Законам Хаммурапи, была финиковая пальма, о которой упоминается в
пунктах 64 и 66. Причем самым распространённым способом садоводства
была сдача хозяином земли или целины другому человеку в аренду на
определенный срок для создания сада и по истечение этого времени
последующий радел результатов труда между арендатором и владельцем
земли поровну. Правда хозяин выбирал свою долю первым ( п. 60 ).
" Если человек даст садоводу поле для насаждения сада, а садовод наса-
дит сад и будет растить сад в течение 4-х лет, то на пятый год
хозяин сада и садовод делят между собой поровну; хозяин сада должен
выбрать и взять свою долю первым. "
А на случай недобросовестного выполнения своих обязанностей со
стороны садовода вводились статьи карающие столь нехорошее деяние.
Например в п. 61 говориться о том что та часть сада, которая
осталась невозделанной при разделе должна войти в долю садовода. В
случае же полного невыполнения своих обязанностей садоводом
действовала статья под номером 62, гласящая, что и в этом случае
садовод должен выпла- тить арендную плату полностью и к тому же
эту землю, перед тем как отдать хозяину, должен обработать ( это
правило не распространялось только на целинные земли ).
Скотоводство
Скотоводческая отрасль включала в себя разведение как мелкого ( овцы
), так и крупного ( быки ) рогатого скота. Скот передавался для
пастьбы специ-альным пастухам ( наемным или царским людям ), которые
несли ответствен-
ность за потраву, а также за любой другой ущерб, происшедший в
стаде по вине пастуха ( п.263 - 265 и 267 ). Статьи 244 - 251 также
можно отнести к скотоводству: в них, достаточно подробно,
рассматриваются различные случаи найма скота, а также возмещение
убытков связанные с этим наймом, что в свою очередь может
свидетельствовать о том, что скот являлся достаточно большой
ценностью в Месопотамии в те времена и обладать им мог не вся-кий,
а только достаточно состоятельные люди. В то время как обработка
зем-ли требовала больших усилий и без помощи животных здесь было бы
очень трудно обойтись.
Ремесло
Прежде всего надо сказать, что ремесла, как частного рода
деятельности в Мессопотамии не существовало, т. к. все ремесленники
были подчинены царс-кому или храмовому хозяйству. Это как раз можно
проследить в п. 188, глася-щем:
" Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и
научит его своему ремеслу, то он не может быть потрнбован обратно
по суду ".
Здесь предположительно могла быть такая ситуация: отец, допустим,
воин, ушел и не вернулся. В этой ситуации матери могли отказаться
от своих детей, чтобы они выжили, и передать их другому человеку.
И вот этот ребе-нок попадает к ремесленнику, а потом возвращается
его отец ( который в это время мог быть в плену ) и начинает
требовать ребенка назад. И здесь все решалось достаточно просто:
если ремесленник не успел к этому времени передать ремесло -
забирайте, если успел - не вернется, т. к. переняв ремесло он
становился ремесленником и автоматически попадал на царскую службу.
Он, конечно, же мог встречаться с родителями, но вернуться к ним в
качестве сына обратно не мог, ведь войны были земледельцами в
свободное от походов время и не входили в число тех, кто
принадлежал к царскому ( или храмовому ) хозяйству. Одновременно с
этим существовала другая причина, препятствующая возврату ребенка
назад. По религиозным представлениям древних вавилонян, если человек
за время своей жизни не успел передать ремесло детям ( и не важно
каким: родным ли, приемным ли ), то его в будую- щей жизни ждали
муки голода. Поэтому ремесленник естественно и не хотел отказываться
от усыновленного ребенка.
В Законах весьма часто такие профессиии как строитель, врач,
корабель-щик, вероятно потому, что это были самые распространенные
профессии, услуги представителей которых пользовались большим спросом.
Поэтому и возникла необходимость регулирования отношений между этими
ремесленни-ками и их заказчиками. Но вместе с тем на протяжении
всего кодекса не упоминаются такие профессии как, например,
оружейник. Это однако не озна-чает того, что ремесленников данного
рода вообще не существовало или ору-жие штамповали все кому не
лень. Конечно же нет. Просто их продукция пользовалась малым
спросом. Их потенциальными заказчиками могла быть только знать ( а
таковых было несоизмеримо меньше, чем простых людей ). Если услуги
строителя при постройке дома были нужны почти каждому, то оружие
требовалось далеко не всем, к тому же оно, вероятно, и стоило
приличных денег, так, что простой народ не мог приобрести его в
силу своей бедности. К тому же воины в мирное время были
земледельцами и это оружие просто бы хламилось за не надобностью, а
в военное время армия вооружалась, наверное, за счет казны. А после
похода воины сдавали свое оружие на какой-нибудь склад и шли по
своим домам. Если учесть, что оружие вещь достаточно долгохранящаяся,
то заказывать новое оружие можно было не всякий раз, когда
затевалась война. Да и армии в условиях тогдаш-ней численности
населения были не такими уж и большими. Все это и наво-дит на
мысль, что люди эти были призваны удовлетворят только потребности
государства и высших слоев населения и сушествовало их мало.
В судебнике Хаммурапи отмечаютя также и профессиональные занятия. Пер-
вые места среди них придворные служащие, из которых в сборнике
назван только MANZAZUM ( вероятно, царский телохранитель ) и высшее
жречество. Те и другие стояли в непосредственной близости к царю,
как средоточию свет-ской и духовной власти. Из других государственных
служащих в сборнике Хаммурапи упоминаются не совсем ясные по своим
функциям:
БАИРУМ - вероятно, легковооруженный солдат.
РЕДУМ - вероятно, тяжеловооруженный солдат.
ДЕКУМ - вероятно, нечто вроде фельдфебеля.
ЛУБИТТУМ - вероятно, один из офицерских чинов.
В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в
Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые
служащие. Из них в Законах Хаммурапи отмечаются только лица женского
пола: НАДИТУМ, ЭНТУМ, ЗИКРУМ ( п. 179 ) этими названиями были,
вероят-но, представлены различные категории жриц ), а также храмовая
дева и хра-мовая блудница ( п. 181 ).
Жрицы-надитум, по-видимому сравнительно мало обремененные культовыми
обязанностями, занимались также частной хозяйственной деятельностью (
через братьев или нередко через агентов, так как свобода их
передвижения за преде-лами обители была ограничена ). Эта
деятельность нисколько не изменилась и после того, как с 1789 г.
вся обитель вошла в состав царского хозяйствен-ного сектора, а ее
люди стали царскими слугами. Почти все надитум проис-ходили из
богатых фамилий, среди них и царевны. Освобожденные от мук
деторождения в антигигиенических условиях - удела их современниц - и от
домашних забот, они, бывало, доживали до глубокой старости, а свой
доста-ток передавали приемным дочерям ( не обязательно из родствениц
), которые тоже должны были принять сан надитум. При вступлении
обитель надитум по-лучали приданное в виде кольцевидных слитков
серебра, дальних предшест-венников монеты. За время жизни в обители
они покупали частную собствен-ность и сдавали в наем поля, дома и
финиковые плантации, давали в рост серебро, а также участвовали в
торговле.
Торговля
Мессопотамия сильно зависела от международной торговли, ибо импортиро-
вала основные виды сырья: металлы, дерево, поделочные кожи и т.
п. Предметами месопотамского экспорта служили ремесленные изделия, а
также, вероятно, хлеб и растительное масло.
К моменту создания Законов международная торговля в Месопотамии имела
уже тысячелетние традиции и четкие организационные формы, что и
нашло своё отражение в тексте Законов.
Сначала устанавливался общий принцип партнёрства ( п. 99 )
" Если человек даст человеку серебро в порядке товарищества, то
прибыль или убыток, который будет, они должны перед богами разделить
поровну ".
( т. е., скорее всего, в храме бога Шамаша, покровителя купцов ).
Торговое " товарищество " хорошо известно в старовавилонский период,
однако оно не являлось обязательно чем-то вроде " акционерного
общест-ва ", куда партнеры вкладывают свои капиталы и затем делят
прибыль или убыток в соответствии со вкладом каждого. Дело скорее
всего заключалось в том, что один из партнёров участвовал в
товариществе лишь своими деньгами, а дру-гой непосредственно
осуществлял торговое пред-приятие - труд наёмный, да и к тому же
небезопасный. По окончании торгового путешествия он возвращал "
вкладчику " его капитал, а прибыль или убыток делился между
партнёрами пополам.
Но, в основном, торговые предприятия осуществлялись, ШАМАЛЛУМАМИ -
торговыми агентами и ТАМКАРАМИ - крупными государственными служащими,
находящихся, как правило, в метрополиях. Хотя тамкар, по Законам
Хамму-рапи, и являлся чиновником, однако он мог выступать и как
частный купец-предприниматель: т. к. Хаммурапи, подчинив тамкаров царс-
кому хозяйству, тем не менее не лишил их прежней их сферы частной
деятельности. Между там-карами и шамаллумами отношения строились
совсем иначе. Шамаллум был мелким странствующим торговцем,
действовавшим отчасти на собственный страх и риск, но главным образом
в ка- честве агента на службе у тамкара. Тамкар снабжал шамаллума
либо деньгами, либо товарами, которые тот пус-кал в оборот. Текст
п. 100 зас-тавляет полагать, что вся прибыль торгового путешествия
доставалась тамкару, а последний должен был оплатить шамал-луму " его
дни ", т. е., очевидно, расходы по путешествию, а также некоторое
жалованье.
" Если тамкар даст шамаллуму серебра для продажи и покупки и пошлет
его в путешествие, а шамаллум в путешествии будет умножать доверен-
ное ему серебро, то если там, куда он отправится, шамаллум наживет
прибыль, то он должен подсчитать проценты на все серебро, сколько
взял, и затем должен сосчитать свои дни и удовлетворить тамкара ".
При этом вавилоняне, видимо, четко различали торговую прибыль и
рост по займу. Очевидно, что торговая прибыль подсчитывалась после
того, как " отложат " основной капитал и проценты на него.
Именно поэтому в п.100 предусматривается подсчет роста на доверенный
шамаллуму капитал: прежде всего он должен был возвратить тамкару
капитал и рост на него. Затем уже из " чистой " прибыли тамкар
расчитывался с шамал-лумом. Вавилоняне, сле-довательно, полагали, что
деньги, переданные другому лицу, должны в любом случае давать рост
(в том числе и деньги, вложенные в " товарищество "). Сверх того
они могут приносить и прибыль. Величина торговой прибыли была,
видимо, очень значительной, ибо шамаллум обязан был в любом случае
вер-нуть тамкару удвоенный капи-тал ( что и говорится в п.101 ), т.
е. минималь-ная прибыль равнялась 100 процентам, а максимальная,
следовательно, могла быть намного выше. И лишь в том случае, если
тамкар предоставлял шамал-луму беспроцентный займ, тот должен был
вернуть ему основную сумму даже в том случае, если он не получил
никакой прибыли ( п. 102 ). Участие в торго-вых операциях,
следовательно, было гораздо более выгодным делом, чем просто отдача
денег в рост. Однако оно было вместе с тем и очень рискован-ным
делом, т. к. грабежи торговых людей на дорогах и средь бела дня
случа-лись достаточно часто. И не случайно поэтому п. 103
предусматри-вает снятие с шамаллума всякой ответственности если он по
пути сделался жертвой грабежа.
" Если на пути неприятель отнимет у него все, что он вез, то
шамаллум должен поклястся богом и быть свободным от ответственности
".
Если он был ограблен на той территории куда простиралась власть
вави-лонского царя, то в действие вступали пункты 23 и 24, и можно
было наде-ятся на возмешение убытков за счет той общины, на
территории которой произошел грабеж, однако торговые поездки были
большей своей частью заграничными. А о существовании каких-либо
договоров между Вавилоном и соседними с ним державами о совместной
борьбе с разбоем на дорогах пока ничего не известно, да и вообще
о международных отношениях Вавилона того времени известно на
настоящее время очень мало.
Остальные пункты регулируют отношения между тамкаром и шамаллумом.
Помимо денег тамкар мог дать шамаллуму любое движимое имущество для
продажи ( п. 104 ). В этом случае шамаллум должен был отдать тамкару
всю выручку и получить у него документ с печатью.
" Если тамкар даст шамаллуму хлеб, шерсть, масло или любое другое
иму-щество для продажи, то шамаллум должен подсчитать серебро и
вернуть там-кару. Шамаллум должен получить документ с печатью о
серебре, которое он дал ".
Поскольку здесь ничего не говорится о вознаграждении для шамаллума,
то возможно два предположения: 1 ) Их взаимоотношкния на этот случай
уже предусмотрены. 2 ) либо это какое-то дополнительное поручение ша-
маллуму за которое вознаграждения не полагалось. Также может быть и
то, что речь шла не о путешествии а о продаже на месте. Подобного
рода торговые операции могли также еще и подлежать учету в каруме,
ибо без этого пред-положения неясен смысл п. 105, в которой
говорится, что, если шамаллум по небрежности не взял у тамкара
соответствующего документа, то " серебро без документа с печатью, не
причисляется к сче-ту ". Совершенно ясно, что речь идет не о
приходно-расходных книгах са-мих агентов, они были вольны вести их
или нет, а о каком-то счете куда серебро вносилось именно при
предьяв-лении документа, а не денег. Такой счет мог быть только в
каруме, где велся общий для всех купцов баланс.
Карум в сложных условиях тогдашней внутренней и внешней торговли мог
нормально работать лишь при строгом учете и честности всех
партнеров. Нарушение доверия здесь рассматривалось как очень тяжкий
проступок и каралось соответственно, что и нашло свое отражение в
парагра-фах 106 и 107 предусматривающих случаи спора между шамаллумом
и тамкаром. Так если шамаллум взял у тамкара серебро и затем
отпирает-ся в получение этого серебра, то тамкар должен был
изобличить его перед богом и свиде-телями " ( судебные заседания
карума происходили в храме Шамаша ), и шамаллум был обязан вернуть
взятое серебро в троекратном размере ( п.106 ). Если же тамкар
совершал аналогичный поступок против своего шамаллума то он
подвергался еще более тяжкому наказанию: он обязан был вернуть се-
ребро шамаллуму в шестикратном размере. ( что говорится в п. 107 )
Как видно, Законы даже предоставляют защиту слабому против сильного.
Другой вопроснасколько удавалось слабому в реальной жизни отстоять
свои права.
Аренда и ростовщичество
Законы Хаммурапи уделяют большое внимание аренде недвижимости
( в первую очередь полей и садов ), а также закладу и обеспечению
ссуд. Существовало два вида земельной аренды: с уплатой определенной
денежной суммы вперед или с уплатой доли урожая ( при аренде сада
- до 2/3 ) после уборки. Льготные условия предоставлялись в том
случае,
если в аренду отдавался необработанный участок ( речь идет о пустоши,
или так называемой " мертвой земле ", подвергшейся затоплению во вре-
мя одного из больших половодий ). В этом случае арендная плата взы-
малась только начиная с четвертого или пятого года. Причем если чело-
век, арендуя эту целинную землю, не поднял ее, то это не освобождало
его от взятых им на себя обязательств. ( п. 44 ).
" Если человек арендует на 3 года целину для поднятия, но, по
лености,
не возделает поля, то на четвертый год он должен поле вспахать,
вско- пать и взборонить и вернуть поле хозяину поля, а
также отмерить ему по 10 курру хлеба за 1 бур ".
Очень важным моментом является то, что Хаммурапи в своих законах
учел также различные природные катаклизмы, что можно проследить в
пунктах 45, 47, 48. Особенно это видно в п. 48, который гласит,
что:
" Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его
поле, или наводнение унесет жатву, или вследствие засухи в поле не
вырастет хлеба, то он может в этом году хлеб своему заимодавцу не
возвращать и уничтожить свой документ, а также и прценты за этот
год он может не отдавать ".
Из вышесказанного можно заключить, что данные природные катаклизмы