Система права и система законодательства

общего или индивидуального характера.

В правовом государстве или в государстве, которое стремится стать

правовым, вся деятельность органов и должностных лиц должна быть

организована так, чтобы она протекала в определенных правовых формах, т. е.

по заранее установленным юридическим правилам.

Особенности юридического процесса заключаются в следующем. Во-первых,

это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц; во-

вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано

процессуальными нормами; в-третьих, это деятельность, направленная на

принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального

(акты применения права) характера.

Юридический процесс - это сложная, длящаяся во времени деятельность,

состоящая из процессуальных стадий, которые имеют строго определенную

последовательность. По содержанию он представляет собой цепь

взаимосвязанных процессуальных действий и процессуальных решений,

фиксируемых в соответствующих документах. Например, в ходе расследования

уголовного дела следователь выполняет такие процессуальные действия, как

осмотр места происшествия, обыск, допрос свидетеля, изъятие вещественных

доказательств и т.д., и выносит различные процессуальные решения —

постановления о возбуждении уголовного дела, о производстве обыска в

квартире подозреваемого, о привлечении лица в качестве обвиняемого и т. п.

При этом следователь, принимая процессуальные решения и выполняя

процессуальные действия, руководствуется требованиями уголовно-

процессуального закона. На законодательном уровне регламентируются также

принятие законов в парламенте, рассмотрение дел об административных

правонарушениях, работа комиссий по назначению пенсий, деятельность всех

иных органов правотворчества и правоприменения.

По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть

правотворческим и правоприменительным.

Результат правотворческого процесса - нормативные правовые акты.

Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих

процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от

органа правотворчества: парламент, Президент, министр, областная дума,

губернатор области, руководитель предприятия и т.д. Особую значимость имеет

законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до

вступления закона в силу он регулируется Конституцией Российской Федерации,

федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета

Федерации.

Результат правоприменительного процесса - принятие индивидуального

юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры

принятия правоприменительных решении многообразны. Они более просты для

органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ

Президента РФ о назначении на должность министра, приказ руководителя о

приеме работника на работу и т. п.). Наиболее сложны процедуры принятия

актов юрисдикционных органов, правоприменительный процесс в которых в

зависимости от характера принимаемого решения подразделяется на следующие

виды:

1) производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение.

Такая процедура предусмотрена, например, нормами Гражданского

процессуального кодекса (ст. 247-251);

2) процесс рассмотрения споров (например, разрешение экономических

споров регулируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ);

3) процесс определения мер юридической ответственности (так, Кодекс

РСФСР об административных правонарушениях содержит раздел «Производство об

административных правонарушениях»7Т1роизводство по уголовным делам

осуществляется по нормам Уголовно-процессуального кодекса.

В литературе предлагается выделить еще одну разновидность юридического

процесса - праворазъяснительный. Для этого есть некоторые основания: в ходе

право-разъяснительной деятельности издаются специфические юридические

решения - интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от

нормативных, так и от правоприменительных актов. Вместе с тем законодатель

пока не выделяет особой процедуры принятия актов официального толкования и,

следовательно, не считает такую деятельность особым видом юридического

процесса.

Специфические особенности имеет также производство по исполнению

правоприменительных решений:

судебных приговоров, решений по гражданским делам, постановлений об

административном аресте и других решений о применении мер государственного

принуждения. Подобную правоисполнительную деятельность государственных

органов следует рассматривать как особую разновидность правоприменительного

процесса.

Виды юридического процесса различаются также по отраслевому признаку.

В системе российского права есть две процессуальные отрасли: гражданское

процессуальное и уголовно-процессуальное право, регулирующие соответственно

гражданское судопроизводство и предварительное расследование и

судопроизводство по уголовным делам. Существует также производство по

административным делам, связанным с применением мер юридической

ответственности, мер пресечения, предупредительных и иных мер

государственного принуждения. В отечественной юридической науке высказано

мнение о том, что формируется новая отрасль - административное

процессуальное право. С этим следует согласиться, если учесть, что

совершенствование процессуального законодательства укрепляет правовые

основы деятельности должностных лиц и органов Российского государства,

способствует формированию административной юрисдикции. Таким образом, по

отраслевому признаку выделяются гражданский, уголовный и административный

процесс. Разновидностью гражданского процесса является арбитражный процесс.

Судопроизводство в арбитражном суде регулируется Арбитражным процессуальным

кодексом РФ.

4. Тенденции развития системы права и системы законодательства.

Основные направления развития и совершенствования права связаны с

социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране.

Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права,

обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни

человека и общества. Здесь можно выделить такие тенденции: 1) общие,

характерные для права в целом, включая систему права и систему

законодательства как две стороны одного целостного явления; 2) тенденции

развития структуры (системы) права; 3) тенденции совершенствования

законодательства.

К общим тенденциям относятся следующие:

1. Постепенное изменение соотношения - «человек и право». С одной

стороны, речь идет об «очеловечивании» права, о создании такой правовой

системы, где бы в центре внимания всегда были человек, его права и свободы.

Реальные шаги в этом направлении сделаны в Декларации прав и свобод

человека и гражданина, Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, законах о

собственности, гражданстве и других нормативных актах. Сюда же относится

изменение методов правового регулирования: переход от императивных к

диспозитивным методам, преобладание общедозволительного типа регулирования

в отношениях между людьми. Одним словом, все больше выкристаллизовывается и

расширяется сфера действия частного права.

С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-

правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда

(свидетельство тому - установление предельных размеров садовых домиков,

бань, погребов и т. п.). В настоящее время происходит выравнивание

отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема

прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.

2. Децентрализация правового регулирования. Конституция РФ и

Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования

развития субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Значительное

развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как

договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права.

3. Интеграция в российское законодательство в определенных случаях

общепризнанных принципов и норм международного права и международных

договоров Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить

также об интеграционной тенденции законодательства стран - участниц СНГ в

экономическом, информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью.

В числе тенденций развития структуры (системы) права можно назвать

такие.

1. Процесс постепенного накопления нормативного материала и

распределение его по структурным блокам - институтам, отраслям. Все более

заметна тенденция к определенной унификации подобных блоков как

равнозначных по объему, структуре и другим характеристикам, что позволяет

расширять плоскости их взаимодействия, повышать эффективность

регулирования. Данный процесс включает в себя образование новых институтов

и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже

существующих структурных подразделений (семейное право).

2. Рост значения правового регулирования, что влечет за собой

образование комплексных структурных объединений юридических норм. Это

обусловлено комплексным характером предмета и метода правового

регулирования, субъектов и объектов правовых отношений. Возникновение

комплексных образований зависит и от степени развитости правовой системы,

от взаимодействия ее с другими нормативно-регулятивными системами общества.

3. Возможное развитие системы права в направлении от современной

структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к

«плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться

в состоянии относительной автономности. В необходимых случаях при наличии

определенных системообразующих факторов они могут создавать структурные

ассоциации для решения каких-либо вопросов. Проблемы, возникающие из

естественных потребностей общественного развития, обусловливают цели

законодателя по их урегулированию. Цель законодателя «притягивает» к себе

из нормативного массива различные по своему назначению и функциональной

специализации нормы для эффективного и быстрого ее достижения.

Тенденции совершенствования законодательства выглядят следующим

образом.

1. Приведение всего законодательного массива в соответствие с

Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего

законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых

законов, совершенствование законодательной техники и законодательного

процесса. В частности, федеральный закон о порядке опубликования и

вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат

Федерального Собрания от 14 июня 1994 г. признал утратившими силу два

устаревших закона, определил новую процедуру опубликования и вступления в

силу законов, обозначил «Собрание законодательства Российской федерации» в

качестве официального периодического издания и предписал Президенту и

Правительству РФ привести свои правовые акты в соответствие с настоящим

законом.

2. Формирование новых комплексных отраслей законодательства - о банках

и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах,

местном самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет

более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные

вопросы.

3. Становление новой структуры законодательства, вызванное

разграничением полномочий между Федерацией, республиками в составе РФ и

другими субъектами Федерации. Появляются новые виды законодательных актов

(уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления

губернаторов, глав администраций и иные нормативные акты).

5. Заключение

Таким образом, в заключение хотелось бы заметить, что сегодня в России

идет процесс становления частного права. Государство встает на защиту тех

договоренностей, которые заключили между собой частные лица. Этот процесс

можно сравнить с разгосударствлением социалистической собственности,

приватизацией. Как в сфере экономики появляется субъект, наделенный частной

собственностью, так и в правовой сфере возникает субъект, наделенный

существенной автономией, независимостью, возможностью самостоятельно,

свободно и в своем интересе решать свои частные дела, не причиняя при этом

ущерба правам и законным интересам других лиц, т.е. субъект, частное право

которого гарантируется государством. Это приводит к росту значения диспози-

тивного метода правового регулирования.

Принципиально новым феноменом в истории российской системы права

является наделение всех субъектов РФ правом издания законов, что приведет к

формированию наряду с федеративной нормативно-правовой системой

самостоятельных региональных нормативно-правовых систем, а в рамках

федеративного права, кроме того, должна сложиться новая подсистема -

коллизионное право (п. «п» ст. 71 Конституции РФ.). Это значительно

усложняет правовое регулирование, но увеличивает «приближенность» субъекта

регулирования к объектам, а также роль правосудия как центра разрешения

всевозможных споров и коллизий.

Российская система права и система законодательства находятся ныне в

ситуации глубоких структурных реформ. При этом основным направлением их

развития является построение правового государства на базе развитого

гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали

бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

6. Список использованной литературы.

1. Курс лекций по теории государства и права: в 2 ч. Саратов, 1993

год.

2. Общая теория права: Курс лекций. Нижний Новгород, 1993 год.

3. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994 год.

4. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987 год.

5. Карташов В.Н. Применение права. Иркутск, 1980 год.

6. Спасов Б. Закон и его толкование.

-----------------------

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

Соблюдение

запретов

Исполнение обязанностей

Использование

субъективного права

Пассивное

поведение

Пассивное

поведение

Исполнение обязанностей

Активное

поведение

Фактические

действия

Юридические

действия

Требования

к обязательному

лицу

Притязания

Первая стадия:

установление фактических

обстоятельств

Первая стадия:

установление фактических

обстоятельств

Вторая стадия:

установление

тождества между

фактическими

обстоятельствами

реальной жизни

и фактическими

обстоятельствами,

предусмотренными

в гипотезе

Норма права:

гипотеза

(содержит указание

на фактические обстоятельства)

Диспозиция (санкция)

(содержит указание на

правовые последствия)

Третья стадия:

вынесение решения

по юридическому делу

Юридическое решение (акт применения права)

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты