Демократическое государство

Происшедшие изменения не могли не затронуть государства.

Государственный механизм как орудие управления делами общества не

претерпел принципиальных изменений: те же средства осуществления

публичной власти, поддержания общественного порядка. Но содержание

деятельности государства, его социальная направленность существенно

изменились.

§3. В развитых западных демократиях в послевоенные годы

государство всё более становилось средством преодоления общественных

противоречий не путём насилия и подавления, а посредством достижения

общественного компромисса. Отсюда и «всё более широкое использование

таких общедемократических идей и институтов, как разделение властей,

верховенство закона, плюрализм мнений, высокая роль суда, гласность и

т. п.». Всё это позволяло охарактеризовать демократическое государство

как орудие и средство социального компромисса - по содержанию и как

правовое государство - по форме.

В обществоведении в то время существовало два противостоящих

друг другу подхода к государству. Первый подход: государство -

«симптом расколотого общества», орудие насилия, средство подавления.

Второй подход: государство - средство общественного компромисса,

снятия или смягчения противоречий, механизм управления делами

общества. Подобная позиция обусловила приоритет общенародных интересов

над классовыми, общечеловеческих - над национальными, общих - над

частными.

Признав в государстве орудие не классового господства, а

социального компромисса, нужно определить и его внутренние функции.

Главная из них - учёт и координация интересов различных групп

населения, отыскание и проведение в жизнь таких решений, которые

поддерживались бы разными социальными слоями. Важнейшая задача

государства - соблюдение интересов меньшинства, защита прав человека.

Интересы людей зависят не только от классовой принадлежности. В

значительной степени они обуславливаются сложившимся образом жизни,

национальными, религиозными, семейными и другими групповыми

интересами. Отсюда - авторитет политической власти, олицетворяемой

государством, зависит от поддержки её населением, от её легитимности.

Признание цивилизованного государства в качестве орудия

социального компромисса не означает, что в нынешнем обществе

отсутствуют социальные противоречия. Напротив, они сохраняются, и

подчас довольно острые ( и у нас и на Западе ), причём на смену одним,

которые удаётся преодолеть, приходят другие, ранее не известные.

Для государства, как орудия социального компромисса одним из

основополагающих принципов становится плюрализм. Его формы -

многопартийность, разнообразие общественных организаций, разделение

властей, демократическая избирательная система. В то же время при

достижении социального компромисса необходимо опираться на

правопорядок в обществе, выработку и принятие справедливых законов и

их воплощение в жизнь.

Если же признать в государстве и праве орудия и средства

социального компромисса в соответствии с исторической потребностью, то

они будут постоянными спутниками цивилизованного общества, которому

социальный компромисс всегда необходим.

Развитие общества во всех современных странах идёт по пути его

дальнейшего усложнения и дифференциации, поэтому разных коллективных

интересов становится всё больше. А чем больше социальных различий, тем

реальнее опасность деструктивных социальных столкновений. Вот почему

значение механизмов, содействующих выработке социальных компромиссов,

возрастает и в будущем будет возрастать.

В сложно организованном обществе всё большее значение

приобретает управление. В системе механизмов управления государство и

право - центральные звенья. В перспективе основными заботами

государства должны стать выявление, сопоставление разных интересов в

обществе и поиск компромиссных решений. Сегодня наиболее привычным и

демократичным считается претворение в жизнь мнения большинства.

Однако, эта практика достаточно противоречива. Конечно, мнение и

интересы большинства определяют итоговую позицию общества вернее, чем

точка зрения меньшинства, но пренебрежение интересами меньшинства

создаёт источник социальной напряжённости. Именно такие источники

призвано устранять государство как орудие социальных компромиссов.

Очевидно, умение учесть интересы меньшинства, не допустить их

подавления в современных условиях - одно из важнейших условий

стабильности общества.

Поиск средств учёта интересов меньшинства, их стыковки с

интересами большинства, очевидно, определит дальнейший путь развития

государства. Сегодня общество находится в начале этого пути, и

механизмов достижения общественного компромисса известно немного.

Консенсус, квалифицированное большинство, установление объёма

неотчуждаемых прав меньшинств - вот, пожалуй, и всё. Необходимы новые

формы обеспечения прав меньшинства. Можно предположить, что в будущем

большую роль приобретёт судебная защита этих прав.

Защита интересов меньшинства - одно из направлений деятельности

государства как орудия социального компромисса. Другое перспективное

направление - вмешательство государства в экономику, определяющую

область человеческих отношений. «Опыт показал, что свободному и

рациональному развитию экономики более всего содействует рынок. Рынок

же, в свою очередь, таит в себе возможность социальных ущемлений.

Более того, в природе рынка социальная защищённость человека просто не

заложена. И обеспечить её в интересах сохранения стабильности общества

призвано государство» («Государство и право», №10,1990г. ).Вот почему

его вмешательство в экономику необходимо. Меры и формы такого

вмешательства зависят от состояния экономики. Отыскание разумной меры

вмешательства составляет сегодня одну из самых трудных и важных задач.

Глава 3.

Демократические основы конституционного строя Российской Федерации.

§1.Конституционный строй характеризуется особыми принципами,

лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства.

Конституционный строй - это такая организация государственной и

общественной жизни, где государство является политической организацией

гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в

нём человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей

ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью

государства.

В Конституции Российской Федерации (преамбула и глава 1) находит

выражение целостная система принципов конституционного строя. К ней

относятся, во-первых, основы организации государственной власти:

народовластие; федерализм; верховенство права; разделение властей;

государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская

Федерация - часть мирового сообщества.

Вторую группу составляют основы взаимоотношений государства и

человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина.

К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека

и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение - обязанность

государства.

Третья группа включает основы организации жизни гражданского

общества. Её составляют следующие принципы: идеологический и

политический плюрализм; светский характер государства; свобода

экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм

собственности; социальный характер государства.

§2. Рассмотрим принципы, которые наиболее чётко отражают

демократичность государства.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как

демократическое государство ( ст. 1 Конституции РФ ). Народовластие

предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником

власти в Российской Федерации является её многонациональный народ

(ст.3 Конституции РФ).Это характерно для демократического правового

государства с республиканской формой правления. Каждая из двух

категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие»,

представляет собой сложное явление и требует специального

рассмотрения.

С юридической точки зрения слово «народ» отождествляется с

понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной,

ассоциированной в рамках единого государства, совокупности людей к

соответствующему государству.

«Власть» представляет собой возможность распоряжаться или

управлять кем-либо и чем-либо, подчинять своей воле других. Власть -

категория социальная. Она возникает вместе с возникновением

человеческого общества и существует во всяком человеческом обществе,

поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое

обеспечивается различными средствами , включая и принуждение.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется,

легитимируется и контролируется народом, т. е. гражданами государства,

ибо она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа,

участвовать в которых могут на равных правах все граждане.

Народовластие, как форма государства и способ правления, превращается

таким образом в организационный принцип обладания властью и её

осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач

или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации

(узаконении) , исходящей от народа или восходящей к нему.

Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической

легитимации является базовым в понимании демократии.

Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою

власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни

было социальных сил, используя исключительно в своих собственных

интересах. В демократическом государстве единственным источником

власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве

верховного носителя всей власти является выражением народного

суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только

одного субъекта - народ. Конституция РФ закрепляет прерогативу

многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это

означает, что российский народ ни с кем не делит власть, и никто,

кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. «Никто не

может присваивать власть в Российской Федерации, - отмечается в ст. 3,

п. 4 Конституции, - захват власти или присвоение властных полномочий

преследуется по федеральному закону».

Следовательно, народовластие есть принадлежность всей власти

народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном

соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.

Действующая Конституция РФ устанавливает три главные формы

осуществления народом власти: непосредственную демократию (

референдум, свободные выборы ), а также через органы государственной

власти ( прежде всего представительные: Федеральное Собрание,

законодательные и представительные органы субъектов Российской

Федерации ) и органы местного самоуправления. Российская Федерация

признаёт и гарантирует местное самоуправление. Органы местного

самоуправления не входят в систему государственной власти ( ст. 12

Конституции РФ).

Под непосредственной демократией понимается прямое

волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими

вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по

этим вопросам. Конституция закрепляет ряд институтов (форм)

непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное

выражение власти народа - референдум и свободные выборы. К этим

институтам относятся также и другие: собрания, митинги, шествия,

демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в

государственные органы и органы местного самоуправления, народные

обсуждения важных вопросов государственной жизни, законопроектов.

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место

принадлежит выборам - форме наиболее широкого участия граждан в

управлении государственными делами.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении

народовластия посредством выделения из своей среды путём голосования

представителей для выполнения в государственных органах или органах

местного самоуправления, принадлежащих им функций по осуществлению

власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на

таких выборах.

Главное в выборах - это то, что они являются формой

осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее

существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и

выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления

принадлежащей народу власти.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому

право на участие в управлении государством, прежде всего активное и

пассивное избирательное право, предоставляется гражданам конкретного

государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Избирательное право

- право не просто человека, а гражданина.

Посредством выборов формируются государственные органы, органы

местного самоуправления, определяется их персональный состав.

Избираются представительные (законодательные) органы: Федеральное

Собрание ( однако избирался населением Совет Федерации только

первого

созыва), законодательные органы субъектов федерации. Избираются и

представительные органы местного самоуправления. В настоящее время

таким образом избирается и ряд должностных лиц: Президент Российской

Федерации, президенты республик в её составе, главы администраций,

мэры городов.

Выборы государственных органов и органов местного

самоуправления, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и

проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права

при тайном голосовании.

Важная форма непосредственного народовластия - референдум.

«Высшим непосредственным выражением власти народа,- указывается в

Конституции РФ (ст.3), - являются референдум и свободные выборы».

Согласно Федеральному конституционному закону от 7

июля 1995 года

« О референдуме Российской Федерации», референдум - всенародное

голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим

вопросам государственного значения. Референдум РФ проводится на всей

территории Российской Федерации. Референдум Российской

Федерации ( Всероссийский референдум ) - всенародное голосование по

наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.

На референдум РФ в обязательном порядке выносится вопрос о

принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает

решения о вынесении на всенародное голосование проекта новой

Конституции РФ.

Вопросы, выносимые на референдум РФ, не должны ограничивать или

отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и

конституционные гарантии их реализации.

Решения, принятые Всероссийским референдумом, обладают высшей

юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны

для применения на всей территории Российской Федерации.

Помимо всероссийских референдумов, могут проводиться

республиканские ( республик в составе РФ ), региональные и местные

референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т.

д.

Представительная демократия означает осуществление власти

народом через представительные органы. Представительные органы

избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных

представителей - народных депутатов, играют огромную роль в

формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют

его. Парламент России, представительные органы её субъектов

осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю

народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других

властных структур, поведение всех людей и организаций на территории

страны. Представительная демократия должна способствовать

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты