Курсовая: Политика военного коммунизма

перекосы в национализации, а они, конечно, имели место, принятие декрета об

упразднении Народ­ного банка при сохранении платности перевозок, хотя и не

для всех грузов, говорят о том, что законченной концепции «военного

коммунизма» у партии Ленина не су­ществовало. Многое из того, что было

приписано ей позже в порядке обобщения событий тех лет, проводи­лось в

поисках выхода из складывающейся ситуации.

В современных публикациях период «военного ком­мунизма» рисуется сплошной

черной краской, привед­шей к катастрофическим результатам. Между тем на

транспорте, от работы которого зависел успех войны и который подвергался

разрушениям той и другой вою­ющей стороной в первую очередь, имелись даже

опре­деленные организационные достижения, обусловившие, например, некоторое

улучшение технико-экономических показателей транспортных средств. Здесь

следует на­звать создание Высшего Совета по перевозкам, осуще­ствлявшего

планирование; проведение в условиях вой­ны Межведомственного совещания для

рационального распределения перевозок между железнодорожным и речным

транспортом (для чего проводились расчеты различных вариантов доставки и

выбирались наиболее экономичные). В те годы были организованы

распреде­лительные продовольственные базы в Арзамасе. Вологде, Рязани,

Ряжске, Орле, что позволило избежать мно­гих встречных перевозок и обеспечить

экономию транс­портных средств. Тогда же отказались от установления маршрутов

следования топлива самими заготовителями дров: эта функция была передана

исключительно НКПС. Такой порядок установления маршрутов следования поз­волял

учитывать пропускные способности транспортных линий, устранять излишние

пробеги, более рационально использовать вагоны и паровозы, что имело важное

зна­чение в условиях их острой нехватки.

В числе мер по рационализации использования транспортных средств следует

назвать маневрирование по­движным составом (паровозами, вагонами,

автомобиля­ми), его переброску из района в район в зависимости от ситуации на

фронте, что в условиях частной собственно­сти невозможно. Организация

продовольственных пере­возок в бассейне Волги была передана в руки Волгопрода

— Волжской транспортной комиссии, которая заменила многочисленные конторы.

Отделения Волгопрода выполняли задачу перевалки и переотправки

продо­вольствия в пункты потребления. Такой порядок пере­возок позволил

увеличить их объем. В 1918—1920 г.г. были приняты меры к объединению и

улучшению рабо­ты гужевого транспорта: организовывались государст­венные

обозы, привлекались ведомственные, применя­лись меры содействия развитию

легкового извоза на гу­бернских, уездных и проселочных дорогах.

Некоторые современные публицисты считают, что си­стема рабочего

самоуправления, важнейшим элементом которой изображают рабочий контроль, себя

не оправ­дала. Но, во-первых, рабочий контроль вводился до на­чала

гражданской войны и он не являлся составляющей «военного коммунизма». Во-

вторых, рабочий контроль и самоуправление не одно и то же. Ленин мыслил

рабочий контроль как переходную меру, необходимую для ис­пользования

буржуазных специалистов в новых услови­ях. На практике этому

воспрепятствовали две силы: ра­бочие и буржуазия. Последняя не подчинилась

больше­викам, а рабочие, как и транспортники, неправильно поняли

национализацию и свои групповые интересы по­ставили выше общенародных.

Поэтому этот конфликт, на наш взгляд, следует рассматривать не как

под­тверждение тезиса о гибельности политики «военного коммунизма», а как

проявление несовместимости инте­ресов двух классов, которые Ленин предполагал

взаимоувязать, сочетая борьбу и сотрудничество. На деле же один из них

(буржуазия) отчаянно сопротивлялся, а другой (рабочий класс) испытывал

нетерпение.

ЭКОНОМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕСТВА И

ВНУТРЕННЯЯ ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКИ «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА»

При проведении политики, впоследствии названной военным коммунизмом,

большевикам пришлось столкнуться и с рядом противоречий в концепциях, которые

существовали к этому времени. Так, вряд ли можно было примирить два

общеизвестных тезиса - введение самоуправления вооруженного народа и

установление государственного контроля с целью проведения социалистических

преобразований. Вспомним, что у В. И Ленина в работе «Государство и

революция» в качестве исторической аналогии была избрана Парижская коммуна.

Но Россия по своим размерам, экономическим условиям и ряду других параметров

была несопоставима с Коммуной. И логика подтолкнула большевиков к решению

отказаться от идеи прямого самоуправления, использовать в управленческой

структуре страны иерархический принцип, ко­торый больше подходил для такого

огромного объекта управления.

Другим противоречием, которое неизбежно возника­ло, являлось несоответствие

идеи политической свободы идее экономического равенства. В нищей, разоренной

стране воплотить идею экономического равенства можно было только через

ограничение политической свободы, мало того, через политическое насилие. И

это политиче­ское насилие нельзя было ограничить рамками воздей­ствия только

на крупную буржуазию. Условия разрухи заставляли во имя экономического

равенства распрост­ранить ограничения политической свободы и на другие слои

населения. Так логика событий заставила заменить идею демократии при

использовании насилия против эксплуататорских слоев на политическое насилие в

от­ношении достаточно широких кругов населения.

И третье противоречие, свойственное тому времени. Большевики считали себя

верными сторонниками К. Маркса, стремились точно следовать его идеям. Н И.

Бухарин на VIII съезде партии заявил: «Мы ни на йоту, ни на один волосок не

отступаем от Маркса». Но разве сама революция в стране, мягко говоря, не

самой экономически развитой, не являлась отступлением от Маркса? А если так,

то, значит, далее нельзя было сле­довать по Марксу. Но это поняли не сразу и

далеко не все. Потребовалось время и мучительный опыт. В ре­зультате в

послеоктябрьское время приходилось отказы­ваться от одних социалистических

идей в пользу других. Отказ этот был не результатом чьей-то злой воли, а

вы­нужденным шагом. Противоречия в концепциях нельзя было разрешить в

конкретных исторических условиям иначе как путем возобладания упрощенного

подхода.

В экономической области, также сказались предпо­сылки, которые подтолкнули к

идее «военного коммуниз­ма». Империалистическая война, разруха, две

револю­ции привели к параличу товарной экономики. Товарно-денежные отношения

сворачивались. Как остановить разруху, как накормить людей? Соблазнял простой

от­вет - ввести карточки, а затем всеобщее нормирование. Можно ли за это

осуждать то время, когда и сейчас, имея за спиной уроки исторического опыта,

мы все же были вынуждены прибегнуть к этой мере в перестроечный период. Итак,

ввели кар­точки, всеобщее нормирование, и, естественно, настроения

революционной романтики не могли не подтолкнуть к сравнению с идеями Маркса о

бестоварной экономике. Экономическая разруха приводила к парадоксальному

выводу, что можно перекинуть мост к социализму. И мостом к социалистической

бестоварной экономике будет тотальное государственное регулирование. Опять мы

сталкиваемся с логикой событий, которая предопредели­ла этот, а не иной путь.

Логика экономических мероприятий в условиях упрощенного метода преодоления

концептуальных про­тиворечий неизбежно приводила к определенным поли­тическим

противоречиям. Вряд ли кто будет отрицать тот факт, что военно-политический

характер Советской власти в период «военного коммунизма» был обусловлен

остротой классовой борьбы, гражданской войной и хо­зяйственной разрухой того

времени. Но наступает мо­мент, когда государство начинает развиваться, имея

определенную автономию от социально-экономической ситуации. Вспомним, что еще

В. И. Ленин в работе «Го­сударство и. революция» приводил цитату Ф. Энгельса

о том, что государство получает известную самостоя­тельность по отношению к

борющимся классам в тот момент, когда достигается равновесие классовых сил.

Между тем развитие событий привело к появлению ие­рархической структуры

управления в масштабах целого государства. Всеобщее регулирование и

нормирование осуществилось через громадные управленческие струк­туры. А

проведенная национализация создавала пре­красную экономическую базу для

функционирования данной системы. Обезличенная государственная собст­венность

естественно приводила к обезличке в экономи­ке и создавала прекрасные условия

для появления целому армии управленцев.

Важно отметить, что в это время в экономической теории господствовала идея

безусловного преимущества крупного хозяйства перед мелким как в

промышленно­сти, так и в сельском хозяйстве. В результате возникали и

теоретические предпосылки для создания соответству­ющей системы управления.

Сложилась громадная пира­мида управления сверху вниз, от наркома до

последнего рабочего-крестьянина, через бесчисленные этажи власти .в виде

главков, отделов и так далее. И все это основывалось на государственной

собственности Сейчас можно осуждать, критиковать, указывая на неэффективность

подобного принципа управления. Но тогда все это вы­глядело разумным и

естественным.

Здесь следует сделать небольшое отступление теоре­тического характера. Для

анализа механизма функцио­нирования подобной системы управления в конкретных

исторических условиях России нужно разделить поня­тие власти и политики.

Власть неадекватна политике. Не претендуя на всеобъемлющее определение,

власть можно рассматривать как оперативное вмешательство, которое в ряде

случаев способно вступать в противоре­чие с объективными тенденциями и

препятствовать их развитию. Политика же — это в первую очередь осуще­ствление

долговременной функции регулирования. По­литика регулирует взаимоотношения, в

том числе вза­имоотношения индивида и производства. Успех той или иной

политики заключается в умении урегулировать ин­тересы различных социальных

слоев за счет достижения взаимоприемлемого компромисса. В результате на

определенном этапе исторического развития крупные произ­водственные структуры

отражают крупные государствен­ные структуры.

Подобные крупные структуры могут играть роль ком­пенсирующего фактора, но

только за счет подавления индивида. Крупное производство приводит к

специали­зации, дроблению операций труда, который утрачивает индивидуальный

смысл и не может способствовать гар­моничному развитию человека. Крупное

производство требует создания многозвенной структуры управления. В результате

производитель отделен от управленческих» решений. Управленческие структуры

обособляются в от­дельную социальную группу, чьи интересы подчас противоречат

интересам других групп. Создается громозд­кая система, в которой индивид не

может играть глав­ную роль, он обособляется и становится лишь винтиком

громадного механизма. В итоге крупное машинное про­изводство, рожденное

индустриальным этапом развития, вне зависимости от типа общественно-

политического уклада не может адекватно способствовать развитию ин­дивида.

Нельзя забывать, что в России к 1917 году сложился именно такой

технологический уровень производства, который подталкивал к подобному ходу

развития. Рос­сия отличалась большой концентрацией производства, и на больших

заводах, кроме директора, были инженеры, технологи, мастера и так далее.

Рабочий был отчужден не только от собственности, но и от функций управления.

В этой связи с точки зрения привлечения рабочего к управлению национализация

носила формальный характер. В силу технологических особенностей производства

рабочий и на национализированном предприятии не мог ежечасно и ежеминутно

участвовать в управлении. Он продолжал быть отчужденным от функций

управления, которые оказывались в руках управленче­ской структуры.

Необходимо отметить, что в условиях индустриально­го этапа развития добиться

социальной стабильности возможно двумя путями. Первый путь—это когда

госу­дарство берёт на себя регулирование всех абсолютно процессов, объясняя

подобное стремление необходимо­стью быстрее решить задачи ускоренного

общественного развития

Некоторые государства XX века начинали свою деятельность с объявления

ускоренного развития в качест­ве главного приоритета, что обещало им занять в

буду­щем лидирующее место в мире. В таком случае произ­водственные структуры

оказываются подчиненными го­сударственным, а интересы индивида отодвигаются

на последний план, а затем полностью игнорируются и при­носятся в жертву

главному приоритету, достижение ко­торого берет на себя государство.

Государство, оправ­дывая свои действия высокими мотивами (идея нацио­нального

превосходства, форсированное построение не­виданного ранее общества и т. д.),

уже не регулирует взаимоотношения между другими элементами общества а

вмешивается в них на каждом шагу. Для производст­венной деятельности

создаются планы-директивы, сводятся до минимума или уничтожаются

саморегулирую­щиеся механизмы в экономике (рыночные отношения). Как

результат, политика теряет свою главную функцию регулирования и разработки

стратегии развития, низ­водится до уровня осуществления оперативного

вмешательства, которое, как указывалось выше, может дейст­вовать в

противоречии с объективными тенденциями развития. На этом пути государство

становится на путь тотального контроля. Общественные структуры не могут

сбалансированно развиваться и, как следствие этого вместо форсированного

развития происходит все боль­шее отставание, растет социальная напряженность.

Второй путь—это создание государства, которое регулирует отношения в

обществе, но не вмешивается в них и не берет на себя функций тотального

контроля. Кроме того, индивид получает возможность достичь определенной

степени свободы. Одним из официальных приоритетов общества становится не

только производст­во, но и развитие социальных гарантий для существования

человека. Государственные структуры не подавляют производственную сферу, а

взаимодействуют с ней на паритетных началах. Это не означает, что такое

государство является искомым идеалом. Крупные структуры сохраняются и в

производственной и государственной сфере, что ограничивает гибкость

общественного разви­тия, а также не позволяет полностью преодолеть

отчуж­дения работника от функций управления. Однако по­добная модель развития

создает предпосылки для дальнейшей эволюции при вступлении общества на новый

технологический уровень.

В России к 1917 году технологический уровень предполагал противоречия,

которые нельзя было разрешить в тогдашних условиях. Голод, гражданская война,

стремление к экономическому равенству усугубляли эти противоречия и

неизбежно, вне зависимости от воли и желания большевиков, толкали в сторону

иерархическо­го принципа управления в обществе. Пирамида управле­ния

разрослась до предела. Казалось, рядом искомый результат — теперь все

контролируется, все управляется, а следовательно, неизбежно будут проведены

социали­стические преобразования.

Но чем больше пирамида управления, тем больше в ней этажей власти, тем больше

времени требуется для прохождения импульса команды. В подобной системе

сигнал, прошедший через все этажи власти, не говоря уже о неповоротливости,

неоперативности, подвергается увеличивающемуся искажению. Эффективность

системы падает. Нарастает неразбериха. И чем старательнее пытались в эпоху

«военного коммунизма» действовать через иерархическую структуру, тем меньше

было порядка и реального контроля за ситуацией, тем меньше можно было

говорить о какой-то системе в работе и достижении целей в социалистических

преобразованиях. Имеются поразительные примеры попыток довести иерархическую

систему управления до абсолюта. В государственную собственность были переданы

даже крохотные ремесленные мастерские, а крестьян заставляли сеять в

соответствии с обязательными правилами. Ло­гика подобных действий все та же —

проконтролировать все до мельчайших элементов, используя возможность

воздействовать через государственную собственность. Обоснованием служили

тяготы гражданской войны, ко­торые было необходимо преодолеть. Общество в

своем большинстве воспринимало это как условие для победы в гражданской

войне. Но с окончанием войны прекра­щал свое существование главный аргумент

для тоталь­ного государственного вмешательства—не стало суро­вой

необходимости и широкие массы не хотели далее мириться с подобным положением.

Таким образом, политика «военного коммунизма» была вызвана логикой

чрезвычайной экономической и политической ситуации. Не случайно, что элементы

«во­енного коммунизма» начинали использоваться еще цар­ским правительством

(например, продразверстка), ана­логичные мероприятия проводились и в других

странах в годы войны. Но к этому подталкивал и технологиче­ский уровень

общества, для которого наиболее естест­венным было введение иерархической

системы управле­ния. Для большевиков подобные обстоятельства под­креплялись

идеей доминирующей роли государства в проведении социалистических

преобразований.

Государственная собственность позволяла довести иерархическую структуру

управления до общегосудар­ственных масштабов. Но это не приближало заветную

цель. Рабочий продолжал оставаться отчужденным от функций управления, а

иерархическая структура, все менее эффективная, становилась базой для

установле­ния власти бюрократических слоев. Государственная собственность

являлась материальной основой для выражения интересов разросшегося

управленческого аппа­рата, который все больше претерпевал бюрократическое

вырождение:

К 1920 г. произошло осознание невозможности про­должать форсировать подобное

развитие дальше. Про­изошел поворот в экономике, когда среди других рычагов

развития стала использоваться децентрализация управления. Внутренняя логика

развития политики «военного коммунизма» дошла до абсурда, и эпоха нэпа

появилась как результат диалектического отрицания предшествующего развития.

Маятник соотношения иерархического управления и децентрализации,

государст­венного вмешательства и самоуправления качнулся в другую сторону.

Теория учла горький опыт развития, это позволило найти успешный выход из

тупика.

СВЕРТЫВАНИЕ ПОЛИТИКИ «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА» И НАЧАЛО

ПОВОРОТА К НЭПУ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ ПАРТИИ

«Военный коммунизм», как стали называть после поворота к нэпу экономическую

политику периода граж­данской войны, был лишь частью всей той экономиче­ской

политики, которую намечалось менять.

Характеризуя, «в каком положении оказалась наша революция при решении своих

социалистических задач в области хозяйственного строительства», Ленин

выде­лил два периода: с одной стороны, период приблизи­тельно с начала 1918

г. до весны 1821 г., с другой— тот период, в котором страна находилась с

весны 1921 года. И в подтверждение Ленин вспоминает о заявлениях своих и

партии с конца 1917 г.

Урок, извлеченный партией из слишком поспешного «штурма» капитализма

мелкотоварного производства в первые годы после Октября, привел к повороту к

нэпу. И суть этого поворота, наряду с заменой разверстки на­логом, заключалась

в том, о чем Ленин написал в на­чале 1922 г. в «Проекте тезисов о роли «задачах

проф­союзов в условиях новой экономической политики», а именно: «В частности,

теперь допущены и развиваются свободная торговля и капитализм, которые подлежат

государственному регулированию, а, с другой стороны, государственные

предприятия переводятся на так назы­ваемый хозяйственный расчет, то есть но

сути в значительной степени на коммерческие и капиталистические начала».

[20]

В значительной мере этому аспекту нэпа были посвящены весной 1923 г.

подробный доклад Троцкого «О промышленности» на XII съезде РКП (б) и принятая

в соответствии с докладом резолюция. Однако претво­рить ее в жизнь не

позволила продолжавшая укреплять­ся административно-командная система,

«правосозна­ние» которой, в частности применительно и к хозрасче­ту, не

преодолел еще и Ленин. Например, в его письме наркомфину Г. Сокольникову от 1

февраля 1922 г. чита­ем: «Я думаю, что тресты и предприятия на хозяйствен­ном

расчете основаны именно для того, чтобы они сами отвечали и притом всецело

отвечали за безубыточность своих предприятий. Если это оказывается ими не

достиг­нуто, то, по-моему, они должны быть привлекаемы к суду и караться в

составе всех членов правления дли­тельным лишением свободы, конфискацией

всего имущества и т. д.

Если мы, создав тресты и предприятия на хозяйствен­ном расчете, не сумеем

деловым, купцовским способом обеспечить полностыо свои интересы, то мы окажемся

круглыми дураками».[21]

В наиболее утвердившихся в советской литературе определениях сути и задач

нэпа задача использования коммерческих методов в госпромышленности не

отражена, хотя вне этих методов невозможна здоровая экономика, включающая и

прочную смычку промышленности с сельским хозяйством, о чем как о сущности

нэпа гово­рил на XI съезде РКП (б) Ленин. Но несколькими месяцами позже Ленин

писал (и это было опубликовано «еще» в начале 1926 г.): «Действительная

сущность новой экономической политики состоит в том, что проле­тарское

государство, во-первых, разрешило свободу тор­говли для мелких

производителей, и, во-вторых, в том, что к средствам производства для

крупного капитала пролетарское государство применяет целый ряд принци­пов

того, что в капиталистической экономике называлось «государственным

капитализмом».

Не касаясь неясностей и плюрализма мнений относительно трактовки Лениным

понятия «госкапитализм» в советских условиях, бесспорно, что свобода торговли

только для мелких производителей — ведь именно так и было во время нэпа — не

соответствует действительному, коммерческому хозрасчету в государственных

предприятиях, «купцовскому способу» ведения дел в них.

Замена распределения торговлей в государственной промышленности не была

предложена и в упомянутом докладе Троцкого на XII съезде, хотя он по сути

вплот­ную подошел к этой задаче и четко в общем виде сформулировал «нэп есть

использование рабочим государством методов, приемов и учреждений

капиталистического общества для построения или для подхода к построе­нию

социалистического хозяйства». Семантика формулировки «использование методов и

учреждений капитализма» предполагает экономику в целом, включая и

госпредприятия, а утвердившаяся в литературе сталинская формулировка на XIV

съезде «допущение капитализма» уже и относится лишь к мелкому, отчасти

среднему, производству, к торговле и сфере услуг.

Важно и интересно, что в начале 20-х годов так же боялись слова «капитализм»,

как и пару лет назад. При публикации в «Правде» упомянутых выше ленинских

тезисов слово «капиталистических» (на 343 странице Ленин его использовал как

синоним «коммерческих») было исключено и не попало в постановление ЦК. В

дальней­шем такая непоследовательность и «военно-коммунисти­ческие» пережитки

способствовали провалу нэпа, кото­рый вначале, как известно, привел к

существенному улуч­шению в экономике Не надо в этом деле повторять прежних

ошибок. Таков актуальный урок исторического опыта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Размышляя сегодня о демократии применительно к прошлому, важно признать за

всеми этими классами, партиями и т. п. право на самоутверждение в борьбе с

соперниками и конкурентами. Ведь для крестьянина как мелкого частного

собственника право быть хозяином на собственной земле реализовывалось не

только в черном переделе земли, но и в требовании коренного пересмотра (а

может быть, и ломки) всей ранее сложившейся системы взаимоотношений между

городом и деревней. Какие проблемы должны были возникнуть перед

госу­дарством, городом, всеми слоями населения, зависимыми в той или иной

мере от деревни. В каких ответных меpax возникала необходимость? Это лишь

одна из глобальных проблем, рожденных революцией. Прибавим сюда еще проблемы

центра и окраин, соци­ального и национального, русских и «инородцев»,

передовых форм хозяйства и патриархальных, самоопределения народов и

национальной независимости республик, унитарности и федерализма и др., и

придем к пониманию того, что понятие «братоубийственная» примени­тельно к

гражданской войне отнюдь не полно и не точно отражает характер той

ожесточенной схватки, которая происходила во всех уголках огромной страны.

Сказанного вполне достаточно, чтобы решительно отказаться от этого край­не

неудачного термина – «Военный коммунизм». Своим словосочетанием он ус­лужливо

предлагает искаженные временные и содержа­тельные рамки этой политики.

Важнейшие компоненты этой чрезвычайной политики достались ей в наследство от

прежних правительств (царского и Временного). Разверсточный принцип

заго­товки хлеба, твердые цены, государственные монополии, карточная система

распределения, растущая роль коопе­рации и других форм участия общественности

в организации и регулировании экономической жизни, в контроле за частным

предпринимательством, натурализация эко­номических отношений (в частности, в

форме массового «мешочничества»), инфляция, стремительное расширение функций

государства в организации экономической жиз­ни.. Все это не несло с собой ни

социализма, ни комму­низма, но становилось или стало нормой уже к Октяб­рю,

определенной системой мер по преодолению углуб­ляющегося экономического

кризиса.

«Красногвардейская атака» на капитал в первые месяцы после революции

подхлестнула эти процессы, ускорила и расширила их рамки. Помимо

национализа­ции ряда ключевых отраслей экономики (банки, транс­порт, внешняя

торговля), она внесла еще один принципиально новый элемент, породив

гигантскую волну са­модеятельности масс. Кстати, и этот феномен не изучен в

достаточной мере, что препятствует познанию логики и диалектик революционного

процесса. Еще раз следует напомнить о проблемах и противоречиях

дореволюцион­ной России, о сочетании разных революций в Октябре, чтобы

понять, что в деятельности центральных и мест­ных органов власти речь могла

идти в основном о ре­шении самых неотложных и самых разнохарактерных задач.

Новая власть начинала функционировать с защиты насущных интересов различных

слоев населения, подпи­равших эту власть своей революционной инициативой.

Естественно, что практические меры по преодолению разрухи, хаоса, голода

предлагались и самые радикаль­ные (в духе самой революции) и самые «простые»

по исполнению. В их числе — реквизиции, контрибуции, конфискации,

национализации, раздел, уравнительности» натуральный обмен, открытое насилие

над теми, кто от­стаивал иные методы хозяйствования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Л а ц и с О. Р. Экономическая централизация и централизация

управления. Проблемы взаимосвязи. — М., 1987

2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд.

3. Ленин В. И. Полное собрание сочинений

4. Бухарин Н. И. Избранные произведения, М., Политиздат, 1988

5. Троцкий Л. Д Новая экономическая политика и перспективы мировой

революции

6. Клименко В.А. Борьба с контрреволюцией в Москве, М., Наука, 1978

7. Новое в жизни науке и технике, сер. История, 1991, №6 «Военный коммунизм»

8. Шоль Е.И. Прослойка или истоки революций и перестрое, М., МАИ, 1996 г..

9. Исаев И.А. История отечества, Юрист, М., 1997 г.

[1] Л а ц и с О.Р. Экономическая

централизация и централизация управления. Проблемы взаимосвязи. — М., 1987 -С

75—76.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. — Т 22.—С 518

[3] Ленин В. И. Полн. собр. Соч. - Т 35 —С 192

[4] IX съезд РКП (б). Протоколы.-М., 1960.-С. 556.

[5] Ленин В. И. Полн. Собр. соч. — Т. 39. — С. 380.

[6] Ленин В. И. Полн. Собр. соч. — Т. 40.—С. 34.

[7] Ленин В. И. Полн. Собр. соч. — Т. 41. — С. 298.

[8] Ленин В. И. Полн. собр. соч. — Т 44.—С. 156, 157.

[9] См.: там же.— С 158

[10] Ленин В. И. Полн. собр. соч. — Т. 45. — С. 88.

[11] Бухарин, Н. И. Избранные произведения — М., 1988— С. 124—125.

[12] IX Всесоюзный съезд Советов рабочих,

крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Стенографический отчет. —

М., 1922.—С. 50.

[13] Правда.— 1922 — 6 декабря

[14] Троцкий Л. Д Новая экономическая

политика и перспективы мировой революции - М, 1923 —С 16

[15] Ленин В. И Полн. Собр. Соч. — Т 43. — С 78

[16] Там же.—С 220

[17] Там же.—С 230

[18] Там-же.—С 151.

[19] Л е н и н В. И. Полн. собр. соч. Т 35. — С. 411.

[20] Л е н и н В. И. Полн. Собр. соч.— Т. 44 — С. 342

[21] Л е н и н В. И. Полн. Собр. соч. — Т. 54.— С. 150—151.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты