Реферат: Аристотель
Содержание
1. Введение
2. Жизнь и труды Аристотеля
3. Первая философия, или метафизика
4. Вторая философия
5. Спор титанов (критика Платоновской теории идей).
6. Заключение
1 .Введение
Аристотель - пример великой, выдающейся личности не только в истории
философии, но и в истории человечества. Он - гений. Значение слова «гений»
часто принижают. Что он собственно означает в данном случае? Он означает, что
этот человек обладал такими способностями, которые дали ему возможность
выполнить свою миссию философа - раздвинуть границы познания, установленные
до него. Термин «гений» включает понятия: выход за пределы, открытие,
созидание. Если философия является искусством жить и если Аристотель сделал
попытку конкретно видоизменить это искусство, изменяя людей, не значит ли
это, что люди после Аристотеля не будут уже тем, чем они были до него?
2.Жизнь и труды Аристотеля
Аристотель родился в Стагире, греческом городе Фракийского побережья, в 384
году до н. э. (Платон старше его на 43 года). Он провел детство в столице
Македонии Пелле, где его отец, Никомах был врачом и другом царя Аминты, отца
Филиппа Македонского. Аристотель, принадлежал к одной из ветвей рода
Асклепиадов, о которых Галей рассказывает, что врачи из этого рода всегда
обучали своих сыновей делать вскрытие трупов. Но Аристотель слишком рано
потерял отца, поэтому его не коснулся этот обычай, сохранившийся в его памяти
лишь как семейная легенда.
/
Семнадцати лет Аристотель прибыл в Афины чтобы получить там образование. Он
поступил в Академию, школу Платона. Аристотель преклонялся перед старым
учителем, престарелым, но вечно юным; он горячо любил его, что однако не
мешало ему
критиковать Платона. О разногласиях между двумя философами древние сложили
немало .вздорных анекдотов, но они же извлекли их этих разногласий
великолепное изречение, приписываемое Аристотелю: «Amicus Plato, set
magis arnica Veritas» («Платон мне друг но истина дороже»). «Жеребенок лягает
свою мать», - шутя говорил Платон по поводу критики Аристотеля.
Впрочем, чтобы заслужить расположение старого учителя, достаточно было
обратиться к его теории идей. Сам Платон, несмотря на свои 60 с лишним лет,
не оставлял в покое собственную философию и непрестанно перерабатывал ее,
либо подтверждая, либо опровергая значимость ее положений. В этой-то обоюдной
критике учителя и ученика, то единодушной, то полной разногласий, - корни их
нерасторжимой дружбы. Аристотель представил Платону и другое доказательство
своей верной дружбы: он не порвал связи с Академией и всегда принимал
участие в академических собеседованиях, вплоть до смерти Платона, когда
самому Аристотелю было 38 лет. Ведь это факт, что Платон, чрезвычайно
ценивший Аристотеля и называвший его «чистым разумом»», доверил ему
преподавание в своей школе, возможно даже -преподавание риторики.
В 347 году до н. э. Платон умер, и Аристотель покинул Афины. Аристотель
никогда не принимал активного участия в политической жизни, тем не менее на
его судьбе не раз контрударом тяжело отражалась та борьба, в которую были
вовлечены Афины и Македония. В 347 году до н. э. отношения между противниками
все еще оставались враждебными, несмотря на кажущийся мир. Аристотель не
питал ни малейшей симпатии к политическому строю Македонии и в своих
политических работах никогда не отдавал предпочтения авторитарной монархии
Филиппа. Тем не менее он не
удержался в Афинах, где царила атмосфера холодной войны по отношению к
чужестранцам, где он был подозрительной личностью из-за сохранившихся у него
дружественных отношений с македонским двором.
В 343 году до н. э. Аристотель был приглашен Филиппом (царем Македонии)
воспитывать его четырнадцатилетнего сына Александра. Так будущий «владыка
мира» получил в качестве наставника величайшего ученого своего времени,
беспримерного эрудита, того, кого пятнадцать веков спустя лучший поэт
средневековья с полным основанием прославил в своей поэме «Ад» как «учителя
тех, кто познает». В последствии Александр якобы сказал: «Я чту Аристотеля
наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю -
тем , что дает ей цену». Воспитание Александра закончилось, когда последний
стал соправителем Македонии.
В 335 году до н. э. вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или
перипатетическую школу). Аристотель собрал в Ликее при поддержке Александра,
чрезвычайно ценные коллекции, а так же библиотеку, которая после библиотеки
Еврипида была первым собранием книг принадлежащих частному лицу. Аристотель
преподавал в Ликее около двенадцати лет. После смерти Александра он вынужден
был покинуть Афины, настолько там велика была ненависть к Македонии и ее
друзьям. Умер он спустя год в Халкиде на Эвбее.
Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп.
Логические трактаты, объединенные в своде начал «Органон»: «Категории» (рус.
пер., 1859, 1959), «Об истолковании» (рус. пер., 1891), «Аналитики первая и
вторая» (рус. пер., 1952), «Топится» Физические тпактаты: «Физика». «О
пооисхождении начал
и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах». Биологические
трактаты: «История животных», «О частях животных» (рус. пер., 1937), «О
возникновении животных» (рус. пер., счета 1940), «О движении животных», а
также трактат «О душе» (рус. пер., 1937). Сочинения по «первой философии»,
рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название
«Метафизики» (рус. пер., 1934). Этические сочинения- т. н. «Никомахова этика»
(посвященная Никомаху, сыну Аристотеля; рус. пер., нее, 1900, 1908) и
«Эвдемова этика» (посвященная Эвдему, ученику Аристотель). Социально-
политические исторические сочинения: «Политика» (рус. пер., 1865, 1911),
«Афинская политая» (рус. пер., 1891, 1937). Работы об искусстве, поэзии и
риторике: «Риторика» (рус. пер., 1894) и дошедшая не полностью «Поэтика»
(рус. пер., 1927; 1957).
3. Первая философия, или метафизика
Согласно Аристотелю, философия изучает не природу -«природа есть только
отдельный род существующего)^ 1,62), а некую самостоятельную причину,
сверхъестественную сущность. Такие сущности позднее стали называть
метафизическими, а науку о них -метафизикой. Сам Аристотель называл их
«божественными предметами», а науку о них - «наиболее божественной». Владеть
ею пристало скорее богу, чем человеку. В шестой книге «Метафизики» Аристотель
вводит термин «теология» и отождествляет теологию с первой философией,
которая «идет впереди» физики, потому что ее предмет, по его мнению, ценнее
математики (там же, 108). Однако
''"
было бы неправильным сводить метафизику Аристотеля к рациональной или
естественной теологии. Она лишь аспект философии Аристотеля, которая имеет
своим предметом не одного
бога и не одни метафизические сущности, но прежде всего все сущее. Б
На вопрос, «имеет ли первая философия общий характер, или она подвергает
рассмотрению какой-нибудь один род бытия и какую-нибудь одну сущность» (там
же, 116), Аристотель в «Метафизике» отвечает, что «первая философия» имеет
предметом своего исследования «сущее вообще», «сущее как таковое», «сущее
просто», что она исследует общую природу сущего как такового, и рассматривает
«некоторые собственно ему принадлежащие свойства» (там же, 61). Однако «о
сущем говорится в нескольких значениях» (там же, 109), поэтому предмет
«первой философии» как поисковая область весьма обширен.
Вся метафизика Аристотеля - это попытка разобраться в сущем, уточнить его
понятие. «Первая философия», по Аристотелю, изучает «начала и причины (всего)
сущего поскольку оно «берется как сущее» (там же, 107). Аристотель называет
эти причины «высшими», а начала - «первыми». Такое понимание предмета
философии шире, чем «метафизическое», о котором говорилось выше, ибо в самой
постановке вопроса предполагается, что в качестве таковых начал должны
оказаться не только сверхчувственные, неподвижные, вечные сущности, но и
материя, ведь бог лишь «одно из начал». Для того чтобы определить начала,
установить их число и их взаимоотношения, необходимо осознать то, что
Аристотель называет аксиомами, и прежде всего ту из них, в которой он видит
«начало для всех других аксиом» (там же, 63). Назовем ее «первоаксиомой».
Первоаксиома кратко формулируется следующим образом: «Вместе существовать и
не существовать нельзя», а полно: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было
и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле» (там же). По
нашему мнению, переход от краткой формы к полной можно представить так. Пусть
первое суждение имеет вид: «Невозможно, чтобы существование было и не
было присуще одному и тому же», т. е. здесь бытие и небытие выступают в
разных смыслах, двояко - в качестве связки и в качестве предиката.
В своей «Метафизике» Аристотель так же подверг критике учение Платона об
идеях и дал решение проблемы об отношении в бытии общего и единичного.
Единичное - то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно
воспринимаемо. Общее - то, что существует в любом месте и в любое время
(«повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном,
через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и постигается
умом.
Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность
и суть; то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая
причина - начало движения;
целевая причина -то, ради чего что-либо осуществляется. Рассмотрим эти
причины подробнее.
Сущность. Представление Аристотеля о сущности - наиболее трудная для
понимания проблема его метафизики. На познание сущности, а не чувственного мира
направлено все внимание философа, у которого «вопрос о том, что такое сущее,
сводится к вопросу, что представляет собой сущность» (там же, 114). Проблеме
сущности специально посвящены VII и частично VIII книги «Метафизики».
Аристотель далек от древних физиков, сводивших сущность к той или иной форме
существования вещества; сущности также не идеи и не числа. Философ не согласен
и с теми, кто «сущностью признают субстрат, суть бытия и то, что из них
состоит, а также всеобщее» (там же, 133). Вообще же «о сущности говорится если
не в большем числе значений, то в четырех основных во всяком
^ттл/исца- тл n-v^rt. (^t-TTMti и л^тттрр vi пптт ггпиимл/гятпт чя
nvTTTT-rnnTi, т»гяупй
вещи, и рядом с ними, в-четвертых, (лежащий в основе вещи субстрат» (там же,
114-115). Из этих двух отрывков можно извлечь по крайней мере шесть возможных
определений сущности: 1) субстрат;
2) суть бытия; 3) то, что состоит из сути бытия и субстрата; 4) всеобщее; 5)
общее и 6) род.
Материя. Субстрат («подлежащее») определяется Аристотелем как «то, о чем
сказывается все остальное, тогда как сам он уже не сказывается о другом» (там
же, 115). Субстрат «лежит в основе двояким образом, или как эта вот отдельная
вещь, или как кости» (там же, 133).
Материя Аристотелем понимается двояко. Во-первых, это бесформенное вещество:
«То, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как
определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств,
которыми бывает определено сущее» (там же,115). Такова первая материя. Во-
вторых, в более широком смысле слова, материя-это «то, из чего вещь состоит»
и «из чего вещь возникает» (там же, 101; 121). Такое понимание включает в
себя и первый смысл, ведь в конечном счете все возникает и все состоит из
первой материи. Отдельные же вещи (исключая четыре стихии) возникают и
состоят из уже предварительно оформленной «своей», «специальной», или
«последней» материи. Поскольку материя - то, из чего все состоит, то и «форма
из материи, однако из материи, свойственной форме» (там же, 101). Будучи
бесформенной, «первая материя» и есть искомый субстрат.
Аристотель подчеркивает, что «для чувственно воспринимаемых единичных
сущностей, нет ни определения, ни доказательства», ибо они «наделены
материей, природа которой такова, что она может быть и нет: вследствие чего и
подвержены уничтожению все остальные вещи, принадлежащие сюда» (там же, 135).
Поэтому «суть
бытия не будет находиться ни в чем, что не есть вид рода» (там же, 117).
Обратимся теперь к Аристотелевскому пониманию взаимоотношения
материи и формы. Каждая чувственно воспринимаемая сущность есть нечто
составное: она слагается из материи и формы (сути бытия, сущности, первой
сущности). «Индивидуальная», или «составная» сущность вторична, материя и
форма первичны. Вещь преходяща, тогда как материя и форма вечны. При этом,
материя и первоматерия едина, форм же много: их столько, сколько низших,
ближайших к вещам видов, т. е. таких видов, которые уже далее на виды не
распадаются. Необходимо подчеркнуть, что форма-это не качество, не
количество, не отношение, а то, что несет в себе суть вещи. Аристотель
допускает, что и другие категории имеют свою суть бытия (например, можно
поставить вопрос, что такое «белое»), но «не в основном смысле». Форма же -
это суть бытия в основном смысле, а в этом смысле «суть бытия имеется у одних
только сущностей» (там же, 119). Форма вечна и неизменна; «никто не создает и
не производит, но вносит ее в определенный материал, и в результате
получается вещь », состоящая из формы и материи» (тамже.144).
Какова же роль материи? Во-первых, хотя сама материя вечна, вещи дает она
временность, преходящесть, ведь природа материи такова, что она может быть и
может не быть. Во-вторых, материя-источник индивидуализации. Как ни стремится
Аристотель сблизить форму, суть бытия вещи и саму вещь, форма остается общим,
и философ, говоря об индивидуализации, ссылается на материю: «...то, что по
числу образует множество, все имеет материю», «предметы различаются по
материи» (там же, 214; 204), и даже Каллий и Сократ различны «благодаря
материи», а вместе с тем одно и то же по виду
(ибо вид неделим). Но если Каллий и Сократ различны лишь благодаря материи,
то они тождественны по своей сущности, сути бытия, форме. Получается, что
Аристотель не видит существенной разницы между одним человеком и другим. К
тому же остается неясным, как материя-то, что не имеет своей определенности,
- может быть источником индивидуализации.
Отношение, между формой и материей углубляется и конкретизируется Аристотелем
при помощи таких введенных им в философию понятий, как возможность и
действительность. «Возможность» выражается у Аристотеля словом «дюнамис», а
«действительность» - «энергейа». Эти понятия позволяют представить
отношение материи и формы динамически, в движении.
Таким образом по Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть
единство «материи» и «формы», причем «форма» - присущий самому веществу
«вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувственного мира может
рассматриваться и как «материя» и как «форма». Медь есть «материя» по
отношению к шару («форме»), который из меди отливается. Но та же медь есть
«форма» по отношению к физическим элементам, соединением которых, по
Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, таким
образом, последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к
«материи». Движение же, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности
в действительность. Он различает 4 рода движения: качественное, или
изменение;
количественное - увеличение и, уменьшение; перемещение-пространственное
движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.
Энтелехия, Телеология. «Осуществление» выражается у Апистотеля
лпевнегоеческим словом «энтелехейа» (или «энтелехия» V
Аристотелевское мировоззрение телеологично - В его мировоздании все процессы
обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершенностью.
«Обусловленность через цель» существует, подчеркивает Аристотель, не только
«среди поступков, определяемых мыслью», но и «среди вещей, возникающих
естественным путем» (там же, 193). Осуществленность
целенаправленного процесса он и называет энтелехией. Например, Аристотель
говорит, что яйцо является птенцом в возможности, но не энтелехиально.
Мыслитель не мог тогда знать, каким образом в яйце формируется птенец. Он
рассуждал умозрительно. И у него получалось, что «формальный» птенец
предшествует самому птенцу, ибо с точки зрения сущности действительность идет
впереди возможности» (там же, 159). При этом форму никто не создает, она
вечна и вносится в соответствующую материю, которую форма определяет,
выступая, таким образом, как цель, внутренне заданная той или иной последней
материи, как программа ее дальнейшей структурализации. Цель - это также и
благо: каждая стремящаяся реализоваться потенция стремится тем самым к своему
благу. В понятии цели - «того, ради чего»-Аристотель находит третью, после
материи и формы, причину всего сущего.
Движущая причина. Четвертую, и последнюю, причину Аристотель определяет
как движущую. Он говорит, что «всякий раз изменяется что-нибудь действием
чего-нибудь и во что-нибудь» (там же, 205). Говоря об источнике движения как
движущей причине. Аристотель исходит при этом из догмы,, согласно которой
«движущееся (вообще) должно приводиться в движение чем-нибудь» (там же, 212).
Материя у Аристотеля пассивна. С другой стороны, философ допускает, что
«сущность и форма, это - деятельность» (там же, 159). Однако это деятельность
не самодовлеющая. Она имеет
источник в высшей сущности и форме. Это некий перводвигатель:
«Чем вызывается изменение? Первым двигателем. Что ему подвергается? Материя.
К чему приводит изменение? К. форме» (там же, 205).
Четыре первых начала, или причины. Свое рассуждение о причинах, которые в
качестве первоначальных являются предметом первой философии (который, правда,
к ним не сводится). Аристотель резюмирует так: «О причинах речь может идти в
четырех смыслах:
одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия... другой причиной мы
считаем материю и лежащий в основе субстрат;
третьей-то, откуда идет начало движения; четвертой - причину, противолежащую
(только что) названной, а именно «то, ради чего» (существует вещь), и благо
Страницы: 1, 2