Техническое обслуживание и ремонт стартера автомобиля ВАЗ-2106

Техническое обслуживание и ремонт стартера автомобиля ВАЗ-2106

Содержание

1 Теоретические основы технического состояния автомобиля

1.1 Теория надежности автомобиля

1.2 Изменения технического состояния авто в процессе эксплуатации

1.3 Планово-предупредительное состояние ТО и ремонт автомобилей

1.4 Диагностика технического состояния автомобиля

2 Техническое обслуживание и ремонт

2.1 Основные неисправности стартера и их причины

2.2 Основные методы контроля и диагностики, оборудование и приборы их проведения

2.1 Техническое обслуживание

2.2 Операции по ремонту

2.3 Контрольно-измерительные операции

3 Охрана труда

3.1 Охрана труда и противопожарные мероприятия при ТО и ремонте

Заключение.

Используемая литература

1 Теоретические основы технического состояния автомобиля

1.1 Теория надежности автомобиля

Под надежностью автомобиля следует понимать его свойства сохранять эксплуатационное - технические качества и безотказно выполнять свои функции при эксплуатации на протяжении установленного заводом - изготовителем (или нормативного) пробега.

Надежность - это комплексное свойство автомобиля, и оно подразделяется на более простые составляющие: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Под долговечностью автомобиля следует понимать срок безотказной работы с момента выпуска до предельного состояния, когда дальнейшая эксплуатация может привести к нарушению требований безопасности движения, резкому снижению эффективности эксплуатации, повышенному загрязнению окружающей среды и недопустимо больших затрат на восстановление работоспособности.

Ремонтопригодность заключается в легкости предупреждения и обнаружения неисправностей и устранения их путем проведения ТО и ремонта. Она характеризуется временем простоя в ТО и ремонте, трудоемкостью и затратами на их проведение, включая стоимость запасных частей.

Под сохраняемостью обычно имею в виду свойство автомобиля сохранять исправное и работоспособное состояние не только в процессе эксплуатации, но и в течение всего возможного периода хранения (включая консервацию) или транспортирования.

Основной причиной, влияющей на надежность, является изнашивание деталей, узлов, агрегатов и систем автомобиля, выражающееся в разрушении поверхностей сопряженных деталей. Возможны также и аварийные поломки, зависящие от конструкции, качества применяемых материалов и их механической и термической обработки, различных заводских дефектов и т.д.

1.2 Изменения технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации

Влияние сил трения

Одним из важнейших факторов, влияющих на процесс изнашивания, является воздействие сил трения между сопряженными деталями. Различают трение качения и скольжения. При пуке двигателя вал начинает вращаться и масло, подаваемое в узле трения масляным насосом, налипает на вал и перемещается вниз в клинообразные зазор, где начинается уплотняться, причем чем выше вязкость и масленность масла, тем интенсивнее идет этот процесс. Когда частота вращения достигает определенного значения, уплотненный слой масла переместится под валы приподнимает его. При дальнейшем увеличении частоты под валом стабилизируется так называемый масленый клин, а вал при работе находится как бы во взвешенном состоянии. Таким образом, наиболее благоприятным против изнашивания является жидкостное трение, для получения которого необходимо соблюдение следующих условий:

Ш Между валом и подшипником должен быть нормальный зазор, достаточный для образования масленого клина;

Ш Вязкость масла и подача масленого насоса должны соответствовать определенным значениям;

Ш Масло должно подаваться в наименее нагруженную зону узла трения;

Ш Частота вращения коленчатого вала должна быть не ниже определенной нормы.

Особенно неблагоприятны условия эксплуатации в зимнее время года, когда поступление масла в узлы трения еще более затрудненное при пуске холодного двигателя, что приводят к повышенному износу. Один пуск холодного двигателя при низких температурах, по данным исследований, равен по степени износа десяткам км. пробега в нормальных условиях.

Физическое старение деталей

По мимо трения, на автомобиль влияет усталость и коррозия.

Усталость - это процесс разрушения детали под действием многократно повторяющихся знакопеременных нагрузок, причем чем больше они превышают предел выносливости материала детали, тем интенсивнее идет процесс. При этом большая часть разрушений связана с образованием усталостных трещин.

Коррозия - это процесс разрушения материалов вследствие физико - химического взаимодействия с внешней средой, поэтому коррозионные поражения металлов и начинаются с поверхности.

1.3 Планово-предупредительное состояние ТО и ремонт автомобилей

Сущностью планово-предупредедительной системы является принудительная (по плану) постановки автомобилей, прошедших нормативный пробег, в соответствующий вид технического обслуживания, в целях предупреждения повышенной интенсивности изнашивания и восстановления утраченной работоспособности узлов, агрегатов и систем.<<Положением >> предусматривается :

1. Ежедневное обслуживание

ЕО

2. Техническое обслуживание №1

ТО - 1

3. Техническое обслуживание №2

ТО - 2

4. Сезонное обслуживание

СО

5. Текущий ремонт

ТР

6. Капитальный ремонт

КР

Эти виды обслуживания отличаются друг от друга перечнем и трудоемкостью выполняемых операций и, естественно, периодичностью, нормативы которой приведены в виде таблице.

Типы автомобилей

Периодичность ТО, км

ТО -1

ТО -2

Легковые

4000

16000

Грузовые

3000

12000

Автобусы

3500

14000

Ежедневное обслуживание (ЕО) включает в себя проведение контрольного осмотра (в первую очередь по узлам, механизмам и системам, влияющим на безопасность движения), уборочно - моечных операций (проводимых по потребности, с учетом санитарных и эстетических требований и условий эксплуатации) и дозаправочных работ (при необходимости доливка масла в двигатель, охлаждающей жидкости, подкачка шин и т.д)

Техническое обслуживание №1 (ТО -1) предназначено для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии, выявления и предупреждения отказов и неисправностей, а также снижения интенсивности изнашивания деталей, узлов и агрегатов и устанавливается комплекс работ:

ь Контрольных смотровых и диагностических;

ь Крепежно-регулировочных;

ь Смазочно-очистительных;

ь Электротехнических;

ь Арматурных и других видов работ.

Техническое обслуживание № 2 (ТО - 2) имеет то же значение, что и ТО -1, но проводиться в большем объеме - с углубленной проверкой параметров работоспособности автомобиля (и не только в целях выявления различных неисправностей, но и для определения возможного ресурса пробега без проведения текущего ремонта по ходу дальнейшей эксплуатации автомобиля), а также устранением обнаруженных неисправностей путем замены неисправных легкодоступных деталей и даже узлов.

Сезонное обслуживание (СО) проводится два раза в год, весной и осенью, и предназначено для подготовки автомобилей к эксплуатации с учетом предстоящих изменений климатических условий. Его совмещают обычно с очередным проведением ТО - 2 и выполняют на тех же постах те же работники.

Текущий ремонт (ТР) автомобилей в АТП производится по потребности, выявляемой водителем в процессе эксплуатации, при ежедневных контрольных осмотрах механика (при возвращении автомобиля с линии), а также в процессе проведения ТО -1 и ТО - 2 при обнаружении сверхобъемных работ.

Капитальный ремонт (КР) автомобилей и агрегатов производится в основном на специализированных ремонтных предприятиях - авторемонтных заводов (АРЗ) с полной разборкой автомобиля на отдельные узлы и агрегаты, а тех в вою очередь на отдельные детали.

1.4 Диагностика технического состояния автомобиля

Комплекс мероприятий по оценке и определению технического состояния автомобиля, а также отдельных его систем, узлов и агрегатов без разборки, по внешним признакам, путем измерения величин (параметров), характеризующих их состояние, с помощью различных стендов и прибором и сопоставление их с нормативами называется диагностированием.

В (Положении) планово - предупредительной системы обслуживания и ремонта предусмотрено проведение следующих основных видов диагностики.

· Экспресс - диагностика - проводиться ежедневно, выборочно или для всего подвижного состава, в основном по механизмам и системам, влияющим на безопасность движения (иногда проводиться на линии организации ГАИ).

· Общей (комплексной) диагностики - имеет целью выявление работоспособности автомобиля по выходным показателям рабочего процесса (общей мощности, тормозному пути, проценту пробуксовки и т.д)

· Поэлементной диагностики - служит для определения конкретных причин неисправностей в диагностируемых механизмах и системах автомобиля.

Диагностика входит в комплекс ТО - 1 и имеющую характер общего диагностирования, называют обычно Д -1, а поэлементную при ТО-2 или ТР ее называют Д-2.

2 Техническое обслуживание и ремонт

2.1 Основные неисправности стартера и их причины

Рассмотрим стартер автомобиля ВАЗ-2106

Стартер обеспечивает вращение коленчатого вала с частотой необходимой для пуска двигателя. Пусковая частота вращения коленчатого вала бензиновых двигателей составляет 40…50 мин-1.

Стартер автомобиля представляет собой четырехполюсный, четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением, с электромагнитным включением шестерни привода и дистанционным управлением.

Стартер 35.3708 в сборе

1 - крышка со стороны привода

2 - стопорное кольцо;

3 - ограничительное кольцо;

4 - шестерня привода;

5 - обгонная муфта;

6 - поводковое кольцо;

7 - резиновая заглушка;

8 - рычаг привода;

9 - якорь реле;

10 - удерживающая обмотка тягового реле;

11 - втягивающая обмотка тягового реле;

12 - стяжной болт реле;

13 - контактная пластина;

14 - крышка реле;

15 - контактные болты;

16 - коллектор;

17 - щетка;

18 - втулка вала якоря;

19 - крышка со стороны коллектора;

20 - кожух;

21 - шунтовая катушка обмотки статора;

22 - корпус;

23 - винт крепления полюса статора;

24 - якорь;

25 - обмотка якоря;

26 - промежуточное кольцо.

Стартер - четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением, с устройством для соединения и разъединения шестерни привода стартера с зубчатым венцом маховика. Стартер включается электромагнитным тяговым реле с дистанционным управлением.

Стартер прикреплен тремя болтами к картеру сцепления с правой стороны двигателя. От разогретой приемной трубы выпускной системы его защищает теплоизоляционный щиток.

Техническая характеристика стартера 35.3708* (СТ - 221)

Номинальное напряжение, В

12

Номинальная мощность, кВт

1,3

Потребляемый ток при максимальной мощности, не более, А

290 (260**)

Потребляемый ток в заторможенном состоянии, не более, А

550 (500**)

Потребляемый ток в режиме холостого хода, не более, А

60 (35**)

* С торцевым коллектором.

** Для стартера СТ - 221.

Корпус и крышки стартера стянуты двумя болтами. В передней и задней крышках установлены бронзографитовые подшипники (втулки), в которых вращается вал якоря.

Крутящий момент от вала якоря передается на маховик коленчатого вала двигателя через привод стартера.

Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика и включения питания электродвигателя стартера. При повороте ключа зажигания в положение «стартер» напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.

На валу привода установлена роликовая муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней. Она передает крутящий момент только в одном направлении - от стартера к двигателю, разобщая их после пуска двигателя. Это необходимо для защиты стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.

Исправность привода определяем внешним осмотром после разборки стартера. Статор, ротор и тяговое реле проверяем на короткое замыкание и обрыв обмоток. Неисправный элемент заменяем в сборе. Внешним осмотром проверяем состояние коллектора и щеток - износившиеся щетки заменяем, замасленный коллектор протираем уайт-спиритом, растворителем или бензином

Основными неисправностями стартера могут быть следующие. При включении стартера не срабатывает тяговое реле, якорь не вращается. Причины:

· неисправность или полная разрядка аккумуляторной батареи;

· сильное окисление полюсных выводов аккумуляторной батареи и наконечников проводов;

· слабая затяжка наконечников;

· отсоединение или обрыв провода тягового реле со стороны стартера или выключателя зажигания;

· межвитковое замыкание в обмотке тягового реле стартера, обрыв или замыкание на «массу»;

· заедание якоря тягового реле;

· неисправность контактной части выключателя.

При включении стартера тяговое реле срабатывает, но якорь не срабатывает или вращается недостаточно интенсивно. Причинами могут быть:

· разрядка аккумуляторной батареи;

· окисление полюсных выводов аккумуляторной батареи и наконечников соединительных проводов;

· ослабление затяжки крепления на контактных болтах тягового реле стартера;

· подгорание коллектора;

· зависание щеток или их большой износ;

· обрыв в обмотке статора или якоря;

· замыкание изолированного щеткодержателя плюсовой щетки на «массу»;

· замыкание между пластинами коллектора;

· межвитковое замыкание в обмотках якоря или статора либо замыкание их на «массу».

Для проверки работоспособности тягового реле стартера в цепь питания обмотки тягового реле вводят вольтметр или амперметр, устанавливают между ограничительным кольцом и шестерней привода прокладку толщиной от 12,8 до 15,0 мм. Толщина прокладки зависит от типа стартера. Затем включают реле. Сила тока питания обмотки не должна превышать 23 А, а напряжение -- 9 В. Если эти значения больше, значит, обмотки реле или привода стартера неисправны. Если имеются отклонения рабочих параметров стартера от номинальных, обмотку необходимо проверить, нет ли в ней замыкания.

Проверку обмоток стартера на отсутствие замыкания на «массу» производят при помощи контрольной лампы или тестера. Для проверки отсоединяют вывод обмотки возбуждения от тягового реле, приподнимают изолированные щетки, отсоединяют провод шунтовой катушки от неизолированного щеткодержателя, вынимают щетки из изолированных щеткодержателей, для чего предварительно отворачивают винты крепления щеточных канатиков. Через контрольную лампу подводят напряжение 12 В к выводу обмотки возбуждения и корпусу стартера. Если лампочка загорается, значит, обмотка возбуждения замыкает на «массу».

Таким же способом проверяют, нет ли замыкания на «массу» изолированных щеткодержателей. Напряжение при этом подводят к изолированному щеткодержателю и корпусу стартера. Чтобы убедиться в отсутствии замыкания коллектора или обмотки якоря на «массу», приподнимают неизолированные и изолированные щетки, подводят напряжение к пластинам коллектора и корпусу стартера. Загорание лампочки свидетельствует о замыкании обмотки якоря на «массу». Если обнаружены неисправности деталей, нарушающих работоспособность стартера, их разбирают и ремонтируют.

При включении стартера якорь вращается, а коленчатый вал двигателя не прокручивается. Основными причинами могут быть:

· пробуксовка муфты свободного хода;

· поломка рычага выключения муфты или выскакивание его оси;

· поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины;

· заедание или тугое перемещение привода на винтовой нарезке вала якоря стартера.

Стартер не отключается после пуска двигателя. Основными причинами могут быть:

· заедание рычага привода;

· заедание привода на валу якоря стартера или слипание контактов тягового реле;

· поломка возвратной пружины выключателя зажигания;

· ослабление или поломка возвратных пружин муфты свободного хода или тягового реле стартера;

· заедание тягового реле.

Если двигатель заработал, а стартер не выключается, необходимо немедленно выключить зажигание, открыть капот и отсоединить провод, ведущий к реле стартера. Возможной причиной неисправности может быть и перекос стартера. Тогда следует подтянуть болты крепления его корпуса к двигателю.

Основными причинами повышенного шума стартера при вращении якоря могут быть:

· износ втулок подшипников или шеек вала якоря;

· ослабление крепления стартера;

· повреждение зубьев шестерни привода или венца маховика двигателя;

· поломка крышки со стороны привода;

· ослабление крепления полюса в корпусе стартера -- якорь при вращении задевает за полюс.

Перед разборкой стартер необходимо очистить от пыли и грязи волосяной щеткой и сухой ветошью. При разборке применяют специальные съемники, тиски, прессы. После разборки все узлы и детали промывают и высушивают. Металлические детали моют в ванне со щелочным раствором или керосином. Детали с проводами или обмоткой протирают тряпкой, смоченной в бензине, и продувают сжатым воздухом. После продувки их сушат в электрических сушильных шкафах при температуре 95--100°С в течение часа--полутора. Уплотнительные прокладки из войлока и фетра промывают в чистом бензине.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты