Курсовая: Политика военного коммунизма

было альтернативы. Об этом свидетельствует и история ряда буржуазных

государств, находившихся в экстремальных военных условиях. Наиболее

характерна в этом отношении Германия периода первой мировой войны, когда

неимоверно усилилась централизаторская директивная роль государства.

Вспомним, что в России в конце 1916 г. была введена своего poда разверстка и

запрещена свободная тор­говля зерном. В марте 1917 г. Временное

правительст­во установило хлебную монополию и ввело карточки на хлеб и другие

продовольственные продукты. Другое дело, что буржуазные государства в отличие

от Совет­ского не вторгались в отношения капиталистической соб­ственности,

сохраняли в неприкосновенности буржуазные производственные отношения.

В свете марксистских представлений о социализме (общество без товарно-

денежных отношений, без денег и т. д. ) советские законодательные акты о

национализации промышленности, отменявшие частную торговлю, суживавшие

товарно-денежные отношения, рассматрива­лись сквозь призму их

«социалистичности», как идущие в направлении к социализму. Сказалась и

живучесть взглядов «левых» коммунистов. Их фракция в партии была распущена,

но носители этих взглядов остались. Более того, практика как бы подтверждала

их правоту. Чем дальше, тем больше усиливались процессы нацио­нализации

промышленности, натурализации заработной платы, свертывания частной торговли.

Получалось, что практически осуществлялось то, о чем в свое время го­ворили

«левые» коммунисты.

Воодушевленные иллюзией, будто переход к социа­лизму, коммунизму — это дело

сегодняшнего дня, многие партийные и советские деятели соответствующим

обра­зом трактовали ряд положений и Программы партии, принятой на VIII съезде

РКП (б). Так, положение Прог­раммы о проведении мер, «расширяющих область

безденежного расчета и подготавливающих уничтожение денег», рассматривалось

как указание на необходимость уже сейчас держать курс на отмену денег. Между

тем смысл этого положения программы был другой: отмена денег—это задача на

перспективу. Не случайно Ленин в мае 1919 г., спустя два месяца после

принятия Прог­раммы, со всей решительностью и категоричностью го­ворил о

невозможности уничтожить деньги, что они еще долго останутся.

И все же в условиях деформированной экономики идея социалистичности

«отмирания денег» оказывала определенное влияние на процессы в области

финансо­вой политики, да и на саму идеологию.

Как пример влияния войны на идеологию и практи­ку можно рассматривать

милитаризацию труда. В Прог­рамме партии о милитаризации еще ничего нет. Здесь

по вопросу о мобилизации рабочей силы упор сделан на роль в этом

профессиональных союзов, на перевоспита­ние масс, на воспитание

социалистической дисциплины. В тезисах же ЦК РКП (б), принятых к IX съезду

пар­тии (март 1920 г.), уже появляется следующее положе­ние: «В переходной

стадии развития в обществе, отяго­щенном наследием самого тяжкого прошлого,

переход к планомерно организованному общественному труду не­мыслим без мер

принуждения как в отношении к пара­зитическим элементам, так и в отношении к

отсталым элементам крестьянства и самого рабочего класса. Ору­дием

государственного принуждения является его воен­ная сила. Следовательно, элемент

милитаризации труда в тех или других пределах, в той или иной форме неиз­бежно

присущ переходному хозяйству, основанному на всеобщей трудовой повинности».

[4]

Как оценивался «военный коммунизм» вождями пар­тии? Начну с Ленина. Его

подходы в осмыслении этого феномена были различны, одни—в годы гражданской

войны, т е. тогда, когда эта политика проводилась, дру­гие— после гражданской

войны. В работах Ленина 1918—1920 гг.—статьях, докладах, выступлениях—мы не

«найдем ни одного высказывания, которое дало хотя бы малейший повод считать,

что он в это время разде­лял иллюзии, будто экономическая политика имеет

целью переход к коммунизму и что страна уже вступает в коммунизм. Приведу

лишь несколько его высказыва­ний конца 1919 и 1920 гг. когда «военный

коммунизм» уже сложился в определенную систему.

Декабрь 1919 г.: «Мы думаем, что сейчас вводить со­циалистический порядок мы не

можем — дай бог, что­бы при наших детях, а может быть, и внуках он был

установлен у нас»[5] « Если название

«коммунистиче­ская партия» истолковать так, как будто коммунистиче­ский строй

осуществляется сейчас, то получится вели­чайшее извращение и практический вред,

сводящиеся к пустейшему бахвальству».[6]

Февраль 1920 г.: «Переход к социализму—это самая трудная задача, и он займет

много лет, а внутри пере­хода «наша политика распадается на ряд еще более

мелких переходов».

Октябрь 1920 г.: «Поколению, воспитанному в капита­листическом обществе, еще не

суждено создать общест­во коммунистическое».

[7]

Но кончилась гражданская война. Страна перешла к НЭПу и Ленин, осмысливая

предыдущую политику, рас­сматривает ее уже в двух аспектах. С одной стороны как

вынужденную, как следствие войны и разорения. С другой — как нацеленную в

известной мере в будущее. Эта политика, говорил он, «до известной степени

пред­полагала — можно сказать, безрасчетно предполагала, — что произойдет

непосредственный переход старой рус­ской экономики к государственному

производству и рас­пределению на коммунистических началах... Не могу сказать,

что именно так определенно и наглядно мы на­рисовали себе такой план, но

приблизительно в этом духе мы действовали»[8]

. На этом пути партия потерпела тяжелое экономическое поражение.

[9]

Высказывания Ленина, относящиеся к двум периодам (1919—1920 гг. и 1921—l922 гг.

на первый взгляд про­тиворечивы. Одни говорят только о вынужденности

эко­номических мер, другие — о расчетах на переход к ком­мунистическому

производству по распределению. Если рассматривать высказывания Ленина в сумме,

не противопоставляя одни другим, то суть проблемы, на наш взгляд, сводится к

следующему: чрезвычайные экономи­ческие меры, составившее систему «военного

коммуниз­ма», определялись нуждами войны, но объективно они не только

закрепляли н защищали социалистические за­воевания Октября, во и осуществляли

лобовую атаку капитализма, как бы форсировали переход к социализ­му. «...Мы с

налету, на гребне энтузиазма рабочих и крестьян, захватили необъятно много.. .»

[10], —отмечал Ленин.

Н. И. Бухарин, являвшийся весной 1918 г. одним из лидеров «левых» коммунистов, в

последующее время гражданской войны по существу оставался на «левых» позициях.

В изданной в 1920 г. книге «Экономика пере­ходного периода» он теоретически

обосновывал полити­ку тех лет как направленную к коммунизму. После пе­рехода к

нэпу он уже более трезво оценивал ее: «Воен­но-коммунистическая политика,—

говорил он в 1925 г.,— имела своим содержанием раньше всего рациональную

организацию потребления... Эту историческую роль си­стема военного коммунизма

выполнила».[11]

Так же оценивал «военный коммунизм» Л. Б. Каменев. На IX Всероссийском съезде

Советов в 1921 г. он говорил: «Мы вынуждены были превратить Россию в

укрепленный лагерь и разрешать все вопросы хозяйства с точки зрения фронта, а

не с точки зрения правильных хозяйственных расчетов. У нас был тогда

единственный расчет—победить врага».[12]

Л Д. Троцкий в ряде выступлений начала 20-х го­дов оценивал «военный коммунизм»

как «режим осаж­денной крепости», все его составные части определялись

необходимостью сломать сопротивление контрреволю­ции и отстоять Советскую

власть.[13] В изданной в 1923 г. брошюре

Л. Д. Троцкий ответил и на такой вопрос: «Не надеялись ли мы перейти от

военного коммунизма к со­циализму без больших хозяйственных поворотов,

потря­сений и отступлений, т. е. по более или менее прямой восходящей линии?

Да,— писал он,— действительно, в тот период мы твердо рассчитывали, что

революционное развитие в Западной Европе пойдет более быстрым тем­пом. Это

бесспорно». Предполагалось, что если евро­пейский пролетариат возьмет власть,

то он «поможет нам технически и организационно и, таким образом, даст нам

возможность путем исправления и изменения методов нашего военного коммунизма

прийти к дейст­вительно социалистическому хозяйству. Да, мы на это надеялись».

[14]

Нельзя согласиться с авторами, утверждающими, что будто бы сам Ленин признавал,

что «военный коммунизм» был ошибкой. Нет, не так однозначно Ленин оценивал эту

политику. По его словам, в тех условиях «в основе эта политика была правильна».

[15] « Меньшевики, эсеры, Каутский и К" ставили нам в вину этот «военный

коммунизм». Его надо поставить нам в заслугу»

[16], он был «условием победы в блокированной стране, в осажденной крепости»

[17]. «Не в том дело, что была экономи­ческая система, экономический план

политики, что он был принят при возможности сделать выбор между той и другой

системой. Этого не было».[18]

Не об ошибочности «военного коммунизма» говорил Ленин, а о том, что в ходе

его осуществления были до­пущены серьезные ошибки. Это, конечно, не одно и то

же. В 1922 г., осмысливая предыдущий этап экономиче­ской политики, Ленин

подчеркивал мы «очень много погрешили, идя слишком далеко, мы слишком далеко

зашли по пути национализации торговли и промышленно­сти, по пути закрытия

местного оборота мы меры не соблюли», «мы зашли дальше, чем это теоретически

и политически было необходимо», «был целый ряд преувеличений».

Итак, в «военном коммунизме» нужно различать то, что было неизбежно,

необходимо, диктовалось условия­ми войны и не имело альтернативы, и то, что

определя­лось иллюзиями теоретической мысли, субъективными взглядами

ПОЛИТИКА «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА» И ТРАНСПОРТ

Как уже было отмечено выше, В. И. Ленин расценивал «военный ком­мунизм», во-

первых, как вынужденную меру, благодаря которой, несмотря на всю ее

жестокость, удалось отстоять независимость советской республики, во-вторых,

как ошибку, которую нужно было исправить.

Если преж­де делался упор на первой ленинской оценке этой по­литики, то

теперь «военный коммунизм» нередко представляется чуть ли не исторической

моделью социализ­ма, которая-де оказалась сплошной ошибкой, а потому и

несостоятельной. На мой взгляд, и та и другая точки зрения односторонни,

находятся в противоречии с ди­алектической, неоднозначной оценкой политики

«военного коммунизма», данной В. И. Лениным.

Представляется, что неправы те авторы, которые счи­тают «военный коммунизм»

деятельностью большевиков, направленной на реализацию идей Маркса о

коммуни­стической формации, приведшей к катастрофическим ре­зультатам.

Во-первых, неправомерно винить «военный комму­низм», как это иногда делается,

в падении производства за 1913—1920 годы. Необходимо учитывать, что снача­ла

экономика России понесла весьма ощутимые удары в результате первой мировой

войны. Далее развал про­должался при Временном правительстве и только затем

последовала Октябрьская революция, приведшая к сме­не владельцев

собственности. И лишь после всех этих событий начинаются разрушения периода

гражданской войны. Кстати, гражданская война — вовсе не синоним политики

«военного коммунизма». Война — это всегда разрушения на территории, где

ведутся боевые действия, и винить ту или иную политику — неправомерно. А

ес­ли обратиться к состоянию транспорта, то стоит посчи­тать, сколько русских

судов было угнано за рубеж, про­дано другим странам, сожжено на речных путях.

Из одной только Одессы французские интервенты увели 120 судов. Только в

Чусовую Колчак согнал 200 судов, выпустил 200 тыс. пудов керосина, поджег

его и огненной стихией уничтожил флот до основания. Если посмот­реть, сколько

паровозостроительных заводов оставалось на территории Советской России, то

сразу станет понят­ным, что увеличить выпуск паровозов Советское госу­дарство

не могло, материальных возможностей для это­го просто не имелось.

Во-вторых, нельзя согласиться и с тем, что действия Советского правительства

в годы войны представляли собой попытку ввести в практику непосредственно

ком­мунистические начала. Так, в числе «коммунистических» декретов иногда

называют декреты о национализации торгового флота и железнодорожного

транспорта, при­нятые еще до начала гражданской войны. Необходи­мость такой

меры признавалась большевиками и, кста­ти, другими социалистами еще до

революции, а ныне признается и многими капиталистическими странами, которые

национализировали наиболее важные средства транспорта. Единство позиций

достаточно различных по­литических сил в этом вопросе вызывается тем, что на

транспорте границы собственности «технологически» ло­маются раньше, чем в

любой другой отрасли экономи­ки. Ведь именно Россия, которую заслуженно

называли военно-феодальной, была первой в мире страной, кото­рая еще в 1869 г

установила бесперегрузочное товарное сообщение между отдельными группами

железных до­рог, принадлежавшими разным собственникам. В 1889 г. такой

порядок был введен на всей территории страны, на всей сети железных дорог,

чем и была обеспечена их технологическая целостность. В дореволюционное время

функционировало МПС, осуществлявшее централизован­ное управление железными

дорогами. Оно утверждало тарифы на перевозку грузов и пассажиров, наблюдало

за организацией перевозок и технической политикой на железнодорожном

транспорте, устанавливало общие технические условия на постройку железных

дорог, ут­верждало их уставы. Так что национализация являлась естественным

завершением этой прогрессивной тенден­ции. И большевики, отстаивавшие

необходимость обоб­ществления транспортных средств, защищали не столько

коммунистические идеалы, сколько руководствовались технико-экономической

целесообразностью

Вместе с тем нельзя забывать, что после Октябрь­ской революции против

национализации выступили прежние владельцы частных дорог и служащие правлений

казенных дорог. Кроме того, национализация была неправильно воспринята рабочими

транспортных пред­приятий. Речники, моряки, железнодорожники действо­вали по

принципу: «Урал — уральцам», «Волга—вол­гарям», создавали на дорогах и

пароходствах свои ко­митеты, отстаивали групповые интересы. На железных дорогах

были образованы свои самостоятельные Советы, как органы хозяйственного

управления железными до­рогами, последовательно действовали Викжель

(Все­российский исполнительный комитет железнодорожного профессионального

союза), Викжедор (Всероссийский исполнительный комитет железнодорожников).

Таким образом, на железных дорогах утверждался своеобраз­ный

анархо-синдикализм. Более того, транспортники противопоставляли свои выборные

организации государ­ственным органам управления. И правительство Лени­на в

первые послереволюционные месяцы вынуждено было пойти на уступки транспортным,

рабочим, согла­сившись на самоуправление транспортных предприятий и выборность

коллегий, хотя Ленин неоднократно под­черкивал необходимость для железных дорог

жесткой централизации. Ленин критиковал попытки «социализа­ции» флота,

предпринимавшиеся во многих пароходст­вах. Он говорил: «Задача

социализма—переход всех средств производства в собственность народа, а вовсе не

в том, чтобы суда перешли к судовым рабочим, бан­ки к банковским служащим. Если

такие пустяки люди всерьез принимают, то надо национализацию отменить».

[19]

Как оценить эту политику? Как соответствующую «социалистическому идеалу» или,

напротив, как отход от идей Маркса? На деле установление самоуправления на

транспорте и выборность коллегий железнодорожни­ков на местах, а не

назначение органами Советской вла­сти были шагом назад по сравнению с

дореволюцион­ным временем, когда действовало МПС. Однако эта мера была

единственно правильной, так как, благодаря ей, уже в непродолжительное время

можно было убедить рабочих в том, что такой метод управления транспортом

парализует его работу. Самоуправление и коллегиаль­ность порождали

местнические тенденции и расхлябан­ность, нарушали хозяйственные связи,

дисциплину, график движения поездов. И только после этого «наглядного» урока

Советское правительство постепенно усиливает централизацию управления и

вводит на транспорте единоначалие. Коллегиальное управление водным

транспортом было отменено постановлением СНК от 25 мая 1920 г., т. е. уже на

завершающей стадии гражданской войны

Политику «военного коммунизма» иногда связывают с отменой денег и видят в

этом осуществление, идей Маркса о бестоварной природе социализма. Однако это

утверждение представляется излишне категоричным, что можно подтвердить

данными об организации работы транспорта в те годы. Конечно, в ходе войны

произошло сужение сферы действия товарно-денежных отношений Многие массовые

грузы перевозились бесплатно, но и то только с 1920 г., т. е. с тех пор,

когда хозяйство было окончательно подорвано Определенная часть грузов в

течение всей гражданской войны перевозилась за плату. При этом плата за

перевозки осуществлялась по систе­ме дифференцированных тарифов,

применявшихся еще в дореволюционное время. В ходе войны, а именно с 1 июля

1920 г., эта тарифная система была упрощена, однако не отменена, хотя еще в

январе был принят дек­рет об упразднении Народного банка.

Спрашивается, если большевики совсем отказались от действия товарно-денежных

отношений, зачем было думать о тарифной системе? Ведь платность перевозок

отменялась совсем только через год после упразднения Народного банка—с января

1921 г. Как понять эти дей­ствия Советского правительства? Как стремление

воплотить идею Маркса о несовместимости товарного хозяйства с социализмом или

как отчаянную попытку в не­выносимо трудных условиях найти выход из

трудностей? Как известно, с марта 1921 г. с переходом к нэпу платность была

восстановлена. Именно непоследовательность этого шага, так же, как и

допущение самоуп­равления на транспорте в первые послереволюционные месяцы,

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты