Билеты по теории гос-ва и права

зарубежного и отечественного законодательства свидетельствует, что акцент

ставится, как правило, в первую очередь на неполитическом характере

деятельности конституционного суда. В одних случаях это достигается просто

путем указания на то, что члены конституционного суда не могут быть членами

каких бы то ни было политических объединений или занимать какие-либо

политические посты. В других случаях это достигается путем одновременного

указания на недопустимость участия членов конституционного суда в

политических объединениях и акцентирования внимания на неполитическом

характере принимаемых судом решений. Следует обратить внимание на то, что,

оспаривая «чисто» юридический характер деятельности конституционного суда,

западные исследователи не без оснований указывают и на такой фактор, как

политические взгляды и преференции самих судей. С формальной точки зрения,

судью можно заставить быть вне политических институтов и процессов. Но было

бы утопичным практически заставлять его отказываться от политических

взглядов и «политических склонностей», как это иногда предлагается в

литературе. Каждый человек независимо от того, какое место в социальной

иерархии он занимает и каким статусом обладает, всегда имеет свои

определенные политические взгляды, представления, свои политические

ценности. Имея их, он всегда, во всех случаях жизни ими руководствуется.

43. Правовой нигилизм и пути его преодоления.

В настоящее время широкое распространение в нашем обществе, в том числе и

среди юристов, имеет тотальный правовой нигилизм, выражающийся в

девальвации права и законности, игнорировании законов или в недооценке их

регулирующей, социальной роли. Правовой нигилизм представляет собой

направление общественно-политической мысли, отрицающей социальную и

личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом

регулирования общественных отношений. Как социальное явление, как свойство

общественного, группового и индивидуального сознания правовой нигилизм

имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения

к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным

возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к

нему.

К основным причинам распространенности правового нигилизма относят: 1)

исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия,

многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод,

репрессивного законодательства, несовершенства правосудия; 2) теорию и

практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не

ограниченной законами; 3) правовую систему, в которой господствовали

административно-правовые акты, а конституции и немногочисленные

демократические законы в значительной степени только декларировали права и

свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права; 4)

количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в

переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения

в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех

реформ, в том числе судебной.

В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма

следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов,

упрочение законности, повышение роли суда и проведение судебной реформы в

целом, приведение в соответствие с потребностями времени правового

воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов,

других долж.лиц. Одновременно необходима систематическая предметная работа

по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной

системы.

48. Правовое и социальное гос-во в их соотношении. Конституция РФ о

правовом и социальном гос-ве.

Правовое государство - это суверенное гос-во, которое концентрирует в себе

суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя

верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое

государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на

началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в

правовом гос-ве осуществляется на основе права, ограничено правом и

исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых

рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы

его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его

поведение угрожает другим людям.

Правовое гос-во непременно должно являться социальным, предполагающим

достаточно высокий уровень жизни, свободное развитие личности, социальную

защищенность гр-н.

Формирование социального гос-ва – довольно сложный и длительный процесс. Он

объективно требует наличия определенного экономического потенциала. Особые

трудности стоят перед тем гос-вом, которое одновременно пытается стать и

правовым, и социальным. В качестве примера можно сослаться на РФ, где

реформы по многим показателям отбросили общественное развитие на многие

годы назад. Правовые принципы и начала никогда не рассматривались как

свойства гос-венной власти. Кардинальных изменений в этой области и сейчас

не произошло. Но еще хуже обстоят дела в экономике. Приватизация,

рассчитанная на создание миллионов собственников, проведена с нарушением

элементарных норм социальной справедливости, а самое главное, не обеспечила

отделения собственности от власти. Гос-венная монополия сменилась

монополией различного рода корпораций, извлекающей сверхприбыли при полном

отсутствии конкурентной борьбы. В таких условиях равенство социальных

возможностей, т.е. краеугольный камень рыночного хозяйства, превратился в

фарс. Социальную функцию гос-ва в таких условиях очень трудно наполнить

реальным содержанием, а значит, трудно гарантировать экономические,

культурные и социальные права.

Конституция РФ о правовом и социальном гос-ве. В Конституции РФ записано,

что РФ есть демократическое федеративное правовое гос-во с республиканской

формой правления. Права и свободы человека являются высшей ценностью.

Носителем суверенитета является народ РФ. Народ осуществляет свою власть

непосредственно, а также через органы гос-венной власти и органы местного

самоуправления. Провозглашено разделение властей. РФ – социальное гос-во,

политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную

жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей,

устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда,

обеспечивается гос-венная поддержка семьи, материнства, отцовства и

детства, инвалидов и пожилых гр-н, развивается система социальных служб,

устанавливаются гос-венные пенсии, пособия и иные гарантии соц.защиты.

46. Разновидности конфедерации, их краткая характеристика и отличительные

признаки. Конфедерация - союз гос-тв, сохраняющих независимость, но по

определенному кругу вопросов имеющих общие органы и осуществляющих

совместно полномочия. Государства-члены сохраняют свои органы

государственной власти и свое законодательство. И наоборот — конфедерация

не имеет своего развитого конфедерального права. Неустойчивая форма

государственности. Политическая история свидетельствует о том, что

конфедерации или достаточно быстро распадались или оказывались переходной

формой к более тесному единству, к федерации (США, Швейцария).

Содружество государств – это весьма редкое, но тем не менее организационное

объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков,

определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут

касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция

хозяйственных связей, единая денежная единица); во-вторых, права

(уголовного, гражданского, процессуального, сходство имеет и правовой

статус гражданина); в-третьих, языка как у славянских стран СНГ, иногда

привнесенное в результате колониального господства); в-четвертых, культуры

(иногда культурная общность имеет историческое происхождение, иногда

достигается взаимообогащением и даже привнесением и ассимиляции иных,

чужеродных элементов); в-пятых, религии. Однако содружество это не

государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе

содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный

договор, устав, декларация и иные юридические документы. Цели, выдвигаемые

при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают

важные интересы государства. Что не позволяет их отнести к разряду

второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам

приходится иногда ограничивать свой суверенитет.

Сообщество государств. В основе Сообщества, как правило, лежит

межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной

переходной формой государственной организации общества. Оно в большинстве

случаев усиливает интернациональные связи государства, входящих в

Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения

(Европейские сообщества). В Сообщество могут входить ассоциированные члены

– государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе.

Порядок вступления в Сообщество и выхода и из него устанавливается членами

этого образования. В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из

отчислений членов-государств), надгосударственные органы. Целью Сообщества

является выравнивание экономического и научно-технического потенциала

государств, входящих в него, а также объединение условий этих государств,

для достижения глобальных целей, упрощение таможенных, визовых и других

барьеров.

49. Понятие и виды дисциплины. Соотношение дисциплины с законностью,

правопорядком и общественным порядком.

Дисциплина — это группа требований, предъявляемых к поведению людей и

отвечающих сложившимся в обществе социальным нормам.

Можно выделить следующие виды дисциплины: 1) государственная (этот вид

связан с выполнением требований, предъявляемых к государственным служащим);

2) воинская (соблюдение военнослужащим правил, установленных законами,

уставами, приказами); 3) трудовая (возникающая в процессе производства

материальных благ и охватываемая Труд. Код.); 4) финансовая (соблюдение

субъектами бюджетных, налоговых и иных финансовых предписаний); 5)

технологическая (соблюдение субъектами в процессе производства предписаний

соответствующих технологий); 6) договорная (соблюдение субъектами

обязательств, предусмотренных в хоз-ых договорах).

Законность — это политико-правовой режим деятельности государства,

гражданского общества и личности, в котором органы государственной власти,

органы местного самоуправления, должностные лица и граждане единообразно

понимают и применяют действующие в обществе законы и другие правовые акты,

а также неукоснительно исполняют их без всяких исключений.

Правопорядок — это правовое явление правомерного поведения, т. е.

совокупный итоговый результат действия механизма правового регулирования,

состоящего из двух компонентов — механизма правотворчества и механизма

реализации норм права, основанных на Конституции и законах. Правопорядок

составная часть общественного порядка.

Общественный порядок представляет собой упорядоченное и организованное

состояние всей системы общественных отношений, основанный не только на

нормах права, но и на реализации норм морали, обычаев и традиций. Таким

образом, мы можем констатировать, что законность – это часть правопорядка,

а правопорядок – часть дисциплины, которая является составной частью

общественного порядка. Результат действия законности – правопорядок.

Результат деятельности дисциплины - общественный порядок.

45. Понятие и основные принципы законности. Гарантии законности.

Законность можно определить как принцип, метод и режим строгого,

неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками

общественных отношений (гос-вом, его органами, общественными и иными

организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гр-нами – всеми

без исключения). При этом принцип выступает как идеальная форма законности

– соблюдать нормы права должны все. В действительности же отнюдь не все

правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаются и исполняются, имеет место

немало нарушений законности.

Принципы законности – это основные идеи, начала, выражающие содержание

законности. Можно выделить четыре принципа законности: верховенство закона,

единство, целесообразность и реальность законности. Верховенство закона

обычно трактуется как главенство закона в системе нормативных актов. Под

единством (всеобщностью) законности понимается единая направленность

правотворчества и правореализации в территориальном и субъектном плане,

т.е. на всей территории действия соответствующего нормативного акта,

применительно к деят-сти всех субъектов общественных отношений.

Целесообразность законности означает необходимость выбора строго в рамках

закона оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов

осуществления правотворческой и правореализующей деят-сти (поведения),

недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Реальность

законности – это достижение фактического исполнения правовых предписаний во

всех видах деят-сти и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия

общественной жизни и специальные меры, принимаемые гос-вом, которые

обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в

обществе. Различаются материальные, политические, юридические и

нравственные гарантии законности и правопорядка. К материальным гарантиям

относится такая экономическая структура общества, в рамках которой

устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и

потребителями материальных благ. Политическими гарантиями законности и

правопорядка являются все элементы полит.системы общества, которые

поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юрид.законов,

отражающих объективные закономерности общественного развития. К юридическим

гарантиям относится деят-сть гос-венных органов и учреждений, специально

направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и

правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные

органы гос-венной власти. Нравственными гарантиями законности и

правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в

которой реализуются юрид.права и обязанности участников правоотношений;

уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание гос-венных органов и

должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. Законность и

правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые

органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют

друг друга.

22. Понятие, основные черты и виды правоотношений. Структура

правоотношений. Правоотношение – это такое общественное отношение, в

котором стороны связаны между собой взаимными юрид.правами и обязанностями,

охраняемыми гос-вом. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая

предоставляется его участникам нормами объективного права.

Можно выделить следующие признаки правоотношений: 1) идеологический

характер, т.к. их возникновение, изменение и прекращение проходит через

сознание людей, прежде всего такую его сферу, как правосознание 2) волевой

характер, т.к. правоотношение всегда является результатом волеизъявления

его сторон или одной из сторон; 3) двусторонний характер, т.е. это всегда

связь между его участниками через их субъективные права и юрид.обязанности;

4) взаимосвязанный, корреспондирующий характер отношений сторон, т.к. эти

отношения выражаются во взаимных правах и обязанностях; 5) наличие

правосубъектности как отличительной черты сторон в правоотношении; 6)

регулирующая роль, заключающаяся в том, что правоотношения определяют

конкретное поведение сторон и вносят элемент урегулированности и порядка в

общественную практику, формируя или определяя общественную волю.

Структура правоотношения имеет четыре необходимых элемента: субъект,

объект, право и обязанность. 1) Субъекты правоотношений – это отдельные

индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются

носителями субъективных юрид.прав и обязанностей. Мера участия субъектов в

правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – это признаваемое гос-вом право быть носителем юрид.прав

и юрид.обязанностей. Дееспособность – это возможность лица своими

действиями самостоятельно реализовывать свои права и исполнять обязанности.

2) Объект правоотношения – это фактическое поведение его участников. 3)

Субъективное право – это предоставляемая и охраняемая гос-вом возможность

(свобода) субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые

предусмотрены объективным правом. 4) Юридическая обязанность – это

предусмотренная законодательством и охраняемая гос-вом необходимость

должного поведения участника правового отношения в интересах

управомоченного субъекта (индивида, организации, гос-ва в целом).

Виды правоотношений. По отраслевой принадлежности выделяются:

конституционные, или гос-венно-правовые, гражданские, гражданско-

процессуальные, уголовные, уголовно-процессуальные, уголовно-

исполнительные, административные и другие правоотношения. При выделении

правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет деление

их на материально-правовые и процессуальные. Материальные правоотношения

возникают на основе норм материального права и регулируют общественные

отношения непосредственно, как бы накладываются на них путем предоставления

субъектам прав и обязанностей. Процессуальные правоотношения возникают на

основе процессуальных норм и носят организационный, управленческий

характер, т.е. предусматривают процедуру реализации прав и обязанностей

субъектов. Соответственно основным юрид.функциям права выделяются

регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные правоотношения

являются результатом осуществления регулятивных юрид.норм, закрепляющих

опред.порядок отношений, создающих в обществе правопорядок, т.е. тот

результат, ради которого принимаются юрид.нормы. Охранительные

правоотношения возникают как реакция гос-ва и общества на неправомерное

поведение субъектов права. Они служат защите существующего в обществе

нормального порядка отношений и наказанию правонарушителя. Регулятивные

правоотношения бывают двух видов: активные и пассивные. Первый вид выражает

динамическую функцию права и складывается на основании обязывающих норм.

Второй вид выражает статическую функцию права и складывается на основе

запрещающих и некоторых управомочивающих норм права. В юрид.литературе

также существует деление правоотношений на абсолютные и относительные. В

основу этой классификации положен способ индивидуализации субъектов

правоотношения. В относительных правоотношениях точно определены обе

стороны: и лица управомоченные, и лица обязанные. В абсолютных

правоотношениях точно определяется лишь одна сторона – носитель

субъективного права, обязанными же являются все другие лица – всякий и

каждый. Считается, что к таким правоотношениям относятся отношения

собственности, авторские и изобретательские отношения. Различают также

общие и конкретные правоотношения. Общие правоотношения возникают на основе

конституционных норм, определяющих права, свободы и обязанности личности,

уголовно-правовых и административно-правовых запретов. Если права, свободы

и обязанности реализуются, а запреты нарушаются, то возникают конкретные

правоотношения, которые могут быть как регулятивными, так и охранительными.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты