стремясь воспитать верных слуг царю и отечеству , возводят в образец
беспрекословное послушание , бездумное подчинение авторитету - родителей ,
наставников .
« Книги для детей можно и должно писать , но хорошо и полезно только то
сочинение для детей , которое может занимать взрослых людей и нравиться им не
как детское сочинение , а как литературное произведение , писанное для всех .
»
3) Особенности языка детских книг .
Большое внимание Белинский уделял языку и слогу детских книг . Очень низкий
уровень изданий и низкая культура переводов вызывали его многочисленные
замечания об их безграничности , жаргоне .
Белинский считал , что язык детской книги должен отличаться чистотой и
правильностью « быть цветущим в самой простоте » .
« Детские книги должны отличаться особенною легкостью , чистотою и
правильностью языка .
Прекрасная , хорошим языком написанная или переведенная книга и красиво
напечатанная , - она полезна и для детей , и для взрослых .
Книга должна быть написана просто , умело , без излишних потребностей ,
хорошим языком , события изложены ясно , расставлены в перспективе ,
обличающей память , переданы с живостью и увлекательностью .
Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким - нибудь
делом , не столько предохранение не от дурных привычек и дурного направления
, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа -
развитие чувства любви и чувство бесконечного . Прямое и непосредственное
действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей , а не на их
рассудок . Чувство предшествует знанию , кто не почувствовал истины , тот и
не понял , и не узнал ее . »
К . И . Чуковский - сказочник и теоретик детской литературы .
От двух до пяти .
1 О особенности детской речи .
· Подражание и творчество .
Каждый маленький ребенок есть величайший труженик нашей планеты . Достаточно
приглядеться возможно внимательнее к сложной системе тех методов , при помощи
которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным
языком , всеми оттенками его причудливых форм , всеми тонкостями его
суффиксов , приставок и флексий . Хотя это овладение речью происходит под
непосредственным воздействием взрослых , все же оно кажется одним из
величайших чудес детской психической жизни .
Ребенок всего за три года - от двух до пяти лет осваивает основные богатства
родного языка . И осваивает не как прилежный зубрила , а как поэт .
У двух летних и трех летних детей такое чутье языка , что создаваемые ими
слова отнюдь не кажутся калеками и уродами речи , а , напротив , очень метки
, изящны , естественны :
« сердитки » - морщинки , « духлая » - пахнет духами , « всехный » - всеобщий .
Сплошь и рядом случается , что ребенок изобретает слова , которые уже есть в
языке , но неизвестны ни ему , ни окружающим ( обутка , одетка ) . Ребенок
порою самостоятельно приходит к тем формам , которые создавались народом в
течении многих веков ( « льзя » - можно , « удобриться » - смягчиться , «
людь » - человек )
Чудесно овладевает детский ум методами , приемами , формами народного
словотворчества : они могли бы быть и только случайно их нет . Даже те
детские слова , которых нет в языке , кажутся почти , существующими . Ребенок
создал их лишь потому , что не знал наших взрослых слов . Ребенок называет
лошадку -
« лошада » т . к . лошадь для ребенка огромна и может ли он звать ее
уменьшительным именем ? Подушка для него - « подуха » , одуванчик - « одуван
» .
· Когда трех летняя Нина впервые увидела в саду червяка , она зашептала в
испуге :
- Мама , мама , какой ползук !
· Неосознанное мастерство .
Переиначивая наши слова , ребенок не замечает своего словотворчества и
остается в уверенности , будто правильно повторяет услышанное ( « сольница »
- солонка , т . к . есть чайница , сахарница ) .
Такое неосознанное словесное творчество - один из самых изумительных
феноменов детства . Сам того не подозревая , он направляет все свои усилия
к тому , чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых
языковое богатство . Даже те ошибки , которые не редко случается делать ребенку
при этом творческом усвоении речи , свидетельствуют об огромности совершаемой
его мозгом работы по координации знаний ( « почтаник » - почтальон , по
аналогии со словами с суффиксом - ник - ; пожарник , сапожник , печник ) .
Чтобы воспринять наш язык , ребенок в своем словотворчестве копирует взрослых
. Сам того не подозревая , он направляет все свои усилия к тому , чтобы путем
аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство .
С двух лет всякий ребенок становиться на короткое время гениальным
лингвистом , а к пяти - шести годам эту гениальность утрачивает , т . к . к
этому возрасту ребенок уже полностью овладел основными принципами родного языка
.
Когда мы говорим о творческой силе ребенка , о его чуткости , о его речевой
гениальности , мы не должны забывать , что общей основой всех названных
качеств является подражание , т . к . всякое новое слово , создаваемое
ребенком , твориться им в соответствии с нормами , которые даны ему взрослыми .
· Народная этимология .
В большинстве случаев дети только к тому и стремятся , чтобы возможно точнее
скопировать старших . Но , пытаясь воспроизвести во всей точности нашу «
взрослую » речь , они бессознательно исправляют ее ; изумительна та
виртуозность , с которой , переменяя в услышанном слове один только звук ,
они заставляют это слово подчинятся их логике , их ощущению вещей :
* Буся метко обозвал бормашину зубного врача - больмашиной .
· Леля называет сухарик - кусариком .
* - У мамы сердечко болело , и она пила болерьянку .
Развитие речи ребенка являет собой единство подражания и творчества .
· Осмысление речи бессмыслицей .
Слушая ,что погоня за смыслом приводит ребенка к сугубой бессмыслице .
· Царь дрожащего творенья - « Царь , дрожащий от варенья ».
· Властелин души моей - « Пластилин души моей » .
· Терпи , казак , атаманом будешь - « Терпи , коза , а то мамой будешь » .
Путем минимального изменения в звуковой структуре непонятного слова ребенок ,
незаметно для себя , осмысляет его , причем в этой новой редакции выдвигаются
существеннейшие ( с точки зрения ребенка ) качества того лица или предмета ,
которые данными словами обозначены ( язык - лизык , слюнка - плюнка ) .
Эти языковые процессы в речи детей занимают не последнее место .
· Действенность .
Ребячьи слова в большинстве случаев изображают предметы исключительно со
стороны действия .
· « строганок » - то , чем строгают
· « копатка » - то , чем копают
· « лизык » - то , что лижет
· « колоток » - то , чем колотят
Всюду выдвинута на первое место действенная функция предмета . Почти все
исправления , вносимые ребенком в нашу « взрослую » речь , заключаются
именно в том , что он выдвигает на первое место динамику .
· Завоевание грамматики .
За - вы - на - рас - об
Велико у детей тяготение к глаголу , что им буквально не хватает глаголов ,
существующих во « взрослом » языке . Приходится создавать свои собственные .
· - часы часикают
· - я намакаронился
· - видишь , как я хорошо приудобился
· - погоди , я еще не отсонился
В этих глаголах восхищают приставки , придающие каждому слову именно тот
оттенок экспрессии , какой придает им народ . Так что ребенок поступает в
полном соответствии с исконными нормами родного языка . Самые смелые и
причудливые из новообразований ребенка не выходят за рамки общенациональных
языковых традиций .
Разве не изумительно , что ребенок уже на третьем году своей жизни вполне
овладевает всем обширным арсеналом приставок и великолепно угадывает значение
каждой из них .
· Мама , отпачкай мне рубашку !
Льзя - нельзя
Любопытная особенность детских приставок : они никогда не срастаются с корнем
. Ребенок отрывает их от корня и легче и чаше , чем взрослый .
· - Я сперва боялся трамвая , а потом вык , вык и привык .
· - Ах , какой ты невежа ! Нет , я вежа !
· - Ты такой неряха . Ладно , я буду ряха !
Он и она
Замечательна чуткость ребенка к родовым окончаниям слов.
Здесь он особенно часто вносит коррективы в нашу речь .
· - Я не черепаха , я черепах .
· - Синица - синиц .
· - Русалка - русал .
Прилагательные
Имена прилагательные сравнительно редко встречаются в речи детей . Но даже в
том небольшом их числе , тоже явственно выразилось присущее детям чутье языка
.
· - Червячее яблоко
· - Клевачий петух
· - Махучий хвост
Скрещивание слов
· - Моя чашка такая блистенькая
В этом слове слиты два разных слова , корни которых различны ( блестящая и
чистенькая сразу ) .
Дети по инерции могут создать из любой глагольной формы любую глагольную
форму . Стоит только внимательно приглядеться к языковому развитию детей ,
чтобы стало ясно , что подражание у них сочетается с самым пытливым
исследованием того материала , который предлагают им взрослые .
· - Начальная школа - это где начальники учатся ?
Типичные ошибки детей
Среди детских местоимений особым своеобразием отличаются притяжательные .
· - Этажерка - эта жерка , та жерка
· - Табуретка - та буретка и эта буретка
Труднее всего малым детям даются капризные формы разноспрягаемых глаголов .
· - Папа воевает
· - Мы сплим
· - Лампа зажгита
Анализ языкового наследия взрослых
Дети вообще буквалисты . Каждое слово имеет для них лишь один единственный ,
прямой и отчетливый смысл и не только слово , но порою целая фраза .
· - Скоро . Ты и оглянуться не успеешь ( Светлана стала как - то странно
себя вести )
· - Я оглядываюсь , оглядываюсь , а лета все нету .
Тут все дело в том , что мы , взрослые , мыслим словами , словесными
формулами , а маленькие дети - вещами , предметами предметного мира .
Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами . Потому - то
они так горячо возражают против наших аллегорий и метафор .
Ребенок , которого мы сами приучили к тому , что в каждом корне данного слова
есть отчетливый смысл , не может простить нам « бессмыслиц » , которые мы
вводим в нашу речь . Иногда ребенок протестует не против смысла , а против
фонетики данного слова .
Ребенок усваивает нашу « взрослую » речь не только путем подражания , но и
противоборствуя ей . Это противоборство бывает двоякое :
1 . Неосознанное , когда ребенок даже не подозревает о том , что он
забраковал наши слова и заменил их другими .
2 . Нарочитое , когда ребенок сознает себя критиком услышанных им речений .
И в том , и в другом случае основные законы установленной, выработанной
взрослыми речи остаются для ребенка непреложными . Если же он восстает против
некоторых наших речений , то лишь для того , чтобы вступиться за эти законы .
· - Я в школу не пойду , там на экзамене ребят режут .
Ложное истолкование слов
Ребенок , который живет среди взрослых и постоянно присутствует при их
разговорах , то и дело слышит такие слова , смысл которых ему непонятен .
Часто он пытается осмыслить их сам , не обращаясь за объяснением к старшим ,
вполне уверенный, что эта задача не представит для него особенных трудностей
. Он решает ее « по вдохновению » , внезапно , не обладая для этого никакими
другими ресурсами , кроме сильнейшего языкового чутья , и немудрено , что ,
пытаясь самостоятельно добраться до смысла непонятных речений , он принужден
прибегать к самым фантастическим выдумкам .
· - Двойняшки - два ( мальчика ) Яшки .
Слово отождествляется с вещью
Слово часто имеет в сознании ребенка такой же конкретный характер , как и та
вещь , которую он обозначает . Оно , так сказать , отождествляется с вещью .
Всякие кикиморы , буки , которыми взрослые пугают ребенка , именно потому и
страшны для него , что в уме его имена этих свирепых чудовищ сливаются с
самими чудовищами .
Фонетика
Ребенок добирается до правильного произношения слов столь же сложным ,
извилистым путем , каким он приходит к их нормативной конструкции .
· Кооператив :
· пиф
· пиф - пиф
· апиф
· капиф
· каапиф
· патиф
· копатиф
· кооператив
· Роль фантазии и сказки в воспитании детей .
О необходимости развивать детскую фантазию при помощи чтения сказок Ф . М .
Достоевский писал в конце жизни одному из родителей :
« Вы говорите , что до сих пор не давали читать вашей дочери что - нибудь
литературное , боясь развить фантазию . Мне вот кажется , что это не совсем
правильно : фантазия есть природная сила в человеке , тем более во всяком
ребенке , у которого она , с самых малых лет , преимущественно перед всеми
другими способностями развита и требует утоления . Не давая ей утоления ; или
умертвишь ее , или обратно - дашь ей развития , именно чрезмерно ( что и
вредно ) своими собственными силами . Такая же натуга лишь истощит духовную
сторону ребенка преждевременно » .
Лишенный Мюнхаузена , Гулливера , Конька - горбунка , ребенок бессознательно
компенсирует себя множеством самоделковых сказок . Без фантазии и в физике ,
и в химии будет полный застой , т . к . создание новых гипотез , придумывание
новых приборов , догадки о новых химических соединениях - все это продукты
фантазии .
Сказка делает свое дело : помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире
, обогащает его душевную жизнь , заставляет его почувствовать себя
бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость , за добро , за
свободу , и , когда надобность в ней минует , ребенок сам разрушает ее . Но
до семи - восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть
самая здоровая пища - не лакомство , а насущный и очень питательный хлеб , и
никто не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу .
Сказка нужна ребенку для того , чтобы возможно полнее , пышнее , богаче
пережить этот полезнейший для его психического развития период .
Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке , чтобы развить , укрепить
, обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике . Тем
, кто фантазирует принадлежит будущее .
· Основное воспитательное значение сказки .
· Цель сказочников.
Теперь уже считается общепринятой истинной , что сказка
совершенствует , обогащает и гуманизирует детскую психику , т . к. слушающий
сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет
себя с теми из ее персонажей , кто борется за справедливость , добро и свободу
. В этом -то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным
героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение
сказки .
Цель сказочников заключается в том , чтобы какою угодно ценою
воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека
волноваться чужими несчастьями , радоваться радостями другого , переживать
чужую судьбу , как свою .
Наша задача заключается в том , чтобы пробудить , воспитать ,
укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность
сопереживать , сострадать , и сорадоваться , без которой человек - не человек .
Только эта способность , привитая с самого раннего детства и доведенная в
процессе развития до высочайшего уровня , создавала и будет впредь создавать
Бестужевых , Пироговых , Некрасовых , Чеховых , Горьких .
· Специфика детского словотворчества .
· Роль игровых стихов в творчестве ребенка
« Путаницы » не только не мешают ребенку ориентироваться в окружающем мире ,
но , напротив , укрепляют в нем чувство реальности и что именно в интересах
реалистического воспитания детей следует культивировать в детской среде такие
стихи . Ибо так уж устроен ребенок , что в первые годы его бытия мы можем
насаждать в его душе реализм не только путем ознакомления с окружающим миром
, но чаще и успешнее всего именно при посредстве фантастики .
· жабы по небу летают
· рыбы по полю гуляют
· мыши кошку изловили .
Все нелепицы ощущаются ребенком именно как нелепицы . Он ни на минуту не
верит в их подлинность . Навязывание предметам несвойственных им функций и
признаков увлекает его как забава . В русских малых фольклорных жанрах эта
забава нередко принимает характер игры в обмолвку :
· Полтора молока чистого кувшина .
· Гладь , из - под собаки лают ворота .
· Мужик схватил собаку и давай бить палку
Существует немало детских стихов , которые являются продуктами игры , но эти
стишки - перевертыши и сами по себе есть игра , игра мыслительная , игра ума
.
· Будем кушать на диване , а спать на столе .
· Наденем фуражку на ноги , а сандали на голову .
· Возьмем дверь и откроем ключ .
Это проявление детского юмора и в то же время познавательное отношение к миру .
Это стремление создавать перевертыши - у здорового ребенка на каждом шагу .
Жажда играть в переверьыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном
этапе его умственной жизни . В основе этих причуд не юмористическое , а
позновательное отношение к миру . Ибо давно уже чтало общепринятой истиной ,
что именно по средствам игры ребенок овладевает огромным количеством знаний и
навыков , нужных ему для ориентации в жизни .
· Педагогическая ценность перевертышей .
Играть в детстве - то же , что накапливать опыт , а этот накопленный опыт
порождает новые знания , чувства , желания , поступки и новые способности .
Польза подобных стихов и сказок очевидна : за каждым « не так » ребенок живо
ощущает « так » , всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в
норме , и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире . Он делает
как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает ,
что значительно поднимает в нем уважение к себе , уверенность в своем
интеллекте , столь необходимую ему , чтобы не растеряться в этом хаотическом
мире : « Я - то не обожгусь холодной кашей » ; « я - то не испугаюсь улитки »
; « на дне моря я не стану искать землянику . »
В этом проверочном испытании , в этом сомоэкзамене - главное значение игры в
перевертыши .
В перевертышах можно выделить следующие разделы :
1 . Перевертыши большого и малого ( малому приписываются качества большого :
- комарище упавший с дуба )
2 . Перевертыши холодного и горячего ( холодному приписываются качества
горячего и наоборот : - я - то не обожгусь холодной водой )
3 . Перевертыши еды ( съедобность несъедобных вещей : - пил - ел лапти )
4 . Перевертыши одежды ( - наденем фуражку на ноги , а сандали на голову )
5 . Перевертыши явлений природы ( - море горит )
6 . Перевертыши ездока и коня ( - конь едет верхом )
7 . Перевертыши телесных недостатков (- слепые видят )
8 . Перевертыши действующих лиц ( - глядь , из - под собаки лают ворота )
Вовлекая ребенка в « перевернутый мир » , мы не только не наносим ущерба его
интеллектуальной работе , но , напротив , способствуем ей , ибо у ребенка у
самого есть стремление создать себе такой « перевернутый мир » , чтобы тем
вернее утвердиться в законах , управляющих миром реальным .
Перевертыши есть такое же порождение игр .
Воспитать в ребенке юмор - драгоценное качество , которое , когда ребенок
подрастает , увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и
поставит его высоко над мелочами и дрязгами .
У ребенка вообще есть великая потребность смеяться . Дать ему
добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из
непосредственных задач воспитания .
· Как дети слагают стихи .
Среди многочисленных методов , при помощи которых ребенком усваивается
общенародная речь , смысловая систематизация слов занимает не последнее место
.
По представлению ребенка , многие слова живут парами : у каждого из этих слов
есть двойник , чаще всего являющийся его антитезой . Узнав одно какое -
нибудь слово , дети уже на третьем году жизни начинают отыскивать то ,
которое связано с ним по контрасту . При этом , конечно , возможны такие
ошибки :
· Вчера была сырая погода
· А разве сегодня вареная ?
· Это вода стоячая
· А где же лежачая ?
Такие словесные пары являются для ребенка не только двойниками по смыслу , но
в большинстве случаев - по звуку . В представлении детей понятия ,
параллельные по смыслу , должны быть параллельны по звуку :
· Расскажи начало , а кончала не надо .
· Две открытки и одна закрытка
· Желток - белток
В этих рифмах нет ничего преднамеренного . Просто они облегчают речь ребенка .
Всюду сказывается стремление ребенка рифмовать слова , принадлежащие к одной
категории понятий , и таким образом систематизировать их либо по контрасту ,
либо по сходству .
· Генералы - сухопутные ,
· Адмиралы - воднопутные
Вообще всякая рифма доставляет ребенку особую радость . И когда она случайно
подвернется ему в разговоре , он играет ею :
· Вот туда , где вода ,
· Вот туда , где вода .
· Это разве ложка ?
· Это просто кошка .
Влечение к рифмованным звукам присуще в той или иной степени всем детям от
двух до пяти : все они с удовольствием предаются длительным играм в созвучия
:
· Галюнчик , малюнчик .
· Галюха , малюха .
Таким образом , рифма есть , так сказать , побочный продукт этой неумолимой
работы ребенка над своим голосовым аппаратом , и продукт чрезвычайно полезный
: благодаря ему тяжелая работа ощущается ребенком как игра .
Детское стихотворчество - признак избытка играющих сил . Оно явление такого
же порядка , как кувыркание или махание руками .
· Я не танк волоку ,
· Я в галопию скаку !
До четырехлетнего возраста ребенок был и поэт , и певец , и плясун
одновременно , а теперь стихотворство становиться для него самостоятельной
деятельностью , отдельной от всякого другого искусства .
На шестом или чаще всего на седьмом году жизни они понемногу переходят от
эмоциональных выкриков к чисто литературным стихам :
· Лежит рядочком с брюквой
· И кажется , вот - вот
· От счастья громко хрюкнет
· И хвостиком махнет .
Стихи для детей - норма человеческой речи , естественное выражение их чувств
и мыслей .
2 Заповеди для детских поэтов .
· Основополагающие принципы , положенные в основу
заповедей .
1 . Учиться у народа . Учиться у детей .
В девятнадцать лет Петр Ершов создал гениальную книгу , которая живет более
ста лет . В поучительной судьбе « Горбунка » явно поставлен знак равенства
между детьми и народом .
Сказки Пушкина все до одной были сказки крестьянские и по словарю и по дикции .
Басни Крылова , возникли как литература для взрослых с непревзойденным
совершенством воссоздали народную речь , у нас будет полное право сказать ,
что русский народ продиктовал своим гениальным писателям все лучшие детские
книги .
Это детские стихотворения Некрасова , детские книги Л . Толстого
, Ушинского , насквозь пропитанные нашим фольклором .
Единственный компас для писателей - народная поэзия . Задача писателей - не
точная имитация старинного народного творчества . Но не только у народа
должны мы учиться , второй учитель - ребенок . Надо знать потребности и вкусы
малолетних читателей , воспитывать их , влиять , формировать как личность .
2 . Образность и действенность
· 1 заповедь - графичность .
Стихотворения должны быть графичны , т . е . в каждой строфе , а порою и в
каждом двустишии должен быть материал для художника , ибо мышлению младших
детей свойственна образность .
« Ехали медведи на велосипеде
А за ними кот задом наперед .
А за ним комарики на воздушном шарике . »
· 2 заповедь - наивысшая смена образов .
Стихи , печатаемые без рисунков , теряют , чуть не половину своей
эффективности .
« Муха криком кричит ,
Надрывается ,
А злодей молчит ,
Ухмыляется . »
· 3 заповедь - словесная живопись должна быть лирична .
Словесная живопись должна быть лирична .
Поэт - рисовальщик должен быть поэтом - певцом . Ребенку мало видеть тот или
иной эпизод , изображенный в стихах : ему нужно , чтобы в этих стихах были
песни и пляски .
« И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит :
Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! »
· 4 заповедь - подвижность и переменчивость ритма .
Нужна подвижность и переменчивость ритма . Для разнообразия фактуры стиха
используется переход от хорея к дактилю , и наоборот .
« Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть .
Вы к акуле Каракуле
Не хотите ли попасть
Прямо в пасть ? »
3 . Музыка
· 5 заповедь - повышенная музыкальность .
Нужна повышенная музыкальность поэтической речи , плавность , текучесть звуков .
« Курица - красавица у меня жила ,
Ах , какая умная курица была . »
4 . Рифмы . Структура стихов .
· 6 заповедь
Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии
одна от другой , т . е . быть как можно ближе друг к другу .
« И сейчас же к нему из - за елки
Выбегают мохнатые волки :
« Садись , Айболит , верхом ,
Мы живо тебя довезем ! »»
· 7 заповедь
Те слова , которые служат рифмами в детских стихах , должны быть главными
носителями смысла всей фразы .
« Таня - Ваня задрожали -
Бармалея увидали .
Он по Африке идет ,
На всю Африку поет : . »
· 8 заповедь
Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и
составлять отдельный организм .
« Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало .
Глянул заинька в окно ,
Стало заиньке темно . »
5 . Отказ от эпитетов . Ритмика .
· 9 заповедь
Не загромождать детских стихов прилагательными . Ребенка по - настоящему
волнует в литературе лишь действие , лишь быстрое чередование событий .
« У меня зазвонил телефон .
- Кто говорит ?
- Слон .
- Откуда ?
- От верблюда .
- Что вам надо ?
- Шоколада . »
· 10 заповедь
Преобладающим ритмом этих стихов должен быть непременно хорей .
« Дон , дон , дон , дон !
Загорелся кошкин дом . »
6 . Игровые стихи
· 11 заповедь
Стихи должны быть игровыми , т . к . вся деятельность младших и средних
дошкольников выливается в форму игры . Тот, кто не способен играть с
малышами , пусть не берется за сочинение стихов . Дети играют не только
вещами но и произносимыми звуками .
« Жила - была мышка Мауси .
И вдруг , увидела Котауси .
У Котауси злые глазауси
И злые - презлые зубауси . »
· 12 заповедь
Поэзия для малышей , должна быть и для взрослых поэзией .
· 13 заповедь
В своих стихах поэты должны не столько приспосабливаться к ребенку , сколько
приспособлять его к себе , к своим « взрослым » ощущениям
и мыслям .
Последняя заповедь прямо призывает детских поэтов « мало - помалу нарушать
многие из вышеуказанных заповедей , дабы путем постепенного усложнения формы
подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов » .
3 Анализ сказки К . И . Чуковского «Айболит »
В основе поэмы - сказки К . И . Чуковского « Айболит » , лежит тема большой
любви к животным и прославление тяжелой и трудной , но в то же время очень
интересной профессии - доктор ( врач лечащий людей и животных ) .
Доктор Айболит в центре сюжета . Он является воплощением доброты , ума ,
чуткости , сострадания к ближним , сильным героем идущим к поставленной цели
, побеждающим все зло - и это главные качества характеризующие большинство
героев сказок Чуковского .
Идеей сказки является факт исцеления бедных , больных животных живущих в
далекой Африке добрым доктором Айболитом .
Создавая сказки для малышей К . И . Чуковский непосредственно следовал своим
заповедям . Сказка написана простым детским языком , эмоциональна , доступна
для детей , легко воспринимается , но в то же время она оказывает большое
воспитательное значение .
Рассмотрим же сказку на основе заповедей Чуковского :
1 . Соблюдена графичность и образность .
« Но вот перед ним море -
Бушует , шумит на просторе .
А в море высокая ходит волна ,
Сейчас Айболита проглотит она .
Но тут выплывает кит :
« Садись на меня , Айболит ,
И , как большой пароход ,
Тебя повезу я вперед ! » »
2. Наивысшая смена образов
« Мы живем на Занзибаре ,
В Калахари и Сахаре ,
На горе Фернандо - По ,
Где гуляет Гиппо - попо
По широкой Лимпопо » .
3 . Живопись лирична , множество глаголов и предлогов дают ощущение
постоянного движения .
« И пришла к Айболиту лиса .
И пришел к Айболиту барбос .
И прибежала зайчиха
И закричала : « Ай , ай !
Мой зайчик попал под трамвай !
Он бежал по дорожке ,
И ему перерезало ножки ,
И теперь он больной и хромой ,
Маленький заинька мой ! »
Вместе с его героями тоже хочется , что то делать , как то действовать , чем
то помочь .
4 . Подвижность и переменчивость ритма .
« Но вот , поглядите , какая - то птица
Все ближе и ближе по воздуху мчится .
На птице , глядите , сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит :
« Да здравствует милая Африка ! » »
5 . Музыкальность поэтической речи .
« Вот и Гиппо , вот и Попо ,
Гиппо - попо, Гиппо - попо !
Вот идет Гиппопотам .
Он идет от Занзибара ,
Он идет к Килиманджаро -
И кричит он , и поет он :
« Слава , слава Айболиту !
Слава добрым докторам ! » »
Песня гиппопотама звучит , как гимн для докторов .
6 . Рифмы находятся в ближайшем соседстве .
« И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет , и хохочет ,
Будто кто ее щекочет .
А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются , заливаются -
Так , что дубы сотрясаются . »
7 . Каждая строка живет собственной жизнью .
« Добрый доктор Айболит !
Он под деревом сидит .
Приходи к нему лечиться
И корова , и волчица ,
И жучок , и червячок ,
И медведица !
Всех излечит , исцелит
Добрый доктор Айболит ! »
8 . Основная смысловая нагрузка лежит на словах - рифмах .
« « Что такое ? Неужели
Ваши дети заболели ? » -
« Да - да - да ! У них ангина ,
Скарлатина , холерина ,
Дифтерит , аппендицит ,
Малярия и бронхит !
Приходите же скорее ,
Добрый доктор Айболит ! » »
Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы .
9 . Стихи не загромождены прилагательными .
« Ладно , ладно , побегу ,
Вашим детям помогу .
Только где же вы живете ?
На горе или в болоте ? »
10 . Преобладает движение , основной ритм - хорей .
« И встал Айболит , побежал Айболит ,
По полям , по лесам , по лугам он бежит .
И одно только слово твердит Айболит :
« Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! » »
11 . Присутствует игра .
« И бежит Айболит к бегемотикам ,
И хлопает их по животикам ,
И всем по порядку
Дает шоколадку ,
И ставит и ставит им градусники !
И к полосатым
Бежит он тигрятам ,
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам ,
И каждого гоголем ,
Каждого моголем ,
Гоголем - моголем ,
Гоголем - моголем ,
Гоголем - моголем потчует . »
12 . Поэзия для детей - поэзия для взрослых .
« Десять ночей Айболит
Не ест , не пьет и не спит ,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники . »
13 . Частые повторы придают большую эмоциональность сказке .
« И тут же страусята
Визжат , как поросята ,
Ах , жалко , жалко , жалко
Бедных страусят !
И корь и дифтерит у них ,
И оспа и бронхит у них ,
И голова болит у них ,
И горлышко болит . »
Мы видим , что К . И . Чуковский прекрасно использовал свои заповеди в сказке
« Айболит » . Эту сказку и сейчас очень любят дети , и после будут любить и
читать ее вновь и вновь . Это все благодаря высокому мастерству и таланту
великого поэта .
Страницы: 1, 2