Курсовая: Никон и возникновение раскола

Курсовая: Никон и возникновение раскола

Содержание.

Введение._________________________________________________ 2

Глава I. Церковь и государство в XVII веке._____________________ 3

Глава II. Никон. Деятельность московского кружка ревнителей древнего

благочестия._________________________________________________________ 4

Глава III. Возвышение Никона._______________________________ 7

Глава IV. Церковная реформа.______________________________ 10

Глава V. Падение Никона.__________________________________ 12

Глава VI. Влияние церковной реформы на социальную жизнь России. Церковный

раскол.__________________________________________________ 15

Заключение._____________________________________________ 18

Примечания._____________________________________________ 20

Список использованных источников и литературы.___________ 21

Введение.

Личность патриарха Никона и его церковная реформа оставили глубокий след в

истории России. Со времен крещения Руси церковь всегда играла значительную

роль в жизни общества и даже определяла внутреннюю и внешнюю политику

государства, хотя и находилась всегда под властью государства. Иногда она

объединяла страну, иногда – раскалывала на противоборствующие лагери. В XVI

веке ее роль несколько упала вследствие усиления самодержавной царской

власти. Но затем назрела необходимость церковной реформы и патриархом, главой

русской православной церкви, стал Никон.

Тысячелетняя история России хранит немало загадок. Но одной из множества ее

проблем является выбор пути развития. Но во время всех серьезных политических

и социальных преобразований у руля стояла сильная личность, способная повести

людей за собой.

Нельзя объяснить лишь объективными историческими процессами реформы Петра I

или революции. Так какова же роль личности в истории? Может ли один человек

или группа людей изменить что-либо? Этот вопрос особенно актуален в наше

время, когда множество политических партий обещают коренные преобразования. А

в действительности, способны ли они выполнить это?

Целью моей работы является: показать влияние церкви на социальную и

политическую жизнь России второй половины XVI века, объективную необходимость

и важность церковной реформы и роль личности патриарха Никона в церковной

реформе, которая повлекла за собой серьезные последствия во внутренней, а

возможно, и во внешней политике России.

При написании данного реферата я использовала статью О. Ф. Козлова «Дело

Никона», опубликованную в №1 журнала «Вопросы истории» за 1976 год, книгу

«Вехи истории», рассматривающую церковь во все периоды ее существования,

«Историю русской церкви» Н. М. Никольского, издание Спасо-Преображенского

Валаамского монастыря «История русской церкви» и некоторые другие источники.

Глава I. Церковь и государство в XVII веке.

По мере развития российского самодержавия все острее вставал на повестку дня

вопрос о приоритете государственной власти над церковной. В период феодальной

раздробленности русская церковь сыграла существенную роль в объединении

страны для борьбы с монголо-татарским нашествием. Однако при всем своем

стремлении играть самостоятельную роль, русская православная церковь всегда

находилась в зависимости от государственной власти. Этим она сильно

отличалась от римско-католической церкви, обладавшей полной

самостоятельностью в церковных делах.

Превращение церкви из орудия господства феодалов в орудие господства

дворянского государства получило свое завершение в XVII веке, когда после

смуты дворянство окончательно захватило руководящее положение в Московском

государстве. Это коснулось и церкви. Она потеряла значительную часть своего

влияния, и даже патриарх был вынужден считаться с постоянным контролем со

стороны царя и боярской думы.

Это изменение в положении церкви имело под собой экономическое основание.

Правда, абсолютные размеры церковных вотчин и численность церковных людей были

в XVII веке весьма внушительны: патриарху, митрополитам и епископам

принадлежало в конце века около 37000 дворов, в которых числилось около 440000

душ тяглового населения; кроме того, значительные земли принадлежали отдельным

монастырям. Но, все-таки, по сравнению с дворянским государством, это было не

так много. Росли торгово-промышленные города и слободы. Дворянство ревниво

следило за церковным хозяйством и продолжало принимать меры против его роста.

Московское правительство провело на соборе 1580 г. постановление, согласно

которому запрещалось давать монастырям вотчины на помин души, а также вообще

запрещалось церковным лицам и учреждениям покупать и брать в залог земли. Смута

парализовала действие этого правила; но в 1649 г. при составлении Уложения оно

было восстановлено, расширено и введено в жизнь в качестве общегосударственного

закона. Именно Соборное Уложение постановило (гл. XVII, ст. 42): «Патриарху

и митрополитом и архиепископом и епископом, и в монастыри ни у кого родовых, и

выслуженных и купленных вотчин не покупати, и в заклад не имати, и за собою не

держати, и по душам в вечный поминок не имати некоторыми делы.»

Уложение окончательно уничтожило церковную юрисдикцию по отношению к

церковным людям по гражданским и уголовным делам. Эти меры помимо их

юридического значения наносили церкви немалый материальный ущерб, лишая ее

постоянных и крупных доходов в виде судебных пошлин.

Инициатива учреждения патриаршества исходила от царя. Все они были «избраны»

соборами по указанию царя.

Царь вмешивался не только в административные, финансовые и судебные дела. Он

также издавал распоряжения о соблюдении постов, служении молебнов, порядке в

церквях. И нередко эти указы отправлялись не архиереям, а царским воеводам,

которые ревностно следили за их выполнением и наказывали ослушников.

Таким образом, главенство в церкви во всех отношениях фактически принадлежало

царю, а не патриарху. Это положение в церковных кругах не только не считалось

ненормальным, но даже признавалось соборами официально.

Церковная реформа 50-60-х годов XVII века была вызвана стремлением укрепить

централизацию русской церкви аналогично другим звеньям государственного

аппарата.

Глава II. Никон. Деятельность московского кружка ревнителей древнего

благочестия.

Обеспокоенность «нестроениями» в церковной жизни возросла во второй половине

40 - начале 50-х годов. Это нашло выражение в деятельности московского кружка

ревните­лей благочестия (или «боголюбцев») и в требованиях отдельных светских

феодалов, участни­ков земского собора 1648—1649 гг. В кружок ревнителей

благочестия входили как ду­ховные, так и светские лица. Его главой был

протопоп кремлевского Благовещенского собора и духовный отец царя Стефан

Вонифатьев. В кружок входили царь Алексей Ми­хайлович, любимец царя его

постельничий Ф. М. Рти­щев, сестра постельничего А. М. Ртищева, архимандрит

Новоспасского монастыря Никон (позже - митрополит и патриарх), дьякон

Благовещенского собора Федор Иванов, провинциальные ревнители благочестия:

священники Иван Неронов, Аввакум Петров, Даниил, Лазарь, Логгин и другие.

Начинания кружка поддерживали и другие светские и духовные лица, в числе

которых был воспитатель царя боярин Б. И. Моро­зов.

Члены кружка добивались устранения прямых на­рушений богослужебного чина, в

частности «многогласия», усиления «учительного» элемента за счет введения

проповедей, поучений и издания религиоз­ной литературы для чтения, устранения

разночтений и разногласия в церковных чинах, повышения нравствен­ного уровня

духовенства, в том числе и носителей церковной власти.

В 1648 г. Никон стал митрополитом новгородским и псковским. Тогда же Стефан

Вонифатьев добился перевода Ивана Неронова из Нижнего Новгорода в Москву и

назначения его протопопом Казанского собора, а несколько позже состоялись

назначения протопопами других ревнителей благочестия: Аввакума Петрова - в

Юрьевец-Поволжский, Даниила - в Кострому, Лазаря - в Романов и Логгина - в

Муром. Однако эти начинания не привели к желаемым результатам. У новых

протопопов, которые ввели «единогласие» и дополнили службы проповедями и

поучениями, не оказалось последователей среди приход­ского духовенства.

Нетерпеливый и решительный протопоп Аввакум Петров пытался поднять

благочестие священников и верующих Юрьевца-Поволжского прину­дительными

мерами, но это кончилось возмущением на­селения и избиением протопопа.

Среди членов кружка не было единства в оценке рас­хождений в богословской

системе и церковно-обрядовой практике, существовавших между русской и

греческой церквами. По этому вопросу возникли две точки зрения, и кружок

разделился на две группы.

Одну группу составили провинциальные ревнители благочестия - протопопы Иван

Неронов, Аввакум Пет­ров, Даниил, Лазарь и Логгин, а также дьякон

Благове­щенского собора Федор Иванов. Их сторонником был первоначально и

Никон. Они придерживались традици­онного для русского духовенства взгляда,

который утвердился в XVI в. Его сторонники считали, что отличие чина

богослужения и об­рядов греческой церкви от русских является показателем

утраты греками истинной православной веры, что было, по их мнению, следствием

завоевания Византии турками, подчи­нения греков «безбожным» завоевателям и

сношений греческой церкви с «латинской» («еретической») рим­ской церковью.

Они считали также, что вследствие реформы Петра Могилы (киевский митрополит с

1632 по 1647 г.) истинную веру утратила и украинская церковь.

Вторую группу составили царь Алексей Михайлович, Стефан Вонифатьев, Ф. М.

Ртищев и другие столичные члены кружка. Позже к ним присоединился Никон. Они

отказались (в известной мере - по политическим мотивам) от традиционной

оценки греческой церкви, как уклонившейся от истинной веры. Новую ее оценку

они выразили в «Книге о вере», изданной в 1648 г. по инициативе Стефана

Вонифатьева, в частности в положении о том, что и в «нынешнее время в нево­ле

турецкой християне веру православную целу соблю­дают, ...да заградятся всякая

уста глаголющих неправду ...на смиренных греков». Эта группа ревнителей

благочестия считала необходимым устранить расхождения в богословской системе

и церковно-обрядовой практике между церквами на основе греческого образца.

Это предложение получило поддержку узкого, но влиятельного круга духовных и

светских лиц в России, в том числе патриарха Иосифа, и церковных иерархов

Украины. Не дожидаясь решения вопроса о путях проведения унификации

богословской системы и церковно-обрядовой практики, которое надлежало принять

церковному собору, царь и другие столичные ревнители благочестия осуществили

некоторые меры, положившие начало исправлению русских богослужебных книг по

греческим образцам. Так, из Киева были приглашены в Москву ученые монахи,

хорошо знавшие греческий язык, для исправления книг. Приехали в Москву в 1649

г. Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский, а в 1650 г. - Дамаскин

Птицкий.

Наибольшее недовольство патриарха Иосифа вызвало самочинное введение

ревнителями благочестия «единогла­сия» в ряде соборов и приходских храмов и

их вмеша­тельство (благодаря принадлежности к кружку царя Алексея) в

назначения архиереев, архимандритов и про­топопов. Чтобы положить конец этому

вмешательству, патри­арх Иосиф на церковном соборе 11 февраля 1649 г.,

соз­ванном по распоряжению царя, использовал слабость позиции ревнителей

благочестия в вопросе о «единогла­сии». Ревнители благочестия, настаивая на

«единогла­сии», не предусматривали сокращения богослужебного текста, поэтому

службы становились настолько продол­жительными, что многие верующие не

выстаивали их до конца. Таким образом, верующие лишались установлен­ной для

них «духовной пищи». Пропуск же службы или досрочный уход с нее считались

большим грехом. Поэтому при рассмотрении 11 февраля 1649 г. по инициативе

царя предложения ревнителей благочестия о введении в приходских церквах

«едино­гласия» патриарх и архиереи отвергли предложение о введении

«единогласия».

Царь Алексей Михайлович был недоволен решением церковного собора и

поведением патриарха. Он не утвердил этого решения, но и не мог отменить его

своей властью. В итоге царь потребовал передать вопрос о «единогласии» на

рассмотрение константинопольского патриарха. Переписка заняла два года. В

ответ на по­слание Иосифа, константинопольский патриарх, угождая по спорному

воп­росу царю, писал, что «единогласие» и в приходских церквах «не только

подобает, но и непременно должно быть». В связи с этим в 1651 г. был созван

новый церковный собор. Он отменил решение предыдущего собора и постановил

«пети во святых божиих церквах, ...псалмы и псалтирь говорить в один голос,

тихо и неспешно». Па­триарх и его сторонники выразили свое недовольство

вмешательством светской власти в церковно-обрядовые дела. Это было осу­ждение

намерений царя и близких к нему ревнителей благочестия самим осуществить

церковную реформу.

Глава III. Возвышение Никона.

До июля 1652 г., то есть до избрания на патриар­ший престол Никона (патриарх

Иосиф умер 15 апреля 1652 г.), положение в церковно-обрядовой сфере

оста­валось неопределенным. Протопопы и священники из ревнителей благочестия

и митрополит Никон в Новгоро­де, не считаясь с решением церковного собора

1649 г. об умеренном «многогласии», добивались совершения «единогласной»

службы. Напротив, приходское духовен­ство, отражая настроения прихожан, не

выполняло реше­ния церковного собора 1651 г. о «единогласии», в связи с чем в

большинстве церквей сохранились «многоглас­ные» службы. Результаты

исправления богослужебных книг не внедрялись в практику, так как не было

церков­ного одобрения этих исправлений. Эта неопределенность более всего

беспокоила цар­скую власть.

Во внешнеполитическом плане первосте­пенное значение приобрели для нее

вопросы воссоедине­ния Украины с Россией и войны с Речью Посполитой, что было

связано с началом в 1648 г. осво­бодительной войны украинского народа против

власти шляхетской Польши (уже в 1649 г. в Москву прибыл представитель Б.

Хмельницкого С. Мужиловский с предложением принять Украину под власть

России). Приступать к решению этих вопросов, не устранив религиозно-обрядовых

расхождений между русской и грече­ской церквами и не преодолев отрицательного

отношения русских православных иерархов к церкви Украины, было, по меньшей

мере, неосторожно. Однако события 1649 - 1651 гг. в церковной сфере и

особенно ухудшение взаимоотношений между светской и церковной властями

сыграли отчасти и положительную роль. Их следствием было то, что царь и его

ближайшее светское окружение почувствовали сложность и грандиозность перемен,

которые предстояло осуществить в ре­лигиозной области, и невозможность

проведения такого рода реформы без теснейшего союза с церковной властью.

Алексей Михайлович понял также, что недостаточ­но иметь во главе церкви

сторонника такой реформы. Ус­пешное осуществление преобразования церковной

жиз­ни России по греческому образцу было доступно только сильной патриаршей

власти, обладавшей самостоятель­ностью и высоким политическим авторитетом и

способ­ной централизовать церковное управление. Это опреде­лило последующее

отношение царя Алексея к церковной власти.

Выбор царя пал на Никона, и этот выбор поддержал цар­ский духовник Стефан

Вонифатьев. Казанский митро­полит Корнилий и находившиеся в столице ревнители

благочестия, не посвященные в планы царя, подали че­лобитную с предложением

избрать в патриархи Стефана Вонифатьева, наиболее влиятельного и

авторитетного члена кружка. Реакции царя на челобитную не последо­вало, а

Стефан уклонился от предложения и настойчиво рекомендовал своим

единомышленникам кандидатуру Никона. Последний тоже был членом кружка.

Поэтому ревнители благочестия в новой челобитной царю выска­зались за

избрание в патриархи Никона, бывшего тогда новгородским митрополитом.

Никон (до пострижения в монахи—Никита Минов) обладал всеми нужными царю

Алексею качествами. Он родился в 1605 г. в Нижегородском уезде в семье

кре­стьянина. Богато одаренный от природы энергией, умом, прекрасной памятью

и восприимчивостью, Никон рано, с помощью сельского священника, овладел

грамотой, профессиональными знаниями служителя церкви и уже в 20 лет стал

священником в своем селе. В 1635 г. он постригся в монахи в Соловецком

монастыре и был на­значен в 1643 г. игуменом Кожеозерского монастыря. В 1646

г. Никон по делам монастыря оказался в Моск­ве, где и встретился с царем

Алексеем. Он произвел самое благоприятное впечатление на царя и потому

получил место архимандрита влия­тельного столичного Новоспасского монастыря.

Новоиспеченный архимандрит сблизился со Стефа­ном Вонифатьевым и другими

столичными ревнителями благочестия, вошел в их кружок, неоднократно беседовал

о вере и обрядах с иеру­салимским патриархом Паисием (когда тот находился в

Москве) и стал активным церковным деятелем. Перед царем он выступал чаще

всего в качестве ходатая за бедных, обездоленных или невинно осужденных, и

завоевал его расположение и до­верие. Став в 1648 г. по рекомендации царя

новгород­ским митрополитом, Никон проявил себя как решитель­ный и энергичный

владыка и ревностный поборник благочестия. Царю Алексею Михайловичу

импонировало и то, что Никон отошел от точки зрения провинциальных

ревни­телей благочестия на церковную реформу и стал сторон­ником плана

преобразования церковной жизни России по греческому образцу.

Никон считал себя единственным реальным кандидатом в патриархи. Суть его

далеко идущих планов сводилась к тому, чтобы ликвидировать зависимость

церковной власти от светской, поставить ее в церковных делах выше царской

власти и самому, став патриархом, занять, по меньшей мере, равное с царем

положение в управлении Россией.

Решительный шаг последовал 25 июля 1652 г., когда церковный собор уже избрал

Никона пат­риархом и царь одобрил результаты выборов. В этот день в кремлевском

Успенском соборе для посвящения новоизбранного в патриархи собрались царь,

члены царской фамилии, боярская дума и участники церковного собора. Никон

появился лишь после посылки к нему ряда делегаций от царя. Никон объявил, что

не может принять сан патриарха. Свое согласие он дал только после «моления»

царя и присутствовавших в соборе представителей светской и церковной власти.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты