Контрольная: Киевская Русь - ее место и роль в украинской истории

вступила в период княжеских усобиц. Однако о феодальной раздробленности в это

говорить еще нельзя. Она наступает, когда окончательно сформировываются

отдельные княжества-земли со своими столицами, а на этих землях закрепляются

свои княжеские династии. Борьба же между сыновьями и внуками Ярослава Мудрого

была еще борьбой направленной на поддержание принципа родового владения

Русью.

Ярослав Мудрый перед смертью разделил Русскую землю между своими сыновьями.

Княжение последнего из сыновей Ярослава, Всеволода, было особенно

беспокойным: младшие князья ожесточенно враждовали из-за уделов, половцы

часто нападали на русские земли. Сын Святослава, князь Олег, вступил в

союзные отношения с половцами и неоднократно приводил их на Русь.

Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Применялись

пахотные орудия с железными рабочими частями - рало (в южных областях), соха

(на севере).

Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство,

бортничество. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Низшим

звеном социальной организации непосредственных производителей, объединявшим

хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная) община вервь.

Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общине

и малой семье произошел у славян в ходе расселения в VI-VIII веках. Члены

верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были

поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами. На основе полянского

союза племенных княжеств к началу IX века сложилось политическое образование,

носившее название Русь. Распространено мнение о привнесении этого термина в

Восточную Европу скандинавскими дружинниками (именовавшимися на Руси

варягами). Но его первое достоверное упоминание на юге Восточной Европы (в

так называемом "Баварском хронографе", составленном между 811 и 821 гг.,-

Ruzzi названы после хазар, обитавших между Доном и Волгой) относится ко

времени, когда присутствие норманнов в этом регионе еще не прослеживается.

Вопрос остается дискуссионным, но наиболее вероятно, что это название имеет

местное, южное (при этом, скорее всего, неславянское в основе) происхождение

и восходит ко времени во всяком случае раннее IX в. В этом же столетии оно

выступает как обозначение этнополитического образования, не совпадающего

территориально ни с одним славянским союзом племенных княжеств: «Русь» в IX

веке от Рождества Христова включала помимо земли полян значительную часть

территории северского союза. Центром Руси стал Киев. Факт присутствия на Руси

в IX-X веках от Рождества Христова скандинавских дружинников-варягов и

летописный рассказ о варяжском происхождении древнерусской правящей династии

(Рюриковичей) породили длительную (с XVIII века от Рождества Христова)

дискуссию между норманистами и антинорманистами. Первые отстаивали точку

зрения о создании Древнерусского государства скандинавами, а вторые отрицали

это. В настоящее время у отечественных и зарубежных исследователей не

вызывают сомнения как местные корни восточнославянской государственности, так

и активное участие в процессе складывания Киевской Руси (главным образом, в

формировании господствующего слоя) выходцев из Скандинавии. Вместе с тем

сохраняется и ряд разногласий по частным вопросам этой проблемы, в том числе

о призвании Рюрика. Князь и его дружина. Полюдье. Правитель Руси в первой

половине IX в. принял в дополнение к общеславянскому титулу князь восточный

титул "каган" ("хакан"), у тюркских и монгольских народов обозначавший

верховного правителя ("хан ханов"). Это событие имело большое значение. Во-

первых, титулом "каган" именовался правитель Хазарии - государства,

созданного в VII в. в регионе Нижней Волги и Дона тюркскими кочевниками -

хазарами. Часть восточных славян (поляне, север, радимичи и вятичи) были

вынуждены выплачивать хазарскому кагану дань. Принятие киевским князем титула

кагана символизировало, таким образом, независимость нового государства -

Руси - от хазар. Во-вторых, оно подчеркивало верховенство русского князя над

князьями других крупных славянских общностей, которые в то время носили

титулы светлый князь и великий князь (эти титулы сохранялись, наряду с

титулом кагана, и за киевским князем в IX - первой половине X веках от

Рождества Христова). IX-X века от Рождества Христова были временем

постепенного вовлечения в зависимость от Киева восточнославянских союзов

племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать

- дружина киевских князей. Дружинный слой у славян фиксируется по

византийским источникам и данным археологии уже в эпоху расселения, в VI-VII

веках от Рождества Христова. К IX веку от Рождества Христова он несомненно

выдвигается на ведущие позиции в обществе. Для некоторых из союзов племенных

княжеств подчинение киевским князьям проходило в два этапа. На первом этапе

союз сохранял внутреннюю "автономию", будучи обязан лишь выплачивать подать -

дань. Дань собиралась киевскими дружинными отрядами, которые объезжали

территории подчиненного союза; такой объезд со сбором дани именовался

полюдье. Взималась дань в X веке от Рождества Христова в фиксированных

размерах, в натуральной или денежной форме. Существовали единицы обложения:

дым (т.е. крестьянский двор), рало, плуг (эти термины обозначали в данном

случае единицы земельной площади, соответствующие возможностям одного

крестьянского хозяйства). Есть данные, что социальные процессы, свойственные

среднеднепровской "Руси", происходили и в других союзах племенных княжеств

(складывание системы сбора дани, выдвижение на ведущие роли в обществе

военно-служилой знати). Опережающее развитие Руси выразилось в вынесении

даннической системы за рамки "своего" союза, переходе к эксплуатации "чужих"

общностей. Вторым этапом было непосредственное подчинение союза племенных

княжеств, ликвидация местного княжения и посажение в качестве князя-

наместника представителя киевской династии. При этом, как правило, строился

новый град, становившийся центром территории вместо старого "града"

"племенного" центра. Целью такой смены центра была нейтрализация

сепаратистских тенденций местной знати. Древляне были обложены данью еще в IX

в., но полное их подчинение относится к 945-946 гг. В 945 г. древляне

восстали против киевского князя Игоря, нарушившего установленные нормы

взимания дани, и убили его. Вдова Игоря Ольга, мстя за смерть мужа, учинила

жестокий разгром Древлянской земле. Для земель дреговичей, радимичей и

кривичей первый этап подчинения относится к IX веку от Рождества Христова,

второй - к концу X века от Рождества Христова, вятичей - соответственно ко

второй половине X и второй половине XI веков от Рождества Христова (эта

восточнославянская общность дольше всех боролась за свою самостоятельность).

Покорение волынян и хорватов было одноэтапным: в конце X в. они были сразу же

непосредственно подчинены Киеву. Что касается уличей и тиверцев, то их земли

в X в. были заняты тюркскими кочевниками - печенегами. Особый случай -

включение в состав Киевской Руси земли словен. В этом регионе к середине IX

веке от Рождества Христова сложилось полиэтничное политическое объединение,

включившее помимо словен, часть кривичей и финноязычного населения (чуди).

Входили в него также и переселенцы из Скандинавии.

Около 60-х годов IX века от Рождества Христова на княжение в это объединение

был приглашен норманнский конунг (князь) Рюрик, пришедший со своей дружиной.

Его преемник Олег (по одной версии - скандинав, по другой - представитель

местной знати, включавшей в себя со второй половины VIII века от Рождества

Христова скандинавские элементы) в 882 году от Рождества Христова захватил

Киев, центр "Руси". Но поскольку потенции государствообразования в этой

последней были гораздо сильнее, чем в северном политическом объединении, во

княжение Олега в Киеве имело следствием превращение земли словен в

территорию, зависимую от Киева, и обложение ее данью. С ликвидацией

"автономии" восточнославянских союзов племенных княжеств изменялась форма

эксплуатации их населения киевской военнодружинной знатью.

Теперь не было необходимости в полюдье - объездах, исходящих из Киева; дань

собиралась наместниками киевского князя, правившими на территориях бывших

союзов племенных княжеств. Часть собранной дани (по имеющимся сведениям, две

трети) отправлялась в Киев, другая распределялась между дружинниками князя-

наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства,

управляемые князьями - вассалами киевского правителя, получили наименование

волость. Государство же в целом в X веке от Рождества Христова носило

название "Русь" (распространившееся с региона Среднего Поднепровья на всю

территорию, подвластную киевским князьям) и "Русская земля". Такая структура

государства сложилась к концу X века от Рождества Христова, в эпоху киевского

княжения Владимира Святославича, который посадил на княжение в девяти

крупнейших центрах Руси своих сыновей: в Новгороде (земля словен) -

Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке (кривичи) - Изяслава, в Турове

(дреговичи) - Святополка, в земле древлян - Святослава, во Владимире-

Волынском (волыняне) - Всеволода, Смоленске (кривичи) - Станислава, Ростове

(земля финноязычного племени меря) - Ярослава, позже Бориса, в Муроме

(финноязычная мурома) - Глеба, Тмутаракани (русское владение на Таманском

полуострове) - Мстислава. Помимо этих земель восточнославянских и частично

финноязычных народов, составлявших территорию Древнерусского государства, в

IX-X веках от Рождества Христова сложилась широкая неславянская периферия из

финноязычных и балтоязычных племен, которые не входили непосредственно в

состав Киевской Руси, но были обязаны русским князьям данью. В нее входили

этносы, обитавшие вдоль северо-западных, северных и северо-восточных границ

Руси: Литва, курши, земгалы, латгалы, ливы, чудь (эсты), еж (племя в

Восточной Финляндии), печеры, пермь, черемисы (марийцы), мордва и др. Волости

сложились на основе территорий прежних союзов племенных княжеств, но их

границы не оставались неизменными. Они менялись в результате деятельности

князей, междоусобных войн, разделов и дележей территории. Так, в 1054 г. по

завещанию киевского князя Ярослава Мудрого произошел раздел между его

сыновьями Изяславом, Святославом и Всеволодом территории "Руси" в узком

смысле. Киев остался за старшим Изяславом, а города Чернигов и Переяславль на

побережье Днепра стали центрами княжений младших братьев, при этом в волость

Святослава вошли территории вятичей и Муром, а Всеволод получил Ростовскую

землю. В киевское княжение Всеволода Ярославича

(1078-1093) на юго-западе Руси сформирова лись волости с центрами в Перемышле

и Теребовле. Главной формой эксплуатации земле дельческого населения в конце

X - середине

XII в. оставалась государственная дань - налог. В то же время к данному

периоду от носится начальный этап складывания на Руси индивидуальной крупной

земельной собствен ности - вотчины. Княжеская вотчина (домен) начала

складываться еще во второй половине X в.- в это время уже известны княжеские

села и охотничьи угодья. В XI в. появляется земельная собственность у

дружинников и церкви. Но вотчинная форма собственности не играла еще

существенной роли - ее удельный вес был незначителен, основная часть

территории находилась в корпоративной (государственной) собственности военно-

дружинной знати, реализуемой через систему даней-налогов.

Завершение складывания государственной структуры и развитие феодальных

отношений сделали необходимой кодификацию древнерусского права. Свод законов

Киевской Руси именовался «Правда Русская». В XI в. происходит складывание так

называемой краткой редакции Русской Правды. Она состоит из двух основных

частей - «Древнейшей Правды» (или "Правды Ярослава") и "Правды Ярославичей".

Древнейшая Правда представляет собой кодекс, созданный Ярославом после победы

над Святополком и предназначенный первоначально для новгородцев (оказавших

ему поддержку в междоусобной войне): при этом в ней использовались уже

существовавшие правовые нормы (отчасти известные из статей русско-

византийских договоров 911 и 944 гг.). Так называемая Правда Ярославичей

появилась, по мнению одних исследователей, в 70-х годах XI столетия, по

мнению других - в середине XI в. (т.е. еще при Ярославе). В этом юридическом

памятнике отразился факт складывания княжеского домениального землевладения

большинство статей посвящено правовой защите княжеской собственности,

должностных лиц и зависимых людей вотчины.

Корпорацией, в которую был организован господствующий класс Киевской Руси в

этот период, продолжала оставаться дружина. Существовали дружины у киевского

князя и его родственников-вассалов. В дружинной организации была и внутренняя

иерархия: верхушку дружинного слоя представляла старейшая дружина, ее члены

именовались боярами. Низшим слоем была "молодшая дружина"; ее представители

назывались отроками; со второй половины XI в. этот термин начинает

употребляться преимущественно по отношению к военным слугам князей и бояр,

рекрутировавшимся в основном из "молодшей дружины", а для менее зависимого от

князей слоя внутри этой последней начинает употребляться термин детские.

Члены "молодшей дружины" иногда именовались также гридями (скандинавский по

происхождению термин, распространение получил только на севере Руси).

Привилегированное положение членов старейшей дружины нашло отражение в

древнерусском праве. В начале XII века от Рождества Христова все ее

представители получили повышенную правовую защиту - за их убийство был

установлен штраф в 80 гривен, вдвое больший, чем штраф за убийство простого

свободного человека, в том числе младшего дружинника.

Со складыванием к концу X века от Рождества Христова структуры единого

государства формируется централизованный и разветвленный аппарат управления.

В качестве должностных лиц государственной администрации выступают

представители дружинной знати. При князьях действует совет (дума),

представляющий собой совещание князя с верхушкой дружины. Князья назначают из

числа дружинников посадников-наместников в городах; воевод - предводителей

различных по численности и назначению военных отрядов; тысяцких - высших

должностных лиц в так называемой десятичной системе деления общества,

восходящей к догосударственному периоду; сборщиков поземельных податей -

данников, судебных чиновников - мечников, вирпиков, емцев, подъездных;

сборщиков торговых пошлин - мытников, мелких должностных лиц - биричей,

метельников. Из состава дружины выделяются и управители княжеского вотчинного

хозяйства - тиуны (с ХII века от Рождества Христова они включаются и в

систему государственного управления). Лично свободное сельское население,

обязанное только данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди.

Для лично зависимого населения вотчин, а также для несвободных слуг

использовались термины «челядь» (единственное число: «челядин») и холопы. Их

не полноправное положение было закреплено законодательно: так, за убийство

холопа уплачивался штраф всего лишь в 5 гривен, шедший господину убитого в

качестве возмещения ущерба. Особую категорию населения составляли смерды.

Вопрос о ее сущности - предмет давнего спора в историографии; наиболее

вероятно, что смерды - группа полувоенного, полукрестьянского населения,

зависимого от князя; но есть так же мнение, что этим термином обозначались

все крестьяне, обязанные уплачивать государственную подать - дань. Во второй

половине XI века от Рождества Христова появляется категория закупов - людей,

вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на

господина до выплаты суммы долга. Их правовое положение было промежуточным

между свободными людьми и холопами. Княжение Владимира Святославича (980-

1015) было периодом политической стабильности Киевской Руси, когда сложилась

структура единого раннефеодального государства, был нейтрализован натиск

печенегов на южные границы.

После смерти Владимира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за власть

между его наследниками. Туровский князь Святополк (сын убитого в борьбе с

Владимиром его старшего брата Ярополка, усыновленный великим князем) захватил

киевский стол и организовал вероломное убийство своих братьев Бориса, Глеба и

Святослава (двое первых были впоследствии канонизированы и стали первыми

русскими святыми). В 1016 г. против Святополка выступил княживший в Новгороде

Ярослав Владимирович с войском из новгородцев и наемных варягов. В битве под

Любечем (на Днепре выше Киева) Ярослав одержал победу. Святополк бежал в

Польшу к своему тестю польскому королю Болеславу Храброму.

В 1018 г. Болеслав выступил в социальное поход на Русь, разбил Ярослава,

занял Киев и вернул престол Святополку. Затем он возвратился в Польшу,

оставив за собой западную окраину русских земель (с городами Перемышлем и

Червенем - эти территории были возвращены Ярославом в 1031 г.). Ярослав,

бежавший после битвы в Новгород, получил вновь поддержку от новгородцев,

давших средства на найм новой варяжской дружины, и опять двинулся на Киев. На

этот раз Святополк, лишившийся польской помощи, бежал из Киева, не принимая

боя, и в 1019 г. подошел к столице теперь уже с печенежским силами. Войско

Ярослава одержало победу, Святополк бежал на западные границы Руси и по

дороге умер. Но на этом междоусобная борьба не окончилась. В 1021 г. Ярослав

воевал со своим племянником Брячиславом Изяславичем, княжившим в Полоцке. Тот

претендовал на Новгород, но потерпел поражение и вынужден был заключить мир с

киевским князем. В 1024 г. против Ярослава выступил его брат тмутараканский

князь Мстислав Владимирович. Незадолго до этого Мстислав укрепил свое

княжество, подчинив северокавказское племя касогов: он победил в поединке

касожского князя Редедю и получил по праву победителя его землю; воины Редеди

влились в дружину Мстислава. Ярослав во время выступления Мстислава находился

в Ростовской земле, где подавил восстание местного населения, вызванное

голодом. Узнав о действиях брата, он нанял варяжскую дружину во главе с

Якуном и двинулся на юг. Битва между братьями произошла при Листвене (близ

Чернигова). Ярослав ввел в бой дружину Якуна, а собственную дружину оставил в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты