Реферат: Антон Иванович Деникин - белый генерал

Интересна и работа дочери вождя белого движения М.А.Деникиной (по мужу Грей)

“Мой отец генерал Деникин” (31). Это классический труд мемуарного характера с

некоторым креном к мемуарно-исследовательским работам. Наиболее ценные

фрагменты здесь – освещение жизни и деятельности А.И.Деникина в период немецкой

оккупации Франции, так как автор пишет о том, что она лично наблюдала, будучи

взрослым человеком. В каждой строчке чувствуется дочерняя любовь к отцу, но это

порождает и сильный субъективизм.

Таким образом, в историографии ярко прослеживается персонифицированный анализ

деятельности А.И.Деникина в 1890-1947 гг., но комплексных, обобщающих трудов

нет.

В собственно зарубежной историографии военная и политическая деятельность

А.И. Деникина в 1917-1920 гг. освещена довольно широко. В 30-е гг. были изданы

книги двух профессиональных писателей У.Чемберлина “Русская революция” (32) и

Д.Стюарта “Белая армия в России: хроника контрреволюции и интервенции” (33).

Они с научной точки зрения представляют ярко выраженные компилятивные издания.

В 1971 г. вышла в свет книга Р.Лаккета “Белые генералы”. (34). Очерковый

характер работы не позволил автору достичь научной глубины исследования..

Неординарным явлением стала, по нашей оценке, книга В.В.Рыбникова и

В.П.Слабодина. Это первое в постсоветской историографии научное исследование

белого движения, выполненное с новых методологических подходов. Авторы

опирались на обширную источниковую базу, ядро которой составляют архивные

документы (35).

Важным источником в характеризуемой группе являются работы лидеров белого

движения и белой эмиграции. В них содержится много

документально-фактического, а также и аналитического материала. Они издавались

в условиях, где не было идеологического диктата государства. Лидеры белого

движения, как правило, добросовестно подбирали документы для своих трудов,

которые обычно использовались иллюстративным методом. Но приходится отмечать,

что, публикуя в своих работах документы без преднамеренных искажений,

они все-таки подгонялись под их авторскую концепцию. Особо значимый источник

здесь – произведения А.И.Деникина. Самое крупное из них – “Очерки

Русской Смуты” (36). Уже само название томов (37) показывает, что автор

охватил масштабные вопросы. Примечательно, что первый том “Очерков” был

доставлен В.И.Ленину, который внимательно изучил его и почти на каждой странице

сделал пометки (38). Как показывает их изучение, В.И.Ленина интересовали, в

первую очередь, социально-политические проблемы, освещаемые А.И.Деникиным.

В.И.Ленин остался верен классовому подходу в оценке событий и личному стилю

ведения полемики. Он сопроводил одно из рассуждений генерала пометкой, что

автор работы рассуждает о классовой борьбе “как слепой щенок” (39).

Текстологический анализ “Очерков” привел исследователя к выводу, что в них

А.И.Деникин выступает в трех качествах: мемуарист, историк-исследователь

и публикатор документов.

А.И.Деникин – мемуарист раскрылся в “Очерках” во всем богатстве литературных

приемов. Налицо и все недостатки жанра: ретроспективность; описание

событий, детерминированное возможностями человеческой памяти; личностное

начало, выражающееся в субъективизме оценок явлений и т.д. Аспекты

“Очерков”, где А.И.Деникин выступает в качестве историка, наиболее

противоречивы. Автору не хватало базовой исторической подготовки. Поэтому он и

допустил ошибки: работа не снабжена научно-справочным аппаратом;

произвольно, необоснованно смещены акценты (некоторые масштабные события

описываются штрихами, а мелкие - излишне детализированы); достоверность

отдельных фактов вызывает сомнения; некоторые противоречия, имеющиеся в труде,

автором никак не объясняются, он как бы не замечает их; нет четких выводов и

обобщений. Наиболее удачно А.И.Деникин выступил в своих “Очерках” в

качестве публикатора документов. Он ввел в научный оборот уникальные материалы,

которыми располагал. Необходимо подчеркнуть, однако, что автор избирательно

подходил к подбору документов. Они должны были соответствовать его концепции.

Следовательно, “Очерки Русской Смуты” А.И.Деникина – это самое крупное

произведение из написанных трудов лидерами белого движения, охватывающее

эпохальные события отечественной истории. Они имеют большую познавательную и

научную ценность. Но современный исследователь, работая с “ Очерками”, должен

учитывать следующее: в них содержатся уникальные документы, оригинальные

мемуарные зарисовки, небесспорные авторские оценки событий, вытекающие из

анализа их; отсутствует научно-справочный аппарат; есть факты, достоверность

которых вызывает сомнение; субъективистские трактовки исторических явлений;

труд выполнил не профессиональный историк. Но в целом труд

мемуарно-исследовательского характера, написанный бывшим Главкомом ВСЮР, –

важнейший источник для изучения истории русской армии, первой мировой войны,

революции и гражданской войны, белого движения.

В советской периодике 20 – 80 гг. материалов о А.И.Деникине мало, да и те

носят обличительный характер. Это – следствие жесткого идеологического и

организационного контроля над средствами массовой информации со стороны КПСС.

Небезынтересно, что сам А.И.Деникин в статье, написанной незадолго до смерти

и опубликованной за рубежом через три года после его кончины, отмечал: СССР –

“единственная страна, где нет общественного мнения, т. к. все средства

массовой информации государственные” (40). Значительно больше сведений о

А.И.Деникине в советском официозе времен революции и гражданской войны. Но

все они носят агитационно-пропагандистский характер. Есть здесь и прямые

фальсификации.

Все это имеет место, как показывает анализ, и в официозе белого Юга России.

Но здесь существовало множество партийных, частных изданий различной

ориентации. Монопольного контроля над прессой у деникинской администрации, в

отличие от советского правительства, не было. Поэтому в анализируемой

периодике есть критический материал о генерале. В белоэмигрантской периодике

сведений о военной, политической и общественной деятельности А.И.Деникина

значительно больше, нежели в советских изданиях.

«Сим с приложением церковной печати свидетельствую, что в метрической книге

Ловичской приходской Предтеченской церкви за 1872 год акт крещения младенца

Антония, сына отставного майора Ивана Ефимова Деникина, православного

исповедания, и законной же­ны его, Елисаветы Федоровой, римско-католического

исповедания, за­писан так: в счете родившихся мужеска пола № 33-й, время

рождения: тыся­ча восемьсот семьдесят второго года, декабря четвертого дня.

Время крещения: того же года и месяца декабря двадцать пятого дня.

На подлинном подписал: Настоятель Ловичской приходской Пред­теченской церкви

священник Веньямин Скворцов».(28.с11).

Имя генерала А. И. Деникина вошло в историю , как имя главы вооруженных сил

юга России в самый острый период гражданской войны. Сменив на посту

павшего смертью храбрых генерала Корни лова, Деникин со своими армиями

подошел к Москве ближе, чем кто либо иной из белых вождей. Но силы оказались

неравными. Пред приятие потерпело неудачу, и А. И. Деникин, передав пост

гене ралу Врангелю, сошел со сцены вооруженной борьбы.

Хотя Деникина крестили в Ловиче, родился он во Влоцлавске, уездном городе

Варшавской губернии, входившей в те времена в состав Российской империи.

Влоцлавск был тихим, захолустным местом, с польским и еврей­ским населением,

не превышавшим двадцать тысяч человек, без куль­турной и общественной жизни,

даже без городской библиотеки. Но было там реальное училище, куда

впоследствии и поместили юного Деникина. Русское население состояло из

небольшого числа военных и гражданских служащих.

Детство Деникина прошло не только в бедности, но и в беспро­светной нужде.

Отец его, Иван Ефимович, из крепостных крестьян Са­ратовской губернии,

родился в 1807 году, за пять лет до наполеонов­ского нашествия на Россию.

Двадцати семи лет от роду он был сдан помещиком в рекруты. Дослужился от

солдата до майора.

В 1869 году Иван Ефимович вышел в отставку в чине майора, а через два года,

шестидесяти четырех лет от роду, женился вторым браком на поль­ке-католичке

Елизавете Федоровне (Францисковне) Вржесинской. От этого брака и родился в

1872 году сын Антон.

Елизавета Федоровна происходила из семьи обедневших мелких землевладельцев, и

ко времени знакомства с Иваном Ефимовичем единственным ее заработком на жизнь

было шитье. Заработок приносил гроши, и на них она старалась содержать себя и

своего ста­рого отца.

«Помню нашу убогую квартирку во дворе на Пекарской улице (во Влоцлавске),—

писал впоследствии Антон Иванович,— две комна­ты, темный чуланчик и кухня.

Одна комната считалась «парадной» — для приема гостей, она же столовая,

рабочая и проч.; в другой, темной комнате — спальня для нас троих, в

чуланчике спал дед (отец мате­ри), а на кухне — нянька. Нянька моя Аполония,

в просторечье Поло-ся, поступив к нам вначале в качестве платной прислуги,

постепенно врастала в нашу семью, сосредоточила на нас все интересы своей

оди­нокой жизни, свою любовь и преданность и до смерти своей с нами не

расставалась. Я похоронил ее в Житомире, где командовал полком». (41, с.12)

И читая эти строки из незаконченной автобиографии А. И. Дени­кина «Путь

русского офицера», диву даешься, что в 1966 году изда­тельство Московского

университета сочло возможным выпустить книжку «Крах деникинщины», где автор

А. П. Алексашенко с аплом­бом невежды утверждает, что Деникин был «выходцем

из курских помещиков». Факт в том, что Антон Иванович Деникин — один из

вож­дей борьбы против коммунизма — был, несомненно, более «пролетар­ского

происхождения», чем его будущие противники — Ленин, Троцкий и многие другие.

Но вернемся к детству Деникина и к тем эпизодам его юности, которые сыграли

роль в формировании характера и взглядов и так или иначе, оказали влияние на

дальнейший ход его жизни.

Несмотря на натянутые русско-польские отношения того времени, жизнь в семье

Деникиных шла мирно и дружно. Отец всегда говорил дома по-русски, мать — по-

польски. Не было недоразумений и в воп­росе религии: отец ходил в

православную церковь, мать — в костел. Сына воспитывали «в русскости и

православии». Отец был глубоко верующим человеком, не пропускал церковных

служб и сына всегда водил с собой в церковь. С детства Антон Иванович стал

прислужи­вать в алтаре, петь на клиросе, бить в колокол, а впоследствии

читать Шестопсалмие и Апостола.

Нет сомнения, что Антон Иванович искренне любил своего отца и глубоко был к

нему привязан. Несомненно также, что от отца он унаследовал многие черты

своего характера.

Вот как он описывает их отношения:

«Меня отец не поучал, не наставлял. Не в его характере это было. Но все, что

отец рассказывал про себя и про людей, обнаруживало в нем такую душевную

ясность, такую прямолинейную честность, та­кой яркий протест против всякой

человеческой неправды и такое стои­ческое отношение ко всяким жизненным

невзгодам, что все эти разго­воры глубоко запали в мою душу». (41, с.28)

Мать часто жаловалась на судьбу, беспросветную нужду, отец — никогда. В

сундуке лежал его последний военный мундир, пересыпан­ный от моли нюхательным

табаком. Отец хранил его как зеницу ока «на предмет непостыдныя кончины —

чтоб хоть в землю лечь солда­том».

Молодой Деникин воспринимал бедность своей семьи как нечто вполне

естественное. Одним из немногих случаев, где подсознательно он ощутил

социальную несправедливость, произошел, когда шести лет босым играл он с

ребятишками на улице. Проходил мимо инспектор реального училища и увидел, как

один из великовозрастных семи­классников дружески возился с Антоном и

подбрасывал его в воздух, что доставляло ребенку большое удовольствие.

Инспектор остановил­ся и сделал семикласснику замечание: «Как вам не стыдно

возиться с уличными мальчишками!»

«Я свету Божьего невзвидел от горькой обиды,— вспоминал этот эпизод Антон

Иванович. — Побежал домой, со слезами рассказал от­цу. Отец вспылил, схватил

шапку и вышел из дому: «Ах, он, сукин сын! Гувернантки, видите ли, нет у нас.

Я ему покажу!»

Пошел к инспектору и разделал его такими крепкими словами, что тот не знал,

куда деваться и как извиняться». (41, с.59)

Русской грамоте Антось, так молодого Деникина звали дома, выу­чился четырех

лет. А в 1882 году, в возрасте девяти лет, он выдержал экзамен в первый класс

Влоцлавского реального училища.

Это было важным событием и большой радостью для родителей. Впервые в жизни

повели они своего сына в кондитерскую и угостили его шоколадом и пирожными.

Реальные училища, созданные в Германии в XVIII веке, начали прививаться в

России с конца 30-х годов прошлого столетия. В проти­вовес классическим

гимназиям это были общеобразовательные учеб­ные заведения, преследовавшие

практические цели. Вместо преиму­щественного изучения классицизма, древних

языков и писаний латин­ских и греческих классиков реальные училища выпускали

молодежь с хорошим знанием математики, физики, химии, космографии,

естественной истории, рисования и черчения. Они готовили компетентные кадры к

поступлению в высшие специальные учебные заведения, ин­женерные училища.

В те далекие времена русские молодые люди в поисках «правды» часто отходили

от церкви и искали разрешение вопроса: в чем смысл жизни — в антирелигиозных

учениях.

Не избежал этих исканий и молодой Деникин. «Больше всего, — писал он на

склоне лет, — страстнее всего занимал нас вопрос рели­гиозный, не

вероисповедный, а именно религиозный — о бытии Бога. Бессонные ночи,

подлинные душевные муки, страстные споры, чтение Библии наряду с Ренаном и

другой «безбожной» литературой... Я лично прошел все стадии колебаний и

сомнений и в одну ночь (в 7-м клас­се), буквально в одну ночь пришел к

окончательному и бесповоротному решению:

Человек — существо трех измерений — не в силах сознать выс­шие законы бытия и

творения. Отметаю звериную психологию Ветхого Завета, но всецело приемлю

христианство и Православие.

Словно гора свалилась с плеч!

С этим жил, с этим и кончаю лета живота своего!» (41, с.189)

Несмотря на успешное окончание реального училища, выбор карь­еры

предопределился окружающей обстановкой. С раннего детства, под влиянием

рассказов отца, Антон Деникин пристрастился к воен­ной жизни. С местными

уланами ездил он на водопой и купание ло­шадей, ходил на стрельбища

стрелковых рот, за случайно перепавший пятак покупал у солдат боевые патроны,

сам их разряжал, а порох употреблял для закладывания и взрывания фугасов.

Одним словом, военная служба была его мечтой. Стал он также хорошим гимнастом

и отличным пловцом, одним из лучших среди ребятишек, полоскав­шихся в Висле.

Предварительно записавшись вольноопределяющимся, то есть ря­довым, в один из

стрелковых полков, Антон Деникин поступил осенью 1890 года незадолго до того

открывшееся Киевское юнкерское учи­лище (с военно-училищным курсом).

Началась суровая солдатская жизнь: еда — солдатская, казенное обмундирование

и белье — солдатское, и получал он солдатское жало­ванье в размере 22 1/2

копеек в месяц.

На подобное жалованье раскрутиться было трудно. Не хватало даже на табак...

Из скудной пенсии и ничтожного заработка мелким вышиванием мать посылала сыну

5 рублей в месяц.

После окончания двухлетнего курса в училище А. И. Деникин в 1892 году был

произведен в офицеры. Вышел он подпоручиком во 2-ю полевую артиллерийскую

бригаду, расквартированную в городе Бела Седлецкой губернии, в 159 верстах от

Варшавы.

Дворянский состав русского офицерства сохранился лишь в гвар­дии. В армии он

быстро сходил на нет — демократизация шла полным ходом.

«Выросло новое поколение людей, — писал А. И. Деникин, — обла­давших менее

блестящей внешностью и скромными требованиями жизни, но знающих,

трудолюбивых, разделяющих достоинства и недо­статки русской интеллигенции».

(41, с.91)

К этой категории он, несомненно, причислял самого себя.

Людям, незнакомым с русской военной историей, покажется поч­ти невероятным,

что в старой императорской русской армии к началу первой мировой войны

офицерство на 60 процентов состояло из разно­чинцев, людей недворянского

происхождения.

И в то время как разночинцы в литературе и других свободных профессиях часто

приносили с собой ненависть к существовавшему строю, разночинцы, попавшие в

корпус офицеров, в большинстве сво­ем явились оплотом русской

государственности — генералы Алексеев, Корнилов и Деникин первыми подняли

оружие против захвативших власть большевиков.

Город Бела, куда попал Деникин, в культурном отношении вряд ли многим

отличался от Влоцлавска. Вспоминая свое пребывание здесь, А. И. Деникин

говорил, что это была типичная стоянка для большинства войсковых частей,

заброшенных в захолустья Варшав­ского, Виленского, отчасти Киевского военных

округов.

По своим духовным запросам и благодаря начитанности Деникин стоял выше

рядового офицерства. Быть может, потому в компании своих сверстников он был

не слишком разговорчив, но пользовался большим авторитетом и всеобщим

уважением. К его мнению прислу­шивались, «на него» приглашали — «приходите

сегодня, посидим, поговорим — Деникин будет». Немало таких свидетельств дошло

до нас от людей, знавших его в молодости.

Он был содержательным человеком, стремившимся анализировать явления жизни.

Обладал незаурядным ораторским талантом. Тогда, в молодости, он выражался

лишь в «застольных речах», приветствиях тем, кого чествовали, прощальных

словах тем, кто уходил, а иногда и в речах на злободневные военные вопросы.

После революции 1917 года имя Деникина, как яркого и бесстрашного оратора,

стало широко известно в России.

Голос у него был низкий и звучно покрывал большое пространство. Роста он был

ниже среднего, скорее низкого, крепкого, коренастого сложения, склонен к

полноте. Густые нависшие брови, умные прони­цательные глаза, открытое лицо,

большие усы и клином подстрижен­ная борода. Впоследствии, когда волосы стали

редеть, Деникин начал брить голову наголо.

Осенью 1895 года, после нескольких лет подготовки, Антон Ива­нович выдержал

конкурсный экзамен в Академию Генерального шта­ба, окончание которой — при

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты