Профессиональный кодекс библиографа и его становление в России

юридических прав библиотекарей, попытки улучшить условия их работы и быта

встречали противодействие со стороны профсоюзов. Уполномоченные решать

некоторые организационно-административные вопросы, бибобъединения

фактически были лишены самостоятельного статуса и официальных полномочий.

Наибольшего успеха они достигли в профессиональном просвещении

библиотекарей. Предложенная объединениями децентрализованная система

повышения квалификации имела следующие черты:

-повсеместность;

-всеобщий охват;

-непрерывность.

Основной причиной, которая затруднила дальнейшее развитие библиотечных

объединений как общественных, профессиональных организаций (точнее –

сделало это невозможным) и привела к их трансформации в методические

органы, на наш взгляд, является строгая регламентация их деятельности,

контроль со стороны органов управления библиотечным делом. Требование

унификации форм, методов работы, организационных структур и планов

сковывала творческую активность, инициативу библиотекарей. В построении и

руководстве работой объединений фактически отсутствовали демократические

начала. Объединения не имели самостоятельного статуса, юридических прав и

материальной база для реализации задач по управлению библиотечным делом.

Недостаточно четко была определена функциональная направленность

деятельности библиотечных объединений, что влекло за собой дублирование ими

отдельных функций органов политпросвета и профсоюзов.

2. Профессиональный кодекс библиографии

2.1. Предпосылки появления кодекса

Заседание секции по библиографии состоялось 23 мая 1999 года, на нем

присутствовали представители 20 библиотек федерального и регионального

уровней и других учреждений культуры Российской Федерации. Заседание вели

зав. сектором Отдела библиографии РГБ Р.Е. Бенева и ведущий научный

сотрудник этого же отдела Г.Л. Левин. [28, с. 50-56]

Были рассмотрены следующие вопросы:

1. Обсуждено и принято Положения о Секции библиографии.

2. Утвержден План работы Секции на 2001-2002 год.

3. Состоялось избрание Постоянного комитета Секции.

Затем были заслушаны выступления членов Секции.

Во вступительном слове Р.Е. Бенева подчеркнула, что давно назрела

необходимость профессиональной консолидации библиографов. Работа секции

библиографии РБА дает возможности всем российским библиографам сблизить

свои позиции и помочь коллегам в нелегкой работе особенно в наше сложное

время. Именно в целях профессиональной консолидации группа представителей

РНБ, РГБ, РКП и других российских библиотек обратилась с просьбой в Совет

РБА, и 1 ноября 2000 г., рассмотрев заявление инициативной группы, Совет

принял решение о создании Секции библиографии РБА.

Основные задачи и направления работы Секции отражены в Положении,

которое должно отвечать потребностям специалистов-библиографов.

В результате обстоятельного, подробного обсуждения было принято Положение о

Секции библиографии, в котором указывается, что основная цель Секции =

содействие совершенствованию библиографической деятельности библиотек

Российской Федерации и развитию отечественного библиографоведения.

Основные задачи и направления Секции:

координация деятельности российских библиотек и других учреждений,

занимающихся созданием и использованием библиографической информации, в

целях удовлетворения современных информационно-библиографических

потребностей общества;

содействие решению задач национального библиографического учета;

содействие формированию и оптимальному использованию информационно-

библиографических ресурсов страны на основе внедрения компьютерно-сетевой

технологии, мониторинга информационно-библиографического обеспечения;

разработка и внедрение новых форм распространения знаний средствами

библиографии;

содействие развитию библиографии;

инициирование научных исследований по проблемам библиографоведения;

организация профессионального взаимодействия специалистов-библиографов на

российском и международном уровне;

содействие профессиональной подготовке и переподготовке библиографов и

развитие системы непрерывного образования в области библиографии;

развитие рекламы библиографической продукции и услуг.

Содержание деятельности Секции направлено на решение ее задач, в

соответствии с которыми Секция:

инициирует разработку нормативных документов, предложений и рекомендаций

органам руководства;

участвует в обсуждении и экспертизе стандартов и проектов стандартов и

других нормативных документов, регламентирующих библиографическую

деятельность в России и на международном уровне;

организует и проводит дискуссии, конференции, совещания-семинары,

симпозиумы, специализированные заседания и другие мероприятия с обсуждением

наиболее актуальных вопросов библиографической деятельности и

библиографоведения;

участвует в работе конкурсных и экспертных комиссий, дает заключения,

отзывы, рецензии на научные работы, справочные и библиографические издания,

учебные программы, учебную литературу для системы библиографического

образования и просвещения; представляет и предлагает работы и выдвигает

специалистов для участия в профессиональных конкурсах, олимпиадах, смотрах;

проводит сбор и обработку информации и статистических данных по тематике,

связанной с ее работой, дает рекомендации и консультации по теоретическим и

практическим вопросам библиографической деятельности;

участвует в работе специализированных методических и координационных

органов (советов, комиссий), образованных министерствами, ведомствами,

библиотеками и высшими учебными заведениями, представляя в них от имени

Российской библиотечной ассоциации согласованную позицию библиотечной

общественности. [28, с. 59]

План работы Секции был принят единогласно, он включает следующие

пункты:

1. Проведение исследования «Библиографическая деятельность российских

библиотек» на 2001-2002 гг. запланирован первый этап, касающийся

библиографической деятельности национальных библиотек РНБ и РГБ.

2. Разработка национальной Программы по ретроспективной национальной

библиографии РФ и Положения о ретроспективной национальной

библиографии субъектов РФ.

3. Участие в разработке стандартов и правил по библиографическому

описанию документов.

4. Проведение Всероссийской конференции по научно-вспомогательной

библиографии (библиографии в помощь информационному обеспечению

научных исследований) (Москва, РГБ, ноябрь 2001 г.).

В перспективе планируется доработка, обсуждение и принятие

профессионального кодекса библиографа.

2.2. Профессиональная этика. Разработка "Кодекса российского библиотекаря"

Инициатива обращения к идее создания "Кодекса этики российского

библиотекаря" принадлежит Московской библиотечной ассоциации (МБА). В 1993

г. была проведена конференция по проблеме "Профессиональное сознание

библиотекарей", которая выявила потребность более глубокой разработки

данной проблемы. В 1995 г. был проведен семинар "Профессиональная этика и

этикет библиотекаря" (МБА); в 1996 г. - семинар "Профессиональные ценности

библиотекаря как основа его профессиональной этики" (РБА, МБА). В МБА был

создан дискуссионный клуб по проблемам библиотечной этики, а в рамках

Российской библиотечной ассоциации - Круглый стол "Общение и

профессиональная этика библиотекаря". [11, с. 2-3]

Работа над "Кодексом" потребовала, прежде всего, изучить уже имеющиеся

наработки: в области библиотечного дела за рубежом; в других

профессиональных сферах, а также изучить специфику профессионального

сознания и представления об этических и этикетных нормах российских

библиотекарей.

В этой связи создатель опирались, прежде всего, на опыт тех стран, где

подобного рода документы существуют весьма давно. Так, подробно была

изучена ситуация во Франции, Германии, Великобритании и, особенно, в США,

где проблема разработки кодекса профессиональной этики библиотекарей

впервые была поставлена уже в 1900-е годы. Впоследствии этот вопрос

рассматривался ALA (Американской библиотечной ассоциацией) в 1929, 1938,

1975, 1981 и 1995 годах. Каждая редакция этического кодекса отражает

современную ей действительность, положение библиотечной профессии в

социуме, а также ситуацию, складывающуюся внутри профессии. Анализ этих

документов показывает, что библиотекари все больше и больше осознавали свою

профессиональную миссию, свою ответственность за развитие личности, за

доступность знания, образования и т. п. Разработчики американского

этического кодекса опирались на ряд важнейших документов, определяющих в

целом положение библиотек в стране. Это, прежде всего "Билль о правах

библиотек" (принят в 1961 г., уточнен в 1972 и 1980 гг.), и "Постановление

о свободе чтения" (первая редакция - в 1953 г., уточнено в 1972),

"Заявление о профессиональной этике" (1981 г.). [26, с. 41-46]

Перевод и анализ этих документов позволил осмыслить весь путь

американских коллег, выявить сущность основных этапов разработки кодекса

этики библиотекаря в США. Чрезвычайно полезным оказался семинар "Основы

этики в библиотечном деле", организованный ALA и IREX для российских

библиотекарей и прошедший в январе 1997 г. во ВГБИЛ. С американской стороны

на нем присутствовали такие известные в библиотечном мире специалисты, как

Марианна Тэкс Чолдин, директор Мортенсонского Центра Международных

библиотечных программ Иллинойского университета в г. Урбана-Шампейн и Кэрол

Эриксон, директор Международного отдела ALA. Вступительное слово на этом

семинаре сделал Эдуард Кулаковский, заместитель атташе по вопросам культуры

Информационного агенства США (USIS). Со своими впечатлениями об

американских библиотеках, об их роли в создании атмосферы интеллектуальной

свободы в обществе, говорила российские специалисты, побывавшые на

стажировке в Америке.

Трудно переоценить также значение для разработчиков проекта

российского "Кодекса" пакета документов Библиотечной ассоциации

Великобритании, присланных английскими коллегами по просьбе Секретариата

РБА: "Кодекса профессиональной этики Библиотечной ассоциации с пояснениями"

(2-я редакция, 1996) и др. Важную роль в уточнении позиции рабочей группы

сыграл "Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках" (принят в 1972 г.,

последняя редакция в 1994 г.). Этот документ международного звучания

рассматривают публичную библиотеку как оплот и достижение демократии, как

гарант равных возможностей образования, интеллектуальной свободы и т. д.

Глубоко была изучена деятельность других, в какой-то мере близких нам по

роду своей деятельности, профессиональных сообществ по разработке

аналогичных документов. [27, с. 134-136]

Так, были проанализированы "Кодекс профессиональной этики врача" (в

том числе и принятый в 1948 г. в США "Кодекс Американской медицинской

ассоциации"); "Кодекс профессиональной этики российского журналиста";

"Кодекс профессиональной этики", принятый специалистами, занятыми

межкультурной коммуникацией, проект " Профессионального кодекса библиографа

" и др.

Изучение всех этих документов позволило понять принципы их разработки,

очертить круг аспектов, который закладывается в "Кодекс" и т. п.

Понадобились нам и консультации юристов, для уточнения особенностей самого

"жанра" документа. Конечно, разработка "Кодекса этики российского

библиотекаря" потребовала не только знания зарубежного и

инопрофессионального опыта, но и глубокого представления о своей

сегодняшней действительности, а также теоретической проработки этого

вопроса. Это было сделано на упоминавшихся уже семинарах и конференции. В

их ходе были проанализированы такие понятия, как "профессиональные ценности

библиотекаря", "этические нормы", "соотношение профессиональных ценностей с

фундаментальными"; определен механизм возникновения этического конфликта на

профессиональной почве, проанализированы реальные ситуации и др. К

разработке проблемы были привлечены не только библиотекари - практики и

библиотековеды, но и специалисты высокого уровня из других областей:

философии (доктор философских наук Ю. А. Шрейдер), психологии (доктор

психологических наук Е. А. Яблокова, кандидат психологических наук И. Г.

Марасанов) и другие. Это позволило осмыслить проблему глубоко, на высоком

научном уровне.

В результате такого комплексного анализа определились основные "поля"

"Кодекса", т. е. те сферы библиотечного общения, которые будут им

регламентироваться. Это:

- отношения руководителя библиотеки с властью (высшими органами);

- отношения руководителя библиотеки с руководителями других библиотек;

- отношения руководителя библиотеки с персоналом;

- отношения библиотекаря с публикой (пользователями);

- отношения библиотекарей друг с другом как в конкретной библиотеке, так и

в профессиональных объединениях различного рода. [27, с. 137-140]

Понятно, что изменения, происшедшие в жизни, взглядах на отношения

людей в целом, и личности и государства, в частности, заставляют многое

осмыслить заново, переоценить многие постулаты, казавшиеся много лет

незыблемыми. Работа над "Кодексом профессиональной этики российского

библиотекаря" только начинается. Можно видеть свою задачу в широком

ознакомлении библиотечного сообщества с основными этапами деятельности

нашей рабочей группы, а затем, конечно, в организации широкого обсуждения

первой редакции текста "Кодекса", документа, который, как нам кажется,

будет иметь не только профессиональное, но и огромное общесоциальное

значение.

Такие обсуждения уже идут. Так, на Областной научно-практической

конференции, проходившей в Тюмени в декабре 1996 г., выступление,

посвященное проблеме разработки "Кодекса" вызвало большой интерес. В январе

1997 г. прошла серия встреч членов рабочей группы с библиотечной

общественностью Москвы с целью привлечь внимание специалистов к этой

проблеме. Подготовлены и сданы в различные органы профессиональной печати

ряд публикаций.

2.3. Проект кодекса профессиональной этики российского библиотекаря и

комментарии к нему

Первый вариант "Кодекса профессиональной этики российского

библиотекаря" и сопутствующих ему документов мы представляем на обсуждение

российского библиотечного профессионального сообщества.

Профессиональная среда, как и любое другое сообщество, нуждается в

этической регламентации своих внутренних взаимоотношений и связей с внешним

миром. Разработка профессиональных этических норм есть показатель

свободного развития профессии и зрелости профессионального сознания.

На протяжении долгих лет профессиональное сознание российского

библиотекаря испытывало сильнейшее воздействие тоталитарного государства.

Как внешнее (отношения с властями), так и внутреннее (отношения с

пользователями и коллегами) профессиональное пространство было жестко

определено рамками идеологии, что делало неактуальной задачу разработки

этических норм и создание кодекса профессиональной этики библиотекаря -

документа, принятого библиотечными сообществами многих стран еще в начале

двадцатого века. [11, с. 2-3]

Изменения, происшедшие в России в последние десятилетия, стремление

построить открытое демократическое общество, а также глубокое внедрение

новых технологий во все стороны российской жизни выдвинули на первый план

такие ценности, как свободное духовное развитие личности; интеллектуальная

свобода; свободный доступ к информации. Эти положения непосредственно

относятся к сути библиотечной профессии как профессии в значительной мере

ответственной за распространение информации в обществе. Они должны быть

признаны библиотекарями не только в качестве общечеловеческих, но

профессиональных ценностей.

Однако эти ценности были неоднозначно восприняты в российском

библиотечном сообществе, долгие годы существовавшим в условиях цензуры,

которая способствовала деформации профессионального сознания. Несовпадение

ценностей профессионалов порождает разногласия по вопросам профессиональной

этики.

В этих условиях библиотекари как профессиональная группа оказались

перед необходимостью заново осмыслить миссию библиотеки как социального

института, в существенной мере отвечающего (через подбор, организацию

хранения и распространение информации) за свободу потока информации и

доступа к ней в настоящем и будущем, и, в конечном счете - за свободное

развитие мысли в России.

Сегодня библиотечное сообщество России реально ощутило потребность в

регламентации отношений с властями, пользователями, коллегами, т.е.- в

создании "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря",

документа, который защитит достоинство профессионала и не даст возможности

использования библиотеки как инструмента идеологического воздействия, как

это было в прошлом.

"Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря" отражает

перемены в профессиональном сознании российского библиотекаря и отвечает

современному характеру профессии, состоянию ее развития и социального и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты