Реферат: Махатма Ганди

Реферат: Махатма Ганди

МАХАТМА ГАНДИ

(МОХАНДАС КАРАМЧАНД)

РЕФЕРАТ

ученика 10-В класса средней школы №6

Шеянова Виктора

г. Сосновый Бор

1999

«Возможно, грядущие поколения не поверят, что такой человек из обычной плоти

и крови ходил по этой земле», — сказал Альберт Эйнштейн о Ма­хатме Ганди.

История действительно знает немало людей, которые смогли изменить мир. Но

лишь немногие из них несли в себе дух, настолько чу­жеродный царствующему в

этом мире, что казались пришельцами из мира другого.

Первая половина XX века... Вместо царства ра­зума, свободы и справедливости,

которого ждали люди XIX века, наступила эпоха невиданного на­силия и

бессилия.

Циничные или безумные вожди отдают приказы — и миллионы людей с готовностью

идут убивать друг друга на мировых войнах. Несколько автомат­чиков ведут на

смерть колонну из тысяч взрослых людей — и никто не пытается сопротивляться.

Вос­торженные толпы приветствуют палачей. Бездум­ное подчинение,

предательство, жестокость стано­вятся высшими добродетелями.

Насилие стало повсеместным и будничным, ста­ло нормой, смяло в человеке веру

в собственную значимость, в способность что-либо изменить. Лю­дям уже нечего

противопоставить произволу, и их бессилие утверждает возрастающее могущество

на­силия.

Как разорвать замкнутый круг насилия и бес­силия? Возможна ли теперь вера в

человека и что может стать её основой?

Ответом на эти вопросы стала вся жизнь Махат­мы Ганди.

ЮНОСТЬ ГАНДИ

Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября 1869 г. в одном из маленьких

княжеств Западной Индии.

Древний род Ганди принадлежал к купеческой касте бания, однако и дед, и отец

Ганди были глав­ными министрами небольших княжеств. В семье Ганди строго

соблюдались религиозные обряды — мать была глубоко верующей. Отец Ганди был

по­читаем за справедливость и неподкупность и, несмотря на высокий пост,

оставался не­богатым человеком. Он был противни­ком религиозно-общинных

распрей, уважал людей независимо от их религиозной и кас­товой

принадлежности, что нечасто встречалось в Индии в то время.

Мохандас был самым младшим ребёнком в семье и о своём детстве вспоминал так:

«Я был очень ро­бок и избегал общества детей. Единственными друзьями были у

меня книги и уроки... Я в бук­вальном смысле слова убегал домой (из школы),

так как терпеть не мог с кем-нибудь разговаривать... Кроме того, я был

трусом. Я боялся воров, при­видений и змей... Темнота приводила меня в

ужас... Насколько помню, сам я был не очень хорошего мнения о своих

способностях. Я обычно удивлялся, когда получал награды или стипендии. При

этом я был крайне самолюбив, малейшее замечание вы­зывало у меня слезы».

Робкий, застенчивый мальчик отличался недет­ской твёрдостью и независимостью

мысли. Ему бы­ло 11 лет, когда он понял, что не может согласиться с одной из

индийских традиций. Издавна в Индии существовало сословие «неприкасаемых» —

людей, выполняющих самую грязную работу. Им запреща­лось посещать индуистские

храмы, пить воду из од­ного источника с кастовыми индусами. Они долж­ны были

носить на шее колокольчик, предупреж­дающий об их появлении. Неприкасаемость

переда­валась от родителей к детям, и покинуть это сос­ловие было невозможно.

Как и всем индийским детям, родители запре­щали Мохандасу общаться с

«неприкасаемыми». «Я, естественно, подчинялся, но возражал с улыб­кой, что

неприкасаемость не освящена религией и не может быть освящена. Я был очень

послушным ребёнком, но, насколько позволяло мне почтение к родителям, вступал

с ними в спор по этому поводу», — вспоминал Ганди. Через много лет именно он

сумел убедить индийцев отказаться от этого жес­токого предрассудка.

Одним из самых сильных потрясений детства стала ранняя по индийской традиции

женитьба — в 13 лет Мохандаса женили на девочке-ровеснице Кастурбай. К

счастью, дети полюбили друг друга, и Кастурбай до конца жизни была другом и

помощ­ницей мужа.

В 1888 г. Ганди по совету друзей семьи и род­ственников решил поехать в

Англию, чтобы полу­чить серьёзное образование и профессию адвоката. Это

решение вызвало резкий протест старейшин его касты. Религия запрещала

покидать Индию, кроме того, старейшины были уверены, что в Европе не­возможно

жить, не нарушая заветов веры. Ганди не подчинился их требованиям. За это он

был отлучён от касты и не мог больше рассчитывать на её по­мощь и поддержку.

В Англии он чувствовал себя очень одиноким, всё вокруг было чужим. Вместе с

тем общение с европейской культурой открыло для него новые го­ризонты. Он

познакомился с буддизмом, был по­трясён Новым Заветом и мечтал объединить

индуизм с учениями Будды и Христа.

В 1891 г., получив высшую адвокатскую сте­пень, Ганди возвращается в Индию.

Однако надеж­ды родственников на его высокое положение и со­лидный доход не

оправдались. Честность и ответст­венность Ганди не способствовали его

карьере.

Вскоре молодой адвокат принимает предложе­ние индийской торговой фирмы вести

её дела в Юж­ной Африке. Его привлекает возможность увидеть новую страну и

приобрести опыт.

ЮЖНАЯ АФРИКА

Отправляясь в 1893 г. в Южную Африку, Ганди не подозревал, что едет навстречу

своему под­линному призванию и своей судьбе.

С первых дней пребывания в Южной Африке ему пришлось столкнуться с

откровенным расиз­мом. Его силой выволокли из вагона первого клас­са, не

позволили сесть в дилижанс, где ехали белые;

полицейские сталкивали его на мостовую с тротуа­ров, предназначавшихся только

для белых. Ганди узнал, что в этой стране унижения и притеснения — судьба

всех индийцев (и всех «цветных»), не­зависимо от их образования и статуса.

Немедленно вернуться в Индию? Смириться на время пребывания здесь подобно

остальным индий­цам?

«Лишения, которым я подвергался, были про­явлением серьёзной болезни —

расовых предрас­судков. Я должен попытаться искоренить этот не­дуг, насколько

возможно, и вынести ради этого все предстоящие лишения», — решает Ганди.

Ганди начинает с того, что вырабатывает личные принципы поведения при

столкновении с проявле­ниями расизма. Он решает всякий раз оказывать

произволу вежливое, но непреклонное сопротивле­ние и никогда не требовать

возмездия за оскорб­ления, касающиеся лично его.

Постепенно Ганди осознаёт, насколько безыс­ходно положение индийцев в Южной

Африке. Воз­вращение на родину было невозможно: в Индии миллионы таких же

безземельных крестьян еже­годно умирали от голода. Здесь они были обречены на

нищенскую жизнь в грязных резервациях и на рабский труд; их ежедневно

унижали, могли бро­сить в тюрьму за отказ от работы и безнаказанно избить до

смерти. Безысходность порождала покор­ность и чувство полного бессилия.

Стремление изменить это положение вещей и борьба за права индийцев становятся

основным со­держанием жизни Ганди.

В мае 1894 г. Ганди созывает собрание всех ин­дийцев Претории. Впервые в

своей жизни он про­изнёс публичную речь, в которой обрисовал поло­жение

индийцев в Трансваале. Он подчеркнул не­обходимость забыть всякие различия

между индий­цами разных каст, вероисповеданий и национальностей и предложил

объединиться в ассоциацию, от имени которой можно было бы обращаться к

влас­тям по поводу притеснений.

«Я... изъявил готовность отдать этому делу столько времени и сил, сколько

смогу... Вскоре в Претории не было ни одного индийца, которого бы я не знал и

с условиями жизни которого не был бы знаком».

Созданный Индийский конгресс южноафрикан­ской провинции Наталь ставил своей

целью, дей­ствуя в рамках британского законодательства, до­биться равенства

прав индийцев и европейцев. Его члены собирали и распространяли информацию о

бедственном положении индийцев, обучали грамоте детей и занимались улучшением

санитарных усло­вий жизни индийцев.

Ганди решает остаться в Южной Африке надолго и едет в Индию, чтобы забрать

свою семью — Кас-турбай и двоих детей.

В Индии Ганди опубликовал работу о положении индийцев в Южной Африке —

«Зелёную брошю­ру». Её обсуждали в Индии и в Англии, а в Южной Африке власти

распространили слухи, что Ганди отзывается о европейцах предвзято и

оскорбитель­но.

Когда два парохода с индийскими переселенца­ми, на одном из которых был Ганди

с семьёй, при­были в порт Дурбан, белое население было одер­жимо одной идеей:

«Сбросим цветных в море!» Вла­сти предложили пассажирам вернуться обратно,

ес­ли им дорога жизнь. Индийцы сплотились вокруг Ганди, противостояние

длилось 23 дня, пока на­конец белые не уступили. Дождавшись, когда все

пассажиры и его семья окажутся в безопасности, Ганди один появился на берегу

и был сразу же ок­ружён разъярённой толпой белых. Он был зверски избит, и

только вмешательство отряда полиции предотвратило расправу и спасло его от

смерти.

Дело получило широкую огласку, Лондон нас­таивал на наказании участников

избиения. Один из членов правительства Наталя (который сам был ор­ганизатором

расистских митингов и распространял клевету), теперь пригласил Ганди к себе и

заявил, что арестует виновных, если Ганди опознает их. «...Я считаю, что

осуждать следует не тех, кто на­падал на меня... Осуждать надо их

руководителей и, прошу прощения, Вас», — ответил Ганди.

Принципиальный отказ Ганди привлечь к суду людей, напавших на него, произвёл

сильное впе-| чатление на население Дурбана; у многих теперь он сам и борьба

индийцев за свои права вызывали ува­жение и понимание.

Последующие годы стали для Ганди временем углублённого самопознания, поисков

смысла жиз­ни и формирования принципов. «Если я оказался всецело поглощён

служением общине, то причина этого заключалась в моём стремлении к

самопозна­нию. Я сделал своей религией религию служения, так как чувствовал,

что только так можно познать Бога... Я обрёл себя в поисках Бога и в

стремлении к самопознанию... Именно здесь религиозный дух стал моей жизненной

опорой».

Сколько бы ни делал Ганди для лю­дей, это не удовлетворяет его. Он

вы­краивает время, чтобы два часа каж­дый день бесплатно работать братом

милосердия в больнице. Во время эпидемий чумы он собирает добровольцев и

вместе с ними сутками ухаживает за больными.

В эти годы, заново перечитывая мировую рели­гиозную и философскую литературу,

Ганди откры­вает для себя Льва Толстого. Учение о непротив­лении злу

насилием, непримиримость к угнетению, мучительные поиски выхода из состояния

угнетён­ности потрясли Ганди. «Россия в лице Толстого да­ла мне учителя,

который предоставил теоретичес­кую основу моего ненасилия», — писал он

позднее.

Толстой проповедовал презрение к материаль­ным благам и возврат к простой

жизни и физичес­кому труду. Эти идеи Ганди объединяет с древней индийской

традицией ашрамов — колоний, в ко­торых единомышленники живут как одна семья,

вместе работают и духовно совершенствуют себя. Во всех ашрамах, которые

создавал Ганди в течение жизни, было принято довольствоваться самым

не­обходимым, полностью обходиться собственным трудом. В каждом из вновь

образовавшихся ашра­мов вместе с детьми и внуками Ганди и его друзей

воспитывались приёмные дети, и Ганди считал од­ним из основных своих дел их

обучение и воспи­тание. В общении с детьми он устанавливал прин­цип, которого

всегда придерживался и в общест­венной деятельности: «Никогда не требуй от

чело­века того, чего не делаешь сам».

Подпись: ГАНДИ О НЕНАСИЛИИ
Для меня ненасилие — не просто философ-ская категория, это закон и суть моей жизни. Ахимса постигается не разумом, а душой. Чтобы воплотить ахимсу в жизнь, надо обладать бесстрашием и мужеством высшего порядка. Я мучительно сознаю ограниченность своих возможностей. Но Свет во мне неугасим и ярок. Всех нас может спасти лишь правда и ненасилие.
Человек и его поступок — вещи разные.

22 августа 1906 г. правительство Трансвааля публикует проект закона, который

индийцы наз­вали «чёрным». По этому закону все индийцы — мужчины, женщины и

дети с восьмилетнего возрас­та —должны были пройти регистрацию в полиции,

оставить отпечатки пальцев и получить особые удо­стоверения, иначе их ожидали

арест и высылка. Такая регистрация приравнивала индийцев к ли­цам,

подозреваемым в совершении преступления. Более того, полицейские получали

право вторгать­ся в жилища индийцев и даже на традиционно не­прикосновенную

женскую половину для проверки регистрации. Прочитав закон, Ганди сказал:

«Луч­ше умереть, чем согласиться с подобным законом». Индийцы были взбешены,

многие заявляли, что пристрелят любого, кто вломится в их дом. Ганди,

обратившись к ним, предложил совершенно иной путь сопротивления. «Мы не будем

обращаться к мировому общественному мнению, — сказал он, — индийцы сами

способны постоять за себя. Пусть каждый, кто клянётся не подчиняться

позорному закону, решит для себя, хватит ли у него твёрдости, несмотря ни на

какие гонения и даже смерть, сдер­жать эту клятву. Борьба будет продолжаться

долго, возможно, годы, но я смело и с полной уверенно­стью заявляю, что если

даже небольшая часть лю­дей сохранит верность своему слову, наша борьба может

завершиться только одним — победой».

Ганди впервые выдвигает идею совместного не­насильственного сопротивления

произволу. Он ищет название для такого движения и останавли­вается на

предложении своего младшего сына: са­тьяграха — твёрдость в истине. Слово

точно выра­жало суть нового метода: это не вынужденная пас- ' сивность

слабого перед более сильным и не принцип «око за око». Насилию

противопоставляется сила духа, внутренняя уверенность в своей правоте и

со­лидарность.

Ганди (и это станет потом обязательным перед началом выступлений)

предупреждает правитель­ство, что в случае принятия закона индийцы объ­явят

сатьяграху. Но, несмотря на предупреждение, закон был принят.

1 января 1908 г. сатьяграха начинается митин­гом в Иоганнесбурге, на котором

индийцы демонст­ративно сжигают свои повестки на регистрацию. Ганди арестован

и посажен в тюрьму, но движение разгорается. «Цветные» игнорируют закон,

тюрь­мы переполнены, но репрессии ничего не дают.

Власти применяют подлый приём: прямо из тюрьмы Ганди доставляют к генералу

Смэтсу. Тот заявляет, что «чёрный закон» будет отменён, если индийцы

прекратят сатьяграху и один раз дадут о себе сведения, необходимые

правительству для ус­тановления количества переселенцев. Полагая, что

одержана победа, Ганди останавливает сатьяграху. Но «чёрный закон» не был

отменён. Это явилось крушением всех надежд. Индийцы подавлены. Многие считают

Ганди изменником. Всё приходит­ся начинать сначала...

Ганди публикует статьи с призывом возобновить гражданское неповиновение и

надолго попадает в тюрьму. Выйдя из тюрьмы, Ганди начинает гото­вить

сатьяграху уже в масштабах всей Южной Аф­рики. В 1913 г. ему удаётся поднять

горняков На-таля на забастовку. Забастовка быстро распростра­нилась по всей

стране. Против горняков применили оружие — несколько рабочих были расстреляны

за отказ работать.

В тюрьмах оказались тысячи людей, в том числе женщины и подростки. От

тесноты, антисанитарии и бесчеловечного обращения многие умирали. Ган­ди —

тоже в тюрьме и пользуется любой возмож­ностью облегчить страдания больных

заключён­ных.

Движение нарастало. Власти были вынуждены освободить Ганди, и он сразу идёт в

наступление.

6 ноября 1913 г. он начинает знаменитый мир­ный поход протеста из Наталя в

Трансвааль. Это было демонстративным нарушением закона, запре­щавшего

индийцам перемещаться из одной провин­ции в другую. Нарушение закона каралось

тюрем­ным заключением и высылкой.

Ганди шёл во главе многотысячной колонны, ко­торая росла с каждым днём.

Вызванные правитель­ством войска не решились стрелять, но попытались рассеять

демонстрантов лошадьми. Тогда участни­ки похода легли на землю, и кони не

пошли по лежащим.

Вести из Южной Африки взорвали общественное мнение Европы и Америки. В

поддержку индийцев выступили Альберт Эйнштейн, Бернард Шоу, Бертран Рассел и

многие другие известные обществен­ные деятели.

Властям пришлось отступить. В течение месяца шли напряжённые переговоры, и

наконец 30 июня 1914 г. было подписано соглашение. Все наиболее

оскорбительные для индийцев расистские законы были отменены.

Двадцатилетняя работа Ганди в Южной Африке закончилась победой. Он

возвращается на родину.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты