Контрольная: Судебник Хаммурапи

были не таким уж и редким явлением в Вавилонии и, что Хаммурапи

был достаточно дальновидным царем, понимавшим, что человек бессилен

что-либо противопоставить стихии и если не руководствовался гуманными

соображениями, то, во всяком случае пытался поддерживать численность

свободных общинников, а именно они и были основными налогоплатель-

щиками, на должном уровне, не руководствуясь сиюминутной выгодой (

ведь свои деньги в качестве налогов он с этой сделки все равно

по- лучил бы ), так как если этого попавшего в беду общинника

заставить отдавать долг, то он, не имея из каких средств отдать,

должен будет залезть в другой долг и в конце концов может попасть

в долговое рабство.

Это можно проследить и в других статьях, не касающихся

арендноростовщи-ческих отношений. Например в статье 266, гласящей, что

пастух не несет ответственности если падеж в загоне произошел по

воле бога.

Обьектом аренды могла быть не только недвижимость, а также любое дви-

жимое имущество. В статьях 236 - 239 говорится о найме речных судов

для транспортировки различных грузов водным путем. Наличие этих

статей в кодек-се наверное можно объяснить тем, что построить какое-

нибудь, хотябы мало-мальски пригодное судно в те времена было делом

хлопотным и достаточно дорогим и позволить это себе мог не каждый,

но в тоже время в транспорт-ных средствах для осуществления торговых

операций нуждались многие, поэтому суда приходилось нанимать. Водный

путь следовательно был самым оптимальным средством осуществления

торговых сделок, ибо в статье 239 можно проследить следующее:

" Если человек наймет корабельщика, он должен давать ему 6 курру

хлеба в год ".

Сдесь речь идет не о каком-нибудь разовом рейде, а о

целенаправленной долговременной торговой деятельности, которая и

осуществлялась речным путем.

Говоря о всех этих корабельных делах, хотелось бы упомянуть о еще

одной статье достаточно интересной по содержанию. Это статья 240.

" Если судно, идущее вверх по течению, ударит судно, идущее вниз по

течению, и потопит его, то хозяин судна, чье судно было потоплено,

должен клятвенно показать перед богом все, что погибло на его

судне, и судно, шед-шее вниз по течению, должно возместить ему

судно и все погибшее у него ".

Судя по содержанию этой статьи вавилонские реки, были достаточно

силь-ны, и путь вниз по течению был достаточно трудоемок и опасен,

т. к. только в условиях сильного течения можно испытывать затруднения

в управлении суд-ном. Интересно и то, что виновато оказывалось

судно, идущее вверх по тече-нию, видимо Хаммурапи считал, что у

идущих вверх больше шансов увернутся от столкновения. Другой вопрос -

были ли в реальной жизни идущие вверх все время виноваты, ведь

если человек имеет больший шанс уклониться, это не значит, что он

обязательно должен быть в состоянии им воспользоваться.

Еще одним объектом из движимого имущества, часто бравшимся в аренду

был скот. И это не удивительно, ведь все сельское хозяйство

держалось на нем. С помощью него пахали, перевозили различные грузы,

крутили жернова и т. д. . Но скот в те времена сам по себе стоил

не малых денег, а потом еще нужно было отстегивать средства, чтобы

его содержать, а меж тем в тягловой силе животных нуждались все

земледельцы. Вот и приходилось тем, кто не имел скота как-то

выкручиваться, брать в аренду. По-видимому это было дос-таточно

частым занятием и столкновения между арендаторами и владельцами по

различным причинам тоже происходили, раз Хаммурапи решил отвести для

него ряд законов. В частности статьи 241 - 249 рассматривают

возможные кон-фликты между арендатором и хозяином животного. Причем

здесь Хаммурапи тоже учел случаи потери животного, происшедшие не по

вине арендатора. Например в п. 249 говорится, что:

" Если человек наймет быка и его поразит бог, так что он падет,

то че-

ловек, который нанял быка, должен произнести клятву богом и быть сво-

бодным от ответственности ".

Теперь поговорим о еще одной сфере экономической деятельности - об

ростовщичестве. Ростовщичество, как известно, существовало в разных

странах и Вавилон, конечно же, не был исключением. Если богатые могли

обеспечить себе хорошую жизнь, то бедные, а таковых было,

естественно, большинство вынуждены были хоть как-то сводить концы с

концами и, пы-таясь достать хоть немного денег, прибегали к заему у

других. Такими финан-

совыми источниками могли быть только состоятельные люди, например

теже самые тамкары или зажиточные общинники. Естественно брать в

займы было невыгодно, ведь потом этот долг приходилось отдавать с

процентами, но когда речь шла о выживании самого человека и его

семьи, то над этим не особенно долго размышляли.

Кредиторы, видимо, нередко принуждали своих должников отдавать им в

" аренду " землю в счет уплаты долга, причем даже и землю на

которой уже зреет урожай. Доход кредитора от такой " сделки " мог

значительно превышать сумму долга вместе с процентами. Такое

злоупотребление Законы Хаммурапи запрещают ( п. 49 - 51 и 66 ).

Законы Хаммурапи содержат положение, соглас-но которому должник в

случае неурожая может переписать долговую расписку на следующий год

и освобождается от уплаты процентов за этот дополни-тельный год (

п. 47 и 48 ).

В Законах Хаммурапи имеется также и ряд других статей, направленных

на ограничение ростовщичества и защиту свободных общинников от

злоупотреб-лений со стороны кредиторов. Так, устанавливается предельный

размер ссуд-ного процента: 33% с хлеба и 20% с серебра ( п. 89 )

" Если тамкар отдаст хлеб или серебро в долг под проценты, то на

1 курру он может взять 100 ка зерна как процент - если он отдал в

долг под проценты серебро, то на 1 сикль серебра он может взять

1/6 сикля и 6 ше как про-цент ".

Кредитор, взыскавший более высокий процент, " теряет то, что дал "

( п. 91 ). Определена также ответственность кредитора за всякого

рода мо-шеннечиские махинации при расчетах ( п. 92 - 94 ), причем в

некоторых случаях спорная сумма могла быть взыскана с

недобросовестного кредитора

в двойном размере. Должник имел право расплачиваться с кредитором

любы-ми материальными ценностями, а не только теми, которые взял в

долг ( т. е. , например, зерном вместо денег и т. п. - п. 96 ).

Самоуправное изъятие имущест-ва в счет долга карается утерей прав на

получение долга с возвращением должнику всего изъятого ( п. 113 )

" Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и без

ведома хозяина хлеба возьмет хлеб из житницы или с гумна, то этого

человека долж-но изобличить во взятии им хлеба из житницы или с

гумна без ведома хозя-ина хлеба, и он должен вернуть весь взятый

им хлеб, а также теряет все, данное им в долг ".

Законы содержат также статьи, ограничивающие долговое рабство, по ко-

торым свободно рожденный человек, отданный в долговую кабалу или про-

данный в рабство, подлежит освобождению через три года ( п. 117 ).

Харак-

терно, что Законы Хаммурапи избегают употреблять термин " раб " по

отноше-нию к таким людям. В Старовавилонский период для обеспечения

уплаты долга существовал особый институт непутум " заложников

". В отличие от случая долговой кабалы такой заложник брался

насильст-венно заранее и содержался как бы в частной долговой тюрьме

в обеспечение уплаты. Здесь тоже происходили различные злоупотребления,

которые Законы Хаммурапи запрещают ( п. 114 и 116 ). В частности,

если заложник умрет в доме своего кредитора " от дурного обращения ",

то кредитор отвечает как за убийство, а также теряет право на

взыскакние долга.

" Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев и дурного

обра-

щения, то хозяин заложника должен изобличить своего тамкара, если

взятый в залог - сын человека, то должно убить его сына, если он -

раб человека, он должен отвесить 1/3 мины серебра, а также теряет

все, данное им в долг ".

То, что Хаммурапи в качестве кредитора указывает лишь тамкара,

наводит на мысль о том, что именно они и были главными

ростовщиками. И это не удивительно, ведь ведя торговлю они получали

приличные прибыли, это и позволяло им вести ростовщическую

деятельность, которая, в свою очередь, тоже приносила немалый доход.

Однако это не значит, что другие свободные общинники не могли

заниматься ростовщичеством, просто они, наверное, зани-мались этим

гораздо реже чем тамкары.

Тутже речь идет и оторговых и кредитных сделках содержательниц пи-

тейных домов ( п. 108 - 111 ). За обвешивание они караются " женской

" смертной казнью - утоплением.

" Если корчемница не принимает хлеб в уплату за сикеру, принимает

сереб-ро по слишком большой гире и тарифное количество сикеры

уменьшает по отношению к тарифному количеству хлеба, то эту

корчемницу должно изобли-чить и бросить ее в воду ".

Казнь грозила ем и в случае, если они не донесут о сговоре между

посе-

тителями их заведений с целью совершения преступления ( п. 109 ).

Законы показывают с несомненностью, что Хаммурапи стремился несколько

облегчить положение задолжавшей свободной бедноты и ограничить

ростовщи-чество. С одной стороны, это можно рассматривать как

мероприятия, предпри-нятые в русле его общей экономической политик; с

другой же - здесь явно прослеживается попытка Хаммурапи, поставившего

перед собой задачу проч-ного объединения страны, расширить свою

социальную базу, на которую он мог бы опереться. Но также ясно, что

его законы о ростовщиках носили поло-винчатый характер и никак не

могли решить вопрос о кабальных займах, кото-рый начал вырастать в

главную проблему эпохи. Положения о недействитель-ности заемных сделок

на условии процента выше 1/3 ( ! ) основной суммы но-сили явно

утопический характер: человек, чья семья и хозяйство гибнут, не

станет отказываться от предлагаемого ему займа или доносить на

недобросо-вестного кредитора, если рискует более никогда не получать

взаймы. К тому же, как уже было сказано, основными ростовщиками

были царские чиновники ( те же тамкары ), а также храмы ( жрицы

которых, в частности, надитум, бу-дучи богатыми, нередко вели

собственную торговлю и также могли заниматься ростовщичеством ), и

апеллировать от одного бюрократа к другому было бы явно безнадежно.

Закон об освобождении заложника на четвертый год тоже не решал

никаких проблем: заложник уходил от кредитора тем же неимущим

бедняком, каким к нему поподал, и ему предстояло либо сейчас же

вновь идти в кабалу, либо прибегнуть к " защите " царского или

храмового хозяйства.

Глава 2.

Социальные отношения

В этой главе будет дан обзор взаимоотношений членов вавилонской

общи-ны, отношения между супругами, а также судопроизводство в

древнем Вавило-не.

Субъектом права в рассматриваемый период является, как правило,

свобод-ный мужчина, не находящийся под патриархальной властью. Он мог

быть либо свободным общинником ( главой патриархальной семьи - АВИЛУМ,

" человек " ), либо царским служащим ( МУШКЕНУМ " падающий ниц ", т.

е. " бивший челом ", имеется ввиду - царю с просьбой о принятии на

службу. Авилум - собствен-ник определенной части общинной земли,

мушкенум - держатель участка царс-кой земли под условием выполнения

определенной службы.

Свободные люди были привелегерованнее и нанесенное им членовреди-

тельство каралось по принципу талиона, т. е. зеркального отражения

( око за око, зуб за зуб ). П. 200

" Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его

зуб ".

Положение же царских людей на практике могло быть весьма различным:

их высшие слои получали от царя большие наделы и были одновременно

общин-никами, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже

только нату-ральные пайки и мало чем отличались от рабов. Т. е.

между свободой и раб-ством внутри мушкенумов существовали

многочисленные промежуточные ступе-ни. Жизнь, честь и личную

неприкосновенность Законы Хаммурапи оценивают " дешевле ", чем авилума

( п. 201 ).

" Если он ( т.е. авилум ) выбьет зуб у мушкенума, то он должен

отвесить 1/3 мины серебра ".

Но зато имущество мушкенумов охраняется более строго, подобно

имущест-ву храма или дворца, и это не удивительно: ведь оно

фактически есть сос-тавляющая часть имущества самого царя ( п. 8 ).

" Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо

свинью, либо ладью, то, если это божье или это дворцовое, он может

отдать это

в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, - он может

воз-местить в 10-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его

должно убить ".

Рабы мушкенумов пользуются, подобно дворцовым рабам, известными приве-

легиями ( например, раб мушкенума или дворца мог вступать в брак

со сво-бодной женщиной - п. 176 ). Следует заметить, что царские

служащие высших ( а иногда и средних ) категорий никакой социальной

принадлежности не ис-пытывали, ибо наряду с большими служебными

наделами владели ( или, во всяком, в принципе случае могли владеть

) также участками общинной земли, да и пожалованной от царя землей

могли распоряжаться достаточно свободно. По этим причинам они

относились к авилумам. Следовательно мушкенумами в точном смысле

этого слова были только царские служащие низших категорий. Они

вербовались из людей, по тем или иным причинам утративших связь с

общиной ( разорившиеся, изгои, беглецы ), а также осевших на землю

членов пастушеских племен, прищельцев и т. п. Вероятно, часть из них

была потомка-

ми грушей шумерской эпохи. Естественно, что на таких людей свободные

общинники смотрели свысока, а доля мушкенумов считалась весьма неза-

видной. Позже в Новоассирийский период, этот термин означает просто

" бедняк ". С таким значением оно попало позже и в арабский (

мискин )

язык.

В некоторых случаях субъектом права могла быть и женщина, прежде

всего если она - жрица. В отношении имущественных прав жрицы почти

ничем не отличались от мужчин. Замужняя женщина тоже могла иметь в

некоторых слу-чаях отдельное от мужа ( полученное из отцовского дома )

имущество ( п. 150 ) и обезопасить себя от ответственности за его

долги, сделанные до женитьбы ( п. 151 ). Известными имущественными

правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и

вдовью долю, если муж дал ее ей. Если же муж при жизни не

оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследс-тва долю,

подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше

жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, "

отдавать за серебро ". Причем ее дети не могли насильно выселить ее

из дома ( п. 171 и 172 )

Из документов известны случаи, когда женщины выступают контрагентами

в различных сделках, но, за исключением жриц ( и гетер - они тоже

считались служащими богине любви Иштар ), они всегда выступают в

этих сделках совместно с мужем, братом или сыном.

Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и нас-

ледования семейного имущества. Законы Хаммурапи и здесь тоже вносят

некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства,

если тот дважды совершил тяжелый грех против него ( п. 168 и 169 ).

" Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для

лишения его наследства, они ( судьи ) должны на первый раз

простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то

отец может ли-шить его наследства ".

Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми,

со всеми вытекающими отсюда правами, посредством формулы " Мои де-ти

", и после смерти отца они получали свою долю наследства наравне с

законными детьми, но даже если он их таковыми и не роизнавал, они

после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда

в этом случае они уже не могли претендовать на наследство ( п. 170

и 171 )

Известны случаи, когда престарелые отцы при жизни передавали детям

свое имущество в обмен на обязательство со стороны детей выдавать

отцу, пока он жив, определенное содержание. Такие же договоры

заключали иногда со своими детьми и матери, очевидно передавая им

свою " вдовью долю " ( свое приданое, а также, если были,

подарки мужа ).

Весьма интересно и важно, что в этот период некоторые остатки

правоспо-собности сохраняют также и рабы. Так, за оскорбление

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты