Генеральное планирование производства
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра организации перевозок и управления на транспорте
Курсовой проект
по дисциплине «Генеральный план и транспорт промышленного предприятия»
Тема: Тяговые расчёты на подъездном пути промышленного предприятия.
г. Новокузнецк, 2007г
Общие положения
Курсовой прект выполняется студентами после прослушивания разделов: «Транспорт промышленных предприятий», «Горизонтальная планировка», «Инженерная подготовка» и имеет своей целью освоение и закрепление теоретического материала.
Для выполнения курсового проекта каждому студенту выдается индивидуальное задание со следующими исходными данными:
- руководящий уклон подъездного пути, 10 ‰;
- топооснова для проектирования подъездного пути;
- категория подъездного пути;
- высота зданий от пола до карниза, м;
- годовой выпуск продукции сборочным цехом, млн т.;
-.грунты обыкновенные (супеси, суглинки);
- минимальный уклон планировки, ‰;
- максимальный уклон планировки, ‰;
- наименование цехов;
- ширина, длина цехов, м.
Курсовой проект состоит из расчётно-пояснительной записки и графической части.
В расчётно-пояснительную записку на основании исходных данных должны входить следующие расчёты и материалы:
-. описание района проектирования;
- технология предприятия;
- определение потребностей предприятия в перевозках;
- проектирование подъездного пути ст.Примыкания- ст. Входная;
- горизонтальная планировка промплощадки;
- железнодорожные пути на промплощадке;
- автомобильные дороги на промплощадке;
- определение расстояния между сооружениями на генплане;
- разработка двух вариантов компоновки генплана и выбор лучшего;
- проектирование вертикальной планировки для выбранного варианта.
Все расчёты и выбираемые параметры должны сопровождаться подробными пояснениями.
Точность используемых данных и результатов вычислений должна соответствовать требованиям точности инженерных расчетов.
Графическая часть курсовой работы включает:
- технологическую схему предприятия;
- диаграмму грузопотоков;
- схематический продольный профиль (Мг 1:25000, Мв 1:1000);
- компоновочные схемы генплана (2 варианта масштаба 1:2000);
- генеральный план выбранного варианта.( 1:1000).
Курсовой проект, подписанная студентом с указанием даты его окончания, должна быть сдан на проверку не позднее срока, указанного в задании. Проекты, сданные после указанного срока, для исправления и дополнения не возвращаются.
Курсовой проект, выполненный студентом не по своему варианту и при отсутствии задания на проектирование, подписанного руководителем, к рассмотрению не принимается.
1 Описание района проектирования
Город «Н» является транспортным узлом на пересечении железнодорожных линий в направлении Север - Юг и Запад - Восток и имеет развитую сеть автомобильных дорог. Район размещения предприятия характеризуется пересеченным рельефом местности с уклонами до 50‰ . Климат района резко континентальный, господствующее направление ветров юго-западное, средняя скорость ветра до 8 м/с. Глубина промерзания грунтов достигает 2,0 м, Снежный покров удерживается с первой декады ноября до второй декады апреля.
2 Технология предприятия и потребности в перевозках
Проектируемый машиностроительный завод является предприятием с полным производственным циклом, выпускающий продукцию в соответствии с заданием на курсовой проект в размере 3,6 тыс.т. в год.
Технологическая схема представлена на рисунке 1 и включает цехи:
- заготовительные;
- механические;
- сборочные;
- склады.
Заготовительные цехи и склады имеют, в соответствии с заданием, железнодорожные въезды, в которые поступает металл, металлическая шихта, топливо, комплектующие изделия, инструменты, формовочные изделия и другие.
Все здания цехов и складов имеют, в соответствии с заданием, автомобильные въезды: крупные цехи - 4-6; средние - 2-4; склады - 2 въезда.
В заготовительных цехах из поступающих материалов производят литые заготовки из чугуна, стали и цветных металлов, горячую ковку, штамповку и другие работы.
В механических цехах производится станочная обработка заготовок деталей в соответствии с годовой программой завода.
В сборочном цехе производится слесарная обработка, доводка, сборка узлов, агрегатов и общая сборка.
Готовые изделии поступают на склад готовой продукции, где подготавливают к перевозке, грузят на подвижной состав и отправляют на станцию «Входная».
3 Потребности предприятия в перевозках
Выпуск готовой продукции по заданию, в соответствии годовой программой завода, составляет Q тыс.т. в год, эта величина является основанием для определения потребностей цехов предприятия в перевозках и рассчитывается на основании расходных коэффициентов (рисунок 2).
Рисунок 2 - Расходные коэффициенты
Количество грузов, поступающих в литейный цех, определяются исходя из годовой программы завода и расходных коэффициентов
Qпл=К·Q,
де К - расходный коэффициент;
Q- годовой выпуск сборочным цехом готовой продукции, тыс.т.
При годовой программе завода Q=3600 тыс.тонн и расходном коэффициенте К=1,1
Qпл=1,1·3600=3960тыс. тонн.
Расходными коэффициентами учтены отходы обработки, шлак, потери, брак, угар, тара и др. Расчет выполняется в направлении навстречу технологическому процессу, результаты расчета заносятся в таблицу 1. После установления потребностей в перевозках, руководствуясь технологической схемой предприятия, технологическим процессом, составляется таблица грузопотоков (таблица 2), в которой по вертикали и по горизонтали последовательно выносятся все грузополучатели и грузоотправители. Таким образом, по вертикали размещаются все грузоотправители (откуда поступает груз), а по горизонтали - все грузополучатели (куда поступает груз). На пересечении строки грузоотправителя и столбца грузополучателя вписывается количество перевозимого груза.Пример определения поступления и отправления грузов по цехам приведен в таблице 1Таблица 1 - Расчет потребностей в перевозках предприятия, тыс. т. в годНаименование | Расходный коэффициент | Грузопоток | |||
прибытие | отправление | прибытие | отправление | ||
Склад готовой продукции. | 1 | 1,1 | 1100 | 1210 | |
Механический 2 | 0,5 | 0,35 | 550 | 107 | |
Механический 1 | 0,75 | 0 | 821 | 0 | |
1 | 0,6 | 1100 | 660 | ||
Литейный | 2,5 | 1 | 2750 | 1100 | |
Кузнечный | 1 | 0,75 | 1100 | 821 | |
Главный склад | 0,1 | 0,1 | 110 | 110 | |
Сборочный 1 | 0,6 | 0,5 | 660 | 550 | |
Сборочный 2 | 0,5 | 0,5 | 550 | 550 |
Наименование | Ст. при-мыка-ния | Ст.Входная н | Склад готовой продукц. | Меха-ничес-кий 1 | Меха-ничес-кий 2 | Ли-тей-ный | Куз-неч-ный | Глав-ный склад. | Сбо-роч-ный 1 | Сбо-роч-ный 2 | Ито-го: | |
Ст. Примыкания | Х | 3960 | 3960 | |||||||||
Ст. Входная | 1100 | Х | 2750 | 1100 | 110 | 5060 | ||||||
Склад готовой продукции | 1210 | Х | 1210 | |||||||||
Механический 1 | Х | 660 | 660 | |||||||||
Механический 2 | Х | 107 | 107 | |||||||||
Литейный | 1100 | Х | 1100 | |||||||||
Кузнечный | 821 | Х | 821 | |||||||||
Главный склад | 110 | Х | 110 | 220 | ||||||||
Сборочный 1 | 550 | Х | 550 | |||||||||
Сборочный 2 | 550 | Х | 550 | |||||||||
Итого: | 1100 | 5170 | 1100 | 1921 | 110 | 2750 | 1100 | 110 | 660 | 217 | 14238 |
Lпл=Lпо+2·а.
Длину парка Lпо принимать 1000 - 1500 м, на развитие горловин предусмотреть расстояние а = 150 -200 м.
Lпл=1000+2·100=1200 м
При параллельном расположении промплощадки и станции «Входная» прямой горизонтальный участок трассы должен быть длиной в=250 - 500 м.
Схема размещения промплощадки и станции «Входная» представлена на рисунке 6. Такое расположение станции и промплощадки исключает необходимость подбора местности с горизонтальным рельефом или избавляет от необходимости проведения больших объемов земляных работ
5 Построение схематического продольного профиля
Таблица 7 - Ведомость плана трассы
Углы поворота | Радиус кривой, м | Параметры кривой | Пикетаж трассы | Длина прямой, км | ||||||
Впра-во | Вле-во | Тангенс, м | Кривая,м | ПКНК +Метры | ПККК+Метры | |||||
4500,00 | ||||||||||
Итого | 4500,00 | |||||||||
Длина трассы, м | 4500,00 |
Конструкция подъездных и внутренних путей на не планируемой территории под нагрузку до 265 кН проектируется по нормам СНиП-П-39-76.
Земляное полотно на планируемых территориях проектируют с открытым, полузаглубленным и заглубленным балластным слоем в соответствии со СНиП-2.05.07-91.
Использованы типовые решения поперечных профилей, земляного полотна для внутриплощадочных путей.
На рисунке 15 представлена насыпь с открытой балластной призмой на горизонтальной площадке и на рисунке 116 - выемка.
Пути с заглубленным балластным слоем имеют преимущество в архитектурно-планировочном решении генплана, но по условиям эксплуатации сильно уступают путям с открытой балластной призмой.
6.2 Верхнее строение путиТип верхнего строения пути внутренних путей принимается в зависимости от объема перевозок и осевых нагрузок. В курсовом проекте рассматривается подвижной состав с осевыми нагрузками до 265 кН, тип пути устанавливается по СниП-2.05.07-91Как балластный материал используется гравийно-песчаная смесь, ракушка, металлургический шлак, щебень на песчано-гравийной подушке. Междупутья до 6,5 м заполнены балластом с придачей поверхности балласта уклона, равного уклону верха земляного полотна; более 6,5 м, - делают индивидуальную балластную призму шириной поверху 3,1 (с уширением в кривых) с отводом воды из междупутного пространства.Деревянные шпалы применяются при осевых нагрузках до 265 кН:- тип III - на путях при объеме перевозок до 5 млн.т брутто в год;- тип II - на путях при объеме перевозок более 5 млн.т брутто в год,- тип I - на путях при объеме перевозок более 10-15 млн.т брутто в год.Эпюра шпал на прямой 1440 - 1600 штук на 1 км на прямых участках пути и 1600 - 1840 - в кривых в зависимости от объемов перевозок.
Рельсы применяют стандартной длины. Стрелочные переводы внутри промплощадки укладывают с марками крестовин - 1/7 и 1/9. Радиусы кривых следует принимать не менее 180 - 200 м. Выгодным является применение старогодных стрелочных переводов и рельсов, удовлетворяющих техническим условиям, [3, таблица 24].
7 Внутриплощадочные автомобильные дорогиВнутриплощадочные автомобильные дороги проектируют по нормам [3] типа I-B, II-B, III-B в зависимости от расчетного объема перевозок для участков между перекрестками или примыканиями. Противопожарные, служебные, хозяйственные автомобильные дороги - по нормам IVB.Автомобильные дороги на промплощадке являются главнейшей составляющей архитектурно-планировочного решения генплана и первичной системой водосбора и водоотвода с территории предприятия.Автомобильные дороги загородного типа (рисунок 18), применят на не планируемых территориях промплощадки, применение их в застроенной территории требует много места и создает неудобства для других видов транспорта и благоустройства.Автомобильные дороги с бортовым камнем на планируемой территории устраивают двухполосными на основных магистралях и однополосными - на второстепенных дорогах и проездах (рисунок 19), при условии обеспечения безопасного разъезда встречных автомобилей.Поперечный профиль проезжей части автодороги с бортовым камнем зависит от ее покрытия и в курсовом проекте принимать в от 5 до 30 тысячных, продольный уклон дороги может достигать в нормальных условиях от 5‰ до 30‰, в трудных - до 50‰, особо трудных - до 90‰ при соответствующем обосновании.Минимальный уклон лотка проезжей части не может быть менее 5 ‰. Лотки автодорог городского типа являются первичными линиями водосбора и водоотвода, в пониженных местах устраиваются дождеприемные устройства на расстояни 50-100 м в зависимости от продольного уклона лотка, при чем круче уклон, тем больше это расстояние. Схема дорог на предприятии параллельно-прямоугольная с обязательным дублированием проездов и возможностью подъездов к цехам и складам с разных сторон, предусматривается не менее двух въездов на предприятие.8 Горизонтальная планировкаРасстояние между сооружениями принимают наибольшее из рассматриваемых вариантов, но при этом необходимо проанализировать следующие ситуации: - Расстояние между зданиями по санитарным нормам, рисунок 20, принято исходя из наибольшей высоты противостоящих зданий.В ? Н, где Н- высота до карниза противостоящих зданий.- Между зданиями по противопожарным нормам проектирования в зависимости от степени огнеопасности зданий и сооружений и степени пожарной опасности производства в курсовом проекте следует принимать в пределах 9-15м. - Ширина проездов должна обеспечивать размещение коммуникаций вдоль проездов и автомобильных дорог без ограничений.- Ширина проезда должна наиболее рациональную обеспечить прокладку железных и автомобильных дорог с учетом въездов в цехи и обеспечить безопасное движение транспортных и людских потоков промышленного предприятия.При прокладке транспортных коммуникаций возможны следующие ситуации: в проезде проходит автодорога без въездов. Необходимо учесть ширину проезжей части и расстояние от ее края до стены здания при наличии въездов или без них.Расстояние от зданий и сооружений до бортового камня (края обочины) принимаются в соответствии с таблицей 8. Расчетная схема для определения ширины проезда автодороги с двумя въездами в здания представлена на рисунке 12.Таблица 8 - Расстояние от бортового камня автодороги до наружных стен зданий и сооруженийПоказатели | Единица измерения | Величина | |
Зданий без въездов | м | 1,5 | |
Зданий длиной до 20 м | м | 1,5 | |
Зданий длиной более 20 м | м | 3,0 | |
Зданий с въездами двухосных автомобилей | м | 8,0 | |
Зданий с въездами трехосных автомобилей | м | 12,0 | |
До ограждения предприятия | м | 5,0 |
Показатели | Единица измерения | Величина | |
От наружных стен до бортового камня проезжей части: | |||
Зданий без въездов и выходов | м | 3,1 | |
Зданий с выходами | м | 6,0 | |
Зданий с выходами с ограждениями | м | 4,1 | |
До края проезжей части автодороги | м | 5,00 |
Таблица 10 - Показатели вариантов генплана
Показатели | Измеритель | Вариант 1 | Вариант 2 | |
Общая площадь предприятия | ||||
Площадь застройки | ||||
Площадь под коммуникациями | ||||
Протяжение автодорог | ||||
Пратяжение железных дорог | ||||
Площади, занятые под автодорогами | ||||
Площади, занятые под железны ми дорогами | ||||
Коэффициент застройки | ||||
Коэффициент использования территории | ||||
Количество переездов | ||||
Количество стрелочных перевод |
11 Графическая часть
1. Технологическая схема предприятия вычерчивается в произвольной форме в соответствии с заданием
2. Диаграмма грузопотоков вычерчивается на основе заданных цехов и установленных грузопотоков на основании общих положений. Грузопоток изображается полосой в масштабе 1 см-1 млн. т при правостороннем направлении грузопотока.
3. Ситуационный план выполняется на втором листе задания в соответствии с рисунками 8 и 9.
4. Схематический продольный профиль подъездного пути выполняется на миллиметровой бумаге в масштабе карты (Мг 1:25000; Мв 1:1000) в соответствии с рисунком 12.
5. Компоновочные схемы генплана выполняются в масштабе 1:2000 с нанесением всех размеров графически на миллиметровой бумаге без указания цифровых размеров. Пример решения компоновочной схемы представлен на рисунке 22.
На схеме должны быть показаны: контуры зданий и сооружений с названиями; железнодорожные пути одной толстой линией, автомобильные дороги в виде штрих-пунктирной линии; граница территории предприятия.
6. Генплан предприятия М 1:1000 как отдельный чертеж или рисунок в пояснительную записку, на котором приведены: собственно генплан; перечень зданий и сооружений; основные показатели генплана (рисунок 23). На нем показаны:
- контуры зданий и сооружений;
- отметка пола сооружения, м;
- железнодорожные и автомобильные въезды.
- железнодорожные пути, ось которых показаны толстой линией и двумя тонкими, номер пути, номер стрелочного перевода, марка стрелочного перевода, знак начала и конца кривой, радиус кривой, указатели уклонов во всех точках перелома профиля;
- автомобильные дороги, ось которой показана штрих-пунктирной линией и края бортовых камней; отметки в точках перелома профиля; расстояния между перекрестками, уклоны, .направление уклонов;
- переезды;
Библиографический список
1. СНиП II-М.1-71.Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования.-М.: Стойиздат, 1976.-33с.
2. СНиП 11-39-76. Часть II. Нормы проектирования. Глава 39. Железные дороги колеи 1520 мм.- М.: Стройиздат, 1977.-69с.
3. СниП 2-05-07-91. Промышленный транспорт.- М.: Стройиздат, 1991.-117с.
4. Генеральный план и транспорт промышленных предприятий./Под ред. И.И.Костина. -М.:Стройиздат, 1981.-240с.
5. Путь и путевое хозяйство промышленных железных дорог./Под ред. В.Ф. Яковлева -М.: Транспорт, 1990.-120с.
6. Промышленный транспорт: Справочник проектировщика./ под ред. А.С.Гельмана и С.Д.Чубарова/.-М: Транспорт,1984.-415с.