Контрольная: Великобритания после второй мировой войны

были почти идентичны. Парламентские выборы, состоявшиеся 15 октября 1964 г.,

принесли поражение консерваторам. По сравнению с выборами 1959 г. они

потеряли около 1 750 тыс. голосов. За них проголосовало около 12 млн.

человек, т. е. 43,3% избирателей (против 49,4% па выборах 1959 г.). В палате

общин они получили 304 места против 365 мест в парламенте прошлого созыва.

Лейбористская партия получила 12,2 млн. голосов (примерно на 10 тыс. меньше,

чем на выборах 1959 г.; при этом процент голосовавших за лейбористов

увеличился с 43,8 до 44,1) и 317 мест в парламенте.

Компромиссная избирательная программа Лейбористской партии — результат

многочисленных уступок правому крылу — привлекла на ее сторону некоторую

часть средней и мелкой буржуазии. Однако этот курс оттолкнул от Лейбористской

партии значительное число рабочих, являющихся основной социальной опорой

лейбористов.

Большой неожиданностью явился успех на выборах Либеральной партии, получившей

3,1 млн. голосов. Либералы, выражавшие интересы английской торговой и

промышленной буржуазии, после второй мировой войны поддерживали по основным

вопросам политику лейбористов, находившихся в то время у власти. Если бы в

Англии существовала система пропорционального представительства, то либералы

получили бы в результате выборов не девять мест в палате общин, а по крайней

мере 65—70. Голосование в пользу либералов являлось своеобразной формой

протеста против политики как консерваторов, так и лейбористов.

Лейбористское правительство, которое возглавил новый лидер партии Гарольд

Вильсон, повысило пенсии, ограничило право домовладельцев произвольно

повышать квартплату, вновь национализировало сталелитейную промышленность,

вторично выплатив владельцам денежную компенсацию. Во внешней политике Англия

ориентировалась на США, активно участвовала в деятельности НАТО. Получив от

социологов заверения, что в случае проведения досрочных выборов победу вновь

одержат лейбористы, Вильсон пошел на них и потерпел поражение. К власти

вновь вернулись консерваторы (на 4 года).

Следующий приход к власти лейбористов относится к 1973 г. они отменили

чрезвычайное положение, введенное консерваторами в связи в массовыми

забастовками, восстановили нормальную рабочую неделю, урегулировали конфликт

с шахтерами, приняли ряд мер по улучшению социального положения рабочих.

Правительство подписало с тред-юнионами “социальный контракт”, согласно

которому власти обязались стабилизировать цены и увеличить расходы на

социальные нужды в обмен на обязательство профсоюзов воздерживаться от

требований об увеличении заработной платы.

Политика консерваторов в 50-70-е годы

Консервативное правительство в 1951 г. сформировал Уинстон Черчилль. Из 33

министров кабинета 19 занимали директорские посты в 75 акционерных компаниях. В

палате общин из 616 депутатов Контрольная: Великобритания после второй мировой войны

составляли банкиры, директора компаний, земельная аристократия, высшие

чиновники.

Придя к власти, консерваторы сначала оставили нетронутым многое из того, что

было осуществлено лейбористским правительством К. Эттли, в том числе

введенный в военное время контроль государства над экономикой страны,

национализацию ряда отраслей промышленности, новую систему социального

страхования, поскольку эти меры отвечали в целом интересам английского

правящего класса. У. Черчилль, который, будучи лидером оппозиции, ожесточенно

критиковал лейбористское правительство за политику национализации, став

премьером, признал ее “совершившимся фактом”, хотя и заявил, что его партия

“в принципе возражает против национализации”. Но вскоре стала возрастать роль

крупнейших монополий в определении деятельности национализированных

предприятий, усилилась эксплуатация занятых на этих предприятиях рабочих.

Принятая лейбористским правительством программа инвестиций, необходимых для

полной реконструкции национализированных отраслей, не выполнялась.

Консерваторы стали свертывать производство части национализированных отраслей

экономики. В интересах нефтяных монополий и частных автотранспортных компаний

был составлен план сокращения сети железных дорог под предлогом их

нерентабельности.

Однако на этом правительство У. Черчилля не остановилось. В 1953 г. оно

осуществило денационализацию предприятий металлургической промышленности и

автодорожного грузового транспорта, ставших к тому времени высокоприбыльными.

Все 55 сталелитейных и чугунолитейных предприятий постепенно были проданы

монополиям на выгодных для них условиях.

Муниципальная программа строительства сокращалась. И если в 1950—1951 гг. на

каждый дом, построенный отдельными владельцами и частными фирмами,

приходилось шесть домов, построенных муниципалитетом, то в 1961 г.

соотношение муниципального и частного домостроения составило уже 1 : 2. В

1957 г. правительство отменило контроль над квартирной платой, и она сразу

повысилась на 33—74% в целом по стране, в том числе в Лондоне на 52—145% (в

зависимости от типа жилья и условий аренды). В том же году были повышены

еженедельные взносы населения в фонд Национальной службы здравоохранения,

ставки на платные медицинские услуги.

Хотя Черчилль заявил, что стал премьер-министром не для того, чтобы

председательствовать при развале Британской империи, ее распад продолжался, и

консерваторам пришлось предоставить независимость Судану, Малайской

федерации, Гане, Кипру и Нигерии. Империя разваливалась, но Англии удалось

удержать в рамках Содружества почти все государства, возникшие на ее

обломках.

Конъюнктурное оживление в экономике Великобритании с осени 1963 г. в

определенной степени ослабило недовольство правлением консерваторов. В

сентябре 1964 г. безработица в стране упала до самого низкого за последние

три года уровня — 341 тыс. человек.

За год-полтора до очередных парламентских выборов правительство консерваторов

несколько увеличило средства, выделяемые на пособия по безработице, пенсии

вдовам, расширило программу жилищного строительства и ликвидации трущоб,

увеличило ассигнования на дорожное строительство, на университетское

образование и т. д. Все это сопровождалось грандиозной пропагандистской

шумихой и, естественно, должно было оказать соответствующее воздействие на

избирателей.

Однако на настроения масс оказывали влияние и другие акции консерваторов,

совершенно иного характера. В стране ширились выступления против

внешнеполитического курса правительства. С весны 1961 г. в Лондоне началась

массовая кампания “сидячих забастовок” протеста против политики ядерного

вооружения, которую проводили консерваторы. О масштабах выступлений можно

судить хотя бы по тому, что в ходе демонстрации 24 марта 1962 г. полицией

было арестовано 1172 человека. Значительным явлением во внутриполитической

жизни страны стали Олдермастонские походы, проходившие ежегодно в 1958—1968

гг., и деятельность антивоенной организации “Движение за ядерное

разоружение”, объединившей сотни тысяч англичан.

Резкое недовольство демократической общественности страны вызвало решение

правительства Г. Макмиллана предоставить западногерманским вооруженным силам

военные базы, испытательные ракетные полигоны, учебные лагеря для танковых

частей и базы снабжения на английской территории. В августе 1961 г. в Англию

прибыло первое подразделение бундесвера.

В тревожные дни карибского кризиса в октябре 1962 г. английское правительство

разрешило привести в состояние немедленной боевой готовности американские

ракеты, размещенные в Англии и нацеленные на СССР. Это вызвало резкую критику

в различных слоях населения Англии. Негативное отношение в стране к действиям

американских военных и позиции консерваторов было столь ощутимым, что

правительство Макмиллана не решилось пойти на разрыв дипломатических

отношений с Кубой и прекратить с ней торговлю.

Серьезное влияние на политические настроения в стране оказала дискуссия по

вопросу о вступлении Великобритании в Европейское экономическое сообщество.

Уже в начале 1961 г. большинство представителей английского крупного капитала

пришли к выводу, что созданная Англией в противовес “Общему рынку” в 1960 г.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), объединившая семь стран

(Англия, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария), не

отвечает их планам и интересам, что необходимо вести борьбу с конкурентами не

вне ЕЭС, а внутри этой организации.

Выступая в палате общин 2 августа 1961 г., премьер-министр Макмиллан раскрыл

также политическую подоплеку позиции своего правительства в вопросе о

вступлении Англии в “Общий рынок”. Он утверждал, что наличие в Западной

Европе двух экономических группировок — ЕЭС и ЕАСТ означает раскол, который

может иметь “серьезные последствия”. В этих условиях, заявил он, Англия

должна отказаться от “островного изоляционизма”.

В то же время часть английских деловых кругов высказывалась против

присоединения к ЕЭС, опасаясь, что это приведет к ослаблению британских

позиций в странах Содружества. Правительства ряда стран Содружества выразили

решительный протест против намерения Англии добиваться присоединения к

“Общему рынку”.

Многие англичане понимали, что вступление Великобритании в ЕЭС несет с собой

не только некоторое ущемление независимости страны, но и угрозу жизненному

уровню трудящихся. Намечавшиеся в стране тенденции к замораживанию уровня

заработной платы и росту стоимости жизни могли быть еще усилены в результате

ее вступления в “Общий рынок”. Существовали также серьезные опасения, что

членство в ЕЭС отрицательно скажется на проблеме занятости и на социальных

завоеваниях трудящихся.

На конференции Лейбористской партии в Брайтоне в 1962 г. ее лидер X.

Гейтскелл выступил с критикой планов включения Англии в “интегрированную

Европу”. “...В Соединенных Штатах Европы мы будем представлять собой, —

заявил он, — не больше, чем штат Техас или Калифорния, — это означает конец

Англии как независимого государства”. Однако резолюция конференции носила

компромиссный характер и оставляла лейбористскому руководству возможность

маневрирования в этом важном вопросе. Как подчеркивала в связи с этим

Компартия Великобритании (КПВ), верхушка лейбористов высказывалась лишь за

то, чтобы выторговать “наиболее выгодные условия” вступления в ЕЭС, и

совершенно игнорировала тот факт, что даже в таком случае решение

правительства нанесет тяжелый удар по трудящимся страны, по их стремлению к

миру и социальному прогрессу. Но при всей непоследовательности резолюция

конференции помимо воли ее авторов — правого руководства Лейбористской партии

— создавала определенные (хотя и временные) препятствия для осуществления

замысла консервативного правительства.

Широкое противодействие английского народа планам включения Англии в “Общий

рынок” вынудило правительство консерваторов поставить окончательное решение

этого вопроса в зависимость от принятия руководящими органами ЕЭС ряда

условий. Не добившись уступок и столкнувшись с решительным противодействием

Франции приему Англии в ЕЭС, Макмиллан в январе 1963 г. прервал переговоры о

присоединении к “Общему рынку”.

Проблема “Общего рынка” заняла важное место в избирательной кампании 1964 г.

Лейбористы шли на выборы, обещая избирателям, что они не допустят

присоединения Англии к ЕЭС. Эта причина, среди прочих (внешнеполитические

неудачи и т.д.) способствовала поражению консерваторов в 1964 г.

Возвращение к власти в 1970 г. пришлось на сложное время: в Ольстере

разгорелся острый конфликт между католиками и протестантами (подробнее о нем

дальше), а также обострились отношения между властью и профсоюзами в связи с

ростом забастовочного движения. В 1971 г. парламент принял Закон “Об

отношениях в промышленности”. Он ограничивал право рабочих на забастовку и

допускал только стачки, санкционированные руководством профцентра—Британского

конгресса тред-юнионов (БКТ), требуя обязательной регистрации всех

создаваемых рабочими профорганизаций. Этот закон вызвал бурные протесты и

забастовок не предотвратил. Ухудшение экономического положения стало причиной

несанкционированных стачек железнодорожников, строителей, электриков, рабочих

других отраслей. Обстановку накалила общенациональная стачка 270 тыс.

шахтеров. Правительство объявило чрезвычайное положение. Ссылаясь на нехватку

топлива и электроэнергии, оно ввело трехдневную рабочую неделю (с

соответствующим снижением зарплаты) в надежде вызвать недовольство всех

остальных трудящихся действиями горняков.

Вскоре консерваторы провели досрочные парламентские выборы, на которых

потерпели поражение. Как уже отмечалось, вышеперечисленные конфликты пришлось

урегулировать лейбористам.

Ольстерская проблема

Чтобы понять первопричины ольстерского конфликта, необходимо совершить

небольшой экскурс в историю.

Непосредственно колонизация Северной Ирландии началась в 1609 году.

Переселялись на “Ольстерскую плантацию” преимущественно шотландцы. К 1692

году в Ольстере, протестантском уголке на католическом острове, была

образована администрация. В последующем был осуществлён ряд “принудительных

актов”, чтобы защитить права поселенцев. К 1703 году всего 5% земли в

Ольстере оставалось в руках ирландцев (а всего в Ирландии – 14%). Тем самым

был легализован раздел между протестантским и католическим населением.

Экономическая реальность вскоре сломала этот раздел. В ходе индустриализации,

сопровождавшейся существенными миграциями населения, протестанты и католики

оказались плечом к плечу в сельских районах, где они конкурировали между

собой за рабочие места и жильё. В 1835 году произошли первые серьёзные

столкновения между двумя религиозными коммунами, несмотря на то, что лица

разных вероисповеданий в практической жизни всё более перемешивались.

Надвигавшейся гражданской войны – из-за того, что протестанты выступали за

самоуправление, а католики за независимость – удалось избежать благодаря

началу первой мировой войны.

Две проблемы занимали Великобританию после окончания первой мировой войны:

противодействующие требования самоуправления и требование независимости.

Борьбе за независимость было придано второе дыхание после грубого подавления

пасхального восстания 1916 года. Лондон, опасавшийся удара немцев в своё

мягкое ирландское подбрюшье (это оправдывает действия центральной власти),

отреагировал на волнения в графстве Кистоун-Коп тем, что повесил их

зачинщиков и интернировал тысячи участников. Разумеется, это усилило борьбу

ирландцев за независимость.

Великобритания решила создать два самостоятельных государства (нынешние

Северную Ирландию и Ирландскую Республику) со своими правительствами, которые

решали бы внутренние вопросы. Совет Ирландии должен был заниматься

урегулированием проблем, касавшихся обоих государств, и оба государства

должны были иметь своих представителей в Лондоне, который должен был по-

прежнему управлять иностранными делами и обороной. Для того чтобы

гарантировать живучесть Северу, три из традиционных девяти графств Ольстера

были упразднены, в результате чего в оставшихся (на территории нынешней

Северной Ирландии) графствах две трети населения стали составлять

протестанты.

Совет Ирландии так и не стал реальностью. Вопрос независимости был “решён”,

когда Дублин пошёл дальше своим путём, но в новом государстве Ольстер (ныне

Северной Ирландии, входящей в состав Соединённого королевства Великобритании

и Северной Ирландии) возникли сектантские проблемы. Отказываясь участвовать в

местном правительстве, которое они считали нелегитимным, католики только

усугубляли вопрос, поскольку правительство обходилось без них. Воинствующее

протестантское правительство пошло на принятие законодательных актов, которые

препятствовали католикам заниматься в провинции политикой и тем самым

предопределили возникновение в 60-х годах нашего столетия движения за

гражданские права.

Поскольку до 1969 года для избирателей Ольстера существовал имущественный

ценз, а католики, даже имевшие право голоса, бойкотировали выборы, в

государственном управлении Ольстера преобладали протестанты. В результате

католиков притесняли. Вдохновлённые аналогичными событиями в Америке,

радикальные элементы католической коммуны Ирландии начали борьбу за свои

гражданские права: требовали равноправия с протестантами. Агрессивная тактика

вызвала отпор, и протестантские полувоенные формирования атаковали рабочие

районы, где проживало католическое население, а католики обратились за

защитой к своему традиционному знаменосцу – ИРА.

Сейчас конфликт между католиками и протестантами в Ирландии постепенно сходит

на нет, говоря точнее, он вступил в свою следующую фазу – конфликт между ИРА

и Лондоном. Причины конфликта на религиозной почве были устранены:

Великобритания стала светским государством с развитой демократией, острой

конкуренции (такой как при индустриализации) между католиками и протестантами

уже нет, Ирландия получила относительную независимость. Но ирландские

военизированные формирования не прекратили своего существования и не желают

мириться с подобным решением вопроса. Любая ошибка властей служит поводом для

террористического акта. ИРА и отколовшаяся от неё ВИРА уже не защищают

интересы католиков, их конечная цель – добиться образования независимого

государства, где они будут сидеть в правительстве.

Соперники на втором этапе конфликта ясны: в одном углу – правительство

демократического государства, в другом – бойцы ВИРА.

За годы борьбы возможности бойцов ВИРА по нанесению ущерба противнику

увеличились, как возросла и компетентность сотрудников сил безопасности – и

вот сегодня мы имеем новую политическую реальность.

Учась на собственных ошибках, Лондон последовательно создавал механизмы

укрепления своего владычества в этом регионе и обеспечения местной

безопасности, внедряя прямое правление, чтобы избежать законных претензий со

стороны тех, кто пока что придерживается нейтралитета в этой борьбе, но в то

же время является потенциальным источником поддержки для ВИРА и базой для

вербовки в неё новых кадров.

Однако никакие реформы не воспринимались ВИРА, которая настроилась на долгую

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты