Демократия
«Люди время от времени
возвращались
к такой форме правления
как демократия, которая
является самой трудной
формой правления»
Уинстон Черчель
Вступление
Со времен известного французского историка, социолога и политического
деятеля Алексиса де Токвиля в политической литературе неоднократно
высказывалась мысль, что развитие государственных форм неизбежно и
закономерно приведет человеческое общество к демократии. Позднее ряд
влиятельных политологов, подобно Токвилю, содействовали утверждению этой
мысли в общественном сознании. Мнения многих из них представлялись тем
более значительными, что они отнюдь не вытекали из факта пламенного
преклонения перед демократической идеей. Демократия представлялась им
естественным и неизбежным состоянием, которое немедленно наступит вне
зависимости от содействия или противодействия отдельных индивидуумов или
групп людей.
Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления
государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством
перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой
реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная
монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой
народного представительства.
Первоначально понятие демократии было выдвинуто древнегреческими
мыслителями. В классификации государств, предложенной Аристотелем, оно
выражало “правление всех”, в отличие от аристократии (правление избранных)
и монархии (правлении одного). Пифагор обвинял демократов. Он назвал одним
из “бичей, угрожающих человечеству” демократию. Древнегреческий драматург
Арисфан с нескрываемым презрением относился к демократии. Перикл писал:” у
нас государственный строй таков, что не подражает чужим законам; скорее мы
сами служим примером для других. И называется наш строй демократией ввиду
того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства; по
законам в частных спорах все пользуются одинаковыми правами; не бывает
также и того, чтобы человек, способный принести пользу государству, лишен
был к тому возможности, не пользуясь достаточным уважением вследствие
бедности. Мы живем свободными гражданами как в государственной жизни, так и
во взаимных отношениях, потому что мы не высказываем недоверия друг к другу
в повседневных делах, не возмущаемся против другого, если ему нравится что-
нибудь делать по-своему … Мы особенно боимся противозакония в общественных
делах, повинуемся лицам, стоящим в данное время у власти, и законам,
особенно тем из них которые созданы в интересах обиженных. Богатством мы
пользуемся скорее как условием для работы, чем как предметом для
хвастовства; что же касается бедности, то ре сознание в ней позорно для
человека, - позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее.”
На протяжении истории к идее демократии, основанной на принципах
свободы и равенства, обращались лучшие умы человечества, обогащая и
развивая это понятие: Перикл (Древняя Греция), Б.Спиноза (Нидерланды, XVII
в.), Ж.-Ж.Руссо (Франция, ХУ1И в.), Т. Джефферсон (США, XVIII в.), И.Франко
(Украина, к. XIX — н. XX в.), А.Сахаров (Россия, XX в.) и др.
Каждая историческая эпоха вносила свои признаки в понятие демократии и
расставляла свои акценты на их значимости.
1. Понятие и признаки демократии
Слово «демократия» употребляется в разном значении:
. как форма государства;
. как политический режим;
. как принцип организации и деятельности государственных органов и
общественных организаций.
Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют в
виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна
в странах с демократическим режимом, а следовательно, с демократическим
принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы
общества (органы государства, государственные организации, общественные
объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и
субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются прежде
всего гражданин и народ.
Демократия нигде и никогда не существовала без государства.
Реально демократия представляет собой форму (разновидность)
государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:
1) признание народа высшим источником власти;
2) выборностью основных органов государства;
3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных
прав;
4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений.
Любые демократические государства строятся на базе этих общих
признаков, но степень развития демократии может быть различной.
Демократизация общества — это долговременный постоянный процесс,
нуждающийся не только во внутригосударственных, но и в международных
гарантиях.
Современные демократические государства (а быть демократическим
государством престижно) дополняются рядом других признаков и принципов,
например:
1) соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства;
2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;
3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное
выражение;
4) верховенство закона;
5) разделение властей и др.
Исходя из современного наполнения демократии качественным
дополнительным содержанием, можно дать определение демократии как образца,
идеала, к которому стремятся цивилизованные государства.
Демократия — политическая организация власти народа, при которой
обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными
и общественными делами; выборность основных органов государства и
законность в функционировании всех субъектов политической системы общества;
обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с
международными стандартами.
Признаки демократии.
1. Демократия имеет государственный характер:
а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным
органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как
непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он
не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует
государственным органам часть своих полномочий;
б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е.
демократической процедурой организации органов государства в результате
конкурентных, свободных и честных выборов;
в) проявляется в способности государственной власти оказывать
воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью
управления общественными делами.
2. Демократия имеет политический характер:
а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как,
впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции,
т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит
проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности
политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При
демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и
других, идеологических подходов к решению общественных и государственных
задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический
диктат.
Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд
принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм: 1) общее
право голоса; 2) равенство при выборах;
3) тайное голосование; 4) прямые выборы и т.п. Необходимо вспомнить, что
ст. 15 Конституции Украины провозглашает: «Общественная жизнь в Украине
основывается на принципах политического, экономического и идеологического
многообразия. Никакая идеология не может признаваться государством как
обязательная. Цензура запрещена»;
б) основывается на политическом равноправии граждан на участие в
управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве
избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между
различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями
развития.
3. Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и
фактическое воплощение прав граждан - экономических, политических,
гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в
соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав
человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о
гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах 1966 г., др.). Законом
Украины «О действии международных договоров на территории Украины» от 10
декабря 1991 г. установлен порядок применения международных норм о правах
человека.
4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-
политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в
требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы (они
же - и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам -
учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения
правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны
иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для
реализации прав человека, их охраны и защиты.
5. Демократия предполагает взаимную ответственность государства и
гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения
действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. В Конституции Украины
подчеркнуто: «Государство отвечает перед человеком за свою деятельность.
Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной
обязанностью государства» (ст. 3). Арбитром в возможных конфликтах между
государством и гражданином является независимый и демократический суд.
2. Функции и принципы демократии
Функции демократии - основные направления ее воздействия на
общественные отношения, целью которых является повышение социально-
политической активности граждан в управлении обществом и государством.
Поскольку демократия - не статическое, а динамическое состояние
общества, ее функции в различные исторические периоды изменялись,
обогащались, углублялись.
Функции демократии можно разделить на две группы:
. раскрывающие связь с общественными отношениями;
. выражающие внутренние функции деятельности государства;
К числу наиболее общих функций демократии можно отнести следующие:
1. Организационно-политическая — организация политической власти на
демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации
народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и
выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии:
органами государства, государственными организациями, общественными
объединениями, трудовыми коллективами;
2. Регулятивно-компромиссная - обеспечение плюрализма деятельности
субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса,
концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересов
гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной
функции является урегулированность правовых статусов субъектов демократии;
3. Общественно-стимулирующая — обеспечение оптимального служения
государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного
мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем,
заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений;
4. Учредительная — формирование органов государственной власти и
органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);
5. Контрольная — обеспечение деятельности органов государства в
пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых
актов; подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственного
аппарата (например, контроль представительных органов над исполнительными
органами, отчет последних перед первыми);
6. Охранительная — обеспечение государственными органами безопасности,
чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод
личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение
правонарушений.
Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.
Принципы демократии - непререкаемые исходные требования, которые
предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к
субъектам демократии.
Признание международным сообществом основных принципов демократии
объясняется стремлением укрепить международную антитоталитарную политику.
Основными принципами демократии являются:
1) политическая свобода - свобода выбора общественного строя и формы
правления, право народа определять и изменять конституционный строй (ст. 5
Конституции Украины), обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет
первичное назначение - на ее основе может возникнуть равенство и
неравенство, но она предполагает равноправие;
2) равноправие граждан - означает равенство всех перед законом, равную
ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед
судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или
ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных
убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного
положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект
равноправия — равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют
одинаковые возможности для их реализации;
3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними
населения - предполагает формирование органов власти и местного
самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость,
подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать
свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди
не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти:
это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих
органов;
4) разделение властей - означает взаимозависимость и взаимное
ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной,
судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство
подавления свободы и равенства;
5) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении
прав меньшинства - означает сочетание воли большинства с гарантиями прав
личности, находящейся в меньшинстве - этническом, религиозном,
политическом; отсутствие дискриминации, подавления прав личности, не
состоящей в большинстве при принятии решений;
6) плюрализм - означает многообразие общественных явлений, расширяет
круг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и
политический плюрализм - множественность партий, общественных объединений и
т.п. с различными программами и уставами, действующими в рамках
конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находится
принцип плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательно
демократическим. Только в совокупности с другими принципами плюрализм
приобретает универсальное значение для современной демократии.
3. Формы и институты демократии
Функции демократии реализуются через ее формы и институты.
Форма демократии — это ее внешнее выражение.
Форм демократии можно назвать немало, но основные из них следующие:
1. Участие народа в управлении государственными и общественными делами
(народовластие), осуществляется в двух формах - прямой и непрямой:
Прямая - представительная демократия - форма народовластия, при
которой власть осуществляется через выявление воли представителей народа в
выборных органах (парламенты, органы местного самоуправления).
Непрямая - непосредственная демократия - форма народовластия, при
которой власть осуществляется через непосредственное выявление воли народа
или определенных социальных групп (референдум, выборы).
2. Формирование и функционирование системы органов государства на
основе демократических принципов законности, гласности, выборности,
сменяемости, разделении компетенции, которые упреждают злоупотребление
служебным положением и общественным авторитетом;
3. Юридическое (прежде всего конституционное) закрепление системы
прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их охрана и защита в
соответствии с международными стандартами.
Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни:
экономическая; социальная; политическая; культурно-духовная и др.