Технология оказания услуг транспортной экспедиции
озложение исполнения обязательства не третье лицо также не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции (ст.805 ГК РФ).

Клиент, помимо ответственности за несвоевременную оплату и возмещение расходов, несет также ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению необходимой информации. Обязательство по оплате и возмещению расходов является денежным, следовательно, при его нарушении (просрочку, неполную оплату и т.п.) могут быть применены меры, предусмотренные ст.395 ГК.

Существенной особенностью договора транспортной экспедиции является наличие у его сторон права на односторонний отказ от исполнения договора. Согласно ст.806 ГК РФ любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора. Данная норма представляет собой специальное правило, относящееся именно к договору транспортной экспедиции.

Более подробно вопросы ответственности сторон рассмотрены законом "О транспортно-экспедиционной деятельности" № 87-ФЗ от 11.06.2003 г (статьями 6,7,8,9,10,11,12,13).

1.3.2 Прочая документация

Документация, подтверждающая исполнение договора транспортной экспедиции, зависит от вида оказываемых услуг
.

В соответствии с п.5 “Правил транспортно-экспедиционной деятельности", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, экспедиторскими документами являются:

поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.

В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в п.5 “Правил транспортно-экспедиционной деятельности".

Нелишним также будет оформить такой документ, как отчет экспедитора. В нем экспедитор может указать: суммы, перечисленные в счет заключенного по поручению клиента договора перевозки; документы, подтверждающие перевозку до пункта назначения; сумму своего вознаграждения.

К отчету должны быть приложены первичные перевозочные документы или их копии.

Если экспедитор оказывает услуги по перевозке лично, то он обязан передать клиенту перевозочные документы: товарно-транспортные накладные, авианакладные, коносаменты и др, подтверждающие оказание этих услуг.

Товарно-транспортная накладная - перевозочный документ, определяющий отношения между отправителем, перевозчиком и получателем груза. В соответствии с ним происходит передача товара, материальных ценностей из одних рук в другие. В ТТН указывается вид товара, его количество, цена, общая стоимость, сведения о наименовании груза, числе мест, пунктах отправления и назначения, отправителе и получателе, дате приема к перевозке. Накладная скрепляется подписями передающей и принимающей сторон и представляет собой документ бухгалтерского учета.

Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах:

первый остается у грузоотправителя и предназначен для списания ТМЦ, второй, третий и четвертый экземпляры, заверяемые подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;

второй сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования ТМЦ у получателя груза, третий и четвертый экземпляры, заверяемые подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации-владельцу автотранспорта;

третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, транспортная организация прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику;

четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Авианакладная - документ, который выписывает грузоотправитель или его агент и который подтверждает наличие договора между грузоотправителем и перевозчиком о перевозке грузов по авиалиниям перевозчика. Авианакладная не является ни товарораспорядительным, ни передаточным документом. Авианакладная удостоверяет заключение договора перевозки, принятие товара к перевозке и условия перевозки. Авианакладная может использоваться как таможенная декларация, в которой содержится подробное описание груза.

Коносамент - товаросопроводительный документ, содержащий условия договора морской перевозки груза. Является ценной бумагой, предоставляющей его держателю право распоряжаться грузом.

Выдается перевозчиком отправителю после приема груза к перевозке, служит доказательством этого приема и удостоверяет факт заключения договора. В коносаменте определены правоотношения между перевозчиком и грузополучателем.

Стороны подписывают акт сдачи-приемки.

Под сдачей товара понимается передача его во владение импортера в соответствии с условиями контракта, импортер получает возможность осуществлять полный контроль над товаром (вручение товаросопроводительных документов рассматривается как передача самого товара). Передача товара импортеру, именуемая поставкой, производится за счет экспортера.

Под приемкой понимается проверка соответствия качества, количества и комплектности товара его характеристике и техническим условиям, указанным в договоре.

Сдача и приемка - это один акт, который в контракте может быть выражен следующей формулировкой: "Товар считается поставленным Продавцом и принятым Покупателем ___".

Для подтверждения выполнения других видов услуг (погрузки, затаривания, маркировки и т.п.) стороны подписывают акт об оказании возмездных услуг с указанием конкретных видов услуг и их стоимости.

Унифицированные формы отчета экспедитора и акта сдачи-приемки оказанных услуг не установлены. Поэтому стороны вправе самостоятельно определять форму и содержание этих документов.

В соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 № 29-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 23.11 2009) документы, унифицированная форма которых не предусмотрена, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

наименование и дату составления документа;

наименование организации, от имени которой составлен документ;

содержание хозяйственной операции;

измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления

личные подписи и их расшифровки.

Таким образом, для принятия к бухгалтерскому и налоговому учету акт должен содержать все обязательные реквизиты.

Целесообразно описывать содержание хозяйственной операции более подробно, а не ограничиваться словами "работы выполнены в полном объеме" и т.п. Кроме того, в документах, подтверждающих факт оказания транспортно-экспедиционных услуг, необходимо сделать ссылку на договор и заявку.

В пакет документов для организации перевозки собственным автомобильным транспортом экспедитора входят:

договор на транспортно-экспедиционное обслуживание;

акт выполненных работ;

отрывной талон путевого листа автомобиля;

третий экземпляр товарно-транспортной накладной (форма № 1-Т) (далее - ТТН);

счет-фактура экспедитора.

Счёт-фактура - документ о стоимости товаров, выполненных работах или оказанных услугах, выставляемый (направляемый) продавцом (подрядчиком, исполнителем) покупателю (заказчику). Выставляется после согласования стоимости. Счёт-фактура может являться основанием для оплаты (расчёта).

Эти документы должны содержать сведения о маршруте и расстоянии перевозки, наименовании и количестве груза, марке и модели автотранспортного средства.

Если для перевозки автотранспортом будут привлекаться перевозчики, то помимо договора на транспортно-экспедиционное обслуживание, отчета экспедитора и счета-фактуры экспедитора в пакет документов включаются: копия договора, заключенного экспедитором с перевозчиком; копия ТТН; копия счета-фактуры перевозчика.

Для организации железнодорожной перевозки необходимы:

копия договора, заключенного экспедитором с ОАО "Российские железные дороги";

копия железнодорожной накладной;

копия счета-фактуры ОАО "РЖД";

копии железнодорожных квитанций разных сборов.

1.4 Нормативно - правовая база ТЭО

Нормативно-правовая база ТЭО состоит из несколько слоев: основные законодательные акты (кодексы, уставы видов транспорта); нормативные акты: постановления правительства и указы президента (которые вносят коррективы в деятельность отдельных видов транспорта); нормативные акты (постановления правительства и указы президента).

Железнодорожный транспорт.

Кодексы, уставы видов транспорта.

Устав ж/д транспорта №18-ФЗ РФ от 10.01.2003.

Ведомственные акты.

Правила перевозок грузов на ж/д транспорте.

Рис. “Нормативно-правовая база ТЭО”.

Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, грузов, багажа и грузооборота для личных (бытовых) нужд.

Правила централизованного завоза (вывоза) грузов с ж/д станций, расположенных на территории РФ, выполняемых ТЭП, 1993 № С-405/АК-7/УМ-180.

Правила о системе и общих требованиях обслуживания ГО и ГП железными дорогами, 1995 № С-932У.

Морской транспорт.

Кодексы, уставы видов транспорта.

КТМ - Кодекс торгового мореплавания от 30.04.1999 г. № 81 - ФЗ.

Ведомственные акты.

Общие правила морской перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Воздушный транспорт.

Кодексы, уставы видов транспорта.

Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г. № 60 - ФЗ.

Федеральные авиационные правила.

Ведомственные акты.

Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях СССР, 1985 №19. (взято из тетради по ТЭО)

Речной транспорт.

Кодексы, уставы видов транспорта

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ

Ведомственные акты.

Правила перевозки грузов на речном транспорте.

Правила перевозки пассажиров и багажа на речном транспорте.

Автомобильный транспорт.

Кодексы, уставы видов транспорта.

Устав АТ и городского наземного электрического транспорта, от 08.11.2007 (вступление в силу 13.05.2008) № 259-ФЗ.

Правила транспортно-экспедиционной деятельности, постановление правительства № 554 от 08.09.2006 г.

Ведомственные акты.

Правила перевозок грузов АТ в РФ.

Правила перевозок пассажиров АТ в РФ.

Порядок оформления и формы экспедиторских документов - Приказ Минтранса РФ от 11.02.2008 №23.

Правила ТЭО предприятий, организаций и учреждений.

Правила транспортно-экспедиционной деятельности АТ PD 03112194-1015-97.

Рекомендации по организации и расширению новых видов транспортных, сервисных и транспортно-экспедиционных услуг на АТ P 342178-0344-95.

Организация транспортно-экспедиционной деятельности на АТ (справочник экспедитора) PD 3112178-1064-00.

Основные нормативные акты, регулирующие деятельность транспортного комплекса:

Конституция РФ.

Международные и односторонние межправительственные договора и соглашения, участницей которых является PФ.

Кодексы и федеральные законы, принятые законодательной властью федерального уровня.

Указы президента РФ.

Подзаконные и административные акты, принятые исполнительной властью.

Постановление верховного суда и высшего арбитражного суда.

Обычаи, санкционированные государством (обычай - это правило, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени, рассматривается как источник права, если он в той или иной форме санкционирован законом).

2. Практическая часть

Предприятие "А" обратилось с иском к перевозчику о взыскании 15993592 руб. ущерба.

В ходе рассмотрения спора по существу суд установил, что в соответствии с договором перевозчик осуществлял для истца международную перевозку по маршруту г. Санкт-Петербург (Российская Федерация) - Береза (Республика Беларусь).

В результате дорожно-транспортного происшествия перевозимый ответчиком груз был поврежден, в связи с чем истец просит взыскать с ответчика 15993592 руб. в возмещение причиненного ущерба.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как усматривается из имеющейся в материалах дела справки по дорожно-транспортному происшествию 14.07.2005 г. в 00 час.45 мин. на 291 км. Автодороги Санкт-Петербург - Киев произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля перевозчика и автомобиля Мерседес под управлением гражданина России Иванова И. И.

В соответствии с информационным письмом из следственного отдела гр-н Иванов И.И. совершил наезд на автомашину перевозчика, нарушив п.10.1.2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации. В действиях перевозчика следствие не усмотрело нарушения правил дорожного движения. При таких обстоятельствах суд считает, что водитель не имел возможности предотвратить обстоятельства, в результате которых произошло повреждение перевозимого им груза, что является основанием для освобождения ответчика от ответственности.

(Решение Хозяйственного суда г. Санкт-Петербург от 23 марта 2006 г., дело N 404-13М)

Заключение

Одна из основных задач транспортно-экспедиционного обслуживания - в современных условиях - это поиск наиболее эффективного для заказчика варианта доставки грузов на одном или нескольких видах транспорта. Транспортно - экспедиционное обслуживание - это поиск наиболее эффективной организации доставки грузов.

Транспортно - экспедиционное обслуживание, это очень сложная и многоплановая деятельность, регулирование которой обеспечивается законами, нормативно-правовыми актами, уставами и кодексами различных видов транспорта, ведомственными актами (правилами перевозок и правила оказания услуг). В работе также описаны различные документы, сопровождающие транспортно - экспедиционное обслуживание.

Целью работы было раскрыть правовой аспект транспортно-экспедиционного обслуживания.

Список использованной литературы

Транспортно-экспедиционное обслуживание: учебное пособие / С.Э. Сханова, О.В. Попова, А.Э. Горев; Москва; Издательский центр “Академия”; 2005.

Журнал “Логинфо” №11/2006; Тема номера: Транспортно-экспедиционное обслуживание.

Сайт: http://gruzotransport.ru/.

Сайт: http://tipovie-dogovora. narod.ru/.

Егиазаров В.А. “Транспортное право": учебник; Москва; Издательство “Юстицинформ”, 2007.

Приложение. Договор транспортной экспедиции

ДОГОВОР

транспортной экспедиции

г. ______________ "__"__________ 20___ г.

_______________________________________________________________,

(наименование предприятия-экспедитора)

именуемое в дальнейшем "Экспедитор", в лице _________________________

____________________________________________________________________,

(должность, Ф.И. О)

действующего на основании __________________________________________,

(Устава, положения)

с одной стороны, и __________________________________________________

(наименование предприятия-грузоотправителя или

_____________________________________________________________________

грузополучателя)

именуемое в дальнейшем "Клиент", в лице _____________________________

____________________________________________________________________,

(должность, Ф.И. О)

действующего на основании __________________________________________,

(Устава, положения)

с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

1. Предмет договора. Общие положения

1.1 Согласно настоящему договору Экспедитор обязуется за

вознаграждение и за счет Клиента выполнить или организовать

выполнение определенных настоящим договором услуг, связанных с

перевозкой груза.

1.2 Срок действия настоящего договора:

начало ________________________________________________________;

окончание: ____________________________________________________.

1.3 Стоимость оказываемых Экспедитором услуг составляет: ______

____________________________________________________________________.

1.4 Клиент обязуется оплатить:

а) сумму, указанную в подпункте 1.3., не позднее ______________;

б) расходы, связанные с исполнением настоящего договора, не

позднее _______________________ с момента предоставления Экспедитором

калькуляции затрат.

1.5 Денежные суммы, указанные в подпункте 1.3 настоящего

договора и в калькуляции затрат, выплачиваются в следующем порядке:

____________________________________________________________________.

2. Обязанность Экспедитора

2.1 Экспедитор обязуется:

а) организовать перевозку груза транспортом по следующему

маршруту: __________________________________________________________.

б) заключить от имени Клиента на основании доверенности договор

перевозки груза;

в) обеспечить _________________________________________________;

(отправку и (или) получение груза)

г) обеспечить получение документов, требующихся для экспорта или

импорта груза;

д) обеспечить выполнение таможенных и иных формальностей;

е) проверить количество и состояние груза;

ж) обеспечить погрузку и выгрузку;

з) уплатить пошлины, сборы, произвести другие необходимые

платежи, возложенные на Клиента;

и) обеспечить хранение груза и его получение в пункте

назначения;

к) ____________________________________________________________.

(другие обязанности, связанные с перевозкой)

2.2 Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей

других лиц.

Возложение исполнения обязательства на третье лицо не

освобождает Экспедитора от ответственности перед Клиентом за

исполнение настоящего договора.

3. Документы и другая информация

предоставляемая Экспедитору

3.1 Клиент обязан предоставить Экспедитору документы и другую

информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную

информацию, необходимую для исполнения Экспедитором обязанностей,

предусмотренных настоящим договором.

3.2 Экспедитор обязан сообщить Клиенту об обнаруженных

недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации

запросить - у Клиента необходимые дополнительные данные.

3.3 В случае непредоставления Клиентом необходимой информации

Экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих

обязанностей до предоставления такой информации.

3.4 Клиент несет ответственность за убытки, причиненные

Экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению

информации, указанной в подпункте 3.1

4. Ответственность Экспедитора по настоящему договору

4.1 За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по

настоящему договору Экспедитор несет ответственность по основаниям и

в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25

ГК.

4.2 Если Экспедитор докажет, что нарушение обязательства

вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность

Экспедитора перед Клиентом определяется по тем же правилам, по

которым перед Экспедитором отвечает соответствующий Перевозчик.

5. Заключительные положения

5.1. Любая из Сторон вправе отказаться от настоящего договора,

предупредив об этом другую Сторону в разумный срок.

5.2. При одностороннем отказе от исполнения настоящего договора

Сторона, заявившая об отказе, возмещает другой Стороне убытки,

вызванные расторжением договора.

5.3. Договор составлен в _____ экземплярах.

5.4. Адреса и банковские реквизиты Сторон:

Клиент: ________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Экспедитор: ____________________________________________________

_____________________________________________________________________

Клиент Экспедитор

__________________ _______________________

М.П.М. П.

КОММЕНТАРИИ:

----------

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.

Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются

соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-

экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми

актами.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях