: Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы

стремясь воспитать верных слуг царю и отечеству , возводят в образец

беспрекословное послушание , бездумное подчинение авторитету - родителей ,

наставников .

« Книги для детей можно и должно писать , но хорошо и полезно только то

сочинение для детей , которое может занимать взрослых людей и нравиться им не

как детское сочинение , а как литературное произведение , писанное для всех .

»

3) Особенности языка детских книг .

Большое внимание Белинский уделял языку и слогу детских книг . Очень низкий

уровень изданий и низкая культура переводов вызывали его многочисленные

замечания об их безграничности , жаргоне .

Белинский считал , что язык детской книги должен отличаться чистотой и

правильностью « быть цветущим в самой простоте » .

« Детские книги должны отличаться особенною легкостью , чистотою и

правильностью языка .

Прекрасная , хорошим языком написанная или переведенная книга и красиво

напечатанная , - она полезна и для детей , и для взрослых .

Книга должна быть написана просто , умело , без излишних потребностей ,

хорошим языком , события изложены ясно , расставлены в перспективе ,

обличающей память , переданы с живостью и увлекательностью .

Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким - нибудь

делом , не столько предохранение не от дурных привычек и дурного направления

, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа -

развитие чувства любви и чувство бесконечного . Прямое и непосредственное

действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей , а не на их

рассудок . Чувство предшествует знанию , кто не почувствовал истины , тот и

не понял , и не узнал ее . »

К . И . Чуковский - сказочник и теоретик детской литературы .

От двух до пяти .

1 О особенности детской речи .

· Подражание и творчество .

Каждый маленький ребенок есть величайший труженик нашей планеты . Достаточно

приглядеться возможно внимательнее к сложной системе тех методов , при помощи

которых ему удается в такое изумительно короткое время овладеть своим родным

языком , всеми оттенками его причудливых форм , всеми тонкостями его

суффиксов , приставок и флексий . Хотя это овладение речью происходит под

непосредственным воздействием взрослых , все же оно кажется одним из

величайших чудес детской психической жизни .

Ребенок всего за три года - от двух до пяти лет осваивает основные богатства

родного языка . И осваивает не как прилежный зубрила , а как поэт .

У двух летних и трех летних детей такое чутье языка , что создаваемые ими

слова отнюдь не кажутся калеками и уродами речи , а , напротив , очень метки

, изящны , естественны :

« сердитки » - морщинки , « духлая » - пахнет духами , « всехный » - всеобщий .

Сплошь и рядом случается , что ребенок изобретает слова , которые уже есть в

языке , но неизвестны ни ему , ни окружающим ( обутка , одетка ) . Ребенок

порою самостоятельно приходит к тем формам , которые создавались народом в

течении многих веков ( « льзя » - можно , « удобриться » - смягчиться , «

людь » - человек )

Чудесно овладевает детский ум методами , приемами , формами народного

словотворчества : они могли бы быть и только случайно их нет . Даже те

детские слова , которых нет в языке , кажутся почти , существующими . Ребенок

создал их лишь потому , что не знал наших взрослых слов . Ребенок называет

лошадку -

« лошада » т . к . лошадь для ребенка огромна и может ли он звать ее

уменьшительным именем ? Подушка для него - « подуха » , одуванчик - « одуван

» .

· Когда трех летняя Нина впервые увидела в саду червяка , она зашептала в

испуге :

- Мама , мама , какой ползук !

· Неосознанное мастерство .

Переиначивая наши слова , ребенок не замечает своего словотворчества и

остается в уверенности , будто правильно повторяет услышанное ( « сольница »

- солонка , т . к . есть чайница , сахарница ) .

Такое неосознанное словесное творчество - один из самых изумительных

феноменов детства . Сам того не подозревая , он направляет все свои усилия

к тому , чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых

языковое богатство . Даже те ошибки , которые не редко случается делать ребенку

при этом творческом усвоении речи , свидетельствуют об огромности совершаемой

его мозгом работы по координации знаний ( « почтаник » - почтальон , по

аналогии со словами с суффиксом - ник - ; пожарник , сапожник , печник ) .

Чтобы воспринять наш язык , ребенок в своем словотворчестве копирует взрослых

. Сам того не подозревая , он направляет все свои усилия к тому , чтобы путем

аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство .

С двух лет всякий ребенок становиться на короткое время гениальным

лингвистом , а к пяти - шести годам эту гениальность утрачивает , т . к . к

этому возрасту ребенок уже полностью овладел основными принципами родного языка

.

Когда мы говорим о творческой силе ребенка , о его чуткости , о его речевой

гениальности , мы не должны забывать , что общей основой всех названных

качеств является подражание , т . к . всякое новое слово , создаваемое

ребенком , твориться им в соответствии с нормами , которые даны ему взрослыми .

· Народная этимология .

В большинстве случаев дети только к тому и стремятся , чтобы возможно точнее

скопировать старших . Но , пытаясь воспроизвести во всей точности нашу «

взрослую » речь , они бессознательно исправляют ее ; изумительна та

виртуозность , с которой , переменяя в услышанном слове один только звук ,

они заставляют это слово подчинятся их логике , их ощущению вещей :

* Буся метко обозвал бормашину зубного врача - больмашиной .

· Леля называет сухарик - кусариком .

* - У мамы сердечко болело , и она пила болерьянку .

Развитие речи ребенка являет собой единство подражания и творчества .

· Осмысление речи бессмыслицей .

Слушая ,что погоня за смыслом приводит ребенка к сугубой бессмыслице .

· Царь дрожащего творенья - « Царь , дрожащий от варенья ».

· Властелин души моей - « Пластилин души моей » .

· Терпи , казак , атаманом будешь - « Терпи , коза , а то мамой будешь » .

Путем минимального изменения в звуковой структуре непонятного слова ребенок ,

незаметно для себя , осмысляет его , причем в этой новой редакции выдвигаются

существеннейшие ( с точки зрения ребенка ) качества того лица или предмета ,

которые данными словами обозначены ( язык - лизык , слюнка - плюнка ) .

Эти языковые процессы в речи детей занимают не последнее место .

· Действенность .

Ребячьи слова в большинстве случаев изображают предметы исключительно со

стороны действия .

· « строганок » - то , чем строгают

· « копатка » - то , чем копают

· « лизык » - то , что лижет

· « колоток » - то , чем колотят

Всюду выдвинута на первое место действенная функция предмета . Почти все

исправления , вносимые ребенком в нашу « взрослую » речь , заключаются

именно в том , что он выдвигает на первое место динамику .

· Завоевание грамматики .

За - вы - на - рас - об

Велико у детей тяготение к глаголу , что им буквально не хватает глаголов ,

существующих во « взрослом » языке . Приходится создавать свои собственные .

· - часы часикают

· - я намакаронился

· - видишь , как я хорошо приудобился

· - погоди , я еще не отсонился

В этих глаголах восхищают приставки , придающие каждому слову именно тот

оттенок экспрессии , какой придает им народ . Так что ребенок поступает в

полном соответствии с исконными нормами родного языка . Самые смелые и

причудливые из новообразований ребенка не выходят за рамки общенациональных

языковых традиций .

Разве не изумительно , что ребенок уже на третьем году своей жизни вполне

овладевает всем обширным арсеналом приставок и великолепно угадывает значение

каждой из них .

· Мама , отпачкай мне рубашку !

Льзя - нельзя

Любопытная особенность детских приставок : они никогда не срастаются с корнем

. Ребенок отрывает их от корня и легче и чаше , чем взрослый .

· - Я сперва боялся трамвая , а потом вык , вык и привык .

· - Ах , какой ты невежа ! Нет , я вежа !

· - Ты такой неряха . Ладно , я буду ряха !

Он и она

Замечательна чуткость ребенка к родовым окончаниям слов.

Здесь он особенно часто вносит коррективы в нашу речь .

· - Я не черепаха , я черепах .

· - Синица - синиц .

· - Русалка - русал .

Прилагательные

Имена прилагательные сравнительно редко встречаются в речи детей . Но даже в

том небольшом их числе , тоже явственно выразилось присущее детям чутье языка

.

· - Червячее яблоко

· - Клевачий петух

· - Махучий хвост

Скрещивание слов

· - Моя чашка такая блистенькая

В этом слове слиты два разных слова , корни которых различны ( блестящая и

чистенькая сразу ) .

Дети по инерции могут создать из любой глагольной формы любую глагольную

форму . Стоит только внимательно приглядеться к языковому развитию детей ,

чтобы стало ясно , что подражание у них сочетается с самым пытливым

исследованием того материала , который предлагают им взрослые .

· - Начальная школа - это где начальники учатся ?

Типичные ошибки детей

Среди детских местоимений особым своеобразием отличаются притяжательные .

· - Этажерка - эта жерка , та жерка

· - Табуретка - та буретка и эта буретка

Труднее всего малым детям даются капризные формы разноспрягаемых глаголов .

· - Папа воевает

· - Мы сплим

· - Лампа зажгита

Анализ языкового наследия взрослых

Дети вообще буквалисты . Каждое слово имеет для них лишь один единственный ,

прямой и отчетливый смысл и не только слово , но порою целая фраза .

· - Скоро . Ты и оглянуться не успеешь ( Светлана стала как - то странно

себя вести )

· - Я оглядываюсь , оглядываюсь , а лета все нету .

Тут все дело в том , что мы , взрослые , мыслим словами , словесными

формулами , а маленькие дети - вещами , предметами предметного мира .

Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами . Потому - то

они так горячо возражают против наших аллегорий и метафор .

Ребенок , которого мы сами приучили к тому , что в каждом корне данного слова

есть отчетливый смысл , не может простить нам « бессмыслиц » , которые мы

вводим в нашу речь . Иногда ребенок протестует не против смысла , а против

фонетики данного слова .

Ребенок усваивает нашу « взрослую » речь не только путем подражания , но и

противоборствуя ей . Это противоборство бывает двоякое :

1 . Неосознанное , когда ребенок даже не подозревает о том , что он

забраковал наши слова и заменил их другими .

2 . Нарочитое , когда ребенок сознает себя критиком услышанных им речений .

И в том , и в другом случае основные законы установленной, выработанной

взрослыми речи остаются для ребенка непреложными . Если же он восстает против

некоторых наших речений , то лишь для того , чтобы вступиться за эти законы .

· - Я в школу не пойду , там на экзамене ребят режут .

Ложное истолкование слов

Ребенок , который живет среди взрослых и постоянно присутствует при их

разговорах , то и дело слышит такие слова , смысл которых ему непонятен .

Часто он пытается осмыслить их сам , не обращаясь за объяснением к старшим ,

вполне уверенный, что эта задача не представит для него особенных трудностей

. Он решает ее « по вдохновению » , внезапно , не обладая для этого никакими

другими ресурсами , кроме сильнейшего языкового чутья , и немудрено , что ,

пытаясь самостоятельно добраться до смысла непонятных речений , он принужден

прибегать к самым фантастическим выдумкам .

· - Двойняшки - два ( мальчика ) Яшки .

Слово отождествляется с вещью

Слово часто имеет в сознании ребенка такой же конкретный характер , как и та

вещь , которую он обозначает . Оно , так сказать , отождествляется с вещью .

Всякие кикиморы , буки , которыми взрослые пугают ребенка , именно потому и

страшны для него , что в уме его имена этих свирепых чудовищ сливаются с

самими чудовищами .

Фонетика

Ребенок добирается до правильного произношения слов столь же сложным ,

извилистым путем , каким он приходит к их нормативной конструкции .

· Кооператив :

· пиф

· пиф - пиф

· апиф

· капиф

· каапиф

· патиф

· копатиф

· кооператив

· Роль фантазии и сказки в воспитании детей .

О необходимости развивать детскую фантазию при помощи чтения сказок Ф . М .

Достоевский писал в конце жизни одному из родителей :

« Вы говорите , что до сих пор не давали читать вашей дочери что - нибудь

литературное , боясь развить фантазию . Мне вот кажется , что это не совсем

правильно : фантазия есть природная сила в человеке , тем более во всяком

ребенке , у которого она , с самых малых лет , преимущественно перед всеми

другими способностями развита и требует утоления . Не давая ей утоления ; или

умертвишь ее , или обратно - дашь ей развития , именно чрезмерно ( что и

вредно ) своими собственными силами . Такая же натуга лишь истощит духовную

сторону ребенка преждевременно » .

Лишенный Мюнхаузена , Гулливера , Конька - горбунка , ребенок бессознательно

компенсирует себя множеством самоделковых сказок . Без фантазии и в физике ,

и в химии будет полный застой , т . к . создание новых гипотез , придумывание

новых приборов , догадки о новых химических соединениях - все это продукты

фантазии .

Сказка делает свое дело : помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире

, обогащает его душевную жизнь , заставляет его почувствовать себя

бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость , за добро , за

свободу , и , когда надобность в ней минует , ребенок сам разрушает ее . Но

до семи - восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть

самая здоровая пища - не лакомство , а насущный и очень питательный хлеб , и

никто не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу .

Сказка нужна ребенку для того , чтобы возможно полнее , пышнее , богаче

пережить этот полезнейший для его психического развития период .

Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке , чтобы развить , укрепить

, обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике . Тем

, кто фантазирует принадлежит будущее .

· Основное воспитательное значение сказки .

· Цель сказочников.

Теперь уже считается общепринятой истинной , что сказка

совершенствует , обогащает и гуманизирует детскую психику , т . к. слушающий

сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет

себя с теми из ее персонажей , кто борется за справедливость , добро и свободу

. В этом -то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным

героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение

сказки .

Цель сказочников заключается в том , чтобы какою угодно ценою

воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека

волноваться чужими несчастьями , радоваться радостями другого , переживать

чужую судьбу , как свою .

Наша задача заключается в том , чтобы пробудить , воспитать ,

укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность

сопереживать , сострадать , и сорадоваться , без которой человек - не человек .

Только эта способность , привитая с самого раннего детства и доведенная в

процессе развития до высочайшего уровня , создавала и будет впредь создавать

Бестужевых , Пироговых , Некрасовых , Чеховых , Горьких .

· Специфика детского словотворчества .

· Роль игровых стихов в творчестве ребенка

« Путаницы » не только не мешают ребенку ориентироваться в окружающем мире ,

но , напротив , укрепляют в нем чувство реальности и что именно в интересах

реалистического воспитания детей следует культивировать в детской среде такие

стихи . Ибо так уж устроен ребенок , что в первые годы его бытия мы можем

насаждать в его душе реализм не только путем ознакомления с окружающим миром

, но чаще и успешнее всего именно при посредстве фантастики .

· жабы по небу летают

· рыбы по полю гуляют

· мыши кошку изловили .

Все нелепицы ощущаются ребенком именно как нелепицы . Он ни на минуту не

верит в их подлинность . Навязывание предметам несвойственных им функций и

признаков увлекает его как забава . В русских малых фольклорных жанрах эта

забава нередко принимает характер игры в обмолвку :

· Полтора молока чистого кувшина .

· Гладь , из - под собаки лают ворота .

· Мужик схватил собаку и давай бить палку

Существует немало детских стихов , которые являются продуктами игры , но эти

стишки - перевертыши и сами по себе есть игра , игра мыслительная , игра ума

.

· Будем кушать на диване , а спать на столе .

· Наденем фуражку на ноги , а сандали на голову .

· Возьмем дверь и откроем ключ .

Это проявление детского юмора и в то же время познавательное отношение к миру .

Это стремление создавать перевертыши - у здорового ребенка на каждом шагу .

Жажда играть в переверьыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном

этапе его умственной жизни . В основе этих причуд не юмористическое , а

позновательное отношение к миру . Ибо давно уже чтало общепринятой истиной ,

что именно по средствам игры ребенок овладевает огромным количеством знаний и

навыков , нужных ему для ориентации в жизни .

· Педагогическая ценность перевертышей .

Играть в детстве - то же , что накапливать опыт , а этот накопленный опыт

порождает новые знания , чувства , желания , поступки и новые способности .

Польза подобных стихов и сказок очевидна : за каждым « не так » ребенок живо

ощущает « так » , всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в

норме , и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире . Он делает

как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает ,

что значительно поднимает в нем уважение к себе , уверенность в своем

интеллекте , столь необходимую ему , чтобы не растеряться в этом хаотическом

мире : « Я - то не обожгусь холодной кашей » ; « я - то не испугаюсь улитки »

; « на дне моря я не стану искать землянику . »

В этом проверочном испытании , в этом сомоэкзамене - главное значение игры в

перевертыши .

В перевертышах можно выделить следующие разделы :

1 . Перевертыши большого и малого ( малому приписываются качества большого :

- комарище упавший с дуба )

2 . Перевертыши холодного и горячего ( холодному приписываются качества

горячего и наоборот : - я - то не обожгусь холодной водой )

3 . Перевертыши еды ( съедобность несъедобных вещей : - пил - ел лапти )

4 . Перевертыши одежды ( - наденем фуражку на ноги , а сандали на голову )

5 . Перевертыши явлений природы ( - море горит )

6 . Перевертыши ездока и коня ( - конь едет верхом )

7 . Перевертыши телесных недостатков (- слепые видят )

8 . Перевертыши действующих лиц ( - глядь , из - под собаки лают ворота )

Вовлекая ребенка в « перевернутый мир » , мы не только не наносим ущерба его

интеллектуальной работе , но , напротив , способствуем ей , ибо у ребенка у

самого есть стремление создать себе такой « перевернутый мир » , чтобы тем

вернее утвердиться в законах , управляющих миром реальным .

Перевертыши есть такое же порождение игр .

Воспитать в ребенке юмор - драгоценное качество , которое , когда ребенок

подрастает , увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и

поставит его высоко над мелочами и дрязгами .

У ребенка вообще есть великая потребность смеяться . Дать ему

добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из

непосредственных задач воспитания .

· Как дети слагают стихи .

Среди многочисленных методов , при помощи которых ребенком усваивается

общенародная речь , смысловая систематизация слов занимает не последнее место

.

По представлению ребенка , многие слова живут парами : у каждого из этих слов

есть двойник , чаще всего являющийся его антитезой . Узнав одно какое -

нибудь слово , дети уже на третьем году жизни начинают отыскивать то ,

которое связано с ним по контрасту . При этом , конечно , возможны такие

ошибки :

· Вчера была сырая погода

· А разве сегодня вареная ?

· Это вода стоячая

· А где же лежачая ?

Такие словесные пары являются для ребенка не только двойниками по смыслу , но

в большинстве случаев - по звуку . В представлении детей понятия ,

параллельные по смыслу , должны быть параллельны по звуку :

· Расскажи начало , а кончала не надо .

· Две открытки и одна закрытка

· Желток - белток

В этих рифмах нет ничего преднамеренного . Просто они облегчают речь ребенка .

Всюду сказывается стремление ребенка рифмовать слова , принадлежащие к одной

категории понятий , и таким образом систематизировать их либо по контрасту ,

либо по сходству .

· Генералы - сухопутные ,

· Адмиралы - воднопутные

Вообще всякая рифма доставляет ребенку особую радость . И когда она случайно

подвернется ему в разговоре , он играет ею :

· Вот туда , где вода ,

· Вот туда , где вода .

· Это разве ложка ?

· Это просто кошка .

Влечение к рифмованным звукам присуще в той или иной степени всем детям от

двух до пяти : все они с удовольствием предаются длительным играм в созвучия

:

· Галюнчик , малюнчик .

· Галюха , малюха .

Таким образом , рифма есть , так сказать , побочный продукт этой неумолимой

работы ребенка над своим голосовым аппаратом , и продукт чрезвычайно полезный

: благодаря ему тяжелая работа ощущается ребенком как игра .

Детское стихотворчество - признак избытка играющих сил . Оно явление такого

же порядка , как кувыркание или махание руками .

· Я не танк волоку ,

· Я в галопию скаку !

До четырехлетнего возраста ребенок был и поэт , и певец , и плясун

одновременно , а теперь стихотворство становиться для него самостоятельной

деятельностью , отдельной от всякого другого искусства .

На шестом или чаще всего на седьмом году жизни они понемногу переходят от

эмоциональных выкриков к чисто литературным стихам :

· Лежит рядочком с брюквой

· И кажется , вот - вот

· От счастья громко хрюкнет

· И хвостиком махнет .

Стихи для детей - норма человеческой речи , естественное выражение их чувств

и мыслей .

2 Заповеди для детских поэтов .

· Основополагающие принципы , положенные в основу

заповедей .

1 . Учиться у народа . Учиться у детей .

В девятнадцать лет Петр Ершов создал гениальную книгу , которая живет более

ста лет . В поучительной судьбе « Горбунка » явно поставлен знак равенства

между детьми и народом .

Сказки Пушкина все до одной были сказки крестьянские и по словарю и по дикции .

Басни Крылова , возникли как литература для взрослых с непревзойденным

совершенством воссоздали народную речь , у нас будет полное право сказать ,

что русский народ продиктовал своим гениальным писателям все лучшие детские

книги .

Это детские стихотворения Некрасова , детские книги Л . Толстого

, Ушинского , насквозь пропитанные нашим фольклором .

Единственный компас для писателей - народная поэзия . Задача писателей - не

точная имитация старинного народного творчества . Но не только у народа

должны мы учиться , второй учитель - ребенок . Надо знать потребности и вкусы

малолетних читателей , воспитывать их , влиять , формировать как личность .

2 . Образность и действенность

· 1 заповедь - графичность .

Стихотворения должны быть графичны , т . е . в каждой строфе , а порою и в

каждом двустишии должен быть материал для художника , ибо мышлению младших

детей свойственна образность .

« Ехали медведи на велосипеде

А за ними кот задом наперед .

А за ним комарики на воздушном шарике . »

· 2 заповедь - наивысшая смена образов .

Стихи , печатаемые без рисунков , теряют , чуть не половину своей

эффективности .

« Муха криком кричит ,

Надрывается ,

А злодей молчит ,

Ухмыляется . »

· 3 заповедь - словесная живопись должна быть лирична .

Словесная живопись должна быть лирична .

Поэт - рисовальщик должен быть поэтом - певцом . Ребенку мало видеть тот или

иной эпизод , изображенный в стихах : ему нужно , чтобы в этих стихах были

песни и пляски .

« И сел на кита Айболит

И одно только слово твердит :

Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! »

· 4 заповедь - подвижность и переменчивость ритма .

Нужна подвижность и переменчивость ритма . Для разнообразия фактуры стиха

используется переход от хорея к дактилю , и наоборот .

« Вон акула Каракула

Распахнула злую пасть .

Вы к акуле Каракуле

Не хотите ли попасть

Прямо в пасть ? »

3 . Музыка

· 5 заповедь - повышенная музыкальность .

Нужна повышенная музыкальность поэтической речи , плавность , текучесть звуков .

« Курица - красавица у меня жила ,

Ах , какая умная курица была . »

4 . Рифмы . Структура стихов .

· 6 заповедь

Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии

одна от другой , т . е . быть как можно ближе друг к другу .

« И сейчас же к нему из - за елки

Выбегают мохнатые волки :

« Садись , Айболит , верхом ,

Мы живо тебя довезем ! »»

· 7 заповедь

Те слова , которые служат рифмами в детских стихах , должны быть главными

носителями смысла всей фразы .

« Таня - Ваня задрожали -

Бармалея увидали .

Он по Африке идет ,

На всю Африку поет : . »

· 8 заповедь

Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и

составлять отдельный организм .

« Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало .

Глянул заинька в окно ,

Стало заиньке темно . »

5 . Отказ от эпитетов . Ритмика .

· 9 заповедь

Не загромождать детских стихов прилагательными . Ребенка по - настоящему

волнует в литературе лишь действие , лишь быстрое чередование событий .

« У меня зазвонил телефон .

- Кто говорит ?

- Слон .

- Откуда ?

- От верблюда .

- Что вам надо ?

- Шоколада . »

· 10 заповедь

Преобладающим ритмом этих стихов должен быть непременно хорей .

« Дон , дон , дон , дон !

Загорелся кошкин дом . »

6 . Игровые стихи

· 11 заповедь

Стихи должны быть игровыми , т . к . вся деятельность младших и средних

дошкольников выливается в форму игры . Тот, кто не способен играть с

малышами , пусть не берется за сочинение стихов . Дети играют не только

вещами но и произносимыми звуками .

« Жила - была мышка Мауси .

И вдруг , увидела Котауси .

У Котауси злые глазауси

И злые - презлые зубауси . »

· 12 заповедь

Поэзия для малышей , должна быть и для взрослых поэзией .

· 13 заповедь

В своих стихах поэты должны не столько приспосабливаться к ребенку , сколько

приспособлять его к себе , к своим « взрослым » ощущениям

и мыслям .

Последняя заповедь прямо призывает детских поэтов « мало - помалу нарушать

многие из вышеуказанных заповедей , дабы путем постепенного усложнения формы

подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов » .

3 Анализ сказки К . И . Чуковского «Айболит »

В основе поэмы - сказки К . И . Чуковского « Айболит » , лежит тема большой

любви к животным и прославление тяжелой и трудной , но в то же время очень

интересной профессии - доктор ( врач лечащий людей и животных ) .

Доктор Айболит в центре сюжета . Он является воплощением доброты , ума ,

чуткости , сострадания к ближним , сильным героем идущим к поставленной цели

, побеждающим все зло - и это главные качества характеризующие большинство

героев сказок Чуковского .

Идеей сказки является факт исцеления бедных , больных животных живущих в

далекой Африке добрым доктором Айболитом .

Создавая сказки для малышей К . И . Чуковский непосредственно следовал своим

заповедям . Сказка написана простым детским языком , эмоциональна , доступна

для детей , легко воспринимается , но в то же время она оказывает большое

воспитательное значение .

Рассмотрим же сказку на основе заповедей Чуковского :

1 . Соблюдена графичность и образность .

« Но вот перед ним море -

Бушует , шумит на просторе .

А в море высокая ходит волна ,

Сейчас Айболита проглотит она .

Но тут выплывает кит :

« Садись на меня , Айболит ,

И , как большой пароход ,

Тебя повезу я вперед ! » »

2. Наивысшая смена образов

« Мы живем на Занзибаре ,

В Калахари и Сахаре ,

На горе Фернандо - По ,

Где гуляет Гиппо - попо

По широкой Лимпопо » .

3 . Живопись лирична , множество глаголов и предлогов дают ощущение

постоянного движения .

« И пришла к Айболиту лиса .

И пришел к Айболиту барбос .

И прибежала зайчиха

И закричала : « Ай , ай !

Мой зайчик попал под трамвай !

Он бежал по дорожке ,

И ему перерезало ножки ,

И теперь он больной и хромой ,

Маленький заинька мой ! »

Вместе с его героями тоже хочется , что то делать , как то действовать , чем

то помочь .

4 . Подвижность и переменчивость ритма .

« Но вот , поглядите , какая - то птица

Все ближе и ближе по воздуху мчится .

На птице , глядите , сидит Айболит

И шляпою машет и громко кричит :

« Да здравствует милая Африка ! » »

5 . Музыкальность поэтической речи .

« Вот и Гиппо , вот и Попо ,

Гиппо - попо, Гиппо - попо !

Вот идет Гиппопотам .

Он идет от Занзибара ,

Он идет к Килиманджаро -

И кричит он , и поет он :

« Слава , слава Айболиту !

Слава добрым докторам ! » »

Песня гиппопотама звучит , как гимн для докторов .

6 . Рифмы находятся в ближайшем соседстве .

« И акула Каракула

Правым глазом подмигнула

И хохочет , и хохочет ,

Будто кто ее щекочет .

А малютки бегемотики

Ухватились за животики

И смеются , заливаются -

Так , что дубы сотрясаются . »

7 . Каждая строка живет собственной жизнью .

« Добрый доктор Айболит !

Он под деревом сидит .

Приходи к нему лечиться

И корова , и волчица ,

И жучок , и червячок ,

И медведица !

Всех излечит , исцелит

Добрый доктор Айболит ! »

8 . Основная смысловая нагрузка лежит на словах - рифмах .

« « Что такое ? Неужели

Ваши дети заболели ? » -

« Да - да - да ! У них ангина ,

Скарлатина , холерина ,

Дифтерит , аппендицит ,

Малярия и бронхит !

Приходите же скорее ,

Добрый доктор Айболит ! » »

Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы .

9 . Стихи не загромождены прилагательными .

« Ладно , ладно , побегу ,

Вашим детям помогу .

Только где же вы живете ?

На горе или в болоте ? »

10 . Преобладает движение , основной ритм - хорей .

« И встал Айболит , побежал Айболит ,

По полям , по лесам , по лугам он бежит .

И одно только слово твердит Айболит :

« Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! » »

11 . Присутствует игра .

« И бежит Айболит к бегемотикам ,

И хлопает их по животикам ,

И всем по порядку

Дает шоколадку ,

И ставит и ставит им градусники !

И к полосатым

Бежит он тигрятам ,

И к бедным горбатым

Больным верблюжатам ,

И каждого гоголем ,

Каждого моголем ,

Гоголем - моголем ,

Гоголем - моголем ,

Гоголем - моголем потчует . »

12 . Поэзия для детей - поэзия для взрослых .

« Десять ночей Айболит

Не ест , не пьет и не спит ,

Десять ночей подряд

Он лечит несчастных зверят

И ставит и ставит им градусники . »

13 . Частые повторы придают большую эмоциональность сказке .

« И тут же страусята

Визжат , как поросята ,

Ах , жалко , жалко , жалко

Бедных страусят !

И корь и дифтерит у них ,

И оспа и бронхит у них ,

И голова болит у них ,

И горлышко болит . »

Мы видим , что К . И . Чуковский прекрасно использовал свои заповеди в сказке

« Айболит » . Эту сказку и сейчас очень любят дети , и после будут любить и

читать ее вновь и вновь . Это все благодаря высокому мастерству и таланту

великого поэта .

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты