Лекции по ТГП из МНЭПУ

человеческого порядка ( Ф. Аквинский ) . Агностический подход .

Естественное право – это воля бога , которая не может быть познана

человеком . Он вынужден обращаться к религиозным источникам , чтобы

писать свое право .

. Историческая школа права . Зарождалась в период зарождение буржуазии и

распада феодализма . Право – это ворожение народа , складывающиеся

подобно языку постоянно в ходе процесса , независимо от законов , а они

лишь фиксировали что сложилось в обществе , таким образом отрицая

программную роль правотворчества . В современных условиях школа утратила

свои позиции .

. Нормативизм . Разработана немецкими учеными в 19 веке . Право

рассматривается как система норм или правил поведения , то есть ,

сужается его значение .

. Социологическая Близкая к Естественному праву . Существует система норм

, которые повышенное внимание уделяют системе , характеру

правоотношений в обществе , которые возникли в результате правовых норм

.

. Психологическая теория . Право возникло , как внутренняя потребность

человека .

Признаки Права .

. Система норм или правил

. Право должно выражать идею справедливости и свободу действий .

. Нормы права установлены или санкционированы государством .

. Право явление системное . Это проявляется в том , что все нормы права

взаимно связаны , основаны на общих принципах и подходах .

. Право закрепляет наиболее значимые интересы и потребности граждан .

. Право действует на всей территории страны , правовые нормы обязательны

для всех категорий граждан , которых они касаются .

. Право определяет наиболее оптимальную меру свобода для каждого гражданина

, обеспечивая такое положение , когда проявление его личностной свободы

не ущемляет права и интересы других граждан .

. Право выступает как мера насилия допустимого над личностью в его

интересах , и интересах других граждан .

. Право – это равный масштаб по отношению к разным людям .

Право – есть система норм , которая исходит от государственных органов его

принудительной силой , выражает коренные интересы страны , или значительной

его части и выступают в качестве государственного регулятора общественных

отношений .

Типы права .

История права – это совокупность правовых систем обладающих объединенными

признаками и принадлежащих к одному экономическому базису ( формации )

подразделяются :

. Рабовладельческое право ( законы Ману , Хамоваты , Римское право )

. Феодальное право ( Сальвическое право , Русское право , Псковское

судебная грамота , соборное уложение )

. Право периода становления и уложения капитализма

. Социально ориентированное право , в капиталистических государствах с

высоко эффективной рыночной экономикой .

Формы и источники права .

Ленин В.И. Пути и способы возведения в закон воли господствующего класса .

Внешние формы устанавливают и закрепляют правовые нормы .

Виды источников Права

. Правовой обычай

. Прецедент

. Нормативно правовые акты

. Юридическая практика ( в буржуазных странах Англо Американской правовой

сист. )

. Юридические науки ( в буржуазных странах Англо Американской правовой

сист. )

Правовой обычай – сложившееся в обществе правило поведения , которое в силу

одобрения и охранение государством и государственной санкции придается

характер правовой нормы ( парламентский обычай )

Прецедент- решение государственного органа по конкретному делу , который

становится правилом по решению аналогичных дел . ( в административных ,

судебных и других видах , прецеденты различны )

Нормативно правовые акты – исходят от компетентных органов государственной

власти , обще обязательно , письменно оформлены с соблюдением всех процедур

, веления в которых устанавливаются , изменяются или отменяются правовые

нормы .

Нормативный договор –соглашение между несколькими государствами ,

международными организациями или иными субъектами права . ( международный

договор , федеративный )

Соотношение Государства и Права

Общие черты :

. Сходные исторические судьбы , возникшие в результате одних причин .

. Одно без другого не существует .

. Общая экономическая база .

. Уровень правовой культуры , национально политическая особенность

конкретного народа .

. Государство и право, свойственны только классовому обществу

. Государство и право, едины по своей социальной сущности.

Различие

. Государство – это орган ведущей политической партии , а право производная

от взаимоотношений государства и общества

. Государство возникает как орудие насилия , а право оправдывает это

насилие .

Лекция №4

Механизм , Аппарат Государства.

1. Понятие принципы , структура государственного аппарата .

2. Организация и деятельность органов государства

3. Характеристики основных органов государства .

Литература : Копейников 84 г. « Механизм социального Государства»

Государственный аппарат – это сложная система входящих в качестве

элемента в историческую концепцию типа общества , выступ его над системой.

В целях организации деятельности общества, Государство реализует ряд

внутренних и внешних функций, для реализации каждой из которых, действует

конкретная структура государственного аппарата , она в совокупности

составляет механизм государства.

Механизм государства – это совокупность государственных органов по

средством которых господствующий класс или большая социальная группа,

обеспечивает свое экономическое , политическое и идеологическое господство.

Признаки Государственного механизма

. Состоит из людей, специально занимающихся управлением

. Представляет собой сложную систему организаций и учреждений, которые

находятся в тесной взаимосвязи, при осуществлении своих непосредственных

властных функций.

. Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечение организации и

финансовых средств, а в необходимых случаях и принудительно

воздействовать

. призваны надежно, гарантировать и охранять интересы своих граждан

Базовые принципы построения организации

И деятельности государственного аппарата .

Принцип разделения властей

Принцип концентрации власти и их преобладание в жестких административных

структурах государственного управления.

Принцип идеологизации власти. В государстве реальная власть

сконцентрирована у руководителя кокой либо общественной организации,

партии или религиозной организации.

1. Принцип преобладания представительной власти.

Виды классификации государственного органа.

1. По территориальному признаку

. Центральные

. Местные

2. По субъекту формирования

. Представительные (формируются путем выборов)

. Формируются иным государственными органами

3. По характеру компетенции

. Общей компетенции

. Специальной компетенции

4. По порядку государственных полномочий

. Коллегиальные

. Единоличные

5. По формам деятельности

. Законодательные

. Исполнительные

. Контрольные

. Надзорные

. Судебные

Общая характеристика системы государственных органов.

1. Система государственных органов представляет собой совокупность

взаимосвязанных структур, законодательной, судебной, исполнительной,

надзорной органов.

2. В зависимости от организации и специфики организации хозяйства в

конкретной стране, происходит перераспределение власти между различными

структурами государственного аппарата.

3. Всем государственным органам присуще обладающими властными полномочиями.

. Проявляющиеся в том, что они в праве издавать юридические акты,

принимать управленческие решения, давать распоряжения от имени

государства.

. Государственные органы, обладая правом и возможностью обеспечивать их

силой государственного принуждения.

4. Все органы государственного аппарата действуют в рамках закона.

Признаки государственных органов.

1. Наделены властными полномочиями

2. Обладают внутренней структурой, устройством

3. Образуются в установленным государством порядке

4. Действуют в определенных формах и в пределах, установленных нормами

процессуального права.

5. Состоят из коллектива людей, редко их одного лица.

6. Осуществляет функции государства.

Представительные органы государственной власти.

К числу представительных органов относятся: законодательные, местные органы

власти и самоуправления. Они формируются путем избрания населения страны,

действуют от их имени и ответственны перед ними.

Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы

государства, законодательные органы занимают главенственное положение в

механизме государства. Она устанавливает обще обязательные требование,

которые исполнительная власть должна проводить в жизнь, и которые служат

законной основой для судебного и прочего законодательства.

В Демократическом государстве высший орган это парламент. Парламент может

иметь 2 палатную и 1 палатную структуру. ( нижнюю и верхнюю )

Одно палатные парламенты существуют главным образом в странах с

относительно однородным национальным составом населения или небольших

территориальных размерах.

Полномочия парламента

1. Осуществляет контроль над использованием власти

2. Финансовые полномочия, принимает государственный бюджет.

Контроль парламента над исполнительной властью выражается :

1. Участие в назначении различных должностных лиц, составляющих

исполнительную власть.

2. В некоторых странах назначает главу государства ( парламентская

республика).

В государствах с классическим президентским правлением (США) парламент

принимает лишь косвенное участие в избрании президента.

Местные органы государственной власти .

Эти государственные органы имеют представительный характер и действуют в

пределах соответствующих административно территориальных единиц, местные

представительные органы ( местные органы самоуправления) избираются

непосредственно населением административно территориальных единиц, им

подведомственны в пределах установленной территории. ( предприятия, бюджет,

благоустройство, транспорт, водоснабжение, образование, здравоохранение) (

короче все местное)

Исполнения распоряжений органов государственной власти.

Глава Государства.

В подавляющем большинстве стран, глава государства выступает носителем

высшей исполнительной власти.

В конституционной монархии, главой государства, формально считается монарх.

В странах с республиканским правлением , главой государства является

президент.

Полномочия президента

1. Президент принимает иностранные дипломатические представителей,

назначает послов.

2. Ратифицирует международные договоры и соглашения.

3. Является главнокомандующим вооруженными силами страны.

В ряде стран:

4. Распустить парламент.

5. Прервать сессию или отложить созыв.

Наиболее широкие властные полномочия обладает президент в президентской

республике.

В парламентской республике роль президента скромнее. Являясь главой

государства, он лишь формально представляет высшую исполнительную власть,

т.к. реально ее осуществляет глава правительства.

Правительство.

Это высший исполнительный и распорядительный орган власти, которая

непосредственно осуществляет управление страной. Возглавляемая главой

правительства, в состав правительства входят члены правительства

возглавляющие центральные ведомства ( министерства, департаменты), а также

входят заместители главы правительства и помощники министров.

Правительства бывают:

. Коалиционные ( в их состав входят 2 или более партии)

. Однопартийные ( только одна партия)

Управление на местах, исполнительная власть, осуществляет само выборными

органами, либо назначенными центральной властью лицами, или и теми и теми

при строгом разграничении их компетенции.

Судебные органы государственной власти.

Fuck Суд-это государственный орган осуществляющий правосудие в форме

разрешения уголовных, гражданских и административных дел, в установленном

законе данного государства процессуальном порядке. В системе

государственной власти, судебная власть выступает главным управленческим

механизмом, позволяющим эффективно направлять действующий закон и

исполнительную власть в правовые рамки.

Система суда включает в себя различные специфические судебные

учреждения:

. Гражданский

. Административный

. Военный

. Транспортный

. И иные суды

Будучи независимыми, от других ветвей власти, суд опирается только на закон

и только ему подчиняется.

Прокуратура

Функции заключаются в надзоре за соблюдением законов, расследовании

преступлений, санкционировании арестов, выступать в судах в качестве

государственного обвинителя.

По осуществлению судебной власти, прокуратура играет пассивную роль.

Однако, ее роль необходима для поддержания режима законности в правовом

государстве.

Функции государства.

1. Понятие функции государства и их классификация

2. Внешние и внутренние функции государства.

Функции государства можно определить как основные направления его

деятельности по управлению обществом, включая механизм воздействия на

общественные отношения.

Существуют признаки функций государства.

1. Устойчиво сложившиеся предметы деятельности государства в той или иной

сфере общественной жизни.

2. Непосредственная связь между сущностью государства и его социальным

назначением, которая реализуется посредством соответствующей функции.

3. Направление функций государство на выполнение конкретных задач и

достижение тех, или иных целей, которые встают на каждом историческом

этапе развития общества.

4. Реализация функций осуществляется в определенных формах и особыми

методами, присущими государственной власти.

В различные исторические периоды приобретает значение те или иные задачи,

цели государства, а следовательно различные его функции.

Общие черты функций государства.

1. Основная масса функций присутствует в том или ином виде в любом

государстве, независимо от формации.

2. Каждая из функций присущая любому государству, независимо от формы

правления и формы государства.

Организация правового механизма функций государства.

1. Объект функции- это совокупность общественных отношений обладающих

определенной спецификой, на которую нацелено воздействие государства в

виде своих органов.

2. Субъект функции – совокупность государственных органов, в компетенцию

которых входит воздействие на конкретную область общественных отношений.

3. Нормативно правовая база функций- это совокупность законов и подзаконных

нормативно правовых актов, на основе и восполнение которых действует

группа государственных органов реализуя ту, или иную функцию государства.

Методы осуществления функций государства.

1. Правовые

. Правотворческая деятельность

. Оперативно ________

. Правоохранительная деятельность

2. Организационные

. Организация регламентирующей деятельности

. Текущая организационная работа государственных учреждений

. Организационная идеологическая деятельность, разъяснительная

пропагандистская работа.

. Организация экологической деятельности, текущая хозяйственная работа.

Соотношение функций государственных органов и функций государства.

1. Функции государственных органов в отличии от функций государства, не

могут непосредственно выражать сущность конкретного государства. Функция

государственных органов- раскрывается конкретной деятельностью каждого

отдельного звена государственного аппарата в пределах его компетенции.

Функции государственных органов, это и конкретные цели и полномочия.

2. Функции государства – это политически-философское понятие. Они

объективны по своему характеру и не зависят от воли людей, т.е. функции

государственных органов- понятие юридическое, и их содержание не вполне

объективно. Оно зависит от проявление интеллекта и воли руководителя этих

органов и других должностных лиц.

3. Функции государственных органов подчиняются функциям государства их

целям и требованиям.

Классификация функций.

Классификация- это разделение функций государства на устойчивые группы, в

зависимости от избранного критерия разграничения.

1. По сферам деятельности

. Внутренние – это функции, реализуемые государственным аппаратом на своей

территории.

. Внешние- реализуемые государством в отдельных случаях вне своих пределов,

всегда во взаимодействии, либо конфедерации с иными государствами, либо

другими субъектами международного права.

2. По продолжительности действия

. Постоянные

. Исторически временные

3. По социальной значимости

. Основные

. Второстепенные

4. По структуре

. Однородные

. Собирательные

Внутренние функции.

Правоохранительная функция. Это функция охраны общественных отношений,

направленных на охрану этих отношений правовыми средствами, в результате

которых реализуются юридическая ответственность, обеспечивается

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты