Цели, задачи, функции государства

непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития

основными целями и задачами. Характер функций определяется не только типом

государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но

и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Приоритетность и масштаб

реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и

масштабностью последних. Функции как средства достижения целей и решения

основных государственных задач во многом зависят и определяются характером

этих самых целей и задач.

Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда

перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения

извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот

период не подлежит сомнению» В период же экономического спада, а тем более

экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее

подъема, на первом плане в силу самих объективных обстоятельств

оказываются экономические функции.

Последнее особенно отчетливо проявляется в России в современный

период. От успешности решения экономических задач и осуществления

экономических функций целиком и полностью зависит достижение объективно

стоящих перед обществом и государством целей, осуществление всех других

государственных функций.

4. Функции государства не следует отождествлять с функциями его

отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних,

хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и

государства, но тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего

государства, относительно узким, локальным характером.

Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в

целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то

функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают

собой деятельность лишь отдельных его частей.

5. Функции государства отличаются своими методами и формами

осуществления и не смешиваются со сферами их приложения.

В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед

государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих

функций государство может использовать и использует методы поощрения,

убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Основными

правовыми формами деятельности государства при этом являются

законодательная (правотворческая) исполнительно-распорядительная и

правоохранительная деятельность государства.

Что же касается сфер приложения функций государства, то они далеко не

всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности

государства может осуществляться несколько функций и, наоборот, одна и та

же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.

Итак, функции государства — это основные направления внутренней и

внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются

его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций

государства.

1. Функции государства непосредственно выражают и предметно

конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание

учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные

интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная

служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису,

реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на

международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его

историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное

назначение посредством осуществления соответствующих ему функций,

представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его

деятельности.

4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и

объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика

социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни

общества.

Функции государства подразделяются на основные и неосновные в

зависимости от важности и социальной значимости направлений деятельности

государства.

Основные функции — это наиболее общие, важнейшие направления

деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и

целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Основным функциям государства присущ ряд общих черт.

Во-первых в них наиболее выпукло проявляется классовая и

общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение.

Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности

государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение

ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных

конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., с

другой стороны, экономическая, социальная деятельность государства,

осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности,

правопорядка, оборона страны и др.

Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций,

осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами

(например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование,

финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные

функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в

разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основная

функция носит комплексный, собирательный характер, требует системного

анализа. Она воплощает сосредоточение усилий государства на одном из

решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности.

Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством

общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной

жизни.

Сообразно с этим основные функции государства охватывают,

группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на

общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными

функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных

функций, представляют собой направления деятельности государства по

выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере

общественной жизни,

Необходимо помнить, что термин "неосновные функции" условный. Его

употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из

множества различных государственных функций более широкие по объему и общие

по содержанию основные функции государства.

Важно подчеркнуть, что основная функция — не конгломерат, а

определенная, проникнутая внутренним единством и целеустремленностью

система многочисленных направлений деятельности государства. Эта система

отличается от составляющих ее элементов.

Итак, цели и задачи, а вместе с ними и некоторые функции государства в

решающей степени зависят от его социально-классовой сущности и содержания,

его социально-классовой предопределенности к направленности, а также в

значительной мере — от его идеологической обусловленности. Нет и не может

быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих

функций, которые бь не были обусловлены его сущностью, содержанием,

идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовым

назначением.

11

Классификация функций государства

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание

которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.

Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью

создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более

эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические

рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности -

функции государства не вообще, а дифференцированно, применительно к их

отдельным видам, группам или даже — к отдельно взятым функциям.

В юридической теории, а, отчасти, и в практике существует множество

оснований (критериев) классификации функций государства. Их пытаются

подразделять в зависимости от продолжительности их существования и

деятельности (постоянные, присущие государству на всех этапах его

развития, и временные); от их социальной значимости (выражающие

преимущественно интересы правящих классов, слоев и групп, или

представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества); от сфер их

"приложения" и осуществления (политические, идеологические, социальные,

экономические); от форм их реализации (правотворческие, правоохранительные,

правоприменительные) и др.

Классификация функций государства проводится также на основании

территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В

федеративном государстве — эта функция федерации в целом и субъектов

федерации. В унитарном государстве — это функции, осуществляемые на

территории единого, лишь в административно территориальном плане делимого

государства. В конфедерации — это координирующие функции всего сообщества

(союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из

участников этого союза государств.

В последние годы предпринимаются попытки классификации функций

государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии

с данным критерием функции подразделяются на законодательные

(правотворческие), управленческие и судебные. Авторы, проводящие такую

классификацию, поясняют, что особенность данной классификации заключается

прежде всего в том, что "она отражает механизм реализации государственной

власти" и что каждая из названных функций осуществляется, как правило, не

одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к

определенной ветви власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Относительно новой трактовкой процесса классификации функций

государства является их подразделение в зависимости не только от

принадлежности к тому или иному типу государств, но и в зависимости от

обусловленности "природой всякого общества". В соответствии с данным

критерием функции подразделяются на функции государств эксплуататорских

типов, функции государства демократического типа и функции, вытекающие из

природы всякого общества.6

Итак, наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой

являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия

своеобразие тех общественных отношений на которые государство воздействует

в процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними

специфика содержания каждой функции т.е. более или менее однородных,

близких друг к другу видов государственной деятельности.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни - внутренней

или внешней — осуществляются те или иные функции государства, разрешению

каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических — они

подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства —

это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры,

науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны,

обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.

Рассмотрим указанные функции подробнее.

Основные внутренние функции

Россия переживает один из важнейших этапов развития своей

государственности, правовой каркас которого очерчен в принятой путем

референдума 12 декабря 1993г. Конституции. Данный этап начался переходным

периодом осуществления коренных политических, социально-экономических и

духовных преобразований, формирования основанного на рыночной экономике

гражданского общества и демократического социального правового государства,

в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. С

выполнением этих задач непосредственно связано изменение и развитие функций

Российского государства по сравнению с периодом до прекращения

существования СССР.

Рыночная реформа заметно ограничила пределы и видоизменила механизм

воздействия государства на экономические отношения, создала условия для

развития частной собственности и свободного предпринимательства, привела к

разгосударствлению экономики. Демонтаж административно-командной системы

устранил монополию государственного руководства экономикой,

свойственную хозяйственно-организаторской функции социалистического

государства, расчистил дорогу рыночным отношениям. В обстановке

экономической независимости система уравнительного распределения

материальных благ перестала соответствовать новым экономическим отношениям,

превратилась в сдерживающий фактор их развития. В связи с этим отпала

необходимость в функции государственного контроля за мерой труда и мерой

потребления. В новых условиях существенно изменилось и вместе с тем

осложнилось содержание хозяйственно-организаторской, культурно-

воспитательной и других внутренних функций, ранее выполнявшихся Советским

государством; в одну из основных превратилась функция сбора налогов,

Соответственно возникла необходимость внести уточнения как в саму

систему функций, так и в их названия. В современный период Российскому

государству присущи следующие основные внутренние функции:

экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования;

налогообложения и взимания налогов; экологическая; охраны прав и свобод

граждан, всех форм собственности, правопорядка.

Экономическая функция. В ней наиболее полно проявляется современная

роль государства в области хозяйствования. В основе этой функции лежит

жизненно необходимая реальная рыночная реформа у призванная коренным

образом трансформировать экономический механизм России.

За прошедшие годы уже обозначились некоторые важные элементы рыночных

отношений: экономическая свобода, право собственности, работающие рынки

товаров и услуг. Вместе с тем возникла необходимость поиска оптимальных

способов участия государства в экономических процессах, налаживания

эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными

механизмами, В этом главная особенность экономической функции современного

Российского государства по сравнению с хозяйственно-организаторской

функцией Советского государства по всеобъемлющему руководству экономикой.

Сегодня экономическая функция охватывает такие направления

государственной деятельности, как структурная перестройка российской

экономики, при которой будет производиться только продукция, жизненно

необходимая человеку, государству, мировому рынку; преимущественная

поддержка стратегических, высококонкурентных на мировом рынке и социально

значимых для России производств; демонополизация производства; реальная

поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства;

целенаправленная инвестиционная политика; отстаивание интересов российских

компаний на внутреннем и мировом рынке; продолжение приватизации; реформа

экономического механизма аграрного сектора и прежде всего обеспечение права

частной собственности на землю; постепенное снижение темпов инфляции и

торможение роста- цен; приостановка спада производства; формирование

современной системы расчетов и начало глубокой реформы Центрального банка и

т.д.

Особое место в правовом обеспечении осуществления экономической

функции принадлежит новому Гражданскому кодексу Российской Федерации. С

принятием его в полном объеме создана всеобъемлющая правовая основа

рыночной экономики, общества цивилизованных собственников, экономической

свободы человека, партнерских отношений между гражданином и государством.

Социальная функция. Она проистекает из предпосылки, что, как записано в

статье 7 Конституции, "Российская Федерация — социальное государство,

политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную

жизнь и свободное развитие человека".

Содержание этой функции многозначное; в государстве охраняются труд и

здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты

труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства,

отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивается система

социальных служб: устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные

гарантии социальной защиты,

Социальная функция государства направлена на смягчение и преодоление

таких издержек нынешнего переходного периода, как бедность, углубление

неравенства и рост безработицы; на стабилизацию уровня жизни населения и

более равномерное распределение бремени экономических трудностей между

различными группами населения.

Правовому обеспечению социальной функции служат Закон РСФСР о

государственных пенсиях. Семейный кодекс РФ, законы РФ "О страховании", "О

социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие

катастрофы на Чернобыльской АЭС", указы Президента Российской Федерации "О

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты