Право и мораль
Министерство образования Российской Федерации
СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический Факультет
Кафедра Теории Государства и Права
Курсовая работа
ПРАВО И МОРАЛЬ
|Научный руководитель, |Л. А. Сивкова |
| |22.01.2002. |
|Исполнитель, студентка |М. В. Старостина |
|экстерната |22.01.2002 |
Сыктывкар 2002
Оглавление
|Введение |3 с. |
|1. Понятие права. |8 с. |
|1.1. Термин право. |8 с. |
|1.2. Позитивное право. |10 с. |
|1.3. Формы позитивного права. |11 с. |
|2. Понятие морали. |14 с. |
|2.1. Термин мораль. |14 с. |
|2.2. Функции морали |17 с. |
|3. Право и мораль. |20 с. |
|3.1. Единство права и морали. |20 с. |
|3.2. Взаимосвязь права и морали. |22 с. |
|3.3. Противоречия между правом и моралью. |26 с. |
|3.4. Отличительные особенности. |28 с. |
|Заключение. |31 с. |
|Литература. |33 с. |
Введение.
Особое место в формировании духовного мира личности. Её сознания и
культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые
являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему
общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования
сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой
культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого
определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой
структурой общества. Такое взаимодействие обусловлено, так как генезис и
реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных
отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи
данных социальных регуляторов.
(История
По вопросу о праве и морали в литературе содержится изложение различных
учений, школ, концепций и т.п. Хотелось бы несколько из них отметить.
Взаимосвязь морали с правом являются одними из тех ключевых вопросов,
которые продолжают оставаться актуальными, интересными и важными уже на
протяжении многих веков.
С одной стороны, это связано с тем огромным значением, которое сыграли
все эти понятия в жизни человеческого общества, в человеческой истории,
поскольку, с определенной точки зрения, именно механизмы права и созданных
на основе права институтов управляли жизнедеятельностью человека в течение
большей части его истории, тогда как моральные нормы, в свою очередь,
обеспечивали мотивацию действий, как индивидуумов, так и общества,
формировали отношение к правовым нормам и государственным системам,
определяли желательность или нежелательность какого-либо общественного
устройства.
В то же время, взаимосвязь права, морали является, одним из тех
вопросов, на которые абсолютно невозможно дать какой-либо единый ответ, как
потому что различные аспекты этой проблемы уходят корнями в глубокую
древность, так и потому, что данная взаимосвязь может быть совершенно по
разному выражена не только в различных частях человеческого общества,
разделенных как географически, так и в историческом и социокультурном
плане, но и в рамках одного общества, в представлении отдельных его
индивидуумов.
Следствием этого является ситуация, когда, несмотря на то, что вопросы
взаимосвязи морали и права освещаются в трудах многих крупнейших историков,
философов и юристов, каждая из предложенных теорий страдает как выраженным
субъективизмом, так и (до известной степени) недоказуемостью.
На протяжении многих веков этот вопрос волновал лучшие умы
человечества. И сейчас он не потерял своей актуальности, потому что эти
понятия являются важнейшими факторами общественной эволюции, непременными
спутниками современного общества. От их взаимодействия зависит не только
развитие, но и само выживание человечества. Право как социальный институт
существовало не всегда. Если «естественное общество» возникает вместе с
появлением древнего человека (homo habelis - “человек умелый”) около 2
млн. лет назад, а «гражданское общество» - с появлением человека
современного типа (homo sapiens - «человек разумный») примерно 40 тыс. лет
назад, то впервые право возникло в Египте не позднее 5 тысяч лет назад.
Следовательно, длительное время общество обходилось без права, и строило
свои взаимоотношения при помощи обычаев и норм морали. Так, на смену
примитивным формам регуляции жизни человека, какими были первобытное
стадо, род, племя, союз племен, приходили более совершенные и сложные. Им
стало право. Поэтому с точки зрения механизма, т.е. набора правил, средств
и институтов, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность человека
можно выделить два этапа в развитии человеческого общества:
общество без права (доправовое общество).
общество с правом (правовое организованное общество).
Необходимо также отметить, что каждое исторически конкретное
общество требует строго определенной меры социального регулирования
общественных отношений.
Регулирование общественных отношений осуществляется путем
реализации определенных социальных норм: права, морали, обычаев,
традиций, ритуалов и т.д. В целом плане социальные нормы - это
правила поведения общественного характера, регулирующие
взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их
взаимодействия.
Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы
прародительницей и государства и права, и что отвечать народным чаяниям
может только то государственное устройство, в котором и право и мораль
находятся в теснейшем взаимодействии.
В то же время, соотношение права и морали не является чем-либо
однократно определенным и застывшим, поскольку этому соотношению присущ
динамизм в ходе исторического развития.
Если, например, ведущую роль в системе социальных норм и приоритетов в
эпоху средних веков играла религия, то в капиталистическом обществе право
начало занимать действительно важную, определяющую роль в системе норм и
социальных институтов.
Как представляется, на современном этапе, праву также принадлежит
приоритет, который, однако, не означает отсутствия влияния моральных
установлений на установления - правовые. Именно в современных условиях
получили реальное развитие идеи правового государства, то есть государства,
в котором право играет определяющую роль в системе социальных институтов
(как уже указывалось, государство и само является социальным институтом).
С другой стороны, все большее выражение приобретает социально-моральная
ориентация права, а также и переход таких, еще недавно, мало учитываемых
понятий, как всеобщие права человека, принцип гуманизма права и т.д. в
практическую плоскость, проявление их роли в мировой правовой практике.
При этом, одновременно, выполнение правовых норм фактически стало в
развитых странах одной из норм моральной системы (понятие "высокоморальный
человек" в развитых странах практически обязательно включает в себя понятие
"законопослушный гражданин"), что создало во многих случаях связь "морально
то, что установлено в законе", а воздействие принятых в обществе морально-
нравственных норм на установления права в условиях ярко выраженной (в
демократических странах) связи "избиратель-законодатель" стало оперативным
и достаточно прямым, позволяя добиваться высокой степени соответствия
моральных и правовых норм.
(Актуальность, разработанность темы.
Каждая страна, а особенно такая огромная страна как Россия, имеет свои
неповторимые особенности, развивается как по общим, так и по своим
специфическим «закономерностям». Это значит, что общие закономерности
развития и функционирования права в сочетании с российской
действительностью, с традициями развития страны в чем-то модифицируются,
приобретают особые черты. Эти особые черты не могут не учитываться
обществоведением, в том числе и теорией права. Россия имеет богатейшую
многовековую историю. Она традиционно складывалась как многонациональное и
в то же время, централизованное государство. Ее геополитическое положение
делало страну и общество открытыми для восприятия как западноевропейского,
так и азиатского опыта. Очень поздно, по сравнению с Западной Европой,
только в 60-х годах XIX в. в России начались демократические реформы
(отмена крепостного права, земская реформа, судебная реформа). Реформы
осуществлялись очень медленно и непоследовательно, достаточно сказать, что
Россия так и не получила полноценной конституции. Свыше 70 лет Россия
находилась под директивным воздействием коммунистической идеологии. В
стране сформировался тоталитарный режим, были истреблены миллионы людей. Во
второй половине 80-х годов XX в. в СССР начались экономический и
политический кризисы, приведшие к распаду Союза. Современная Россия делает
первые шаги на труднейшем пути обретения свободы.
Политический и экономический кризисы до сих пор не преодолены. Глубокие
противоречия естественно затронули мораль и право. В стране происходят
глубокие общественные изменения, сравнимые с революционными
преобразованиями. Разумеется, революция не может прокладывать себе дорогу в
соответствии с прежним правом и опираться на прежние законы. Прежние
правовые теории и прежнее законодательство себя изжили, новые только
складываются. Естественно, и новые теоретические представления, и новое
законодательство испытывают воздействие старого и нового, принимаемые
решения противоречивы, они отражают противоречия российской
действительности. Естествен вопрос: до теории ли сейчас, когда идет ломка
многолетних основополагающих представлений? На этот вопрос должен быть дан
положительный ответ. В условиях, когда резко обострились противоречия
общественной практики, когда развитие общества принимает подчас
непредсказуемый характер, обращение к теории правомерно.
Нет сомнения, что идеи, возникшие в большинстве своем в глубинах
XVII—XVIII вв. и сформулированные замечательной плеядой энциклопедистов и
просветителей, равно как и требования свободы, равенства, демократии,
сохраняют огромный гуманистический и демократический потенциал и в наше
время. Однако, на мой взгляд, современные условия развития морали и права
требуют не просто повторения замечательных лозунгов, но их нового прочтения
и переосмысления. Не назад, к пройденным временам, а вперед в XXI век, с
позиций современного абстрактного гражданского общества и рыночной стихии
движется жизнь современного общества. Заметим, что в данной работе вовсе не
отрицается полезность исследований прежних времен и идей, их популяризации.
Кроме того, этот аспект составляет лишь часть исследований философов права.
Поэтому, вовсе не претендуя на истину в последней инстанции, я думаю, что
пришла пора для юристов, изучающих не только идеологемы, но и
действительность, поговорить о некоторых назревших проблемах.
В какой-то мере, хотя и с других позиций, об этом говорит и
американский профессор Г. Берман в своей интересной статье “Кризис западной
традиции права”. Он пишет: “Наши представления о праве... подверглись ныне
радикальным изменениям... Западное представление о праве, западное понятие
права, западное отношение к праву находятся во власти радикальных и
небезопасных преобразований”. Он констатирует: теперь полагают, что право
“призвано отражать то, что общество считает полезным...”[1].
(Цель.
Цель данной работы это изучение и анализ проблем, связанных с правом и
моралью. Для этого ставятся задачи по исследованию понятия права и понятия
морали. Изучение российского законодательства, связанного с правом и
моралью. Анализ, исследование практики и рассмотрение вопросов в этой
области. Таким образом, данная работа ни в коей мере не претендует на
рассмотрение всех точек зрения на взаимосвязь права и морали или на
выявление какого-либо единственно верного подхода к этому вопросу, а
является лишь попыткой представить общую картину, охватывающую некоторые,
как представляется, наиболее значимые аспекты этой сферы.
(Анализ правовой основы.
Методология науки - это совокупность исходных научных подходов к
исследуемому предмету. Если предмет науки определяет, что исследуется, то
метод показывает, как исследуется, с помощью каких научных средств и
приемов. Право - одно из общественных явлений. По своей природе оно входит
в систему общественных отношений, взаимодействует с другими общественными
отношениями. Первый и, наверное, главный вопрос методологии права и морали:
каково это взаимодействие, что в нем первично и что вторично или, иными
словами, какие общественные отношения служат определяющими, а какие -
определяемыми. Например, в период крещения Руси сначала был оформлен
обязательный запрет на осуществление религиозных языческих обрядов, и лишь
затем, постепенно, сформировано общее представление, основанное на
моральной норме "язычество – это плохо".
Вопросы права и морали регулируются многими нормативными актами:
Конституцией РФ, Основами гражданского законодательства, Гражданским
Кодексом, различными инструкциями и постановлениями.
В истории советского периода у института права и морали были подъемы и
падения. Несмотря на многие различия, взаимное влияние норм права и морали
огромно. Рассмотрим это на одном только примере.
В последние годы Великой Отечественной войны, когда победа стала
очевидной, настало время оценить и подсчитать жертвы, которые народ отдал
за эту победу. И, прежде всего, огромные человеческие потери. Потребовался
прирост населения за пределами семей. Эти объективные условия востребовали
правовую идею - освободить мужчин от ответственности за рождение и
воспитание ребенка, рожденного вне брака, от расходов на содержание такого
ребенка. 8 июля 1944 г. был принят соответствующий Закон. В качестве
пропагандистской завесы были использованы нормы о материальном и моральном
поощрении материнства, об установлении орденов и медалей для многодетных
матерей. Суть же этого закона была в ином. Он установил, что только
зарегистрированный брак порождает правовые последствия. Если ребенок
рождается вне зарегистрированного брака, то в свидетельстве о рождении
указывалась только мать (отсюда появился противоестественный термин «мать-
одиночка»). В качестве юридической гарантии безответственности мужчин было
установлено, что женщины, не состоящие с отцом ребенка в зарегистрированном
браке, не вправе обращаться в суд с иском о взыскании алиментов и
установлении отцовства.
Подчеркиваю, речь шла не об отказе в удовлетворении иска, а вообще о
невозможности самого обращения в суд. Был ли этот Закон безнравственен? С
точки зрения современных представлений, безусловно. Но с точки зрения
морали середины 40-х гг. этот законодательный акт мог считаться (во всяком
случае, для многочисленной, а может быть, и преобладающей части населения)
вполне нравственным. Сегодня нет необходимости приводить многочисленные
выступления в поддержку этого Закона, их было очень много. И он достиг
цели. Рождаемость резко возросла. Правда, выявились, хотя и не сразу,
негативные побочные последствия - безотцовщина, рост преступности среди
малолетних и др. Но на стадии принятия и первых лет применения Закона от 8
июля 1944 г. он был нравственным, во всяком случае для большей части
общества. Постепенно отношение общества к Закону 8 июля 1944 г. менялось.
Все больше и больше проявлялись безнравственные его стороны, его
унизительный для миллионов женщин и детей характер. Вначале были
предприняты попытки юридического «обхода» Закона. В действовавший в тот
период Кодекс законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО) была введена ст.423,
допускавшая предъявление матерью ребенка иска о взыскании средств на
содержание ребенка с лица, которое добровольно содержало ребенка. Если отец
ребенка после его рождения какое-то время оказывал матери материальную
помощь на его содержание, а потом уклонялся от оказания такой помощи, то
стало возможным предъявить ему иск по этой статье КЗоБСО. При этом ни в
коем случае не следовало ставить вопрос об установлении отцовства
ответчика, ибо дело в этой части подлежало прекращению в силу названного
нормативного акта от 8 июля 1944 года. Не упоминая же в иске об отцовстве,