и лишь в незначительной части неписаными). Принятая в 1874 г. федеральная
Конституция основывается на либеральных ценностях. Поскольку права человека
при принятии Конституции были интегрированы во внутригосударственное право,
то со временем Верховный Суд Швейцарии отказал им в признании в качестве
неписаных основных прав. Основные права гарантируются во внутреннем праве
Конституцией федерации и законодательством кантонов. Это те права, на
которые распространяется судебная защита. Однако некоторые важные права не
названы в федеральной Конституции. В таком случае Федеральный суд иногда
признает неписаные основные права и таким образом ликвидирует пробелы в
Конституции.
Основные права, закрепленные в конституциях государств, базируются на
правах человека: они вбирают в себя содержащиеся в них личностное и
естественно-правовое начало. В качестве существенно нового элемента
выступает позитивно-правовая институализация. Государственно-правовое
признание и гарантированность означают большой прорыв в идее прав человека.
Заимствованные из постулатов и деклараций как права естественные, они
становятся правами в юридическом смысле.
Именно разрыв позитивизма с этими ценностями позволил широко
использовать его тоталитарным режимам, в частности Советскому государству,
которое решительно отвергало учение о естественных правах и всегда
выступало «благодетелем» по отношению к народу, получающему свои права и
свободы по милости всесильного государства. Конституция РК впервые в
истории отечественного правового развития признала, что «основные права и
свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч.2
ст.17). Вместе с тем, Конституция содержит позитивное закрепление широкого
перечня прав и свобод, и это идет в русле современной конституционной
практики. Признавая естественные неотчуждаемые права человека, законодатель
стремится закрепить их в основных конституционных правах и свободах и
обеспечить системой гарантий и механизмов защиты, также законодательно
регламентированных (конституционная, судебная, административная защита,
институт Уполномоченного по правам человека, парламентский контроль и
т.д.).
Выделение категории «основных прав» человека, отнюдь не означает
отнесения иных прав к «второсортным», менее значимым, требующим меньших
усилий государства по их обеспечению. Основные права и свободы составляют
стержень правового статуса индивида, в них коренятся возможности
возникновения других многочисленных прав, необходимых для нормальной
жизнедеятельности человека. Эти права очень важны для индивида, его
взаимодействия с другими людьми, с обществом и государством. От основного
права может отпочковаться значительное количество других прав индивида.
Например, ст.21 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что
каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной
непосредственно, либо через посредство свободно избранных представителей.
Это основное право порождает иные права: право на участие в самоуправлении,
право выдвигать своего кандидата на время избирательной кампании, право
требовать отчета у избранного депутата о выполнении им своих обязанностей,
право обращаться с запросом к депутату по какому-либо вопросу, связанному с
деятельностью последнего.
Часть 1 ст.22 Конституции РК закрепляет свободу и личную
неприкосновенность каждого. Это основное право порождает целую систему
прав, закрепленных в УК РК, ГК РК, Кодексе РК об административных
правонарушениях, УПК РК и других нормативных актах.
Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции
государства и важнейших международно-правовых актах, являются базой для
производных, не менее важных его прав.
Однако правам и свободам человека должны соответствовать и
определенные обязанности, без осуществления которых права и свободы
зависают, не будучи обеспечены должными действиями других лиц, организаций,
государства, от которых зависит нормальное функционирование этих прав и
свобод.
Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и
взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической
форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве
правовой статус индивида. Правовой статус индивида - одна из важнейших
политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной
структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности.
В условия классового антагонистического общества правовой статус
раскрывает положение личности как представителя определенного класса, ее
место в исторически конкретной системе производства, в политической
структуре общества. С установлением принципа равенства всех перед законом
возникает единый правовой статус. Различия в нем определяются положением
субъекта прав и обязанностей как человека, гражданина, иностранца, лица без
гражданства.
Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в
конституциях и иных нормативно-юридических актах (внутригосударственных и
международных). Права и обязанности - основной исходный элемент права.
В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты
поведения, которые государство считает обязательными, полезными,
целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но и
раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.
Взаимосвязи государства и личности требуют четкой урегулированности и
упорядоченности. Это обусловлено особой важностью такого рода отношений для
поддержания существующего строя, для его нормального функционирования.
Права и обязанности фиксируют сложную систему взаимосвязей государства и
личности, основанную на демократических принципах. Эти взаимосвязи и
отношения формируются в результате действия объективных закономерностей
общественного развития, которые обусловливают объем и характер прав и
обязанностей граждан. Юридические права и обязанности определяют важнейшие
параметры поведения индивида в структуре общественных связей общества.
Следует сразу подчеркнуть, что по своей юридической природе и системе
гарантий, права и свободы идентичны. Они очерчивают социальные возможности
человека в различных сферах, обеспечиваемые государством. Вместе с тем
анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода»
призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не
очерчивая конкретного его результата.
В то время как термин «право» определяет конкретные действия человека
(например, право участвовать в управлении делами государства, право
избирать и быть избранными). Однако четкое разграничение между правами и
свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с
четко определенными правомочиями также именуют свободами. Различие в
терминологии является скорее традиционным, сложившимся еще в XVIII-XIX вв.
Следует обратить внимание на проводимое в Конституции РК разграничение
основных прав и свобод, на права и свободы человека и гражданина. Такой
подход не является традиционным для нашего конституционного
законодательства, которое сводило положение человека только к его
взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получившего свои права в
«дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного. Устанавливая
различия между человеком и гражданином, новая Конституция РК
восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые были утверждены в
результате буржуазных революций и нашли свое воплощение в законодательных
актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство и свободу - в
Декларации независимости 1776 г., Билле о правах 1791 г. (США), Декларации
прав человека и гражданина 1789 г. (Франция).
В чем смысл этого разграничения, «раздвоения» человека? Оно
непосредственно вытекает из различения гражданского общества и государства,
преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только с
государством, сужение сферы его самоопределения. Человеку как таковому
отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его
индивидуальные интересы. Реализация такого интереса осуществляется в
гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, всей
сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека,
принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства
в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего
бы то ни было вмешательства. Таким образом, в гражданском обществе на
основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации
личности, обеспечения ее автономии и независимости от любого незаконного
вмешательства, т.е. для реализации частных интересов.
Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством
(сферу публичных интересов), в которой он рассчитывает не только на
ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное
содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его
особой правовой связи с государством - института гражданства (ст.6
Конституции РК).
Все статьи гл.2 «Права и свободы человека и гражданина»
последовательно проводят различение прав и свобод по указанному принципу.
Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах
человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право»,
«каждый может», «каждому гарантируется» и т.д. Использование таких
формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым
человеком, находящемся на территории Казахстана, независимо от того,
является ли он гражданином РК, иностранцем или лицом без гражданства.
Наряду с этим в ст.31-33 сформулированы права, принадлежащие только
гражданам РК. Это преимущественно политические права: право собраний,
митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства;
избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе;
право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Исключение
составляет ст.36, которая закрепляет социальное право частной собственности
на землю только за гражданами и их объединениями.
В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане
РК: защита Отечества (ст.59), возможность осуществления своих прав и
обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст.60). Только на граждан РК
распространяется запрет на высылку за пределы государства или выдачу
другому государству (ст.61), возможность иметь гражданство иностранного
государства - двойное гражданство (ст.52).
Государство закрепляет права индивида не произвольно; оно закрепляет
естественные права человека, а также набор прав, который обусловлен уровнем
экономического развития общества. Законодатель может закреплять только
такие права, для осуществления которых сформировались социально-
экономические и политические предпосылки, вытекающие из реальных
общественных отношений. Права личности - не «дар» законодателя, а
социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт
жизни. Законодатель не может искусственно «занижать» или «завышать» объем
прав и свобод; он связан принципами и нормами естественного права,
условиями социальных взаимосвязей людей.
Права индивида (субъективные права) всегда связаны с удовлетворением
его интересов в материальной и духовной сферах. Поэтому интерес выступает
естественной движущей силой правовых связей человека, он определяет его
отношение к использованию прав. Общество и государство далеко не нейтрально
относятся к тому, как человек реализует закрепленные в законодательстве
возможности; они заинтересованы в активности индивида, которая является
важным условием развития демократического общества.
Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан,
государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое
соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Поэтому
государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей,
устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.
Государство как носитель политической власти, располагает специальными
механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.
Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей -
это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении и
ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Свобода и
ответственность выражают объективную необходимость определенных эталонов
поведения и их выполнения в соответствии с интересами общества.
Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения
обязанностей и определяет последствия, связанные с ненадлежащим
использованием прав и свобод, противоречащим интересам общества и
государства, правам других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в
ст.29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности
перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие
личности».
Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими
людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по
отношению к согражданам. Поэтому обязанность - столь же важный и
необходимый элемент правового статуса индивида, как права и свободы. Они
связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга.
Такая зависимость создает нравственное взаимодействие между людьми. Статья
1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все люди рождаются
свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны
поступать в отношении друг друга в духе братства».
Основные принципы права
Источники права - это обстоятельства, питающие появление и действие
права.
Виды источников права:
социальные источники права - развивающиеся общественные отношения
(социальная обусловленность права);
государственные источники права - государство в лице его законодательных
органов;
юридические источники права - формы выражения, объективизации нормативной
государственной воли; неиндивидуализированные нормативно-правовые акты.
Естественное право - совокупность высших, постоянно действующих,
независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум,
справедливость, объективный порядок ценностей, не только являющихся
директивами для законодателя, но и действующих напрямую.
Позитивное (положительное) право - это право, выраженное в принятых
государством нормах.
Источник позитивного права - это форма выражения государственной воли,
направленной на признание факта существования права, на его формирование,
изменение и констатацию факта прекращения существования права определенного
содержания.
Правотворчество - это деятельность государственных органов (в случае
референдума - всего народа) должностных лиц по изданию, переработке и
отмене нормативно-правовых актов.
Государство - это единая политическая организация общества, которая
распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население,
располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные
для всех веления и обладает суверенитетом; источник содержания и
юридической силы позитивного права.
Государственный орган - это составная часть механизма государства,
имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго орпеделенные
полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически
взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими
единое целое.
Законодательные органы государства - органы, устанавливающие
общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить
в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной
власти.
Законодательный процесс - завершающая процесс формирования права
государственная деятельность, в результате которой определенные положения
возводятся через закон, через иные источники в юридические нормы.
Стадии законодательного процесса:
a) законодательная инициатива;
b) обсуждение законопроекта;
c) принятие закона;
d) опубликование (промульгация) закона.
Законодательная воля - одно из проявлений человеческой воли вообще.
Признаки законодательной воли:
a) носит специфический политико-правовой характер;
b) имеет своих носителей, которые обладают данной волей и реализуют ее
по поручению общества.
Носители законодательной воли - носители публично-властных правомочий;
специально уполномоченные обществом на осуществление законодательной
функции политически дееспособные лица.
Юридические источники права - внешняя форма права, означающая выражение
государственной воли вовне.
Любой нормативно-правовой акт есть носитель информации о позитивном
праве конкретной страны.
Правовой акт - акт, устанавливающий нормы права, вводящий их в
действие, изменяющий или отменяющий правила общего характера.
Нормативно-правовой акт - официальный письменный документ, исходящий от