Дистанция электроснабжения
1. Дистанция электроснабжения как обособленное структурное подразделение службы электрификации и электроснабжения железной дороги
Дистанция электроснабжения (ЭЛС) осуществляет свою производственно-финансовую деятельность, руководствуясь законами «О железнодорожном транспорте», «О предприятии», другими законодательными актами и развивающими их указаниями «Укржелдора», дороги и службы Э.
Дистанция ЭЛС должна обеспечить бесперебойное и надежное питание всех потребителей электроэнергией, а также обеспечения нормального функционирования всех объектов и устройств ЭЛС в пределах обслуживаемого участка.
Основные направления деятельности дистанции:
обеспечение надежной и экономичной работы всех устройств и оборудования, находящихся на балансе дистанции, осуществление мер по предупреждению отказов, браков в работе и аварий на объектах ЭЛС при неуклонном выполнении ПТЭ железных дорог и требований ПТБ;
контроль за экономичным расходованием электроэнергии и соблюдением правил эксплуатации электротехнических установок на предприятиях и организациях железной дороги в районе деятельности дистанции;
обеспечение безопасности движения поездов и охраны труда работников;
систематическое развитие и совершенствование техники итехнологии на объектах системы ЭЛС, укрепление своей материальной базы, развитие социальной сферы;
содержание в надлежащем состоянии зданий и технических средств;
оказание платных услуг населению и производство товаров народного потребления;
создание подсобных сельскохозяйственных подразделений;
перевозка грунтов и пассажиров автотранспортом, как для собственных нужд, так и для других предприятий и населения;
осуществление других видов деятельности, не запрещенных законодательством Украины, в том числе и таких, которые требуют специального разрешения и лицензии.
1.1 Юридический статус дистанции ЭЛС
Дистанция ЭЛС (ЭЧ) - обособленное структурное подразделение железной дороги, которое входит в состав службы электрификации и электроснабжения, ведет самостоятельный баланс, имеет субсчет в банке, штампы, печать, бланки, но не является юридическим лицом.
Дистанция осуществляет свою деятельность по смете эксплуатационных расходов, утверждаемой службой Э, без образования финансового результата.
Доходы от подсобно-вспомогательной дистанции поступают на ее счет.
ЭЧ может заключать хозяйственные договора, получать и реализовывать по доверенности дороги имущественные и неимущественные права, выступать в роли истца (ответчика) в судебных органах по поручению начальника дороги.
Имущество ЭЧ состоит из выделенных ей дорогой на правах хозяйственного ведения основных фондов и оборотных средств, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе дистанции.
Управление дистанцией электроснабжения осуществляет ее начальник. Он самостоятельно решает вопросы деятельности подразделения в соответствии с положением об ЭЧ, приказами и указаниями Укрзализныци, дороги и службы Э; несет полную ответственность за деятельность ЭЧ; действует по доверенности от имени дороги и представляет ее во всех учреждениях и организациях; распоряжается средствами и имуществом в соответствии с настоящим положением и действующим законодательством; открывает субсчет в учреждении банка; самостоятельно решает вопрос подбора и расстановки кадров; заключает коллективный договор с трудовым коллективом и несет ответственность за его выполнение.
Полномочия трудового коллектива дистанции реализуются общим собранием и через выборочный орган - профсоюзный комитет.
1.2 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности дистанции электроснабжения
На электрифицированных линиях ЭЧ размещают на сети дорог в среднем через каждые 150-200 км. На них возлагается техническое и хозяйственное обслуживание тяговых подстанций контактной сети, электрических станций и понижающих подстанций, наружных электрических сетей высокого и низкого напряжения, линий продольного электроснабжения, электросетей наружного освещения, включая светильники и прожекторы.
Они обслуживают и ремонтируют внутренние электросети, электропроводки, электрооборудование и осветительные установки в производственных и коммунальных зданиях железных дорог на перегонах и станциях.
Дистанции ЭЛС производят ремонт трансформаторов и подключающих устройств для питания путейских электросетей и ЛЭП продольного электроснабжения; осуществляют технический контроль за электрохозяйством заводов «Укрзализпрома», дорожных мастерских, локомотивных и вагонных депо, а также внеклассных и первого класса вокзалов (имеющий свой штат электриков); обеспечивают электроэнергией пристанционные поселки, которые расположены вблизи небольших станций; проверяют техническое состояние электроустановок железнодорожных потребителей электротяги, контролируют соблюдение установленных ими лимитов и режимов пользования электроэнергией, утвержденных норм расхода электроэнергии, мер по ее экономии и снижению коэффициента реактивной мощности. От электроустановок железных дорог получают электроэнергию и многие крупные потребители прилегающих районов. ЭЧ рассчитывает их за потребленную электроэнергию, принимает технические меры по обеспечению надежного электроснабжению, организует необходимые переключения для ремонтных работ, контролирует электропотребление и нагрузку.
Помимо этого, дистанция электроснабжения разрабатывает и осуществляет меры по внедрению передовых методов труда, подбору, обучению и воспитанию кадров, по укреплению трудовой дисциплины, ведут контроль за соблюдением трудового законодательства, правил охраны труда и техники безопасности, а также правил и норм технической эксплуатации.
ЭЧ - солидное многофункциональное электропредприятие с общим штатом 300-400 человек. Структурная схема дистанции электроснабжения представлена на рис.1.1.
Основными линейными подразделениями дистанции ЭЛС являются тяговые подстанции и районы контактной сети. Важнейшими общими для ЭЧ подразделениями являются ремонтно-ревезионные участки (РРУ), механические мастерские и монтажный участок.
1.3 Основные направления деятельности ремонтно-ревизионных участков
РРУ предназначен для обслуживания тяговых подстанций и других объектов системы ЭЛС специализированными ремонтными бригадами различного профиля.
РРУ осуществляет планово-предупредительные и восстановительные ремонты оборудования (ППР - в основном, капитальный ремонт и профилактические испытания), проводит единую техническую политику повышения надежности устройств электроснабжения, внедряет передовые методы и научную организацию труда, организует наиболее рациональное использование оборудования, добиваясь в конечном итоге бесперебойной работы устройств электроснабжения, снижения стоимости обслуживания и повышения производительности труда.
Начальник РРУ планирует и организует работы по ТО и ремонту, по монтажу нового оборудования и его наладке. Он обеспечивает безопасные условия труда бригад участка, организует техническое обучение, инструктаж и периодические проверки знаний работников. Являясь на ЭЧ специалистом высшей категории, он лично руководит наиболее сложными работами, участвует в разработке мероприятий по повышению надежности устройств электроснабжения, совершенствованию технологии их ТО и ремонта.
Начальник РРУ обязан постоянно следить за правильным ведением документации, отвечает за своевременное обеспечение участка необходимыми материалами, запчастями, защитными средствами, инструментом, приспособлениями и организует их хранение и экономное расходование.
В состав производственной структуры РРУ входят старший электромеханик, старший инженер и бригады, которые подчиняются начальнику РРУ. Основные виды работ, которые выполняются РРУ и распределяются по бригадам, следующие:
бригада масляного хозяйства - текущий и капитальный ремонт маслонаполненной аппаратуры, вакуумных и воздушных выключателей, профилактические испытания и сушка трансформаторного масла;
бригада релейной защиты (РЗ) - проверки (полная и частичная), испытания и ремонт устройств релейной защиты тяговых подстанций, постов секционирования, ППС и ТП районов электроснабжения;
бригада по телеуправлению (ТУ) - осмотр, текущий ремонт и профилактические испытания устройств телемеханики диспетчерских и контролируемых пунктов;
бригада по дистанционному управлению (ДУ) - осмотр, текущий ремонт и профилактические испытания дистанционного управления;
бригада преобразовательных агрегатов - текущий и капитальный ремонты, профилактические испытания полупроводниковых выпрямителей, инверторов, сглаживающих устройств тяговых подстанций постоянного тока;
бригада быстродействующих выключателей (БВ) - текущий и капитальный ремонты, профилактические испытания быстродействующих выключателей постоянного тока тяговых подстанций, ПС и ППС, пунктов группировки (ПГ), пунктов отопления вагонов (ПОВ);
бригада высоковольтных испытаний и кабельного хозяйства -профилактические испытания распределительных устройств, шинных мостов, кабельных линий, отыскание повреждений и ремонт кабелей, испытания защитных средств и монтажных приспособлений;
бригада контрольно-измерительных приборов (КИП) - ремонт, проверка и контроль за состоянием измерительных приборов, проверка цепей учета электроэнергии, ремонт и госпроверка электросчетчиков;
бригада коррозии - профилактические испытания заземляющих устройств, защита от электрокоррозии устройств ЭЛС, соединение проводов методом взрыва;
бригада аккумуляторного хозяйства - обслуживание аккумуляторных батарей тяговых подстанций, аккумуляторов автомобилей и моторельсового транспорта;
бригада по радиосвязи (С) - ремонт радиоаппаратуры (переносных и стационарных радиостанций, применяемых на дистанциях электроснабжения).
Штат РРУ 10-15 человек.
1.4 Тяговые подстанции как основное линейное подразделение ЭЧ
Тяговая подстанция является одним из основных объектов системы ЭЛС. Это сложная техническая система, состоящая из более, чем 20 принципиально различных групп оборудования, аппаратов и других электротехнических устройств.
Основными производственными технологическими процессами на тяговой подстанции являются:
прием, преобразование и распределение электроэнергии;
техническое обслуживание и ремонт устройств, обеспечивающих нормальное электроснабжение.
Вспомогательные производственные процессы:
эксплуатация, ТО и ремонт вспомогательного оборудования и устройств - отопление, сантехника и т.д.;
ремонт и поддержание в надлежащем состоянии здания и территории ОРУ и т.д.;
изготовление, ремонт и восстановление инструмента, приспособлений, защитных средств и т.д.
К обслуживающим производственным процессам на ТП относят:
транспортировка из ЭЧ на подстанцию необходимого оборудования, запчастей и материалов;
внутриподстанционные перемещения оборудования, приспособлений, испытательной аппаратуры и т.д.;
доставка бригады и всего необходимого для работы на ПС и ППС.
1.4.1 Организация эксплуатации
Как упоминалось ранее, тяговые подстанции и закрепленные за ней ПС и ППС являются подразделениями ЭЧ.
Метод оперативного обслуживания подстанции зависит от ее роли в общей системе электроснабжения, степени автоматизации, наличия телеуправления, удаленности жилья обслуживающего персонала и т.д. (рис.1.2.).
Он устанавливается конкретно для каждой подстанции специальным распоряжением начальника службы Э.
При круглосуточном дежурстве оперативного персонала на подстанции в смене работают 1 электромеханик, в случае дежурства в 2 лица ему помогает электромонтер (реже электромеханик).
Они обеспечивают контроль состояния оборудования, режима работы подстанции, регулируя его в необходимых случаях, а также производят оперативные переключения, допускают к работе ремонтные бригады и ведут необходимую эксплуатационную документацию.
Техническое обслуживание и ремонт выполняет ремонтный персонал подстанции - бригада электромонтеров и специализированная бригада РРУ. В случае дежурства в 2 лица один может принять участие в ремонтных работах.
При дежурстве оперативного персонала на дому дежурный электромеханик в свою смену в основном находится дома (особенно ночью) - пассивное время. При производстве оперативных переключений, в период работы ремонтных бригад, а также в аварийных ситуациях он находится на подстанции - активное время. Последнее засчитывается ему обычным рабочим временем, пассивное с коэффициентом 0,25. Пульт дежурного переносится или переключается.
При обслуживании подстанции оперативно-ремонтным персоналом круглосуточно сменное дежурство не требуется, дежурного персонала нет, но аварийная сигнализация, как правило, выведена на квартиру начальника подстанции или старшего электромеханика. Необходимые переключения на подстанции производятся оперативно-ремонтным персоналом (начальник, ст. электромеханик, электромеханики, электромонтеры подстанции). Они же совместно со специализированными бригадами РРУ выполняют все работы по ТО и ремонту.
ПС и ППС всегда обслуживаются оперативно-ремонтным персоналом. При этом оперативные переключения и допуск к работе могут осуществлять и работники РРУ.
1.4.2 Системы технического обслуживания и ремонта тяговых подстанций
Поддержание тяговых подстанций, ПС и ППС в работоспособном и исправном состоянии обеспечивается путем проведения комплекса работ по ТО и ремонту их устройств. Все работы делят на три основных вида: ТО, текущий ремонт и капитальный ремонт.
Техническое обслуживание включает в себя все виды осмотров и проверок, чистку, смазку, регулировку, а также комплекс межремонтных испытаний устройств с целью контроля их технического состояния, поддержание и прогнозирование исправного или только работоспособного состояния. В большинстве случаев выполняется без снятия напряжения и вывода устройств из работы.
Текущий ремонт осуществляется для гарантированного обеспечения работоспособности устройств. Кроме диагностирования технического состояния, при текущем ремонте производится восстановление или замена отдельных узлов и деталей, их регулировка. Выполняется с выводом устройств из работы, но, как правило, без вскрытия и глубокой разборки оборудования.
Капитальный ремонт проводится с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному возобновлению ресурса устройств путем восстановления и замены любых узлов и деталей их регулировки. Производится всегда с выводом устройств из работы, их вскрытием и разборкой. При необходимости совмещается с модернизацией устройств для приведения их в соответствие с новейшими достижениями науки и техники.
Система ТО и ремонта предусматривает проведение как планового, так и неплавного ремонта для восстановления работоспособности после отказов- послеотказовые ремонты. ТО и ремонт производится по календарным планам.
Для некоторых устройств, кроме того, учитывается допустимая наработка между ремонтами в соответствующих физических объемах (количество отключений или переключений коммутационных аппаратов, сумма отключенных при этом токов КЗ, суммарное динамическое воздействие на обмотки трансформаторов и т.п.), по достижении которой выполняется внеочередной ремонт.
2. Методы обслуживания тяговых подстанцийНадежность тяговых подстанций, их технико-экономические показатели, и, прежде всего, производительности труда зависит от того, в какой степени на дороге, в ЭЧ реализуются передовые методы эксплуатации и ремонта. Существуют кустовой, централизованный и комплексный методы обслуживания тяговых подстанций.
2.1 Кустовой методСущность его заключается в том, что 3-4 тяговых подстанции и около 10 ПС и ППС с хорошими автодорожными связями объединяют в одно подразделение под руководством одного начальника - куст подстанций.На одной из подстанций, как правило, опорной, создают комплексную бригаду и базу для проведения для производства почти всех видов ремонта и обслуживания, оснащенную необходимыми испытательными установками, приборами и приспособлениями, а также автотранспортными средствами. Такая бригада для куста из 3-4 подстанций состоит из 5-6 человек под руководством старшего электромеханика.На остальных подстанциях, входящих в куст, остается оперативно-ремонтный эксплуатационный штат не более 2-3 человек, включая старшего электромеханика. В их обязанности входит производство оперативных переключений, допуск к работе ремонтных бригад, участие в ремонтных работах и, при необходимости, оперативное вмешательство в аварийные ситуации. Кроме того, они занимаются текущими хозяйственными работами.Общий штат такого куста из 3 подстанций (опорная ТП с дежурством в 1 лицо, и две промежуточные с оперативно-ремонтным персоналом) составляет 15 человек, или 5 человек на подстанцию. В то же время при раздельном обслуживании таких подстанций общий штат составляет 16-19 человек, т.е. 6 человек на одну подстанцию. Таким образом, трудозатраты уменьшаются на 20%.Преимущества кустового метода: повышение производительности труда, объединение трудовых и материальных ресурсов малочисленных и разрозненных подстанционных бригад, концентрация их усилий на решение первоочередных, наиболее важных задач, в разгрузке бригад РРУ и уменьшении непроизводственных затрат их рабочего времени, связанных с длительностью поездок.Недостатки: в комплексной бригаде куста плохо удается выдержать принцип специализации, появляется опасность снижения качества ТО и ремонта; распределение по кустам редко используемых ремонтных приспособлений, аппаратуры и приборов для профилактических испытаний и других работ.Эти недостатки ликвидирует метод централизованного обслуживания подстанций ремонтно-ревезионным участком. Причем одновременно достигается дальнейшее повышение производительности труда.2.2 Централизованное обслуживание тяговых подстанцийПри централизованном обслуживании тяговых подстанций все виды ремонтов выполняются специализированной комплексной бригадой РРУ. По возможности на подстанциях и ПС осуществляется лишь проверка состояния и замена неисправных узлов и деталей (или устройств в целом) с их последующей регулировкой и испытаниями на месте. Восстановление исправности снятых с эксплуатации устройств и элементов, их настройка и подготовка к дальнейшему использованию осуществляется в специализированных отделениях РРУ.
В этом случае штат каждой подстанции, обслуживаемый без дежурства- оперативно-ремонтным персоналом, состоит из 1-2 человек: старший электромеханик и электромеханик, при необходимости остается дежурный персонал.
Страницы: 1, 2