Происхождения и сущность государства

Для марксистской теории характерна последовательный

материалистический подход. Оно связывает возникновение государства с

частной собственностью, расколом общества на классы и классовым

антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть

продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований.

Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его

появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и

формировалось до возникновения классов, кроме того, на процессе

государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

Именно Марксистская теория имеет под собой строго научные основы.

«Поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве

причин появления государства могут приобретать как классовый антагонизмы,

так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления

обществом, специализации этого управления как формы разделения труда»[13]

Органическая теория. Эта теория возникла в19 в. в связи с успехами

естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно

раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон

сравнили государство с организмом, а законы государства – с процессами

человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи

стали распространять биологические закономерности на социальные процессы.

В соответствии с органической теорией само человечество возникает как

результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие

приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый

организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга,

управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые

мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции, а

господствующие классы – внешние.

Некорректность органической теории происхождения государства и

определяется следующим. «Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия

и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными

этому уровню законами. И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного

мира исходя лишь из законов физики и химии, так невозможно распространять

биологические законы на развитие человеческого общества»[14].

Психологическая теория. Представителями этой теории, Возникшей также

в 19 в. были Г. Тард, Л. И. Петражицкий и др. Они объяснили появление

государства проявлением свойств человеческой психики: потребностью

подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного

общества, сознанием справедливости определенных вариантов действия и

отношений и проч.

Естественно, что социальные закономерности реализуются через

человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики

оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с

одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой – сама

человеческая психика формируется под влиянием соответствующих

экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти

условия и должны учитываться в первую очередь.

Понятия и признаки государства.

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое

государство. Еще древнеримский оратор философ и политический деятель Марк

Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое

государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало

последователей в разное время и в разных странах – основатель

нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П.

Струве и т.д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М.

Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных

людей с принудительно установленным мирным порядком посредством

предоставления исключительного права принуждения только органам

государства»[15]. Словом, многие ученые характеризовали государство как

организацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное назначение.

Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение получила определение

государства как совокупность людей, территории, занимаемой этими людьми, и

власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента

государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную

территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство[16]. «Под именем

государства, - писал Г. Ф. Шершеневич, - понимается союз людей, осевших в

известных границах и подчиненных одной власти»[17].

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты

государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него,

одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом,

третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть. В. И. Ленин критиковал это

определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков

государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во

всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но

государства тут не было»[18].

Не согласны с приведенным понятием и историки психологической теории

права. «Государство не совокупность людей определенного рода, - утверждал

Ф. Ф. Кокошкин, - а отношения между ними, форма общежития, известная

психическая связь между ними»[19]. Однако «форма общежития», форма

организации общества – тоже лишь один из признаков, но не вся государство.

Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося

явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще.

М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически

определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач,

выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то

там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать,

что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем

союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни – государствам

и союзам, которые исторически предшествовали современному государству»[20].

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф.

Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие

к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все

гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение»[21]. Много

лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое

конфронтационное определение, согласно которому ««государство есть не что

иное, как машина для подавления одного класса другим»[22]. В. И. Ленин внес

в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство – это

есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[23].

Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в

официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в

которых возникает высокая классовая напряженность и политическое

противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения

подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план

их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в

государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной литературе государство обычно определяется как

политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющий

специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей

страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки

государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства

и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая

формулировка: государство – это политическая организация общества,

обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством

государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную

власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права,

свободы граждан, законность и правопорядок.

Приведенное определение отражает общее понятия государства, но больше

подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство

есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно

выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его

единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же

время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы

граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Понятие государства, его характеристика конкретизируется при

раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от

негосударственных организаций общества. Иными словами, «анализ признаков

государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в

качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего

общественно-политического института»[24]. Каковы же эти признаки?

Территориальная организация населения и осуществление публичной

власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе

принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или

предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенно

территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-

организовнном обществе кровно-родственный принцип организаций населения

потерял свое значение. На смену пришел принцип его территориальной

организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую

распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее,

превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом,

пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой

институт – подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопряжено не только

возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А

потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

От негосударственных организаций государство отличается тем, что

олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть.

Профсоюзы и политические партии объединяют в свих рядах часть населения,

создаются добровольно по тем или иным интересам.

Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает

с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это было

непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и

использовалось им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни

в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит

в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном

сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и

принуждения. Без этого физического воплощения государственная власть

представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная

власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которое

обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в

реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным

учреждениям.

Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет»

появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить

государственную власть от церковной и придать ей исключительное,

монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства.

Страна, его не имеющая, - это колония или доминион.

Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее

верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: 1)

универсальность ее властной силы, которая распространяется на все

населения, все партии и общественные организации данной страны; 2) ее

прерогативы; 3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая

другая общественная власть не располагается.

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой

другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном,

монопольном праве свободно решать все свои дела.

В Советском Союзе и бывших социалистических государствах

государственная власть не была верховной, ни самостоятельной, ни

независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в

жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей

партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин

глубокого кризиса общества и государства.

Неразрывная связь государства и права. Без прав государство

существовать не может. Право юридически оформляет государство и

государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными.

Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит

функционирование государства и государственной власти в рамки законности,

подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности

государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Суверенитет государства и суверенитет нации.

Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средние веков.

Оно потребовалось для того, чтобы в государстве – именно в государстве, в

сфере государственной жизни! – отделить государственную власть от власти

церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение.

Суверенитет – один из показателей совершенства государства, того, что оно

становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть

неотъемлемое свойство государства.

Государственный суверенитет – «независимость государственной власти

от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее

исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои

дела»[25].

Суверенитет - «собирательный признак государства. Он концентрирует в

себе все наиболее существенные черты государственной организации общества».

Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем:

в универсальности – только решения государственной власти

распространяются на все население и общественные организации данной страны;

в прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любого

незаконного проявления другой общественной власти;

в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает

никакая другая общественная организация.

Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее

взаимодействия с негосударственными политическими организациями при решения

разнообразных вопросов государственной и общественной жизни.

Государственная власть расположена на высшей ступени иерархии

управляющих в данном обществе подсистем, независима от них. Она

несовместима с существованием другой такой же власти в стране. Две

суверенные власти не могут одновременно, бок о бок, функционировать в одном

и там же государстве. Существования «двоевластия» в некоторые периоды

истории, связанного с своеобразной ситуацией в борьбе за сосредоточения в

своих руках государственной власти, является исключением отсюда и не меняет

этого принципиального тезиса. Такой переплет властей долго продолжатся не

может, и одна из них непременно сходит со сцены.

Государственный суверенитет – это основа силы государства, его

способности эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитет

не может быть основой для антиправовых действий, для произвола. Например,

для того чтобы присвоит себе «право войны», для одностороннего

произвольного прекращения существующих правовых отношений, в которых

участвует государство.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

внутреннюю сторону – исключительное, монопольное право на

законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей

государственной территории;

внешнюю сторону – самостоятельность и независимость во внешних делах

страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне

кроме ограниченного число случаев, предусмотренных международным правом,

когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке.

Государство в соответствии с международным правом и своим национальным

законодательством может уступать свои суверенные права межгосударственным

организациям.

В современном мире «суверенитет ни одного государства не означает,

что оно не связана ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других

государств, от мирового сообщества в целом. Любое демократическое

государство внутри страны должно постоянно к мнению граждан, социальных

групп и их негосударственных образований»[26]. В международных отношениях

государство берет на себя обязательства, считается с общепризнанными

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты