Курсовая: Основные этапы первобытного общества

Курсовая: Основные этапы первобытного общества

Содержание.

Введение.......................................................................2

1. Периодизация первобытной истории............................................3

2. Антропогенез................................................................7

2.1. Австралопитековые.........................................................7

2.2. Питекантроп..............................................................11

2.3. Неандерталец.............................................................14

2.4. Кроманьонец..............................................................17

2.5. Общие проблемы антропогенеза.............................................18

3. Прародина и расселение человечества........................................21

3.1. Расселение древних людей на территории бывшего СССР......................26

4. Эволюция человеческого сообщества..........................................28

Заключение....................................................................30

Литература....................................................................33

Введение.

Около 3 млн. лет тому назад человек отделился от животного мира. Ко времени

35 – 10 тысяч лет тому назад относится формирование современного человека. И

только 5 – 1 тысяча лет тому назад в разных частях земного шара складываются

классы и государства. Ученые подсчитали, что если всю историю человечества

приравнять к одним суткам, то на время с момента образо­вания классов до

наших дней придется только 4 минуты.

Из всей истории человечества первобытнообщинный строй был самым длительным по

времени – более миллиона лет. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь

точно нелегко, так как во вновь обнаруживаемых костных остатках наших далеких

предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и вре­мя

от времени преобладающее мнение меняется. В на­стоящее время одни ученые

считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник

1,5 – 1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5

млн. лет назад. Верхняя грань перво­бытнообщинного строя колеблется в

пределах послед­них 5 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и

Африке первые классовые общества и государ­ства сложились на рубеже 4 и 3

тысячелетий до н.э., в Америке – в 1 тысячелетии н.э., в других областях

ойкумены – еще позднее.

История зарождения из животных существ человека – и поныне загадка природы.

Где, когда и почему появился человек и человеческое сообщество – до сих пор

единого мнения ученых нет. А вопрос весьма интересный, тем более, что

памятников того времени – ни письменных, ни архитектурных – не существует.

Остается лишь исследовать костные останки древнейших людей, раскапывать

захоронения и обиталища людей – и на основе такого скудного материала делать

обобщающие выводы, строить далеко идущие предположения, говорить об истоках

современного человека и современных цивилизаций. В этом отношении более

позднее время, медный или бронзовый и железный век, более “благодатная” почва

для исторического исследования – памятников, в том числе и письменных и

архитектурных, того времени все же сохранилось достаточно, а потому и

загадок, порожденных тем этапом истории все же гораздо меньше. Именно поэтому

цель данной работы – уделить больше внимания самому древнему прошлому

человечества, тем более, что последние десятилетия преподнесли множество

сенсационных открытий, во многом переворачивающих наши представления о

древнейшей истории человечества.

1. Периодизация первобытной истории.

Отметим сразу, что в настоящее время среди ученых, занимающихся исследованием

древнейшей истории человечества единого мнения о периодизации этой истории

нет. Существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации

первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые

участвуют в их разработке.

Из специальных периодизаций наиболее важна ар­хеологическая, основанная на

различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже

древнекитайским и древнеримским философам деление древнейшей истории на три

века – каменный, бронзо­вый (медный) и железный – получило научную

разра­ботку в XIX – начале XX в., когда были в основном типологизированы

эпохи и стадии этих веков.

На заре культурного развития человечества выделяется период каменного века,

по длительности в несколько сотен раз превышающий всю последующую историю

человечества, а периодизация внутри этого периода осуществляется в

соответствии с изменением и усложнением форм каменного инвента­ря. Внутри

палеолита, как уже говорилось, обычно выделяются эпохи нижнего, среднего и

верхнего палео­лита, характерный для австралопитеков олдувейский этап, как

раз и представляет собою начало нижнепалеолитической эпохи. Именно эта эпоха

соотносится в широких хронологических рамках со временем питекантропов,

длительность ее громадна, и она сама по себе обнаруживает значительную

динами­ку в формах поселений древнейших коллективов людей и типах

изготовляемых ими каменных орудий.

Итак, каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором сейчас

большинство ученых выделяет эпохи ран­него (нижнего), среднего и позднего

(верхнего) палео­лита.

Затем следует переходная эпоха среднекаменного века (мезолита), который

иногда называют “послепалеолитом” (эпипалеолитом), или “преднеолитом”

(протонеолитом), иногда же не выделяют вообще.

Заключительная эпоха каменного века – новокамен­ный век (неолит). В конце его

появляются первые орудия из меди, что дает основание говорить об особой

стадии энеолита, или халколита.

Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков на

стадии у разных исследователей сильно отлича­ются друг от друга. Еще более

различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем

областям, где они были впервые обнаружены.

Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизи­тельно 100

тыс. лет, средний палеолит – 45 - 40 тыс., верхний палеолит – 12 - 10 тыс.,

мезолит – не ранее 8 тыс. и неолит – не ранее 5 тыс. лет назад. Бронзовый век

длился до начала 1 тысячелетия до н. э., когда на­чался век железа.

Археологическая периодизация всецело основана на технологическом критерии и

не дает полного представления о развитии производства в целом. В настоящее

время археологическая периодизация пре­вратилась из глобальной в совокупность

региональ­ных, но и в таком виде она сохраняет немалое зна­чение.

Более ограничена по своим целям палеоантропологическая

(палеантропологическая) периодизация перво­бытной истории, основанная на

критерии биологической эволюции человека. Это выделение эпох существования

древнейшего, древнего и ископаемого современного че­ловека, т. е. архантропа,

палеоантропа (палеантропа) и неоантропа. Систематика собственно людей,

выделяемых как семейство гоминид или подсемейство гоминин, их родов и видов,

а также их наименований, очень разнится у разных исследователей. Наиболее

спорно периодизационное место так называемого чело­века умелого, в котором

одни исследователи видят еще предчеловека, другие – уже человека. Тем не

менее палеоантропологическая периодизация в своей наибо­лее устоявшейся части

перекликается с археологической периодизацией первобытности.

Особый аспект периодизации первобытной истории состоит в подразделении ее на

историю первобытных обществ, существовавших до появления первых цивили­заций,

и обществ, сосуществовавших с этими и поздней­шими цивилизациями. В западной

литературе они раз­личаются как, с одной стороны, преистория, с другой –

прото-, пара- или этноистория, под которыми пони­маются не только разделы

науки, но и изучаемые ими эпохи. Но это – главным образом источниковедческое

различение: преистория изучается преимущественно ар­хеологически,

протоистория – также и с помощью пись­менных сведений соседствующих с

первобытными обще­ствами цивилизаций, т. е. собственно исторически. Меж­ду

тем выделение тех и других обществ имеет и содержательно-историческое

значение. И те и другие относятся к одной общественно-экономической

форма­ции, так как критерием принадлежности к формации является способ

производства, а не эпоха его существо­вания. Однако они не тождественны по

степени самосто­ятельности своего развития: как правило, первые испы­тывали

меньше сторонних влияний, чем вторые. Поэто­му в последнее время многие

исследователи различают их как апополитейные первобытные обще­ства (АПО) и

синполитейные первобытные общества (СПО).

При всей важности специальных периодизаций пер­вобытной истории ни одна из

них не в состоянии заме­нить обшей (исторической) периодизации древнейшего

прошлого человечества, разработка которой ведется уже более столетия, главным

образом по этнографиче­ским и археологическим данным.

Первая серьезная попытка в этом направлении была предпринята выдающимся

американским этнографом Л. Г. Морганом, близко подошедшим к историко-

материалистическому пониманию первобытной истории. Ис­пользовав

установившееся в XVIII в. членение истори­ческого процесса на эпохи дикости,

варварства и цивилизации и основываясь главным образом на критерии уровня

развития производительных сил (“производства средств к жизни”), он выделил в

каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень

дикости начинается с появления человека и чле­нораздельной речи, средняя – с

возникновения рыбо­ловства и применения огня, высшая – с изобретения лука и

стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением

керамики, к средней – освоением земледелия и скотоводства, к высшей –

вне­дрением железа. С изобретением иероглифического или алфавитного письма

начинается эпоха цивилизации.

Эта периодизация была высоко оценена Ф. Энгель­сом, который в то же время

положил начало ее пере­смотру. Он обобщил периодизацию Моргана, определив

эпоху дикости как время присваивающего, а эпоху варварства – как время

производящего хозяйства. Он подчеркнул также качественное своеобразие

начально­го. соответствующего низшей ступени дикости этапа первобытной

истории как своего рода формативного периода “человеческого стада”. Такое же

качественное своеобразие заключительного этапа первобытной исто­рии,

соответствующего высшей ступени варварства, было показано им в особой главе

(“Варварство и циви­лизация”) его работы “Происхождение семьи, частной

собственности и государства”. Недоучет в схеме Моргана принципиальных граней,

отделяющих этап зрелости первобытного общества от этапов его становления и

упадка, и значительное расширение в дальнейшем фак­тического материала

сделали необходимой разработку новой историко-материалистической периодизации

пер­вобытной истории.

Ряд периодизаций был предложен в советской науке в довоенные и особенно в

послевоенные годы, но даже наиболее продуманные из них не выдержали про­верки

временем. В частности, выяснилось, что примене­ние в качестве критерия

периодизации первобытной истории только уровня развития производительных сил

ведет к теоретическим неувязкам. Так, даже создатели некоторых

цивилизаций еще не знали производственно­го применения металлов, между тем как

часть поздне-первобытных племен уже освоила плавку железа. Чтобы выйти из этого

противоречия, пришлось бы учитывать уровень не столько абсолютных, сколько

относительных производительных сил, а тем самым в конечном счете отказаться от

монистического принципа периодизации. Поэтому ученые, и прежде всего этнографы,

обратились к тому критерию, на котором основано формационное членение всего

исторического процесса: различиям в способе производства и, в частности, в

формах про­изводственных отношений. В связи с этим была пред­принята попытка

проследить развитие форм первобыт­ной собственности, что привело к выделению,

помимо этапа первобытного человеческого стада, этапов перво­бытной родовой

общины и первобытной соседской общи­ны.

Историко-материалистическая периодизация пер­вобытной истории основана на

эволюции производительных сил. В соответствии с этой схемой история

человеческого общества делится да три больших этапа в зависимости от

материала, из которого изготовлялись используемые человеком орудия труда:

ка­менный век – 3 млн. лет тому назад – конец III тысячеле­тия до н.э.;

бронзовый век – с конца III тысячелетия до н.э. – 1 тысячелетие до н.э.;

железный век – с 1 тысячеле­тия до н.э.

Общая периодизация первобытной истории разраба­тывалась и разрабатывается также

многими западны­ми исследователями. Такие попытки делаются пре­имущественно

некоторыми исторически ориентиро­ванными учеными США. Наиболее распространено

раз­личение эгалитарных и стратифицированных, или иерархических, обществ.

Эгалитарные общества соответствуют обществам эпохи первобытной родовой общины,

стратифицированные – обществам эпохи классообразования. Между эгалитарными и

стратифи­цированными часто помешают также ранжированные общества. При этом

сторонники этих схем считают, что в ранжированных обществах существует только

соци­альное неравенство, а в стратифицированных – также и имущественное

неравенство. Наиболее существенная и привлекательная черта этих схем –

признание в них эгалитарного характера первобытного общества, т. е.

первобытного коллективизма.[1]

Таким образом, критериев периодизации человеческой истории более чем

достаточно – можно найти на любой “вкус и цвет”, т.е. проблемы

классифицировать те или иные первобытные сообщества, орудия труда или хоты,

даже окаменелые останки не существует. Существует же проблема т.н. “родины

человечества”.

Итак, взгляды на характер основных эпох перво­бытной истории единообразнее

взглядов на их соотно­шение с археологическими и палеоантропологическими

эпохами. Только, если исходить из наиболее устоявших­ся точек зрения, эпохи

общей (исторической) периоди­зации могут быть составлены с важнейшими

звеньями археологических и палеоантропологических схем следу­ющим образом.

Исторические эпохи

Археологические эпохи

Палеоантропологические эпохи

Эпоха праобщиныНижний и средний палеолитВремя архантропов и палеонтропов
НеолитСтадия раннепервобытной (раннеродовой) общиныВерхний палеолит и мезолитВремя неонтропов
Стадия познепервобытной (позднеродовой) общины
Эпоха классообразованияПоздний неолит, энеолит или век раннего металла

Еще труднее указать абсолютный возраст этих эпох, причем не только из-за

расхождений во взглядах на их соотношение с археологическими и

палеоантропологическими эпохами. Ведь начиная со времени уже раннепервобытной

общины человечество развивалось крайне неравномерно, что привело к

отмеченному выше сосуще­ствованию самых разных по своей стадиальной

при­надлежности обществ.

2. Антропогенез.

2.1. Австралопитековые.

В настоящее время известно большое количе­ство сделанных в различных областях

Старого Света находок ископаемых человекообразных обезьян конца третичного

периода. К сожалению, большинство их плохо сохранилось, и поэтому суждение о

многих находках основывается лишь на исследовании отдельных частей скелета.

Все же методы исследования, разрабо­танные палеонтологией и сравнительной

морфологией, часто дают возможность по фрагментам скелета соста­вить

представление о морфологии животного в целом и даже о его образе жизни.

Наиболее близкой к человеку оказывается группа так называемых дриопитековых

обезьян. Остатки дри­опитеков обнаружены в позднетретичных слоях различ­ных

областей Западной Европы, Африки и Азии. Среди них выделяется несколько

видов, обнаруживающих, од­нако, отчетливое морфологическое своеобразие,

позво­ляющее объединять их в систематическую категорию более высокого порядка

– подсемейство или семейство. Дриопитеки представляли собой приматов, по

размерам в среднем напоминавших современных павианов и шим­панзе.

Из характерных морфологических признаков всей группы, важных для определения

ее систематиче­ского положения, следует отметить некоторое уменьше­ние клыков

и диастемы – промежутка между резцом и клыком. Диастема, как и сильное

развитие клыков, – неотъемлемая особенность строения приматов. В то же время

и диастема, и сильно развитые клыки отсутствуют у человека. Таким образом,

В морфологии дриопитеков можно отметить заметный сдвиг в сторону приближения

к человекообразному типу. Сходные формы антропо­морфных приматов найдены

также в позднетретичных слоях богатых палеонтологических местонахождений

Западной Индии и Грузии. В последнем случае речь идет о единственной находке

таких форм на территории бывшего СССР. Так же как и для дриопитеков, для них

харак­терны некоторые черты, указывающие на прогрессивное развитие по пути

выработки человеческих особенностей.

Наибольшее значение для создания отчетливого представления о непосредственных

предках семейства гоминид имеют многочисленные и хорошо сохранившие­ся находки

в Южной Африке (первая была сделана Раймондом Дартом в 1924 г., число их

продолжает увеличиваться). Сейчас в Южной и Восточной Африке открыто несколько

ископаемых видов антропоморфных обезьян, которые объединяются в три рода –

австрало­питеков, парантропов и плезиантропов, – выделя­ются в подсемейство или

семейство австралопитековых. Часть исследователей включает эти формы в

семейство гоминид. По-видимому, они не отличались по росту от дриопитековых

обезьян, но характеризовались относи­тельно крупным мозгом (550 – 600 см3

)и двуногой локомоцией, т. е. передвижением на задник конечно­стях. Последняя

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты