пенсионного возраста, пенсии для инвалидов войны, труда и детства не могут
быть ниже прожиточного уровня. Пособия и другие виды социальной помощи должны
гарантировать уровень жизни всех членов общества не ниже прожиточного
минимума.
Медицинское обслуживание граждан и система образования строятся на основе
принципов социальной справедливости, доступности минимально-достаточиого
медицинского обслуживания (бесплатного и платного), отдыха и образования для
каждого вне зависимости от имущественного положения, места проживания и
работы.
Вместе с тем должны существовать платные системы медицинского обслуживания и
конкурсные системы образования, обеспечивающие более высокий общий уровень на
основе конкуренции.
13. Союз не имеет никаких целей экспансии, агрессии и мессианства.
Вооруженные Силы строятся в соответствии с принципом оборонительной
достаточности.
14. Союз подтверждает принципиальный отказ от применения первым ядерного
оружия. Ядерное оружие любого типа и назначения может быть применено лишь с
санкции Главнокомандующего Вооруженными Силами страны при наличии достоверных
данных об умышленном применении ядерного оружия противником и при исчерпании
новых способов разрешения конфликта.
Главнокомандующий имеет право отменить ядерную атаку, предпринятую по ошибке,
в частности уничтожить находящиеся в полете запущенные по ошибке
межконтинентальные ракеты.
Ядерное оружие является лишь средством предотвращения ядерного нападения
противника. Долгосрочной целью политики Союза является полная ликвидация и
запрещение ядерного оружия и других ввдов оружия массового уничтожения при
условии равновесия в обычных вооружениях.
15. В Союзе не допускаются действия каких-либо тайных служб охраны
общественного и государственного порядка. Тайная деятельность за пределами
страны ограничивается задачами разведки и контрразведки. Тайная политическая,
подрывная, дезинформационная деятельность, поддержка террористической
деятельности и участие в ней, участие в контрабанде, в торговле наркотиками и
в других незаконных действиях запрещаются.
16. Основополагающим и приоритетным правом каждой нации и республики является
право на самоопределение.
17. Вступление республики в Союз Советских Республик Европы и Азии
осуществляется на основе Союзного договора в соответствии с волей населения
республики по решению высшего законодательного органа республики.
Дополнительные условия вхождения в Союз данной республики оформляются
Специальным протоколом в соответствии с волей населения республики. Никаких
других национально-территориальных единиц, кроме республик, Конституция Союза
не предусматривает, но республика может быть разделена на отдельные
административно-экономические районы.
Решение о вхождении республики в Союз принимается на Учредительном Съезде
Союза или на Съезде народных депутатов Союза.
18. Республика имеет право выхода из Союза. Решение о выходе респуб- лики из
Союза должно быть принято высшим законодательным органом республики в
соответствии с референдумом на территории республики не ранее чем через год
после вступления республики в Союз.
Республика может быть исключена из Союза. Исключение республики из Союза
осуществляется решением Съезда народных депутатов Союза большинством не менее
2/3 голосов в соответствии с волей населения Союза, не ранее чем через три
года после вступления республики в Союз.
19. Входящие в Союз республики принимают Конституцию Союза в качестве
Основного закона, действующего на территории республики, наряду с
Конституциями республик. Республики передают Центральному правительству
осуществление основных задач внешней политики и обороны страны. На всей
территории Союза действует единая денежная система. Республики передают в
ведение Центрального правительства транспорт и связь союзного значения.
Кроме перечисленных, общих для всех республик условий вхождения в Союз,
отдельные республики могут передавать Центральному правительству другие
функции, а также полностью или частично объединять органы управления с
другими республиками. Эти дополнительные условия членства в Союзе данной
республики должны быть зафиксированы в протоколе к Союзному договору и
основываться на референдуме иа территории республики.
20. Оборона страны от внешнего нападения возлагается на Вооруженные Силы,
которые формируются на основе Союзного закона. В соответствии со Специальным
протоколом республика может иметь республиканские Вооруженные Силы или
отдельные рода войск, которые формируются из населения . республики и
дислоцируются на территории республик. Республиканские Вооруженные Силы и
подразделения входят в Союзные Вооруженные Силы и подчиняются единому
командованию. Все снабжение Вооруженных Сил вооружением. обмундированием и
продовольствием осуществляется централизованно на средства союзного бюджета.
21. Республика может иметь республиканскую денежную систему наряду с союзной
денежной системой.
В этом случае республиканские денежные знаки обязательны к приему повсеместно
на территории республики. Союзные денежные знаки обязательны во всех
учреждениях союзного подчинения и допускаются во всех остальных учреждениях.
Только Центральный банк Союза имеет право выпуска и аннулирования союзных и
республиканских денежных знаков.
22. Республика, если противное не оговорено в Специальном протоколе, обладает
полной экономической самостоятельностью. Все решения, относя- щиеся к
хозяйственной деятельности и строительству, за исключением деятельности и
строительства, имеющих отношение к функциям, переданным Центральному
правительству, принимаются соответствующими органами республики.
Никакое строительство союзного значения не 'может быть предпринято без
решения .республиканских органов управления.
Все налоги и другие денежные поступления от предприятий и населения на
территории республики поступают в бюджет республики. Из этого бюджета для
поддержания функций, переданных Центральному правительству, в союзный бюджет
вносится сумма, определяемая бюджетным Комитетом Союза на условиях, указанных
в Специальном протоколе. Остальная часть поступлений в бюджет находится в
полном распоряжении правительства республики.
Республика обладает правом прямых международных экономических контактов,
включая прямые торговые отношения и организацию совместных предприятий с
зарубежными партнерами.
23. Республика имеет собственную, независимую от Центрального правительства
систему правоохранительных органов (милиция. Министерство внутренних дел,
пенитенциарная система, прокуратура, судебная система). Однако судебные
решения и приговоры по уголовным и гражданским делам, принятые в республике,
могут быть обжалованы в кассационном порядке в Верховном Суде Союза.
Приговоры по уголовным делам могут быть отменены в порядке помилования
Президентом Союза или Президиумом Съезда народных депутатов Союза. На
территории республики действуют союзные законы, при условии утверждения их
верховным законодательным органом республики, и республиканские законы.
24. На территории республики государственным является язык национальности,
указанной в наименовании республики. Если в наименовании республики указаны
две или более национальности, то в республике действуют два или более
государственных языка.
Во всех республиках Союза официальным языкам межреспубликанских отношений
является русский язык. Русский язык является равноправным с государственным
языком республики во всех учреждениях и на предприятиях союзного подчинения.
Язык межнационального общения не определяется конституционно.
В республике Россия русский язык является одновременно республиканским
государственным языком и языком межреспубликанских отношений.
25. Первоначально структурными составными частями Союза Советских Республик
Европы и Азии являются Союзные и Автономные республики, Национальные
автономные области и Национальные округа бывшего Союза Советских
Социалистических Республик.
Бывшая РСФСР образует Республику Россия и ряд других республик. Россия
разделена на четыре экономических района - Европейская Россия, Урал, Западная
Сибирь, Восточная Сибирь. Каждый экономический район имеет полную
экономическую самостоятельность, а также самостоятельность в раде других
функций в соответствии со Специальным протоколом.
26. Границы между республиками являются незыблемыми первые 10 лет после
Учредительного Съезда. В дальнейшем изменение границ между республиками.
объединение республик, разделение республик на меньшие части осуществляется в
соответствии с волей населения республик и принципом самоопределения наций в
ходе мирных переговоров с участием Центрального правительства.
27. Центральное правительство Союза располагается в столице (главном городе)
Союза. Столица какой-либо республики, в том числе столица России не может
быть одновременно столицей Союза.
28. Центральное правительство Союза включает:
1) Съезд народных депутатов Союза;
2) Совет Министров Союза:
3) Верховный Суд Союза.
Глава Центрального правительства Союза - Президент Союза Советских Республик
Европы и Азии. Центральное правительство обладает всей полнотой высшей власти
в стране, не разделяя ее с руководящими органами какой-либо партии.
29. Съезд народных депутатов Союза имеет две палаты.
1-я Палата, или Палата Республик (1000 (750?) депутатов), избирается по
территориальному принципу по одному депутату от избирательного
территориального округа с приблизительно равным числом избирателей,
2-я Палата, или Палата Национальностей, избирается по национальному признаку.
Избиратели каждой национальности, имеющей свой язык, избирают определенное
число депутатов, а именно по одному депутату от 600 тысяч (500 тысяч?)
избирателей данной национальности и дополнительно еще два депутата данной
национальности.
Выборы в обе палаты - всеобщие и прямые на альтернативной основе - сроком на
пять лет. Обе палаты заседают совместно, но по ряду вопросов, определенных
регламентом Съезда, голосуют отдельно. В этом случае для принятия закона или
постановления требуется решение обеих палат,
30. Съезд народных депутатов Союза Советских Республик Европы и Азии обладает
высшей законодательной властью в стране. Законы Союза, не затрагивающие
положений Конституции, принимаются простым большинством голосов от списочного
состава каждой из палат и имеют приоритет по отношению ко всем
законодательным актам союзного значения, кроме Конституции.
Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии и законы Союза,
затрагивающие положения Конституции, а также прочие изменения текстов статей
Конституции принимаются при наличии квалифицированного большин- ства не менее
2/3 голосов от списочного состава в каждой из палат Съезда.
Принятые таким образам решения имеют приоритет по отношению ко всем
законодательным актам союзного значения.
31. Съезд обсуждает бюджет Союза и поправки к нему, используя доклад Комитета
Съезда по бюджету.
Съезд утверждает высших должностных лиц Союза. Съезд назначает Комиссии для
выполнения одноразовых поручений, в частности, для подготовки законопроектов
и рассмотрения конфликтных ситуаций.
Съезд назначает постоянные Комитеты для разработки перспективных планов
развития страны, для разработки бюджета, для постоянного контроля над работой
органов исполнительной власти.
Съезд контролирует работу Центрального банка. Только с санкции Съезда
возможны несбалансированные эмиссии и изъятие из обращения союзных и
республиканских денежных знаков.
32. Съезд избирает из своего состава Президиум. Члены Президиума Съезда
председательствуют на Съезде, осуществляют организационные функ- ции по
обеспечению работы Съезда, его Комиссий и Комитетов.
Президиум Съезда обладает правом помилования. Члены Президиума не имеют
других функций и не занимают никаких руководящих постов в Правительстве Союза
и республик и в партиях.
33. Совет Министров Союза включает Министерство иностранных дел, Министерство
обороны. Министерство оборонной промышленности, Министерство финансов,
Министерство транспорта союзного значения. Министерство связи союзного
значения, а также другие министерства для исполнения функций, переданных
Центральному правительству отдельными республиками в соответствии со
Специальными протоколами к Союзному договору. Совет Министров .включает также
Комитеты при Совете Министров Союза. Кандидатуры всех министров, кроме
министра иностранных дел и министра обороны, предлагает Председатель Совета
Министров и утверждает Съезд. В том же порядке назначаются Председатели
Комитетов при Совете Министров.
34. Верховный Суд Союза имеет четыре палаты:
1) палата по уголовным делам;
2) палата по гражданским делам;
3) палата арбитража;
4) Конституционный суд.
Председателей каждой из палат избирает на альтернативной основе Съезд
народных депутатов Союза.
35. Президент Союза Советских Республик Европы и Азии избирается сроком на
пять лет в ходе прямых всеобщих выборов на альтернативной основе. До выборов
каждый кандидат в президенты называет своего заместителя, который
баллотируется одновременно с ним. Президент не может совмещать свой пост с
руководящей должностью в какой-либо партии.
Президент может быть отстранен от своей должности в соответствии с
референдумом на территории Союза, решение о котором должен принять Съезд
народных депутатов Союза большинством не менее 2/3 голосов от списочного
состава. Голосование 'по вопросу о проведении референдума производится по
требованию не менее 60 депутатов.
В случае смерти Президента, отстранения от должности или невозможности им
исполнения обязанностей по болезни и другим причинам его полномочия переходят
к Заместителю.
36. Президент представляет Союз в международных переговорах и церемониях.
Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Союза. Президент
предлагает на утверждение Съезда кандидатуры Председателя Совета Министров
Союза и министров иностранных дел и обороны. Президент обладает правом
законодательной инициативы в отношении союзных законов и правом вето в
отношении любых законов и решений Съезда народных депутатов, принятых менее
чем 2/3 от списочного состава депутатов.
37. Экономическая структура Союза основана на плюралистическом сочетании
государственной (республиканской и союзной), кооперативной акционерной и
частной (личной) собственности на орудия и средства производства, на все виды
промышленной и сельскохозяйственной техники, на производственные помещения,
дороги и средства транспорта, на средства связи и информационного обмена,
включая средства масс-медиа, и собственность на предметы потребления, включая
жилье, а также интеллектуальную собственность, включая авторское и
изобретательское право,
38. Земля, ее недра и водные ресурсы являются собственностью республи- ки и
проживающих на ее территории наций. Земля может быть непосредственно без
посредников передана во владение на неограниченный срок частным лицам,
государственным, кооперативным и акционерным организациям с выплатой
земельного налога в бюджет республики.
Для частных лиц гарантируется право наследования владения землей детьми и
близкими родственниками. Находящаяся во владении земля может быть возвращена
республике лишь по желанию владельца или при нарушении им правил
землепользования и при необходимости использования земли государством по
решению законодательного органа республики с выплатой компенсации.
39. Количество принадлежащей одному лицу частной собственности,
изготовленной, приобретенной или унаследованной без нарушения закона, ничем
не ограничивается. Гарантируется неограниченное право наследования являющихся
частной собственностью домов и квартир с неограниченным правом поселения в
них наследников, а также всех орудий и средств производства, предметов
потребления, денежных знаков и акций. Право наследования интеллектуальной
собственности определяется законами республики.
40. Каждый имеет право распоряжаться по своему усмотрению своими физическими
и интеллектуальными трудовыми способностями.
41. Частные лица, кооперативные, акционерные и государственные пред- приятия
имеют право неограниченного найма работников в соответствии с трудовым
законодательством.
42. Использование водных ресурсов, а также других возобновляемых ресурсов
государственными, кооперативными, арендными и частными предприятиями и
частными лицами облагается налогом в бюджет республики. Использование
невозобновляемых ресурсов облагается выплатой в бюджет республики.
43. Предприятия с любой формой собственности находятся в равных
экономических, социальных и правовых условиях, пользуются равной и полной
самостоятельностью в распределении и использовании своих доходов за вычетом
налогов, а также в планировании производства, номенклатуры и сбыта продукции,
в снабжении сырьем, заготовками, полуфабрикатами и комплектующими изделиями,
в кадровых вопросах, в тарифных ставках, облагаются едиными налогами,
.которые не должны превышать в сумме 35 процентов фактической прибыли, в
равной мере несут материальную ответственность за экологические и социальные
последствия своей деятельности.
44. Система управления, снабжения и сбыта продукции в промышленности и
сельском хозяйстве, за исключением предприятий и учреждений союзного
подчинения, строится в интересах непосредственных производителей на основе их
органов управления, снабжения и сбыта продукции.
45. Основой экономического регулирования в Союзе являются принципы рынка и
конкуренции. Государственное регулирование экономики осуществляется через
экономическую деятельность государственных предприятий и посредством
законодательной поддержки принципов рынка, плюралистической конкуренции и
социальной справедливости.
Литература
Андрей Сахаров. Воспоминания. Нью-Йорк, изд-во им. Чехова, 1990. Андрей
Дмитриевич. Воспоминания о Сахарове. М., Терра, Книжное
обозрение, 1990.
В.А.Цукерман, З.М.Азарх. Люди и взрывы.- Звезда, 1990, ¦9-11. Л.В.Альтшулер.
Как мы делали бомбу. Интервью О.П.Морозу.- Литературная газета,
6июня 1990.
Б. Л. Альтшулер. Научный метод А.Д.Сахарова. Вопросы истории
естествознания и техники. М., Наука, 1993, ¦3.
Конституционные идеи Андрея Сахарова. М., Новелла, 1990 г.
Елена Боннэр. Постскриптум. Книга о горьковской ссылке. Paris, Ed.
de la Presse Libre, 1988. М., изд-во СП "Интербук", 1990.
Андрей Сахаров. Горький, Москва далее везде. Нью-Йоpк, изд-во им.
Чехова, 1990.