Принцип разделения властей в организации и функционировании государственной власти
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Юридический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория государства и права» на тему:
«Принцип разделения властей в организации и функционировании
государственной власти»
Выполнил:
студент III-го курса ОДО В. Е. Резников
Принял:
к. ю. н. А. В. Бошук
г. Краснодар, 1999г.
Содержание
Введение 3
I. Историко–правовые корни принципа разделения властей 5
II. Ветви власти как единый механизм взаимодействия в структуре
государства. 12
1. Законодательная власть и ее органы. 14
1.1. Понятие парламента и его структура 14
1.2. Полномочия парламента 17
2. Исполнительная власть и ее органы 21
2.1. Понятие исполнительной власти 21
2.2. Глава государства 23
2.3. Правительство 28
3. Судебная власть и ее органы 30
3.1. Понятие судебной власти 31
3.2. Осуществление судебной власти 33
IV. Реальное осуществление принципа разделения властей. 36
Заключение 45
Список использованной литературы 48
Введение
Тема “Принцип разделения властей” в истории государства и права
является достаточно актуальной на современном этапе, особенно для
Российского государства. Связано это в первую очередь с тем, что в
советское время, на протяжении длительного исторического периода данная
тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того
сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий
общей стратегической цели социалистического государства. С коренной
реконструкцией государства и соответствующих государственных структур,
начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи
с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос
места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, его
проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных
теоретиков права. К настоящему моменту мы уже можем говорить об
определённых результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом,
так и в практическом плане. Исходя из этого, в изучении принципа разделения
властей в теории государства и права можно выделить следующий круг
вопросов:
Каковы исторические корни принципа разделения властей?
Как осуществляется данный принцип на практике в различных
государствах мира, в России?
Как принципа разделения властей разрешается в теоретических трудах
мыслителей прошлого и настоящего времени, как зарубежных, так и российских?
Каково содержание принципа разделения властей?
Для выяснения ответов на эти вопросы использовались нормативные акты,
научно–учебные пособия: М.Н. Марченко “Теория государства и права”, В.Н.
Хропанюка “Теория государства и права”, М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе
“Конституционное право Российской Федерации”, З.М. Черниловского “Всеобщая
история государства и права”; научные работы: И.А. Исаева, М.Н. Золотухиной
“История политических и правовых учений России”, М. Валуева “Исторические
типы философии”; энциклопедические издания, а также материалы периодических
изданий.
В целом данные источники отражают современные точки зрения в правовой
науке на принцип разделения властей. Так, например, в работах И.А. Исаева,
Н.М. Золотухиной, М. Валуева показаны различные взгляды на роль и значение
принципа разделения властей в государстве теоретиков права прошлого. В
научно–учебных пособиях З.М. Черниловского, М.В. Баглая, Б.Н. Габричидзе,
помимо общетеоретической трактовки содержания данного принципа представлен
анализ его практического осуществления в различных государствах мира, в том
числе и Российской Федерации. Нормативные акты, в частности Конституция
Российской Федерации, помогут уяснить механизм действия принципа разделения
властей.
Основными методами, используемыми в данной работе, являлись
исследование научного материала по заданной теме, его позитивный и
критический анализ.
I. Историко–правовые корни принципа разделения властей
Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной
механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.
“Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями
между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой
импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным),
который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится
носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и
передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном
политическом (а также неполитическом — экономическом, правовом,
идеологическом) процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс
следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс,
получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий
сущность власти)”[1].
Таким образом, понятие “разделение власти” достаточно широкое и не
отделимо от понятия “власти” и принимает при этом самые различные формы
выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить
исторический путь развития разделения власти к моменту его современного
восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих
принципов.
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах
формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и
институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции:
концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность
разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия,
вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже
разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление
упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от
столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической
истории общества совмещение функций на её ранних этапах: вождя и
военачальника (король–воин, князь–предводитель дружины, епископ–рыцарь,
глава ордена и т.п.)
Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную
власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной
борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной,
или господство церкви в светской жизни общества. Соперничество между ними
продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как
в России, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и
обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах
мира. Западная, преимущественно христианская его часть решила спор о власти
в пользу светской, государственной, восточная во многих случаях (в
некоторых мусульманских странах, например, Иран) — в пользу значительного
политического влияния религиозных начал жизни общества, его
политико–правовой системы и культурного уклада.
Наряду с этим, в самом светском государстве рано началось разделение
профессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал существование в нём
законодательного органа — магистратуры (исполнительного учреждения) и
судебного органа. Происходило разделение власти между центральным и местным
управлением (самоуправление), формировалась всё более сложная политическая
система общества, властей разных уровней и с разными функциями. Развитое
разделение власти стало в конце конов одной из организационных основ
государства Нового времени, которое функционирует как система функционально
разграниченных, но и связанных между собой учреждений, аппаратов и органов
власти. Феодальная организация власти с объединёнными в лице властелина
законодательных, исполнительных и судебных функций включая функциональное и
территориальное разделение власти между монархическим центром и
провинциальными (городскими) парламентами, местным самоуправлением, с
сословным представительством частично избранных, частично включённых в него
“по праву” из числа именитых горожан. Децентрализованное феодальное
средневековое государство допускало заметное упрочение местных парламентов,
которые особенно укрепились в Западной Европе в XIII–XIV веках и, в
последствии, стали структурной и социальной основой возникновения
парламентов и в государственных центрах абсолютистских монархий. Другой
основой разделения власти стали различные королевские советы, обычно очень
замкнутые и узкие, нередко олигархического типа, несмотря на их
совещательные функции, как это имело место в Верховном тайном совете в
России послепетровского периода, когда из восьми членов совета
(“верховников”) шестеро представляли две знатнейшие фамилии — Долгоруких и
Голицыных. Помимо того, существовали и эпизодические сборы (ассамблеи)
правящих феодальных верхов, феодальные союзы (лиги), такие, как Земские
соборы в России, также готовившие в будущем более совершенные формы
разделения власти. Решающий этап институционального и функционального
разделения государственной власти наступил в начальный период Нового
времени (XVII в.). В этот период феодальное децентрализованное государство
уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве
стран Западной Европы. Центральная власть теперь нуждалась в более развитом
и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно должен был
быть специализирован и разделён. Развивающаяся в то же время торговая и
промышленная буржуазия поддержала на первых порах абсолютистской
монархический центр и способствовала его укреплению, но при этом получила и
доступ к власти, которая оказалась до известной меры разделённой и между
сословиями и классами, и доступ этот был открыт, прежде всего, в
нарождавшиеся центральные парламентские (законодательные и
представительные) структуры.
“Дальнейшее развитие разделённых властей шло несколькими
параллельными путями:
. происходила централизация парламентских структур, смещение
парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования
представительной власти (её выборностью, принципами организации и
т.п.);
. укреплялась и совершенствовалась центральная правительственная
исполнительная власть и особенно её аппаратов, кадров
государственных служащих;
. завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье
системы надзора и отправления правосудия, передачи судебных
функций от властвующей (сеньориальной) верхушки —
специализированным судебным органам”.[2]
Этот объективный процесс получил теоретическое обоснование в политико-
философской теории разделения властей и сопровождался проектами
гражданского общества и правового государства, и конституционного строя,
реализация которых была необходимым условием эффективного разделения власти
и в свою очередь зависела от разделения её на три относительно автономные,
взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти.
Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной
властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на
протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во
взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако, как
основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он
был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. При этом
теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории (о
котором говорилось выше), а толчком к её оформлению послужили буржуазны
революции в Англии (1640–1648гг.) и в последствии во Франции
(1789–1794гг.).
В основании политической философии Локка (1632–1704гг.) и либерализма
лежит идея собственности (“Трактаты о правительстве”). “Государство и
гражданское общество покоятся на собственности (имелась в виду частная и
личная собственность). В естественном состоянии, говорит Локк, люди, может
быть, и живут благополучно, но им явно недостаёт многого для сохранения
собственности. На основе общественного договора учреждается государство —
социальный институт для охраны собственности и разрешения связанных с
собственностью недоразумений…. Но и в государственном состоянии
собственность не вполне оберегаема, например, от произвола абсолютной
монархии. Для того чтобы охрана собственности не зависела исключительно от
воли властей, люди создают законы и законодательство …. Но и в обществе
законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная свобода
для толкования и применения законов …. Когда, например, судьями являются
сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в
процессе правления. А это чревато волюнтаризмом судопроизводства,
фактическим беззаконием … . Д. Локк предлагает систему сдержек и
противовесов — разделение властей на законодательную, исполнительную и
судебную с передачей каждой особому кругу лиц. Тогда, например, в правовом
монархическом государстве законодательной властью может быть
аристократический парламент, высшей исполнительной — король, а судебную
имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и
демократическим сословиями”[3].
В России идея разделения властей как принципа либерализма впервые в
наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским (1772–1839гг.) в
“Проектах и записках”. В своих проектах государственных преобразований
Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы на
“непременном законе”. Законность форм осуществления власти Сперанский
прежде всего связывал с необходимостью разделения властей. “Законодательная
власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает
законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная свою работу
19 сентября. Глава исполнительной власти — монарх участвует в деятельности
Думы, но “никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы.
Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе”. Мнение
Думы свободно, и поэтому монарх не может “ни уничтожить законов, ни
обезобразить их”, так как в своих действиях исполнительная власть
подконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуется
судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим судебным
органом — Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как
человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Сперанский
предусмотрел и возможность объединения этих властей для согласного их
действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых
монархом, а частично избранных по избирательному праву. Государственный
совет заседает под председательством царя, он обладает правом
законодательной инициативы, но законы, “коим вводится какая–либо перемена в
отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой”,
утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой”[4]
Порядок в устроенном таким образом государстве охраняется законом.
Нетрудно заметить, что проект Сперанского не только осуществлял принцип
разделения властей, с учётом определённых сдерживающих факторов, но, и это
очень важно, предусматривал механизм их согласованного действия, дабы
избежать возможного противостояния трёх ветвей власти. Сперанский брал во
внимание обстоятельство, чётко высказанное противником разделения власти
Н.М. Карамзиным: “Две власти в одной державе суть два грозные льва в одной
клетке, готовые терзать друг друга”.[5] Рассмотренные выше проекты
механизма разделения властей Д. Локка и М.М. Сперанского подразумевали
наличие монархии. Проект П.И. Пестеля (1793–1826гг.) — “Русская Правда” — в
качестве формы государственного правления предусматривал
республику — наиболее распространенную в настоящее время, и потому
чрезвычайно интересен. Законодательная власть по проекту Пестеля,
сосредоточена в Народном вече — “однопалатном органе, который избирается
сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной пятой его части, при
этом “тот же самый может быть опять избран”[6]. “Никто не может распустить
Народной вечи. Оно представляет волю в государстве, душу народа”.[7]
Исполнительная власть — державная Дума — состоит из пяти человек,
избираемых сроком на пять лет. “Ежегодно из Думы выходит один и заменяется
другим выбором … . Все министры и вообще все правительствующие места
состоят под ведомством и начальством державной Думы”[8]. Блюстительная
власть — Верховный собор состоит из 120 человек, которые назначаются на всю
жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти.
Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещает ими “выбылые
места”. Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который