Теория государства и права
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
КАФЕДРА ГОСУДРАСТВЕННОГО ПРАВА
Реферат
на тему:
Выполнила:
Кочина
Алина Валерьевна
ГиМУ 13з
Проверил:
Санкт-Петербург
2000
План.
Введение.
1. Возникновение и развитие идеи правового государства.
2. Современное понимание концепции правового государства.
3. Особенности становления правового государства в Российской Федерации.
4. Заключение.
5. Литература.
Введение.
В процессе многочисленных демократических преобразований, которые
начались в начале 90-х, Россия вышла на сложный и длительный путь развития
гражданского общества и построения правового государства. Принятая, в 1993
году Конституция Российской Федерации, стала опорной точкой для утверждения
его основных институтов. Эта Конституция принципиально отличается от всех
предыдущих, принятых еще в советский период. Главными ее отличиями стали:
прямое действие, закрепление принципа разделения властей, признание прав и
свобод человека высшей ценностью. Но, процесс утверждения ее основных
принципов протекает достаточно медленно и противоречиво. Положения первой
статьи Конституции о том, что Российская Федерация является правовым
государством, явно опережают реальность. Безусловно, идеи правового
государства несут в себе позитивные последствия, но реализация этих идей
должна идти поэтапно и, самое главное, грамотно, с учетом исторических и
национальных особенностей страны. Нужно максимально использовать уже
накопленный опыт других стран, по осуществлению правовых реформ, усиленно
развивая уровень производительных сил и правового сознания граждан России.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ
ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о
совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт
нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового
государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового
государства уходит своими корнями в античное общество. Представление о
государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе
закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой
цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более
совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ,
Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие
связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые
обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности
считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма
общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для
самого государства. При этом античные мыслители не разделяли понятий
“общество” и “государство”. Так, например, народное собрание жителей Афин
было одновременно и высшим органом политического управления. Однако
государство (публичная власть) доминировало над обществом, господствуя над
ним то в форме восточной деспотии, то в форме Римской империи, то в форме
средневековой монархии.
Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная
им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой
государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, — писал
Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя”[1].
Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и
“общем правопорядке”2.
Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали
заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных
учений о правовом государстве.
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой
государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н.
Макиавелли и Ж. Боден.
В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры
идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего
времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования
имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял
государство как правовое управление многими семействами и тем, что им
принадлежит.
В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового
государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б.
Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т.
Джефферсон и другие.
Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права.
Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких
правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное
пользование своим достоянием с согласия всех.
Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического
государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные
права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только
тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность
жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему
правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу
и иные блага подданных.
Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в
общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального
равенства перед законом, незыблемость договоров.
Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего
естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и
равенства.[2]
Монтескье объяснял установление правовой государственности
необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать
все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что
запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как то же самое
могли бы делать и прочие граждане”2. Таким образом, политическая свобода у
Монтескье означает установление законности и безопасности.
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что:
- формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух
законов и содержание законодательства;
- принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу;
- к “правильной” форме государства относится демократия, при которой
верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь
определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля
народа, состав и способ деятельности народного собрания;
- следует проповедовать любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку
существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану
семейного достояния.
Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой
государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант,
Пейн и другие видные мыслители.
Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории
правового государства, центральное место, в котором занимает человек.
Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю,
обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в
государстве, которое выступает как “объединение множества людей,
подчиненных правовым законам”[3]. Концепция правового государства у И.
Канта сводятся к следующим тезисам:
- источником нравственных и правовых законов выступает практический разум,
или свободная воля людей;
- человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания
своей ответственности перед человечеством в целом;
- в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями
категорического императива, который сводится к следующему: “поступай
так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице
всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему
только как к средству” и “поступай так, чтобы максима твоего поступка
могла стать всеобщим законом”;
- правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены
границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного
лица не противоречило свободе других;
- право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные
отношения между людьми;
- государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым
законам. Или “государство в идее, такое, каким оно должно быть” обязано
сообразовываться “с чистыми принципами права”;
- государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах
суверенитета.
Философская концепция правового государства по Канту оказала
значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и
практику государственно-правового строительства.
Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего
времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то
большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то
государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.
Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-
правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева,1 А.И. Герцена,2 Н.Г.
Чернышевского 3 и А.Н. Радищева.4
После октябрьской революции идея правового государства была заменена
требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из
действительности.
В последнее время в результате реформ вновь все заговорили о правовом
государстве. Это нашло свое отражение в Ст.1 Конституции РФ, где говорится,
что “Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное
правовое государство...”5
Современное понимание концепции
правового государства.
В основе современных концепций правового государства лежат идеи
немецкого философа И. Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и
правоведа Шарля Луи Монтескье[4] (1689-1755гг.) и других европейских
просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк,
Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому,
бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл
государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе
которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми,
неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в
условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском
государстве, ибо для правового государства характерно ограничение
государственной власти, связанность ее правом и законом.
Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в
политико-правовой доктрине ХVШ-Х веков включает следующие важнейшие
положения:
- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- верховенство правового закона;
- взаимную ответственность личности и государства;
- доминирование обще дозволительного типа правового регулирования в
соответствии с юридическим принципом “дозволено все, что не запрещено
законом”;
- установление реальных гарантий прав и свобод личности.
Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке
исторического развития. Для того чтобы понять сущность правового
государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же
внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей,
наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм.
Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в
обилии законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового, а
полицейского государства. Суть государства правового – именно в характере
законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на
обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие
законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть
основное условие блеска его.
В наиболее развитом буржуазно - демократическом виде концепция
правового государства является социальной ценностью всего человечества,
удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе
правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не
командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних
стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое
гражданское общество.
Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных,
нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и
добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для
удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно
строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями,
моральными нормами и правом вмешательства государства.
Государство - лишь форма гражданского общества. В антиправовом
(тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и народ
противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены
от него. Там нет граждан, есть только подданные.
Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых
союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против
монополизма и посягательств государственных органов. Понятие гражданского
общества подразумевает не только “гражданственность”, известную степень
политической свободы, но и “буржуазность”, т.е. экономическую независимость
человека, возможность получить доход не из рук государства. Развертывание
всего комплекса институтов государства в демократическом обществе устраняет
доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает
проявление ее отрицательных сторон.
Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого
государства в условиях демократии, необходимо, в частности, указать на
такие:
- мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования
представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные
функции;
- наличие муниципального самоуправления;
- подчиненность всех подразделений власти закону;
- независимое и сильное правосудие;
- наличие государственной власти в отдельных блоках, включая
исполнительную власть.
В основе правовой экономики лежит принцип “от каждого по способностям
- каждому по труду”. Это социально-правовой масштаб меры регулирования
труда и потребления.
Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует возродить ряд
свобод:
- открыть простор всем видам собственности;
- заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве
сторон;
- сделать главенствующим принцип “разрешено все, что не запрещено”;
- обеспечить эквивалентный характер обмена;
- утвердить равноправие и добросовестность в выборе партнера;
- не ограничивать инициативу и предприимчивость.
Правовая экономика и гражданское общество – переход от
распределительного общества к рыночному - это глубинные, сущностные
предпосылки формирования правового государства. Правовое государство – это
государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой
экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно
подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности
обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и
предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку
свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание
прав человека.
Таким образом, правовое государство - это демократическое государство,
где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех
перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и
свободы человека и где в основу организации государственной власти положен
принцип разделении законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство - это демократическое государство, в
котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении
власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий
уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В
правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать
и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в
частности в формировании и функционировании политических партий,
общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и
т.п.
Сегодня можно выделить следующие признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
Страницы: 1, 2