Курсовая: Никон и возникновение раскола

Этим «молением» они, и, прежде всего царь Алексей Михайлович, обязались

слушаться Нико­на во всем, что он будет «возвещать» им о «догматах божиих и о

правилах», слушаться его «яко начальника в пастыря и отца краснейшаго».

1 Этот акт существенно поднял престиж нового патриарха.

Светская власть приняла условия Никона потому, что считала эту меру полезной

для проведения церков­ной реформы, а самого патриарха - надежным сторон­ником

плана реформы. Более того, ради решения первоочередных внешнеполитических

задач (воссоединение с Украиной, война с Речью Посполитой), чему должна была

содействовать церковная реформа, свет­ская власть пошла на новые уступки.

Царь отказался от вмешательства в дей­ствия патриарха, затрагивавшие

церковно-обрядовую сферу. Он допустил также участие Никона в реше­нии всех

интересовавших патриарха внутриполитиче­ских и внешнеполитических дел,

признал Никона своим другом, и стал именовать его великим госу­дарем, то

есть, как бы пожаловал ему титул, который из прежних патриархов имел только

Филарет Романов. В итоге возник тесный союз светской и церковной вла­стей в

форме «премудрой двоицы», то есть царя и пат­риарха.

Патриарх Никон вскоре после своего избрания стал самовластным владыкой

русской церкви. Он начал с ус­транения вмешательства в церковные дела своих

преж­них единомышленников по кружку ревнителей благоче­стия. Никон даже велел

не допускать к себе протопопов Ивана Неронова, Аввакума, Даниила и других. Их

жалобы не под­держали ни царь, ни Стефан Вонифатьев, ни Ф. М. Рти­щев,

которые уклонялись от вмешательства в действия патриарха.

Уже в конце 1652 г. некоторые из настоятелей монастырей, чтобы угодить Никону,

ста­ли раболепно именовать его великим государем. Их при­меру последовали

архиереи.2 В 50-х годах XVII в. благодаря энергичной и

решительной деятельности Никона был осуществлен комп­лекс мер, которые

определили содержание и характер церковной реформы.

Глава IV. Церковная реформа.

Ее проведение началось весной 165З г., почти сразу же после принятия царем и

боярской думой окончательного решения о включении Украины в состав

Российского государства. Это совпадение не было случайным.

Первым шагом стало единоличное распоряжение патриарха, затронувшее два

обряда, поклоны и перстосложение при крестном знамении. В памяти от 14 марта

1653 г., разосланной по церквам, было сказано, что впредь верующим «не

подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы всея творити

поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились» (вместо двух). При этом в

памяти не содержалось никакого обоснования необходимости данной перемены в

обрядах. К тому же предписание патриарха не было подкреплено авторитетом

церковного собора. Такое начало реформы нельзя назвать удачным. Ведь это

решение затронуло наиболее привычные обряды, которые духовенство и верующие

считали показателем истинности своей веры. Поэтому неудивительно, что

изменение поклонов и перстосложения вызвало недовольство верующих. Открыто

это выразили провинциальные члены кружка ревнителей благочестия. Протопопы

Аввакум и Даниил подготовили обширную челобитную, в которой указали на

несоответствие нововведений установлениям русской церкви. Челобитную они

подали царю Алексею, но царь передал ее Никону. Распоряжение патриарха

осуждали также протопопы Иван Неронов, Лазарь и Логгин и дьякон Федор Иванов.

Их суждения сеяли недоверие и враждебность к реформе и, конечно же, подрывали

авторитет патриарха. Поэтому Никон решительно пресек протест своих прежних

единомышленников. Ивана Неронова он сослал под крепкий надзор в Спасокаменный

монастырь в Вологодском уезде, Аввакума - в Сибирь, Даниила - в Астрахань,

лишив его сана священнослужителя, и т. д. Кружок ревнителей благочестия

распался и прекратил свое существование.

Последующие решения Никона были более обдуман­ными и подкреплялись

авторитетом церковного собора и иерархов греческой церкви, что придало этим

начи­наниям видимость решений всей русской церкви, кото­рые поддержала

«вселенская» (то есть константинополь­ская) православная церковь. Такой

характер имели, в частности, решения о порядке исправлений в церковных чинах

и обрядах, утвержденные весной 1654 г. церков­ным собором.

Перемены в обрядах были осуществлены на основе современных Никону греческих

книг и практики кон­стантинопольской церкви, сведения о которой реформа­тор

получал главным образом от антиохийского пат­риарха Макария. Решения об

изменениях обрядового характера были утверждены церковными соборами,

соз­ванными в марте 1655 г. и в апреле 1656 г. Эти решения ликвидировали

различие в церковно-обрядовой практи­ке между русской и константинопольской

церквами. Большинство перемен касалось оформления церковной службы и действий

священно- и церковнослужителей во время богослужения. Всех верующих затронула

замена двоеперстия на троеперстие при совершении крестного знамения,

«трисоставного» (восьмиконечного) креста на двоечастный (четырехконечный),

хождения во время об­ряда крещения по солнцу («посолонь») на хождение против

солнца и некоторые другие перемены в обрядах.

Существенное значение для служителей церкви и верую­щих имело также исключение

из служб, в основном из литургии, архиерейской молитвы, отпуста3

и некоторых ектений4. Это повлекло за собой значительное

сокраще­ние объема текста, уко­рочение церковной службы и способствовало

утвержде­нию «единогласия».

В 1653 - 1656 гг. проводилось также исправление бо­гослужебных книг.

Официально необходимость в исправлениях мотивировалась на соборе 1654 г. тем,

что в старопечатных книгах было много ошибок, вставок, и тем, что русский

богослужебный чин очень существенно отличался от греческого. Для этого было

собрано большое ко­личество греческих и славянских книг, в том числе и

древних рукописных. Из-за наличия расхождений в текстах собранных книг

справщики (с ведома Никона) взяли за основу текст, являвший­ся переводом на

церковнославянский язык греческого служебника XVII в., который, в свою

очередь, восхо­дил к тексту богослужебных книг XII—XV вв. По мере сравнения

этой основы с древними славянскими рукописями в ее текст вносили отдельные

исправления. В итоге в новом служебнике (сравнительно с прежними русскими

служебниками) отдельные псалмы стали короче, другие - полнее, появи­лись

новые слова и выражения, троение «аллилуйи» (вместо двоения), написание имени

Христа Иисус (вме­сто Исус) и т. д. Новый служебник был одобрен церковным

собором 1656 г. и вскоре опубликован.

За семь веков, прошедших после религиозной реформы князя Владимира, весь

греческий богослужебный чин очень изменился. Двоеперстие (вошедшее в обычай

взамен прежнего единоперстия), которому первые греческие священники научили

русских и балканских славян и которое до середины XVII века держалось также в

киевской и сербской церкви, в Византии заменилось пол влиянием борьбы с

несторианами троеперстием (конец XII века); также изменилось перстосложение

при благословении; все богослужебные чины стали короче, некоторые важные

песнопения были заменены другими. Так, были изменены и сокращены чины

миропомазания и крещения, покаяния, елеосвящения и брака. Больше всего

изменений оказалось в литургии. В результате, когда Никон заменил старые

книги и обряды новыми, получилось как бы введение «новой веры».

Большинство духовенства отнеслось к новоисправленным книгам отрицательно. К

тому же среди приходского духовенства и монахов было много малограмотных,

которым приходилось переучиваться с голоса, что было для них очень трудным

делом. В таком же положении оказалось большинство городского духовенства и

даже монастыри.

Глава V. Падение Никона.

Никон и в решении дел, относившихся к компетен­ции царской власти, стал в

1654—1656 гг. «великим го­сударем», фактическим соправителем Алексея

Михайло­вича. Летом 1654 г., когда в Москве вспыхнула эпидемия чумы, Никон

содейство­вал выезду царской семьи из столицы в безопасное ме­сто.

Во время войны с Речью Посполитой и со Швецией царь надолго покидал столицу.

В эти месяцы Никон играл роль главы правительства и само­стоятельно решал

гражданские и военные дела. Правда, для наблюдения в Москве оставалась

комиссия боярской думы, а более важные дела пересылали для решения в поход

царю и боярской думе. Но Никон подчинил комиссию боярской думы своей власти.

В отсутст­вие царя, она стала докладывать все дела ему. В приговорах по делам

появилась даже формула: «...свя­тейший патриарх указал и бояре приговорили».

Для докладов члены комиссии боярской думы и при­казные судьи являлись в

патриарший дворец и здесь ожидали приема. Во время приемов Никон вел себя

надменно, в том числе и по от­ношению к самым родовитым боярам. Это поведение

патриарха задевало спесь царедворцев, но в 1654—1656 гг. они не только

терпели, но и раболепствовали перед ним.

Самомнение Никона и его активность росли вместе с успехами внешней политики

России, так как в определе­нии ее курса он тоже принимал деятельное участие.

Но за неудачи 1656—1657 гг. во внешней политике окружение царя возложило вину

на Никона. Активным вмешательством буквально во все дела государства и

стремлением навязать всюду свои решения, в том числе путем угроз (по меньшей

мере дважды из-за несогласия царя с его «советами» Никон угрожал оставлением

патриаршей кафедры), стал тяготиться и царь. Началось охлаждение отношений

между ними. Патриарха реже стали приглашать в царский дворец, Алексей

Михайлович все чаще общался с ним с помощью посыльных из царедворцев и делал

попытки ограничить его власть, с чем, конечно, не желал мириться Никон. Эту

перемену использовали светские и духовные феода­лы. На Никона возводи­лись

обвинения в нарушении законов, корыстолюбии и жестокости.

Открытое столкновение между царем и патриархом, которое привело к падению

Никона, произошло в июле 1658 г. Поводом для него послужило оскорбление

околь­ничим Б. М. Хитрово патриаршего стряпчего князя Д. Мещерского 6 июля во

время приема в Кремле грузинского царевича Теймураза (Никон не был приглашен).

Патриарх письмом по­требовал от царя немедленного наказания Б. М. Хитро­во, но

получил лишь записку с обещанием рассле­довать дело и увидеться с патриархом.

Никон не удов­летворился этим и расценил происшествие как открытое

пренебрежение к его сану главы русской церкви. 10 июля 1658 г. царь не появился

на торжественной обедне в Успенском соборе. Пришедший вместо него князь Ю.

Ромодановский сказал Никону: «Царское величество почтил тебя как отца и

пастыря, но ты этого не понял, теперь царское величество велел мне сказать

тебе, чтоб ты впредь не писался и не назывался великим государем и почитать

тебя впредь не будет».5 По окончании службы Никон объявил об

оставлении патриаршей кафедры. Он рассчитывал, что его беспрецедентный шаг

вызовет замешательство в правительственных кругах и в стране, и тогда он сможет

диктовать условия своего возвращения царю. Подобное положение не устраивало

царскую власть.

Единственный выход из создавшегося положения заключался в низложении Никона и

выборе нового патриарха. С этой целью в 1660 г. был созван церковный собор,

вынесший решение о лишении его патриаршеского престола и священства,

предъявив Никону обвинение в самовольном удалении с патриаршей кафедры.

Епифаний Славинецкий, выступив, указал на незаконность решения собора, так

как Никон не был повинен в еретичестве, и судить его имели право лишь другие

патриархи. Учитывая международную известность Никона, царь был вынужден

согласиться и распорядиться созвать новый собор с участием вселенских

патриархов.

Чтобы склонить на свою сторону восточных патриархов, Никон попытался вступить

с ними в переписку.

В ноябре 1666 г. патриархи прибыли в Москву. 1 декабря Никон предстал перед

собором церковных иерархов, на котором присутствовал царь с боярами. Все

обвинения патриарх или отрицал, или ссылался на свое неведение. Никона

приговорили к лишению патриаршего престола, но сохранили за ним прежний титул,

запретив вмешиваться «в мирские дела Московского государства и всея России,

кроме своих трех монастырей, данных ему и вотчин их; в них бо, аще хочет, да

рассуждает мирские дела».6

Восточные патриархи стремились восстановить взаимоотношения двух властей на

основе византийского принципа «премудрой двоицы». При этом пределы обеих

властей устанавливались следующим образом: «Патриарх да не вступитца в царские

вещи царского двора, и да не отступит вне предел церковных, яко же и царь имати

и хранит чин свой». При этом делалась оговорка: « но егда будет еретик и

неправо править, тогда весма подобает патриарху противостояти ему и опасите

его».7 Тем самым собор дал церковной власти грозное оружие,

которое патриарх мог пустить в ход, объявив политику царя еретической. Такое

решение не удовлетворило правительство.

12 декабря был объявлен окончательный приговор по делу Никона. Местом ссылки

низложенного патриарха определили Ферапонтов монастырь.

Но вопрос о соотношении «священства» и мирской власти оставался открытым. В

конце концов, спорящие стороны пришли к компромиссному решению: «Царь имеет

преимущество в делах гражданских, а патриарх – в церковных».8

Это решение осталось не скрепленным подписями участников собора и не вошло в

состав официальных деяний собора 1666-1667 гг.

Глава VI. Влияние церковной реформы на социальную жизнь России. Церковный

раскол.

Введение новых обрядов и богослужения по исправленным книгам многие

восприняли как введение новой религиозной веры, отличной от прежней, «истинно

православной». Возникло движение сторонников старой веры - раскол,

родоначальниками которого были про­винциальные ревнители благочестия. Они

стали идеологами этого движения, состав участников которого был неоднородным.

Среди них было много ма­лообеспеченных служителей церкви. Выступая за

«ста­рую веру», они выражали недовольство усилением гнета со стороны

церковных властей. Большинство же сторон­ников «старой веры» составляли

посадские люди и кре­стьяне, недовольные укреплением феодально-

крепостни­ческого режима и ухудшением своего положения, что они связывали с

нововведениями, в том числе и в религиоз­но-церковной сфере. Реформу Никона

не приняли и от­дельные светские феодалы, архиереи и монахи. Уход Ни­кона

породил у сторонников «старой веры» надежды на отказ от нововведений и

возвращение к прежним церков­ным чинам и обрядам. Сыски раскольников,

проведенные царскими властя­ми, показали, что уже в конце 50—начале 60-х

годов XVII в. в некоторых местностях это движение приобрело массовый

характер. При этом среди сысканных расколь­ников наряду со сторонниками

«старой веры» оказалось немало последователей учения монаха Капитона, то есть

людей, отрицавших необходимость профессионального духовенства и церковных

властей.

В этих условиях руководителем православной церкви России стала царская

власть, которая после 1658 г. со­средоточилась на решении двух основных задач

— за­креплении результатов церковной реформы и преодоле­нии кризиса в

церковном управлении, вызванного оставлением Никоном патриаршей кафедры.

Этому призваны были содействовать сыски расколь­ников, возвращение из ссылки

протопопа Аввакума, Даниила и других священнослужителей, идеологов раско­ла,

и попытки правительства склонить их к примирению с официальной церковью (Иван

Неронов примирился с ней еще в 1656 г.). Решение этих задач растя­нулось

почти на восемь лет, в основном из-за противо­действия Никона.

Новым патриархом церковный собор избрал архимандрита Троице-Сергиева

монастыря Иоасафа. По требованию восточных патриархов созванный собор осудил

старые обряды и отменил постановление Стоглавого со­бора 1551 г. об этих

обрядах, как необоснованные. Ве­рующие, которые придерживались старых обрядов

и за­щищали их, были осуждены как еретики; было предпи­сано отлучать их от

церкви, а светской власти - судить их гражданским судом как противников

церкви. Решения собора о старых обрядах способствовали оформлению и

закреплению раскола русской православной церкви на официальную,

господствовавшую в обществе, церковь и старообрядческую. Последняя в тех

условиях была враж­дебной не только официальной церкви, но и тесно

свя­занному с ней государству.

В 1650—1660-х годах возникло движение сторон­ников «старой веры» и раскола в

русской православной церкви.

Большим спросом пользовались занимательные художественные повествования,

истерические сочинения, в том числе с критикой церковных порядков.

Борясь со стремлением к светскому образованию, церковни­ки настаивали на том,

что только путем изучения свя­щенного писания и богословской литературы

верующие могут достичь истинного просвещения, очищения души от грехов и

душевного спасения—главной цели земной жизни человека. Западное влияние они

расценивали как источник проникновения в Россию вредных иноземных обы­чаев,

нововведений и враждебных православию взглядов католицизма, лютеранства и

кальвинизма. Поэтому они были сторонниками национальной замкнутости России и

противниками ее сближения с западными государствами.

Последовательным выразителем и проводником полити­ки враждебности и

нетерпимости к старообрядчеству и иным церковным противникам, иноверию,

иноземцам, их вере и обычаям, к светским знаниям был Иоаким - пат­риарх с

1674 по 1690 г. Противниками стремления к светским знаниям, сбли­жения с

Западом и распространения иноземной культуры и обычаев были также вожди

раскола, в их числе прото­поп Аввакум, и сложившиеся в последней трети XVII

в. старообрядческие религиозные общины.

Царская власть активно поддержала церковь в борьбе с расколом и иноверием и

использовала при этом всю мощь государственного аппарата. Она выступила также

инициатором новых мер, направленных на совершенство­вание церковной

организации и дальнейшую ее центра­лизацию.

Раскол последней трети XVII в. - это сложное соци­ально-религиозное движение.

В нем участвовали сторон­ники «старой веры» (они составляли большинство

участ­ников движения), члены различных сект и еретических течений, не

признававшие официальную церковь, враж­дебные ей и государству, тесно

связанному с этой церковью. Враждебность раскола официальной церкви и

государству определялась отнюдь не расхождениями религиозно-обрядового

характера. Ее обусловили про­грессивные стороны идеологии данного движения,

его социальный состав и характер. Идеология раскола отразила чаяния

крестьянства и отчасти посадского сословия, и потому ей были присущи как

консервативные, так и прогрессивные черты. К пер­вым можно отнести

идеализацию и защиту старины, замкнутости и пропаганду принятия мученического

венца во имя «старой веры» как единственного пути спасения души. Эти идеи

наложили отпечаток на движение раскола, породив в нем консервативно-

религиозные устремления и практику «огненных крещений» (самосожжений).

К прогрессивным сторонам идеологии раскола следует отнести освящение, то есть

религиозное обоснование различных форм сопротивления власти официальной

церкви и феодально-крепостнического государства, борьбу за демократизацию

церкви.

Сложность и противоречивость движения раскола проявились в восстании в

Соловецком монастыре 1668—1676 гг., которое нача­лось как выступление

сторонников «старой веры». Ари­стократическая верхушка «старцев» выступала

против церковной реформы Никона, рядовая масса монахов - сверх того - за

демократизацию церкви, а «бельцы», то есть послушники и монастырские

работники,— против феодального гнета, и в частности против крепостнических

порядков в самом монастыре.

Для подав­ления движения были использованы различные средства, в том чис­ле

идеологические, В частности, были опубликованы антираскольничьи полемические

сочинения («Жезл прав­ления» Симеона Полоцкого в 1667 г., «Увет духовный»

патриарха Иоакима» в 1682 г. и др.), а для повышения «учительности» церковных

служб начался выпуск книг, содержавших проповеди (например, «Обед душевный» и

«Вечеря душевная» Симеона Полоцкого).

Но главными были насильственные средства борьбы с расколом, кото­рые по

требованию церковного руководства применяла светская власть. Полоса репрессий

началась со ссылки идеологов рас­кола, отказавшихся от примирения с

официальной цер­ковью на церковном соборе в апреле 1666 г.; из них про­топопы

Аввакум и Лазарь, дьякон Федор и бывший мо­нах Епифаний были сосланы и

содержались в тюрьме Пустозерска. За ссылками последовала массовая казнь

оставшихся в живых участников Соловецкого восстания (казнили более 50

человек). На столь суровом наказа­нии настоял патриарх Иоаким. Жестокие кары,

включая казни, чаще практиковались при Федоре Алексеевиче (1676—1682 гг.).

Это вызвало новое выступление раскольников в дни Московского восстания 1682

г. Неудача «мятежа» сторонников старой веры» повлекла за собой казнь их

вождей. Ненависть господствовавшего класса и официальной церкви к расколу и

раскольникам получила выражение в законодательстве. Согласно указу 1684 г.,

раскольников надлежало пытать и далее, если они не покорятся официальной

церкви, казнить. Тех из раскольников, кто, желая спастись, покорится церкви,

а потом вновь вернется к расколу, надлежало «казнить смертию без испытания».

Это положило начало массовым гонениям.

Заключение.

В России XVII века объективно ощущалась необходимость церковной реформы, но

ее проведение было сопряжено со многими трудностями. Царь осознавал ее

необходимость.

Церковная реформа патриарха Никона оказала огромное влияние на внутреннюю

жизнь страны и положила начало такому оригинальному социально-религиозному

движению XVII в. как раскол. Но нельзя также отрицать и ее определенную роль

во внешней политике Российского государства. Церковная реформа была призвана

упрочнить отношения с некоторыми странами, открывала возможности для новых,

более крепких союзов в политике. И поддержка православных церквей других

государств также была очень важна для России.

Никон отстаивал принцип независимости церкви от государственной власти. Он

пытался добиться полного невмешательства царя и бояр во внутрицерковные дела,

а самому иметь власть, равную царской. Это, естественно, не могло остаться

незамеченным. И окончательная размолвка Никона с царем произошла, конечно, не

из-за происшествия на царском обеде. Настоящей причиной явилось его чрезмерно

усилившееся влияние и постоянное вмешательство во внутреннюю и внешнюю

политику государства. Началась долголетняя борьба самодержавия за полное

подчинение церкви государству. Следующим важным этапом в ней стало

упразднение самого патриаршества в первой четверти XVIII века.

Примечания.

1. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. т. 2, стр.

122-126.

2. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. т. 1, стр.

111-114.

3. Отпуст – молитва при окончании службы.

4. Ектенья – моление за кого-либо, чаще всего – заздравное моление за

царя и членов его семьи.

5. Козлов О. Ф. Дело Никона// Вопросы истории. 1976, №1, стр. 111.

6. Дело о патриархе Никоне, стр. 233-234.

7. Козлов О. Ф. Дело Никона// Вопросы истории. 1976, №1, стр. 114.

8. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. т. 2, стр.

226-227.

Список использованных источников и литературы.

1. Вехи истории. М., издательство политической литературы, 1989 г.

2. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М., научное издательство

«Большая Российская Энциклопедия», 1995 г.

3. История русской церкви. Издание Спасо-Преображенского Валаамского

монастыря, 1991 г.

4. История Отечества. Справочник школьника. Под ред. С. В. Новикова, М.,

филологическое общество «Слово», 1996 г.

5. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. т. 1 и 2.

Сергиев посад, 1909 и 1912 г.

6. Козлов О. Ф. «Дело Никона». «Вопросы истории», №1, 1976 г.

7. Никольский Н. М. История русской церкви. М., издательство политической

литературы, 1983 г.

8. Платонов С. Ф. Учебник русской истории. С-Пб, «Наука», 1994 г.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты