Управление транспортом в экономически развитых странах мира
анада. В министерстве транспорта есть два самостоятельных блока авиационных служб: по системе воздушного движения и по аэропортам. Кроме этого, в других функциональных блоках также есть отделы, занимающиеся вопросами воздушного транспорта. Например, в блоке "Кадры" - два отдела по трудовым ресурсам: воздушного движения и аэропортов; в блоке "Политика и координация" - целая служба по воздушному транспорту, состоящая из подразделений международного и внутреннего авиатранспорта и представительства Канады в ИКАО, а также группы по перевозке авиатранспортом пассажиров-инвалидов: в блоке "Связь с общественностью" - два отдела: по воздушной системе страны и аэропортам. Советники по летной безопасности есть в службах Генерального инспектора по безопасности и расследованию транспортных происшествий. В юридической службе работают старший юрисконсульт по аэропортам и юрисконсульт по авиации.

Целью блока "Авиация" является обеспечение безопасности и надежности авиатранспортной системы страны и эффективное развитие и использование аэронавигационной системы. В этот блок, возглавляемый заместителем министра, входят следующие службы: планирование, политика и управление ресурсами; обслуживание самолетов; аэронавигационные системы; авиационное регулирование; безопасность полетов; международная авиация; административное обслуживание.

В управлении аэропортами имеются свои особенности. Аэропортовая группа Министерства транспорта Канады возглавляется помощником заместителя министра, которому подчиняется в качестве исполнительного лица генеральный директор группы, имеющий, в свою очередь, заместителя. Группа состоит из трех служб: эксплуатации аэропортов; безопасности полетов и технического обслуживания; управления ресурсами.

Таким образом, большинство блоков министерства транспорта связано с управлением воздушным транспортом в целом, и с деятельностью аэропортов в частности.

Деятельность аэропортов как субъектов естественных монополий, непосредственно связана с воздушным движением, подлежит детальной регламентации государства. Современные аэропорты требуют существенных инвестиций в инфраструктуру и считаются объектами, нуждающимися в государственной поддержке. В разных странах мира управление аэропортами организовано по-разному, но имеются и некоторые общие тенденции.

США. В США аэропорты отделены от авиакомпаний и являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Собственниками имущества крупных аэропортов, как правило, являются муниципалитеты соответствующих городов, а управление аэропортами осуществляется специальными органами, формируемыми муниципалитетами.

Что касается столичных аэропортов, то администрация аэропортов Вашингтона является независимым органом, созданным штатом Вирджиния и округом Колумбия с согласия Конгресса США. Штат Вирджиния и округ Колумбия приняли практически идентичные законы о создании этой администрации с целью эксплуатации двух столичных аэропортов - Вашингтонского международного аэропорта им. Даллеса и Вашингтонского национального аэропорта. Администрацию возглавляет Правление в составе 11 человек, в том числе 5 представителей из штата Вирджиния, 3 от округа Колумбия и 2 от штата Мериленд. Один член Правления назначается Президентом США. Собственность обоих аэропортов была передана администрации в рамках долгосрочного договора об аренде, утвержденного Законом о городских аэропортах Вашингтона, сама же земля является федеральной собственностью. В управлении аэропортами реализован принцип учета интересов общественности, клиентуры, авиаперевозчиков, служащих аэропорта, а также федерального правительства и заинтересованных правительств штатов. В администрации работают более 1000 служащих, занятых в центральном аппарате, службах управления и эксплуатации аэропортов, а также в отделах полиции и пожарной охраны. После взятия двух столичных аэропортов в аренду у правительства Правление учредило Контрольный комитет из 9 членов, представляющих пользователей аэропортами. Контрольный комитет обсуждает некоторые меры, предлагаемые Правлением и представляет ему свои рекомендации.

Таким образом, в США группа столичных аэропортов управляется централизованно, их статус определен на основе специальных актов правительств штата и округа. В высшем органе управления столичными аэропортами обеспечивается коллегиальное присутствие представителей Президента, региональных и муниципальных субъектов власти.

Франция. Во Франции в соответствии с Кодексом гражданской и коммерческой авиации государственное регулирование деятельности аэропортов осуществляется Генеральной дирекцией гражданской авиации, входящей в состав Министерства инфраструктуры и транспорта и имеющей региональные управления на местах.

Кодексом регламентировано несколько организационно-правовых форм аэропортов: государственный аэропорт функционирует на базе государственного имущества. Имущество, оборудование и коммуникации могут сдаваться в концессию; негосударственный аэропорт управляется собственником, может иметь договор с государством.

По классификации все аэропорты Франции делятся на три группы: аэропорты Парижа, крупные аэропорты в провинции и заморских территориях, местные провинциальные аэропорты и аэродромы. Общее количество коммерческих аэропортов - 87, а количество обслуживаемых ими пассажиров превышает 70 млн. человек в год.

Управление столичными аэропортами централизовано и осуществляется "Администрацией аэропортов Парижа" - финансово-независимой организацией, являющейся юридическим лицом, имеющей собственное имущество и находящейся в ведении Министерства транспорта. В ее функции входит эксплуатация и развитие всех аэропортов в радиусе 50 км от столицы, управление аэропортами парижского региона, в том числе аэропортами Шарль де Голль, Орли, Бурже и еще 15 аэропортами этого региона, а также рядом аэропортов второго уровня, используемых малой авиацией. Предприятие несет ответственность за эксплуатацию и развитие аэропортов, расположенных в парижском регионе, регулирование воздушного движения в зоне аэродромов, наземное обслуживание пассажиров, грузов, почты. Предприятие управляется Советом директоров, который состоит из представителей государственных органов, квалифицированных специалистов и представителей работодателей.

Совет директоров утверждает общую политику, имеет право получать доходы для покрытия административных расходов, расходов на ремонт, текущую эксплуатацию и развитие аэропортов, может заключать все виды контрактов, договоров и коммерческих соглашений, назначать членов высшего управленческого персонала.

Управление другими 39 аэропортами правительство Франции делегировало местным торгово-промышленным палатам (ТПП) в форме концессионного договора. Концессионер обеспечивает эксплуатацию аэропорта и его реконструкцию от имени государства (за исключением средств УВД). Концессионеру разрешается использовать аэропортовые сборы и собирать плату за другие услуги. Большая часть уставного капитала этих аэропортов через ТПП на

местах принадлежит муниципалитетам. Таким образом, во Франции аэропорты отделены от авиакомпаний и являются самостоятельными хозяйствующими объектами. Столичные аэропорты Франции управляются государством централизованно на основе специального правительства, при этом в высшем управляющем органе этих аэропортов обеспечивается коллегиальное представительство органов государственного управления всех уровней, квалифицированных специалистов и трудового коллектива. Другие аэропорты управляются муниципалитетами через торгово-промышленные палаты на местах.

Великобритания. В Великобритании на основе Акта об управлении аэропортами Администрации британских аэропортов подведомственны только лондонские аэропорты. Основная задача этой Администрации - организация и контроль за деятельностью аэропортов. Руководит ею Административный совет, члены которого назначаются министром транспорта.

В 1987 г. английское правительство передало частному сектору 7 главных аэропортов страны, на которые приходилось 70% пассажирских и 85% грузовых авиаперевозок. Таким образом, в Великобритании аэропорты отделены от авиакомпаний и являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Управление столичными аэропортами централизовано на основе специального акта Правительства. Два крупных аэропорта страны приватизированы, имущество этих аэропортов находится в частном владении.

Германия. В Германии аэропорты отделены от авиакомпаний. Характерно, что после объединения Германии все аэропорты бывшей ГДР были выделены из авиакомпаний как самостоятельные хозяйствующие субъекты. Четыре гражданских аэропорта - Берлин-Шенефельд, Дрезден, Эрфурт и Лейпциг-Шкойдиц - были преобразованы в закрытые акционерные общества и переданы землям, районам и секторам. Сектор авиации ПАНХ с девятью аэропортами был ликвидирован, а местные аэропорты переданы коммунам и используются для местных воздушных сообщений и доставки почты. Аэродромы бывшей национальной народной армии ГДР были приватизированы и действуют как местные гражданские аэродромы.

Основные аэропорты ФРГ - Франкфурт-на-Майне и Мюнхен - функционируют в форме закрытых акционерных обществ с тремя учредителями (представлены в табл. 20.1 распределением долей в уставном капитале).

Государство осуществляет свою политику через Совет директоров, в который входят представители государственных органов различного уровня. Совет директоров назначает Правление аэропорта, утверждает отчеты о деятельности и решает стратегические вопросы его развития.

Формы и методы управления транспортной сферой

В управлении транспортом используются различные механизмы регулирования. Одним из них является государственное предпринимательство, которое осуществляется на основе распоряжения и управления государственной собственностью и через систему "государственных рынков", государственных заказов в различных секторах экономики.

Предпринимательство в сфере государственной собственности, способствуя решению различных проблем макроэкономического характера, по ряду причин не может осуществляться на чисто рыночных принципах. Наиболее важной причиной является учет характера общественных потребностей, удовлетворяемых конкретной отраслью, в том числе транспортом. Поэтому установка исключительно на извлечение прибыли делала бы государственное предпринимательство, во-первых, трудно отличимым от частного и, во-вторых, была бы просто несовместима с выполнением задач регулирования. Это не означает, что государственные предприятия вовсе не должны ставить своей задачей получение прибыли. Но масштабы прибыли должны быть ограничены, так как в противном случае из-за повышения тарифов пострадает бюджет потребителей. Отсутствие прибыли тоже нежелательно, так как даже при полной самоокупаемости приходится ущемлять интересы потребителей, но уже посредством налогов с целью компенсации потерь.

Помимо распоряжения и управления собственностью, государственное предпринимательство осуществляется также через систему "государственных рынков", являющихся частью общенационального рынка. На этих рынках на основе договоров государство в лице его различных органов размещает заказы и производит закупки у частного капитала, превращая свой спрос в весьма значимый фактор формирования и развития рыночной экономики. Например, сопровождая заказы определенными условиями, государство как наиболее стабильный платежеспособный партнер ориентирует частных производителей на инвестиции в проведение тех или иных структурных преобразований.

Механизм "государственных рынков" оказывает влияние и на развитие транспорта. Об этом свидетельствуют расходы, идущие на закупки различных услуг, подвижного состава, оборудования для навигации и контроля за безопасностью движения, компьютерной техники и материалов для нужд строительства дорог, на текущее содержание и развитие городских транспортных систем. Например, в США доля таких расходов в федеральных бюджетных средствах, предназначенных на подобные цели, составляет 3%, а в бюджетах штатов и местных органов власти - менее 2%. Однако абсолютная величина стоимости закупок штатами и местными властями в 8 раз и более превышает соответствующую сумму федерального правительства.

Развитие отношений партнерства государства и бизнеса также является одной из важных форм регулирования транспорта. В последние 20 - 25 лет в западных странах проявляется тенденция отхода государства от опоры только на собственные силы и средства при решении экономических и социальных задач. Возможности для этого сдвига лежат в институциональном изменении состава производственной инфраструктуры, обусловленного рядом факторов, и прежде всего развитием научно-технического прогресса и повышением жизненного и культурного уровня населения. На этой основе на транспорте прежде изолированное существование различных укладов дополняется различными формами их взаимодействия, кооперирования ресурсов и усилий, т.е. партнерскими отношениями. При этом каждый участник партнерства концентрирует внимание на тех видах деятельности, которые он способен выполнять наилучшим образом: государственные структуры - обычно на разработке и постановке целей, установлении приоритетов в реализации программ и проектов, частичном их финансировании, контрольных функциях; негосударственные структуры берут на себя также часть финансирования строительства и управления им. В результате создаются условия для преодоления, взаимопогашения или смягчения "провалов" как государства, так и рынка.

Особенно часто кооперирование государственных и частных усилий практикуется в строительстве путей сообщения, характеризующимся высокой капиталоемкостью и длительными сроками реализации.

Выход из сложных ситуаций обычно находят в организации многоканального финансирования, объединении средств частных фирм и местного бюджета, благотворительных пожертвований и т.д. В США местные и региональные власти ведут изыскание нетрадиционных источников дорожного финансирования, привлекая к участию в нем частный сектор промышленности. Вследствие этого на уровне штата, города и округа принимаются законы, способствующие вовлечению частного сектора в развитие дорожной сети.

Сходные способы финансирования развития городского транспорта существуют и в европейских странах при участии в кредитовании частных банков.

Выпуск облигаций является менее распространенным механизмом аккумулирования средств. Преимуществами применения облигаций считается привлечение в основном мелких частных капиталов, держателями которых являются, как правило, отдельные граждане, мелкие и средние фирмы. Облигации используются для финансирования долгосрочных проектов. Их удобство заключается в возможности пополнения инвестиционных средств в процессе выполнения программы развития городского транспорта. Являясь ценной бумагой, облигации приносят их владельцу некоторый доход, сопоставимый с банковским процентом по вкладам, но чаще всего несколько выше. Все эти факторы делают финансирование инвестиционных программ с помощью выпуска облигаций эффективным средством накопления капитала.

В западных странах широкое применение находит создание консорциумов для строительства технически сложных и фондоемких сооружений городского транспорта общего пользования. Консорциумы, представляющие собой временные объединения отдельных компаний для выполнения определенных задач, в силу гибкости и устойчивости своей организационной формы, могут решать наиболее сложные задачи с высокой эффективностью. В консорциумы, как правило, объединяются строительные и машиностроительные компании, фирмы по производству средств автоматизации и программных продуктов.

Одним из основных инструментов государственного регулирования транспортного сектора стран с развитой рыночной экономикой является дерегулирование, суть которого заключается в смягчении слишком жестких правил выдачи лицензий на транспортные операции и регулирования транспортной деятельности. До проведения политики дерегулирования задачей лицензирования являлось осуществление жесткого контроля со стороны правительственных органов за количеством фирм, действующих на рынке транспортных услуг, т.е. контроля над "входом" на рынок с целью предотвращения разрушительной конкуренции и отбора наиболее перспективных претендентов. Так, Законом об автотранспорте, принятым Конгрессом США в 1935 г., предписывалось, что для вступления в отрасль каждой фирме необходимо получить Сертификат о соответствии общественным интересам и потребностям (Certificate of Public Convenience and Necessity). Для получения Сертификата фирме необходимо было продемонстрировать способность предоставлять транспортные услуги ("соответствует, желает и способна") и доказать наличие спроса на них. В Сертификате строго оговаривались: район, обслуживаемый конкретной фирмой, номенклатура доставляемых грузов, размеры отправляемых партий грузов, а также маршруты перевозок. Невыполнение условий, установленных в Сертификате, выдаваемом Комиссией по междуштатной торговле, во многих случаях наказывалось лишением лицензии.

Принципы лицензионной системы на воздушном транспорте США были аналогичны принципам лицензирования на автотранспорте.

Система лицензирования, действовавшая в Великобритании в период 1933 - 1968 гг., была во многом сходна с американской. Главной причиной ее введения на автомобильном транспорте явилась озабоченность правительства страны резким усилением конкуренции со стороны этого вида транспорта по отношению к железнодорожному, приведшей к снижению доходов последнего.

Ограничение конкуренции на автомобильном и других видах транспорта, связанное с проведением жесткой политики лицензирования, негативно сказалось на эффективности транспорта, что вызвало необходимость ослабления государственного контроля. В Великобритании система лицензирования была отменена в 1968 г., в США впервые существенные изменения в систему регулирования были внесены в 1977 г., когда Управление гражданской авиации разрешило свободный "вход" на определенные маршруты. В 1978 г. был принят Закон о дерегулировании воздушного транспорта (Airline Deregulation Act of 1978), направленный на освобождение отрасли от контроля над "входом", "выходом" и тарифами. В 1980 г. были приняты Закон 96-296 о дерегулировании автомобильного транспорта (Motor-Carrier Act of 1980, MC-80) и Закон 96-488 (Закон Стаггера) о железнодорожном транспорте.

Новыми законами США решение о выдаче лицензии не ставилось в зависимость от количества фирм, уже действующих на транспортном рынке. Сертификат перестал ограничивать номенклатуру перевозимых автотранспортом грузов, допуская осуществление обратных перевозок, разрешая обслуживание любых промежуточных пунктов на оговоренном маршруте. Для вступления в отрасль на автомобильном и воздушном транспорте новым компаниям требовалось только получение Сертификата о соответствии общественным интересам и подотрасли. Таким образом, вопрос о выдаче лицензий стал всецело зависеть от качественных характеристик фирмы, вступающей на рынок (критерий - "соответствует, желает и способен").

Список литературы

1. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. - М.: МП "Сувенер", 1993.

2. Железнодорожный транспорт // Общетранспортные вопросы и экономика. - 2001. - Вып.1 - 5.

3. Плужников К.И. Международный транспортный рынок // Бюллетень транспортной информации. - 1998. - № 2.

4. Федоров Л. С, Федина Т.В. Управление и регулирование на транспорте. - М.: ГУУ, 2001.

5. Громов Н.Н., Усков Н.С., Персианов В.А. Менеджмент на транспорте. - Академия, 2003

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты