: Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы
Г . Белинский - критик и теоретик детской литературы .
1 Роль детской литературы в воспитании детей
« Книга есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются ... и дети - так же
. Все дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать дурно
выбранные книги , для них хуже и вреднее , чем ничего не читать . »
Детские книги - сокровища духовного богатства людей , самое ценное что создал
человек на пути к прогрессу ; в нем выражены чувства , эмоции , переживания
людей . Детская литература органическая часть общей литературы , но она
специфична . Детская литература является средством воспитания, формирования
личности ребенка .
« Книги , которые пишутся собственно для детей , должны входить в план
воспитания , как одна из важнейших ее сторон . Наша литература особенно бедна
книгами для воспитания , т. е. как учебными , так и литературными детскими
книгами »
Начальные педагогические требования Белинского - уважение к ребенку ,
развитие его индивидуальных особенностей . Он отстаивает идею гармоничного
развития личности . Воспитание должно учитывать возрастные особенности детей,
развивать их физические и духовные возможности , формировать нравственные ,
патриотические чувства .
« Воспитание - великое дело ; им решается участь человека . Все говорят о
важном влиянии воспитания на судьбу человека , на его отношение к
государству, к ближним и к самому себе . Слово еще не есть дело , всякая
истина , как бы ни была она несомненна, но если не осуществляется в делах и
поступках произносящих ее - она есть только слово , пустой звук ,- та же ложь
.Питайте и развивайте в детях чувство , возбуждайте чистую , а не корыстную
любовь к добру; заставляйте их любить добро для самого добра , а не из - за
награды , не из выгоды быть добрым ; возвышайте их души примерами
самоотвержения и высокости в делах и не докучайте им пошлою моралью . В детях
, с самых ранних лет , должно развивать чувство изящного , как один из
первейших элементов человечности . развивайте также в них и эстетическое
чувство , которое есть источник всего прекрасного , великого , потому что
человек лишенный эстетического чувства стоит на степени животного . »
« Лучше совсем ничего не читать , чем читать плохую и мало художественную
книгу . »
Книги для детей должны быть источником высоко - художественного,
эстетического , нравственного воспитания .
« Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким - нибудь
делом , не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления
, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа ,-
развитие чувства любви , и чувства бесконечного . Прямое и непосредственное
действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей , а не на их
рассудок . Чувство предшествует знанию .. Детские книжки должны показать им ,
что мир и жизнь прекрасны , т. к. они суть .. Кто не почувствовал истины ,
тот и не понял и не узнал ее ..
Преимущественное развитие чувства дает им полноту , гармонию и поэзию жизни
.. Они должны знакомить их с таинством страдания , показывая его , как другую
сторону одной и той же любви , как блаженство своего рода ,. как необходимое
состояние духа ..И все это детские книжки должны передавать своим маленьким
читателям . в повествованиях и картинах , полных жизни и движения ,
проникнутых одушевлением , согретых теплотою чувства , написанных языком
легким , свободным , игривым , цветущим в самой простоте своей ,- и тогда они
могут служить одним из самых прочных оснований и самых действенных средств
для воспитания . »
« Воспитание - великое дело ; им решается участь человека . »
2 Познавательное значение детских книг .
Тематика научно - познавательной литературы
для
детей .
В своем философском развитии В. Г. Белинский шел от увлечения
идеалистическими системами в первый период своей деятельности к материализму
и революционному демократизму . В соответствии с этим меняется , получает
новое , более глубокое содержание и его идеал воспитания человека .
Выяснив народность произведений великих русских писателей Пушкина , Гоголя ,
Крылова , Белинский впервые выдвинул и подробно обосновал идею народности
воспитания .
« Народность , - писал он , - обыкновенно выпускается у нас из плана
воспитания . Часто дети знают о древнегреческих авторах , об исторических
деятелях европейской истории , но не имеют никакого понятия о сокровищах
своей народной поэзии , русской литературе , Петре 1 .» Он указывает , что
детям надо давать как можно больше общечеловеческого , мирового , но надо
знакомить с этим через родные и национальные явления .
Белинский высказывает убеждение , что книги должны входить в план воспитания
как одна из важнейших его сторон . Он выдвигает ряд важнейших вопросов о
значении детской литературы , о ее специфики , тематике детской книги . В 60
годы был представлен список книг рекомендованный для детского чтения такими
известными писателями , как Пушкин, Гоголь, Некрасов, С- Щедрин , Крылов ,
Толстой , Успенский , Тютчев . Большое внимание Белинский уделял книгам
научно - познавательного характера . Он выступал с идеей подлинно научного ,
всеобщего развития ; знания должны быть « как нечто целое » , « как наука о
жизни ».
«. Для детей предметы те же , что и для взрослых людей , только изложенные
сообразно с их понятиями , а в этом - то и заключается одна из важнейших
сторон этого дела . Показать душе юной , чистой и свежей примеры высоких
действий представителей человечества . »
« . Если бы нашлась книжка с картинками , изображающими горы , моря , острова
, полуострова , минералы , разные чудеса физической природы , потом явления
растительного и , наконец , животного царства , и при этих картинках был бы
объяснительный текст простой , толковый , без фраз и восклицаний , как
прекрасна природа и т. п. ; если бы эти предметы были изложены не только в
порядке , но и в ученой системе , а в тексте ни слова не упоминалось бы ни о
каких системах . »
3 Расширение круга детского чтения .
Выделение основных читательско - возрастных групп .
Борьба за расширение круга для детского чтения позволила Белинскому ,
Чернышевскому , Добролюбову не только обогатить чтение самых маленьких
современников , но и воздействовать на самих писателей , продемонстрировать
им тот уровень , на котором они должны работать для детей .
По сути дела это так же была борьба за реализм детской литературы .
Деятельность этих критиков способствовала формированию нового русского
читателя .
Белинский настаивает на том , что наилучший путь к искусству для маленького
читателя - непосредственное восприятие .
«. На детские книги обычно обращают еще менее внимания , чем на само
воспитание . А книга - есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются - и
старые , и молодые , и деловые , и ничего не делающие ; дети - так же . Все
дело в выборе книг для них , и мы первые согласны , что читать дурно
выбранные книги для них и хуже и вреднее , чем ничего не читать .
Что же можно читать детям ? Из сочинений , писанных для всех возрастов ,
давайте им «Басни » Крылова , в которых даже практические , житейские мысли
облачены в такие пленительные поэтические образы , и все так резко
запечатлено печатию русского духа ; давайте им « Юрия Милославского » г.
Зазоскина , в котором столько душевной теплоты , столько патриотического
чувства , который так прост , так наивен , так чужд возмущающих душу картин
, так доступен детскому воображению и чувству ; давайте « Овсяный кисель » ,
эту превосходно переведенную Жуковским ; давайте им некоторые из народных
сказок Пушкина , как, например « О рыбке и рыбаке » , которая , при высокой
поэзии , отличается , по причине своей бесконечной народности , доступностью
для всех возрастов и сословий и заключает в себе нравственную идею . Не давая
детям в руки самой книги , можно читать им отрывки из некоторых поэм Пушкина
, как , например , в « Кавказском пленнике » изображение черкесских нравов ,
в
« Руслане и Людмиле » эпизоды битв , о поле , покрытом мертвыми костями , о
богатырской голове ; в « Полтаве » описание битвы , появление Петра Великого
; наконец некоторые из мелких стихотворений Пушкина , каковы « Песнь о Вещем
Олеге » , « Жених » , « Пир Петра Великого » , « Зимний вечер » ,
« Бесы » , некоторые из песен западных славян , а для более взрослых «
Бородинскую годовщину » . Не заботьтесь о том , что дети мало поймут , но
именно и старайтесь , чтобы они как можно меньше понимали , но больше
чувствовали . Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова , сердца
преисполняются чувством изящного ; пусть и поэзия действует на них , как и
музыка - прямо через сердце , мимо головы , для которой еще настанет свое
время , свой черед .
Книги , которые пишутся для детей особенно должны входить в план воспитания ,
как одна из важнейшых его сторон .
Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким - нибудь
делом , не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления
, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа , -
развитие чувства любви и чувство бесконечного . Прямое и непосредственное
действие таких книжек должно быть обращено на чувство детей , а и на их
рассудок , а такими сказками можно так же назвать сказки Гофмана «
Неизвестное дитя » , « Щелкун Орехов и царек мышей » и пьесы в « Детских
сказках дедушки Иринея » . Какое богатство детских книг ! « Друг детей » -
это перевод немецкой книги , автор ее Вильмсен . Цель ее - развитие
мыслительной способности в детях через постепенное восхождение от легких к
более трудным понятиям , изложенным в сообразной с ними форме . Цель эта
достигается благодаря хорошему составлению книги . »
Главные доводы Белинского при определении круга детского чтения : связь с
жизнью , непременная художественность ,
« глубокость » и гуманность идей , целомудренность содержания , простота и ,
наконец , « истинная народность » .
4 Требования Белинского к детским писателям.
« . Нужно родиться , а не сделаться детским писателем . Тут требуется не
только талант , но и своего рода гений . Да, много , много нужно условий для
образования детского писателя : тут нужна душа благодатная , любящая , кроткая
, спокойная , младенчески простодушная ; ум возвышенный , образованный , взгляд
на предметы просветленный , и не только живое воображение , но и живая
поэтическая фантазия , способная представить все в одушевленных , радужных
образах . Не говоря уже о любви к детям и о глубоком знании потребностей ,
особенностей , оттенков детского возраста . Детские книги пишутся для
воспитания , а воспитание - великое дело : им решается участь человека .
. Живая , поэтическая фантазия есть необходимое условие , в числе других
необходимых условий , для образования писателя для детей : через нее и по
средством ее должен он действовать на детей . В детстве фантазия есть
преобладающая способность и сила души , первый посредник между духом ребенка и
вне его находящимся миром действительности . Дитя не требует выводов ,
доказательств и логической последовательности : ему нужны образы , краски и
звуки . Дитя не любит идей : ему нужны историйки , повести , сказки , рассказы
. И посмотрите , как сильно у детей стремление ко всему фантастическому , как
жадно слушают они рассказы о мертвецах , привидениях , волшебствах . Что это
показывает ? - потребность бесконечного , начало чувства поэзии , которые
находят для себя удовлетворение пока еще только в одном чрезвычайном ,
отличающемся неопределенностью идей и яркостью красок . Чтобы говорить образами
, надо если не быть поэтом , то , по крайней мере , быть рассказчиком и иметь
фантазию живую , резвую , радужную . Чтобы говорить образами с детьми ,
надо знать детей , надо самому быть взрослым ребенком , не в прошлом значении
этого слова , но родиться с характером младенчески простодушным . Есть люди
, которые любят детское общество и умеют занять его и рассказом и разговором ,
и даже игрою , приняв в ней участие : дети , со своей стороны , встречают этих
людей с шумной радостью, слушают их со вниманием и смотрят на них с откровенною
доверчивостью , как на своих друзей . Про такого человека у нас , на Руси ,
говорят : это детский праздник . Вот таких - то « детских праздников » нужно и
для детской литературы. Да - много , очень много условий ! Такие писатели ,
подобно поэтам , родятся , а не делаются . »
Белинский подвергает уничтожающей критике « фальшь и риторику » , современной
ему реакционной дворянской литературы , построенные по « единому типу » ,
книги , пересыпанные нравственными , разжевывающими моральные истины
нравоучениями , которые должны естественно и органически вытекать из « дела »
, выявляться в
« художественной жизни образов » , представляться не в сухих рассказах , а в
повествованиях и картинах , полных жизни , движения , проникнутых
одушевлением , согретых теплотою чувства .
« . Чем обычно отличаются повести для детей ? - дурно склеенным рассказом ,
пересыпанным нравственными сентенциями . Цель таких повестей - обманывать
детей , искажая действительность .
. Пишите , пишите для детей , но только так , чтобы вашу книгу с
удовольствием прочел и взрослый и , прочтя , перенесся бы мечтою в светлые годы
своего младенчества .
Главное дело , как можно меньше сентенций , нравоучений и резонерства : их не
любят и взрослые , а дети просто ненавидят . Они хотят в вас видеть друга , а
не наставника , требуют от вас наслаждения , а не скуки , рассказов , а не
поучений . Дитя веселое, доброе , живое , резвое , жадное до впечатлений ,
страстное к рассказам , не чувствительное , а чувствующее .
. Но пока он еще дитя , дадим ему вполне насладиться первобытным раем
непосредственной теплоты , полноты бытия , этого полного жизнею чистотой
младенческой радости , источник , который есть простодушное и целомудренное
единство с рпиродою и действительностью .
. Итак , если вы хотите писать для детей , не забывайте , что они не могут
мыслить , но могут только рассуждать , или , лучше сказать , резонерствовать
, а это очень худо ! Резонерство иссушает в детях источники жизни , любви ,
благодати ; оно делает их молоденькими старичками . Чувство внутреннего ,
духовного созерцания истины - есть дар природы , результат счастливой
организации , и развитие этого дара требуем мы от воспитания и детской
литературы .
. Книги , которые пишутся для детей , должны входить в план воспитания , как
одна из важнейших его сторон .
5 Понимание Белинским специфики детской литературы .
1 ) Особенности мышления и эстетического восприятия ребенка - читателя .
« Книга есть жизнь нашего времени . В ней все нуждаются - и старые , и
молодые , и деловые и ничего не делающие ; дети - также . Все дело в выборе
книг для них , и мы первые согласны , что читать дурно выбранные книги для
них и хуже и вреднее , чем ничего не читать : первое зло положительное ,
второе - только отрицательное . Так , например , в детях , с самых ранних лет
, должно развивать чувство изящного , как один из элементов человечности .
Нет ничего столь вредного и опасного , как неестественное и несвоевременное
развитие духа . Дитя должно быть дитятею , но не юношею , не взрослым
человеком . Первые впечатления сильны , - и плодом неразборчивого чтения
будет преждевременная мечтательность , пустая и ложная идеальность ,
отвращение от бодрой и здоровой деятельности , наклонность к таким чувствам и
положениям в жизни , которые не свойственны детскому возрасту . Всему своя
череда . Неестественно и преждевременно развившиеся дети - нравственные уроды
.
Для детей предметы те же что и для взрослых людей , только изложенные
сообразно с их понятием . В детстве фантазия есть преобладающая способность и
сила души , дитя не требует выводов , доказательств и логической
последовательности , ему нужны образы , краски и звуки . Наглядность признана
теперь всеми единодушно самым необходимым и могущественным помощником при
учении .
. Посмотрите , как жадны дети к картинкам ! Они готовы прочесть самый сухой
текст , лишь бы только он объяснил им содержание картинки .
. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова , сердца переполняются
чувством изящного , пусть и поэзия действует на них , как музыка . »
2) Борьба против антихудожественной дидактики , утверждение принципов
реалистического искусства в детской литературе .
« Чем обыкновенно отличаются , например , повести для детей ? - Дурно
склеенным рассказом , пересыпанным моральными сентенциями . Цель таких
повестей - обманывать детей , искажая в их глазах действительность . Тут
обыкновенно хлопочут из всех сил , чтобы убить в детях всякую живость ,
резвость и шаловливость , которые составляют необходимое условие юного
возраста , вместо того , чтобы стараться дать им хорошее направление и
сообщить характер доброты , откровенности . Потом стараются приучить детей
обдумывать и взвешивать всякий свой поступок , словом , сделать их
благоразумными резонерами , которые годятся только для классической комедии
или трагедии , а не думают о том , что все дело во внутреннем источнике духа
.Потом стараются уверять детей , что всякий поступок наказывается и всякое
хорошее действие награждается .»
Такая антихудожественная литература оказывает крайне вредное воздействие на
читателя . Белинский показывает как неразрывно связаны идейность и
художественность , воспитательное значение книги и ее отношение к « истине »
жизни. По словам Белинского , главная задача писателя - воспитание
нравственных качеств , пробуждение человечности . Цель же нравоучительной
дворянской литературы - обманывать бедных детей , представляя жизнь
искаженной . Особенно ненавистны Белинскому те книги , в которых авторы ,
Страницы: 1, 2