Контрольная: Великобритания после второй мировой войны

войну. Её подход характеризовался последовательностью: причинять максимальную

боль Великобритании. Стратегия ВИРА остаётся неизменной, но её тактика со

временем совершенствуется и всё более приспосабливается к новым контрмерам

противника. Эволюция ВИРА была обусловлена попытками сбалансировать

вооружённую борьбу с другими формами борьбы, учитывая, что политическая

борьба начинает приобретать всё возрастающее значение. По существу, решение

уделять в будущем равноценное внимание, как вооружённой борьбе, так и

политической было провозглашено в 1982 году Дэнни Моррисоном, который являлся

в то время заведующим отделом распространения газеты “Шин Фейн”; он писал,

что свобода для Ирландии будет завоёвана “с избирательным бюллетенем в одной

руке и винтовкой – в другой”.

Это был подход, который затрагивал сущность борьбы за освобождение и отражал

собственно понятие ирландского республиканизма. Вооружённое сопротивление

всегда являлось неотъемлемой частью движения. Отыскание подходящих средств

для достижения поставленных средств не особенно заботило прежнюю Ирландскую

Республиканскую армию. Руководству ИРА претила идея опускаться до

приземлённой политики, а романтика жертвенности до определённого времени

способствовала притоку новых членов в ряды ИРА.

Однако впоследствии политическая деятельность была признана целесообразной.

Случившийся в 1969 году раскол в рядах ИРА не решил возникших противоречий, а

в дальнейшем и сама ВИРА также раскололась на фракции. Молодой тогда Джерри

Адамс, который ныне известен как ветеран, стоящий во главе политической

организации “Шин Фейн”, примкнул к той фракции ВИРА, которая симпатизировала

новому подходу и полагала, что старое руководство ВИРА, в котором преобладали

выходцы с Юга Ирландии, утратило реальное понимание обстановки на земле

Ольстера. ВИРА в то время не контролировала Ольстер, но на её стороне были

симпатии большинства боевых отрядов ИРА (9-и из 13-и) в Белфасте, где

происходили основные схватки. Вскоре руководимая местными уроженцами фракция,

к которой примкнул Адамс, выросла в самую заметную составную часть новой

ВИРА, выступая в роли “защитников” католического населения Севера. Когда в

июле 1973 года Адамса арестовали, он уже являлся старшим военным начальником

ВИРА в Белфасте.

Выйдя из тюрьмы, Адамс стал сторонником распространения борьбы на социально-

экономическую сферу и превращения её в народную войну. “Политический подход”

доказал свою значимость в период голодовок 1980-1981 годов. Голодовки

позволили организовать широкую вербовку сторонников движения, как дома, так и

за рубежом. Помимо этого, захваченные повстанцами документы

свидетельствовали, что британская армия в сражениях 1982 года за Фолклендские

острова продемонстрировала свою устрашающую силу, когда получила возможность

драться без правил. Растущая эффективность усилий Лондона, направленных на

решение ирландской проблемы, наиболее проявлявшаяся в военном аспекте,

послужила дополнительным стимулом к тому, чтобы ВИРА переместила фокус своего

внимания в область политики. Это кончилось тем, что 31 августа 1994 года

руководство ВИРА объявило о прекращении огня, за этим 13 октября последовало

решение о временной демобилизации и протестантских полувоенных формирований.

С переменой тактики ВИРА у Лондона появилась масса возможностей, чтобы

уладить конфликт с максимальной выгодой для себя. Большинство ирландцев

хотят, чтобы военных действий не было. Исторически ВИРА поддерживают на

выборах 11% всех избирателей Ольстера. Поэтому, в интересах правительства не

допустить общеирландские выборы (там у ВИРА есть шанс).

Не так давно (1996 год) год Лондон ухватился за идею поэтапного роспуска

вооружённых формирований, по мере достижения прогресса на выборах. 110

представителей населения должны были собраться для обсуждения деталей

заключения мира. ВИРА выступила с резкими возражениями, что в конечном итоге

привело к возобновлению террористической деятельности. Таким образом

компромисс, предлагаемый англичанами не получил одобрения у ВИРА.

Нельзя не упомянуть международную окраску данного конфликта. Главенствующим

принципом концепции политического соперничества, как её понимает ВИРА,

является расширение конфликта. С этой целью ВИРА уже давно стремится

подтолкнуть союзников Великобритании к оказанию давления на Лондон, чтобы

англичане ушли из Ольстера. Точкой приложения усилий служат США, где имеется

самая крупная ирландская диаспора. На протяжении многих десятилетий

американцы ирландского происхождения регулярно жертвуют деньги ИРА, а позднее

– ВИРА. Таким образом, главным рычагом влияния является многочисленное и

имеющее значительный политический вес в стране ирландское население в США,

особенно так называемое “крыло Кеннеди” в демократической партии.

Последние действия Лондона направлены на сужение сферы конфликта, недопущение

его в международную сферу, что удаётся довольно успешно. Силовые методы

применяются с большей осторожностью: практика оцепления и прочёсывания жилых

кварталов в поисках оружия и боевиков была сменена проверкой автомобилей на

дорогах. (Прочёсывание жилых кварталов способствовало массовому притоку новых

кадров в ИРА, так как нарушался один из главных демократических принципов –

неприкосновенность жилища). Сейчас англичане придерживаются выжидательной

позиции. ВИРА не может отказаться от террора, так как ей удавалось

господствовать в политике, только держа аудиторию под дулом пистолета. Всё

больше и больше мирных инициатив исходит от центрального правительства,

большинство из которых отвергаются ВИРА, что дискредитирует её в глазах

общественности. Разумеется, подобная тактика кажется слишком пассивной,

однако малейшие попытки форсировать решение этой проблемы могут привести к

увеличению числа террористических актов.

Конфликт на религиозной почве, который стал “прародителем” противостояния

ВИРА и британского правительства, утратил свою остроту. Неравенство католиков

и протестантов ушло в прошлое. Осталось желание ВИРА, утверждающей, что она

борется за права католиков, достичь своих политических целей и сделать это не

только парламентским путём.

Как показывает практика, достичь компромисса с террористами удаётся очень

редко и длится он недолго. Поэтому, в случае с ВИРА, надо устранить причины,

по которым ВИРА совершает террористические акты. Мирные инициативы должны

чаще исходить из центра, а те, что идут от сепаратистов, всегда должны

находить поддержку в Лондоне. В конце концов, будучи неспособной к

эффективной политической борьбе без применения силы, ВИРА потеряет

сторонников.

При выдвижении мирных инициатив не надо забывать и о превентивных мерах.

Необходимо продумать новые методы полицейской борьбы с терроризмом: перекрыть

каналы поставки оружия для ВИРА.

Всё же главная проблема в том, что террористы никогда не откажутся от террора

ради переговоров. Главное условие для решения конфликта на данном этапе –

ликвидировать причины, по которым ирландцы становятся сторонниками ВИРА, то

есть предоставить им право на самоопределение. Однако сепаратисты будут

бойкотировать все правительственные мирные предложения, чтобы не потерять

своего влияния, так как не смогут выдержать конкуренции на выборах.

Большинство населения Ирландии выражает стремление сохранять спокойствие, ибо

после возобновления насильственных акций от ВИРА отшатнулись почти все её

сторонники, исключая самых твердолобых. Разумеется, велика вероятность срыва

последующих мирных инициатив, но в этом случае может повториться испанский

сценарий.

Баскские сепаратисты в Испании совершали (и сейчас совершают) необоснованные

тер акты и окончательно восстановили против себя общественное мнение

(начались массовые демонстрации и т. п.).

При развитии событий по испанскому сценарию Лондон получит своего рода

“лицензию на убийство” ВИРА, которой, разумеется, воспользуется. Скорее

всего, это выразится в массированной кампании в СМИ, ряде разоблачений

лидеров “Шин Фейн”, и, что маловероятно, полицейских мероприятиях по

обезвреживанию террористических групп.

Неоконсерватизм

На выборах 1979 г. консерваторы получили 13,7 млн. голосов, а лейбористы—11,5

млн. Главой правительства Великобритании впервые стала женщина—новый лидер

консерваторов Маргарет Тэтчер (род. в 1925 г.).

М. Тэтчер проявила себя убежденной сторонницей консервативных взглядов,

человеком с твердым и непреклонным характером, за который англичане прозвали

ее “железная леди”. Она пришла к власти, имея четкую программу действий, и

стала настойчиво проводить ее в жизнь. М. Тэтчер пользовалась большим

авторитетом и в Англии, и в мире под ее руководством консервативная партия

одержала победы на выборах 1983 г. и 1987 гг., а “железная леди” возглавляла

правительство одиннадцать с половиной лет подряд. Некоторые биографы называют

ее правление “эрой Тэтчер”.

Программа премьер0министра не содержала принципиально новых положений по

сравнению с традиционной концепцией британских тори. Она лишь приспосабливала

ее к современной эпохе и доводила до логического конца. Основные положения,

выдвинутые М. Тэтчер и получившие название “тэтчеризм”, заключаются в

следующем:

· Движущей силой всякой процветающей экономики является частное

предпринимательство. Основу политического курса властей составляют “свобода,

возможности для всех, поддержка предпринимательского духа, демократия

собственников”.

· Вмешательство государства в частную жизнь сводится к минимуму, оно

ни в коем случае не должно сковывать частную инициативу.

· Все трудоспособные граждане обеспечивают себя сами. Государство и

благотворительные организации оказывают поддержку только нетрудоспособным и

тем, кто не по своей вине лишен возможности работать. Исходя из этого,

следует отказаться от государственных социальных программ или свести их до

минимума.

· Государство должно иметь сбалансированный бездефицитный бюджет.

Важнейшую часть его составляют налоги, которые все население должно платить в

соответствии со своими доходами. Необходимо строго соблюдать режим экономии и

сокращать расходы.

· Профсоюзы имеют право законными средствами защищать интересы

трудящихся, не ущемляя при этом интересы других людей. Поэтому право на

забастовки. Которые наносят ущерб обществу, должно быть ограничено.

М. Тэтчер исходила из того, что Великобритания должна обладать сильной армией

и флотом и совершенствовать свое ядерное оружие. Во внешней политике она

считала приоритетными отношения с США и соблюдение обязательств по НАТО,

выступала против ускорения интеграционных процессов.

Экономическое положение было крайне тяжелым. Тэтчер выступила за т.н.

“экономию”, которая выразилась в сокращении размеров пособий по безработице,

других социальных программ. В результате вновь усилилось стачечное движение.

Ссылаясь на убыточность многих предприятий государственного сектора,

правительство в широких масштабах проводит денационализацию экономики. К

частным владельцам перешло большинство предприятий нефтяной и авиакосмической

промышленности, а также воздушного транспорта. Сфера приватизации быстро

расширялась. За несколько лет “тэтчеризма” более двух третей предприятий

государственного сектора перешли к частным владельцам или коллективам

приватизируемых предприятий. Одновременно было распродано свыше миллиона

муниципальных квартир. Более 60 % жителей страны стали обладателями

собственного жилья. Это привело к числу роста числа собственников и

укреплению социальной базы тори.

Чтобы усилить конкурентоспособность британской промышленности, правительство

стало вкладывать крупные капиталы в ее перевооружение на основе достижений

НТР, поощряло предпринимателей, развивавших новейшие отрасли и

стимулировавших рост производительности труда. “Тэтчеризм”, буксовавший в

первые годы, стал приносить ощутимые плоды. С 1982 по 1087 г. темпы

экономического роста Великобритании были самими высокими в Западной Европе.

Число безработных и масштабы инфляции сократились.

За послевоенные годы в Англию иммигрировало большое число иностранцкв,

главным образом жителей бывших Британских колоний—Бангладеш, Индии, Пакистана

и т.д. Рост числа иммигрантов породил несвойственные Англии в прошлом

расистские настроения: между англичанами и иммигрантами происходили

столкновения, правая печать повела против “цветных” враждебную кампанию.

Правительство Тэтчер не выступило против расистов, а провело через парламент

законы, ограничивающие квоту на въезд иностранцев в Англию.

Между Англией и Аргентиной с давних пор шел спор по поводу принадлежности

группы Фолклендских (Мальвинских) островов в Южной Атлантике, недалеко от

побережья Южной Америки. Исторически права на них принадлежали Аргентине, но

англичане давно колонизировали их, проживавшее там немногочисленное население

говорило на английском языке и желания переходить под управление английской

военной хунты не испытывало. Хунта же, рассчитывая поднять в глазах

аргентинцев свой престиж, в мае 1982 г. высадила десант на островах и подняла

над ними аргентинский флаг.

М. Тэтчер, проводившая жесткую линию защиты торгово-экономических и военно-

политических интересов Великобритании, реагировала на действия Аргентины

весьма решительно. Не считаясь с затратами, она направила на острова военные

корабли, морскую пехоту и авиацию. Аргентинский гарнизон капитулировал.

Англия закрепила за собой Фолклендские острова и создала там военную базу.

Эти действия способствовали росту авторитета консервативной партии и ее

лидера.

Но период быстрого экономического роста и относительного благополучия Англии

оказался весьма непродолжительным. С начала 90-х гг. экономическая

конъюнктура стала ухудшаться, вернулись старые болезни—бюджетный дефицит,

инфляция, повысившаяся в 1990 г. на 9 % безработица. Возмущение народа вызвал

новый, одинаковый для всех, независимо от дохода, подушный налог, которым

облагались все жители страны старше 18 лет. Введение этого налога повлекло за

собой массовые митинги протеста, нередко заканчивавшиеся столкновениями с

полицией. Обострилась и ситуация в Ольстере. Темпы экономического развития

замедлились.

Популярность правящей партии падала. К ому же в ее руководстве усилились

разногласия, прежде всего по вопросу о европейской интеграции: М. Тэтчер

тормозила процесс ее развития, а многие министры считали нужным поддержать

позицию Г. Коля и Ф. Миттерана.

Все эти обстоятельства вызвали в ноябре 1990 г. отставку Тэтчер. Лидером

консервативной партии и премьером стал по рекомендации своей предшественницы

Джон Мейджор, занимавший до этого пост министра финансов.

Мейджор был самым молодым премьером Великобритании. Придя к власти он отменил

непопулярный подушный налог и обещал “осуществить поворот в сторону большего

удовлетворения социально-экономических требований британцев”. Вместе с тем

Мейджор объявил, что главными задачами его правительства являются укрепление

права собственности, продолжение процесса приватизации государственный

компаний, увеличение налоговых льгот для предпринимателей.

Вопреки прогнозам социологов, на парламентских выборах в апреле 1992 г.

абсолютное большинство мест в палате общин вновь получили консерваторы.

Впервые за 170 лет одна и та же партия одержала победу на выборах четыре раза

подряд. Премьер-министром остался Джон Мейджор.

Однако, довести свой рекорд до пяти у тори не получилось. В стране продолжала

ухудшаться экономическая ситуация: тормозились темпы развития, увеличивалась

безработица. Крайнее недовольство в народе вызывало отсутствие

государственных социальных программ. Увеличивалась инфляция, и фунт

стерлингов терял свой престиж самой стабильной валюты мира, все более и более

уступая позиции доллару. Правительство было вынуждено произвести его

девальвацию. Хотя Мейджор и пытался сбавить некоторые, наиболее резкие

мероприятия Тэтчер, но общее ухудшение экономики, конфликт с профсоюзами,

прежде всего с горняками, переход в зависимость от США и неудачи в решении

ольстерского конфликта привели к поражению консерваторов на выборах 1997 г. К

власти пришли лейбористы, лидер которых Тони Блэйр возглавил правительство и

является премьером на данный момент.

Использованная литература:

1. Всемирная история / под ред. Е. М. Жукова. Т. ХI. - М.: Мысль, 1977.

2. Новейшая история зарубежных стран. Европа и Америка. 1939-1975. Учеб.

пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов. / Под ред. Стецкевича. Изд. 3-е,

испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978.

3. Страны мира. Краткий полит.-экон. справочник. - М.: Политиздат, 1984.

4. Новейшая история 1939-1992 г. / под ред. В. К. Фураева, М.:

Просвещение, 1993.

5. Т. К. Пожегин. Ольстерский конфликт: противостояние ИРА и правительства

Великобритании. М.: Бек, 1996.

6. “Рэспублка”, 1997 г.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты