Курсовая: История письменности

Курсовая: История письменности

Санкт-Петербургский университет.

Факультет журналистики.

КУРСОВАЯ РАБОТА

История письменности. Возникновение и развитие.

Студента первого курса вечернего отделения Пасака И.С.

Санкт-Петербург

1999

Оглавление:

Введение. Письменность и человечество.

3

1. Корни

5

2. Пиктография. Идеография.

8

3. Иероглифы. От смысла к звуку.

10

4. Слоги. Еще шаг.

13

5. Алфавитное письмо – венец графической эволюции.

14

6. Смешение времен.

16

7. Письмо и язык.

17

8. Живые и мертвые языки.

19

Заключение. Кто же автор?

21

Введение. Письменность и человечество.

Язык есть система знаков, являющийся основным средством общения

[1]. Письменность – система знаков, закрепляющая язык.

Мы знаем, кто придумал электродвигатель и антибиотики, конституцию и

компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не

состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем,

не изобрел земледелие, обработку металлов и письменность. Современные дети,

выводящие свои первые буквы-каракули, не думают в это время о своих далеких

предках. Они пришли в мир, который невозможно представить без средств

массовой информации, а они не развились бы без письменности, без огромного

количества разнообразных текстовых материалов. Чтобы жить в этом мире, нужно

уметь читать и писать, иначе окажешься на обочине современности. И все же

судьба одного человека, не знай он письменности, изменилась бы не столь

разительно, как судьба всего человечества.

Почти миллион лет поколения людей были связаны между собой только нитями мифов и

ритуалов, а разные племена – только причудливыми слухами. Изобретение

алфавитного письма было тем великим шагом, который привел человечество от

варварства к цивилизации[2]. В тот момент,

когда впервые было высечено, нацарапано, имя вождя, или бога, или племени – мы

никогда не узнаем точно, - тогда началась история. Времена, когда не

существовало письменности, так и называются – доисторическими. Прежде для

человека существовали две реальности: обыденная, сиюминутная, события в которой

происходили постольку, поскольку их можно видеть, слышать или помнить, и

неизменная реальность мифов, которая царила над временем. Мифы и ритуалы тогда

были единственной копилкой человеческих достижений. Теперь появилась третья

реальность – историческая, она же информационная. Человек оказался включен в

поток истории, благодаря средствам массовой информации он теперь знает о

событиях, которых никогда не видел, при помощи иных средств, развившихся на

основе письменности, он может сообщить о себе потомкам, с которыми никогда не

переговорит. Прежде только божественные явления были неподвластны времени,

теперь испытание временем выдерживают и дела человеческие. То, что делает

человек сегодня, будут помнить не только его современники, но и далекие

потомки. Наука не могла бы получить какое-нибудь существенное развитие, не

опираясь на работы предшественников. Добрая традиция научных работ –

тщательное пережевыванье предыдущих исследований с последующим вычленением крох

нового знания – сформировалась на основе возможности копаться в богатых

библиотеках и получать образование при помощи учебников, в которых оставили

свое накопленное знание, быть может, давно почившие светила.

Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности

– ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое

время оставалась уделом избранных, прежде всего жречества и государственных

чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось

запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков – иероглифов. Когда

финикийцы, а за ними греки создали звуко-буквенное письмо с алфавитом из

нескольких десятков простых значков, которым способен овладеть каждый за

несколько недель, произошла тихая и самая великая революция за всю историю

человечества.

Основная предпосылка к созданию письменности – возникновение речи. Когда

человеческая обезьяна научилась говорить, сразу стало понятно: рано или поздно

эта же обезьяна научится и фиксировать свои речевые проявления. Но, с другой

стороны, однажды возникнув, письменность стала оказывать обратное воздействие

на язык, придавая ему большую стабильность и оформленность. Вне письма

представить себе современный общенациональный язык трудно

[3].

1. Корни.

Геродот рассказывал, что, когда царь Дарий I вел против кочевников скифов

войну, грозящую весьма затянуться, скифские цари отправили к Дарию вестника с

дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы спросили посланца,

что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить

дары и поскорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение эти

даров.

Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и поэтому

принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка

обитает в воде, птица, быстрая, как конь, - знак бегства, а стрелы означают,

что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрецов, сопровождающих царя,

с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: “Если вы,

персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или,

как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими

стрелами”. Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: Дарий

потерпел поражение от скифов[4].

Рассказ Геродота доносит до нас сведения не только об одном из исторических

событий, но и о древнейшем предке письменности. Дары скифов были своеобразным

способом передачи информации, т.н. предметным письмом. Когда-то, по крайней

мере 10 тыс. лет назад, с него и началась история письменности.

Прототипом письменности являлись символические предметы и условные мнемонические

знаки, еще и теперь употребляемые у дикарей: у малайцев Суматры щепотки соли,

перцу и т.п. для обозначения любви, ненависти и пр., разноцветные бусы у

краснокожих, палки с зарубками у меланезийцев, ньям-ньям, ашантиев и др.

Зарубки на палках – первый шаг к созданию письма; от таких бирок происходит

немецкое слово букваbuckstab , буковая палка. Следующий шаг

– идеографизм (см.). Еще выше стоит фонетизм, в котором первоначальное реальное

значение рисунка-идеограммы уже забыто и помнится тот звук, который этот

рисунок на данном языке обозначает[5].

Современное буквенное письмо кажется довольно простым и удобным. На самом деле

оно вобрало огромное количество правил, условных отношений и различных

открытий. Корни письменности уходят в глубокую древность. Примерно с IX по II

тысячелетия до н. э. люди начали использовать фигурки животных или просто

предметы (палочки, камни) для “записи” и учета скота, т.е. открыли предметное

письмо. Неясно, это предок современного письма или его родственник по боковой

линии? На протяжении древней истории возникало множество примитивных типов и

систем письма, и большинство из них не имеет ничего общего с современным

письмом.[6] Древние изобретения

человечества, похожие на письмо (но письмом не являющиеся), называются

предписьменностями[7]. На основе некоторых

предписьменностей возникло письмо. Другие так и остались тупиковыми путями

человеческой мысли, из которых не развилось ничего нового, хотя своим целям –

учитывать скот или передавать простые сообщения они служили достаточно хорошо.

Для передачи информации и для запоминания первобытные народы использовали

“палочное” письмо. Самым примитивным его примером является наклонно воткнутая в

землю на обочине палка, информирующая о длине пути и возможных на нем

препятствиях и опасностях[8]. Не стали

источником письменности, например, палочки с зарубками. Предметным письмом

считаются и такие древние способы передачи информации как вАмпумы и кИпу.

Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или поясА,

сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы (ирокезы и некоторые

другие) использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и

взаиморасположение раковин были значимы (например, белый цвет означал мир,

фиолетовый – войну), так что с помощью большого числа раковин составляли

довольно сложные сообщения. Ракушечное письмо отнюдь не было монополией

индейцев. В качестве мнемонического средства пользовались и пользуются им

многие народности в Африке (письмо “инивари”)

[9].

Кипу (узелковое письмо) – ученые до сих пор не пришли к однозначному выводу,

была ли письменность у инков. Ни одно настоящее государство не может

существовать без письменности: необходимо вести постоянный учет, передавать

сообщения о событиях в стране, распоряжения. Создатели громадного государства

– крупнейшего в доколумбовой Америке – должны были иметь письмо. Однако его

так и не обнаружили. Похоже, что письмо инков (а, точнее, предписьменность)

просто имело слишком необычный вид. Кипу (на языке индейцев кечуа – ’узел ’)

– оригинальное порождение инкской культуры; это шерстяные или

хлопчатобумажные веревки, к которым привязывали ряды шнурков. Число шнурков

на одной веревке доходило до сотни, а на них навязывали узлы различной формы.

Количество и форма узлов обозначала числа. Наиболее удаленные от веревок узлы

соответствовали единицам, чуть ближе располагались десятки, еще ближе –

сотни, затем тысячи. С помощью этих узелков, напоминающих костяшки счет,

выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет. Бурый

цвет символизировал картофель, желтый – золото, красный – войнов и т.д. Кипу

позволяло чиновников передавать различную информацию о налогах, числе войнов

в той или иной провинции, обозначать людей, ушедших на войну, количество

погибших, родившихся или умерших и многое иное. Расшифровывали информацию

специальные толкователи кипу –

кипу-камайокуна. Главным среди них был личный секретарь Верховного правителя

инков – Великого Инки, подающий ему сводную информацию. Испанцы,

столкнувшиеся с кипу, были потрясены той быстротой и точностью, с которой им

выдавались нужные сведения. Взяв в руки кипу, кипу-камайокуна сразу начинал

читать по шнурам и узлам. Голос чтеца едва успевал за движениями глаз и рук.

2. Пиктография. Идеография.

Предписьменностью была и пиктография (греч. рисуночное письмо). Как нетрудно

догадаться из названия, используя пиктографию, сообщения передавались при

помощи рисунков. К этой предписьменности, по-видимому, относится и наскальная

живопись.

Пиктография используется и в современном мире. Так, рисунок вилки и ножа на

дорожном знаке, означающий, что по близости находится какая-то забегаловка, -

это самая натуральная пиктограмма. Другой пример – обозначения видов спорта

на спортивных соревнованиях. Пиктограммы удобны, поскольку не связаны с

конкретным языком и всем понятны. Но именно поэтому они непригодны для записи

речи и письмом не являются.

Вообще, существуют только два основных принципа письма: идеографический и

фонетический. Внешний вид идеографических символов не связан с принципами

звучания слов, он зависит от социальных традиций, от материала для письма и от

письменных инструментов[10]. К

идеографическим системам относятся: шумерское письмо (позднее – аккадское, IV-I

до н.э.), эламское (XXIII-IV до н.э.), египетское (XXX до н.э.-V н.э.),

хеттское (XV-VII до н.э.), китайское (c XIII до н.э.), майя (IV-XVI н.э.),

атцекское (до XVI). Еще не дешифрованы письменные памятники в долине Инда

(XXV-XX до н.э.), о-ва Пасхи (XIV-XIX н.э.). Возможно, в их основе лежит

идеографическая система письма[11].

Пиктография – внеязыковая знаковая система, поскольку она напрямую выражает

мысли, а не слова и предложения. И тем не менее именно из нее произошло

древнейшее словесное письмо. Многие народы, создав пиктографию, так и не

сумели изобрести письмо. Про некоторые явления трудно сказать, что перед

нами, предписьменность, или уже письмо. Например, ученые до сих пор спорят о

табличках с острова Пасхи, об атцетском письме и других предписьменностях.

Настоящее письмо возникает только тогда, когда изображение становится не

рисунком, а знаком, абстракцией. Об этом превращении говорит возможность

употреблять такой знак в переносном значении, передавать и другие слова,

которые так же или похоже звучат. Подобным образом записывают и современные

ребусы. Аналогично было устроено и древнее письмо. Ребусный принцип

эпизодически встречался и в предписьменностях. В знаковой системе,

используемой африканским народом йоруба, шесть раковин означают

‘привлекательный’ (а шнур с шестью раковинами – что-то вроде любовного

послания). Этот знак появился потому, что слова ‘шесть’ и ‘привлекательный’

звучат на языке йоруба одинаково – [efa]. Так возникает знаковая связь между

звучащей речью и начертанием – основа любой письменности.

Система письма майя возникла в первые века нашей эры. Пиктографическая основа

его легко угадывается. Письмо майя решительно отличается от живописи, хотя

писца обильно иллюстрировали текст миниатюрными картинками. Как показывают

исследования немногочисленных дошедших до нас памятников письменности майя, в

ней используется примерно 270 знаков. Гласные при письме не учитывались, слово

определялось по согласным (137). Материалом для письма служила кора фикуса или

– реже – шкура ягуара. Вырезанные из этого материала длинные ленты (10 м и

больше) складывались гармошкой. Так создавались летописи, календари,

молитвенники и пр. Известно, что у майя существовали обширные библиотеки, но

они были разрушены испанскими завоевателями из религиозного фанатизма

[12].

3. Иероглифы. От смысла к звуку.

Родина письма – Древний Восток. Наиболее древней считается письменность

шумеров, живших в Междуречье, в Передней Азии. Шумерское письмо возникло

более 5 тыс. лет назад. Среди древнейших оригинальных письменностей были

системы письма в Эламе (государство в Передней Азии), в Египте, долине Инда,

Китае, в Малой Азии у хеттов, а также на Крите. В Центральной Америке у

индейцев майя в I тысячелетии н.э. появилась самая молодая из древних

письменностей. Из всех этих систем письма до наших дней сохранилась только

китайская.

Египетская иероглифическая письменность в течении 14 веков представляла собой

волнующую загадку для ученых мира. Геродот, Страбон, Диодор Сицилийский

говорили об иероглифах как о непонятных рисунках-письменах. В IV веке

Гораполлон дал подробное описание значений иероглифов. Следуя заложенной им

традиции толкования, в иероглифах видели каббалистические, астрологические и

гностические тайные учения; вычитывали отрывки из Библии, халдейские, еврейские

и даже китайские (!) тексты. Ученым, нашедшим в себе смелость отказаться от

многовековой традиции, оказался француз Франсуа Шампольон (XIX в.), раскрывший

загадку египетской иероглифики. Он предположил, что иероглифы – это не

письмена-рисунки (на что они так похожи по форме), а обозначения букв и слогов.

Опираясь на свою догадку, Шампольону удалось расшифровать надписи на Египетских

памятниках и гробницах[13].

Существует гипотеза, что из шумерского письма происходят все остальные

письменности (кроме письма майя). Шумерское письмо хорошо изучено, известна

его многовековая эволюция от пиктограмм к словесным знакам и затем к

словесно-слоговым. Однако ни подтвердить, ни опровергнуть эту гипотезу ученым

не удается – слишком мало известно о столь отдаленной истории.

Наиболее ранние образцы шумерской письменности – это бирки (обычно из глины)с

печатью и пометкой о количестве, которые привязывали к предметам или

животным. Затем появились более сложные учетные таблицы. Выдающимся

достижением шумеров было то, что количество они обозначали отдельным знаком.

Например, пяти коровам соответствовали пять овалов и изображение коровы, а не

пять рисунков коровы, как в различных предписьменностях. Постепенно система

усложнялась. Появились стандартные знаки – иероглифы, с помощью которых было

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты