Контрольная: Судебник Хаммурапи

Законам Хаммурапи, была финиковая пальма, о которой упоминается в

пунктах 64 и 66. Причем самым распространённым способом садоводства

была сдача хозяином земли или целины другому человеку в аренду на

определенный срок для создания сада и по истечение этого времени

последующий радел результатов труда между арендатором и владельцем

земли поровну. Правда хозяин выбирал свою долю первым ( п. 60 ).

" Если человек даст садоводу поле для насаждения сада, а садовод наса-

дит сад и будет растить сад в течение 4-х лет, то на пятый год

хозяин сада и садовод делят между собой поровну; хозяин сада должен

выбрать и взять свою долю первым. "

А на случай недобросовестного выполнения своих обязанностей со

стороны садовода вводились статьи карающие столь нехорошее деяние.

Например в п. 61 говориться о том что та часть сада, которая

осталась невозделанной при разделе должна войти в долю садовода. В

случае же полного невыполнения своих обязанностей садоводом

действовала статья под номером 62, гласящая, что и в этом случае

садовод должен выпла- тить арендную плату полностью и к тому же

эту землю, перед тем как отдать хозяину, должен обработать ( это

правило не распространялось только на целинные земли ).

Скотоводство

Скотоводческая отрасль включала в себя разведение как мелкого ( овцы

), так и крупного ( быки ) рогатого скота. Скот передавался для

пастьбы специ-альным пастухам ( наемным или царским людям ), которые

несли ответствен-

ность за потраву, а также за любой другой ущерб, происшедший в

стаде по вине пастуха ( п.263 - 265 и 267 ). Статьи 244 - 251 также

можно отнести к скотоводству: в них, достаточно подробно,

рассматриваются различные случаи найма скота, а также возмещение

убытков связанные с этим наймом, что в свою очередь может

свидетельствовать о том, что скот являлся достаточно большой

ценностью в Месопотамии в те времена и обладать им мог не вся-кий,

а только достаточно состоятельные люди. В то время как обработка

зем-ли требовала больших усилий и без помощи животных здесь было бы

очень трудно обойтись.

Ремесло

Прежде всего надо сказать, что ремесла, как частного рода

деятельности в Мессопотамии не существовало, т. к. все ремесленники

были подчинены царс-кому или храмовому хозяйству. Это как раз можно

проследить в п. 188, глася-щем:

" Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и

научит его своему ремеслу, то он не может быть потрнбован обратно

по суду ".

Здесь предположительно могла быть такая ситуация: отец, допустим,

воин, ушел и не вернулся. В этой ситуации матери могли отказаться

от своих детей, чтобы они выжили, и передать их другому человеку.

И вот этот ребе-нок попадает к ремесленнику, а потом возвращается

его отец ( который в это время мог быть в плену ) и начинает

требовать ребенка назад. И здесь все решалось достаточно просто:

если ремесленник не успел к этому времени передать ремесло -

забирайте, если успел - не вернется, т. к. переняв ремесло он

становился ремесленником и автоматически попадал на царскую службу.

Он, конечно, же мог встречаться с родителями, но вернуться к ним в

качестве сына обратно не мог, ведь войны были земледельцами в

свободное от походов время и не входили в число тех, кто

принадлежал к царскому ( или храмовому ) хозяйству. Одновременно с

этим существовала другая причина, препятствующая возврату ребенка

назад. По религиозным представлениям древних вавилонян, если человек

за время своей жизни не успел передать ремесло детям ( и не важно

каким: родным ли, приемным ли ), то его в будую- щей жизни ждали

муки голода. Поэтому ремесленник естественно и не хотел отказываться

от усыновленного ребенка.

В Законах весьма часто такие профессиии как строитель, врач,

корабель-щик, вероятно потому, что это были самые распространенные

профессии, услуги представителей которых пользовались большим спросом.

Поэтому и возникла необходимость регулирования отношений между этими

ремесленни-ками и их заказчиками. Но вместе с тем на протяжении

всего кодекса не упоминаются такие профессии как, например,

оружейник. Это однако не озна-чает того, что ремесленников данного

рода вообще не существовало или ору-жие штамповали все кому не

лень. Конечно же нет. Просто их продукция пользовалась малым

спросом. Их потенциальными заказчиками могла быть только знать ( а

таковых было несоизмеримо меньше, чем простых людей ). Если услуги

строителя при постройке дома были нужны почти каждому, то оружие

требовалось далеко не всем, к тому же оно, вероятно, и стоило

приличных денег, так, что простой народ не мог приобрести его в

силу своей бедности. К тому же воины в мирное время были

земледельцами и это оружие просто бы хламилось за не надобностью, а

в военное время армия вооружалась, наверное, за счет казны. А после

похода воины сдавали свое оружие на какой-нибудь склад и шли по

своим домам. Если учесть, что оружие вещь достаточно долгохранящаяся,

то заказывать новое оружие можно было не всякий раз, когда

затевалась война. Да и армии в условиях тогдаш-ней численности

населения были не такими уж и большими. Все это и наво-дит на

мысль, что люди эти были призваны удовлетворят только потребности

государства и высших слоев населения и сушествовало их мало.

В судебнике Хаммурапи отмечаютя также и профессиональные занятия. Пер-

вые места среди них придворные служащие, из которых в сборнике

назван только MANZAZUM ( вероятно, царский телохранитель ) и высшее

жречество. Те и другие стояли в непосредственной близости к царю,

как средоточию свет-ской и духовной власти. Из других государственных

служащих в сборнике Хаммурапи упоминаются не совсем ясные по своим

функциям:

БАИРУМ - вероятно, легковооруженный солдат.

РЕДУМ - вероятно, тяжеловооруженный солдат.

ДЕКУМ - вероятно, нечто вроде фельдфебеля.

ЛУБИТТУМ - вероятно, один из офицерских чинов.

В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в

Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые

служащие. Из них в Законах Хаммурапи отмечаются только лица женского

пола: НАДИТУМ, ЭНТУМ, ЗИКРУМ ( п. 179 ) этими названиями были,

вероят-но, представлены различные категории жриц ), а также храмовая

дева и хра-мовая блудница ( п. 181 ).

Жрицы-надитум, по-видимому сравнительно мало обремененные культовыми

обязанностями, занимались также частной хозяйственной деятельностью (

через братьев или нередко через агентов, так как свобода их

передвижения за преде-лами обители была ограничена ). Эта

деятельность нисколько не изменилась и после того, как с 1789 г.

вся обитель вошла в состав царского хозяйствен-ного сектора, а ее

люди стали царскими слугами. Почти все надитум проис-ходили из

богатых фамилий, среди них и царевны. Освобожденные от мук

деторождения в антигигиенических условиях - удела их современниц - и от

домашних забот, они, бывало, доживали до глубокой старости, а свой

доста-ток передавали приемным дочерям ( не обязательно из родствениц

), которые тоже должны были принять сан надитум. При вступлении

обитель надитум по-лучали приданное в виде кольцевидных слитков

серебра, дальних предшест-венников монеты. За время жизни в обители

они покупали частную собствен-ность и сдавали в наем поля, дома и

финиковые плантации, давали в рост серебро, а также участвовали в

торговле.

Торговля

Мессопотамия сильно зависела от международной торговли, ибо импортиро-

вала основные виды сырья: металлы, дерево, поделочные кожи и т.

п. Предметами месопотамского экспорта служили ремесленные изделия, а

также, вероятно, хлеб и растительное масло.

К моменту создания Законов международная торговля в Месопотамии имела

уже тысячелетние традиции и четкие организационные формы, что и

нашло своё отражение в тексте Законов.

Сначала устанавливался общий принцип партнёрства ( п. 99 )

" Если человек даст человеку серебро в порядке товарищества, то

прибыль или убыток, который будет, они должны перед богами разделить

поровну ".

( т. е., скорее всего, в храме бога Шамаша, покровителя купцов ).

Торговое " товарищество " хорошо известно в старовавилонский период,

однако оно не являлось обязательно чем-то вроде " акционерного

общест-ва ", куда партнеры вкладывают свои капиталы и затем делят

прибыль или убыток в соответствии со вкладом каждого. Дело скорее

всего заключалось в том, что один из партнёров участвовал в

товариществе лишь своими деньгами, а дру-гой непосредственно

осуществлял торговое пред-приятие - труд наёмный, да и к тому же

небезопасный. По окончании торгового путешествия он возвращал "

вкладчику " его капитал, а прибыль или убыток делился между

партнёрами пополам.

Но, в основном, торговые предприятия осуществлялись, ШАМАЛЛУМАМИ -

торговыми агентами и ТАМКАРАМИ - крупными государственными служащими,

находящихся, как правило, в метрополиях. Хотя тамкар, по Законам

Хамму-рапи, и являлся чиновником, однако он мог выступать и как

частный купец-предприниматель: т. к. Хаммурапи, подчинив тамкаров царс-

кому хозяйству, тем не менее не лишил их прежней их сферы частной

деятельности. Между там-карами и шамаллумами отношения строились

совсем иначе. Шамаллум был мелким странствующим торговцем,

действовавшим отчасти на собственный страх и риск, но главным образом

в ка- честве агента на службе у тамкара. Тамкар снабжал шамаллума

либо деньгами, либо товарами, которые тот пус-кал в оборот. Текст

п. 100 зас-тавляет полагать, что вся прибыль торгового путешествия

доставалась тамкару, а последний должен был оплатить шамал-луму " его

дни ", т. е., очевидно, расходы по путешествию, а также некоторое

жалованье.

" Если тамкар даст шамаллуму серебра для продажи и покупки и пошлет

его в путешествие, а шамаллум в путешествии будет умножать доверен-

ное ему серебро, то если там, куда он отправится, шамаллум наживет

прибыль, то он должен подсчитать проценты на все серебро, сколько

взял, и затем должен сосчитать свои дни и удовлетворить тамкара ".

При этом вавилоняне, видимо, четко различали торговую прибыль и

рост по займу. Очевидно, что торговая прибыль подсчитывалась после

того, как " отложат " основной капитал и проценты на него.

Именно поэтому в п.100 предусматривается подсчет роста на доверенный

шамаллуму капитал: прежде всего он должен был возвратить тамкару

капитал и рост на него. Затем уже из " чистой " прибыли тамкар

расчитывался с шамал-лумом. Вавилоняне, сле-довательно, полагали, что

деньги, переданные другому лицу, должны в любом случае давать рост

(в том числе и деньги, вложенные в " товарищество "). Сверх того

они могут приносить и прибыль. Величина торговой прибыли была,

видимо, очень значительной, ибо шамаллум обязан был в любом случае

вер-нуть тамкару удвоенный капи-тал ( что и говорится в п.101 ), т.

е. минималь-ная прибыль равнялась 100 процентам, а максимальная,

следовательно, могла быть намного выше. И лишь в том случае, если

тамкар предоставлял шамал-луму беспроцентный займ, тот должен был

вернуть ему основную сумму даже в том случае, если он не получил

никакой прибыли ( п. 102 ). Участие в торго-вых операциях,

следовательно, было гораздо более выгодным делом, чем просто отдача

денег в рост. Однако оно было вместе с тем и очень рискован-ным

делом, т. к. грабежи торговых людей на дорогах и средь бела дня

случа-лись достаточно часто. И не случайно поэтому п. 103

предусматри-вает снятие с шамаллума всякой ответственности если он по

пути сделался жертвой грабежа.

" Если на пути неприятель отнимет у него все, что он вез, то

шамаллум должен поклястся богом и быть свободным от ответственности

".

Если он был ограблен на той территории куда простиралась власть

вави-лонского царя, то в действие вступали пункты 23 и 24, и можно

было наде-ятся на возмешение убытков за счет той общины, на

территории которой произошел грабеж, однако торговые поездки были

большей своей частью заграничными. А о существовании каких-либо

договоров между Вавилоном и соседними с ним державами о совместной

борьбе с разбоем на дорогах пока ничего не известно, да и вообще

о международных отношениях Вавилона того времени известно на

настоящее время очень мало.

Остальные пункты регулируют отношения между тамкаром и шамаллумом.

Помимо денег тамкар мог дать шамаллуму любое движимое имущество для

продажи ( п. 104 ). В этом случае шамаллум должен был отдать тамкару

всю выручку и получить у него документ с печатью.

" Если тамкар даст шамаллуму хлеб, шерсть, масло или любое другое

иму-щество для продажи, то шамаллум должен подсчитать серебро и

вернуть там-кару. Шамаллум должен получить документ с печатью о

серебре, которое он дал ".

Поскольку здесь ничего не говорится о вознаграждении для шамаллума,

то возможно два предположения: 1 ) Их взаимоотношкния на этот случай

уже предусмотрены. 2 ) либо это какое-то дополнительное поручение ша-

маллуму за которое вознаграждения не полагалось. Также может быть и

то, что речь шла не о путешествии а о продаже на месте. Подобного

рода торговые операции могли также еще и подлежать учету в каруме,

ибо без этого пред-положения неясен смысл п. 105, в которой

говорится, что, если шамаллум по небрежности не взял у тамкара

соответствующего документа, то " серебро без документа с печатью, не

причисляется к сче-ту ". Совершенно ясно, что речь идет не о

приходно-расходных книгах са-мих агентов, они были вольны вести их

или нет, а о каком-то счете куда серебро вносилось именно при

предьяв-лении документа, а не денег. Такой счет мог быть только в

каруме, где велся общий для всех купцов баланс.

Карум в сложных условиях тогдашней внутренней и внешней торговли мог

нормально работать лишь при строгом учете и честности всех

партнеров. Нарушение доверия здесь рассматривалось как очень тяжкий

проступок и каралось соответственно, что и нашло свое отражение в

парагра-фах 106 и 107 предусматривающих случаи спора между шамаллумом

и тамкаром. Так если шамаллум взял у тамкара серебро и затем

отпирает-ся в получение этого серебра, то тамкар должен был

изобличить его перед богом и свиде-телями " ( судебные заседания

карума происходили в храме Шамаша ), и шамаллум был обязан вернуть

взятое серебро в троекратном размере ( п.106 ). Если же тамкар

совершал аналогичный поступок против своего шамаллума то он

подвергался еще более тяжкому наказанию: он обязан был вернуть се-

ребро шамаллуму в шестикратном размере. ( что говорится в п. 107 )

Как видно, Законы даже предоставляют защиту слабому против сильного.

Другой вопроснасколько удавалось слабому в реальной жизни отстоять

свои права.

Аренда и ростовщичество

Законы Хаммурапи уделяют большое внимание аренде недвижимости

( в первую очередь полей и садов ), а также закладу и обеспечению

ссуд. Существовало два вида земельной аренды: с уплатой определенной

денежной суммы вперед или с уплатой доли урожая ( при аренде сада

- до 2/3 ) после уборки. Льготные условия предоставлялись в том

случае,

если в аренду отдавался необработанный участок ( речь идет о пустоши,

или так называемой " мертвой земле ", подвергшейся затоплению во вре-

мя одного из больших половодий ). В этом случае арендная плата взы-

малась только начиная с четвертого или пятого года. Причем если чело-

век, арендуя эту целинную землю, не поднял ее, то это не освобождало

его от взятых им на себя обязательств. ( п. 44 ).

" Если человек арендует на 3 года целину для поднятия, но, по

лености,

не возделает поля, то на четвертый год он должен поле вспахать,

вско- пать и взборонить и вернуть поле хозяину поля, а

также отмерить ему по 10 курру хлеба за 1 бур ".

Очень важным моментом является то, что Хаммурапи в своих законах

учел также различные природные катаклизмы, что можно проследить в

пунктах 45, 47, 48. Особенно это видно в п. 48, который гласит,

что:

" Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его

поле, или наводнение унесет жатву, или вследствие засухи в поле не

вырастет хлеба, то он может в этом году хлеб своему заимодавцу не

возвращать и уничтожить свой документ, а также и прценты за этот

год он может не отдавать ".

Из вышесказанного можно заключить, что данные природные катаклизмы

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты