Курсовая: Московские князья и их политика в 13-14 веках

великого князя , добившегося временного изгнания из него Александра

Михайловича Тверского . Владения московского князя стали заметно продвигаться

на Дальний Север .В 1337 г. московская рать ходила в область Северной Двины ,

принадлежавшую Новгороду . В то время Двинская область осталась в

новгородском владении , но Иван Данилович уже распоряжался на Печере и

жаловал «.сокольников печерских , кто ходит на Печеру» , различными льготами

.

Калита заложил основы могущества Москвы . Он первый начал объединять вокруг

нее русские земли . После долгого промежутка времени он был первым

авторитетным князем , влияние которого распространилось на всю Северо-

Восточную Русь .

Семен Гордый

Семен Гордый московский князь(1340-1353). Все дети умерли в младенческом

возрасте (Иван и Семен, как и сам князь Семен, умерли в 1353 году от чумы).

Иван II Красный

Иван II Красный московский князь (1353-1359). Великий князь Владимирский

(1353-1359). Перед смертью Иван II завещал великий стол сыну Дмитрию, которому

было только 9 лет. Хан Кульна отдал ярлык Дмитрию Константиновичу Суздальскому

.

Дмитрий Донской

Дмитрий Донской великий князь Московский (1359-1389), великий князь

Владимирский (1362-1389); Возглавил вооруженную борьбу русского народа против

монголо-татар; руководил их разгромом в битве на р. Вожа (1378). В

Куликовской битве 1380 года (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий

талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва

утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской

впервые передал великое княжение Василию I без санкции Золотой Орды, что

привело к обострению междоусобной борьбы. При нем в 1367 году построен

белокаменный кремль в Москве.

Василий I

Василий I Василий I Дмитриевич - великий князь Московский в 1389 - 1425 гг.

Старший сын Дмитрия Донского. В годы его правления к московским владениям был

присоединен Нижний Новгород (1392 г.); угрожало нашествие среднеазиатского

завоевателя Тимура (1395 г.); Русь подверглась набегу правителя Золотой Орды

Едигея (1408 г.).

Глава 2 : Внутренняя политика

Внутренняя политика Даниила Московского

Летописи и другие письменные источники сохранили для нас известия о

политической, военной и дипломатической деятельности первого московского

князя. По ряду его поступков видно, что это был независимый и незаурядный

правитель, к концу жизни достигший значительного могущества, оказавший

влияние не только на развитие собственного княжества, но и на развитие меж

княжеских отношений во всей Северо-восточной Руси. Гораздо меньше известны

внутренняя политика первого московского князя, его экономическая и

градостроительная деятельность, отношения с церковью. Однако, расширяющиеся в

последние годы археологические исследования в Москве показывают, что во

второй половине XIII в. происходит интенсивное расширение городской

территории, увеличивается и совершенствуется керамическое производство. Это

признаки определённого экономического подъёма, приходящиеся на время

правления князя Даниила. С его именем связано и первое зафиксированное

летописью строительство вне стен московского Кремля. Речь идёт о Даниловом

монастыре. Хотя в источниках нет прямой даты его закладки или окончания

строительства, а в литературе названы совершенно различные и не согласуемые

между собой годы, есть основания полагать, что строительство имело место в

1298 - 1299 годах, когда резко уменьшилось противостояние Москвы и Владимира

и для московского князя настала возможность заняться мирными созидательными

делами.

Иван 1 Калита

Внутренняя политика

Иван Данилович (год рождения не известен – умер в 1340) – московский князь с

1325 , московский великий князь 1328 – 1340 ; сын московского князя Даниила

Александровича . Ко времени правления Ивана 1 Калиты относися расширение

территории Московского княжества и усиление значения Москвы , которая стала

основой объединения Разрозненной Руси в единое государство с единым

правительством , с единым руководством . Ведя осторожную политику в отношении

Золотой Орды и используя ханов как орудие для выполнения своих замыслов ,

Иван1 Калита ослабил Тверское княжество ,соперничавшее с Московским

.Современники отмечают , что при Калите установилась “тишина велика на 40 лет

, прекратились татарские набеги . Он диктовал свои условия Новгороду , Пскову

, посылал своих данников на печору ,его влияние распространялось на всю

Северо – Восточную Русь . Иван Данилович считал себя великим князем “всея

Руси”.

Внутренняя политика Ивана 1 Калиты , способствовавшая расширению московских

пасадов и слобод , привела к тому , что Москва во времена его княжества стала

крупным ремесленным центром . Калита добился переноса русских митрополитов из

Владимира в Москву и усиления тем самым церковно – идеологического влияния

московских митрополитов , поддерживавших московских князей .

Кремль при Иване 1 Калите был значительно расширен и обнесен прочной дубовой

стеной (1339 ) , в нем были построены первые каменные церкви , в том числе

Успенский собор , сделавшийся усыпальницей митрополитов, и Архангельский

собор,

где хоронили московских князей . Каменные постройки , возведенные при Иване 1

Калите до нас не сохранились , так как были заменены новыми при Иване 3 .

Богатство московского князя подчеркивается его прозвищем «Калита» , что

означает «денежная сумка» .

По завещанию Ивана 1 Калиты Московское княжество было разделено между его

сыновьями Семёном , Иваном и Андреем ; наследником Калиты был его старший сын

Семён Гордый .

«Тишина велика» для Москвы .

Княжение Ивана 1 Калиты отличалось одной особенностью , драгоценной для

москвичей . “Сел великий князь Иван Данилович на великом княжении всея Руси ,

- пишет летописец , - и была отныне тишина великая на 40 лет ,и перестали

татары воевать Русскую землю , и отдохнули христиане от великой истомы и

тягости , от насилья татарского , и была оттоле тишина велия по всей

земли».Запись сделана спустя много лет после смерти Калиты, княжившего до

того 15 лет , по крайней мере спустя четверть века после его смерти . Но

послушаем отзыв современника , написанный тотчас же после смерти Ивана Калиты

и , пожалуй , восторженный .

«О сем бо князи великом Иване , пророк глаголет : «В последнее время в

опустевшей земли на западе восстанет цесарь правду любяй; суд не по мзде ,ни

по поганым странам ; при сем тишина велья в Русской земли и воссияет во дни

его правда» , яко же и бысть при его цесарстве . Сий бо князь великой Иван ,

имевший правый суд паче меры . безбожным ересеям преставшим при его державе

,многим книгам написанным его повелением , ревнуя правоверному цесарю

греческому Мануилу , любяй святительский сан» . Писцы так и написали в

«апустевшей» земле , дав первый случай московского аканья в наших письменных

источниках .

Порой деятельность Калиты представляется нам в темных красках . Он считается

главным вдохновителем разгрома Твери , защищавшей права и достоинство русских

людей против татарских насильников . Однако современники по-своему оценивали

деятельность Калиты . Они видели в нем прямого продолжателя политики

Александра Невского ,Добивавшегося соглашения с Золотой Ордой ради Русской

земли еще не готовой к решительной борьбе с татарами , которую вскоре

проведет с собой на Куликово поле Дмитрий Донской , внук Калиты .

Современники видели разорение русской земли , пожары и разрушения Твери ,

Торжка , Кашина и других городов , бесчисленное количество пленных ,

угоняемых татарское рабство . И вот среди разрушенных городов «точию соблюде

и заступи господь бог князя Ивана Даниловича и град его Москву и всю его

отчину» . При нем Москва сделалась городом славным «кротостью» , свободным от

непрерывной угрозы татарских нашествий , а это должно было чрезвычайно

способствовать росту и богатству города . Преобладание Москвы над Тверью ,

чего так добивался Юрий , было окончательно достигнуто при его младшем брате

.

Великое княжение ненадолго удержалось у тверского князя . Александр

Михайлович встал во главе тверичей , которые расправились с татарами ,

насильничавшими в Твери . В наказание татарское войско опустошило Тверь и

заставило Александра бежать в Псков . «Великий же Спас милостивый

человеколюбец господь своею милостию заступил благовернаго князя великаго

Ивана Даниловича и его град Москву и всю его отчину от иноплеменник , поганых

татар» . Ценой разорения Твери на этот раз была спасена Москва .

Благосклонный к московскому князю , летописец умалчивает , что Тверь разорили

с помощью Калиты , ходившего в Орду и вернувшегося с большой татарской ратью

. В 1328 г. Иван Данилович снова ходил в Орду и вернулся с ярлыком на великое

княжение , оказавшимся в руках ,умевших крепко держать полученное добро .

Москва прочно сделалась столицей Северо-Восточной Руси .

Москва делается церковным центром всей Руси .

При Калите Москва стала духовным центром всей Русской земли , постоянным

местопребыванием русских митрополитов . Трудно переоценить политическое

значение переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву . Старая

традиция связывала для русских людей представления о «царствующем городе « с

тем местом , где жили и государь и митрополит . Пышные богослужения по случаю

поставления в епископы , когда в столице собирались высшие иерархи из других

городов , постоянные сношения с Константинополем и с княжескими столицами на

Руси , встречи и проводы митрополитов и епископов , одним словом , блестящие

церковные церемонии , до которых были падки средневековые люди , сделались

достоянием Москвы . Можно было не признавать притязаний московского князя ,

но нельзя было под страхом отлучения игнорировать митрополита .

Москва получила неоспоримые преимущества перед всеми другими городами , и

московская иерархия поднялась неизмеримо выше всех остальных . Митрополит

держал в своих руках право поставления епископов и суда над ними и нередко им

пользовался , силу духовной власти испытали даже иерархи таких крупных

городов , как Новгород и Тверь . Уже в 1325 г. новгородский кандидат Моисей

ездил в Москву к митрополиту Петру ставиться на архиепископию и присутствовал

на погребении Юрия Даниловича вместе с тремя другими епископами .Легко

представить себе ,какие большие средства стекались в Москву вследствие

приезда видных духовных лиц , ибо устройство церковных дел обходилось

недешево .

Многочисленные политические нити сходились ко двору митрополитов , которые

имели своими хозяевами в конечном итоге московских князей . Москва

связывалась с Константинополем , а через его посредство сюжнославянскими

землями . Спор между Москвой и Тверью за преобладание был решен в пользу

Москвы уже тогда , когда преемник Петра , митрополит Феогност , родом грек ,

окончательно утвердил в ней свое местопребывание .

По каким же причинам митрополиты выбрали своей резиденцией Москву ?

Любопытные соображения по этому поводу высказал Пл. Соколов , по мнению

которого московские князья предоставили митрополитам особо важные льготы по

сравнению с тем , что получали епископы в других княжествах .Льготное

положение митрополичьего дома с его многочисленными боярами и слугами

действительно создавало для митрополитов ряд преимуществ .

Но дело было не только в одних льготах , а в том , что московские князья

обладали достаточной реальной силой , чтобы поддержать угодных для них

кандидатов на митрополичий

престол . Немалое значение имело центральное положение Москвы и относительное

удобство сношений с Константинополем . Наконец , одним из мотивов переноса

кафедры митрополитов именно в Москву являлось отсутствие в ней своих

епископов . Митрополит «всея Руси» не задевал в Москве ничьих церковных

интересов . Иван Калита и митрополит Петр положили начало тому своеобразному

светской и духовной власти , которое стало характерно для Москвы

допетровского времени . Двор великого князя и двор митрополита помещались в

непосредственном соседстве ; светская власть нашла себе духовную опору ,

поддерживая ,в свою очередь , всей своей гражданской мощью главу русской

церкви – митрополита . Так , маленький Кремль Калиты уже вместил в себя

зародыши другого , более позднего «царствующего града Москвы» .

Утверждение митрополичьего престола в Москве было ударом по тверским князьям

, претендовавшим на первенствующую роль среди русских князей . Поэтому

ожесточенная борьба между Тверью и Москвой за преобладание сопровождалась

такой же борьбой за митрополичий престол .

В то время Юрий Данилович тягался в Орде за великое княжение с Михаилом

Ярославовичем , монах одного из тверских монастырей по имени Акиндин подал

константинопольскому патриарху жалобу на митрополита Петра . Акиндин был

только орудием в руках тверского князя , но для митрополита Петра возникла

явная опасность низвержения с митрополичьего стола , так как патриарх уже

обещал Михаилу Ярославовичу поставить в митрополиты «.кого восхочет

боголюбство твое». Однако низвержение митрополита задевало интересы

многочисленного духовенства , трогать которое избегали даже золотоордынские

ханы . Кроме того , обвинение Петра в симонии , в том что он возводил в

духовный сан за деньги , едва ли могло сильно скомпрометировать Петра . Ведь

покупка и продажа церковных должностей в середине века – явления постоянные .

В самой Византии они практиковались еще больше , чем на Руси . Петр же был

политиком настойчивым и смелым ; найдя поддержку у московских князей , он

сблизился с ними и не забыл оказанных ему услуг . Петр подолгу оставался жить

в Москве , где умер и был похоронен (20 декабря 1326 г. ) . Московские князья

по-своему воспользовались его смертью и добились от константинопольского

патриарха канонизации Петра , сделавшегося первым «московским и всея Руси

чудотворцем» . Преемник Петра грек Феогност окончательно утвердил

митрополичье место за Москвой , которая с этого времени сделалась гражданской

и церковной столицей Руси .

О близости Петра к Ивану Даниловичу уже в 15 в. рассказывали легенды ,

имевшие некоторое основание в действительности . В житии Пафнутия Боровского

находим такой рассказ : «О видении сна великого князя Ивана Даниловича .Той

же благочестивый великый князь Иван Данилович виде сон . Мняшесь ему зрети ,

яко гора бе велика , а на верх ея снег лежаше , и зрящу ему абие истояв снег

и згыбе . Возвести же видение преосвященному Перу митрополиту всея Русии . Он

же рече ему : «Чадо , гора аз смиренный . Преж тебе мне есть отити от жизни

сея а тебе по мне .» И первие преосвященный Петр митрополит всея Руси

преставися , потом князь великий Иван Данилович преставись» .

Поддержка церкви обеспечила московскому князю пеобладание над другими

русскими князьями . С необыкновенной силой эта поддержка сказалась в 1329 г.

, когда Калита ходил выгонять из Пскова тверского князя Александра

Михайловича . Калита прибегнул к помощи митрополита Феогноста , который

послал «проклятье и отлучение от церкви на князя Александра и на псковичь» .

Православная церковь использовала любимое средство римских пап , столь часто

издававших интердикты , или отлучения от церкви . Оно было грозным оружием в

руках духовенства , действовавшим как удар молота на слабые души скверных

людей : закрывались церкви , прекращалось богослужение , переставали крестить

младенцев , венчать вступающих в брак , даже отпевать покойников . Страх

отлучения заставил Александра Михайловича покинуть Псков , чтобы проклятье не

легло на город . Так пишет летописец , симпатизирующий тверскому князю .

Новгородский автор пишет проще : «Псковичи выпроводиша князя Олександра от

себе» .

Заключение.

К середине XVI в. окончательно сложилось национальное великорусское

государство. На вершине государственной ие­рархической пирамиды находится

царская власть, не ограни­ченная ни политически, ни юридически. Царская

власть ог­раничивается лишь каноном, т. е. основными церковными правилами и

светскими обычаями. Слово “царь” как титул закрепляется в середине XVI в.,

слово “самодержец” вводит­ся в официальный оборот в начале XVII в. Способами

получе­ния власти были наследование и избрание.

Существо верховной власти не было выражено в законода­тельстве и не подлежало

действию государственно установ­ленных норм. Сам же царь издавал уставы,

указы, уроки и судебники. Царь признавался высшим источником государст­венной

власти.

Орган, который в литературе утверждается под названием “Боярская Дума”, в

правовых документах эпохи определялся как “дума”, “государев верх”, “палата”,

“бояре, окольничьи и думные люди” и т. п. В XV— начале XVI в. Дума существует

как совещательное и законодательное учреждение.

Формирование государственного аппарата осуществля­лось по принципу

местничества, в значительной мере вос­принятому из польско-литовской

государственной традиции. Местничество, основанное на критериях знатности

проис­хождения (чем выше происхождение претендента, тем более высокий пост в

государственной иерархии он может занять), превращало боярство в замкнутую

корпорацию, снижало ка­чество государственных руководителей и подменяло

общего­сударственные интересы сословными.

В компетенцию Думы входило участие в формировании законодательства, участие в

управлении и судебной деятель­ности. Решение этих вопросов основывалось не на

правовой основе, а осуществлялось по почину верховной власти.

Боярская Дума со временем начинает стремиться к приоб­ретению всей полноты

власти (“без царя и без слушания земли”). Одновременно с этим из Думы

выделяется более узкий орган, состоящий из приближенных к царю советни­ков

(“Избранная рада”, “Ближняя Дума” — в середине XVI в.).

Библиография

1. История России. Издание второе /Орлов А. С., и др. –М.: ООО “ТК

Велби”, 2003.

2. Канторович И. В. Из истории Москвы. / М. 1997.

3. Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь. / М. 1991 .

4. Тихомиров М. Н. Древняя Москва 12 – 15 вв. / М. 1992 .

5. Большая советская энциклопедия.

6. Исаев И. А. История государства и права России: учебник. – М.: Юристъ,

2000.

7. История России 8-15 века /Кацва Л. А. И др. – М.: МИРОС, “Вентана-Граф”.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты