Курсовая: Пар и Броня

Курсовая: Пар и Броня

ПАР И БРОНЯ

(ВМФ России во второй половине XIX начале XX века)

Курсовая: Пар и Броня

Московский Государственный Технический Университет имени Баумана

факультет Фундаментальные науки.

Реферат по истории отечества студента группы

Создание железного флота

После Крымской войны , ясно показавшей экономическую и научно-техническую

отсталость Российской Империи русский флот оказался в неутешительном

положении. Николаю II удалось наладить снабжение флота и постройку

боеспособных кораблей и к началу войны русский флот выглядел совсем неплохо

но ... оказалось что эра деревянных парусников прошла , и флот , разгромивший

турецкую эскадру в Синопе оказывается затопленным русскими же моряками ,

чтобы преградить путь паровой армаде англичан и французов к Севастополю ибо в

бою с ними парусные линкоры не имели ни малейшего шанса. Итак , кроме

бесполезных парусников в состав русского флота входили : 1 винтовой линкор ,

1 винтовой фрегат ,10 колесных пароходов ,18 небольших пароходов и 40

винтовых канонерок на Балтике , 12 колесных пароходов на Черном море , 2 и 8

небольших колесных пароходов на Белом и Каспийском море соответственно ,

винтовая шхуна и три парохода на Дальнем Востоке. Строительство винтовых

кораблей стало первоочередной задачей переоснащения флота.

Промышленность страны и адмиралтейские заводы не были готовы к такой работе

но задача была разрешена при содействии появившихся в то время предприятий

по производству частей механизмов . Морское ведомство заказало этим

предприятиям изготовление механизмов но полностью сборку машин приходилось

делать на верфи. Таким образом в 1858г. в составе флота было уже 6 паровых

линкоров , 5 фрегатов и 17 корветов (правда они представляли из себя

переделанные парусники и сохранили парусное вооружение). Однако в 1859г. во

Франции был спущен на воду линкор La Gloir , борта которого были защищены

металлическими плитами толщиной 100-120мм . Хотя по сути это был переделанный

деревянный линкор это судно считается первым броненосцем. В 1860г. вступил в

строй настоящий броненосец - полностью металлический английский Warrior ,

защищенный 112 мм броней. Французы тоже перешли к постройке металлических

кораблей. Крымская война стала последней , в которой принимали участие

деревянные красавцы -линкоры с небоскребами парусов , на море начиналась

эпоха пара и брони.

В России в 1863г. для опыта были обшиты 100мм броней строящиеся деревянные

фрегаты “Севастополь” и ”Петропавловск” и в том же году была заказана в

Англии (русская промышленность не могла тогда справится с таким заказом)

железная броненосная батарея “Первенец” (водоизмещение - 3330 т , броня -

112 мм (пояс) вооружение - 26-68 фунтовые орудия). Было решено строить впредь

только железные суда , для чего принят ряд мер по переустройству казенных

верфей и содействию развитию существующих и основанию новых механических и

судостроительных заводов. Было перестроено Новое Адмиралтейство , в нем

расположили новые эллинги и мастерские , из-за границы доставили механизмы и

станки. Руководство постройкой кораблей поручили англичанину Митчелю т.к.

русские инженеры еще не имели в этом деле достаточно опыта , из Англии был

привлечен ряд специалистов . В январе 1863г была заложена , а в июне

1864г. спущена на воду плавучая батарея “Не тронь меня” - первое

броненосное судно русской постройки (конструкция корабля была аналогична

“Первенцу” , вооружение состояло из 14 - 203 мм орудий ) .

Тем временем русские корабли отправились в первый поход . В 1863-1864г.

возникли осложнения в отношениях с Англией и Францией и для оказания давления

на эти страны в Атлантику и в Тихий океан были отправлены две эскадры

рейдеров , для создания потенциальной угрозы английским морским коммуникациям

. Первой эскадрой командовал контр-адмирал С.С. Лисовский и в нее вошли

пароходофрегаты “Александр Невский” , “Пересвет” , “Ослябя”, корветы

“Варяг” и “Витязь” , клипер “Алмаз”. Эскадрой в Тихом океане командовал

адмирал А.А.Попов и в нее вошли корветы “Богатырь”,

“Калевала”,”Рында”,”Новик” и клиперы “Абрек ” и Гайдамак”.Таким образом

рождался новый тип боевого корабля - крейсер , предназначенный для действий

на коммуникациях противника. Появление русских кораблей в Нью-Йорке и Сан-

Франциско заставило англичан вести себя более сдержанно . Кроме того

специальная комиссия , состоящая из моряков и инженеров ознакомилась в США с

броненосцами мониторного типа .

Было решено построить 11 мониторов для обороны Финского залива (что было

тогда первоочередной задачей), и еще одну плавучую батарей “Кремль”. Так как

строить все корабли силами адмиралтейства было невозможно то был объявлен

конкурс на их постройку среди частных заводов. Два монитора строились в

адмиралтействе , один Митчелем , два - заводом Кара и Макферсона в

Петербурге (впоследствии Балтийский судостроительный и механический завод ),

два - бельгийским обществом “Коккериль”, построившем верфь в Петербурге , два

- предпринимателю Кудрявцеву , и наконец еще два монитора и батарея - заводу

Семянникова и Полетики (Невский завод). Механизмы для этих кораблей делались

на заводе Карра и Макферсона , Невском заводе и заводе Берда (франко-русский

завод). Башни делал Ижорский завод , орудия - Обуховский . Броня заказывалась

в Англии , но туда были командированы русские инженеры для постановки этого

производства в России. Снаряды изготавливались на частных заводах , в том

числе на Путиловском , а затем на государственных заводах на Урале . Таким

образом строительство броненосного парового флота способствовало развитию

тяжелой промышленности в России .

В 1864г. началась постройка двухбашенных канонерок (мониторов) “Чародейка” и

“Русалка” (водоизмещение - 1940т ; броня - 112мм , в оконечностях - 85 мм ,

вооружение - 4 орудия калибром 229мм) . Они представляли собой

усовершенствованный тип монитора , более мореходный , как считалось ,

однако их мореходность оставляла желать лучшего . Из -за малой

остойчивости и низкого борта в 1894г “Русалка” погибла со всем экипажем при

переходе через Финский залив при не очень сильном шторме. Помимо этого

началась постройка двухбашенных фрегатов “Адмирал Спиридов” , “Адмирал

Чичагов” и трехбашенных “Адмирал Грейг” , “Адмирал Лазарев” ( водоизмещение -

3500т. ; броня - 150 - 88 мм , вооружение - по два 229мм орудия в башне ).

Все эти шесть кораблей представляли собой по сути броненосцы береговой

обороны (не очень мореходные) для защиты Кронштадта. Они были спущены на воду

в 1867-1868гг.

Тогда же началась и постройка рангоутных фрегатов (по сути броненосцев)

“Князь Пожарский” и “Минин”. Это уже были корабли , способные совершать

дальние плавания . Первый был построен по типу английского казематного ( с

расположением главной артиллерии в каземате в центре корабля) броненосца

Bellerophon . (водоизмещение - 4500т. ; скорость хода - 12 узлов ; броня -

100 - 112 мм.; вооружение - 8 - 229 мм орудий ) , и в 1868г. спущен на воду .

“Минин ” в течение своего строительства испытал ряд переделок , так как

взгляды на лучший тип броненосного корабля еще не установились . Сначала

предполагалось разместить артиллерию в башнях и сделать корабль по типу

английского же низкобортного броненосца Capitan . В таком виде он был спущен

на воду в 1869г. однако после гибели Capitanа во время шторма в !870г.

постройку приостановили и решили превратить “Минин “ в броненосный крейсер

. Башни были сняты и заменены 4 - 203 мм орудиями в бортовых спонсонах и

12 - 152мм по бортам на верхней палубе , мощность механизмов увеличили .

Водоизмещение корабля возросло до 5740т. , а скорость до 14 узлов. Таким

образом в России возник класс броненосных крейсеров , океанских кораблей для

дальнего плавания но более сильных чем английские небронированные крейсера

специальной постройки . По похожему проекту были построены крейсера

“Генерал- Адмирал” и “Герцог Эдинбургский ” (водоизмещение

4600т.;вооружение - 4 - 203мм и 2- 152мм орудия; скорость - 13,6 и 15,3 узла

соответственно ). Интересно , что все эти четыре корабля несли полное

парусное вооружение. Кроме того для океанского крейсерства были построены 8

неброненосных клиперов водоизмещением 1330т. и со скоростью хода 11-13 узлов

, вооруженные тремя 152мм орудиями.

Начало возрождение черноморского флота

В 1871г. после франко-прусской войны наконец были отменены статьи

Парижского договора и Россия получила возможность иметь флот на Черном море

( до этого там допускалось иметь только 6 корветов водоизмещением до 800т.) .

Для защиты черноморского побережья решено было создать небольшие

броненосные суда с сильной артиллерией . Для уменьшения осадки и размеров

корабля при сохранении защиты и артиллерийской мощи был принят

экстравагантный проект адмирала Попова - круглого броненосца. Намечена была

постройка десяти таких судов , названных “поповками” но было построено всего

два “Новгород “ и “Вице-адмирал Попов”. Они имели водоизмещение 2500 - 3000

т. (при диаметре 30-36 м и осадке 4 м) , защищены броней толщиной 275-

450мм и 60-75 мм палубой , вооружение состояло из двух 280мм ( 305мм)

орудий. в барбетных башнях . “Поповки“ не прижились из-за трудностей в

управлении (вращение после выстрела , неустойчивость на курсе) , хотя

обеспечивали хорошую устойчивость артиллерийской платформы и неплохую для

плавучего форта скорость 6-7 узлов.

Следует также отметить построенную по проекту того же Попова яхту “Ливадия”

для царской семьи . Хотя это был не боевой корабль , но оригинальная

конструкция яхты (при длине 71м она имела ширину 47м , что делало ее очень

устойчивой) делала ее возможным прототипом для новых броненосцев. Яхта была

построена в Англии , при испытаниях она показала скорость 15,7 узлов на

мерной миле (при 14 расчетных) , что было удивительно для судна с таким

отношением длины к ширине. На пути в Черное море яхта действительно показала

хорошую устойчивость но при ходе против волны получала сильные удары в

носовой части. Необходимые переделки на яхте не были сделаны , по назначению

ее не использовали и переименовали в транспорт “Опыт” , таким образом

русские конструкторы , как и во всем мире , работали над усовершенствованием

броненосных кораблей , поскольку единых взглядов на то , как он должен

выглядеть еще не было , что вызвало к жизни различные , порой довольно

оригинальные проекты.

Когда началась война с Турцией 1877-1878гг черноморский флот только начал

возрождаться и борьба на море практически не имела места , ввиду

преобладания на море турецкого флота (12 броненосных кораблей и 6 мониторов

на Дунае ). По инициативе лейтенанта С. О. Макарова у Русского общества

пароходства и торговли (РОПИТ) были зафрахтованы пароходы “Веста” ,

“Владимир” , “Эльбрус” ,”Аргонавт ” и яхта “Ливадия” , которые были вооружены

артиллерией и превратились в легкие крейсера. Эти корабли действовали

довольно успешно против пароходов противника , а “Веста” под командованием

Н.М. Баранова даже приняла бой у турецкого броненосца “Фетхи-Буленд” и

выиграла его.

В условиях , когда крупным бронированным кораблям противника Черноморский

флот не мог противопоставить равных по классу , логичным было обращение к

минному оружию. Били построены (или переоборудованы) паровые катера ,

вооруженные шестовыми минами (выдвигавшимися вперед на шесте) , или (реже)

самодвижущимися минами Уайтхейда (торпедами) . Для доставки немореходных

крейсеров к портам противника использовался парохода “Константин” . Шестовые

мины начали впервые применятся во время гражданской войны в Америке. Несмотря

на то , что нападающий катер сам подвергается большому риску при взрыве , и

подойти практически вплотную к вражескому кораблю довольно сложно , действия

этих катеров оказались довольно эффективными : ими был подорван в Сухуми

броненосец “Ассари-Шевкет” и один монитор на Дунае. У берегов Батуми

торпедами , выпущенными с двух паровых катеров был потоплен сторожевой

корабль “Интибах” . Стало ясно , что даже небольшое (и дешевое) , но

скоростное и вооруженное торпедами судно может стать серьезной угрозой для

крупных боевых кораблей противника.

Строительство флота в конце XIX века

В царствование “Миротворца” Александра III Россия не вела войн ни на суше ,

ни на море , и Русские корабелы и моряки использовали это время для

оснащения флота современными кораблями , развитию новых образцов техники. Это

вполне удалось - к началу XX века Россия имела довольно мощный флот ,

занимая в некоторых областях (применение мин , радиосвязи , броненосных

крейсеров ) занимала лидирующие позиции в мире.

Строительство броненосцев

Еще в 1869г. , когда была решена проблема защиты Кронштадта путем постройки

небольших броненосцев береговой обороны началось строительство настоящего

мореходного броненосца “Петр Великий” , который стал последней работой

известного русского кораблестроителя М.М.Окунева . Корабль проектировался по

типу английского броненосца “Devastation” , конструкции известного

английского кораблестроителя Э.Рида . Корабль имел водоизмещение около 10 000

т. , броневой пояс толщиной 350-200мм , палуба - 75мм . Вооружение состояло

из 4 - 305мм орудий в двух башнях . Механизмы мощностью 8200 лс должны были

сообщать ему скорость в 14 узлов , и были изготовлены на заводе Берда . На

испытаниях корабль развил всего 12.5 узлов . Эти затруднения с механизмами

задержали его готовность до 1877г. , а в 1881г. он был отправлен в Англию для

установки новых машин и котлов усовершенствованного типа. В дальнейшем

броненосцы на Балтике у нас долгое время не закладывались , так как выбор был

сделан в пользу броненосных крейсеров , и мониторов .

В 1883г. на Черном море были заложены , а в 1886г. спущены на воду

однотипные “Екатерина II” , “Чесма” и “Синоп “ и позднее (заложен в 1889г. ,

спущен на воду в 1892г.) несколько измененный ”Георгий Победоносец”

(водоизмещение - около 10 000т ; скорость - 15-16 узлов ; бронирование 254 -

458 мм , палуба - 56мм; вооружение - 6 - 305мм и 7- 152мм орудий , 8-47мм

пушек ). Корабли были довольно удачными и имели оригинальную схему размещения

артиллерии - попарно по углам треугольного барбета . Все эти броненосцы имели

также торпедное вооружение и оснащались тараном , который ставился на все

броненосцы до Русско-Японской войны ( таранный удар действительно несет

мгновенную гибель кораблю противника , но развитие артиллерии и торпед уже

тогда сделало такое сближение кораблей невозможным).

На Балтике были построены 1887-1889гг. броненосцы “Александр II ” и

“Николай I” (водоизмещение - 9700т ; скорость - 14узлов ; пояс- 152-356мм ,

палуба - 75мм ). Эти корабли были сделаны по типу броненосца-тарана

(подобный был построен в Англии) , они были вооружены 2-305мм орудиями в

носовой башне , 4- 229мм и 8 - 152мм в бортовых установках . Эти корабли

получились неудачными из-за стремления сохранить небольшое водоизмещение ,

признанное достаточным для Балтики . По тому же типу но меньших размеров

(водоизмещение - 6600т.) был построен броненосец “Гангут” (он утонул в

1897г. наскочив на камни во время учебной стрельбы ) .

В 1891г. колебания в выборе прототипа для строительства кораблей прекратились

, и за образец были приняты английские броненосцы “Nile” и “ Trafalgar”

- бронированная цитадель в центре корпуса (при слабой защите оконечностей) ,

размещение главного калибра в концевых башнях , среднего - в бронированном

каземате между ними . Все последующие броненосцы до Русско-Японской войны

строились именно по такому типу. В 1891г. был спущен на воду “Наварин”

(водоизмещение - 10 000т . ; пояс - 407мм , каземат - 305 - 127 мм , палуба

-75 мм , башни - 305мм; скорость - 16 узлов; вооружение ; 4 - 305 и 8 -

152мм орудия , 6 торпедных аппаратов). В целом по всем тактическим

показателям он уступал прототипу - английскому Nile. Далее в 1894г. был

построен почти однотипный “Сисой Великий” , на котором броневая палуба была

снижена и положена поверх пояса (как на английском броненосце “Royal

Sovreign”). В 1898г. вводится в строй серия из трех кораблей “Полтава” ,

“Севастополь” , “Петропавловск” у которых водоизмещение возросло до 11 000т.

, и 152мм орудия были размещены в башне.

В 1900г. была построена серия “Ослябя” , “Пересвет ” и “Победа” ,

водоизмещением 12700т. и со скоростью хода 18 узлов. Эти корабли впервые

имели гарвеевскую броню (на предыдущих кораблях применялась броня компаунд)

, и бронепалубу со скосами к бортам . Эти корабли представляли собой

нечто среднее между броненосцем и броненосным крейсером и предназначались

для Тихого океана . Корабли получились неудачными - их вооружение (254-мм

орудия ) и защита были явно недостаточны для боя с броненосцами противника ,

а скорость - значительно меньше чем у броненосных крейсеров. Следует

отметить также броненосец “Ретвизан” , построенный в 1902г. в США по

заказу России . Это был нетиповой корабль Русского флота , его прототипом

послужил американский Maine. Он имел водоизмещение 12700 т. , скорость -18

узлов , бронирование : пояс - 227мм (крупповская броня) , каземат - 152мм и

палуба- 75мм. Вооружение состояло из 4-305мм и 12-305мм орудий . Этот

корабль , который можно назвать классическим образцом додредноутовского

броненосца стал одним из лучших кораблей русского флота.

В 1901г. Франции был заказан броненосец “Цесаревич” ставший прототипом для

серии кораблей : “Бородино” , “Орел” ,”Александр III” ,”Суворов” и “Слава”

, составивших основную ударную силу флота накануне Русско-Японской войны .

“Цесаревич” строился под руководством известного французского

кораблестроителя Эмиля Бертена. Он имел водоизмещение около 13 000т ,

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты