Курсовая: Политические и экономические реформы в Монголии 1921-1940 гг

гуманному примеру.***** 5 ноября 1921г. между монгольским Народным

правительством и Правительством РСФСР было подписано соглашение об

установлении дружественных отношений. Советское правительство специальной

статьей в соглашении подтвердило свой отказ от исключительных прав, которыми

пользовалась в Монголии царская Россия, безвозмездно передало Монголии

некоторое имущество, принадлежавшее России, аннулировало дореволюционный долг

Монголии на сумму около 5 млн рублей. Это соглашение имело значение для

укрепления международного и внутреннего положения монгольского народного

государства, усиления позиций народной власти, создания благоприятных условий

для строительства основ народной демократии. Используя старых чиновников,

правительство в то же время последовательно устраняло их реакционную часть из

государственного аппарата, усиливало свой контроль над деятельностью местных

органов власти, внедряя в практику выборность глав органов самоуправления.

Преобразование старого феодального аппарата проводилась постепенно.

Иногда чиновники сменялись под видом традиционной передачи власти по

наследству или их смещали в случае враждебных действий против народной

власти.

До созыва съезда партия признала необходимым создать совещательный орган

народных представителей. С этой целью Народное правительство 5 сентября 1921

года постановило создать в Урге совещательный орган – Временный

Государственный Хурал, в состав которого вошли по 5 аратов и по 1

представителю дворянства от каждого аймака (области), а также представители

армии, ЦК МНП и ЦК Ревсомола. Таким образом, 92% членов Временного Хурала

составляли представители аратства. С переходом власти в стране к народному

правительству проводилось постепенное ограничение привилегий феодалов, в

частности в сфере права и суда. В конце 1921 года правительство образовало

специальную комиссию, которая должна была подготовить демократическую реформу

судебной системы; были отменены пытки и запрещено применение маньчжурских

законов. Законодательные акты народного правительства носили демократический

характер. Они ликвидировали привилегированное положение класса феодалов перед

судом и законом. Народная власть ограничила права не только светских, но и

церковных феодалов. Отменялись их владетельные права, а в дальнейшем был

уничтожен и сам институт церковного землевладения ; стада монастырских хозяев

стали облагаться налогом наравне с аратскими; аннулировались особые права и

льготы, которыми до революции пользовались торговцы. Народное правительство

осуществляло также некоторые мероприятия, связанные с разрешением земельных

вопросов: был установлен контроль над арендой земли, сдаваемой иностранцам и

частным лицам. Национализация промышленных и сельскохозяйственных и других

предприятий, принадлежавшим раньше частным иностранным предпринимателям и

бывшему царскому правительству, а также бывшему феодальному правительству

дореволюционной Монголии и создание потребительской кооперации имели одну

общую цель – ослабить экономические позиции иностранного капитала, наладить

хозяйство страны и улучшить положение аратства.

В декабре 1921 года была учреждена Монгольская Центральная кооперация,

которая должна была служить интересам народа, вытесняя иностранный торговый

капитал и обеспечивая возможность некапиталистического пути развития страны.

Большая работа проводилась и в области культурного строительства. Для

ликвидации неграмотности среди взрослого населения в Урге, а также в районных

центрах было открыто несколько начальных школ.

В августе 1921 года в Урге состоялось первое совещание представителей

монгольской молодежи, на котором был учрежден Монгольский революционный союз

молодежи во главе с Чойбалсаном.

В ноябре 1921 года Народное правительство утвердило документ об ограничении

прав богдо-гэгэга (монарх), который вошел в историческую литературу под

названием «Клятвенного договора».

Этот договор лишал богдо-гэгэна права вето. Законы и правительственные

постановления вступали в силу только после утверждения их Народным

правительством.

Светские и духовные феодалы организовали один за другим антинародные

заговоры, пытаясь восстановить старую феодально-теократическую монархию. Они

предприняли попытку поднять контрреволюционный мятеж с помощью тибетских лам

и ростовщиков, возглавляемых Саджи-ламой, приближенным богдо-гэгэна и бывшим

командиром тибетского отряда армии Унгерна. Мятежники предполагали утром 21

декабря 1921 года напасть на дом правительства. Однако бойцы Монгольской

народно-революционной армии в ночь на 21 декабря арестовали 48 участников

этой группы.

С этого же времени началось постепенное проведение некоторых социально-

экономических преобразований, осуществлявшихся исключительно в интересах

аратства и укрепления демократического государственного строя.

Народному правительству Монголии приходилось уделять особое внимание вопросам

защиты завоеванной государственной самостоятельности, однако изгнание из

страны японо-белогвардейских и китайских оккупантов дало возможность

монгольскому народу сразу же после революции решать свои внутренние задачи.

Вследствие сложных исторических условий демократические преобразования,

предшествовавшие провозглашению республики, потребовали более трех лет. В

1921-1924 годах шаг за шагом были проведены важнейшие революционные

преобразования: ликвидирована крепостная зависимость аратов, отменены

феодальные повинности, аннулированы долги иностранным фирмам, начато

ограничение иностранного капитала путем пошлинно-налогового обложения и

укрепления национальной потребительской кооперации. Была налажена работа

государственных предприятий и увеличен государственный бюджет. Налогом стали

облагаться все владетельные и невладетельные князья, духовные феодалы,

дворяне, ламы, араты, а также монастыри (последние с предоставлением льготы –

по 20 баранов на каждые 100 бодо).

Положение о местных органах власти и правах владетельных и невладетельных

князей законодательно оформило лишение правителей областей права на передачу

земли в собственность по наследству. Особые права шабинаров (кочевников-

пастухов) на свободное кочевание по выгодным им пастбищам аннулировались. И в

этом отношении их прировняли к обычным аратам. Обо всем этом было сказано в

положении о Шаби, утвержденном правительством в 1923 году. В том же году

между правительствами СССР и Монголии было подписано взаимовыгодное и

равноправное торговое соглашение. С этого момента удельный вес торгового

оборота с СССР в общем внешнеторговом обороте Монголии постоянно возрастал.

8 марта 1922 года Народным правительством Монголии было принято постановление

о приглашении советских педагогов-консультантов, владеющих монгольским

языком, для оказания помощи в организации народного образования.

Наряду с этими важными социально-экономическими мероприятиями в 1922-1924

годах осуществлялся слом старой государственной машины, проводилась

постоянная замена старых местных органов власти народными собраниями.

Ликвидация политического господства феодалов и крепостнических отношений,

ограничительная политика народного правительства в отношении иностранного

торгового капитала, появление первых государственных кооперативных

предприятий в стране и поддержка Народным правительством аратских хозяйств с

целью увеличения их товарности – все это к 1924 году значительно изменило

характер экономики и вызвало перегруппировку классовых сил в стране.

Социально-экономические мероприятия, проведенные в 1922-1924 годах под

руководством МНРП, содействовали укреплению народного государства и создали

необходимые условия для провозглашения республики. 3 июня 1924г. Президиум ЦК

МНРП постановил учредить в стране республиканский образ правления. Созыв

широкого представительного хурала стал практической необходимостью. В Великий

Народный Хурал было избрано 77 делегатов, в основном это были представители

аратства, главным образом бедняки и середняки (92% общего числа делегатов), и

6 бывших дворян. В число делегатов вошли 46 членов МНРП и 6 членов РСМ. I

Великий Народный Хурал открылся 8 ноября 1924г. Он принял исторические

решения, в которых были сформулированы политические и экономические задачи

страны. 26 ноября того же года Хурал утвердил первую в истории страны

конституцию, которая провозгласила Монголию Народной Республикой. Великий

Народный Хурал избрал Малый Хурал. В его составе находилось 23 арата и 6

бывших князей. 28 ноября сессия Малого Хурала избрала президиум (5 человек) и

правительство (12 человек). Премьер-министром стал Б.Цэрэндорж, а

главнокомандующим – Х.Чойбалсан.

После I Великлго Хурала и провозглашения МНР развитие страны стало протекать

в более благоприятной международной обстановке, чем в 1921 – 1924 гг. Это

определялось в первую очередь дальнейшим развитием и укреплением

сотрудничества между МНР и СССР. С 1925г. Советский Союз стал осуществлять

своими силами и на свои средства научные работы, направленные на развитие

основных отраслей народного хозяйства и культуры МНР, на подъем ее

производственных сил. С середины 20-х годов получает развитие новая форма

экономического сотрудничества двух стран – создание промышленных предприятий

и хозяйственных организаций на акционерных началах. Эта форма сотрудничества

в условиях острой нехватки финансовых ресурсов и кадров, способных

самостоятельно управлять производством, оснащенным современной техникой,

представляла собой наиболее эффективный на тот момент способ использования

советской помощи в целях развития национальной экономики. Значительное

развитие получили монголо-советские торговые связи; торговый оборот между МНР

и СССР увеличился в 1929г. в 17 раз по сравнению с 1924г.*****349 Наряду с

укреплением дружбы с Советским Союзом, Монголия пыталась наладить отношения с

Китаем. Правительство МНР неоднократно обращалось к китайскому правительством

с предложением об установлении межгосударственных контактов на основе

взаимного признания суверенитета и равноправия. Реакционные китайские

правители не приняли эти предложения, стремясь снова подчинить себе Монголию.

Ситуация изменилась лишь когда 31 мая 1924г. был подписан договор «Об общих

принципах для урегулирования вопросов между Советским Союзом и Китайской

Республикой». Благодаря этому договору было достигнуто ослабление

непосредственной угрозы военной интервенции китайских милитаристов в МНР. В

1925г. советские войска были выведены с территории МНР.

МНР присоединилась к протесту защитников мира против расстрела шанхайских

рабочих англичанами в середине 20-х годов и оказала моральную поддержку и

материальную помощь освободительной борьбе китайского народа против японской

агрессии. После подавления китайской революции 1924 – 1925 гг. гоминьдновская

группа во главе с Чан Кайши активизировала враждебные действия против МНР.

Чанкайшистское правительство негативно воспринимало соседство с Китаем новой

революционной Монголии и угрожало уничтожить независимость МНР военной силой.

Одновременно с Чан Кайши, примерно в 1927г., Япония возобновила агрессивные

акции, направленные на осуществление планов по захвату Монголии. Цель

японских милитаристов заключалась в том, чтобы превратить территорию МНР в

военный плацдарм для широкой экспансии на Азиатском материке. В связи с

обострением международного положения и нарастанием угрозы нападения извне

монгольское правительство приняло необходимые меры по укреплению

обороноспособности страны. 16 октября 1925г. был утвержден закон о всеобщей

воинской повинности. С 1926г. на местах стали создаваться временные отряды

народного ополчения, в которых временно обязанные проходили военное обучение.

В 1929г. был создан Совет государственной обороны.

По мере усложнения задач экономического и культурного строительства

видоизменялась структура центральных органов государственного управления.

Так, в 1924г. были созданы министерсва хозяйства и просвещения, в 1925 – мин.

Государственного контроля, в 1930 – министерства здравоохранения,

скотоводства и земледелия, торговли и промышленности и др. В 1925г. был

создан межотраслевой орган управления – Экономический совет, который

осуществлял координацию деятельности хозяйственных субъектов, разрабатывал

экономическую и финансовую политику государства. Наряду с

общегосударственными, укреплялись и местные исполнительные органы:

увеличивались штаты и создавались новые отделы, расширялся круг их

компетенции. Таким образом в 1924 – 1930 гг. в МНР создавались новые органы

управления, а ранее функционировавшие реорганизовались в целях более

успешного выполнения задач демократизации общества.

В 1925 году правительством МНР была назначена специальная комиссия для

разработки нового законодательства и порядка формирования новых

демократических судов. В том же году II Великий Народный Хурал специально

обсудил вопрос о проведении судебной реформы. В декабре 1925 года был создан

Временный суд, в 1926 году утверждены «Положение о народных судах»,

уголовный и гражданский кодексы и другие законы. 1 января 1927 года были

созданы Верховный суд МНР, а затем и местные суды. В 1930 году впервые в

истории Монголии был утвержден институт прокуратуры. В соответствии с первой

конституцией МНР 3 сентября 1926 года был принят закон об отделении религии

от государства. Этот закон лишил ламаистскую церковь возможности вмешиваться

в государственные и гражданские дела.

В 1931***** году было произведено коренное изменение алдминистративно-

территориального устройства страны. Реорганизация этого устройства

способствовала укреплению местных органов власти и расширению их прав и

функций. В 1925 и 1929 годах были приняты решения о проведении чистки в

государственных, общественных и хозяйственных учреждениях с целью избавления

их от чиновничье-бюрократических элементов. Кампания активно способствовала

очищению местных органов власти, выдвижению в них представителей бедняцкой и

середняцкой части аратства.

Экономическая отсталость страны проявлялась в ее многоукладности: 1)

натуральный уклад, представленный мелким единоличным аратским хозяйством, 2)

мелкотоварный уклад, представленный более крупными единоличными хозяйствами,

значительная часть продукции которых шла на продажу, 3) феодальный уклад,

включавший монастырские хозяйства и хозяйства бывших феодалов, 4)

иностранный торговый капитал, 5) социалистический уклад, который был

представлен государственным и кооперативным сектором. Наличие разных

укладов естественно осложняло управление экономическим строительством.

Еще одной проблемой для развития экономики был низкий культурный уровень

населения. В 1925 году в школах обучалось в 10 раз меньше детей, чем в

монастырских дасанах. Кроме того, остро ощущалась нехватка в руководящих

кадрах в отраслях народного хозяйства и культуры, в партийных,

государственных и общественных организациях.

Наибольшую трудность представляла экономическая борьба против свергнутых

феодалов, которая велась в двух основных направлениях: налогообложение и

конфискация их собственности. Закон 1926 года о едином налоге, установивший

принцип прогрессивного налогообложения по количеству скота, сыграл большую

роль в ослаблении роли феодальных хозяйств на систему торговых отношений МНР.

Таким образом, закон о едином налоге впервые в истории Монголии переносил

центр тяжести налогообложения на зажиточные слои населения. Принцип

прогрессивного налогообложения получил дальнейшее совершенствование в законах

, утвержденных в 1928,1929,1930 годах. В 1930 году был введен новый налог,

называемый воинским налогом, который взимался с лам призывного возраста.

Конфискация скота и имущества феодалов началась с 1925 года. Для конфискации

была создана специальная комиссия. Массовая конфискация собственность

феодалов происходила в течение осени и зимы 1929 и 1930 годов. За это время

было конфисковано имущество более 600 хозяйств из 729 подлежащих

экспроприации. Несмотря на то. Что в эти годы была проведена конфискация

имущества у крупных светских и церковных феодалов и реакционных чиновников. В

стране все еще сохранялись монастырские хозяйства – джасы, являвшиеся мощным

феодальным институтом. В июне 1930 года ЦК МНРП и Совет министров МНР приняли

постановление и разработали инструкцию по проведению джасовской кампании. В

ходе кампании 2,1 млн. голов монастырского скота было передано на договорных

началах на выпас кооперативам и аратам.

Другой важной задачей, решения которой на тот момент настоятельно требовали

интересы политического и экономического развития страны, явилось освобождение

экономики страны от засилья иностранного капитала. С целью вытеснения

иностранного торгового капитала из экономики страны партия и государство с

самого начала оказывали всемерную поддержку Монгольской кооперации

взаимопомощи, использовали ее как важное экономическое орудие против

иностранного капитала. В целях вытеснения иностранного капитала активно

расширялись экономические и торговые связи с Советским Союзом. Если в 1923-

1924 годах всего 14% экспорта Монголии приходилось на СССР, то в 1928-1929

годах - 85,5%.

МНРП и народное государство уделяли особое внимание развитию животноводства –

основной отрасли экономики страны, рассматривая его как главное условие

развития всех других отраслей народного хозяйства. Государство предоставляло

мелким аратским хозяйствам право безарендного пользования пастбищами.

Оказывало им всяческую поддержку в увеличении поголовья скота и

заготовляемого сырья. Значительное внимание уделялось развитию ветеринарии. С

середины 20-х годов началась селекционная работа путем скрещивания местных

лучших пород с привозным скотом. В 1925-1930 годах были расширены и

реконструированы ранее существовавшие мелкие предприятия, такие как

кожевенный завод в Алтан-Булаке, угольные шахты в Налайхе, гостипография,

электростанция в Улан-Баторе и другие. В эти годы получили значительное

развития транспорт, связь и другие отрасли промышленности. В 1925 году было

создано транспортное управление МНР, в сентябре 1929 года – монголо-советское

акционерное общество «Монголтранс». Было проложено несколько линий связи

между городами.

Таким образом, в 1925-1928 годах наряду с развитием государственной

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты