Реферат: Реформаторская деятельность Екатерины II

убийству мужа и приняла случившееся как угодное Богу дело.

Как бы то ни было 22сентября 1762 года состоялась пышная коронация и София –

Августа - Фредерика стала императрицей Екатериной II

Наказ.

Вскоре после вступления на престол Екатерина обнаружила, что одним из

существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства:

сборник законов был издан при Алексее Михайловиче, а жизнь, с тех пор

изменилась до неузнаваемости. Императрица видела необходимость большой работы

по собранию и пересмотру законов. Екатерина II решила составить новое

Уложение. Она читала множество сочинений иностранных ученых о государственном

устройстве и суде. Конечно, она понимала, что далеко не все применимо к

русской жизни. К середине же 1760-х годов Екатерина окончательно убедилась,

что вельможи из ее ближайшего окружения не в состоянии подго­товить новое

всеобъемлющее законодательство, отвечающее высоким принципам Просвещения. Уж

слишком они были консервативны, слишком озабочены удовлетворением нужд

сановной вер­хушки. И тогда у императрицы рождается мысль привлечь к работе

над законодательством более широкие слои подданных. Сама идея была не столь

уж оригинальна, ибо еще при Елизавете Петровне собирались созвать выборных

депутатов для создания нового уложения. Но Екатерина по­ставила дело иначе.

Прежде всего она принима­ется за детальную инструкцию для депутатов, где

излагает основные принципы нового законода­тельства. Так появляется на свет

знаменитый «Большой наказ» Екатерины II — один из самых замечательных

памятников общественной мысли эпохи Просвещения.

Императрица считала, что законы должны быть согласованы с потребностями

страны, с понятиями и обычаями народа. Для этого решено было созвать выборных

(депутатов) из различных сословий государства для выработки нового Уложения.

Это собрание выборных было названо Комиссией для составления проекта нового

Уложения. Комиссия должна была сообщить правительству о нуждах и пожеланиях

населения, а затем выработать проекты новых, лучших законов.

Комиссия была открыта торжественно в 1767 году самой Екатериной II в Москве,

в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от каждого

уезда), купечества, государственных крестьян, а также оседлых инородцев.

Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей, Екатерина для этой

Комиссии составила “Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения”.

Это были правила, на основании которых должно быть составлено новое Уложение

и которыми должны были руководствоваться депутаты. Стоит отметить, что

«Наказ» является образцом литературы эпохи Просвещения, который печатался в

качестве такого в Европе. Над “Наказом” Екатерина II трудилась более двух

лет. В “Наказе” Екатерина говорит о государстве, законах, наказаниях,

производстве суда, воспитании и прочих вопросах. “Наказ” показывал и знание

дела, и любовь к людям. Императрица хотела внести в законодательство больше

мягкости и уважения к человеку. “Наказ” был встречен везде с восторгом. В

частности, Екатерина требовала смягчения наказаний: “любовь к отечеству, стыд

и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество

преступлений”. Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать

человеческое тело. Екатерина выступала против применения пыток. Она считала

пытку вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том,

чего не совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести

пытку и избежит наказания. Особенно большой осторожности она требовала от

судей. “Лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного”. Еще

одно мудрое изречение: “гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их

наказывать”. Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились к

добродетели. “Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей

лучше есть приведение в совершенство воспитания”. Хотите предупредить

преступления - сделайте чтобы просвещение распространялось между людьми.

Также Екатерина казалось необходимым предоставить дворянству и городскому

сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении крестьян от

крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не состоялась. В “Наказе”

говорится о том, как помещики должны обращаться с крестьянами: не обременять

налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из

дому и прочее. В то же время она распространила мысли о том, что для блага

государства крестьянам нужно дать свободу.

Комиссия разделилась на 19 комитетов, которые должны были заниматься

различными отраслями законодательства.

Здесь, я считаю нужным процитировать некоторые отрывки из «Наказа» для

лучшего понимания всей глубины, проработанности этого документа.

"НАКАЗ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II, ДАННЫЙ КОМИССИИ ДЛЯ

СОСТАВЛЕНИЯ

ПРОЕКТА НОВОГО УЛОЖЕНИЯ"

ИЗ ГЛАВЫ VI

41. Ничего не должно запрещать законами, кроме того, что может быть вредно

или каждому особенно, или всему обществу...

42. Для нерушимого сохранения законов надлежало бы, чтобы они были так

хороши и так наполнены всеми способами, к достиже­нию самого большого для людей

блага ведущими, чтобы всяк несом­ненно был уверен, что он ради собственной

своей пользы старать­ся должен сохранить нерушимые сии законы...

58. Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому

приготовить. Но чтоб сие не служило отговоркою, что нельзя установить и

самого полезнейшего дела; ибо если умы к тому еще не приуготовлены, так

приймите на себя труд приуго­товить оные, и тем самым вы уже много сделаете.

60. Итак, когда надобно сделать перемену в народе великую к великому оному

добру, надлежит законами то исправить, что уч­реждено законами, и то

переменять обычаями, что обычаями введе­но. Весьма худая та политика, которая

переделывает то законами, что надлежит переменять обычаями...

ИЗ ГЛАВЫ Х

178. Где законы ясны и точны, там долг судьи не состоит ни в чем ином, как

вывесть наружу действие...

183. Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства

преступлений, чтоб всяк из граждан мог сказать, что он живет под защитою

законов; мысль, которая подает гражда­нам ободрение и которая больше всех

угодна и выгодна самодер­жавному правителю, на истинную свою пользу прямо

взирающему...

194. Человека не можно почитать виновным прежде приговора судейского, и

законы не могут его лишить зашиты своей прежде, нежели будет наказан...

ИЗ ГЛАВЫ XI

230. Гражданское общество, так как и всякая вещь, требует известного

порядка. Надлежит тут быть одним, которые правят и повелевают, а с другой

стороны предостерегали бы опасности, мо­гущие оттуда произойти...

255. Несчастливо то правление, в котором принуждены устано­вить жесткие

законы...

ИЗ ГЛАВЫ XIII

294. Не может быть там ни искусное рукоделие, ни твердо ос­нованная торговля,

где земледелие в уничтожении, или нерачи­тельно производится...

ИЗ ГЛАВЫ XX

502. Повреждение всякого правления начинается почти всегда с повреждения

начальных своих оснований...

506. Чтоб сохранить начальные основания учрежденного прав­ления невредимыми,

надлежит удержать государство в настоящем его величии: и сие государство

разрушится, если начальные в нем переменятся основания...

Вскоре обнаружилось, что многие депутаты не понимают того, для чего они

призваны, и хотя депутаты относились к делу серьезно, работы шли весьма

медленно. Бывали случаи, что общее собрание, не кончив рассмотрение одного

вопроса, переходило к другому. Дело, порученное Комиссии, было большое и

сложное, и приобрести соответствующие навыки было не так легко. Екатерина

перевела Комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год Комиссия не

только не приступила к составлению нового Уложения, но даже не разработала ни

одного его отдела. Екатерина была этим недовольна. Многие депутаты из дворян

в 1768 году должны были отправиться на войну с турками. Екатерина объявила о

закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные комитеты продолжали работу еще

несколько лет.

Можно сказать, что деятельность Комиссии об Уложении закончилась провалом.

Комиссия преподнесла Екатерине II предметный урок о невозможности реализации

теоретических построений европейских философов на русской почве. Шанс,

который история давала России, не был и не мог быть реализован. Роспуск

Уложенной Комиссии стал для Екатерины прощанием с иллюзиями в области

внутренней политики.

Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она ознакомила

Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии, Екатерина II издала

много важных законов. Сама Екатерина писала, что она “получила свет и

сведения обо всей Империи, с кем дело иметь, и о ком пещись должно”. Теперь

она могла действовать вполне сознательно и определенно.

Екатерина II хорошо понимала место России в тогдашнем мире. Она не слепо

копировала европейские образцы, но была на уровне тогдашнего мирового

политического знания. Она стремилась использовать европейский опыт для

реформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазного

гражданского общества, но, напротив, имелось традиционно развитое

государственное хозяйство, господствовало крепостное право.

Секуляризационная реформа.

Одной из проблем разрешением которой занялась Екатерина в первую очередь

была связана с церковными имениями. Число крестьян числившихся за

духовенством составляло почти миллион человек. Кирилловский монастырь один

владел 35 000 душ: Троицке – Сергиевский – 120 000. Факт того, что церковь

владела подобными бо­гатствами, не вписывался в екатерининскую кон­цепцию

идеального государства, не соответство­вал ее взглядам на роль церкви.

Также страна остро нуждалась в деньгах и изъятие у церкви земель позволяло

быстро пополнить казну. На­конец, в-третьих, взаимоотношения между

крес­тьянами и монастырскими властями обострились как никогда прежде и

государству приходилось вмешиваться, чтобы улаживать конфликты. Этим очень

удобным предлогом и воспользовалось го­сударство. Оно как бы говорило церкви:

или справляйтесь с крестьянами сами, или отдайте их мне, а на то, чтобы

всякий раз посылать для их усмирения воинские команды, средств нет.

У Екатерины необходимость секуляризационной реформы, видимо, никогда сомнений

не вы­зывала, и она лишь собиралась провести ее по­степенно, когда улягутся

страсти вокруг поспеш­ных преобразований ее мужа. Она создаёт Комиссию о

духовных имениях во главе с Г. Н.Тепловым — человеком деятельным, спо­собным,

преданным и довольно циничным. К концу года комиссия Теплова представила

импе­ратрице «Мнение о монастырских деревнях». 12 мая 1763 года

восстанавливается работавшая при Петре и закрытая Екатериной Коллегия

экономии, но не ради конфискации церковных владений, а формально лишь для

того, чтобы их описать. Комиссия между тем работала над проектом ре­формы,

который был готов в начале 1764 года. Екатерина приняла его благосклонно и 26

фев­раля подписала манифест, по которому все мо­настырские вотчины вновь

оказались в ведении Коллегии экономии, то есть государства. А по­скольку

монахи теперь перешли на его содержа­ние, все епархии подразделялись на три

класса — каждому соответствовало определенное число мо­настырей и

находившихся в них монахов. Лишние монастыри выводились «за штат», - а монахи

или переходили в другие монастыри, или доживали свой век, кормясь подаянием.

Общее число монастырей сократилось в три с лишним раза. Иные из них

представляли собой историческую или культурную ценность и в результате

запустения погибли. Но в XVIII веке о сохранении памят­ников архитектуры еще

не задумывались.

Государство между тем поправило свои денеж­ные дела, обложив около миллиона

вышедших из крепостной зависимости крестьян полуторарублевым налогом. Но

главное, реформа окончательно лишила православную церковь какого-либо

по­литического влияния, поставив ее в финансовую зависимость от государства.

Таким образом по­явился еще один важный рычаг регламентации духовной жизни

общества. Ограничивая жестки­ми рамками количество подданных, имеющих право

посвятить себя Богу, государство тем самым определяло и место церкви в

социально-полити­ческой системе. Секуляризация церковных земель означала

продолжение секуляризации общества в целом. Духовенство же окончательно

превраща­лось в один из отрядов чиновничества. Именно в этом видела его роль

и Екатерина и впослед­ствии, занимаясь созданием в России полноцен­ных

сословий, она никогда не пыталась сделать таковым духовенство.

Избранная Екатериной тактика постепенных реформ принесла плоды:

секуляризация, начатая еще при Петре I, так дружно принятая в штыки при Петре

III, теперь почти не вызвала в обществе протеста: поведение императрицы не

давало повода заподозрить ее в пренебрежительном отношении к православию.

Первые преобразования.

ВЭО.

Из числа первых преобразований Екатерины хотел бы отметить, что в 1765 году

интересах дворянства было учреждено Вольное экономическое общество (ВЭО).

Главой его избирается фаворит императ­рицы Григорий Орлов, что является одним

из доказательств степени внимания уделявшегося Екатериной ВЭО. Одно из

старейших в мире и первое в России экономическое общество (вольное -

формально независимое от правительственных ведомств) было учреждено в

Петербурге. Землевладельцы стремившиеся в условиях роста рынка и торгового

земледелия рационализировать сельское хозяйство, повысить производительность

крепостного труда. Остальные же через ВЭО хотели найти точки понимания с

властью или занимались политическим лоббизмом. Стоит отметить, что основание

ВЭО было одним из проявлений политики просвещенного абсолютизма. ВЭО начало

деятельность объявлением конкурсных задач, изданием “Трудов ВЭО” (1766-1915,

более 280 томов) и приложений к ним. Первый конкурс был объявлен по

инициативе самой императрицы в 1766 году: “В чем состоит собственность

земледельца (крестьянина) в земле ли его, которую он обрабатывает, или в

движимости и какое он право на то и другое для пользы общенародной иметь

должен?”. С помощью этого «пробного камня» Екатерина хотела выяс­нить

общественное настроение. Сама постановка этого вопроса была для того времени

поистине революционным событием и, хотя каких-либо практических последствий

конкурс не имел, крес­тьянский вопрос именно с тех пор стал предметом

общественного обсуждения. Из 160 ответов русских и иностранных авторов

наиболее прогрессивным было сочинение правоведа А.Я. Поленова, критиковавшего

крепостничество. Ответ вызвал недовольство конкурсного комитета ВЭО и

напечатан не был. До 1861 года было объявлено 243 конкурсные задачи

социально-экономического и научно-хозяйственного характера. Социально-

экономические вопросы касались трех проблем: 1) земельной собственности и

крепостных отношений, 2) сравнительной выгодности барщины и оброка, 3)

применение наемного труда в сельском хозяйстве. Деятельность ВЭО

способствовала внедрению новых сельскохозяйственных культур, новых видов

сельского хозяйства, развитию экономических отношений. Еще стоит отметить,

что впервые в России власть и бизнес начали вести цивилизованный диалог. ВЭО

существовало в России более 150лет. В члены ВЭО обсуждали широкий круг

вопросов касающихся не только экономики, но и политики, социальной сферы,

государственного устройства. Благодаря этому в 19 веке ВЭО становится центром

либерального движения, откуда вышла целая плеяда известных политических

деятелей, таких как Петрункевич Иван Ильич, Шаховской Дмитрий Иванович.

Комиссии опекунства иностранных граждан.

Еще до основания Вольного экономического об­щества, в июле 1763 года

Г.Г.Орлов получил и дру­гой важный пост: главы вновь созданной Комиссии

опекунства иностранных граждан. Несмотря на скромное название этого

учреждения, само назначение в него фаворита было многозначительным и

подчеркивало его важность в глазах императрицы. И действитель­но, еще 4

декабря 1762 года был издан манифест Екатерины о приглашении иностранных

колонис­тов, по которому за последующие два года в Россию прибыли около 30

тысяч поселенцев, осевших глав­ным образом в Саратовской губернии. Им

предо­ставлялись свобода вероисповедания, ограниченное самоуправление,

кредиты на обзаведение хозяйст­вом и большие земельные наделы, избавленные на

определенный срок от налогов и рекрутских на­боров. В отличие от иностранцев,

приезжавших в Россию при Петре I и его преемниках, новые переселенцы

собирались вести здесь крестьян­скую жизнь, возделывая землю. В результате

ос­ваивались территории (позднее также земли Новороссии), на которые у

русского- правительства не хватало средств, и одновременно демонстри­ровалась

эффективность свободного труда.

Екатерине в связи с её реформаторскими планами нужен был сильный

законодательный орган, поэтому в 1763 году по проекту Панина была

осу­ществлена сенатская реформа. Необходимость ко­ренной реорганизации

Сената, этого детища Петра Великого, назрела давно. Преемники царя-

реформатора то низводили его до ничтожного со­стояния, то вновь подымали. В

результате указы Сената на местах практически не исполнялись, дела

рассматривались годами, а сами сенаторы давно перестали ощущать себя

коллективным alter ego (второе я — лат.) государя, какими хотел их видеть

Петр. В ходе реформы 1763 года Прави­тельствующий Сенат был разделен на шесть

де­партаментов со строго определенными функция­ми у каждого. Возглавили

департаменты обер-про­куроры, подчинявшиеся генерал-прокурору. В ве­дение

каждого департамента передавались опреде­ленная сфера государственного

управления и кон­кретные государственные учреждения. Сенат по-прежнему

сочетал административную, контрольную и судебную функции, хотя номинально

лишился функции законодательной. В результате он стал ра­ботать оперативнее и

квалифицированнее. На не­которое время необходимость более основательной

реформы центрального управления потеряла былую остроту. И лишь в последнее

десятилетие своей жизни Екатерина вновь вернулась к идее реорга­низации

Сената, подготовила обширный проект, но реализовать его так и не успела Тем

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты