ИНДИЯ
Индия, страна сказочных богатств, всегда привлекала завоевателей. Но ни одно
завоевание не было столь разрушительным, как колонизация её англичанами.
Британская империя не просто грабила — была создана целая система
выкачивания всего, что было в Индии ценного. Полезные ископаемые, сырьё,
продукты труда миллионов индийцев переплавлялись в английское золото.
Непомерные налоги и потоки дешёвых английских товаров уничтожали древние
ремёсла. Поборы колонизаторов приводили крестьян к существованию на грани
голодной смерти. Пришла в упадок жизненно важная система орошения земель.
Многовековой уклад жизни стремительно рушился, сил на создание, нового у
народа Индии не оставалось. Колонизаторы утверждали, что, «осваивая» Индию,
они несут ей блага современной культуры, но в действительности, обрекая
индийцев на нищету, не оставляли им никаких возможностей приобщиться к
медицине, образованию и другим достижениям цивилизации.
Индия никогда не прекращала попыток найти выход из тяжёлого и унизительного
положения. В 1885 г. представители индийской интеллигенции
и национальной буржуазии создают Индийский национальный конгресс, чтобы
вместе искать способы достижения независимости. Конгрессисты видели лишь два
возможных пути. Одни надеялись поднять народ на вооружённое восстание
(подобно Великому восстанию сипаев в 50-х гг. XIX в.), изгнать колонизаторов
и возродить индийские традиции. Другие конгрессисты считали, что для Индии
было бы благом приобщиться к достижениям европейской цивилизации и добиться
относительной независимости в рамках Британской империи. Они были
сторонниками британского либерализма и конституционного строя и надеялись
добиться самоуправления с помощью постепенных реформ, петиций и переговоров.
На деле обе позиции были утопичны:
идея бунта не могла долго вдохновлять народ, а на полюбовное соглашение с
колонизаторами рассчитывать не приходилось.
«И вот тогда пришёл Ганди. Он был подобен струе свежего воздуха, заставившей
нас расправить плечи и глубоко вздохнуть; подобно лучу света, он прорезал
мрак, и пелена спала с наших глаз; подобно вихрю, он всё всколыхнул, и в
первую очередь человеческое мышление. Ганди не спустился сверху; казалось,
он вышел из миллионных масс индийцев, он говорил их языком», — вспоминал
ближайший друг и соратник Ганди Джавахарлал Неру.
Ганди говорит нечто совершенно новое, но людям кажется, что они давно ждали
именно этих слов:
«Дело не в политической независимости индийского государства, а в'
возрождении духовной независимости народа Индии. Могучая сила духа, скрытая
в индийской культуре, позволит нам найти собственный путь в истории и
обрести единство и равноправие с другими народами.
Народ Индии должен обрести независимость в своём сердце, и тогда внешнее
угнетение будет бессильно. С помощью оружия можно на время добиться
независимости, но с помощью оружия невозможно ни стать свободным самому, ни
освободить других. Англичане не завладели Индией — мы им отдали её. Они
находятся в Индии не благодаря своей силе, а потому, что мы держим их здесь».
Ганди предлагает «третий путь»: путь ахимсы — ненасилия. Ахимса — это
внутреннее решение человека, в основе которого — признание высшими
ценностями жизнь и любовь к человеку и всему живому. В мире идёт не борьба
между хорошими и плохими людьми, а борьба между Жизнью и Смертью, Добром и
Злом в душе каждого человека.
Каждый способен отказать Злу в своей поддержке, и Зло бессильно против этого
решения. И одновременно отказ от соучастия в Зле приводит человека на путь
строительства нового мира — мира Добра.
Ганди предлагает индийцам программу несотрудничества с колонизаторами:
бойкоты правительственных учреждений, иностранных товаров, отказ от уплаты
налогов, неповиновение наиболее нетерпимым законам. Это не только подрывало
самую основу власти англичан, но и пробуждало в индийцах дух свободы и
солидарности. Метод Ганди был глубоко продуман и проработан в Южной Африке,
впервые в истории ему удалось ненасильственное массовое движение. Сатьяграха
проводилась в соответствии с твёрдыми принципами, основанными на самом духе
ненасилия: полная гласность и открытость, предупреждение противника обо всех
своих действиях, применение сильных средств только после того, как были
испробованы более слабые. Сатьяграха могла начаться только тогда, когда
каждый участник точно представлял себе смысл и последовательность борьбы и
был уверен в своей приверженности духу ненасилия. Участники движения не
должны были желать зла противнику, стремясь лишь к достижению поставленной
цели. Именно эти принципы позволяли сохранять ненасильственный дух даже самых
массовых кампаний.
Сатьяграха — это мирное восстание, непримиримая война без злобы и выстрелов,
в которой у людей нет иного оружия, кроме собственной жизни, и которую люди
ведут потому, что не могут поступить иначе.
Ганди всегда подчёркивал, что ненасилие не имеет ничего общего со слабостью
и трусостью: «Человек, который, столкнувшись с опасностью, ведёт себя
подобно мыши, справедливо именуется трусом. Он лелеет насилие и ненависть в
своём сердце и убил бы врага, если бы не получил вреда при этом. Он чужд
ненасилию». Ганди терпимо относился к человеческим слабостям, но трусость
отвратительна ему именно как скрытое насилие.
Ненасилие — не только позиция сильных, но и очень сильная позиция. Ещё в
Южной Африке один из английских чиновников признался Ганди: «Я иногда хочу,
чтобы Вы прибегли к насилию. Тогда нам сразу стало бы ясно, как поступить с
Вами».
Надо сказать, что даже многие из ближайших соратников Ганди видели в
ненасилии только эффективное средство добиться политической независимости
Индии. Для Ганди же ненасилие — это прежде всего борьба за Человека.
В январе 1915 г. 54-летний Ганди возвращается в Индию. Он решает действовать
постепенно — первое время не начинать никаких политических кампаний, жить
«с широко открытыми глазами, но закрытым ртом». Он объезжает почти всю страну
(за ним неотступно следуют агенты тайной полиции). На него производят
тягостное впечатление уныние и безысходность, которые царят всюду.
Через два года Ганди проводит две первые в Индии сатьяграхи небольшого
масштаба. Ненасильственно отстаивать свои права решились крестьяне двух
округов, разорённые кабальными условиями аренды и непомерными налогами. Они
отказались платить налоги и арендные сборы, и колониальные власти не смогли
заставить их отступить. Перед угрозой распространения движения власти
вынуждены были отменить грабительские поборы.
Заканчивается Первая мировая война, в которой на стороне Англии сражались и
погибли сотни тысяч индийцев. Военные расходы окончательно разорили Индию.
За годы войны от голода и эпидемий умерло более 13 млн человек. Надежды
индийцев, что «в благодарность» за помощь в войне Англия предоставит Индии
самоуправление, не оправдались.
Новый закон об управлении Индией не прибавил индийцам гражданских прав. Более
того — в 1919 г. вступает в силу закон Роулетта, согласно которому власти
могли арестовывать и подолгу держать в тюрьмах всех подозреваемых в
антиправительственной деятельности, проводить суды за закрытыми дверями.
Сроки политического заключения были сильно увеличены. Ганди обращается к
вице-королю Индии, убеждая его не давать своего согласия на законопроект.
Получив отказ, он основывает «Союз сатьяграхов». Сатьяграхи дают клятву не
повиноваться закону Роулетта. Ганди готовит широкую кампанию и 6 апреля 1919
г., сразу после вступления закона в силу, объявляет всеиндийский день траура
— хартал. Призыв Ганди был услышан — в этот день замерла вся Индия. Индийцы
были потрясены, осознав свои силы. В стране начались мощные демонстрации.
Власти были в панике и отдали приказ применять оружие против демонстрантов.
По всей Индии
людей давили лошадьми, кололи пиками, избивали до смерти. Самые трагические
события произошли в городе Амритсаре. Во время столкновения было убито
несколько солдат и демонстрантов. В город были введены карательные войска
под командованием генерала Дайера. Через несколько дней около 20 тыс.
жителей собрались на городской площади на мирный митинг под лозунгами
освобождения Индии. Внезапно площадь была окружена войсками, которые стали в
упор расстреливать безоружных людей. На площади осталось лежать более тысячи
убитых и раненых. Когда патроны кончились, окружённых людей убивали
штыками. Английские солдаты истребляли индийцев хладнокровно, словно
находились на учениях. После бойни Дайер под страхом смерти запретил жителям
выходить из домов. Люди в отчаянии слышали стоны родных и близких, умирающих
на площади, и были не в силах им помочь. Карательная операция длилась ещё
десять дней — проводились публичные порки, индийцев заставляли под дулами
ружей ползать на животе, всюду совершались казни.
Ганди тяжело переживал случившееся. Жестокость властей его не удивляла — он
предупреждал индийцев, что каждый, ступивший на путь неповиновения, должен
быть внутренне готов к смерти. По-настоящему подавляло его то, с какой
лёгкостью властям удавалось спровоцировать индийцев на насилие. Ганди
приходит к выводу, что столь широкая кампания неповиновения была начата им
преждевременно. Народ ещё не был достаточно подготовлен к последовательному
ненасилию. Ганди публично признаёт, что совершил «ошибку, огромную, как
Гималаи».
Правительство отказалось наказать виновных в амритсарском расстреле. Ганди
демонстративно возвращает вице-королю награды, полученные им от английского
правительства за организацию санитарного отряда во время англо-бурской
войны. Если ещё несколько лет назад он полагал, что британская система
правления несовершенна, то теперь он считает её нетерпимой. Единственный
достойный выход для Индии — независимость.
В сентябре 1920 г. Ганди убеждает Индийский национальный конгресс принять
программу ненасильственного несотрудничества с колониальной администрацией.
Конгресс призвал индийцев бойкотировать иностранные товары, а также выборы и
английские суды, не записываться в армию, отказываться от всех
государственных должностей.
Всё было готово к новой всеиндийской сатьягра-хе, когда в 1922 г. в одном из
небольших посёлков произошёл кровавый инцидент. Полиция открыла огонь по
демонстрантам, но, встретив сопротивление, укрылась в казарме. Казарму
подожгли, и полицейские погибли в огне.
Это было крушением. Ганди останавливает кампанию неповиновения и берёт всю
вину на себя. В знак раскаяния он объявляет многодневную голодовку (см.
сюжет «Ганди на суде»).
На несколько лет Ганди попадает в тюрьму, после выхода из которой он
выдвигает конструктивную программу по созданию новой, независимой Индии.
Ганди и его соратники обучают крестьян грамоте, занимаются возрождением
традиционных ремёсел, создают кооперацию в посёлках. Символом движения
становится ручная прялка — возрождённое ручное ткачество давало индийцам
работу и позволяло бойкотировать английские ткани. Ганди уверен, что дух
свободы несовместим с жестокими предрассудками — сохранением сословия
«неприкасаемых» и враждой между индусами и мусульманами. Когда в городе
Кохоте вспыхнула индусско-мусульманская резня, Ганди объявил голодовку,
которую проводил в доме своего друга-мусульманина. Страх потерять Ганди
остановил враждующих — в стране наступило спокойствие.
...Весной 1930 г. Ганди шёл по дорогам Индии во главе растущей с каждым часом
колонны. Это был знаменитый «соляной поход» — начало новой, самой мощной
сатьяграхи. На берегу моря участники похода древним ручным способом выпарили
соль. Выпаривание соли стало новым символом независимости — индийцы доказали,
что могут обойтись даже без жизненно важных английских товаров, и тем самым
нарушили колониальный закон о соляной монополии.
Вскоре соль выпаривали миллионы людей по всему побережью. В несколько дней
всё изменилось. Торговля английскими товарами была полностью парализована.
Все распоряжения правительства просто игнорировались. Мирное восстание
охватило всю страну.
Мир потрясли события в округе Дхаршан. Участники сатьяграхи под руководством
младшего сына Ганди, Монилала, пытались занять соляные варницы. Их встретила
полиция, вооружённая латхи — толстыми палками с железными набалдашниками.
Шеренга за шеренгой демонстранты шли на цепь полицейских и падали, скошенные
латхи. Всё новые и новые люди вставали на место раненых и убитых и, не
сопротивляясь, шли под удары. С одной стороны была жестокая сила оружия, с
другой — несокрушимая сила духа. Всему миру стало ясно, что порыв Индии к
свободе уже невозможно остановить.
Арест Ганди и десятков тысяч активистов движения, кровавые расправы не
смогли остановить сатьяграху. Впервые в истории Индии английским властям
пришлось начать переговоры с представителями индийского народа. В результате
соглашения были освобождены все политические заключённые и выполнено
большинство требований Ганди. Ганди приостанавливает кампанию
несотрудничества, чтобы люди могли восстановить силы для новой борьбы.
Пришло время помочь индийскому народу преодолеть бесчеловечную традицию
неприкасаемости.
В 1932 г. Ганди (снова находясь в тюрьме) выступает против принятия
избирательного закона, разделяющего «неприкасаемых» и остальных индусов. Он
объявляет бессрочную голодовку протеста. Его жизнь в опасности. Произошло
невероятное — любовь к этому человеку и страх потерять его оказались сильнее
убеждения, которое три тысячи лет передавалось из поколения в поколение. Люди
шли в дома «неприкасаемых», принимали из их рук пищу. Обнять
«неприкасаемого», побрататься с ним стало символом очищения, освобождения
души. Заваленный письмами и телеграммами со всей страны, Ганди ждал
изменения избирательного закона. Наконец отступил и Лондон — условия Ганди
выполнены. К радости всей страны, он прекратил голодовку.
Способность Ганди убеждать людей, помогать им меняться к лучшему кажется
сверхъестественной. Для многих индийцев он был Богом, сошедшим с небес, чтобы
освободить Индию. Его давно уже называют Махатмой — «Великой душой».
Маленький, очень худой человек, в любую погоду обёрнутый только куском
домотканого холста, с детской улыбкой и большими оттопыренными ушами поражал
своей внутренней силой, мудростью и бесконечной добротой.
Он всегда доверяет людям и абсолютно честен сам. Он терпим к человеческим
слабостям, но себя считает в ответе за всё. Он страдает от своего
несовершенства и вместе с тем глубоко верит в себя — эта вера позволяет ему
всегда принимать справедливые и мудрые решения. Когда Ганди разговаривает с
людьми, их оставляют страх, озлобленность и одиночество. Про него говорили,
что «из глины он может делать героев».
У Ганди было и немало врагов среди индийцев. Прежде всего это были
религиозные фанатики — как индусы, так и мусульмане. За их спиной стояли
богатые индийские феодалы, хорошо понимавшие, что в случае победы Конгресса
они потеряют своё могущество и огромные земельные владения.
Когда началась Вторая мировая война, индийцы были единодушны. Они осуждали
фашизм, однако на стороне Англии воевали с условием, что по окончании войны
Индия станет независимой. Ганди почти все годы войны провёл в тюрьме. В
феврале 1946 г. военные моряки Бомбея поднимают восстание за независимость
Индии. Начинается всеобщая забастовка. Несмотря на репрессии, выступления
продолжаются по всей стране.
Английские колонизаторы начинают покидать Индию. Но неожиданно победа
оборачивается трагедией — начинается индус-ско-мусульманская резня. Гибнут
тысячи людей, миллионы ослеплены злобой. «Взорвалась бомба» ненависти,
которую подготовили англичане. С самого начала завоевания Индии они правили
по принципу «разделяй и властвуй», сея рознь между индусами и мусульманами и
всячески поощряя их враждебность друг к другу. Ганди и его соратники, рискуя
жизнью, снова и снова пытаются остановить враждующих.
15 августа 1947 г. на территории бывшей английской колонии провозглашается
независимость не одного, а двух государств: Индийского союза и
мусульманского Пакистана. Начинается паническое переселение миллионов людей.
В кровавых столкновениях, от голода и болезней во время этого переселения
погибло 700 тыс. человек.
Ганди находится в состоянии полной подавленности. Все вокруг говорят, что
его теория ненасилия потерпела крах. Он печально возражает, что крах
потерпел он лично, а ненасилию принадлежит будущее.
Резня и погромы начинаются в столице Индии — Дели. Ганди в укор религиозным
фанатикам объявляет шестнадцатую в своей жизни голодовку протеста. Он решает
пожертвовать своей жизнью, если в столице не восстановится спокойствие. И
снова происходит чудо — последнее чудо Махатмы. Погромы сменяются митингами
и демонстрациями солидарности с Ганди. Индусы и мусульмане братаются, их
представители клянутся Ганди сохранить мир. В стране наступает спокойствие,
но индусские религиозные фанатики не простили Ганди «предательства их
священного дела».
30 января 1948 г. Ганди, как обычно, вышел из дома, чтобы говорить с людьми.
Раздались выстрелы. Ганди медленно опустился на землю, молитвенно произнося:
«Боже, Боже!»
«Я никогда не воображал, что моя миссия — быть странствующим рыцарем,
вызволяющим людей из трудного положения. Моё скромное дело — показать людям,
что им самим под силу справиться с собственными трудностями». В этих словах —
дух Ганди, его вера и его необыкновенная сила.
Одни считают его пророком, другие — мечтателем-утопистом. Сам Ганди говорил
о себе: «Я — просто человек, как любой из вас».
Список использованной литературы:
1. Исмаилова С. «Энциклопедия для детей»,–Москва:"Аванта+",1995 г.,597 стр.
2. М.И.Сладиславский «Страны и народы»,-«Мысль»,1982
3. "Детская Энциклопедия". –Москва: "Просвещение", 1968 г. 530 стр.
Оглавление
1. Юность Ганги............................................................... 2
2. Южная Африка............................................................. 3
3. Индия.......................................................................6
4. Список литературы....................................................... 14
5. Оглавление.................................................................15
Страницы: 1, 2