Техническое нормирование на автотранспортном предприятии
Введение
Одной из задач поставленных техническим обслуживанием автомобилей, является: “…полное своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышении эффективности и качества работы транспортной системы“.
Решение поставленных задач в сфере автомобильного транспорта будет осуществляться за счет совершенствования и повышения уровня эффективности и качества работы всех служб автотранспортных предприятий (АТП).
Для улучшения работы подвижного состава автомобильного транспорта важным является совершенствование организации и технологии его технического обслуживания и ремонта, а также научная организация труда исполнителей.
Реализация этих организационно-технических предприятий обеспечивается на основе современных достижений науки и техники в области технической эксплуатации автомобилей.
В связи с этим при техническом обслуживание и ремонте автомобилей всё более широкое распространение находит диагностирование их технического состояния, позволяющее получать не только информацию о неисправности механизмов и систем автомобилей, но и прогнозировать их работоспособность, то есть управлять техническим состоянием автомобиля, теория надежности, используемый также для управления техническим состоянием автомобиля, наконец, широкое внедрение в практике работы АТП находят централизованная и автоматизированная системы управления производством (ЦУП и АСУ). Для совершенствования процессов управления техническим состоянием автомобилей специалисты по их техническому обслуживанию должны знать факторы, влияющие на изменение технического состояния автомобилей, элементы теорий надежности, технологию и прогрессивные методы технического обслуживания, диагностирование и текущего ремонта автомобилей, а также соответствующее технологическое оборудование. Необходимым также является знание основных вопросов проектирования реконструкции производственных участков и АТП в целом.
1. Характеристика ПАТП и объекта проектирования
Данное ПАТП находится в городе Тула и выполняет перевозку пассажиров. Подвижной состав представляет собой автомобили марки ГАЗ-24
Условия эксплуатации подвижного состава относится к III категории в умеренной зоне.
Данное ПАТП насчитывает 380 единиц подвижного состава, в том числе 120 автомобилей после капитального ремонта. Подвижной состав эксплуатируется 365 дней в году, средняя продолжительность работы автомобиля на линии составляет 12 часов при среднесуточном пробеге 302 км. Время начала и конца выхода автомобиля на линию с 5:00 до 7:00.
В малярном цехе ПАТП производится работа по окраске кузова автомобиля .
2. Расчётно-технологическая часть
2.1 Исходные данные, применяемые для технологического расчёта
Таблица 1№ п/п | Марка автомобиля | Пробег автомобилей | Итого | В том числе | ||||||||||
До 0,25 L кр | 0,25 … 0,5 L кр | 0,5 … 0,75 L кр | 0,75 … 1,0 L кр | 1,0 … 1,25 L кр | 1,25 … 1,50 L кр | 1,50 … 1,75 L кр | 1,75 … 2,0 L кр | Свыше 2,0 L кр | До КР | После КР | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
1 | ГАЗ-24 | 65 | 35 | 100 | 60 | 20 | 30 | 10 | 40 | 20 | 380 | 260 | 120 |
Аи = 380 авт. - среднесписочное количество автомобилей.
L'кр = (260 * 240000 + 0,8 * 120 * 240000)/380 = 224842 км.
2.2.3 Определение фактической периодичности ТО и пробега до КР
LфТО-1 = Lcc * m1,
Где,
Lсс = 302 км - среднесуточный пробег;
m1 = LТО-1/Lсс = 4000/302 = 13,245 13;
LфТО-1 = 13 * 302 = 3926 км.
LфТО-2 = LфТО-1 * m2;
m2 = LТО-2/LфТО-1 = 16000/3926 = 4,07 4;
LфТО-2 = 3926 * 4 = 15704 км.
Lфкр = LфТО-2 * m3;
m3 = L'кр/LфТО-2 =240000/15704 = 15,2 15;
Lфкр = 15704 * 15 = 235560 км.
2.3 Расчёт коэффициента технической готовности автомобилей
т = Дэ.ц./(Дэ.ц. + Др.ц.); где
Дэ.ц. - дни нахождения автомобиля за цикл в технически исправном состоянии;
Др.ц. - дни простоя автомобиля в ТО, ТР, КР за цикл.
2.3.1 Определение дней нахождения автомобиля за цикл в технически исправном состоянии
Дэ.ц. = Lфкр/Lсс = 180480/235 = 768 дней.
2.3.2 Определение дней нахождения автомобиля за цикл ТО, ТР, КР
Др.ц. = Дкр * Ккр + ДТО,ТР * К'4ср (Lфкр/1000);
Где,
Ккр = 0,13 коэффициент, корректирующий долю п.с. в КР;
Дкр - дни простоя автомобиля;
Дкр = Дфкр + Дтрансп;
Дфкр - фактические дни простоя автомобиля в КР;
Дтрансп - дни для транспортировки автомобилей на АРЗ и обратно;
ДТО,ТР - дни простоя автомобиля в ТО и ТР;
Дфкр = 18 дня; ДТО,ТР = 0,22 дн/1000км; табл. 7[5]
Дтрансп = 2дня;
Дкр = 18 + 2 = 20 дней;
К'4ср - среднее значение коэффициента, корректирующий простой автомобиля в ТО и ТР.
2.3.3 Расчёт коэффициента К'4ср
Таблица 2
Пробег автомобилей | Аи | К'4 | Аи * К'4 | |
До 0,50 Lкр | 100 | 0,7 | 70 | |
0,50 … 0,75 Lкр | 100 | 1,0 | 100 | |
0,75 … 1,00 Lкр | 60 | 1,3 | 78 | |
Свыше 1,00 Lкр | 120 | 1,4 | 168 | |
Итого | 380 | 416 |
К'4ср = Аи * К'4/Аи = 416/380 = 1,09;
Др.ц. = 20 * 0,31 + 0,22 * 1,09 * (235560/1000) = 63 дней;
т = 780/(780+ 63) = 0,925.
2.4 Определение коэффициента использования автомобиля
и = (Др/Дк) * т * Ки;
Где,
Др = 365 дня, рабочие дни в году АТП;
Дк = 305 дня, календарных дней в году;
Ки = 0,95 - коэффициент, учитывающий невыход автомобилей на линию из-за болезни, отпуска водителя, погодных условий и других причин.
и = (365/365) * 0,925 * 0,95 = 0,879.
2.5 Определение годового пробега автомобиля
Lгод = Lcc * Дк * и = 365 * 302 * 0,87875 = 96844,6 км;
Lгод = Аи * Lгод = 380 * 96844,6 = 36800948 км.
2.6 Расчет годовой программы ТО
2.6.1 Расчет годовой программы ТО-1 и ТО-2
N(ТО-2)г = Аи * ((Lгод / L(ф)ТО-2) - (Lгод / L(ф)КР));
N(ТО-2)г = 380 * ((96844,6 / 15704 ) - (96844,6 / 235560)) = 2187 возд;
N(ТО-1)г = Аи * (Lгод / L(ф)ТО-1) - N(ТО-2)г ;
N(ТО-1)г = 380 * (96844,6 / 3926 ) -2187 = 7186 воздействий.
2.6.2 Расчет годовой программы ЕО, выполняемого перед ТО и ТР
NЕО(т)г =1,6(N(ТО-1)г + N(ТО-2)г)=1,6*( 7186 +2187 )=14997 возд;
2.6.3 Расчет годовой программы ЕО, выполняемого по возвращению автомобилей с линии
NЕО(с)г =а(Аи * (Lгод / Lсс)- NЕО(т)г =1,12(380*96844,6/302)-14997=121483 возд;
2.6.4 Расчет годовой программы Д-1 и Д-2
N(Д-1)г =1,1N(ТО-1)г + N(ТО-2)г=1,1*7186+2187=10091,6 возд;
N(Д-2)г =1,2N(ТО-2)г = 1,2*2187=2624,4 возд;
2.7 Расчет удельных трудоёмкостей ТО и ТР
2.7.1 Расчет удельной трудоёмкости ЕО, выполняемого по возвращению автомобилей с линии
tЕО(с) = tнЕО(с) * К2 * Кр ;
где,
tнЕО(с) - нормативная трудоёмкость ЕО, выполняемого
по возвращению автомобилей с линии;
tнЕО(с) =0,25 чел*час; табл. 4[5]
К2 - коэффициент, корректирующий трудоёмкость по модификации подвижного состава;
К2 =1,0; табл. 3[5]
Кр - коэффициент, учитывающий механизацию УМР;
Кр =1,0;
tЕО(с) =0,25*1,0*1,0=0,35 чел*час.
2.7.2 Расчет удельной трудоёмкости ЕО, выполняемого перед ТО и ТР
tЕО(т) =0,5* tЕО(с) =0,5*0,35=0,175 чел*час.
2.7.3 Расчет удельной трудоёмкости ТО-1, ТО-2
tТО-1 = tнТО-1 * К2 * К'5 ,
tТО-2 = tнТО-2 * К2 * К'5 ;
где,
tнто-1- нормативная трудоёмкость ТО-1;
tнто-2- нормативная трудоёмкость ТО-2;
tнто-1 = 2,5 чел*час;
tнто-2 = 10,5 чел*час; табл. 4[5]
К'5 - коэффициент, корректирующий трудоёмкость по числу технологически совместного подвижного состава;
К'5 =1,00; табл. 3[5]
tТО-1 = 2,5*1,0*1,00=2,5 чел*час;
tТО-2 = 10,5 *1,0* 1,00 = 10,5 чел*час .
2.7.4 Расчет удельной трудоёмкости ТР
tтр = tнтр * К1 * К2 * К3 * Кср4 * К'5 * К”5,
где,
tнтр - нормативная трудоёмкость ТР;
tнтр = 3,0 чел*час/1000км табл. 4[5]
К1 - коэффициент, корректирующий трудоёмкость по условиям эксплуатации.
К3 - коэффициент, корректирующий трудоёмкость по климатическим районам;
Кср4 - среднее значение коэффициента, корректирующий трудоёмкость по пробегу автомобиля с начала эксплуатации;
К”5 - коэффициент, корректирующий трудоёмкость по способу хранения п.с.
К1 =1,2; К3 =1,0; К”5 =1,0; табл. 4[5]
Расчёт коэффициента Кср4.
Таблица 3
№п/п | Пробег автомобилей | Аи | К4 | Аи * К4 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | До 0,25 Lкр | 65 | 0,4 | 26 | |
2 | 0,25 … 0,50 Lкр | 35 | 0,7 | 24.5 | |
3 | 0,50 … 0,75 Lкр | 100 | 1,0 | 45 | |
4 | 0,75 … 1,00 Lкр | 60 | 1,4 | 84 | |
5 | 1,00 … 1,25 Lкр | 20 | 1,5 | 13 | |
6 | 1,25 … 1,50 Lкр | 30 | 1,6 | 14 | |
7 | 1,50 … 1,75 Lкр | 10 | 2,0 | 16 | |
8 | 1,75 … 2,00 Lкр | 40 | 2,2 | 19 | |
9 | Свыше 2,00 Lкр | 20 | 2.,5 | 10,5 | |
Итого | 380 | 221,5 |
К'ср4 = Аи * К4/Аи = 470,5/380 = 1,24;
tтр = 3,0 * 1,2 * 1,0 * 1,0 * 1,24 * 1,00 * 1,0 = 4,464 чел*час/1000км.
2.8 Расчёт годового объёма работ по ТО и ТР
2.8.1 Расчёт годового объёма работ ЕО, выполняемого по возвращению автомобилей с линии
TЕО(с)г =NЕО(с)г * tЕО(с) =121483*0,35=42519,05 чел*час.
2.8.2 Расчёт годового объёма работ ЕО, выполняемого перед ТО и ТР
TЕО(т)г =NЕО(т)г * tЕО(т) =14997*0,175=2624,475 чел*час.
Годовой объем работ по УМР равен:
TУМР =TЕО(т)г + %УМР * TЕО(с)г= =2624,475*0,4*42519,05=19632 чел*час.
2.8.3 Расчёт годового объёма работ ТО-1
T(ТО-1)г = T(ТО-1)г + TТРС(ТО-1) - TД-1(ТО-1)г ;
Где,
T(ТО-1)г - собственный годовой объем работ по ТО-1
TТРС(ТО-1) - годовой объем работ сопутствующего ТР при ТО-1
TД-1(ТО-1)г - годовой объем работ Д-1
T(ТО-1)г =N(ТО-1)г * tТО-1 ;
TТРС(ТО-1)г = b1 * T(ТО-1)г;
Где,
b1 = 0,15 - процент сопутствующего ТР при ТО-1; стр.16 [5]
T(Д-1)г = T(ТО-21г * С1 /100;
С1 = 12% - процент работ, приходящийся на долю Д-1 от ТО-1; табл.8[5]
T(ТО-1)г = 7186 * 2,5 = 17965 чел*час;
TТРС(ТО-1) =0,15 * 17965 = 2694,75 чел*час;
T(Д-1)г = 17965* 12 / 100 = 2155,8 чел*час;
T(ТО-1)г = 17965 + 2694,75 - 2155,8= 18503,95 чел*час
2.8.4 Расчёт годового объёма работ ТО-2
T(ТО-2)г = T(ТО-2)г + TТРС(ТО-2) + TСОг - TД-2(ТО-2)г ;
T(ТО-2)г - собственный годовой объем работ по ТО-2;
TТРС(ТО-2) - годовой объем работ сопутствующего ТР при ТО-2;
TД-2(ТО-2)г - годовой объем работ Д-2;
TСОг - годовой объем работ сезонного обслуживания;
T(ТО-2)г =N(ТО-2)г * tТО-2 ;
TТРС(ТО-2)г = b2 * T(ТО-2)г;
TСОг =NСОг * tСО ;
NСОг =2Аи;
tСО = с3* tТО-2 ;
где,
b2 = 0,15 - процент сопутствующего ТР при ТО-2; стр.16 [5]
T(Д-2)г = T(ТО-2)г * С2 /100;
С2 = 10% - процент работ, приходящийся на долю Д-2 от ТО-2; табл.8[5]
NСОг - годовая программа сезонного обслуживания;
tСО -удельная трудоемкость сезонного обслуживания;
NСОг =2*380=760 возд;
tСО =0,2*10,5=2,1 чел*час;
T(ТО-2)г = 2187 * 10,5 = 22963,5 чел*час;
TТРС(ТО-2) =0,15 * 22963,5 = 3444,525 чел*час;
T(Д-2)г = 22963,5* 10 / 100 = 2296,35 чел*час;
TСОг =760*2,1=1596 чел*час;
T(ТО-2)г = 22963,5 + 344,525 + 1596 - 2296,35 = 22607,675 чел*час.
2.8.5 Расчёт годового объёма работ по зоне ТР