

[17]. и продолжалось вплоть до уничтожения крепостного права (1861).

Прикрепляя крестьян, Пётр совсем не имел в виду превращать их в

помещичьих крепостных, в рабов: в податном классе он видел

такой служивый класс, каким были и другие сословия: дворянское,

городское; прикрепление совершалось во имя соображений государственных,

отнюдь не частных, не классовых: крепостное состояние было лишь формой

служения своему помещику с тем, чтобы дать ему самому возможность

отправлять свою службу, так что перестанет служить помещик, должны

быть освобождены от обязанностей к нему и крестьяне. Этот взгляд глубоко

вкоренился в народное сознание, и когда впоследствии помещики-дворяне

стали

действительно освобождаться от военной повинности, то крестьяне с

полным основанием требовали, чтобы освободили и их – не от рекрутчины,

а от крепостничества.

Подушная подать принесла государству в 1724г. более половины

государственного бюджета, но она же и отразилась на жизни населения

тяжелее всего.

По указу 1723г. холопы облагались государственными налогами наравне с

крепостными крестьянами сливаясь, таким образом, вместе с ними в

единое сословие, податный класс. Даже городская реформа 1718г.

вследствие которой появились относительно зависимые городские магистры,

городские гильдии с их выборными, независимыми от властей

представительствами имела целью создать надёжное тяглое сословие,

поставщиков казны.

В городской реформе красной нитью проходит та же мысль, которая

легла в основу реформ дворянства. Пётр понял, что необходимо

расширить и углубить сами источники государственного дохода, а не

просто изловчаться только в усилиях их исчерпать.

Конечно, и сама новая сословная структура податного населения,

и жёсткая регламентация прав и обязанностей каждого сословия, и

ограничения территориальных, а так же социальных перемещений

увеличивали шансы правительства при взимании платежей. При Петре

податные тяготы утроились, а население за время его царствования

сократилось на 20%.

И так для покрытия больших военных расходов Пётр повёл к податной

реформе, поощрению промышленности и торговли, а так же были приняты

такие меры как:

А) Выпуск низкопробной монеты (перечеканка из монеты

полноценной);

Б) Налоги разного рода, главным образом промысловые;

В) Монополии на табак, соль, сало, дёготь и др.

Г) Подушная подать.

3.Отношение к реформе Петра І современников.

Деятельность Петра І до сих пор не имеет в нашем общественном

сознании одной твёрдо установленной оценки. На Податную реформу Петра

смотрели по-разному, и его современники и мы. Одни старались

объяснить себе значение реформы для последующей русской жизни, другие

же занимались вопросом об отношении этой реформы к явлениям

предшествующей эпохи. Деятельность Петра обсуждали уже его

современники. Их взгляды сменялись взглядами ближайшего потомства,

судившего по преданию, понаслышке, а не по личным впечатлениям. Затем

место преданий заняли исторические документы.

Современники Петра считали его одного причиной и двигателем той

новизны, которую вносили в жизнь его реформы. Эта новизна для одних

была приятна, потому что они видели в ней осуществление своих

желаний и симпатий, для других она была ужасным делом, ибо как им

казалось, подрывались основы старого быта. Равнодушного отношения к

реформам не было ни у кого, так как реформы задевали всех. Но не

все одинаково резко выражали свои взгляды. Пылкая, смелая преданность

Петру и его делу отличает многих его помощников; старинная ненависть

слышится в отзывах о Петре у многих поборников старины. Первые доходят

до того, что зовут Петра «земным богом», вторые не страшатся

назвать

его антихристом. И те, и другие признают в Петре страшную силу и

мощь, и ни те, ни другие не могут спокойно отнестись к нему, потому,

что находятся под влиянием его деятельности. И преданный Петру

Наратов, двадцать лет ему служивший, и какой-нибудь изувер-раскольник,

ненавидевший Петра всем своим существом, одинаково поражены Петром и

одинаково не способны судить его беспристрастно. Многие люди, жившие

и после его смерти, продолжали ему удивляться не меньше

современников. Они жили в созданной им гражданской обстановке и

пользовались культурой, которую он так старательно насаждал. Всё, что

они видели вокруг себя в общественной сфере, вело начало от Петра.

О Петре осталось много воспоминаний, о том же, что было до него,

стали забывать.

Преобразования Петра І касались всех сторон общественной жизни и всех

классов московского общества. Поэтому люди всех направлений и

положений почувствовали реформу Петра и, задетые ею, так или иначе,

высказывали своё отношение и к преобразованию, и к преобразователю

[18]. Отношение это было разнообразно. Не все понимали, к чему

стремился Пётр, не все могли сознательно отнестись к преобразованиям.

Массе, реформы казались странными, ненужным и не понятным делом.

Народ не мог уловить в деятельности Петра, исторической традиции,

которую видим теперь мы, поэтому считал реформу не национальной и

приписывал её личному капризу своего царя. Однако много отдельных лиц,

не только из высших слоёв общества, но и из народных масс умели

сочувствовать Петру. Эти люди являлись деятельными сотрудниками государя.

Так, в эпоху Петра образовалось в его государстве две стороны

людей: противников и сторонников реформы.

В 1698г. стрелецкий розыск и резкие нововведения Петра по возвращению

из-за границы сразу возбудили внимание народа, который был удивлён и

жестокостью государя, и его немецкими еретическими замашками. В

обществе пошли оживлённые разговоры, о которых мы знаем довольно много

из дел Тайного приказа (Преображенского), занимавшегося следствиями

политического характера. В Москве и в областях роптали на Петра за

то, что «бороды бреет и с немцами водится и вера стала немецкая».

Соображая «чего ждать от басурмана», не удивлялись, что Пётр оказался

жестоким в стрелецком розыске. Однако проявление этой жестокости

поражало народное воображение; даже бабы говорили между собой, что

«которого дня государь и князь Ромодановский крови изопьют, того дня

и те часы они веселы, а которого дня не изопьют, и того дня им

хлеб не естся[19]». Позже, когда

с началом шведской войны очень усилились подати и повинности,

происходили частые рекрутские наборы, и служба дворян стала тяжёлой,

это напряжение государственных сил объяснили не политическими

потребностями, а личным капризом царя. Ему желали смерти, потому что

думали: «Как бы Петра убили, так бы и служба минула, и черни бы

легче было». Но Пётр жил и требовал от народа усиленного труда. Не

привыкшие к такому труду с отчаянием восклицали: «Мироед, весь мир

переел. На него, кутилку, переводу нет, только переводит добрые

головы. Пётр казался врагом; он дворян всех выволок на службу,

крестьян разорил с домами», побрал их в солдаты, а жён их «осиротил

и заставил плакать век». «Если он станет долго жить, он и всех нас

переведёт» - говорили в народе.

Таким образом, личность Петра и его культурные вкусы и политическая

деятельность были не поняты массой и возбуждали недовольства. Не

понимая происходящего, все недовольные с недоумением ставили себе

вопрос о Петре.

Уже в первые годы ХVШв. появилось несколько ответов. Заграничная

поездка предлог к одному ответу; «немецкие» привычки Петра создали

другой ответ. На почве религиозного консерватизма вырос третий, столь

же легендарный, как и первые два. Во-первых, стали рассказывать, что

Пётр во время поездки за границу был пленён в Швеции и там

«закладен в столб», а на Русь выпущен

вместо него царствовать немец. Поводами к этой легенде служили

рассказы о том, что Пётр в Швеции не «закладен в столб», а посажен

в бочку и пущен в море. Ходила в народе легенда о том, будто Пётр

родился от «немки беззаконной». И как царица Наталья Кириловна

стала отходить с сего света и в то число говорила: « Ты, де, не сын

мой, замененный». Не чём основывалось такое объяснение происхождения

Петра, высказывали наивно сами рассказчики легенды: «Велит носить

немецкое платье – знатно, что родился от немки».

В-третьих, наконец, в среде, кажется, раскольничьей, выросло

убеждение, что Пётр антихрист, потому что гонит православие, и

разрушает веру христианскую. «Получив широкое распространение в тёмной

массе народа, все эти легенды спутывались, варьировались без конца и

соединялись в одно определение Петра: «Он не государь–латыш; поста

никакого не имеет; он льстец, антихрист, рождён от нечистой девицы».

Но недовольство народа не переходило в общее открытое сопротивление

Петру. Народ, правда, уходил от тяжести государственной жизни целыми

массами в казаки, в Сибирь, даже в Польшу. Однако обаяние грозной

личности Петра, отсутствие самостоятельных, общественных союзов,

наконец, отсутствие единодушного отношения к Петру и реформе, привели

к тому, что

против реформы Петра были лишь отдельные местные вспышки.

Сторонники и сотрудники Петра являлись, без сомненья, меньшинством в

русском обществе; но воспитанные в школе Петра и поставленные им у

власти, они прониклись взглядами своего воспитателя и после его

смерти, не дали государству уклониться на путь реакции.

И знатный, и не знатный, и русский, и не русский, и обруселый

иноплеменник одинаково могли подняться до непосредственной близости к

царю – реформатору. Поднимались до такой близости и иностранцы,

случайно появившиеся в России и ей чуждые; но Пётр лаская из и

доверяя им, не ставил из не первые места; везде над ними

возвышался русский человек, хотя бы и меньше иностранца знавший

дело.

Однако авторитет могучего государя, привычка к долгому совместному

служебному и житейскому общению, привычка к новым формам

государственной жизни и деятельности соединили всю эту разноплеменную

и разнохарактерную дружину Петра в плотный, однородный круг

практических государственных дельцов. Не во всём понимая и разделяя

планы Петра, его дружина вела, однако, государство по привычному пути

и после смерти реформатора –

государя. Необычайное распространение в обществе ХVШв. преувеличенной

похвалы личности и делам Петра, составленных современниками реформы,

свидетельствует о том, что сочувствие Петру было очень сильно, среди

более или менее образованных людей.

Такие личности, как Татищев и Посошков, действуя в совершенно

различных сферах общества, выполняли одно и то же назначение:

являлись хранителями новых начал общественной жизни, получивших силу

с царствованием Петра. Они своими трудами, речами и жизнью

распространяли эти начала среди косной и недоверчивой массы и, увлекая

многих за собой, были действительными сотрудниками Петра.

Хотя и достаточно было у Петра таких сотрудников, однако они

оставались в меньшинстве. Уже в конце царствования Петра Посошков

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты