Реферат: Аристотель

Реферат: Аристотель

Содержание

1. Введение

2. Жизнь и труды Аристотеля

3. Первая философия, или метафизика

4. Вторая философия

5. Спор титанов (критика Платоновской теории идей).

6. Заключение

1 .Введение

Аристотель - пример великой, выдающейся личности не только в истории

философии, но и в истории человечества. Он - гений. Значение слова «гений»

часто принижают. Что он собственно означает в данном случае? Он означает, что

этот человек обладал такими способностями, которые дали ему возможность

выполнить свою миссию философа - раздвинуть границы познания, установленные

до него. Термин «гений» включает понятия: выход за пределы, открытие,

созидание. Если философия является искусством жить и если Аристотель сделал

попытку конкретно видоизменить это искусство, изменяя людей, не значит ли

это, что люди после Аристотеля не будут уже тем, чем они были до него?

2.Жизнь и труды Аристотеля

Аристотель родился в Стагире, греческом городе Фракийского побережья, в 384

году до н. э. (Платон старше его на 43 года). Он провел детство в столице

Македонии Пелле, где его отец, Никомах был врачом и другом царя Аминты, отца

Филиппа Македонского. Аристотель, принадлежал к одной из ветвей рода

Асклепиадов, о которых Галей рассказывает, что врачи из этого рода всегда

обучали своих сыновей делать вскрытие трупов. Но Аристотель слишком рано

потерял отца, поэтому его не коснулся этот обычай, сохранившийся в его памяти

лишь как семейная легенда.

/

Семнадцати лет Аристотель прибыл в Афины чтобы получить там образование. Он

поступил в Академию, школу Платона. Аристотель преклонялся перед старым

учителем, престарелым, но вечно юным; он горячо любил его, что однако не

мешало ему

критиковать Платона. О разногласиях между двумя философами древние сложили

немало .вздорных анекдотов, но они же извлекли их этих разногласий

великолепное изречение, приписываемое Аристотелю: «Amicus Plato, set

magis arnica Veritas» («Платон мне друг но истина дороже»). «Жеребенок лягает

свою мать», - шутя говорил Платон по поводу критики Аристотеля.

Впрочем, чтобы заслужить расположение старого учителя, достаточно было

обратиться к его теории идей. Сам Платон, несмотря на свои 60 с лишним лет,

не оставлял в покое собственную философию и непрестанно перерабатывал ее,

либо подтверждая, либо опровергая значимость ее положений. В этой-то обоюдной

критике учителя и ученика, то единодушной, то полной разногласий, - корни их

нерасторжимой дружбы. Аристотель представил Платону и другое доказательство

своей верной дружбы: он не порвал связи с Академией и всегда принимал

участие в академических собеседованиях, вплоть до смерти Платона, когда

самому Аристотелю было 38 лет. Ведь это факт, что Платон, чрезвычайно

ценивший Аристотеля и называвший его «чистым разумом»», доверил ему

преподавание в своей школе, возможно даже -преподавание риторики.

В 347 году до н. э. Платон умер, и Аристотель покинул Афины. Аристотель

никогда не принимал активного участия в политической жизни, тем не менее на

его судьбе не раз контрударом тяжело отражалась та борьба, в которую были

вовлечены Афины и Македония. В 347 году до н. э. отношения между противниками

все еще оставались враждебными, несмотря на кажущийся мир. Аристотель не

питал ни малейшей симпатии к политическому строю Македонии и в своих

политических работах никогда не отдавал предпочтения авторитарной монархии

Филиппа. Тем не менее он не

удержался в Афинах, где царила атмосфера холодной войны по отношению к

чужестранцам, где он был подозрительной личностью из-за сохранившихся у него

дружественных отношений с македонским двором.

В 343 году до н. э. Аристотель был приглашен Филиппом (царем Македонии)

воспитывать его четырнадцатилетнего сына Александра. Так будущий «владыка

мира» получил в качестве наставника величайшего ученого своего времени,

беспримерного эрудита, того, кого пятнадцать веков спустя лучший поэт

средневековья с полным основанием прославил в своей поэме «Ад» как «учителя

тех, кто познает». В последствии Александр якобы сказал: «Я чту Аристотеля

наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю -

тем , что дает ей цену». Воспитание Александра закончилось, когда последний

стал соправителем Македонии.

В 335 году до н. э. вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или

перипатетическую школу). Аристотель собрал в Ликее при поддержке Александра,

чрезвычайно ценные коллекции, а так же библиотеку, которая после библиотеки

Еврипида была первым собранием книг принадлежащих частному лицу. Аристотель

преподавал в Ликее около двенадцати лет. После смерти Александра он вынужден

был покинуть Афины, настолько там велика была ненависть к Македонии и ее

друзьям. Умер он спустя год в Халкиде на Эвбее.

Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп.

Логические трактаты, объединенные в своде начал «Органон»: «Категории» (рус.

пер., 1859, 1959), «Об истолковании» (рус. пер., 1891), «Аналитики первая и

вторая» (рус. пер., 1952), «Топится» Физические тпактаты: «Физика». «О

пооисхождении начал

и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах». Биологические

трактаты: «История животных», «О частях животных» (рус. пер., 1937), «О

возникновении животных» (рус. пер., счета 1940), «О движении животных», а

также трактат «О душе» (рус. пер., 1937). Сочинения по «первой философии»,

рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название

«Метафизики» (рус. пер., 1934). Этические сочинения- т. н. «Никомахова этика»

(посвященная Никомаху, сыну Аристотеля; рус. пер., нее, 1900, 1908) и

«Эвдемова этика» (посвященная Эвдему, ученику Аристотель). Социально-

политические исторические сочинения: «Политика» (рус. пер., 1865, 1911),

«Афинская политая» (рус. пер., 1891, 1937). Работы об искусстве, поэзии и

риторике: «Риторика» (рус. пер., 1894) и дошедшая не полностью «Поэтика»

(рус. пер., 1927; 1957).

3. Первая философия, или метафизика

Согласно Аристотелю, философия изучает не природу -«природа есть только

отдельный род существующего)^ 1,62), а некую самостоятельную причину,

сверхъестественную сущность. Такие сущности позднее стали называть

метафизическими, а науку о них -метафизикой. Сам Аристотель называл их

«божественными предметами», а науку о них - «наиболее божественной». Владеть

ею пристало скорее богу, чем человеку. В шестой книге «Метафизики» Аристотель

вводит термин «теология» и отождествляет теологию с первой философией,

которая «идет впереди» физики, потому что ее предмет, по его мнению, ценнее

математики (там же, 108). Однако

''"

было бы неправильным сводить метафизику Аристотеля к рациональной или

естественной теологии. Она лишь аспект философии Аристотеля, которая имеет

своим предметом не одного

бога и не одни метафизические сущности, но прежде всего все сущее. Б

На вопрос, «имеет ли первая философия общий характер, или она подвергает

рассмотрению какой-нибудь один род бытия и какую-нибудь одну сущность» (там

же, 116), Аристотель в «Метафизике» отвечает, что «первая философия» имеет

предметом своего исследования «сущее вообще», «сущее как таковое», «сущее

просто», что она исследует общую природу сущего как такового, и рассматривает

«некоторые собственно ему принадлежащие свойства» (там же, 61). Однако «о

сущем говорится в нескольких значениях» (там же, 109), поэтому предмет

«первой философии» как поисковая область весьма обширен.

Вся метафизика Аристотеля - это попытка разобраться в сущем, уточнить его

понятие. «Первая философия», по Аристотелю, изучает «начала и причины (всего)

сущего поскольку оно «берется как сущее» (там же, 107). Аристотель называет

эти причины «высшими», а начала - «первыми». Такое понимание предмета

философии шире, чем «метафизическое», о котором говорилось выше, ибо в самой

постановке вопроса предполагается, что в качестве таковых начал должны

оказаться не только сверхчувственные, неподвижные, вечные сущности, но и

материя, ведь бог лишь «одно из начал». Для того чтобы определить начала,

установить их число и их взаимоотношения, необходимо осознать то, что

Аристотель называет аксиомами, и прежде всего ту из них, в которой он видит

«начало для всех других аксиом» (там же, 63). Назовем ее «первоаксиомой».

Первоаксиома кратко формулируется следующим образом: «Вместе существовать и

не существовать нельзя», а полно: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было

и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле» (там же). По

нашему мнению, переход от краткой формы к полной можно представить так. Пусть

первое суждение имеет вид: «Невозможно, чтобы существование было и не

было присуще одному и тому же», т. е. здесь бытие и небытие выступают в

разных смыслах, двояко - в качестве связки и в качестве предиката.

В своей «Метафизике» Аристотель так же подверг критике учение Платона об

идеях и дал решение проблемы об отношении в бытии общего и единичного.

Единичное - то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно

воспринимаемо. Общее - то, что существует в любом месте и в любое время

(«повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном,

через которое оно познается. Общее составляет предмет науки и постигается

умом.

Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность

и суть; то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая

причина - начало движения;

целевая причина -то, ради чего что-либо осуществляется. Рассмотрим эти

причины подробнее.

Сущность. Представление Аристотеля о сущности - наиболее трудная для

понимания проблема его метафизики. На познание сущности, а не чувственного мира

направлено все внимание философа, у которого «вопрос о том, что такое сущее,

сводится к вопросу, что представляет собой сущность» (там же, 114). Проблеме

сущности специально посвящены VII и частично VIII книги «Метафизики».

Аристотель далек от древних физиков, сводивших сущность к той или иной форме

существования вещества; сущности также не идеи и не числа. Философ не согласен

и с теми, кто «сущностью признают субстрат, суть бытия и то, что из них

состоит, а также всеобщее» (там же, 133). Вообще же «о сущности говорится если

не в большем числе значений, то в четырех основных во всяком

^ттл/исца- тл n-v^rt. (^t-TTMti и л^тттрр vi пптт ггпиимл/гятпт чя

nvTTTT-rnnTi, т»гяупй

вещи, и рядом с ними, в-четвертых, (лежащий в основе вещи субстрат» (там же,

114-115). Из этих двух отрывков можно извлечь по крайней мере шесть возможных

определений сущности: 1) субстрат;

2) суть бытия; 3) то, что состоит из сути бытия и субстрата; 4) всеобщее; 5)

общее и 6) род.

Материя. Субстрат («подлежащее») определяется Аристотелем как «то, о чем

сказывается все остальное, тогда как сам он уже не сказывается о другом» (там

же, 115). Субстрат «лежит в основе двояким образом, или как эта вот отдельная

вещь, или как кости» (там же, 133).

Материя Аристотелем понимается двояко. Во-первых, это бесформенное вещество:

«То, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как

определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств,

которыми бывает определено сущее» (там же,115). Такова первая материя. Во-

вторых, в более широком смысле слова, материя-это «то, из чего вещь состоит»

и «из чего вещь возникает» (там же, 101; 121). Такое понимание включает в

себя и первый смысл, ведь в конечном счете все возникает и все состоит из

первой материи. Отдельные же вещи (исключая четыре стихии) возникают и

состоят из уже предварительно оформленной «своей», «специальной», или

«последней» материи. Поскольку материя - то, из чего все состоит, то и «форма

из материи, однако из материи, свойственной форме» (там же, 101). Будучи

бесформенной, «первая материя» и есть искомый субстрат.

Аристотель подчеркивает, что «для чувственно воспринимаемых единичных

сущностей, нет ни определения, ни доказательства», ибо они «наделены

материей, природа которой такова, что она может быть и нет: вследствие чего и

подвержены уничтожению все остальные вещи, принадлежащие сюда» (там же, 135).

Поэтому «суть

бытия не будет находиться ни в чем, что не есть вид рода» (там же, 117).

Обратимся теперь к Аристотелевскому пониманию взаимоотношения

материи и формы. Каждая чувственно воспринимаемая сущность есть нечто

составное: она слагается из материи и формы (сути бытия, сущности, первой

сущности). «Индивидуальная», или «составная» сущность вторична, материя и

форма первичны. Вещь преходяща, тогда как материя и форма вечны. При этом,

материя и первоматерия едина, форм же много: их столько, сколько низших,

ближайших к вещам видов, т. е. таких видов, которые уже далее на виды не

распадаются. Необходимо подчеркнуть, что форма-это не качество, не

количество, не отношение, а то, что несет в себе суть вещи. Аристотель

допускает, что и другие категории имеют свою суть бытия (например, можно

поставить вопрос, что такое «белое»), но «не в основном смысле». Форма же -

это суть бытия в основном смысле, а в этом смысле «суть бытия имеется у одних

только сущностей» (там же, 119). Форма вечна и неизменна; «никто не создает и

не производит, но вносит ее в определенный материал, и в результате

получается вещь », состоящая из формы и материи» (тамже.144).

Какова же роль материи? Во-первых, хотя сама материя вечна, вещи дает она

временность, преходящесть, ведь природа материи такова, что она может быть и

может не быть. Во-вторых, материя-источник индивидуализации. Как ни стремится

Аристотель сблизить форму, суть бытия вещи и саму вещь, форма остается общим,

и философ, говоря об индивидуализации, ссылается на материю: «...то, что по

числу образует множество, все имеет материю», «предметы различаются по

материи» (там же, 214; 204), и даже Каллий и Сократ различны «благодаря

материи», а вместе с тем одно и то же по виду

(ибо вид неделим). Но если Каллий и Сократ различны лишь благодаря материи,

то они тождественны по своей сущности, сути бытия, форме. Получается, что

Аристотель не видит существенной разницы между одним человеком и другим. К

тому же остается неясным, как материя-то, что не имеет своей определенности,

- может быть источником индивидуализации.

Отношение, между формой и материей углубляется и конкретизируется Аристотелем

при помощи таких введенных им в философию понятий, как возможность и

действительность. «Возможность» выражается у Аристотеля словом «дюнамис», а

«действительность» - «энергейа». Эти понятия позволяют представить

отношение материи и формы динамически, в движении.

Таким образом по Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть

единство «материи» и «формы», причем «форма» - присущий самому веществу

«вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувственного мира может

рассматриваться и как «материя» и как «форма». Медь есть «материя» по

отношению к шару («форме»), который из меди отливается. Но та же медь есть

«форма» по отношению к физическим элементам, соединением которых, по

Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, таким

образом, последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к

«материи». Движение же, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности

в действительность. Он различает 4 рода движения: качественное, или

изменение;

количественное - увеличение и, уменьшение; перемещение-пространственное

движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.

Энтелехия, Телеология. «Осуществление» выражается у Апистотеля

лпевнегоеческим словом «энтелехейа» (или «энтелехия» V

Аристотелевское мировоззрение телеологично - В его мировоздании все процессы

обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершенностью.

«Обусловленность через цель» существует, подчеркивает Аристотель, не только

«среди поступков, определяемых мыслью», но и «среди вещей, возникающих

естественным путем» (там же, 193). Осуществленность

целенаправленного процесса он и называет энтелехией. Например, Аристотель

говорит, что яйцо является птенцом в возможности, но не энтелехиально.

Мыслитель не мог тогда знать, каким образом в яйце формируется птенец. Он

рассуждал умозрительно. И у него получалось, что «формальный» птенец

предшествует самому птенцу, ибо с точки зрения сущности действительность идет

впереди возможности» (там же, 159). При этом форму никто не создает, она

вечна и вносится в соответствующую материю, которую форма определяет,

выступая, таким образом, как цель, внутренне заданная той или иной последней

материи, как программа ее дальнейшей структурализации. Цель - это также и

благо: каждая стремящаяся реализоваться потенция стремится тем самым к своему

благу. В понятии цели - «того, ради чего»-Аристотель находит третью, после

материи и формы, причину всего сущего.

Движущая причина. Четвертую, и последнюю, причину Аристотель определяет

как движущую. Он говорит, что «всякий раз изменяется что-нибудь действием

чего-нибудь и во что-нибудь» (там же, 205). Говоря об источнике движения как

движущей причине. Аристотель исходит при этом из догмы,, согласно которой

«движущееся (вообще) должно приводиться в движение чем-нибудь» (там же, 212).

Материя у Аристотеля пассивна. С другой стороны, философ допускает, что

«сущность и форма, это - деятельность» (там же, 159). Однако это деятельность

не самодовлеющая. Она имеет

источник в высшей сущности и форме. Это некий перводвигатель:

«Чем вызывается изменение? Первым двигателем. Что ему подвергается? Материя.

К чему приводит изменение? К. форме» (там же, 205).

Четыре первых начала, или причины. Свое рассуждение о причинах, которые в

качестве первоначальных являются предметом первой философии (который, правда,

к ним не сводится). Аристотель резюмирует так: «О причинах речь может идти в

четырех смыслах:

одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия... другой причиной мы

считаем материю и лежащий в основе субстрат;

третьей-то, откуда идет начало движения; четвертой - причину, противолежащую

(только что) названной, а именно «то, ради чего» (существует вещь), и благо

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты