Право и мораль

Право и мораль

План:

1. Введение

2. Единство права и морали

3. Общие черты права и морали

4. Отличительные особенности

5. Взаимодействие права и морали

6. Противоречия между правом и моралью

7. Заключение

8.Список использованной литературы

Введение

Особое место в формировании духовного мира личности. Ее сознания

и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали,

которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему

общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования

сознания личности.

Каждое исторически конкретное общество требует строго

определенной меры социального регулирования общественных отношений.

Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации

определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм,

установленных общественными организациями, норм обычаев, норм

традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы --

это правила поведения общественного характера, регулирующие

взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их

взаимодействия.

Как вид социальных норм, моральные установления

характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами

поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если

действия человека не касаются других людей, его поведение с

социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают

нормы нравственности явлением исключительно социальным.

Со времен Канта существует убеждение, что сфера

нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому

оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по

отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает

из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей «души»,

дает оценку своим действием. С данной точки зрения человек, взятый

отдельно, вне его отношений к другим людям, может

руководствоваться нравственными правилами.

Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного

регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни

имеют в виду самого индивида, другие - отношение индивида к

обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры,

всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется

конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой

общества. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и

реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных

отношений, в которых развертываются сложные и подчас противоречивые связи

данных социальных регуляторов.

Существует точка зрения, что нравственные законы заложены

в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от

той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид.

Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности - это

требования, обращенные к человеку извне.

В своей работе я не стал разграничивать мораль и нравственность,

и исходил из того, что эти понятия равнозначны. В научной литературе и в

практическом обиходе они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые

аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью

понимать совокупность норм, а под нравственностью - степень их соблюдения,

т.е.

фактическое состояние, уровень морали. Что же касается этики, то это особая

категория, означающая учение, науку о морали, хотя и она содержит в себе

определенные оценочные критерии.

Единство права и морали

Мораль - система исторически определенных взглядов, норм,

принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей,

регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу,

государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием,

силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо

социальной группы. Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают

категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С

таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных

отношений, поступков и действий людей.

Другое определение морали дает С.А. Комаров: Мораль

(нравственность) – это взгляды, представления и правила, возникающие как

непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в

виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального

и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга,

достоинства и т.д.

Исследуя сущность морали, этики отмечают, что мораль возникает из

социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами

социального целого, в преодолении противоречия между интересами личности и

общества. Мораль выступает как нормативное осознание такого рода

противоречий, как ответ на эту социальную потребность. И право и мораль

обладают способностью проникать в самые различные области общественной

жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются обособленной сферой социальных

отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального

взаимодействия. Учитывая это, а также принимая во внимание

"универсальность" морали, ее "вездесущий", "всепроникающий" характер, можно

сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным

сферам их действия. Ведь право возникает и действует прежде всего в таких

сферах как отношения собственности и политической власти. Однако они не

обособлены от морали. В тоже время, действие права также выходит далеко за

пределы указанных отношений. Следовательно, право и мораль не имеют

специфических предметно или пространственно обособленных сфер общественных

отношений, а действуют в едином "поле" социальных связей. Отсюда общность,

точное взаимодействие норм права и морали. Тесная связь права и морали,

определяемая едиными сферами общественных отношений, не означает, что во

всех исторических условиях они "работают" однонаправлено, взаимно дополняя

и подкрепляя друг друга. Реальная картина соотношения права и морали может

быть выявлена лишь в результате конкретно-исторического анализа. Известно,

что в антагонических общественно-экономических формациях каждый класс имеет

свою систему морали, определяемую условиями его жизни, в то время как

система права всегда выражает интересы экономически и политически

господствующего класса. Поэтому взаимодействие морали различных классов с

правом протекает по-разному. Мораль господствующих классов поддерживает

правовые нормы и принципы, а мораль угнетенных классов не нейтральна к

праву, она противоборствует закрепленным в праве социальным позициям

господствующих классов, связанных прежде всего с обладанием собственностью

и политической властью. Взаимодействие моральных систем с правом в

зависимости от их классовой принадлежности может быть позитивным и

негативным; оно либо повышает, либо ограничивает "правовую энергию".

Однако независимо от характера взаимодействия права и морали

основное "поле" их функционирования едино - это сложные многообразные

общественные отношения.

Общность права и морали, порожденная едиными общественными

отношениями, дополняется общностью их функционального назначения - право и

мораль формируют эталоны и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную

ориентацию общества. Предписания права и морали вырастают из деятельности

людей образуя "связный ряд общения", приобретающих в результате

многократной повторяемости нормативный характер и выступающих регуляторами

поведения людей. Следует подчеркнуть, что все политические отношения всегда

подлежат моральной оценке (политические акции государства, внутренняя и

внешняя его политика, деятельность политических лидеров и т.п.). Таким

образом, и правовая и моральная системы политически насыщены и это

объединяет их.

Выдающийся судебный деятель А.Ф.Кони большое внимание уделял

проблеме внутреннего убеждения судьи. Судья, по убеждению А.Ф.Кони, должен

напрягать все свои душевные силы для отыскания истины в деле. "В основе

душевного приговора должна лежать не только логическая неизбежность, но и

нравственная обязательность." По мнению Кони "совесть -

это высочайшее проявление души . Правосудие не может быть отрешено от

справедливости."

Право - во всех его проявлениях - как нормативная система,

движение общественных отношений, правосудие должно быть пронизано

нравственностью. Внутренняя моральность права - одно из важных условий его

эффективности. Право вовсе не претендует на то, чтобы в системе социальных

ценностей стоять выше нравственности. Однако социальные схемы, отодвигающие

право на задний план, делающие его чем-то второстепенным, в истории нашего

общества пока ничего кроме вреда не приносили.

Правовая жизнь общества не может развиваться вне моральных

категорий

гуманизма и социальной справедливости, совести и чести, добра и

человеческого достоинства, свободы и ответственности. Органически

включенность этих нравственных идеалов и принципов в реальные правовые

связи и отношения - свидетельство повышения моральной ценности права.

"Нравственное измерение" права - неотъемлемое условие его дальнейшего

развития и совершенствования, усиление его личностной, гуманистической

ориентации. Вся сфера действия права должна быть "пространством

моральности" Тесное взаимодействие права и морали определяет необходимость

усиления связи правового и идейно-нравственного воспитания личности.

Право и нравственность являются силами, обуздывающими произвол

человеческих страстей, вносящими мир и порядок во взаимные отношения людей

и противопоставляющими эгоизму частных стремлений интересы общего блага и

требования справедливости. В этом заключается их общая задача и их

жизненная связь. Взаимно подкрепляя друг друга, они выполняют великое

призвание - поддерживать самую основу общественности, т. е. ту связь

отдельных интересов и стремлений, которая сплачивает людей в одно общее

целое. Это общее призвание права и нравственности объясняет нам, почему в

известные эпохи они до такой степени сливаются вместе, что нет возможности

различить их специальные области и сказать, где кончается одна и начинается

другая. В эпохи возрождающейся культуры, которые очень удачно называются

эпохами первоначального единства, все проявления общественности остаются в

нераздельном сочетании. Простота жизненной обстановки, которой

соответствует такая же простота взглядов и всего общественного

миросозерцания, способствует тому, что все здесь находится в зародыше и все

подчиняется некоторым общим требованиям, по преимуществу религиозным.

Религия служит основой и санкцией всех общественных предписаний, которые

получают, таким образом, характер безусловной цельности и полнейшего

единства вследствие единого источника их происхождения.

В отношении к нравственности и праву в частности, следует сказать

что: от первоначальной слитности они переходят постепенно к взаимному

обособлению, в результате которого получают характер отдельных, хотя и

тесно соприкасающихся, областей. Ни право без нравственности, ни

нравственность без права не могут рассчитывать на прочное существование и

развитие. Это доказывает их неразрывную внутреннюю связь, которую можно

было бы предположить ввиду неразрывного единства всей общественной жизни.

Находясь в этой связи, они развиваются совместно, повинуясь общему ходу

исторического процесса и каждый раз свидетельствуя своими единовременными

успехами о воздействии на них одного и того же закона общего развития.

Прогресс в одной области рано или поздно отражается в другой,

обусловливаясь при этом некоторым общим прогрессом всей социальной жизни.

Правовые и нравственные нормы имеют общее целевое назначение – воздействие

на поведение людей. Вместе с тем это различные социальные регуляторы,

каждый из которых обладает своей спецификой. Общее в праве и морали

обусловлено еще и тем, что их нормы всегда являются

фиксацией сущего и формулируют на его основе должное.

Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с

проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

Они обращены к разуму и воле человека, помогая .ему адаптироваться в

сложном и изменчивом мире общественных отношений. Свобода и ответственность

- пружины исторической активности человека, способ его существования в

правовых и нравственных отношениях. Вместе с тем право и мораль выступают

как мерила свободы индивида, определяют ее границы. Право является

формальной конкретно исторически обусловленной мерой свободы. Причем речь

идет не об абстрактной тех ее масштабах, которые детерминированы конкретным

способом производства, социальной структурой, культурным развитием

общества. "Право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию -

это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в

реальных отношениях, мера этой свободы, формальная свобода".

Общие черты права и морали

Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их

общие черты проявляются в том, что они входят в содержание

культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют

нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей. Право

и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия

жизни общества, служат общей цели – согласованию интересов личности

и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека,

поддержанию общественного порядка. Их единство, как и единство всех

социальных норм цивилизованного общества, основывается на общности

социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей

к идеалам свободы и справедливости.

Что же общего между правом и моралью?

Право и мораль:

- и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим

базисом и обществом;

- имеют общую экономическую, социально-политическую и идеалогическую

основу;

- им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в

обществе;

- они состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю,

т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне

дисциплины и порядка в обществе;

- имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции,

обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;

- представляют собой средства активного воздействия на поведение людей.

Отличительные особенности

В последнее время все чаще высказывается, утверждение, что право

есть минимум требований, предъявляемых обществом к лицу. Более важные для

внешнего порядка юридические предписания охраняются более строгим контролем

общественной власти, но по своему содержанию они представляются более

ограниченными, чем нормы нравственные. Если прибавляют иногда к этому, что

право есть минимум нравственных предписаний, или, как говорят иначе

-этический минимум, то в этом нельзя не видеть известного недоразумения.

Несомненно, что к области права могут относиться не только действия,

безразличные с нравственной точки зрения, но даже и запрещаемые

нравственностью. Право, никогда не может всецело проникнуться началами

справедливости и любви. Но если оно вступает в известных случаях в

противоречие с нравственными заветами, то его нельзя называть нравственным,

даже и в минимальной степени. Это, конечно, не исключает того, что право

находится под влиянием нравственности и отчасти воплощает в себе ее

требования.

Не будучи всецело нравственным, право дает известный простор

личным

интересам и стремлениям, даже в их эгоистическом и своекорыстном

проявлении. Напротив, нравственность представляет собой более чистое

воплощение альтруистических начал, и соответственно с этим ее требования

имеют более всеобъемлющий и безусловный характер. Это проявляется по

преимуществу в двух направлениях:

Во-первых, право, по сравнению с нравственностью, отличается точностью и

ограниченностью своих предписаний. Подобно нравственности, оно ограничивает

произвол отдельных лиц, налагая на них известные обязательства во избежание

общих споров и столкновений. Но в то время как право ограничивает свои

требования строго обозначенными пределами, устанавливая в каждом случае

совершенно ясные и определенные предписания, нравственность, как мы

понимаем ее в настоящее время, не ставит каких-либо границ для своих

предписаний. Требуя от нас служения людям, исполнения закона любви,

нравственность не определяет подробно ни формы, ни пределов этого служения,

предоставляя нам самим найти в каждом отдельном случае соответствующий

способ выполнения нравственных заветов. Для достижения нравственного

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты