Курсовая: Жизнь Александра 1

царствования заявлено было намерение правительства постепенно подготовить умы

к упразднению этого права. Так, в правительственных перио­дических изданиях

запрещено было печатать публикации о продаже крестьян без земли.

С 1801 г. запрещена была раздача населенных имений в частную собственность.

12 декабря 1801 г., в день рожде­ния императора, обнародован был еще более

важный указ, предоставлявший лицам всех свободных состояний приобре­тать вне

городов в собственность недвижимые имущества без крестьян; этим правом могли

воспользоваться купцы, мещане, казенные крестьяне. Закон 12 декабря разрушил

вековую землевладельческую монополию дворянства, которое одно дотоле

пользовалось правом приобретать землю в личную собственность.

Ободренные этим первым начинанием, некоторые свобо­домыслящие помещики

возымели желание, вступая в согла­шение со своими крепостными крестьянами,

освобождать их на волю целыми селениями. Доселе не существовало за­кона о

таком массовом освобождении крестьян.

Сын екатерининского фельдмаршала граф Сергей Ру­мянцев задумал отпустить на волю

199 душ своих крестьян с землей по добровольному соглашению с ними, но при этом

он представил правительству проект общего закона о сделках помещиков с

крепостными крестьянами. Прави­тельство приняло этот проект, и 20 февраля 1803

г. издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли всту­пать в

соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми

селениями или отдельными семьями. Эти освобожденные крестьяне, не записываясь в

другие состояния, образовали особый класс «свободных хлебопашцев»

[9].

Закон 20 февраля был первым решительным выраже­нием правительственного

намерения отменить крепостное право.

Серьезные меры для улучшения положения крепост­ных крестьян были предприняты

в эти годы лишь в При­балтийском крае. «Положениями», изданными для кресть­ян

Лифляндской иЭстляндской губерний в 1804 и 1805 гг., запрещалась продажа

крестьян без земли, крестьянам пре­доставлялись гражданские права, вводились

крестьянское самоуправление и крестьянские суды; крестьяне станови­лись

наследственными владельцами своих участков, раз­меры их повинностей и

платежей в пользу господ должны были определяться особыми комиссиями.

Больших успехов достигло в эти годы правительство на поприще народного

просвещения. Новоучрежденное ми­нистерство народного просвещения с состоящим

при нем «главным правлением училищ» не только выработало, но, в значительной

мере осуществило план довольно широкого развития среднего и высшего

образования. План этот, из­ложенный в указе 26-го января 1803 г.

устанавливает четыре рода училищ: сельские приходские, уездные, губернские

училища или гимназии (с очень широкой программой преподавания), университеты.

Учреждение приходских училищ, отнесенное на местные средства и

предоставленное местной инициативе, не получило широ­кого развития; остальных

школ к 1805 г. было: 6 универ­ситетов, 42 гимназии (не считая польских и

литовских губерний и Прибалтийского края) и 405 уездных училищ.

В 1804 г. были открыты Харьковский и Казанский уни­верситеты и педагогический

институт в Петербурге, позже преобразованный в университет; в Вильне был

учрежден университет с польским языком преподавания, в Юрьеве (Дерпте) был

немецкий университет. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов, с

«попечителями» во главе. Фактическое руководство делом народного просве­щения

(как и цензура выходящих книг) было в каждом округе предоставлено местному

университету. Универси­тетский устав 1804 г. предоставил широкую автономию

советам профессоров, которые выбирали ректора, деканов четырех факультетов и

профессоров на вакантные кафедры.

Начало XIX века характеризуется быстрым культур­ным и политическим ростом

русского общества. Издается масса новых книг, преимущественно переводных

эконо­мических, политических, юридических и философских трактатов.

Развивается русская литература (Карамзин, Жуковский, Крылов и др.),

появляется ряд журналов раз­ных направлений («Вестник Европы», «Журнал

Россий­ской Словесности», «Северный Вестник»).

Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они

составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра.

Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важ­ными недостатками:

недостаточно соглашались одни с дру­гими, велись чрезвычайно торопливо; так,

новые централь­ные ведомства, министерства явились единоличными

учреж­дениями, а руководимые ими губернские учреждения сохра­нили прежний

коллегиальный строй. Затем последовали известные внешние события, на

некоторое время отвлек­шие императора от внутренних работ; то было участие в

двух коалициях против Франции — в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806—1807

гг.— в союзе с Пруссией.

2. М. М. СПЕРАНСКИЙ И АЛЕКСАНДР 1

Во время войн против Франции — в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806—1807

гг.— в союзе с Пруссией расстроился интимный кружок первых советников

императора. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое

настроение Алек­сандра; наблюдения, им собранные, поселили в нем

недо­вольство окружающим.

Члены неофициального комитета один за другим удали­лись от императора. Их

места занял один человек М.М.Сперанский.

Сперанский (род. в 1772 г.) был сыном сельского священника и получил духовное

образование, но затем перешел на гражданскую службу; он отличался большим и

ясным умом, сильной и гибкой волей, необыкновенной трудоспособностью,

большими познаниями, теоретическими и практическими, даром слова, умением

четко и ясно излагать свои мысли в письменной форме. В 1806 г. он стал

известен Алексан­дру, и после Тильзитского мира стал докладчиком и советником

государя по всем делам управления и зако­нодательства. Александр поручил ему

руководство Ко­миссией составления законов, а также дал ему поручение

выработать общий план государственного преобразова­ния. План Сперанского

(законченный осенью 1809 г.) предусматривал три параллельных ряда учреждений

— законодательных, судебных и исполнительных, или административных.

Законодательный ряд образовали «думы» — волостные, уездные, губернские и

государст­венная; волостная дума составлялась из земельных соб­ственников

волости и из депутатов от казенных кресть­ян" (по одному от 500 душ); она

выбирала волостное правление и депутатов в уездную думу; уездная дума

выбирала уездное правление и депутатов в губернскую думу; губернская дума

выбирала губернское правление и депутатов в Государственную думу.

Государственная Дума собирается ежегодно, рассматривает и одобряет вносимые

правительством законопроекты и государствен­ный бюджет, делает представления

о нуждах народа, об ответственности министров и о распоряжениях властей,

нарушающих основные («коренные») государственные за­коны. Исполнительной

властью являются правления — волостные, уездные и губернские,— избираемые

мест­ными думами, а высшая исполнительная власть — министры — назначается

государем. Судебную власть образуют волостные суды (с третейским или мировым

характером), затем — уездные и губернские суды, состоящие из выборных судей и

действующие с участием присяжных; высшую судебную инстанцию составляет

Се­нат, члены которого избираются (пожизненно) Государ­ственной Думой и

утверждаются императором. Для объединения и согласования действий высших

государ­ственных учреждений учреждается Государственный Со­вет, состоящий из

высших государственных сановников, по назначению монарха; он является

совещательным учреждением, которое рассматривает новые законода­тельные

предположения и финансовые мероприятия до их внесения в Государственную Думу,

а также наблю­дает за исполнением законов во всех областях государ­ственного

управления.

Александр одобрил в общем план Сперанского и пред­полагал начать его

осуществление с 1810 года. Ввиду слож­ности и трудности дела преобразование

было начато сверху. 1 января 1810 г. было издано Образование Госу­дарственного

Совета. Государственный Совет разделялся на четыре департамента: 1) законов, 2)

военных дел, 3) дел гражданских и духовных и 4) государственной экономии. Общее

собрание составлялось из членов всех департамен­тов и из министров.

Председательствовал сам государь или особое лицо, им назначенное. Совет должен

был рас­сматривать все законы, уставы и важные мероприятия, и его решения

представлялись на утверждение государя; «высочайше утвержденное мнение

Государственного Со­вета» становилось законом

[10].

В 1810—1811 гг. последовало преобразование мини­стерств, учрежденных в 1802 г.;

было учреждено новое министерство полиции, а министерство коммерции было

упразднено; министерство внутренних дел должно было иметь «попечение о

распространении и поощрении земле­делия и промышленности». Кроме министерств

были учреждены «главные управления» — путей сообщения, ре­визии государственных

счетов (т. е. государственный кон­троль) и главное управление духовных дел иных

(кроме православного) исповеданий. Министерства делились на департаменты (с

директором во главе), департаменты — на отделения. Из высших чиновников

министерства со­ставлялся совет министра, а из всех министров — комитет

министров для обсуждения дел, касающихся различных министерств

[11].

При составлении проекта законодательного кодекса Сперанский имел в виду

заимствовать некоторые нормы французских гражданских законов (так называемый

Ко­декс Наполеона), усматривая в них последнее слово юридической науки.

Однако преобразовательная деятель­ность Сперанского не получила дальнейшего

развития и скоро была прервана внешними и внутренними обсто­ятельствами.

Во-первых, самое приближение к царю Сперанского, в котором высшие сановники

государства видели «выскочку» и «поповского сына», вызывало про­тив него

зависть и вражду в «высшем свете» Петербурга

[12].

Во-вторых, его французские симпатии вызывали недо­вольство во всем русском

обществе, которое проникалось все более враждебным отношением к Наполеону и к

Франции,— и сам император Александр чувствовал всю непрочность французского

союза и предвидел неизбеж­ность борьбы с Наполеоном в. недалеком будущем.

Все­общее недовольство увеличивалось продолжающимся расстройством

государственных финансов, которого фи­нансовый план Сперанского не мог

остановить. В марте 1812 г. Сперанский был уволен со службы и выслан в Нижний

Новгород, а потом в Пермь (хотя, как он спра­ведливо: писал в своем

оправдательном письме, все, что он делал, он делал с согласия Александра или

даже по его поручению).

3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

3.1 Внешняя политика до 1812 года.

В самом начале царствования Александра был заключен мир, а затем «кон­венция

о дружбе» с Великобританией (в июне 1801 г.).

В 1801 г. Грузия, спасаясь от натиска Персии, просила русского императора

принять ее в подданство и под защиту России; Александр исполнил эту просьбу,

и в 1804 г. Персия объявила России войну, которая продолжалась до 1813 г.

Скоро европейские события привлекли и поглотили все внимание Александра.

Наполеон в 1802 г. объявил себя пожизненным консулом, а в 1804 г. императором

французов; в то же время он непрерывно продолжал за­хваты новых территорий в

Италии и Германии, явно стре­мясь к гегемонии в целой Европе. Когда в 1805 г.

Австрия решила выступить против французского завоевателя, Александр

присоединился к ней и начал войну с Францией. Война пошла неудачно для

союзников, и при Аустерлице (в Моравии) русские и австрийские войска были

наголову разбиты Наполеоном. Австрия вынуждена была заключить мир, но Александр

решил продолжать борьбу. В 1806 г. против Наполеона выступила Пруссия, но в

битвах при Иене и Ауэрштете прусские войска потерпели полное по­ражение, и

Наполеон взял Берлин. Война была перенесена в Восточную Пруссию; в

кровопролитной битве при Прей-сиш-Эйлау русские войска (под командой Бенигсена)

от­разили натиск Наполеона, но летом 1807 г. Наполеону удалось разбить русских

при Фридланде, и русская армия, оставив Пруссию, отступила на правый берег

Немана. Александр был вынужден склониться к миру; летом 1807 г. состоялось

знаменитое свидание Наполеона с Александром на Немане, два великих актера

политической сцены очень искусно разыграли свои роли, выражая чувства взаимного

уважения и симпатии, и заключили не только мир, но и союз между собою.

Наполеон, по просьбе своего нового друга, возвратил прусскому королю половину

его владе­ний. Из большей части тех польских областей, которые достались

Пруссии при разделе Речи Посполитой, было образовано «герцогство Варшавское»,

под протекторатом Наполеона и под номинальной властью саксонского коро­ля;

Белостокская область была уступлена России. Алек­сандр согласился принять

«континентальную систему», т. е. прекратить торговлю с Англией и прервать

всякие сношения с ней[13].

В вознаграждение за дружбу (и за убытки, с нею связанные) Наполеон

предоставил своему союзнику уси­ливаться за счет Турции и Швеции (последняя

была в союзе с Англией). Война с Турцией началась еще в 1806 г. и долго шла

без решительных результатов, хотя туркам приходилось бороться на два фронта:

отражать натиск русских войск и одновременно подавлять восстание сербов,

которые поднялись против турок под начальством нацио­нального сербского героя

Кара-Георгия. Но в декабре 1811 г. вновь назначенный главнокомандующий

генерал Кутузов одержал над турками решительную победу при Рущуке, и весною

1812 г. Турция должна была согласиться 1 на мир. По мирному договору,

заключенному в мае 1812г 1 в Бухаресте, Турция уступила россии Бессарабию

(границей между обоими государствами становилась р. Прут 1 и левый берег

Дуная); «блистательная Порта дарует сербам прощение и обычную амнистию»; в

нескольких сербских городах остаются турецкие гарнизоны, но Порта 1?

предоставляет сербам самим «управление внутренних дел 1 их»; таким образом

Бухарестским трактатом было создано 1 автономное Сербское княжество.

Война с Швецией (1808—1809 гг.) была успешна для России. Русские войска

завоевали всю Финляндию, зимою, перейдя по льду Ботнического залива, взяли

Аландские острова и оттуда перешли на шведский берег. По мирному договору,

заключенному в Фридрихсгаме, Швеция уступала России всю Финляндию (до р.

Торнео и до границ Норвегии) и Аландские острова. Овладев Финляндией,

Александр созвал в г. Борго сейм из де­путатов от финляндских сословий, на

котором заявил о своем намерении соблюдать местные законы и все права и

привилегии финляндского населения. Финские провин­ции образовали великое

княжество Финляндское с ши­рокой политической автономией. Во всех, внутренних

делах власть принадлежала сенату и сейму, личный состав администрации

пополнялся из местных жителей; император Всероссийский принял титул великого

князя Финляндского и назначил в Финляндию генерал-губер­натора в качестве

представителя имперской власти; во­обще Финляндия представляла собою скорее

особое го­сударство, соединенное с Россией личной унией, чем русскую

провинцию.

В войне Наполеона с Австрией в 1809 г. Россия в качестве союзника Наполеона

должна была выступить на его стороне. Правда, это была с ее стороны скорее

военная демонстрация, чем действительное участие в войне, но все же Наполеон

после победы над Австрией решил воз­наградить союзника: Россия получила в

1810 г. восточную часть Галиции (Тарнопольский округ).

Однако, несмотря на все внешнеполитические успехи после Тильзита, в русском

обществе проявлялись недо­вольство и ропот. Тильзитский договор и союз с

Наполеоном считался унизительным для России; континентальная система подрывала

внешнюю торговлю и причинила зна­чительные убытки помещикам, отпускавшим

продукты сельского хозяйства за границу; с другой стороны, цены заграничных

(«колониальных») товаров (например, саха­ра) чрезвычайно поднялись. Большие

расходы на военные нужды вызывали Постоянные дефициты в государственном

бюджете, усиленные выпуски бумажных денег вызывали быстрое падение их стоимости

и в результате общий рост дороговизны[14]

.

3.2 Отечественная война 1812 г.

В 1812 г. начался новый перерыв во внутренней деятель­ности Александра1.

Внешние события надолго от­влекли внимание правительства и общества от

внутренних дел.

Наполеон, продолжая распоряжаться в Европе как полновластный хозяин, между

прочим выгнал родственника императора Александра, гер­цога Ольденбургского,

из его владений за недостаточно строгое соблюдение континентальной системы.

Александр воспринял это как личное оскорбление и протестовал про­тив действий

Наполеона. Между тем сама Россия с 1810 г. фактически уже не соблюдала

континентальной системы, ибо судам «под нейтральным флагом» было разрешено

приходить в русские порты, а под нейтральным флагом могли быть и английские

товары. Александр требовал от Наполеона прямого обязательства, что он не

будет стре­миться к восстановлению польского королевства, но На­полеон

отказался дать формальное обязательство такого рода. Весною 1812 г. Александр

потребовал вывода фран­цузских войск из Пруссии и герцогства Варшавского;

Наполеон признал это требование для себя оскорбительным и решил начать войну,

ибо он видел, что пока Россия - сильна и независима, он не может

распоряжаться судьбами Европы.

В июне 1812 г. заранее подготовленная Наполеоном 600-тысячная «великая армия»,

составленная из многих 1 подвластных Наполеону или союзных народов, перейдя

Неман, вступила в пределы России. Две русские армии, Барклая де Толли и

Багратиона, составляли около 200 ты­сяч человек и, конечно, должны были

отступать перед колоссальными силами неприятеля; под Смоленском после

кровопролитного сражения, задержавшего натиск францу­зов, обе армии

соединились, но затем продолжали от­ступление в глубь страны, и французы

двигались по на­правлению на Москву... Нашествие неприятеля на Россию вызвало

подъем патриотических чувств во всех слоях рус­ского народа, а отступление

наших войск вызвало всеоб­щее недовольство и ропот против

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты