Реферат: Кромвель

Реферат: Кромвель

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Р Е Ф Е Р А Т

ПО КУРСУ : История государства и права зарубежных стран.

ТЕМА: Протекторат Кромвеля.

Выполнил: Щурова Наталья Александровна

Группа: Ю-2005

Проверил: Грудзинский Владимир Викторович

Челябинск 1999.

План:

Введение

1. Исторические события предшествующие протекторату.

2. Протекторат

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

«Ближайшее потомство клеймило Кромвеля как нрав­ственное чудовище, а в

позднейшее время его прослав­ляли как величайшего из людей».

Так говорит Ранке. Выражаясь точнее, можно сказать:XVII век ненавидел и

презирал Кромвеля, XVIII не пони­мал его и только XIX воздал ему должное.

Иначе не мог­ло и быть. Историки и люди XVII века отнеслись к Кромвелю как

люди партии. Они охотно верили всяким не­былицам, которые только

рассказывались про него; они готовы были даже клеветать, чтобы как-нибудь

очернить память этого страшного и непонятного для них челове­ка, чьему слову

еще так недавно вольно или невольно подчинялась вся Англия. Они упрекали

Кромвеля в рас­путной юности, грязных болезнях ханжестве и лицеме­рии. Они

называли его сыном дьявола, узурпатором и цареубийцей. Они не хотели признать

в нем даже гения и с удовольствием распространялись о его поразитель­ных

способностях к интриге. . Для XVIII века первая английская революция

(1641—1661 годы) и ее ге­рой были непонятны. XVIII век верил в разум, почитал

разум преклонялся только перед ним.

Я в своем реферате ,хотел бы проследить жизнь О. Кромвеля, которая тесно

связана с историей Англии этого периода.

В парламентской армии выдвинулась плеяда талантливых гене­ралов. Одним из

наиболее видных стал Оливер Кромвель (1599-1658) — командующий конницей

и лидер умеренно-республикан­ского протестантского крыла в армии и парламенте.

Победа в первой гражданской войне и поражение монархии сти­мулировали

обособление разных идейных и политических течений в кругах парламентских

сторонников. Пресвитерианское большинство парламента (отражавшее позиции

знати и финансово-торгового патрициата городов) стремилось к достижению

соглаше­ния с королем на основе исторической конституции и подтвержде­ния

Великой ремонстрации. Индепенденты, независимцы, составлявшие меньшинство в

парламенте (и отражавшие позиции имущего большинства населения страны)

стремились закрепить вер­ховенство парламента, включая даже возможность

установить ре­спублику. Согласно индепендентской идеологии, свобода совести

считалась естественным правом человека, таким же, как вообще свобода мысли;

парламент же должен был только возглавлять систе­му независимых и свободных

общин, которые решали бы дела пред­ставительным образом. В годы подъема

революции в армии и среди городских низов обозначилось и новое течение —

левеллеров (уравнителей), лидером которых стал публицист Д. Лилльберн.

Левеллеры ориентировались на признание народного верховенства и свободного

управления народа на основе всеобщего избирательного права. Особое место

заняли и идеи армейской революционной сти­хии, которая требовала полного

переустройства власти на основе ра­зумных законов, отрицая даже незыблемость

исторического консти­туционного порядка.

Индепенденты во главе с О. Кромвелем господствовали в армии, особенно после

подавления “уравнительного” мятежа части полков в1647 г. В мае 1647 г. на

сборе армии сформировался особый орган — Совет армии, который занимался не

только военными делами, но и постепенно становился институтом

государственного управления. Преобладание Совета армии стало значительным

после того, как в июле 1647 г. под его руководством армия заняла Лондон и

вернула в парламент изгнанное было оттуда просвитерианами индепендент-ское

меньшинство.

Между различными течениями парламентской оппозиции рас­хождения нарастали,

когда в 1648 г. разразилась Вторая граждан­ская война. На защиту монархии

поднялись главным образом шот­ландские аристократы-пресвитериане, их

поддержал флот, роялист­ские мятежи прошли по всей Центральной Англии. Армия

Кромвеля подавила выступления и, еще раз вступив в Лондон, поддержала

ор­ганизованный Советом офицеров разгон монархически настроенных (таких

оказалось около 140). После этого парла­мент, численно сократившийся и мало

представительный, стал, по существу, орудием индепендентской диктатуры

.ульминацией революции стал организованный по решению парламента суд над

королем Карлом I (январь 1649 г.). В состав суда — первого в мировой истории

суда нации над короной — были включены до 150 законоведов и членов

парла­мента, но реально значительная часть из них, в т. ч. главнокоман­дующий

армией генерал Ферфакс, уклонились от процесса. Разби­рательство шло 5 дней.

В итоге Карл I был признан «тираном, из­менником, убийцей и врагом

государства». Под давлени­ем армии и на основе происшедших параллельно

процессу поли­тических перемен в стране суд вынес смертный приговор. 30

января 1649 г. при огромном стечении народа на лондонской торговой пло­щади

Карлу I отрубили голову. В прощальном слове король предо­стерег нацию против

«ложного пути»: «Теперь в Англии царствует грубая сила. Вернитесь к старому,

воздайте кесарю кесарево, а Божье Богу... Я стою за народную свободу. Но в

чем она заключает­ся? Она в том, чтобы иметь правительство и законы,

обеспечиваю­щие личность и собственность». Казнь короля стала заключительным,

формально-юри­дическим завершением установления в Англии республики. Вслед за

процессом Палата общин отменила институт единоличной монархии в стране как

«ненужную, обременительную и опасную для свободы, общей безопасности и

публичного интереса» (17 марта 1649 г.). Судьбу монархии разделила Палата

лордов, члены которой ранее не поддержали идею суда над королем (19 марта

1649 г.). 19 мая 1649 г. Англия была провозглашена республикой, которая

дол­жна управляться «высшей властью нации, представителями народа, в

парламенте при этом не должно быть ни короля, ни лордов». Идеи «общего

благосостояния» (Commonwealth) и «свободного государст­ва» (free State) стали

основными конституционными принципами организации новой власти. Верховным

органом власти в Английской республике стал парла­мент, составленный из одной

Палаты общин. Его полномочия были заново определены еще до официального

объявления республики. В Постановлении об объявлении себя высшей властью в

государстве (4 января 1649 г.) Палата общин. провозгласила (1) признание

на­родного суверенитета как основы всякой власти, (2) представительную и

избирательную от общин ор­ганизацию высшей власти, (3) неограниченные

законодательные полномочия представителей общин. Парламент сосредоточил у

себя практически всю полноту госу­дарственной власти, включая организацию

правительственной вла­сти, администрацию, руководство армией и высший

судебный конт­роль. Принцип парламентского абсолютизма (нарушение начала

народного суверенитета) был в наи­большей степени реализован в ходе

английской революции. Исполнительная высшая власть передавалась

Государственному совету (образован 7 ноября 1649 г.) из 41 члена. Советники

избира­лись парламентом на 1 год из числа компетентных людей — воен­ных,

юристов, ученых. В первый состав Совета вошли Кромвель, Ферфакс, Пэн, Д.

Мильтон. Бессменным председателем был Брэд-шоу, глава суда над королем,

формально Совету принадлежали только полномочия по исполнению решений

парламента. Фактиче­ски же в нем и в подчиненных ему комитетах (образованных

в 1642-1644 гг.), сосредоточилась правительственная власть. Такое

перераспределение полномочий от парламента к правительственным институтам

также было своеобразной чертой новой республики. Политически система власти

была нестабильной. В составе Дол­гого парламента после 1649 г. оставалось

около 80 членов (т. н. «ох­востье»). В заседаниях и решениях дел принимали

участие еще меньшее количество. Большинство из них были одновременно чле­нами

Государственного Совета и Совета армии. Чрезвычайно воз­росли авторитет и

личная военная власть О. Кромвеля. В условиях обострявшихся отношений с

Ирландией и Шотландией, продолжаю­щихся конфискаций имений роялистов

организация власти обнару­жила очевидное тяготение к военно-диктаторскому

режиму и к еди­ноличной власти. Режим военной диктатуры. Развитие

революционной стихии и Протекторат крен значительной части армии в

сто­рону левеллеров-уравнителей был опа­сен не только в политическом

отношении. Крепло движение кресть­янских масс в направлении аграрной реформы

и полного передела собственности. Хотя в последний проект «Народного

соглашения» (политической программы демократов армии) в мае 1649 г. был

вне­сен пункт, запрещавший парламенту отменять в стране частную

собственность, само существование такого положения лучше прочих говорило об

уровне напряженности. Весной-летом 1649 г. в стране появилось движение

«диггеров» (копателей), занявшихся практиче­ским захватом «Божьих земель».

Это стремление «сделать держате­ля столь же свободным, каким является лорд»

Кромвель позднее оценил как весьма опасное для «естественного состояния

нации». Объективно в тех условиях рост уравнительного .движения повлек бы за

собой только нарастание революционного хаоса. Нарастало и роптание в армии,

недовольной длительным непереизбранием парламента и требовавшей обновления

вообще принципов избирательного права.

| В 1650 г. Кромвель сменил Ферфакса на посту генерала армии. Разгром

левеллерского движения укрепил его позиции среди офи­церства. Опираясь на

поддержку армии, 20 апреля 1653 г. он разо­гнал «охвостье» (Rump) Долгого

парламента. Для управления страной Кромвель организовал переходный, т. н.

Бэрбонский парламет (по имени одного из депутатов, торговца кожами). Члены

парла­мента (в числе 140) были назначены самим Кромвелем преимуще­ственно из

числа местных индепендентских конгрегаций (церковных общин). Настроения

парламента показались, однако, Кромвелк опасными. Как позднее он записал, по

мнению большинства чрез­мерно ударившихся в поиски земной справедливости

парламентари­ев, «если кто-либо имел 12 коров, конвент полагал, что он должен

поделиться с соседом, не имевшим ни одной. Кто мог бы назван что-либо своим,

если бы эти люди продолжали хозяйничать в стране?» Парламент был распущен,

как только назначил членов нового Государственного совета и передал права

власти лордугенералу. По предложению Государственного совета Совет армии

утвердил писа­ную конституцию республики под названием «Орудия управления»

где система власти существенно изменялась.

Идея писаной конституции была новой для Англии. Вышла она из армейской среды.

Еще в июне 1647 г. Совет армии предложи парламенту особую Декларацию с

предложениями зафиксировать в письменном законе права и полномочия

парламента, а также новую организацию исполнительной власти. Предложения,

зафиксирован­ные в протоколах совета были возрождены и послужили основой для

конструкции нового государственного порядка.

«Орудие управления» (13 декабря 1653 г.) устанавливало внеш­не

республиканскую, а, по сути, диктаторскую систему власти. Зако­нодательная

власть «свободного государства Англии, Шотландии и Ирландии»

сосредоточивалась в двойном институте — парламенте и вновь учрежденном

лорде-протекторе. Парламенту принадлежал! исключительные полномочия изменять,

приостанавливать, вводит] новые законы, учреждать налоги или подати.

Парламент должен был созываться регулярно (раз в 3 года) и самостоятельно,

нельзя было распускать его ранее 5 месяцев работы. Избирательное право

устанавливалось на новых основах, где главными были только имущественный ценз

(в 200 фунтов стерлингов) и возрастной (21 год) Парламент должен был состоять

не менее чем из 60 членов, «известных своей честностью, богобоязненных и

хорошего поведения».

Рядом с парламентом учреждалась власть лорда-протектора Выбор на этот

пост производился Государственным советом (членов] которого в числе 15, в свою

очередь, избирал парламент). Лордпротектор имел право утверждать или

откладывать законы парламента Он пользовался практически неограниченной властью

в делах управления («содействовал» ему в этом только Совет численностью о 13 до

21 члена). Протектор считался главнокомандующим армией ему полностью

принадлежали права в сфере внешней политик](включая право вести войну и

заключать мир, при согласии Сове та). От его имени проводились впредь все

назначения должностных лиц. Он обладал также правом помилования. Только

назначение Высших правительственных чинов требовали согласия парламент. Или

Совета — так возродился отстаиваемый на первом этапе революции принцип

ответственного правительства. И Особой статьей конституции полномочия

лорда-протектора закреплялись за О. Кромвелем.

ПРОТЕКТОРАТ

16 декабря 1653 года В этот день ров­но в час пополудни пышный кортеж

двинулся из Уайт-холла в Вестминстер между двумя линиями солдат. Прибыв в

Вестминстерхолл кортеж вошел в залу канцлерского суда на одном конце которой

было поставлено кресло правителя. Когда Кромвель стал перед этим креслом и все

присутствовавшие разместились вокруг него генерал Ламберт объявил что,

парламент распущен по добро­вольному согласию его членов и просил

лорда-генера­ла от имени армии и трех наций в силу необходимости вытекающей из

самого положения дел принять протек­торат над республикой Английской

Шотландской и Ир­ландской. После минутной, скромной нерешительности Кромвель

дал свое согласие. Тогда один из секретарей совета Джессон прочел

конституционный акт где в сорока двух пунктах был изложен смысл протекторского

правления. Кромвель произнес и подписал клятву «при­нять на себя управление и

протекцию над соединенны­ми нациями сообразно правилам изложенным в

прочи­танном акте».

Вынужденного во всем этом ровно ничего не было. Воз­можным представлялся

выбор из трех комбинаций: или провозглашение королем Карла II или диктатура

пар­ламента или же наконец, протекторат Кромвеля. добровольно.

Вот как действовал Кромвель с роялистскими заговорщиками; против них устремлял

он свои демон­страции, грозившие строгими мерами, а в случае нужды приводил в

исполнение и самые эти меры, частью для действительной защиты себя от их

замыслов, частью же для того, чтобы собрать вокруг себя республиканцев, полных

ненависти или проникнутых духом беспокой­ства. В поводах к этому недостатка не

было. Через месяц после провозглашения протектората в Сити было откры­то

сборище, состоявшее из одиннадцати роялистов, за­мышлявших произвести

общее восстание партии и убить Кромвеля; в апреле была найдена прокламация,

якобы от имени Карла II, в которой говорилось что «убить про­тектора — это

подвиг, одинаково приятный Богу и всем честным людям». За голову назначалась

высокая цена, чины, кресты, ордена и земли. Жаркая борьба разгоралась между

Кромвелем парламентом и армией, так как Кромвель все дальше и дальше ухо­дил от

сорока двух статей и приближался к образцу ста­рой, им же уничтоженной

монархии. Сущность его протекторства вначале сводилась к тому, что «верховная и

законодательная власть Англии сосредоточивается в од­ном лице и в народе,

собранном в парламенте». Одно лицо и было зародышем начинавшейся

монархической реак­ции. Кромвель сильно ускорил ее приход. Конституцион­ный акт

предоставлял частью одному ему лично, частью при содействии государственного

совета, от него же зависевшего, почти все атрибуты королевской власти. Он

поспешил воспользоваться этим. Судьям и всем высшим государственным чиновникам

велел он тотчас выдать рескрипты, им самим подписанные. Все публичные акты,

административные и судебные, совершались его именем; он торжественно установил

свой государственный совет и подчинил его рассуждения большей части тех правил,

которым издревле следовал парламент. Дом его принял всю пышность и все формы

двора. В сношениях с иностранными посланни­ками он ввел правила и

этикетсуществовавшие при пер­воклассных монархических дворах.

И всюду носился слух что он скоро будет королем, что он уже король и

коронован тайно.

Но он не торопился... в этом по крайней мере. Зато, совершал он мно­гие из

тех реформ на которые Долгий парламент и пар­ламент баребонский потратили

столько слов. Управле­ние финансами, поправка, содержание дорог, положе­ние

содержавшихся под стражею за долги и внутреннее управление тюрем — все было

установлено в видах доб­рого порядка. Дуэли были запрещены. Новый устав,

тща­тельно обработанный, ввел в разумные и гуманные границы судебную

расправу. Христианские проповеди и разумное управление приходами были

поощрены.

Улучшены школы и положение школьных учителей, а 12 апреля 1665 года было

наконец издано повеление о присоединении Шотландии к Англии.

Внешняя политика Кромвеля была более чем блестя­ща. Она была преиспол­нена

национального достоинства. Перед величием гения протектора принуждена была

склониться сама Европа. Сначала она признала его в сане, потом невольно

под­чинилась его руководству. По прошествии полувека, в течение которого

Англия едва ли имела более веса в ев­ропейской политике, чем Венеция или

Саксония, она вдруг сделалась самой грозной державой в свете, пред­писала

Голландии условия мира, отомстила варварий-ским пиратам за обиды, нанесенные

ими всему христи­анскому миру, победила испанцев на суше и на море, завладела

одним из прекраснейших Вест-Индских остро­вов (Ямайкой) и приобрела на

фламандском берегу кре­пость (Дюнкирхен), утешившую национальную гордость за

потерю Кале. Она царила на океане. Она шла во гла­ве протестантских интересов

и протестантского движе­ния. Все реформатские церкви, рассеянные по римско-

католическим королевствампризнавали Кромвеля сво­им покровителем. Гугеноты

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты