Доклад: Иван Грозный

Доклад: Иван Грозный

Время Ивана Грозного

Время Ивана Грозного давно привлекает к себе внима­ние ученых и беллетристов

необычным в русской истории драматизмом положений и яркостью характеров. В

эпохе Грозного много содержания: бурное детство великого кня­зя; период

светлых реформ и счастливых войн на востоке; ссора с советниками и опалы на

них; опричнина, которая была, в сущности, глубоким государственным

переворо­том; сложный общественный кризис, приведший к опус­тению

государственного центра; тяжелая и неудачная борьба за балтийский берег - вот

главнейшие факты, под­лежащие нашему вниманию в царствование Ивана Гроз­ного.

Но нельзя сказать, чтобы мы хорошо знали эти фак­ты. Материалы для истории

Грозного далеко не полны, и люди, не имевшие с ним прямого знакомства, могут

уди­виться, если узнают, что в биографии Грозного есть годы, даже целые ряды

лет без малейших сведений о его личной жизни и делах.

Первые годы. Таково прежде всего время его детства и юности. По восьмому

году он остался круглым сиротой и с младшим братом Юрием попал на попечение

бояр, кото­рые питали их «яко иностранных или яко убожайшую чадь», так что

Грозный, по его словам, пострадал «во оде­янии и во алкании». Внешние лишения

сопровождались моральными обидами. Грозный с негодованием вспоми­нал, как

Шуйские вели себя: «Нам бо во юности детства иг­рающе, а князь И. В. Шуйский

сидит на лавке, локтем опершися, отца нашего о постелю ногу положив, к нам же

не преклоняяся». А в официальной обстановке, при наро­де, те же Шуйские по

«чину» низко преклонялися перед маленьким великим князем и тем учили его

двуличию и притворству. Растащив многое из великокняжеского иму­щества, бояре

явились перед мальчиком-государем граби­телями и «изменниками». Ссорясь и

«приходя ратью» друг на друга, бояре не стеснялись оскорблять самого государя,

вламываясь ночью в его палаты и силой вытаскивая от не­го своих врагов. Шуйских

сменял князь Бельский с друзь­ями, Бельского опять сменяли Шуйские, Шуйских

сменя­ли Глинские, а маленький государь смотрел на эту борьбу боярских семей и

партий до тех пор, пока не научился сам насильничать и опаляться, - и «от тех

мест почали бояре от государя страх имети и послушание». Они льстили его дурным

инстинктам, хвалили жестокость его забав, говоря, что из него выйдет храбрый и

мужественный царь, - и из мальчика вышел испорченный и распущенный юноша,

возбуждавший против себя ропот населения. Однако в конце 1546 и начале 1547 г.

этот юноша выступает перед нами с чертами некоторой начитанности и политической

сознательности. В литературно отделанных речах, обра­щенных к митрополиту и

боярам, он заявляет о желании жениться и принять царский венец: «Хочу аз

поискати прежних своих прородителей чинов - и на царство на ве­ликое

княжение хочу сести». Грозный, принимая зенец (1547), является носителем того

идеала, которым, как мы видели, определяла свою миссию его народность; он ищет

царства, а не только великого княжения, и официально до­стигает его в

утвердительной грамоте цареградского патри­арха (1561). И не только в деле о

царском венце, но и во всех своих выступлениях пред духовенством и боярами

мо­лодой царь обнаруживает начитанность и умственную раз­витость: для своего

времени это образованный человек. Раздумывая над тем, откуда могли прийти к

распущенному морально юноше его знания и высшие умственные интере­сы, мы можем

открыть лишь один источник благотворного влияния на Грозного. Это - круг того

митрополита Мака-рия, который в 1542 г. был переведен на московскую ми­трополию

с новгородской архиепископии. С Макарием в Москву перешли его сотрудники по

литературному делу - собирания «великих миней-четьих» - и в их числе

знаме­нитый священник Сильвестр. Сам Макарий пользовался неизменным почитанием

Грозного и имел на него хорошее влияние; а Сильвестр прямо стал временщиком при

Грозном и «владяше обема властми и святительскими и цар­скими, яко же царь и

святитель». Воздействие этих лиц об­ратило Грозного от забав к чтению, к

вопросам богослов­ского знания и политических теорий. Способный и

впечатлительный от природы, Грозный скоро усвоил себе все то, чем питался ум и

возбуждалось чувство передовых мо­сквичей, и сам стал (по выражению одного из

ближайших потомков — князя И. М. Катырева-Ростовского) «муж чюднаго

рассуждения, в науке книжнаго поучения доволен и многоречив зело». Таким

образом, моральное воспита­ние Грозного не соответствовало умственному

образова­нию: душа Грозного была всегда ниже его ума.

Годы 1550-1564. С совершеннолетием Грозного начи­нается лучший период его

деятельности.Влияние Сильве­стра выразилось, между прочим, в том, что он собрал

око­ло царя особый круг советников, называемый обыкновен­но «избранной радой»

(так именовал его в своем сочине­нии о Грозном кн. Курбский). Это не была ни

«ближняя дума», ни дума вообще, а особая компания бояр, объеди­нившихся в одной

цели овладеть московской политикой и направить ее по-своему. Вспоминая об этой

компании, Грозный раздраженно говорил, что эти бояре «ни единые власти не

оставиша, идеже свои угодники не поставиша». Нет сомнения, что «избранная рада»

пыталась захватить правление в свои руки и укрепить свое влияние на дела ря­дом

постановлений и обычаев, неудобных для московских самодержцев. Состоя,

по-видимому, из потомков удель­ных князей, «княжат», рада вела политику именно

княже­скую и поэтому должна была рано или поздно прийти в острое столкновение с

государем, сознающим свое полно­властие. Столкновения и начались с 1553 г., во

время тяж­кой болезни Грозного, обнаружилось, что рада желала во­царения не

маленького сына Грозного, Димитрия, а двою­родного брата его (Грозного) — князя

Владимира Андрее­вича: «Оттоле бысть вражда велия государю с князем Вла­димиром

Андреевичем (говорит летопись), а в боярях сму­та и мятеж, а царству почала

быти во всем скудость». Пол­ный разрыв царя с радою произошел около 1560 г.,

когда удалены были из Москвы Сильвестр и другой царский лю­бимец А. Адашев. До

тех же пор, в продолжение 12-13 лет, правительственная деятельность Грозного

шла под влия­нием «избранной рады» и отличалась добрыми свойства­ми. В это

время была завоевана Казань (1552), занята Аст­рахань (1556) и были проведены

серьезные реформы.

Завоевание Казани имело громадное значение для на­родной жизни. Казанская

татарская орда связала под своей властью в одно сильное целое сложный

инородческий мир: мордву, черемису, чувашей, вотяков, башкир. Черемисы за

Волгой, на р. Унже и Ветлуге, и мордва за Окой задержива­ли колонизационное

движение Руси на восток; а набеги та­тар и прочих «язык» на русские поселения

страшно вреди­ли им, разоряя хозяйства и уводя в «полон» много русских людей.

Казань была хронической язвой московской жиз­ни, и потому ее взятие стало

народным торжеством, воспе­тым народной песней. После взятия Казани, в

течение все­го 20 лет, она была превращена в большой русский город; в разных

пунктах инородческого Поволжья были поставле­ны укрепленные города как опора

русской власти и рус­ского поселения. Народная масса потянулась, не медля, на

богатые земли Поволжья и в лесные районы среднего Ура­ла. Громадные

пространства ценных земель были замире­ны московской властью и освоены

народным трудом. В этом заключалось значение «Казанского взятия», чутко

угаданное народным умом. Занятие нижней Волги и За­падной Сибири было

естественным последствием уничто­жения того барьера, которым было для русской

колониза­ции Казанское царство.

Одновременно с казанскими походами Грозного шла его внутренняя реформа. Начало

ее связано с торжествен­ным «собором», заседавшим в Москве в 1550—1551 гг. Это

не был земский собор в обычном смысле этого термина. Предание о том, будто бы в

1550 г. Грозный созвал в Моск­ве представительное собрание «всякого чина» из

городов, признается теперь недостоверным. Как показал впервые И. Н. Жданов, в

Москве заседал тогда собор духовенства и боярства по церковным делам и

«земским». На этом собо­ре или с его одобрения в 1550 г. был «исправлен»

Судебник 1497 г., а в 1551 г. был составлен «Стоглав», сборник поста­новлений

канонического характера. Вчитываясь в эти па­мятники и вообще в документы

правительственной дея­тельности тех лет, мы приходим к мысли, что тогда в

Мо­скве был создан целый план перестройки местного управ­ления. «Этот план, —

говорит В. О. Ключевский, — начи­нался срочной ликвидацией тяжб земства с

кормленщика­ми, продолжался пересмотром Судебника с обязательным повсеместным

введением в суд кормленщиков, выборных старост и целовальников и завершался

уставными грамота­ми, отменявшими кормления». Так как примитивная система

кормлений не могла удовлетворять требованиям вре­мени, росту государства и

усложнению общественного по­рядка, то ее решено было заменить иными формами

управления. До отмены кормления в данном месте кормленщи­ков ставили под

контроль общественных выборных, а за­тем и совсем заменяли их органами

самоуправления. Са­моуправление при этом получало два вида: 1) Ведению

вы­борных людей передавались суд и полиция в округе («губе»).

Так бывало обыкновенно в тех местах, где население име­ло разносословный

характер. В губные старосты выбира­лись обыкновенно служилые люди, и им

в помощь дава­лись выборные же целовальники (т. е. присяжные) и дьяк,

составлявшие особое присутствие, «губную избу». Избира­ли вместе все классы

населения. 2) Ведению выборных лю­дей передавались не только суд и

полиция, но и финансовое управление: сбор податей и ведение

общинного хозяйства. Так бывало обыкновенно в уездах и волостях со сплошным

тяглым населением, где издавна для податного самоуправ­ления существовали

земские старосты. Когда этим старос­там передавались функции и губного

института (или, что то же, наместничьи), то получалась наиболее полная фор­ма

самоуправления, обнимавшая все стороны земской жизни. Представители такого

самоуправления назывались разно: излюбленные старосты, излюбленные головы,

земские судьи. Отмена кормлений в принципе была решена около 1555 г., и

всем волостям и городам предоставлено было пе­реходить к новому порядку

самоуправления. «Кормленщи­ки» должны были впредь оставаться без «кормов», и

прави­тельству надобны были средства, чтобы чем-либо заменить кормы. Для

получения таких средств было установлено, что города и волости должны за право

самоуправления вносить в государеву казну особый оброк, получивший на­звание

«кормленаго окупа». Он поступал в особые кассы, «казны», получившие

наименование «четвертей» или «че­тей», а бывшие кормленщики получили право на

ежегод­ные «уроки» или жалованье «из чети» и стали называться «четвертчиками».

В связи с реформой местного управления и одновре­менно с ней шли меры,

направленные к организации слу­жилого класса. Служилые люди делились на

«статьи», или разряды. Из общей их массы в 1550 г. была выделена избранная

тысяча лучших детей боярских и наделена поме­стными землями в окрестностях

Москвы («подмосков­ные»). Так образовался разряд «дворян московских», служивших

по «московскому списку». Остальные служили «с городов» и назывались детьми

боярскими «дворными» и «городовыми» (позднее «дворянами» и «детьми

боярски­ми»). В 1550-х гг. был установлен порядок дворянской службы (устроены

«сотни» под начальством «голов»); была определена норма службы с вотчин и

поместий (с каждых 100 четвертей или полудесятин «доброй» земли «человек на

коне в доспехе»); было регламентировано местничество. Словом, был внесен

известный порядок в жизнь, службу и хозяйство служилого класса, представлявшего

собой до тех пор малодисциплинированную массу.

Если рядом с этими мерами припомним меры, приве­денные в «Стоглаве»,

относительно улучшения церковной администрации, поддержания церковного

благочиния и исправления нравов, — то поймем, что задуманный Гроз­ным и его

«радой» круг реформ был очень широк и по за­мыслу должен был обновить все

стороны московской жиз­ни. Но правительство Грозного не могло вполне успешно

вести преобразовательное дело по той причине, что в нем самом не было

согласия и единодушия. Уже в 1552—1553 гг. Грозный в официальной летописи

жалуется на бояр, что они «Казанское строение поотложиша», так как занялись

внутренней реформой, и что они не хотели служить его сы­ну, а передались на

сторону князя Владимира Андреевича. В 1557—1558 гг. у Грозного вышло

столкновение с боярами из-за Ливонской войны, которой, по-видимому, боярская

рада не желала. А в 1560 г., с кончиной жены Грозного Ана­стасии Романовны, у

Грозного с его советниками произо­шел прямой разрыв. Сильвестр и Адашев были

сосланы, попытки бояр их вернуть повели к репрессиям; однако эти репрессии

еще не доходили до кровавых казней. Гонения получили решительный и жестокий

характер только в свя­зи с отъездами («изменой») бояр. Заметив наклонность

не­довольных к отъездам, Грозный брал с бояр, подозревае­мых в желании

отъехать в Литву, обязательства не отъез­жать за поручительством нескольких

лиц; такими «поруч­ными грамотами» он связал все боярство. Но отъезды

не­довольных все-таки бывали, и в 1564 г. успел бежать в Лит­ву князь Андрей

Михайлович Курбский, бросив вверенные ему на театре войны войска и крепость.

Принадлежа к со­ставу «избранной рады», он пытался объяснить и оправ­дать

свой побег «нестерпимою яростию и горчайшею нена­вистью» Грозного к боярам

его стороны. Грозный ответил Курбскому обличительным письмом, в котором

противополагал обвинениям боярина свои обвинения против бояр. Обе стороны —

монарх, стремившийся «сам править», и князь-боярин, представлявший принцип

боярской оли­гархии, — обменялись мыслями с редкой откровенностью и

резкостью. Бестужев-Рюмин в своей «Русской Истории» первый выяснил, что в

этом вопросе о царской власти и притязаниях бояр-княжат основа была

династическая. По­томки старой русской династии, «княжата», превратив­шись в

служилых бояр своего сородича московского царя, требовали себе участия во

власти; а царь мнил их за про­стых подданных, которых у него «не одно сто», и

потому отрицал все их притязания. В полемике Грозного с Курб­ским вскрывался

истинный характер «избранной рады», которая, очевидно, служила орудием не

бюрократически-боярской, а удельно-княжеской политики, и делала огра­ничения

царской власти не в пользу учреждений (думы), а в пользу известной

общественной среды (княжат).

Опричнина. Такой характер оппозиции привел Грозно­го к решимости

уничтожить радикальными мерами значе­ние княжат, пожалуй, даже и совсем их

погубить. Совокуп­ность этих мер, направленных на родовую аристократию,

называется опричниной. Суть опричнины состояла в том, что Грозный

применил к территории старых удельных кня­жеств, где находились вотчины

служилых князей-бояр, тот порядок, какой обыкновенно применялся Москвой в

заво­еванных землях. И отец, и дед Грозного, следуя москов­ской

правительственной традиции, при покорении Новго­рода, Пскова и иных мест

выводили оттуда наиболее вид­ных и для Москвы опасных людей в свои внутренние

обла­сти, а в завоеванный край посылали поселенцев из корен­ных московских

мест. Это был испытанный прием ассими­ляции, которой московский государственный

организм ус­ваивал себе новые общественные элементы. В особенности ясен и

действителен был этот прием в Великом Новгороде при Иване III и в Казани при

самом Иване IV. Лишаемый местной руководящей среды завоеванный край немедля

получал такую же среду из Москвы и начинал вместе с ней тяготеть к общему

центру — Москве. То, что удавалось с врагом внешним, Грозный задумал испытать с

врагом вну­тренним. Он решил вывести из удельных наследственных вотчин их

владельцев — княжат и поселить их в отдален­ных от их прежней оседлости местах,

там, где не было удельных воспоминаний и удобных для оппозиции усло­вий; на

место же выселенной знати он селил служебную мелкоту на мелкопоместных

участках, образованных из старых больших вотчин. Исполнение этого плана Грозный

обставил такими подробностями, которые возбудили не­доумение современников. Он

начал с того, что в декабре 1564 г. покинул Москву безвестно и только в январе

1565 г. дал о себе весть из Александровской слободы. Он грозил оставить свое

царство из-за боярской измены и остался во власти, по молению москвичей, только

под условием, что ему на изменников «опала своя класти, а иных казнити, и

животы их и статки (имущество) имати, а учинити ему на своем государстве себе

опришнину: двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной». Борьба с

«изменою» была целью; опричнина же была средством. Новый двор Гроз­ного состоял

из бояр и дворян, новой «тысячи голов», ко­торую отобрали так же, как в 1550 г.

отобрали тысячу луч­ших дворян для службы по Москве. Первой тысяче дали тогда

подмосковные поместья; второй — Грозный дает по­местья в тех городах, «которые

городы поймал в опришни­ну»; это и были опричники, предназначенные сменить

опальных княжат на их удельных землях. Число опрични­ков росло, потому что

росло количество земель, забирае­мых в опричнину. Грозный на всем пространстве

старой удельной Руси, по его собственному выражению, «переби­рал людишек», иных

«отсылал», а других «принимал». В те­чение 20 последних лет царствования

Грозного опричнина охватила полгосударства и разорила все удельные гнезда,

разорвав связь «княженецких родов» с их удельными тер­риториями и сокрушив

княжеское землевладение. Княжа­та были выброшены на окраины государства,

остававшие­ся в старом порядке управления и носившие названия «земщины», или

«земского». Так как управление оприч-нинскими землями требовало сложной

организации, то в новом «дворе» Грозного мы видим особых бояр (думу), особых

«дворовых», дьяков, приказы, словом, весь прави­тельственный механизм,

параллельный государственному: видим особую казну, в которую поступают податные

пла­тежи с опричнинских земель. Для усиления средств оприч­нины Грозный

«поймал» в опричнину весь московский се­вер. Мало-помалу опричнина разрослась

до громадных размеров и разделила государство на две враждебных одна другой

половины. Ниже будут указаны последствия этой своеобразной «реформы» Грозного,

обратившего на свою землю приемы покорения чужих земель; здесь же заметим, что

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты