Правоотношения

системы. Так, еще в начале XX века шел спор: только ли живое,

индивидуальное лицо может быть субъектом правоотношения? Развитие

представлений о самой жизни, новые медицинские данные о пробуждении

интеллекта у человеческого зародыша (реакции на внешние раздражители

матери, на ее эмоции) привели к утверждениям о правах человеческого

эмбриона, прежде всего на жизнь (как одно из обоснований протестов против

абортов). И если раньше в XIX веке человеческий зародыш фигурировал

исключительно в качестве субъекта наследственных отношений, то теперь он,

по мнению многих ученых, стал и субъектом иных правоотношений, в том числе

связанных с обеспечением жизни (концепции, основанные на естественно-

правовых идеях).

Различение разных субъектов правоотношений среди физических лиц имеет

большой социальный, практический смысл. Те или иные категории этих

субъектов могут иметь разные по объему и содержанию правомочия и нести

разные обязанности. Например, иностранные граждане имеют в имущественном

обороте, как правило, равные права с гражданами того или иного государства,

но политические права (избирательное право, служба в армии) у них разные. В

современной Украине есть и иные ограничения прав иностранных граждан. Так,

иностранный гражданин не вправе учреждать газету. Определенные ограничения

установлены и для лиц без гражданства.

Проблема гражданства и, соответственно, объема правомочий и

обязанностей становится особенно актуальной на современном этапе

украинского государства, когда свыше 5 миллионов соотечественников после

распада СССР оказались за рубежом, в странах так называемого ближнего

зарубежья, в странах СНГ. В какой-то степени помогают решить эту проблему

теоретические конструкции, вошедшие в законодательство, о двойном

гражданстве. В этом случае при наличии соответствующих договоров объем

правомочий и обязанностей для гражданина Украины сохраняется, если даже

место его жительства находится за рубежом.

А могут ли быть субъектами правоотношений животные? Как будто странный,

экзотический вопрос! Но его приходится теоретически решать, когда

сталкиваешься, например, со случаями передачи завещанием наследственного

имущества любимой собачке, кошке: увы, такие редкие, экзотические случаи

также приметы взбалмошного XX века, причуды богатых людей. Разумеется, тут

опять же, по существу, речь идет об отношениях между конкретными людьми по

поводу содержания конкретного животного, но никак не между человеком и

животным. Хотя история права знает и наказание животных (в средние века, в

борьбе с так называемыми ведьмами), да и у одного из церковных колоколов в

свое время вырвали по приговору язык за «призыв» к бунту. Словом,

субъектный состав правоотношений только со временем отлился в четкий набор

физических лиц и коллективных образований, прежде всего юридических лиц.

В современном гражданском законодательстве почти всех государств

получило четкое определение юридическое лицо — коллективный участник прежде

всего экономического оборота.

Потребности включать в экономический оборот, в систему товарно-

денежных, имущественных отношений коллективные хозяйственные образования

(компании, фирмы) привели к появлению уже в XIX веке теоретической

конструкции юридического лица.

Но поскольку это означало принципиальный отход от представлений о

субъектах правоотношений как исключительно живых, индивидуальных лицах,

немецкий юрист ученый Савиньи (тот самый, с именем которого связана

историческая школа права) разработал так называемую концепцию юридических

фикций.

Он выделил ряд общепризнанных юридических условностей, фикций, которые,

однако, признаются реальностями и в этом качестве участвуют в правовой

жизни, в правовых отношениях. Например, признание в установленном порядке

безвестно отсутствующего в течение определенного срока лица — умершим.

Такой же юридической фикцией Савиньи считал и юридическое лицо.

Однако развитие правовых форм экономического оборота, развитие новых

форм экономических, прежде всего товарно-денежных, отношений привели к

становлению юридического лица в XX веке в качестве вполне реального

субъекта правоотношения, со своими вполне четкими характеристиками,

закрепленными в законодательстве, в том числе в Гражданском кодексе РФ.

Вообще, проблеме юридических фикций, превращению их первоначально

условного содержания во вполне реальное уделяется мало внимания в теории

права. А жаль! Теория фикций, например, хорошо объясняла бы все сложности

процесса приватизации, который идет в России в конце XX века.

Действительно, первоначально приватизация через акционирование как

содержание процесса появления коллективной частной собственности, как

утверждение о появлении класса собственников, коллективно управляющих

приватизированным предприятием,— это, конечно, очередная юридическая

фикция. Но процесс только начался, и в перспективе эта фикция может

смениться реальными правовыми отношениями в этой области.

Исторически определение юридического лица как субъекта правоотношения

пошло по пути выделения основных черт, наличие которых позволяет считать то

или иное коллективное образование юридическим лицом и «иметь с ним дело»

другим организациям, другим субъектам правоотношений. И хотя подробно тема

о юридическом лице рассматривается в науке гражданского права, в рамках

теории права также необходимо рассмотреть некоторые основные характеристики

юридического лица как коллективного субъекта правоотношения.

Прежде всего, это — организационное единство, т.е. наличие в

коллективном субъекте управленческих, организационных связей, образованных

для ведения хозяйственной (коммерческой), некоммерческой, иной

деятельности, для достижения целей, обозначенных в уставе, учредительном

договоре.

Далее юридическое лицо — это организация, которая обладает обособленным

имуществом, имеющая, как правило, текущие и расчетные счета в банках,

способная использовать свое имущество, денежные средства в экономическом

обороте.

К этим организационным и имущественным характеристикам юридического

лица следует добавить и правовые: организация может от своего имени

приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести

соответствующие обязанности; быть истцом или ответчиком в суде, арбитраже

или третейском суде.

Гражданский Кодекс Украины так определил юридическое лицо в статье 23:

«юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственном,

хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и

отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени

приобретать и осуществлять имущественные и личные права, нести обязанности,

быть истцом и ответчиком в суде».

Устанавливается еще одно правило — юридическое лицо считается созданным

с момента его государственной регистрации.

Существование того или иного юридического лица в современной Украине,

таким образом, начинается с момента его регистрации в Министерстве юстиции

Украины.

На этом обстоятельстве следует остановиться подробнее. В мировой

практике есть два способа организации и ведения хозяйственной коллективной

деятельности: разрешительный и уведомительный.

При разрешительном основную роль играет регистрация по определенным

правилам, в определенном порядке, в определенных государственных органах.

Социальный смысл регистрационного способа — контроль государства (чиновник

при этом играет решающую роль) над созданием и деятельностью коллективных

субъектов. Только после регистрации субъект имеет право участвовать в

хозяйственной жизни.

При уведомительном — сами субъекты сообщают (уведомляют) регистрирующий

орган о создании и деятельности коллективного субъекта. Такой субъект

действует, как правило, с момента посылки уведомления о своем создании.

Социальное различие этих двух способов возникновения юридического лица

становится вполне понятным. При первом — сохраняется контроль государства,

чиновник может демонстрировать все свое значение, обеспечивает свое

присутствие в экономической жизни.

При втором — государству отводится роль регистратора, участника

хозяйственных процессов.

В качестве коллективного субъекта могут участвовать в правоотношениях

не только юридические лица, но и такие субъекты, как государство, например

в правоотношениях, основанных на общепризнанных принципах и нормах

международного права. Но государство во многих имущественных, в том числе

бюджетных, отношениях может выступать и как юридическое лицо, как «казна».

Подробно эти вопросы обсуждаются в рамках наук государственного,

финансового права.

А для теории права при изучении субъектного состава правоотношений, в

том числе физических субъектов правоотношений, возникают еще несколько

ключевых вопросов, на которые надо давать ответы, чтобы раскрыть суть

правоотношений.

Один из них — это вопрос о том, все ли физические участники

общественных отношений и в какой степени могут обладать теми правами и

нести те обязанности, которые «даруют» им нормы объективного права?

Второй — кто и в какой степени может нести ответственность за

конкретные нарушения в связке «правомочия — обязанности» конкретного

правоотношения?

Для ответа на первый вопрос теория права сформулировала понятие

правоспособности, т.е. абстрактной способности каждого участника

общественных отношений с момента рождения и до момента смерти быть

обладателем, носителем прав. Эта способность получает законодательное

закрепление прежде всего в гражданском законодательстве. Статья 9 ГК

Украины устанавливает, что способность иметь гражданские права и нести

обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за

всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его

рождения и прекращается смертью. Содержание гражданской правоспособности

весьма обширно — от права собственности на имущество до «иных имущественных

и личных неимущественных прав».

На последнее обстоятельство следует обратить особое внимание. Да,

абстрактной способностью иметь гражданские права и нести обязанности в том

или ином объеме обладают все граждане в равной мере с момента рождения и до

смерти. Но так обстоит дело только с гражданскими правами и обязанностями.

Что же касается иных прав (политических, некоторых социальных, личных и

других прав), то распространение на эти права конструкции равной

возможности (способности) иметь их всеми субъектами правоотношений требует

уточнений. Прежде всего это касается такой характеристики субъекта

правоотношения, как объем правоспособности, который глубоко исследовался

еще в дореволюционной юридической литературе.

Все люди являются правоспособными, но не в равной мере, не в одинаковом

объеме.

Это обусловлено, прежде всего, различием между людьми: и по творческим

способностями, и по наличию воли, и по умственному и нравственному

развитию. Разве можно предоставлять одинаковые права ребенку и взрослому,

умалишенному и здравомыслящему?

Разной способностью иметь политические права обладают граждане

государства и иностранные граждане и т.д.

В этой связи теория права кроме правоспособности вводит понятие

дееспособности, которое также характеризуется своим объемом. Под

дееспособностью понимается способность лица самостоятельно совершать

юридические действия, т.е. вступать по собственной воле или желанию в те

или иные правоотношения, приобретать права, осуществлять свои права,

выполнять свои обязанности. Не все правоспособные лица оказываются

дееспособными.

Возраст, состояние здоровья «разрушают» единство правоспособности и

дееспособности. Например, ограничение дееспособности распространяется на

детей и людей, страдающих дефектами воли и сознания (на сумасшедших).

В полном объеме дееспособность наступает при достижении

совершеннолетия.

Таким образом, на объем правоспособности и дееспособности влияет

возраст, в первую очередь возраст гражданского совершеннолетия, достижение

которого делает конкретное лицо дееспособным для совершения различных

юридических сделок.

В законодательствах всех стран определяется и возраст политического

совершеннолетия, с достижением которого гражданин приобретает политические

права (избирать и быть избранным на различные общественно-политические

должности, судебные должности и т.п.). Однако в тоталитарных государствах

объем политической правоспособности зависит не только от возраста, но и от

партийной принадлежности, признания господствующей идеологии. Иногда это

закрепляется в конституции, когда партии придается юридически руководящая

роль, иногда это фактически реализуется путем установления так называемой

номенклатуры.

Определяет законодательство и возраст брачного совершеннолетия, когда

человек приобретает юридическую способность вступать в брак.

В законодательстве ряда стран на объем правоспособности влияет пол, а

именно сохраняются некоторые ограничения для участия женщин в политической

жизни. Борьба за равноправие полов, т.е. за равные объемы правоспособности,

завершилась в конституциях принципом равноправия независимо от пола, так же

как и от других социальных, расовых, национальных характеристик. И тем

более странно, когда в объявлениях, публикуемых в российских средствах

"массовой информации, до сих пор сохраняются обозначения: «требуется на

работу бухгалтер, счетовод, юрист и т.п.» «м» (мужчина), а «ж» (женщина) не

требуется». Конечно, это дело работодателя определить окончательно, кого он

возьмет на работу. Но объявлять официально предпочтение по признаку пола —

это нарушение и конституции, и основополагающего принципа равных объемов

правоспособности.

Правда, есть и иные взгляды на эту проблему, которые отрицают

необходимость такого равноправия под предлогом разного предназначения

женщин и мужчин, разных способностей и иных различий. Идут иногда такие

предложения также и от женщин.

Однако история свидетельствует, что принцип равноправия — это большое

достижение цивилизации.

На правоспособность влияет и здоровье лица. О дефектах воли и сознания

речь уже шла. Важно определить области, где учет здоровья для возникновения

правоотношения становится особенно важным.

В частности, здоровье относится к брачной правоспособности. Уже в

дореволюционной литературе, где специально исследовался этот вопрос,

выделялись разные обстоятельства. Например, половое бессилие может служить

поводом к расторжению брака. Душевные болезни лишают человека политических

прав и дееспособности. Глухота и слепота, естественно, препятствуют

поступлению на государственную службу.

На правоспособность влияет и родство. Прежде всего речь идет о браке.

Близкие родственники не имеют права вступать друг с другом в брак. Так,

зародившиеся в глубокой древности запреты на инцесты, о которых шла речь в

предыдущих выпусках, в конце XX века получили всеобщее правовое

закрепление.

Однако родство влияет не только на брачную правоспособность, но также и

на занятие определенных должностей на государственной службе, когда надо

ограничить так называемую «семейственность», иные родственные отношения.

В государствах, имеющих теократические тенденции, на правоспособность

может влиять и религия. В некоторых государствах одна из религий признается

господствующей. И тогда «иноверцы», граждане иного вероисповедания могут

иметь формальные ограничения или ограничения, складывающиеся на бытовом

уровне, для занятия тех или иных должностей, проживания в тех или иных

местностях, обучения и т.п. Так было, например, в царской России, знавшей

«черту еврейской оседлости», норму для принятия в учебные заведения лиц

иудейского вероисповедания.

В настоящее время во многих государствах, закрепивших в конституции

свой светский характер, осуществляется полная веротерпимость, запрещается

господствующая идеология.

Однако вопрос господствующей религии в настоящее время остается весьма

сложным, в том числе в современной России. Традиционно в российской

государственности существует проблема сектантства, наличия разных конфессий

и места в системе конфессий православия.

Борьба с сектантством, ограничения свободы проповеди разных

проповедников, принадлежащих к «вредным» антисоциальным сектам (чего стоит

пример только с сектами «Аум синрике», «Белое братство» и т.п.) показывают,

что правоспособность тех или иных лиц, принадлежащих к подобным сектам,

объективно нуждается в ограничениях. Но, думается, должно это

осуществляться в законном порядке, устанавливаться судом.

Возникают и новые вопросы об отношении к религии. В частности, и такой

— в какой мере идеи о загробной жизни могут препятствовать

террористическому использованию оружия, если оно попадает в руки

террористов-«камикадзе», в том числе ядерного. В фундаменталистском исламе

смерть в джихаде (священной войне) считается благом, способом прямого

перемещения в рай. Она не служит сдерживающим началом для террористов. Иное

дело православие, запрещающее самоубийство. Вообще, появление оружия

массового поражения, в том числе химического, биологического, по-новому

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты