: Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы

: Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы

Г . Белинский - критик и теоретик детской литературы .

1 Роль детской литературы в воспитании детей

« Книга есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются ... и дети - так же

. Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать дурно

выбранные книги , для них хуже и вреднее , чем ничего не читать . »

Детские книги - сокровища духовного богатства людей , самое ценное что создал

человек на пути к прогрессу ; в нем выражены чувства , эмоции , переживания

людей . Детская литература органическая часть общей литературы , но она

специфична . Детская литература является средством воспитания, формирования

личности ребенка .

« Книги , которые пишутся собственно для детей , должны входить в план

воспитания , как одна из важнейших ее сторон . Наша литература особенно бедна

книгами для воспитания , т. е. как учебными , так и литературными детскими

книгами »

Начальные педагогические требования Белинского - уважение к ребенку ,

развитие его индивидуальных особенностей . Он отстаивает идею гармоничного

развития личности . Воспитание должно учитывать возрастные особенности детей,

развивать их физические и духовные возможности , формировать нравственные ,

патриотические чувства .

« Воспитание - великое дело ; им решается участь человека . Все говорят о

важном влиянии воспитания на судьбу человека , на его отношение к

государству, к ближним и к самому себе . Слово еще не есть дело , всякая

истина , как бы ни была она несомненна, но если не осуществляется в делах и

поступках произносящих ее - она есть только слово , пустой звук ,- та же ложь

.Питайте и развивайте в детях чувство , возбуждайте чистую , а не корыстную

любовь к добру; заставляйте их любить добро для самого добра , а не из - за

награды , не из выгоды быть добрым ; возвышайте их души примерами

самоотвержения и высокости в делах и не докучайте им пошлою моралью . В детях

, с самых ранних лет , должно развивать чувство изящного , как один из

первейших элементов человечности . развивайте также в них и эстетическое

чувство , которое есть источник всего прекрасного , великого , потому что

человек лишенный эстетического чувства стоит на степени животного . »

« Лучше совсем ничего не читать , чем читать плохую и мало художественную

книгу . »

Книги для детей должны быть источником высоко - художественного,

эстетического , нравственного воспитания .

« Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким - нибудь

делом , не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления

, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа ,-

развитие чувства любви , и чувства бесконечного . Прямое и непосредственное

действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей , а не на их

рассудок . Чувство предшествует знанию .. Детские книжки должны показать им ,

что мир и жизнь прекрасны , т. к. они суть .. Кто не почувствовал истины ,

тот и не понял и не узнал ее ..

Преимущественное развитие чувства дает им полноту , гармонию и поэзию жизни

.. Они должны знакомить их с таинством страдания , показывая его , как другую

сторону одной и той же любви , как блаженство своего рода ,. как необходимое

состояние духа ..И все это детские книжки должны передавать своим маленьким

читателям . в повествованиях и картинах , полных жизни и движения ,

проникнутых одушевлением , согретых теплотою чувства , написанных языком

легким , свободным , игривым , цветущим в самой простоте своей ,- и тогда они

могут служить одним из самых прочных оснований и самых действенных средств

для воспитания . »

« Воспитание - великое дело ; им решается участь человека . »

2 Познавательное значение детских книг .

Тематика научно - познавательной литературы

для

детей .

В своем философском развитии В. Г. Белинский шел от увлечения

идеалистическими системами в первый период своей деятельности к материализму

и революционному демократизму . В соответствии с этим меняется , получает

новое , более глубокое содержание и его идеал воспитания человека .

Выяснив народность произведений великих русских писателей Пушкина , Гоголя ,

Крылова , Белинский впервые выдвинул и подробно обосновал идею народности

воспитания .

« Народность , - писал он , - обыкновенно выпускается у нас из плана

воспитания . Часто дети знают о древнегреческих авторах , об исторических

деятелях европейской истории , но не имеют никакого понятия о сокровищах

своей народной поэзии , русской литературе , Петре 1 .» Он указывает , что

детям надо давать как можно больше общечеловеческого , мирового , но надо

знакомить с этим через родные и национальные явления .

Белинский высказывает убеждение , что книги должны входить в план воспитания

как одна из важнейших его сторон . Он выдвигает ряд важнейших вопросов о

значении детской литературы , о ее специфики , тематике детской книги . В 60

годы был представлен список книг рекомендованный для детского чтения такими

известными писателями , как Пушкин, Гоголь, Некрасов, С- Щедрин , Крылов ,

Толстой , Успенский , Тютчев . Большое внимание Белинский уделял книгам

научно - познавательного характера . Он выступал с идеей подлинно научного ,

всеобщего развития ; знания должны быть « как нечто целое » , « как наука о

жизни ».

«. Для детей предметы те же , что и для взрослых людей , только изложенные

сообразно с их понятиями , а в этом - то и заключается одна из важнейших

сторон этого дела . Показать душе юной , чистой и свежей примеры высоких

действий представителей человечества . »

« . Если бы нашлась книжка с картинками , изображающими горы , моря , острова

, полуострова , минералы , разные чудеса физической природы , потом явления

растительного и , наконец , животного царства , и при этих картинках был бы

объяснительный текст простой , толковый , без фраз и восклицаний , как

прекрасна природа и т. п. ; если бы эти предметы были изложены не только в

порядке , но и в ученой системе , а в тексте ни слова не упоминалось бы ни о

каких системах . »

3 Расширение круга детского чтения .

Выделение основных читательско - возрастных групп .

Борьба за расширение круга для детского чтения позволила Белинскому ,

Чернышевскому , Добролюбову не только обогатить чтение самых маленьких

современников , но и воздействовать на самих писателей , продемонстрировать

им тот уровень , на котором они должны работать для детей .

По сути дела это так же была борьба за реализм детской литературы .

Деятельность этих критиков способствовала формированию нового русского

читателя .

Белинский настаивает на том , что наилучший путь к искусству для маленького

читателя - непосредственное восприятие .

«. На детские книги обычно обращают еще менее внимания , чем на само

воспитание . А книга - есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются - и

старые , и молодые , и деловые , и ничего не делающие ; дети - так же . Все

дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать дурно

выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем ничего не читать .

Что же можно читать детям ? Из сочинений , писанных для всех возрастов ,

давайте им «Басни » Крылова , в которых даже практические , житейские мысли

облачены в такие пленительные поэтические образы , и все так резко

запечатлено печатию русского духа ; давайте им « Юрия Милославского » г.

Зазоскина , в котором столько душевной теплоты , столько патриотического

чувства , который так прост , так наивен , так чужд возмущающих душу картин

, так доступен детскому воображению и чувству ; давайте « Овсяный кисель » ,

эту превосходно переведенную Жуковским ; давайте им некоторые из народных

сказок Пушкина , как, например « О рыбке и рыбаке » , которая , при высокой

поэзии , отличается , по причине своей бесконечной народности , доступностью

для всех возрастов и сословий и заключает в себе нравственную идею . Не давая

детям в руки самой книги , можно читать им отрывки из некоторых поэм Пушкина

, как , например , в « Кавказском пленнике » изображение черкесских нравов ,

в

« Руслане и Людмиле » эпизоды битв , о поле , покрытом мертвыми костями , о

богатырской голове ; в « Полтаве » описание битвы , появление Петра Великого

; наконец некоторые из мелких стихотворений Пушкина , каковы « Песнь о Вещем

Олеге » , « Жених » , « Пир Петра Великого » , « Зимний вечер » ,

« Бесы » , некоторые из песен западных славян , а для более взрослых «

Бородинскую годовщину » . Не заботьтесь о том , что дети мало поймут , но

именно и старайтесь , чтобы они как можно меньше понимали , но больше

чувствовали . Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова , сердца

преисполняются чувством изящного ; пусть и поэзия действует на них , как и

музыка - прямо через сердце , мимо головы , для которой еще настанет свое

время , свой черед .

Книги , которые пишутся для детей особенно должны входить в план воспитания ,

как одна из важнейшых его сторон .

Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким - нибудь

делом , не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления

, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа , -

развитие чувства любви и чувство бесконечного . Прямое и непосредственное

действие таких книжек должно быть обращено на чувство детей , а и на их

рассудок , а такими сказками можно так же назвать сказки Гофмана «

Неизвестное дитя » , « Щелкун Орехов и царек мышей » и пьесы в « Детских

сказках дедушки Иринея » . Какое богатство детских книг ! « Друг детей » -

это перевод немецкой книги , автор ее Вильмсен . Цель ее - развитие

мыслительной способности в детях через постепенное восхождение от легких к

более трудным понятиям , изложенным в сообразной с ними форме . Цель эта

достигается благодаря хорошему составлению книги . »

Главные доводы Белинского при определении круга детского чтения : связь с

жизнью , непременная художественность ,

« глубокость » и гуманность идей , целомудренность содержания , простота и ,

наконец , « истинная народность » .

4 Требования Белинского к детским писателям.

« . Нужно родиться , а не сделаться детским писателем . Тут требуется не

только талант , но и своего рода гений . Да, много , много нужно условий для

образования детского писателя : тут нужна душа благодатная , любящая , кроткая

, спокойная , младенчески простодушная ; ум возвышенный , образованный , взгляд

на предметы просветленный , и не только живое воображение , но и живая

поэтическая фантазия , способная представить все в одушевленных , радужных

образах . Не говоря уже о любви к детям и о глубоком знании потребностей ,

особенностей , оттенков детского возраста . Детские книги пишутся для

воспитания , а воспитание - великое дело : им решается участь человека .

. Живая , поэтическая фантазия есть необходимое условие , в числе других

необходимых условий , для образования писателя для детей : через нее и по

средством ее должен он действовать на детей . В детстве фантазия есть

преобладающая способность и сила души , первый посредник между духом ребенка и

вне его находящимся миром действительности . Дитя не требует выводов ,

доказательств и логической последовательности : ему нужны образы , краски и

звуки . Дитя не любит идей : ему нужны историйки , повести , сказки , рассказы

. И посмотрите , как сильно у детей стремление ко всему фантастическому , как

жадно слушают они рассказы о мертвецах , привидениях , волшебствах . Что это

показывает ? - потребность бесконечного , начало чувства поэзии , которые

находят для себя удовлетворение пока еще только в одном чрезвычайном ,

отличающемся неопределенностью идей и яркостью красок . Чтобы говорить образами

, надо если не быть поэтом , то , по крайней мере , быть рассказчиком и иметь

фантазию живую , резвую , радужную . Чтобы говорить образами с детьми ,

надо знать детей , надо самому быть взрослым ребенком , не в прошлом значении

этого слова , но родиться с характером младенчески простодушным . Есть люди

, которые любят детское общество и умеют занять его и рассказом и разговором ,

и даже игрою , приняв в ней участие : дети , со своей стороны , встречают этих

людей с шумной радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с откровенною

доверчивостью , как на своих друзей . Про такого человека у нас , на Руси ,

говорят : это детский праздник . Вот таких - то « детских праздников » нужно и

для детской литературы. Да - много , очень много условий ! Такие писатели ,

подобно поэтам , родятся , а не делаются . »

Белинский подвергает уничтожающей критике « фальшь и риторику » , современной

ему реакционной дворянской литературы , построенные по « единому типу » ,

книги , пересыпанные нравственными , разжевывающими моральные истины

нравоучениями , которые должны естественно и органически вытекать из « дела »

, выявляться в

« художественной жизни образов » , представляться не в сухих рассказах , а в

повествованиях и картинах , полных жизни , движения , проникнутых

одушевлением , согретых теплотою чувства .

« . Чем обычно отличаются повести для детей ? - дурно склеенным рассказом ,

пересыпанным нравственными сентенциями . Цель таких повестей - обманывать

детей , искажая действительность .

. Пишите , пишите для детей , но только так , чтобы вашу книгу с

удовольствием прочел и взрослый и , прочтя , перенесся бы мечтою в светлые годы

своего младенчества .

Главное дело , как можно меньше сентенций , нравоучений и резонерства : их не

любят и взрослые , а дети просто ненавидят . Они хотят в вас видеть друга , а

не наставника , требуют от вас наслаждения , а не скуки , рассказов , а не

поучений . Дитя веселое, доброе , живое , резвое , жадное до впечатлений ,

страстное к рассказам , не чувствительное , а чувствующее .

. Но пока он еще дитя , дадим ему вполне насладиться первобытным раем

непосредственной теплоты , полноты бытия , этого полного жизнею чистотой

младенческой радости , источник , который есть простодушное и целомудренное

единство с рпиродою и действительностью .

. Итак , если вы хотите писать для детей , не забывайте , что они не могут

мыслить , но могут только рассуждать , или , лучше сказать , резонерствовать

, а это очень худо ! Резонерство иссушает в детях источники жизни , любви ,

благодати ; оно делает их молоденькими старичками . Чувство внутреннего ,

духовного созерцания истины - есть дар природы , результат счастливой

организации , и развитие этого дара требуем мы от воспитания и детской

литературы .

. Книги , которые пишутся для детей , должны входить в план воспитания , как

одна из важнейших его сторон .

5 Понимание Белинским специфики детской литературы .

1 ) Особенности мышления и эстетического восприятия ребенка - читателя .

« Книга есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются - и старые , и

молодые , и деловые и ничего не делающие ; дети - также . Все дело в выборе

книг для них , и мы первые согласны , что читать дурно выбранные книги для

них и хуже и вреднее , чем ничего не читать : первое зло положительное ,

второе - только отрицательное . Так , например , в детях , с самых ранних лет

, должно развивать чувство изящного , как один из элементов человечности .

Нет ничего столь вредного и опасного , как неестественное и несвоевременное

развитие духа . Дитя должно быть дитятею , но не юношею , не взрослым

человеком . Первые впечатления сильны , - и плодом неразборчивого чтения

будет преждевременная мечтательность , пустая и ложная идеальность ,

отвращение от бодрой и здоровой деятельности , наклонность к таким чувствам и

положениям в жизни , которые не свойственны детскому возрасту . Всему своя

череда . Неестественно и преждевременно развившиеся дети - нравственные уроды

.

Для детей предметы те же что и для взрослых людей , только изложенные

сообразно с их понятием . В детстве фантазия есть преобладающая способность и

сила души , дитя не требует выводов , доказательств и логической

последовательности , ему нужны образы , краски и звуки . Наглядность признана

теперь всеми единодушно самым необходимым и могущественным помощником при

учении .

. Посмотрите , как жадны дети к картинкам ! Они готовы прочесть самый сухой

текст , лишь бы только он объяснил им содержание картинки .

. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова , сердца переполняются

чувством изящного , пусть и поэзия действует на них , как музыка . »

2) Борьба против антихудожественной дидактики , утверждение принципов

реалистического искусства в детской литературе .

« Чем обыкновенно отличаются , например , повести для детей ? - Дурно

склеенным рассказом , пересыпанным моральными сентенциями . Цель таких

повестей - обманывать детей , искажая в их глазах действительность . Тут

обыкновенно хлопочут из всех сил , чтобы убить в детях всякую живость ,

резвость и шаловливость , которые составляют необходимое условие юного

возраста , вместо того , чтобы стараться дать им хорошее направление и

сообщить характер доброты , откровенности . Потом стараются приучить детей

обдумывать и взвешивать всякий свой поступок , словом , сделать их

благоразумными резонерами , которые годятся только для классической комедии

или трагедии , а не думают о том , что все дело во внутреннем источнике духа

.Потом стараются уверять детей , что всякий поступок наказывается и всякое

хорошее действие награждается .»

Такая антихудожественная литература оказывает крайне вредное воздействие на

читателя . Белинский показывает как неразрывно связаны идейность и

художественность , воспитательное значение книги и ее отношение к « истине »

жизни. По словам Белинского , главная задача писателя - воспитание

нравственных качеств , пробуждение человечности . Цель же нравоучительной

дворянской литературы - обманывать бедных детей , представляя жизнь

искаженной . Особенно ненавистны Белинскому те книги , в которых авторы ,

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты