скорость - 18 узлов . Защита его включала 250мм нижний и 152мм верхний пояс
, 50 - мм палубу поверх него и 38мм противоторпедную переборку вдоль борта и
по тем временам считалась одной из самых совершенных в мире. Помимо этого в
1893-1896гг. были построены три низкобортных броненосца береговой обороны
для Балтики, водоизмещением 4000т. , вооруженных 254мм и 152мм орудиями.
На Черном море в 1892г. был построен малый броненосец “Двенадцать апостолов
“ (водоизмещение - 8500т. ; бронирование - пояс- 350 мм , палуба - 60мм ;
вооружение - 4-305мм и 4-152мм орудия). Этот броненосец был удачным но
тактически необоснованым . В 1898г. были заложены “Три Святителя” и “Князь
Потемкин Таврический” по типу “Наварина” но более крупные (12 500т.) и лучше
защищенные . На “Потемкине” сталежелезная броня заменена крупповской , что
дало возможность увеличить число 152мм орудий и усилить палубы . Эти корабли
были наиболее сильными русскими броненосцами того времени , не уступавшими
зарубежным аналогам.
Крейсера
Как уже отмечалось , с постройкой “Минина” в России возник новый тип
кораблей - броненосный крейсер . В 1880-ых годах колебания в выборе типа
броненосца , финансовые и производственные затруднения привели к перерыву в
строительстве броненосцев. Было принято решение продолжить строительство
броненосных крейсеров , оказавшихся довольно удачными - большая дальность
хода позволяла им успешно действовать на океанских коммуникациях , сильное
вооружение и броневая защита делало их сильнее крейсеров противника , а
высокая скорость позволяла избегать встреч с более мощными броненосцами ,
между тем как стоили они намного дешевле последних ( что для русского флота
было немаловажно) . Предполагалось создать 4 крейсерских отряда по 3 корабля
в каждом , для действий в Тихом океане против возрастающего там влияния
Англии и Японии .
В 1881- 1883гг были заложены крейсеры “Владимир Мономах” и “Дмитрий
Донской” , представлявшие улучшенный тип “Минина “ (водоизмещение -
6000т.;скорость - 15-16узлов; бронирование : пояс -150мм , палуба - 50 мм ;
вооружение - 4 -203 и 12 - 152мм орудий) . Эти корабли продолжали нести
полное парусное вооружение. В 1884г. был заложен более совершенный “Адмирал
Нахимов” (водоизмещение - 8000т ; скорость - 17.5 узлов ; бронирование: пояс
- 225мм , палуба - 50 мм ; вооружение - 8-203мм и 10 - 152мм орудий) , а в
1888г. был построен подобный , но уменьшенный “Память Азова” (водоизмещение
- 6700т ; скорость - 17 узлов ; бронирование: пояс - 200мм , палуба - 50 мм ;
вооружение - 2-203мм и 13 - 152мм орудий).Примечательно , что корабли
подобного типа впервые появились именно в России (и затем во Франции), и
вызвало ответную постройку Владычицей морей двух подобных кораблей.
Отсутствие легких быстроходных крейсеров заставило Морское ведомство
построить в 1885г. два двухвинтовых бронепалубных крейсера “Рында” и
“Витязь” , водоизмещением 3500т. , однако их скорость -15 узлов была ниже
всякой критики . Поэтому в 1887г. во Франции был заказан бронепалубный
крейсер “Адмирал Корнилов” (водоизмещение - 5800т. ; скорость - 18 узлов ;
палуба - 38мм и 60 мм на скосах ; вооружение - 14 - 152мм орудий и 6 -
45мм пушек ). Затем постройка легких крейсеров прерывается и возвращаются
к строительству крупных броненосных крейсеров.
В 1892г. был заложен крейсер “Рюрик” , представлявший собой увеличенный
“Память Азова” (водоизмещение - 10 950т ; скорость - 19 узлов ; бронирование:
пояс - 250мм (броня компаунд) , палуба - 50 мм ; вооружение - 4-203мм и 16 -
152мм орудий и 6 - 120мм) . В 1894г. был заложен улучшенный крейсер
“Россия” (водоизмещение - 13000т ; скорость - 19.7 узлов ; бронирование: пояс
- 200мм (гарвеированная сталь), палуба - 50 мм ; вооружение - 4-203мм и 16 -
152мм орудий и 12 - 75мм ) . Эти корабли при большой насыщенностью
артиллерией имели довольно слабую ее защиту ( орудия были установлены открыто
на палубе и прикрыты щитами ) , что являлось крупным недостатком . Поэтому
на вступившем в строй в 1900г. однотипном “Громобое” (водоизмещение -
14000т. ; скорость - 20 узлов) 203мм и 152мм орудия были размещены в 110мм
каземтах , однако нежелание увеличивать водоизмещение крейсера привело к
уменьшению толщины пояса до 152мм . Все эти крейсера вооружались также
торпедными аппаратами . В дальнейшем от постройки таких кораблей отказались
, поскольку имея такое же водоизмещение , как и эскадренные броненосцы ,они
были при этом вооружены и защищены несравненно слабее , а технические
возможности того времени позволяли осуществить корабли такой же мощности
при значительно меньшем водоизмещении (как например японский крейсер “Асама”
) . Во флоте необходимы были сравнительно небольшие броненосные и
бронепалубные крейсера .
В 1896г. во Франции был заказан бронепалубный крейсер “Светлана” (3900т.,20
узлов) , вооруженный 6-152мм орудиями и 4 торпедными аппаратами . Затем в
период 1899-1901гг. за границей заказывается ряд кораблей . “Варяг”
(6500т.)- США, “Богатырь” (6700т.) и “Аскольд” (5900т.) - Германии . Эти
корабли имели скорость 23 узла , защищались 38мм палубой с 75мм скосами к
бортам , были вооружены 12 - 152мм и 12 - 75 мм орудиями и различались
расположением артиллерии . В Дании был заказан “Боярин” (3200т.) и в
Германии быстроходный крейсер “Новик” (3100т.) . “Новик” показал на
испытаниях скорость 26 узлов , был защищен
50-мм палубой с 75-мм скосами к бортам и вооружался 6-120мм орудиями .
Кроме того во Франции был заказан крупный броненосный крейсер “Баян”
(7800т.) . Он имел скорость 22 узла и защищался 200мм поясом (100мм в носу)
и 50мм палубой (в корме карапасной) , вооружение состояло из 2-203мм башенных
орудий и 8 - 152мм в каземате.
Одновременно в Петербурге закладываются бронепалубные крейсера “Паллада” ,
“Аврора” (та самая) и “Диана” . Однотипные , водоизмещением 6730т. ,
скорость - 20 узлов , бронирование - 50мм палуба с 75мм скосами , вооружение
- 12 - 152мм и 24 - 75мм орудия , три торпедных аппарата . Кроме этого в
1901- 1903гг в Петербурге закладываются крейсера “Олег” (по типу “Богатыря”
) , “Жемчуг” и “Изумруд” (по типу “Новик”) . На Черном море
закладываются “Кагул” и “Очаков” (по типу “Богатыря”) . В целом российский
крейсерский флот был укомплектован довольно сильными и быстроходными
кораблями , неплохо защищенными (ярким примером живучести бронепалубных
крейсеров , считавшихся сравнительно слабо защищенными , является бой
крейсера “Варяг”). Именно крейсеры действовали в Русско-Японскую войну
наиболее успешно (особенно на фоне общей безрадостной картины ) .
Миноносцы
Как уже отмечалось , применение минного оружия в Русско-Турецкую войну
оказалось эффективным , что дало толчок для его дальнейшего развития . Еще в
1876г. была предпринята попытка самостоятельной разработки торпедного
оружия , но она не увенчалась успехом и был приобретен патент на торпеду
Уайтхеда , с заказом ему торпед и командировкой на завод торпедистов для
обучения . В 1877г. были заложены в Петербурге 90 миноносок , еще 10
заказаны в Германии и 6 строилось на Черном море. Они представляли из себя
маленькие паровые суденышки водоизмещением 23т., могли развивать скорость 16
узлов и били вооружены одним торпедным аппаратом в носу. Увлечение маленькими
миноносками было тогда характерным для многих флотов мира , но вскоре
выяснилось , что эти маленькие суденышки очень немореходны - достаточно было
небольшому усилению ветра , и флотилии миноносок не могли выйти в море.
Управляющий русским Морским министерством адмирал И.А. Шестаков вынужден был
с горечью констатировать , что немалые деньги , истраченные на сотню
миноносок , потрачены зря.
В связи с этим во многих странах были предприняты попытки создать суда ,
сочетавшие скорость и дешевизну миноносок и приличную мореходность . Корабелы
Англии , Франции , Австрии , Германии создать такой корабль оказались
неудачными - суда получались либо очень большими и дорогими , либо вообще
небоеспособными . Работали над этой проблемой и русские кораблестроители , и
, неожиданно , им удалось справится с ней . Первый русский миноносец “Взрыв”
, построенный в 1878г. на заводе Берда , имел водоизмещение 134т. , но на
испытаниях развил всего 13.3 узла , вместо расчетных 17. Тогда Морское
министерство заказало в Англии фирме “Ярроу” миноносец “Батум” ,
представлявший собой по сути увеличенную миноноску. Корабль был готов в
1880г. , на испытаниях он развил скорость 22 узла (без загрузки) , и был
вооружен двумя торпедными аппаратами и пятисвольной 37мм пушкой Гочкиса.
Неплохую мореходность корабль подтвердил , благополучно придя своим ходом в
Николаев . “Батум” считается первым в мире мореходным миноносцем ,
родоначальником целого класса караблей .
До 1886г. на русских и заграничных заводах строятся миноносцы подобного типа
, водоизмещением 70-100т. , со скоростью 18-20 узлов. В 1884г. во Франции был
заказан миноносец “Поти” для Черного моря (73т. ,18.5 узлов) , по этому
типу было построено 7 миноносцев на Балтике , и 1 в Николаеве . В дальнейшем
было заказано еще два миноносца во Франции (100т. , 19 узлов) и девять в
Германии (86т., 20 узлов) . В дальнейшем до 1898г. строилось на Русских
заводах и заказывалось за границей большое число миноносцев , водоизмещением
90-150т. , со скоростью хода 20-25 узлов , вооруженных 2-3 торпедными
аппаратами и 37мм или 47мм пушками. Эти миноносцы называли номерными ,
поскольку ввиду их большого числа каждому был присвоен номер , а не название
.
Миноносцы водоизмещением в 100т. обладали все же не очень хорошей
мореходностью - они могли лишь непродолжительное время держатся в море при
свежем ветре , поэтому уже после постройки “Батума” возникла идея минных
крейсеров . Она получила осуществление , когда в 1886г. был построен
миноносец “Лейтенант Ильин” на Балтике , а в 1889г. - “Капитан Сакен” на
Черном море. Они имели водоизмещение 600т. , развивали скорость 20 и 18.5
узлов соответственно , вооружены пятью и тремя торпедными аппаратами
соответственно , 37мм и 47мм пушками и имели 20 мм броневую палубу .
Затем от бронирования миноносцев отказались , так как основным элементом их
живучести была скорость . В Германии заказывают “Капитан-Лейтенант
Казарский” (415т. , 21 узел , 2 торпедных аппарата) для Черного моря ,
затем по этому проекту строят еще 5 кораблей .
В 1896г. был построен миноносец “Абрек” (538т. , 21 узел ) , который помимо
двух торпедных аппаратов имел сравнительно сильное артиллерийское вооружение
(2-75мм , 4-47мм и 2-37мм пушек). Этот корабль стал первой попыткой создания
истребителя миноносцев (destroyer ) - с сильной артиллерией но был для
этого класса великоват . В связи с этим в 1895г. фирме “Ярроу” был заказан
истребитель “Сокол” (240 т., 29 узлов) , вооруженный 75мм пушкой и 2
торпедными аппаратами . Этот корабль вызвал большой интерес за границей и
представлял собой довольно совершенный образец техники того времени , его
корпус был впервые изготовлен из никилевой стали , что дало дополнительный
выигрыш в весе. Затем в 1899 - 1901г. во Франции были заказаны пять
аналогичных миноносцев (312т. , 26 узлов) . По этим образцам в Петербурге и
Николаеве был построен ряд миноносцев и истребителей . Всего в составе флота
на 1902г. было 55 истребителей и 86 малых миноносцев.
Канонерские лодки
В 1885г. были заказаны для Дальнего Востока лодки “Бобр” и “Сивуч”
(1000т. , 11 узлов ) , вооруженные 1-229мм и 1-152мм орудиями . Затем в
1886г. были заказаны за границей лодки “Манджур” и “Кореец” ( 1300т. , 13
узлов ) , вооруженных 2-203мм и 1-152мм орудиями . Для Черного моря были
построены 6 однотипных лодок , и еще 4 были построены на Балтике . Еще в
1899г. была построена в Петербурге лодка “Гиляк” для Дальнего Востока
(1000т. , 12 узлов , 1-120мм и 5-75мм орудий) и “Хивинец” (1340т. , 13.5
узлов , 2-120мм и 8 - 75мм орудий ) для Балтики . Все эти корабли были
небронированными и предназначались для обороны побережий.
Подводные лодки
Регулярное строительство подводных лодок началось в 1902-1903гг , до этого
производились лишь единичные попытки строительства лодок различными
изобретателями (в частности - лодка Джевецкого с мускульным приводом) .
Строительство русской субмарины было поручено Балтийскому заводу под
руководством инженера И.Г. Бубнова и капитана М.Н. Беклемешева . По их
проекту в 1903г. была построена лодка “Дельфин” , водоизмещением 113т./123т.
, оснащенная карбюраторным двигателем Даймлера и электромотором для
подводного хода . Скорость хода составляла 9.0/5.5 узлов , вооружение
состояло из двух торпедных аппаратов конструкции Джевецкого . Затем в 1904г.
было заложено 6 лодок типа “Касатка” , водоизмещением 140т. /177т. , с
бензиновым и электрическим двигателем , позволявшими ей развивать 8.5/5.0
узлов , и вооруженных 4 торпедными аппаратами Джевецкого .
Помимо этого в США покупаются лодки “Фултон” (переименован в “Сом”
конструкции Голланда) и “Протектор” (“Осетр”) , конструкции Лэка . На
Невском заводе начинается сборка нескольких лодок Голланда ,а в Либаве
несколько лодок типа “Протектор” . Видимо , Морское ведомство возлагало на
лодки большие надежды в войне , поэтому “Дельфин” , четыре “Касатки” и все
лодки типа “Фултон” и типа “Протектор” были отправлены по железной дороге
на Дальний Восток . Туда была даже отправлена совершенно небоеспособная
“Форель” - 14-ти тонная чисто электрическая экспериментальная лодка ,
купленная в Германии . Лодки эти принимать участие в боевых операциях не
могли , ввиду малой автономности , и ряду конструктивных недостатков ,
допущенных при спешной (9 мес.) постройке и играли роль скорее
психологического оружия. Об их “надежности ” говорит тот факт ,что во время
стоянки у Балтийского завода “Дельфин” затонул, будучи залит через открытый
люк от волны проходившего вблизи парохода ( :-) ); затем лодка была поднята
и восстановлена .
Следует также отметить развитие в России минного оружия , по которому наша
страна занимала лидирующие позиции . Русскими моряками и инженерами была
создана первая морская мина (еще в 1807г.) , в 1882г. лейтенант Н.Н. Азаров
изобретает устройство , позволявшее автоматически устанавливать мину на
заданной глубине , что позволило значительно увеличить скорость постановки .
В 1898г. на вооружение была принята сферическая гальваноударная мина ( шарик
с “рогами”) , послужившая прототипом для всех последующих корабельных мин
вплоть до Второй Мировой войны. Уже во время Русско-Турецкой войны на Балтике
существовал отряд минных судов. В 1886г. в Норвегии был построен минный
транспорт “Алеут” принимавший на борт 130 мин, а в 1891г. в Швеции более
крупные “Буг ” и “Дунай” (230 мин) . В 1899г. были построены по проекту
В.А. Степанова два больших минзага “Амур” и “Енисей” для Дальнего Востока
(2800т. , 18 узлов , 300 мин) , предназначенные для скрытой постановки мин на
вражеских коммуникациях .
Говоря о техническом развитии русского флота необходимо упомянуть изобретение
С.О. Макаровым 1891г. снарядов с мягким наконечником , который позволил
значительно увеличить их бронепробиваемость , вследствие образования
скользкой прослойки при пробивании броневой плиты . На испытаниях 152мм пушка
, стрелявшая макаровскими снарядами легко пробила плиты , не поддавшиеся
перед этим 229мм орудию с обычными боеприпасами .
Таким образом мы видим , что к началу XX века российский флот был неплохо
оснащен боевыми кораблями . Особенно это касается миноносцев и минзагов. С
крупными кораблями было сложнее , и если крейсерский флот представлял
серьезную угрозу для любого вероятного противника ,то большинство броненосцев
было устаревших образцов , а отвечавших современным требованиям кораблей было
немного (“Потемкин”,”Три Святителя”,”Ретвизвн” , пять броненосцев типа
“Бородино”) . Несмотря на то , что в строительстве кораблей главенствующим
было подражание иностранным образцам , русские инженеры , моряки и
изобретатели создали ряд интересных , и зачастую превосходивших зарубежные
аналоги образцов боевой техники (“поповки” , миноносцы , минное оружие).
Русско-Японская война
Обстановка на Дальнем Востоке в начале XX века была сложной . В этом регионе
столкнулись интересы многих стран , прежде всего России , Японии и Англии .
Японцы при активной поддержке англичан открыто вели военные приготовления и
создали к тоиу времени сильную армию и современный флот . Россия не
препятствовала этому , так как в правительстве многие , во главе с
министром внутренних дел В.К. Плеве , считали , что Япония противник слабый
, и Россия войну непременно выиграет , и это будет полезно для преодоления
социальных противоречий , обострившихся внутри страны .
В ночь на 26 января 1904г. Японская эскадра без официального объявления
войны атаковала русские корабли в Порт-Артуре (база тихоокеанской эскадры) .
Началась Русско-Японская война , ставшая одной из самых неудачных в истории
России . Помимо просчетов командования , недостатка войск и их плохого
оснащения и других объективных проблем , русские войска , и особенно флот ,
преследовала просто фатальная цепь неудач. 31 марта из Порт - Артура выходит
навстречу неприятелю Тихоокеанская эскадра , на флагманском броненосце
“Петропавловск” держит флаг командующий эскадрой адмирал С.О. Макаров . На
выходе из порта “Петропавловск” подрывается на японской мине . Мины у
японцев в то время довольно слабые , и потопить ей броненосец вряд ли
возможно , но по несчастливому стечению обстоятельств сдетонировал боезапас
, над кораблем поднялся столб дыма и через две минуты он исчез под водой ,
унеся с собой 600 человек команды , в том числе и С.О. Макарова .
В 8 феврале 1904г. японские суда направляются для высадки десанта в
корейский порт Чемульпо , на входе в порт они встречают русский крейсер
“Варяг” под командованием В.Ф. Руднева и канонерку “Кореец” , на приказ
сдаться русские корабли ответили отказом и начался один из самых
удивительных морских боев в истории . Бронепалубный крейсер и старенькая
канонерка отражали атаку эскадры из 15 боевых кораблей . После часового
обстрела они так и не были потоплены и вернулись в порт , здесь было решено
, что дальнейшее сопротивление не имеет смысла , и корабли были затоплены.
Этот бой вошел в историю как проявление удивительного героизма русских
моряков .
Японцы высаживают десант на Ляодунский полуостров и начинают осаждать Порт-
Артур с суши и с моря. Под давлением Петербурга новый командующий эскадрой
В.К.Витгефт принимает решение прорываться во Владивосток . Тихоокеанская
эскадра выходит в море и 10 августа путь ей закрывает значительно
превосходящая по силе японская эскадра Хейхатиро Того . Того открывает
огонь и пытается осуществить охват “головы “ русской эскадры но неверно
рассчитав маневр отдаляется от нее . Через два часа бой возобновляется ,
японцы обстреливали в основном флагманы “Цесаревич” и “Пересвет” но и “
наши стреляли , в общем , не хуже японцев ”(как отмечает очевидец) . Того
уже готов прекратить бой из-за серьезных повреждений своего флагмана , но в
это время в боевую рубку “Цесаревича” попадает снаряд , при взрыве которого
погибает Витгефт и ряд старших офицеров . Эскадра лишилась управления ,
смешалась и повернула в Порт-Артур . Несколько кораблей ,в том числе
“Цесаревич” , который получил еще и повреждение рулевого механизма , пришли
в нейтральные порты и были интернированы . Это было серьезное поражение ,
но все было еще не так плохо - в этом сражении японцы ни потопили ни одного
русского корабля , а потери в личном составе на “Миказе” (флагман Того) были
вдвое больше чем на “Цесаревиче” .
В Корейском проливе успешно действовали русские броненосные крейсера
“Россия” , “Громобой” и “Рюрик” и два номерных миноносца . В июне 1904г.
это соединение под командованием адмирала Безобразова вышло в пролив с
заданием нарушить Японские торговые перевозки , особенно предназначенные для
снабжения армии . Сработал эффект внезапности и крейсерам удалось
потопить два крупных парохода с войсками и орудиями для осады Порт-Артура ,
несколько английских судов с грузами для Японии было арестовано и отправлено
с призовой командой во Владивосток . Японцам пришлось задержать выход в море
своих транспортов , на время снабжение японской армии на континенте было
парализовано . На охоту за русскими крейсерами отправляется эскадра адмирала
Камимуры , в составе 4 броненосных и 4 легких крейсеров , посыльного судна и
8 миноносцев. 1 июля в Цусимском проливе Камимура наткнулся на русские
крейсера , но тем удалось уйти от преследования , а посланные ночью вдогонку
миноносцы были отбыты (два было потоплено ) . За время рейдерства русским
отрядом было потоплено или арестовано 13 японских и английских судов ,
иногда неуловимый отряд действовал буквально на входе в Иокогаму и Токио
, это соединение в Европе прозвали “эскадрой - невидимкой “.
В сентябре этот отряд крейсеров был выслан навстречу Тихоокеанской эскадре
во время попытки ее прорыва во Владивосток . При встрече с крейсерами
Камимуры ему было предписано отвлекать их на себя , отступая на север . 14
августа встреча состоялась , 4 крейсера Камимуры зашли с севера и
атаковали русские корабли . Русским крейсерам удалось сильно повредит
флагманский “Идзуме” , а на замыкающем “Ивате” снаряд вывел из строя 3 -152мм
орудия , но и русские крейсера получали повреждения . Особенно сильно
пострадал “Рюрик” - на нем был убит командир , начался пожар . К японцам
подошли еще два крейсера . У “Рюрика” было повреждено рулевое управление ,
разрушена кормовая надстройка и командующий соединением принял решение идти
на север , надеясь что “Рюрик” , оставленный японцами , сможет исправить
повреждения . 10 часов японцы преследовали параллельным курсом “Громобой” и
“Россию” , они получили сильные повреждения но все же пришли во Владивосток.
“Рюрик” вел бой с двумя японскими крейсерами , положение было безнадежным и
он был затоплен командой .
Довольно успешно применял русский флот и новые для того времени виды оружия -
мины и подводные лодки . Применительно к последним слова эти имеют скорее
иронический смысл , поскольку они практически не покидали своих баз , но
Японцы их панически боялись , и они играли роль психологического оружия -
при малейшем подозрении о присутствии субмарин
японские корабли поспешно покидали данный район (этим многие объясняют то что
японские корабли не атаковали Владивосток) . Применение мин было более
осязаемо . На Дальнем Востоке действовали минные транспорты (минзаги )
“Амур” и “Енисей” . 14 мая 1904г. “Амур” выставил мины на входе в Порт-
Артур , вернувшись на базу командир корабля Ф.Н. Иванов получил выговор от
командующего Витгефта за то что выставил мины не там , где ему было
предписано , а на следующее утро на его минах подорвались сразу два японских
броненосца , причем один сразу затонул , а второй затонул во время
возвращения на базу . Судьба “Енисея” сложилась трагически : в феврале
1904г. одна из выставленных мин всплыла на поверхность , при попытке
уничтожить ее (она демаскировала заграждение ) заградитель снесло на мину
течением , он подорвался на собственной мине и быстро затонул . В числе
погибших был и его командир , капитан 2-го ранга В.А.Степанов - создатель
первой в мире системы автоматической постановки мин , создатель “Амура” и
самого “Енисея”.
Несмотря на явное преимущество японского флота потери русских были не так уж
велики и соизмеримы с японскими , но приближался роковой день 14 мая 1905г.
. На выручку Порт-Артуру была отправлена из Либавы 2-Тихоокеанская эскадра
под командованием вице-адмирал З.П. Рождественского . На переходе в нее
влилась 3--Тихоокеанская эскадра Н.И. Небогатова (состоящая из четырех
старых броненосцев и крейсера) . Эскадра совершила путешествие вокруг Африки
длиною 18 000 миль но в ноябре было получено известие о сдаче Порт-Артура ,
что делало поход эскадры бессмысленным . Ей было приказано прорываться во
Владивосток . 14 мая 1905г. армада из 38 вымпелов (в том числе 12
броненосцев и броненосных крейсеров ) вошла в Цусимский пролив , навстречу
ей двигалась эскадра того , в которой насчитывалось 12 крупных кораблей .
На громкую победу в бою рассчитывали , пожалуй , лишь в тишине петербургских
кабинетов , моряки оценивали ситуацию более трезво . Считалось , что лучшее
что можно ожидать - прорыв во Владивосток с большими повреждениями , сам
Рождественский считал возможным “дойти до Владивостока с потерею нескольких
судов”- мысли не очень оптимистические ,но той катастрофы , что произошла на
самом деле не ожидал никто . Часто можно услышать мнение , что Того имел
значительное превосходство в скорости и артиллерии. Японские корабли были
действительно быстрее русских , но это объясняется в основном тем , что в
эскадре Того было ... всего четыре настоящих броненосца , остальные крупные
корабли были броненосными крейсерами адмирала Камимуры . Правда ,
большинство броненосцев в русской эскадре были устаревшими , но зато в
правой колонне эскадры шло 4 новейших броненосца типа “Бородино” , во
главе с флагманом эскадры “Князем Суворовым” . По числу и калибру стволов
русский флот имел преимущество , но выучка комендоров оставляла желать
лучшего , поскольку за все время похода было проведено всего две учебные
стрельбы , да и точность дальномеров была неудовлетворительной .
Русские корабли были сильно перегружены (водоизмещение флагман превышало 15
000т. , при расчетных 13 000т. ) , так как в их трюмах было полно грузов для
осажденной крепости , что привело к тому ,что главный бронепояс практически
исчез под водой . Наложение всех этих причин и привело в целом к тому , что
случилось . Немало помогли этому и ошибки командования , и пресловутое
невезение .
Итак , в пролив двумя колоннами входит русская эскадра (в правой ,как уже
говорилось , были броненосцы типа “Бородино” , в левой - старые броненосцы
во главе с “Ослябей”) . В 13.10 с “Суворова” заметил противника в 70
кабельтовых , и Рождественский начал перестроение - сильная правая колонна
выдвигалась вперед - решение верное. Того не заметил этого перестроения и
попытался атаковать левую колонну , увидев перед собой новые броненосцы , с
которыми вступать в единоборство ему было опасно , он решает начать бой ,
пока русские не завершат перестроения , и в 13.36 сделал новый разворот ,
чтобы занять более удобную позицию для обстрела . В 13.49 , не завершив
перестроения , Рождественский дает пристрелочный залп по “Миказе” , через
две минуты отвечает и японский флагман , затем вступают в бой броненосцы и
броненосные крейсера . Рождественский допускает ряд ошибок - он приказывает
левой колонне пропустить правую вперед , для чего этим кораблям пришлось
сбавить ход или вовсе застопорить машины , что привело к нарушению боевого
строя . Последний его приказ оказался губителен - он приказал “Бить по
головному” , идея правильная - так действовали и японцы (они сосредоточили
свой огонь на “Суворове” и “Ослябе” , ) , для скорейшего вывода из строя
флагмана противника , но в отличие от них Рождественский не организовал
огонь , и русские корабли просто сбивали друг другу пристрелку бессистемной
стрельбой по “Миказе” , так и не потопив его (правда , он получил серьезные
повреждения ). Дальше вмешалось пресловутое невезение - находившийся в боевой
рубке Рождественский был тяжело ранен залетевшим туда осколком , и эскадра
практически потеряла управление. Японцам удалось добиться максимума своего
огня при минимуме огня противника , что и требовалось . Через полчаса после
начала боя “Ослябя“ медленно накренился на борт и опрокинулся , спустя еще 6
минут вышел из строя “Суворов” . Опрокидываются “Александр III” и
“Бородино” , выходит из строя “Орел” (причем эти броненосцы выдержали
около двухсот попаданий крупнокалиберных снарядов) . Броненосные крейсера
Камимуры , практически не обстреливаемые русскими кораблями буквально
осыпали их снарядами . К вечеру практически все уже было кончено : сдался
штаб Рождественского (перешедший на миноносец “Бедовый” ) , сдался адмирал
Небогатов , основные силы эскадры уничтожены . Героическое сопротивление
экипажей отдельных кораблей не могло уже ничего сделать - японцы добивали
разрозненные остатки эскадры .
В Цусимском бою японцы уничтожили 21 русский корабль , причем впервые
артиллерией были уничтожены эскадренные броненосцы - самые мощные корабли
того времени , погибло 5 тыс. русских моряков . 5 кораблей сдалось ,6 ушли в
нейтральные воды , и только самый слабый крейсер “Алмаз” с двумя миноносцами
пришел во Владивосток , японцы же потеряли всего три миноносца . Более
тяжелого поражения в истории нашего флота не было , за один день были
потеряны практически все основные силы русского флот , создававшиеся годами
, Петербург остался без защиты с моря.
Русско-Японская война оказала влияние на развитие военного судостроения во
всем мире , особенно Цусимское сражение . К нему было приковано внимание
морских специалистов во всех ведущих странах - ведь она стал проверкой
реальной боеспособности броненосных флотов , проверкой различных
теоретических построений морских теоретиков и конструкторов . После нее был
создан ряд новых типов боевых кораблей (в частности дредноуты) . Эта война
стальных армад броненосцев и крейсеров стала предтечей будущих
технологических войн XX века.
Литература:
М.А.Михайлов М.А.Баскаков “Фрегаты , Крейсера , Линейные корабли , Москва
“Досааф СССР” 1986г.
А.П.Шершов “История военного кораблестроения” , Санкт-Петербург “Полигон”
1994г.
В.А.Дыгало “А начиналось все с ладьи ...” , Москва “Просвещение” 1996г.
Журнальные статьи:
М.Комков “Цусима: загадки сражения ” //”Техника молодежи” 1990г. -6
А.Киличенков “Упущенный шанс адмирала” //”Техника молодежи” 1990г. -6
Г.Смирнов , В. Смирнов “Мина - оружие и наступательное” //”Моделист
конструктор” 1989г.- 4
В.Тюрин , В.Дородных “Мины и противоминное оружие” //”Моделист конструктор”
1990г.- 9
Мультимедиа:
Microsoft Encarta 97 encyclopedia
Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия
Страницы: 1, 2