Сущность права

обладают правом личной собственности и её наследования, правом на охрану

здоровья, правом на получение пенсии по случаю потери кормильца, правам на

жилище, на охрану жизни. Право на образование осуществляется с 6-летнего

возраста.

Для реализации других конституционных прав предусмотрен более зрелый

возраст или даже преклонный.

Право на получение пенсии по старости закон связывает с наступлением 60-

летнего возраста для мужчин и 55 лет для женщин. Юридическая

ответственность за неисполнение конституционных обязанностей также

наступает в полном объеме с достижением совершеннолетия. Однако за

некоторые преступления ответственность устанавливается законом с 14-

летнего возраста, за административные правонарушения с 16 лет.

Для исполнения некоторых конституционных прав и обязанностей имеет

значение положение граждан. Женщины, обладая равными правами с мужчинами

во всех областях жизни, при осуществлении своих прав имеют определенные

льготы и преимущества. Так, труд женщин не применяется на подземных и

других тяжелых работах.

Состояние здоровья гражданина может быть основанием для его материального

обеспечения или для освобождения от некоторых конституционных обязанностей

(например, от воинской обязанности). Умалишенные не пользуется

избирательными правами, освобождаются от ответственности за неисполнение

гражданских обязанностей.

Вывод

Основные принципы правового положения личности формировались с

возникновением государства и совершенствуются вместе с его развитием и

прогрессом общества в целом. Отношения между властью, государством в лице

его органов и личностью носят сложный многогранный характер. Государство,

осуществляя политическую власть, в отношениях со своими гражданами должно

уважать права человека и обеспечить приоритет общечеловеческих ценностей.

Социальное право в РФ.

Всеобщая декларация прав человека, провозглашенная Генеральной

Ассамблеей ООН в декабре 1948 г., Европейская конвенция о защите прав

человека и основных свобод, принятая в ноябре 1950 г., и другие

международные документы провозгласили необходимость обеспечения каждому

человеку право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на

свободу мысли, совести и религии, право на судебную защиту нарушенных прав

и т.д.

В жизни государства и общества возможны и неблагоприятные ситуации:

локальные войны, межнациональные конфликты, экологические бедствия.

Введение в таких ситуациях чрезвычайного положения на определенное время

связано с установлением ограничений отдельных прав и свобод (например,

право на свободное передвижение, на участие в митингах, шествиях и

демонстрациях и др.). Однако ст.56 Конституции РФ запрещает даже в этих

случаях ограничивать права граждан на личное достоинство, свободу и личную

неприкосновенность, свободу экономической деятельности, право на жилище,

на судебную защиту своих прав и свобод и др.

В Российской Федерации принцип равенства государства и личности

устанавливается в гражданской, политической, экономической и социальной

сфере. Ограничение прав человека допускается только на основании закона и

в отдельных случаях в судебном порядке. Исключается установление какой бы

то ни было идеологии в качестве общегосударственной или общеобязательной.

Конституционно закреплена свобода экономической деятельности, равноправие

форм собственности. Экономические отношения между государством и чело

веком строятся на социальном партнерстве.

Взаимоотношения государства и личности должны пронизываться принципом

социальной справедливости, которая формируется на базе норм нравственности

и права, воплощает в себе принципы морали и права и является мерилом

поведения людей и коллективов, а также основой государственной и

общественной оценки действий и иных социальных явлений с точки зрения

соответствия их интересам народа.

Исключительно важным принципом взаимоотношений государства и личности

является взаимная ответственность граждан перед государством и государства

перед гражданами. Долгое время в нашем обществе данный принцип не находил

полной реализации: лишь граждане несли ответственность за свои действия

перед государством, а само государство в большинстве случаев такой

ответственности избегало. Теперь государство, его органы, учреждения и

должностные лица ответственны перед человеком и гражданином.

Так, в ст.ст.52-53 Конституции РФ указано, что права потерпевших от

преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство

обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного

ущерба. Кроме того, каждый имеет право на возмещение государством вреда,

причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов

государственной власти или их должностных лиц.

Взаимоотношения государства и личности характеризуются также принципом

единства прав и обязанностей. Права и обязанности не существуют в отрыве

друг от друга. Закрепляя, основные права граждан, государство одновременно

возлагает на них выполнение ряда обязанностей. Этому же принципу подчинено

само государство в его практической деятельности. Например, государство,

представляя каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду,

берет на себя обязанность обеспечить такое состояние окружающей среды и

возмещать ущерб, причиненный здоровью человека экологическими

правонарушениями. В то же время, ст.58 Конституции РФ обязывает каждого

гражданина России сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться

к природным богатствам.

Конституция РФ закрепляет свободу труда, раскрывая ее как право каждого

свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род

деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать,

не может быть и речи о привлечении к административной ответственности за

так называемое "тунеядство", бродяжничество ( бомжи ) и т.д.

Конституционной обязанности трудиться, как в прошлые годы, теперь нет.

Человек свободен как в поступлении на постоянную работу, так и в уходе с

нее, в переходе на другую, более интересную или выгодную для него. Свобода

труда реализует через индивидуальную трудовую деятельность, в занятии

предпринимательской деятельностью и т.д.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Запрет

принудительного труда, предусмотренный ст.8 Международного пакта о

гражданских и политических правах. Таким трудом считается не только

откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и

любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых

условиях или под угрозой какого-либо наказания.

Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение

обязанностей, вытекающих из военной службы, в условиях чрезвычайного

положения или по приговору суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией

Международной организации труда №29 (1930 г.),а также Кодексом законов о

труде РФ ( ст.2 ).

25 сентября 1992 г. в КЗоТ была включена норма о запрете

принудительного труда (ст.2), а из числа мер дисциплинарного взыскания

исключено такое наказание, как перевод на нижеоплачиваемую работу или

смещение на низшую должность.

Право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем

желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать

такую обязанность частному предпринимательству или брать ее на себя,

поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями. Поступление человека на

работу в основном определяется договором с работодателем. Но наемный

работник вправе требовать соблюдения определенных Конституцией условий, а

именно: чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а

вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации

и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты

труда. Следовательно, если безопасность и гигиена не обеспечены и здоровью

работника на производстве причинен вред, то работодатель несет за это

материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.

Соответствующие нормы предусмотрены Правилами возмещения работодателями

вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо

иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых

обязанностей Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о

минимальном размере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознаграждение

за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается, что по договору (

коллективному или индивидуальному ) размер оплаты может быть больше, что и

осуществляется на практике в соответствии с рыночной ценой рабочей силы

или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для

учреждений и предприятий, находящихся на госбюджетном финансировании.

Многочисленные статьи КЗоТ и других актов развивают и детально

регламентируют указанные конституционные положения. Трудовое

законодательство запрещает какое бы то ни было понижение размеров оплаты

труда работников в зависимости от пола, возраста, расы, национальности,

отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям (ст.77).

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства

проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной

занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в

трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от

необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить

гражданам выплачивается пособие по безработице в размере 45-75% среднего

заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется

возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых

общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным

переездом в другую местность.

Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и

коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным

законом способов их разрешения. Забастовка - это остановка работы

работниками для оказания давления на работодателя с целью удовлетворения их

экономических требований. Забастовка не свидетельствует о желании

работников разорвать трудовой договор. А потому неправомерный запрет

забастовки рассматривается как форма принудительного труда. В соответствии

с Конституцией РФ, а также с Международным пактом об экономических,

социальных и культурных правах право на забастовку реализуется в

соответствии с законом. Поэтому закон вправе запретить забастовку в ряде

отраслей хозяйства ( транспорт, общественное обслуживание и др. ). Однако

этот запрет касается не всех работников отрасли, а только тех, кто может

нанести вред здоровью других лиц, безопасности государства и т.д.

Устанавливать запрет на этих основаниях может только суд.

Действующим законом запрещены также некоторые виды забастовок.

Коллективный трудовой конфликт не обязательно приводит к забастовке, прежде

чем объявить ее, требуется использовать примирительные процедуры,

предусмотренные законом.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по

трудовому договору (т.е. лиц наемного труда ), Конституция гарантирует

установление федеральным законом продолжительности рабочего времени,

выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска ( ежегодный

отпуск предоставляется всем работникам с сохранением места работы (

должности ) и средней заработной платы продолжительностью не менее 24

рабочих дней ).

Действующий КЗоТ устанавливает максимальную продолжительность рабочего

времени 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников с учетом

условий и характера труда, возраста, состояния здоровья и иных факторов

устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени без

уменьшения заработной платы. Законом установлены все предусмотренные

Конституцией виды отдыха, а коллективные договоры и соглашения часто вводят

и более высокие стандарты.

Вывод

Российская Федерация, как и многие страны мира, в качестве важнейшего

принципа, определяющего правовое положение личности, признает, что

человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В ст.2 Конституции

указано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и

гражданина - обязанность государства. Права и свободы россиян определяют

смысл, содержание и цели применения законов, деятельность законодательной

и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются

правосудием.

Конституция РФ провозгласила народ России носителем суверенитета и

единственным источником власти в Российской Федерации. Но если власть

принадлежит народу, и он выступает носителем суверенитета, то государство

не может иметь приоритет над личностью. В его взаимоотношениях с личностью

на первый план должны выступать отношения равенства и социальной

справедливости между личностью и государств а основным назначением

государства должно быть служение народу, обеспечение благосостояния

человека и его свободное развитие.

Право и закон.

Актуальность и важность проблемы соотношения права и закона

обусловлена постоянной необходимостью соотносить право и закон в процессе

правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности,

ибо не все законы, создаваемые государством имеют правовое содержание, а

подчас и прямо противоречат ему. Поэтому необходим четкий критерий в

соответствии, с которым можно было судить о законе как правовом или

неправовом, в противном случае не будет понятно, когда закон утрачивает

характеристики правового и становится неправовым, или даже произволом.

Между тем в юридической науке существуют различные трактовки права

(нормативная, социологическая, этическая и др.), каждая из которых имеет

свои обоснования. С точки зрения проблемы соотношения права и закона

прежде всего следует остановиться на двух основных, сложившихся в истории

права, тенденциях правопонимания.

Первый способ формирования идеи права рассматривает его как

власть, принадлежащую Богу, как внешнюю норму, которой должна подчиниться

воля индивида. Божественная воля, в соответствии с этой концепцией,

развивается в норму поведения, выраженную в законе, утвержденном властью,

государством. Следовательно, в соответствии с этой теорией, все критерии

определения права и произвола происходят от Бога, власти, государства, а

индивид (гражданское общество) сохраняет по отношению к праву пассивное

положение. Право в этом случае выступает как инструмент принуждения к

послушанию власти и выражает лишь абсолютный государственный интерес:

власть диктует законы, законы содержат право, власть карает за их

неисполнение.

В современной теории права изложенная выше концепция известна

под названием позитивистской концепции государства и права. Другая

тенденция правопонимания возникла и развивалась на основе разработанного

римлянами понятий справедливости, естественного образа мышления,

правосудия, на признании взаимности правомочий сторон, которые

“уравновешивают” друг друга посредством прав и обязанностей: за правом

каждого стоит его интерес, который может быть удовлетворен через

обязанности другой стороны. Внешняя принудительная сила в этом случае не

требуется.

При таком подходе нормы права рождаются не “сверху”, а в самом

гражданском обществе, в процессе совместной деятельности людей при

постоянном столкновении их интересов. При этом вырабатываются правила

сочетания этих правовых норм, способы взаимодействия и подавления, “зона”

свободы их действия. Данные правила и есть нормы права - права как меры

свободы. Одна из версий этого гегелевского определения, вскрывающего

функциональную сущность права, советским юристом Н.Н.Разумовичем изложена

так: “Право есть исторически обусловленная мера человеческой свободы для

поддержания динамического равновесия между личным интересом и общественной

необходимостью.”

В представленном тезисе на первый план выходит гарантийная

сторона права как сферы беспрепятственного действия интересов людей,

защиты их правомерного поведения. В целом же большинство современных

исследователей сходятся на том, что в развернутом определении права должны

найти отражение следующие моменты: а) естественно-исторический характер

происхождения права; б) его способность служить масштабом поведения

свободных и равных субъектов; в) такие свойства права как нормативность,

общеобязательность, взаимозависимость заключенных в нем прав и

обязанностей; г) гарантии реализации права, в том числе - посредством

вмешательства со стороны государства.

Среди факторов – сторон, которые необходимо учитывать при

изучении права и определении его понятия, важное значение, кроме

названных, имеют и другие факторы. Их много и они весьма разнообразны.

Однако вместе они создают цельную, весьма представительную, хотя порою и

довольно противоречивую картину правовой жизни, помогают формулировать

адекватное представление о различных сторонах жизнедеятельности права и, в

первую очередь, о его понятии и содержании.

В юридической литературе, как это видно из вышесказанного, нет

единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о

нем представления. Спектр мнений о нем и суждений, также, как и

совокупность факторов, оказывающих влияние на процесс формирования о нем

адекватного представления, весьма широк и разнообразен.

Если сравнить между собой определения понятия права и подходы к его

изучению, характерные для советского периода с определениями понятия права

и подходами к его познанию в постсоветский период то нетрудно заметить,

что важнейшей особенностью тех и других является или категоричное

признание или столь же решительное отрицание классового характера права.

Первые строятся на строго классовых постулатах, на

представлении о государстве и праве как средствах, орудиях в руках

господствующего класса или классов. Тогда как вторые, молчаливо отвергая

классовость апеллируют к “общечеловеческим” ценностям и интересам или же к

“общим и индивидуальным интересам населения страны”.

В качестве примеров сугубо классового подхода к определению понятия

права, можно ссылаться на такое, довольно типичное определение в

соответствии с которым право рассматривается как “совокупность

установленных и охраняемых государством норм, выражающих волю

господствующего класса, содержание которой определяется материальными

условиями жизни этого класса” . Или – на определение права как “на систему

нормативно-обязательного регулирования поведения людей, поддерживаемую

государством и выражающую материально обусловленную волю господствующих

классов (при социализме – волю народа)”.

Одним из примеров внеклассового или надклассового подхода к

определению понятия права может служить его дефиниция, в соответствии с

которой право рассматривается как “система общеобязательных правил

поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают

общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают

государственным регулятором общественных отношений”.

Разумеется, в сфере права, равно как и в других областях

государственной или общественной жизни, никто не может установить истину в

последней инстанции, а вместе с ней и критерии правильности подходов к

изучению и определению понятия тех или иных явлений, не исключая и самого

права.

Вывод

Проблема соотношения права и закона будет стоять перед человечеством

всегда. Было бы наивно утверждать и ожидать, когда-нибудь все законы будут

правовыми. Но общественные отношения с течением времени претерпевают

изменения (иногда даже кардинальные), и форма и содержание - эти

неотъемлемые характеристики права- также должны изменяться.

Поэтому сущность права служит и критерием, определяющим правовой (или

неправовой) характер закона, но и ориентиром, неким “маяком” для

законодателя в процессе законотворчества.Конечно, сущность такого сложного

и многогранного явления как право познать до конца достаточно трудно. Как

полагает Яковлев: ”Судьба правового государства в России во многом зависит

от того какую социальную силу наберет такое понимание природы и сущности

права, понимание, открывшее дорогу современной цивилизации”

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты