Политическая система общества

Политическая система общества

Понятие и элементы политической системы общества.

План.

1.Понятие политической системы общества.

2.Основные функции и элементы политической системы.

3.Государство как основной институт политической системы.

4.Заключение.

Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений,

которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные

взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно

виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о

том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Способность

общества реагировать на потребности индивидов, адаптироваться к

изменяющимся условиям обеспечивается политической системой.

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти,

обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого

социального организма. Благодаря действию политических институтов и

структур, политическая система оказывает влияние на различные стороны жизни

общества. Действие механизмов политической системы основано на способности

властным путем распределять ценности и ресурсы внутри общества,

предписывать населению определенные нормы поведения и стандарты. В связи с

этим, политическая система включает в себя также и взаимодействие

властвующего и подвластного. Таким образом, политическая система является

характеристикой взаимоотношений между государством и обществом.

В развитых капиталистических странах политические системы уже

сформированы, но, тем не менее, тема политической системы не закрыта, так

как невозможно создать идеальную политическую организацию общества и

расхождения по этому вопросу просто неизбежны.

Термин политическая система был введен в 50 - 60 -х годах ХХ века. До

этого для описания властных отношений применялись понятия "тип правления",

"система правления". Однако, процессы развития общества привели к тому, что

гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая

партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией

государства и приняла сложный вид. Понятие "система" ввел в оборот немецкий

биолог Л. фон Берталанфи в 20-х годах ХХ века. Он рассматривал систему как

совокупность взаимозависимых элементов. Позже этот термин в политологию

принес Т.Парсонс, представлявший общество как взаимодействие четырех

подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. каждая из

них выполняет определенные функции.

Глубокое обоснование и широкое распространение понятие “политическая

система” получило лишь в середине ХХ в., что порождено логикой развития

политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с

системных позиций. Политическая система - это универсальная управляющая

система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и

которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными

группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный

порядок на основе использования государственной власти.

Политическая система любого общества характеризуется наличием

определенных механизмов, которые гарантируют ему устойчивость и

жизнеспособность. При помощи этих механизмов разрешаются социальные

противоречия и конфликты, координируются усилия разных общественных групп,

организаций и движений, гармонизируются общественные отношения, достигается

консенсус относительно основных ценностей, целей и направлений

общественного развития.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и

процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной,

экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической

системы определяются границами, в рамках которых политические решения

данной системы обязательны и реально исполняются.

Политическая система существует неразрывно с государством, так как

государство является едва ли не самым главным элементом политической

системы. Возникновение политической системы практически связано с

возникновением государства вообще, так как с его возникновением начинается

возникновение различных негосударственных образований. В жизни феодального

общества важную роль играли такие объединения собственников, как общины,

гильдии, цеха. Государство и негосударственные организации господствующих и

угнетенных классов в своей совокупности и составляли политическую систему

конкретного классового общества. Однако политические организации того

времени были далеко несовершенны, и даже современные системы еще далеки от

идеальных, то есть от таких, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев

населения.

Государство являестя наиболее значимым институтом политической системы.

Значимость его определяется максимальной концентрацией в его руках

ресурсов, позволяющих ему влиять на социальные изменения. Государство на

протяжении веков трактовалось всегда неоднозначно. Обычно все трактовки

выходили из двух: оно служит интересам общества и личности и выступает

средством подавления имущими классами неимущих.

Возникновение государства как социального института отразило процессы

усложнения общественной жизни. Преимуществом государства является высокая

специализация в разделении труда между правящими, владение современной

армией и полицией, владение большими материальными и иными ресурсами для

осуществления своих решений. Государство обладает рядом качественных

признаков, которые отличают его от негосударственных политических

организаций (партий, движений ):

. Единая территориальная организация политической власти в масштабах всей

страны.

. Государство представляет собой организацию политической власти,

обладающую специальными механизмами для управления обществом:

законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В особых случаях

государство применяет такие меры как принуждение - органы насилия (армия,

органы безопасности).

. Государство регулирует свою общественную жизнь на основе права. Только

государство может регулировать жизнь общества с помощью законов, имеющих

общеобязательный характер.

. Суверинитет государственной власти. Он выражается в верховенстве и

независимости от любых других властей внутри страны.

. Принудительное взимание налогов и иных обязательных платежей с населения,

которые гарантируют экономическую самостоятельность государства.

Существует несколько вариантов теории политической системы. Каждый из

них отражает собой различные направления политической науки, послужившие

основой для разработки метода системного анализа и теории политической

системы.

Согласно марксистскому представлению политическая система, подобно

праву, государству и другим политическим явлениям и институтам,

представляет собой объективное явление. Ее существование неразрывно связано

с существованием и функционированием классового общества. Она формируется и

видоизменяется вместе с ним в силу раскола общества на классы и

возникновения классовых противоречий. С развитием классового общества и

переходом его в бесклассовое политическая система, согласно марксистским

воззрениям, отмирает. На протяжении всего своего существования политическая

система неизменно выражает и защищает интересы и волю господствующего

класса, а в социалистическом обществе она должна выражать волю и интересы

народа.

Политическая система, подвергаясь в процессе своего развития прямому

воздействию со стороны явлений идеологии, права и морали, постоянно

оказывает на них обратное влияние. Аналогичные двусторонние связи

устанавливаются также между политической системой общества и экономикой,

всей материальной базой общества, образующей определенную систему

производственных отношений.

Политическая система существует в политическом пространстве общества,

которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и

функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее

составных частей на разных уровнях политической организации общества.

Политическая система общества всегда предстает как специфическая, но

все же относительно замкнутая система, анализ которой показывает, что:

1) Каждый из субъектов политической системы общества как ее системный

элемент органически обусловлен всеми другими ее элементами и

функционированием системы в целом.

2) Политическая система общества не просто сумма любых субъектов, а

система внутренне организованных ее элементов.

3) Только системное изучение элементов политической системы общества

может дать объективную информацию обо всей политической системе

общества.

4) Существенные свойства государства, как и других элементов

политической системы, определяются суммарным воздействием на него

всех элементов политической системы в целом.

В структуре политической системы выделяют такие ее подсистемы как:

Институциональная подсистема. Центральное место в ней принадлежит

государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов и, обладая

монополией на законное насилие государство обладает наибольшими

возможностями в воздействия на различные стороны общественной жизни. в

свою очередь на государство могут воздействовать различные партии и СМИ.

Нормативная подсистема. Через нее политическая система оказывает

влияние на деятельность институтов и поведение граждан.

Функциональная подсистема. Она составляет основу политического режима,

деятельность которого направлена на защиту существующего механизма

осуществления власти.

Коммуникативная подсистема. Она включает формы взаимодействия как

внутри системы, так и взаимодействие с другими политическими системами.

Культурная подсистема. Составляет основу традиций и устойчивых

представлений в обществе, а также характер и способ мышления.

Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность

политических институтов, политических ролей, отношений, процессов,

принципов политической организации общества, подчиненных кодексу

политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм,

историческим традициям и установкам политического режима конкретного

общества.

Определяющим в понятии политической системы является возможность

граждан принимать участие в управлении. Основным ее назначением является

как осуществление функции распределения этих ценностей, так и призыв к

принятию этого распределения большинством членов общества. Именно эти

функции политической системы характеризуют ее специфику среди других

окружающих ее подсистем общества.

Политическая система включает организацию политической власти,

отношения между обществом и государством, характеризует протекание

политических процессов, включающих институционазацию власти, состояние

политической деятельности, уровень политического творчества в обществе,

характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Центральным элементом, стержнем политической системы является

политическая власть. Политическая власть в основе своей государственная.

Политическая власть отличается рядом особенностей. Она затрагивает интересы

огромных масс людей, выражается в руководстве обществом со стороны

социальных групп, занимающих господствующие позиции в экономической жизни.

Это руководство проявляет себя как общеобязательное и осуществляется как

при непосредственном участии доминирующих в обществе социальных сил, так и

через государство, общественно-политические организации, политические

группы и их лидеров.

Главные элементы политической системы общества и механизм их

функционирования отражаются в конституции государства, в законодательстве,

которые регулируют принципы формирования и деятельность органов

государственной власти, права и обязанности государственных, партийных,

хозяйственных и общественных организаций.

Наиболее активной и динамичной частью политической системы общества

является его политическая организация. Любой вид политической деятельности

осуществляется в организованных формах - через совместные действия,

подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными правилами, нормами,

принятыми в данной общности.

Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы

существования политической организации называется институциализацией. В

ходе нее происходит формирование политической организации общества. Процесс

деинституциализацию- разрушение политической организации, нарастание

разрыва между поведением людей и регулирующей его нормой. Все многообразие

политической деятельности осуществляется в организованных формах, а их

распад негативно влияет на политику. Политическая организация общества -

это совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих

определенные функции. В результате их взаимодействия и осуществляется

политическая власть в данном обществе.

Каждый структурный элемент политической организации классового общества

должен быть не просто организацией, а политической по своему характеру

организацией. Значит он непременно должен:

а) выражать политические интересы определенного класса или иной

социальной общности;

б) быть участником политической жизни и носителем политических

отношений;

в) иметь непосредственное или опосредованное отношение к

государственной власти – ее завоеванию, организации или использованию,

причем не обязательно взаимодействуя с государственными органами, но и

противодействуя им;

г) руководствоваться в своей деятельности политическими нормами,

сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.

Политическая организация включает: государство, партии, массовые

общественные организации и движения, средства массовой информации и

церковь.

Государство и партии являются собственно политическими организациями,

т.е. они прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном

объеме или стремятся к ней. Осуществление власти или борьба за власть - это

главное в их деятельности.

Косвенные политические организации связаны с осуществлением

политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования

(профсоюзы, молодежные политические организации).

Организации неполитические почти не участвуют в осуществлении

политической власти (добровольные спортивные общества, различные движения и

ассоциации). Процесс их политизации происходит на определенных этапах жизни

страны.

Функционирование политических организаций предполагает их

систематическую деятельность через принадлежащие им средства массовой

информации, активное участие в политической жизни общества, подзаконность,

выражающуюся в регистрации всех политических организаций и возможности

государственных органов осуществлять необходимый контроль за их

деятельностью.

Кроме политических организаций, в состав политической системы общества

входят политические отношения -взаимодействие социальных групп, личностей,

социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. В

зависимости от субъектного состава их можно разделить на три группы.

Первая группа - отношения между классами, крупными социальными

группами, нациями и государствами. Межклассовые, межгрупповые,

внутриклассовые и межнациональные отношения составляют основу политической

системы и отражаются в функционировании соответствующих политических

организаций и их взаимоотношениях.

Вторую группу составляют отношения, которые складываются в процессе

осуществления политической власти, воздействия высших и местных органов

руководства и управления на социально-экономические, политические и

культурные процессы.

В третью группу политических отношений можно включить отношения,

которые складываются между политическими организациями и учреждениями.

Существенным элементом политической системы являются политические и

правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и

программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических

процессов. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг

от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический

плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе

функционирования соответствующих политических систем. Политические и

правовые нормы регулируют политические отношения, придают им

упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и

недозволенное с точки зрения укрепления политической системы.

Через политические и правовые нормы получают официальное признание и

закрепление определенные политические устои. В свою очередь при помощи этих

норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных

групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических

решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будет

руководствоваться все участники политической жизни.

Закрепляя в нормах запреты и ограничения, согласование интересов и

поощрение инициативы, силы, доминирующие при данной политической системе,

оказывают регулирующее воздействие на политические отношения. Так

происходит формирование политического сознания и поведения субъектов в

политической деятельности, выработка у них установок, соответствующим им

целям и принципам политической системы.

К числу элементов политической системы общества относятся также

политическое сознание и политическая культура. Являясь отражением и

формируясь прежде всего под влиянием конкретной социальной и политической

практики, представления, ценностные ориентации и установки участников

политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее

воздействие на их поведение и всю политическую динамику. Поэтому в процессе

руководства и управления обществом важно учитывать политические настроение

масс.

Велика значимость политической идеологии, которая занимает в

политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором

изменения и развития сферы политической психологии. Политическая идеология

в наиболее концентрированном виде выражает коренные интересы социальных

общностей, обосновывает их место и роль в общественном развитии, в

политической системе общества в частности. Она служит концептуальной

основой программы социально-экономических и политических преобразований, с

которой выступают соответствующие социальные силы. Оказывая влияние на

выбор стратегического курса, разработку и принятие политических решений, на

политические взгляды и поведение индивидов и социальных общностей.

Для функционирования политической системы исключительно большое

значение имеет и характер доминирующей в обществе политической культуры,

являющейся качественной характеристикой всей политической жизни,

политических институтов, отношений и процессов. Без ее углубленного

изучения невозможно понять реальную политическую жизнь любого общества, в

частности политические отношения и механизм политической власти.

Политическая культура представляет собой совокупность типичных для

данного общества или социальной группы, укоренившихся образцов

(стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций, установок

и политического поведения. Значимость политической культуры состоит прежде

всего в том, что она способствует обеспечению стабильности политической

системы. Хотя в социально разнородном обществе неизбежно существование и

контркультуры, которая направлена против господствующей системы власти и

играет дестабилизирующую, разрушительную роль.

Политическая культура выполняет весьма существенные для политической

жизни общества функции. Ее регулирующая функция проявляется в прямом или

косвенном воздействии на поведение людей и их организаций на восприятие ими

политических событий, оценку существовавших и ныне действующих политических

систем и их отдельных элементов. политических деятелей, должностных лиц

аппарата управления, а также на процесс подготовки и принятия политико-

управленческих решений и т.п.

Воспитательная функция проявляется в том, что политическая культура

способствует интеллектуальному развитию личности, расширению ее кругозора

'за счет уже устоявшихся и вновь полученных политических знаний. Особенно

сильное воспитательное воздействие на личность оказывает политическая

культура и том случае, если усвоение знаний сопряжено с формированием

устойчивого интереса к политической жизни, выработкой определенных

установок на общественно-политическую деятельность и находит затем

выражение в повышении социальной активности личности, определении ею своего

.места и активной роли в жизни общества.

Политические партии являются атрибутом любой развитой политической

системы. Они являются выразителями интересов и целей определенных классов и

социальных групп, принимают активное участие в функционировании

политической власти либо оказывают на нее опосредованное влияние.

Характерным для деятельности партий является их стремление объединить

различные социальные силы вокруг своих идеалов и программ, оказать

идеологическое воздействие на население, на формирование его политического

сознания.

Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты

реализации ее функций, которые, в свою очередь, способны развиваться,

воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. Если такие

изменения не происходят, то политическая деятельность формализуется,

догматизируется, что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой

политической системе. В условиях кризиса или войны функции политической

системы, как правило, реализуются не полностью. В современных

демократических странах политические системы стремятся к сохранению

равновесия в обществе. В этих целях осуществляют, по мере необходимости,

перемещение элементов в системе по их приоритетности, приспосабливая друг к

другу. Устанавливаются также прямые и обратные связи политической системы с

ее социальным окружением, что позволяет ей самосовершенствоваться и не

допускать социальных взрывов.

Однако совокупность структурных элементов и определение функций

политической системы сами по себе не характеризуют ее качество. Последнее

зависит от свойств самих элементов и характера их взаимосвязи и

взаимодействия, от особенностей конкретной политической системы, ее

природы, степени зрелости, стабильности, динамичности и т. д.

Сущность политической системы проявляется и в ее функциях.

. Функция политической социализации. Т.е. приобщение индивида к

политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам

политического поведения, лояльное отношение к институтам власти.

. Функция адаптации. Подготовка и отбор субъектов власти способных находить

наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их

обществу.

. Функция реагирования. Т.е. реагировать на сигналы, поступающие извне или

изнутри. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к

изменяющимся условиям.

. Экстракционная функция. Извлечение ресурсов из внешней и внутренней

среды.

. Дистрибутивная функция . Распределение ресурсов среди групп внутри

общества.

. Функция регуляции. Т.е. воздействие на общество. Это воздействие может

проявляться путем введения норм и правил, на основе которых

взаимодействуют индивиды, а также применение мер в отношении к

нарушителям.

В качестве общих моментов, объединяющих различные политические системы

как одно-порядковые явления, можно выделить следующие:

1.Существование и функционирование их лишь в рамках классового

общества, возникновение и развитие с появлением и развитием классов.

2. Охват каждой из них всего классового общества, существующего в

пределах той или иной страны.

3. Наличие у каждой из них политического характера, выступление данных

систем в качестве политических, а не экономических или каких-либо иных по

своему характеру образований.

4. Опора каждой политической системы общества на определенный тип

экономики, социальной структуры и идеологии.

5. Выступление в качестве структурных элементов любой политической

системы различных государственных, партийных и общественных организаций,

участвующих в политической жизни той или иной страны.

Таким образом, политическая система является сложной, многогранной

подсистемой общества. Ее оптимальное функционирование имеет исключительно

важное значение для жизнеспособности и нормального развития как общества в

целом, так и составляющих его социальных групп и индивидов.

Заключение.

В каждом конкретном обществе его политическая система и соответствующие

ей политические идеи, представления, политическое сознание не существуют

изолированно, как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как

совокупность важнейших политических институтов, возникающая и

функционирующая на основе определенных политических идей, политическая

система того или иного общества и соответствующие ей идеи непрерывно

взаимодействуют друг с другом, оказывают постоянное влияние, предполагают

друг друга.

Значимость знания и изучения политической системы состоит в том, что

именно в ней проходит стержень социальной, экономической и духовной жизни

общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли различных

общественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на разные

стороны жизни общества.

Использованная литература:

1. «Правознавство» под редакцией М.Настюка Львов 1995

2. «Основи правознавства» О.Михайленко Киев 1997

3. «Теория государства и права» О.Скакун, М.Подберезский Харьков 1996

4. «Основы государства и права» под ред. А.Васильева Одесса 1997.



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты