Курсовая: Политические и экономические реформы в Монголии 1921-1940 гг

кооперативной промышленности зародились и получили развитие такие важные

отрасли народного хозяйства, как связь. Транспорт, строительство и другие.

22 февраля 1925 года народное правительство приняло решение о выпуске

национальной валюты – тугрика. С 1 апреля 1928 года из денежного обращения

были полностью изъяты китайские янчаны и слитки серебра. В том же году тугрик

был переведен на золотое обеспечение. Опираясь на национальную валюту,

народное государство осуществило бюджетную реформу. Местные бюджеты были

подчинены государственному, были определены назначение и порядок

использования местных бюджетов. Если в 1924 году ассигнования госбюджета на

народное хозяйство составляли 10,7%, на образование и культуру – 3,2%, то в

1926 году они соответственно возросли до 26% и 6%. В результате этих

преобразований значительно укрепилось мелкое единоличное аратское хозяйство.

Военный конфликт на Китайской военной железной дороге в 1929 году и

обострение в связи с этим обстановки на Дальнем Востоке были восприняты

противниками монгольского государства как удобный момент для открытого

выступления. Основной силой контрреволюции выступали церковные и светские

феодалы. В своей борьбе они опирались на иностранный капитал и международные

реакционные силы, в первую очередь, на правящие круги Китая и Японии.

Проникая в партийные, государственные, общественные и хозяйственные органы,

представители этих кругов пытались проводить линию на отказ от политики

партии народного государства, направленной на неуклонное углубление народной

революции, на осуществление генерального курса на некапиталистический путь

развития МНР.

В мае 1929 года народное правительство, принимая во внимание, что в некоторых

местах были созданы простейшие формы кооперации, такие как артели охотников,

извозчиков и др., специальным постановлением разрешило аратам вступать в

кооперативы на основе принципа добровольности. Между тем, большинство

тогдашнего руководства МНР, встало на путь механического копирования

советского опыта коллективизации сельского хозяйства без учета и анализа

условий страны, ее материальной базы, социально-экономических, национально-

бытовых особенностей. На состоявшемся в 1930 году VIII съезде МНРП и VI

Великом Народном Хурале им удалось утвердить курс на проведение сплошной

коллективизации. Однако, в рассматриваемое время, в МНР еще не были решены

демократические задачи революции: в основной отрасли народного хозяйства –

скотоводстве преобладали мелкие единоличные аратские хозяйства, остро

ощущался недостаток финансовых и экономических ресурсов, кадров, способных

руководить крупными социалистическими хозяйствами. Одним словом, в начале 30-

х годов в МНР еще не были созданы необходимые предпосылки для

непосредственного осуществления задач социалистического этапа революции.

Политика коллективизации лишила аратов стимула к увеличению поголовья скота.

За короткий срок она нанесла огромный урон скотоводству. Поголовье скота,

насчитывающее в 1930 году 23 млн., к 1932 году сократилось на 32%.

III чрезвычайным пленумом ЦК МНРП, состоявшимся в июне 1932 г., была осуждена

политика раннего социалистического строительства. Для решения проблем,

возникших в процессе проведения этой политики, пленум наметил программу

мероприятий, известную под названием Нового курса. Политика нового курса не

была какой-то новой политической линией партии, она восстанавливала сбитую

генеральную линию, определенную еще III съездом МНРП.

В июле 1932 г. состоялась представительная аратская конференция, в которой

приняло участие около 400 аратов. На конференции обсуждались вопросы,

связанные с претворением в жизнь Нового курса.

Были приняты меры по укреплению революционной демократии, в частности,

запрещено вмешательство партийных организаций во внутренние дела

государственных учреждений и повышена их самостоятельность.

В 1932 г. было утверждено новое положение о выборах, в соответствии с

которым, в конце этого года, состоялись выборы в местные органы власти.

Во второй половине 1932 г. проводилась работа по реорганизации созданных в

принудительном порядке колхозов и коммун. Следует отметить, что, находившийся

в то время на посту премьер-министра, П.Гендун допускал роспуск не только

созданных в принудительном порядке колхозов и коммун, но и тех добровольных

аратских объединений, которые при соответствующей организационной и

технической помощи, могли бы получить дальнейшее развитие. Эти действия

нанесли серьезный ущерб процессу кооперирования аратских хозяйств.

В августе 1932 г. был утвержден новый закон о скотоводческом и

земледельческом налоге. Этот закон подтвердил антифеодальный характер

налоговой политики; он был направлен на поддержку аратских хозяйств и

повышение их личной заинтересованности в увеличении поголовья скота.

В 1933 г. хозяйства, освобожденные от уплаты налогов, составляли более

половины всех хозяйств страны. Одна треть получила различные льготы.

В соответствии с политикой Нового курса, был отменен запрет на частную

торговлю. Если в 1932 году в стране насчитывалось 28 торговцев, имевших

разрешение заниматься частной торговлей, то в 1934 г. их число достигло 100.

В первые годы Нового курса страна добилась значительных успехов в развитии

промышленности, транспорта и связи. В 1933 году была сдана в эксплуатацию

Хатгальская шерстомойная фабрика, в феврале 1934 г. уланбаторская ТЭЦ, а в

марте промышленный комбинат, построенный с помощью Советского Союза.

С целью распространения передового опыта ухода за скотом, с 1934 г. во многих

областях стали созываться совещания лучших скотоводов, а с 1936 г. начало

развертываться соревнование за увеличение поголовья скота. Неуклонно

возрастали заготовки продукции животноводства. В 1934 г. государству было

сдано свыше 5 тыс. тонн шерсти, а в 1940 – свыше 10 тыс. тонн шерсти.

Политика ограничения хозяйств эксплуататорского типа препятствовала

формированию капиталистических элементов, складыванию самостоятельного

капиталистического уклада экономики. Это облегчало развитие страны по

некапиталистическому пути. Важнейшим достижением МНР, определившим весь ее

новый облик, явилось развитие и укрепление социалистического уклада,

представленного национальной промышленностью, транспортом, связью, торговлей,

финансовой системой и т.д. Наряду с государственными промышленными

предприятиями все более важное значение приобретала промысловая кооперация.

Одновременно с укреплением ранее созданных, с середины 30-х годов начали

создаваться в большом количестве ламские артели, представлявшие собой одну из

форм кустарной кооперации.

В 1940 году валовая продукция государственно-кооперативной промышленности

возросла по сравнению с 1932 годом в 22 раза. В области связи, в 1934 г. была

дана в эксплуатацию центральная радиостанция, построенная с помощью СССР, а к

1940 г. почти во всех областях стали функционировать радиостанции.

Из года в год расширялась монголо-советская торговля. Резко возрос экспорт-

импорт страны в 1935-40 гг. Конкретным показателем подъема экономики МНР

является систематический рост государственного бюджета. Если в 1934 г. доходы

его составляли 40 млн. тугриков, то в 1940 – 118 млн.

В 1932-33 гг. возникли первые конно-сенокосные станции. В 1937 году конно-

сенокосными станциями было скошено сена на площади свыше 70 тыс. гектаров.

Большую роль в возникновении и дальнейшем росте и укреплении

социалистического уклада сыграли помощь СССР и влияние его социалистической

экономики. Динамично развивалась и промышленность. Если в 1928 году на

государственных предприятиях было занято всего около 300 рабочих, то в 1940

- уже около 14 с половиной тыс.

Правительственная политика, живое участие народных масс, значительная помощь

Советского Союза обеспечили успешное завершение общедемократического этапа

народной революции и постепенный переход страны к строительству основ

социализма.

Тем временем японские агрессоры пытались развязать войну против Советского

Союза, в первую очередь, стремясь захватить Китай и МНР. Захватив Манчжурию

и значительную часть Внутренней Монголии, японцы начали совершать нападения

на МНР. В связи с этим, по просьбе правительства МНР, 27 ноября 1934 года

было заключено соглашение с СССР, предусматривающее взаимную поддержку всеми

мерами в деле предотвращения военного нападения, а также оказания друг другу

помощи в случае такого нападения. С мая 1935 по март 1936 японские войска

неоднократно вторгались на территорию Монголии. В связи с напряженностью

внешнеполитического положения страны, народное правительство приняло ряд

важных мер для укрепления обороноспособности, как то обеспечение армии

вооружением и техникой и увеличение ее численного состава.

Подготовившись к захватнической войне, японские военные 11 мая 1939 года

крупными силами нарушили государственную границу МНР в районе реки Халхин-

гол. Но наступление было отбито. Японцы с большими потерями отступили в

Манчжурию. Советско-монгольское командование укрепило свои вооруженные силы,

подтянув в район боевых действий две бронемоторизированные и одну танковую

бригаду. В ночь на 3 июля японцы форсировали реку Халхин-гол и днем вышли в

район горы Баян-Цаган. Однако с большими потерями от налетов авиации и

сильного артиллерийского обстрела со стороны совестско-монгольских войск

японцы оставили поле боя, а уже 5 июля Баян-Цаган был освобожден. Несмотря на

большой урон в этой битве, японцы снова стали готовиться к наступлению. Но

утром 20 августа 1939г. началось неожиданное для японцев наступление

советско-монгольских войск на восточной границе МНР. 23 августа противник

был окружен. 30 августа наступление закончилось победой над японскими

захватчиками. 15 сентября в Москве было подписано соглашение между СССР, МНР

и Японией о ликвидации конфликта в районе Халхин-гола.

В то время, как японцам был нанесен сокрушительный удар в районе реки Халхин-

гол, в Европе фашистская Германия раздувала пожар Второй мировой войны.

Внешняя политика МНР того времени была направлена на укрепление дружбы с

Советским Союзом и всемирную поддержку борьбы против фашизма, за мир во всем

мире.

В июне 1940 г. был созван VIII Великий народный хурал. Основным вопросом

повестки дня было обсуждение и утверждение новой конституции МНР. Хурал учел

важнейшие поправки и дополнения, внесенные во время всенародного обсуждения

проекта конституции, выработал ее окончательный текст и окончательно

утвердил. Новая конституция МНР законодательно закрепила завоевания и успехи,

достигнутые монгольским народом за период с 1924 по 1940 гг., ознаменовала

собой дальнейшую демократизацию государственного управления, отразила успехи

в развитии МНР на пути к социализму. Конституция предоставила гражданам МНР

права на труд, отдых, образование, право избирать и быть избранными во все

органы народной власти страны.

Одним из крупных достижений в развитии послереволюционной культуры МНР было

успешное создание системы народного образования. Борьба за ликвидацию

неграмотности с особой силой развернулась в 1921-40 гг. и велась в основном

по двум направлениям: обучение грамоте детей в государственных школах и

обучение взрослого населения с помощью различных курсов и кружков. Развитие

народных школ осложнялось тем, что в условиях кочевого образа жизни аратов-

скотоводов и обширности территории страны требовались специальные школы-

интернаты, для

строительства которых государство не располагало необходимыми средствами.

В 1933-34гг. был принят первый школьный устав, пересмотрены учебные планы и

программы, изданы буквари для начальных школ и другие учебники. В

результате создания новых государственных школ и преобразования добровольных

народных школ в государственные в 1940 в стране насчитывалось 319 начальных

школ, значительно возросло количество учащихся в средних школах. В этих

школах обучалось примерно 20% детей школьного возраста.

В конце 1940-х годов в Монгольской Народной Республике вновь была начата, а к

концу 1950-х годов практически завершена коллективизация пастбищных

животноводческих хозяйств. В этот послевоенный период в стране развивалась

промышленность, создавалось многоотраслевое сельское хозяйство и расширялась

добыча полезных ископаемых. После смерти в 1952 г. Х.Чойбалсана премьер-

министром республики стал его прежний заместитель и генеральный секретарь ЦК

МНРП с 1940 Ю.Цэдэнбал.

Основные события 1940 – 1960 гг.

После того как в 1956 г. председатель Совета Министров СССР Н.С.Хрущев осудил

грубые нарушения законности в период сталинского режима, партийное

руководство МНР последовало этому примеру в отношении прошлого собственной

страны. Впрочем, данное событие не привело к либерализации монгольского

общества. В 1962 г. жители Монголии с большим энтузиазмом и чувством

национальной гордости праздновали 800-ю годовщину рождения Чингисхана. После

возражений со стороны Советского Союза, объявившего Чингисхана реакционной

исторической фигурой, все празднования были прекращены и началась суровая

чистка кадров .В 1960-е годы, из-за идеологических расхождений и

политического соперничества, возникла серьезная напряженность в советско-

китайских отношениях. С их ухудшением из Монголии, которая приняла в этом

конфликте сторону СССР, в 1964 г. были высланы 7 тыс. китайцев, работавших по

контрактам. На протяжении 1960–1970-х годов Улан-Батор многократно выступал с

осуждениями в адрес КНР. То обстоятельство, что во Внутренней Монголии –

автономном районе Китая – проживает значительное по численности монгольское

население, лишь усиливало неприязнь. В начале 1980-х годов в Монголии были

размещены четыре советские дивизии, составлявшие часть группы войск СССР,

стоявшей вдоль северной границы Китая.

С 1952 по 1984 г. у власти в МНР находился Ю.Цэдэнбал, который совмещал

должности Генерального секретаря ЦК МНРП, Председателя Совета Министров

(1952–1974) и Председателя Президиума Великого Народного Хурала (1974–1984).

После того как он был отправлен в отставку, на всех постах его сменил

Ж.Батмунх. В 1986–1987 гг., вслед за советским политическим лидером

М.С.Горбачевым, Батмунх стал проводить в жизнь местный вариант политики

гласности и перестройки. Неудовлетворенность населения низкими темпами реформ

стала причиной многолюдных демонстраций в Улан-Баторе в декабре 1989 г.

Современный этап

В стране образовалось широкое общественное движение за демократию. В начале

1990 г. насчитывалось уже шесть оппозиционных политических партий, активно

призывавших к осуществлению политических реформ. Наиболее крупная из них –

Демократический союз – официально признанная правительством в январе 1990 г.,

позднее была переименована в Монгольскую демократическую партию. В марте 1990

г., в ответ на беспорядки, все руководство МНРП ушло в отставку. Новый

генеральный секретарь ЦК МНРП П.Очирбат произвел реорганизацию в партии. При

этом из партии были исключены некоторые весьма известные лица (в первую

очередь Ю.Цэдэнбал).

Тогда же, в марте 1990 г., П.Очирбат стал главой государства. Вскоре после

этого началась подготовка к выборам в высший законодательный орган страны. В

конституцию 1960 г. были внесены поправки, исключавшие упоминания об МНРП как

о единственной партии и единственной направляющей силе в политической жизни

монгольского общества. В апреле состоялся съезд МНРП, целью которого было

реформирование партии и подготовка к участию в выборах; генеральным

секретарем ЦК МНРП делегаты съезда избрали Г.Очирбата. Хотя на состоявшихся в

июле 1990 г. выборах в парламент МНРП получила 357 из 431 места в высшем

законодательном органе, все оппозиционные политические партии смогли принять

участие в предвыборной конкурентной борьбе в большинстве районов Монголии,

нарушив тем самым монополию МНРП на власть. В 1992 г. была принята новая,

демократическая конституция, по которой вводился пост президента страны. В

том же году президентом был избран П.Очирбат (срок полномочий 1992–1997),

представлявший демократические силы страны.

В сентябре 1990 г. было сформировано коалиционное правительство

Д.Бямбасурэна, в которое, наряду с членами МНРП, вошли и представители

оппозиции – Монгольской демократической партии, Монгольской социал-

демократической партии, Партии национального прогресса. В июне 1992 г. МНРП

вновь одержала победу на выборах: получив 56,9% голосов, она заняла в Великом

Государственном Хурале 70 из 76 мест. Остальные мандаты достались

«Демократическому блоку» (4 места) в составе демократической партии,

Гражданской партии объединения и Национально-прогрессивной партий (позднее

объединились в Национально-демократическую партию), социал-демократам и

независимым (по 1 месту). После выборов было вновь сформировано однопартийное

правительство МНРП во главе с П.Жасраем. Провозгласив «центристский курс»,

оно продолжало осуществлять начатые рыночные реформы, которые включали

приватизацию земли и промышленности.

Политическое противоборство в стране нарастало. Оппозиционные партии (НДП,

МСДП, Зеленые и Религиозная) объединились в блок «Демократический союз» и

обвиняли власти в развале экономики, бездумном разбазаривании средств,

коррупции и неэффективном управлении с помощью «старых коммунистических

методов». Выступив под лозунгом «Человек – труд – развитие», они смогли

выиграть парламентские выборы в июле 1996 г., получив 47,1% голосов и 50 из

76 мест в Великом Государственном Хурале. МНРП достались на сей раз 40,9%

голосов и 25 мест. 1 мандат получила правая Объединенная партия национальных

традиций. Во главе правительства встал лидер НДП М.Энсайхан. Победившая

коалиция приступила к форсированию реформ. Быстрое преобразование

централизованного хозяйства в рыночное повлекло за собой ухудшение положения

значительной части населения и социальные конфликты. Недовольство сказалось

быстро: президентские выборы в мае 1997 г. неожиданно выиграл кандидат МНРП

Н.Багабанди, собравший около двух третей голосов избирателей. Новый президент

учился в СССР, в 1970–1990 гг. возглавлял один из отделов ЦК МНРП. В 1992 г.

он был избран заместителем председателя ЦК МНРП, в 1996 г. возглавил

парламентскую фракцию партии, в 1997 г. стал председателем партии.

Бывшая правящая партия начала консолидировать свои позиции. Было посмертно

восстановлено членство в МНРП Ю.Цэдэнбала, проведена конференция, посвященная

его памяти. Однако, разногласия в правительственном лагере нарастали. В

октябре 1998 г. был убит один из лидеров демократического движения 1990 г. и

претендент на пост главы правительства, министр инфраструктуры С.Зориг.

Правящей коалиции долго не удавалось назначить нового председателя

правительства; 5 кандидатов на этот пост не смогли добиться успеха. Только в

декабре 1998 г.хурал утвердил главой правительства мэра Улан-Батора

Э.Наранцацралта, который уже в июле 1999 г. подал в отставку и был заменен

бывшим министром иностранных дел Р.Амаржаргалом.

Засуха лета 1999 г. и последовавшая за этим необычно холодная зима вызвали

катастрофическое падение сельскохозяйственного производства. Погибли до 1,7

из 33,5 млн. голов скота. Продовольственная помощь требовалась не менее чем

35 тысячам человек. Рост зарубежных инвестиций (в 1999 г. они увеличились по

сравнению с 1998 г. на 350% и составили 144,8 млн. долларов США) в добычу

меди и производство кашемирового волокна, а также текстиля не могли смягчить

для населения последствий структурных экономических реформ, которые

проводились под патронажем Международного валютного фонда. Треть населения

жила ниже уровня прожиточного минимума, средний доход на душу населения

составлял 40–80 долларов США в месяц и был ниже, чем в России и Китае.

Разочарование в политике правящей коалиции привело к ее тяжелому поражению на

парламентских выборах в июле 2000 г. МНРП завоевала 72 из 76 мест в Великом

Государственном Хурале и вернулась к власти. По 1 месту получили НДП, блок

Партии гражданской смелости и Зеленых, Альянс родины и независимые.

Генеральный секретарь МНРП Н.Энхбайяр, ставший после выборов главой

правительства, пообещал, что рыночные реформы будут продолжаться, но в

смягченном варианте. Энхбайяр – известный переводчик русской и англо-

американской литературы, в 1992–1996 гг. занимал пост министра культуры, в

1996 г. был избран генеральным секретарем МНРП. Считает себя активным

буддистом; в МНРП выступает сторонником социал-демократического облика

партии.

Господство МНРП укрепилось в мае 2001 г., когда Н.Багабанди, получив 57,9%

голосов, был переизбран на второй срок. Президент подтвердил свою

приверженность экономическим преобразованиям, правам человека и демократии и

отрицал обвинения в намерении вернуться к однопартийной системе. В 1998 г.

Монголию посетил впервые с 1990 г. глава западноевропейского государства: им

стал президент ФРГ Роман Херцог. Сменивший его в 1997 г. Н.Багабанди (срок

полномочий 1997–2002) является представителем МНРП. При нем началось

возвращение коммунистов на многие ответственные посты в республике. Было

восстановлено членство в МНРП Ю.Цэдэнбала, проведена конференция, посвященная

его памяти. Уже несколько лет длится противостояние МНРП и Демократического

союза оппозиционных партий. В октябре 1998 г. страну потрясло первое громкое

политическое убийство основателя демократического движения, депутата

парламента и министра развития инфраструктуры С.Зорига. Еще в 1990 г.

Советский Союз согласился полностью вывести свои войска из Монголии. Теперь

во внешнеполитических связях Монголии ведущие позиции занимают Китай, Япония

и США.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты